На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное устройство россии 16 века

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
В XV–XVI вв. складываются так называемые «абсолютные монархии». Предпосылки  абсолютизма коренятся в социально-экономических  переменах, вызванных зарождением  и развитием буржуазных отношений. В эпоху феодализма политическая власть (как и земельная собственность) носила неполный расщепленный характер (феодальный иммунитет, вассальные отношения  и т.п.). По мере социально-экономического развития и попыток верховных  феодальных владык укрепить свою власть последние получили и использовали возможность опереться в борьбе с феодалами на города, в итоге  возникает так называемая сословно-представительная монархия, где при короле наравне  с палатами, представлявшими земельную  аристократию, наличествовали институции, где заседали представители всех сословий (феодалов, церкви, горожан, иногда крестьян) – в Англии – парламент, во Франции – Генеральные штаты, в Испании – кортесы, в Германии – ландтаги, в России – Земские  соборы.
Опираясь на все сословия и играя  на их противоречиях, короли становились  более независимыми от аристократии, а центр тяжести перемещался  от одалживания (у феодалов) государственных  услуг в покупку (королем) государственной  службы. Социально-экономические изменения XV–XVI вв. увеличили ресурсы общества и создали свободные средства, сыгравшие важную роль и в эволюции государственной власти. Увеличивается  доля налогов в объеме средств, используемых центральной властью для своих  нужд. Происходит усиление процесса централизации, складывается государственная территория вокруг общего центра. Все это ведет  у иному, отличному от феодального, государственному управлению – через  чиновников.
Складывание колониальной системы  и единых государств приводят к обострению военного противостояния, это необходимо приводит к появлению постоянной наемной и многочисленной армии, причем под абсолютным контролем  центральной власти. Войны приводили  к ухудшению положения широких  крестьянских масс, это часто вело к восстаниям, охватывавшим большие  территории и бывшие многочисленными. Подавляя подобные крестьянские выступления, центральная власть укрепляла свою значимость для всего класса феодалов. Нередко войны способствовали ослаблению феодальной аристократии (так, в Англии в период «войны Белой и Алой роз» пресеклось большинство родов «старой» знати, а новые дворяне были более  привязаны к королевской власти, получив от нее земли и титулы).
Таким образом, королевская власть получила гигантские ресурсы, инструменты (бюрократия и армия) новое идеологическое обоснование государства и королевской  власти и сделалась «Абсолютной», то есть свободной от общества. Исторически  «абсолютизм» является высшей формой феодальной монархии. Его возникновение предполагает определенный уровень денежных отношений и промышленности, так как это создает предпосылки финансирования гражданской и военной бюрократии и возникновения материальной основы для строительства армии и флота.

    Государственное устройство России в XVI веке.


В конце XV — начале XVI вв. завершилось образование Российского государства. Это произошло в переломный период мировой истории. В 1453 г. пал Константинополь, в 1492 г. была открыта Америка. Это было время Великих географических открытий, начало капиталистической эры в передовых странах Европы, где шел процесс первоначального накопления капитала, возникала мануфактурная промышленность, складывались основные классы буржуазного общества. Происходили заметные изменения в идеологической жизни общества, связанные с утверждением идей Возрождения и идей гуманизма. В конце XVI в. началась первая в Европе победоносная буржуазная революция (Нидерланды, 1566— 1609).
Образовавшееся в конце XV — начале XVI вв. Российское государство развивалось как часть мировой цивилизации. Однако следует учитывать своеобразие условий, в которых шло это развитие. Территория России лежала в полосе резко-континентального климата с коротким сельскохозяйственным летом. Плодородные черноземы Дикого поля, Поволжья, Сибири только начали осваиваться. Шел трудный процесс освоения новых территорий. Страна не имела выхода к теплым морям. При отсутствии естественных границ постоянная борьба с внешней агрессией требовала напряжения всех ресурсов. Земли запада и юга бывшего Древнерусского государства находились в руках противников России. Ослабли и были разорваны традиционные торговые и культурные связи.
Российская держава сумела добиться политического единства, включив  в свой состав различные по уровню развития княжества и земли, которые  сохраняли еще в условиях господства натурального хозяйства и отсутствия интенсивных экономических связей, "живые следы прежней автономии". В стране отсутствовали сколько-нибудь реальные элементы буржуазного развития. Такой уровень экономики предопределял  неизбежность внутренних конфликтов в  процессе централизации страны.
 
1.1. Боярская дума
 
На протяжении многих столетий Россия держалась на трех фундаментальных  основах: общине (мире), самодержавии и  православии. Безусловным лидером  в этой триаде по отношению к российской истории XVI века следует считать самодержавие с его национальными особенностями и закономерностями складывания.
В системе представлений о монархической  власти в России существенным является вопрос о ее возникновении и условиях формирования, однако гораздо больше сомнений и споров у историков  вызывает дополнительный элемент политической системы России XVI века - институт земского сословного представительства и других органов государственной власти русского централизованного государства.
Центром политического и культурного  единения северо-восточных русских  земель стала Москва. Этому немало способствовала огромная роль, принадлежавшая Московскому княжеству в избавлении от монголо-татарского ига. При Иване  ІІІ и Василии Ивановиче начался  процесс централизации и формирования русского абсолютизма. Во главе державы  стоял Князь (позже – царь; первым этот титул, происходивший от слова  цезарь, принял Иван ІV Грозный) и Великий  Государь Всея Руси. При нем существовал  постоянно действующий совет  знати – Боярская дума; ее члены  назначались на основе местнических правил.
В состав Боярской думы водили две  категории людей:
Лица из худородных фамилий, которые  служили в основном в качестве думных дворян и думных дьяков. Они  были введены в состав Думы по решению  Иоанна Грозного в середине 16 века.
Лица старых аристократических  фамилий, которые занимали высшие должности  в Боярской думе. Правда, как известно, прежде чем получить боярский чин, необходимо было с детства служить царскому двору (сначала царице, при дворе, а с достижением совершеннолетия - государю). И все же лишь к концу 17 века чин на Московской службе становится все в большую и большую  зависимость не от родовитости кандидата, а его служебных качеств. Именно к 17 веку относятся случаи пожалования  боярства людям из среднего служилого  слоя (Матвеев или Ордин-Нащокин  при царе Алексее Михайловиче).
В состав Думы помимо бояр входили  окольничие и дьяки. Эти чины давались по “жалованию” царя. Дьяки и  окольничие пополнялись исключительно  представителями высшей московской аристократии, хотя, как уже выше сказано, были и исключения. Число  бояр и окольничих не превышало 50 человек. Кроме того в состав думы входило  несколько думных дворян и трое или  четверо думных дьяков, секретарей и докладчиков думы.
Следует отметить, в состав думы также  входили судьи - главы важнейших  приказов. Иногда это были дьяки, чаще всего бояре. На заседаниях думы присутствовал  патриарх, иногда вместе с освященным собором.
Служба бояр, окольничих и думных людей не ограничивалась “сидением” в думе. Они назначались послами  к иностранным государям, начальниками (“судьями”) важнейших приказов, полковыми воеводами и городовыми воеводами в наиболее важные города. Кстати, первоначально в думе выделяется так называемый ближний круг, наиболее доверенных и близких людей.
С развитием внутриполитических задач, связанных, прежде всего, с управлением  Московским государством, Дума начинает создавать различные вспомогательные  органы. Таким органом была Ответная палата, дававшая ответ иностранным  послам. Известна также Золотая Расправная палата. Это был специальный орган  апелляционного производства. В состав Думы входила и Золота палата, решавшая дела о местничестве.
Наряду с палатами Дума создавала  другие вспомогательные органы - комиссии. Таковой являлась комиссия, составленная для кодификационной работы над  Уложением. Другим примером специальной  комиссии Думы может быть комиссия князя В.В. Голицина 1681 года по пересмотру ратного дела.
Боярская Дума представляла собой  высший орган управления Москвой  на время отсутствия царя. Во время  отсутствия государя Земской приказ выступал в качестве специального комитета Боярской думы.
Из совещательного, собиравшегося  эпизодически с непостоянным составом княжеского совета («думы») Боярская дума московских государей превратилась в высший государственный орган, став де-факто постоянно действующим  учреждением, хотя и не имела своего юридического статуса. Делопроизводства не велось, заседания не протоколировались. Законодательная деятельность думы выражалась в совместном с царем  обсуждении и принятии новых законов, что закреплялось формулой («уложил  с бояры», «поговоря с бояры», «царь указал а бояре приговорили»). В условиях отсутствия развитых государственных  органов управления в центре и  на местах Боярская дума неизбежно  должна была соединять в своей  деятельности функции совещательного органа с функциями законодательными и управленческими. Санкционирование думой новых законов облегчало  их проведение на территории всей страны. Во главе с монархом дума обсуждала  и решала важнейшие хозяйственные, административные, судебные, военные  и внешнеполитические вопросы. Члены  думы участвовали в текущем управлении в так называемых думских комиссиях (например, Боярская комиссия по управлению Москвой на время отъезда из нее  царя). Состав думы был невелик – 5-10 человек и не отличался постоянством. В середине 16 в. их насчитывалось  свыше 50. Назначение («сказывание»), или  пожалование в думные и иные чины стало объектом местнических споров и борьбы между соперничающими группировками  знати. Бояре рассматривали свое участие в думе как неоспоримое  право – привилегию. В дальнейшем из ближайших советников монарха  могли образовываться неофициальные  “ближние думы” из наиболее доверенных лиц – официальный «частный совет государя», присутствие в котором зависело от близости к монарху, от связи их служебной «специализации» с характером рассматривавшихся в «ближней думе» вопросов. «Ближняя дума» была своеобразной думской комиссией для рассмотрения вопросов, которые царь считал необходимым перед внесением в думу обсудить в узком кругу бояр. В начальный период правления Ивана ІV образовался кружок единомышленников, так называемая Избранная рада – интеллигенция того времени: незнатный, но одаренный дворянин Алексей Адашев, поп Сильвестр, князь Алексей Курбский и многие другие. Не будучи официальным государственным учреждением, Избранная рада 13 лет фактически была русским правительством. С упрочением царской власти государи начинали тяготиться необходимостью считаться с мнением Боярской думы: формула “Царь повелел, а бояре приговорили” стала лишь формальностью.
Источники XVI в. не позволяют толковать о каком-либо серьезном ограничении власти государя. Бояре при Иване III или Василии III не образовывали какого-либо самостоятельного государственного учреждения; нет сведений и о заседании думы в полном составе в то время, а также о принятых ею решениях. Бояре по традиции были лишь советниками государя (именно так они и именуются в ряде источников), причем он сам решал, кого именно позвать на совещание. В частности в статье 98 Судебника 1550 г. речь идет о процедуре принятия законов - “с государева докладу и со всех бояр приговору”. Однако в законе не говорится, что решения могут приниматься только таким способом: естественно, как и прежде, государь мог решить любое дело и без совета с боярами. В принципе, практически все законы второй половины XVI в. оформлялись либо как царские указы, либо как приговор царя с боярами - строгой системы не было. Появление же термина “боярский приговор”, вошедшей в употребление в 40-е XVI века, по мнению отечественного историка М. Крома, свидетельствует не о покушении бояр на прерогативы монархической власти, а о превращении думы в центральное правительственное учреждение, координировавшее работу государственного аппарата. Эти функции дума приняла на себя в годы малолетства Ивана IV, когда монарх был, в сущности недееспособен. Но те же функции боярская дума сохранила и в последствии, на протяжении 2-ой половины XVI века, ибо управление огромной страной требовало создания такого высшего органа, который бы контролировал деятельность центральных учреждений.
         Значение боярской думы во  времена Ивана IV начало падать именно потому, что русская знать не была объединена ни в какие корпорации, а поодиночке бояре и князья были бессильны перед верховной властью.
Несмотря на ряд полномочий (управленческая, законодательная функция) боярскую думу в 16 веке нельзя было считать самостоятельной  политической силой. Процесс становления  монархии приводил к уменьшению полномочий бояр и превращению боярской думы в совещательный и исполнительный орган.
 
 

       Годы боярского правления


После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически государством управляла его мать — Елена, дочь князя Глинского — выходца из Литвы. И в годы правления Елены, и после ее, смерти (1538; есть предположение, что она была отравлена) не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Вельских, Шуйских, Глинских.
Боярское правление привело  к ослаблению центральной власти, а произвол вотчинников тяжело отразился  на положении народных масс, вызвав недовольство и открытые выступления  в ряде русских городов.
В июне 1547 г. в Москве вспыхнул сильный пожар. Два дня бушевало пламя. Город почти полностью выгорел. Около 4 тыс. москвичей погибли в огне пожарища. Иван IV и его приближенные, спасаясь от дыма и огня, спрятались в селе Воробьеве. Причину пожара искали в действиях реальных лиц. Поползли слухи, что пожар — дело рук Глинских, с именем которых народ связывал тяжелые годы боярского правления.
В Кремле на площади у Успенского собора собралось вече. Один из Глинских был растерзан восставшим народом. Дворы их сторонников и родственников  были сожжены и разграблены. "И  вниде страх в душу моя и  трепет в кости моя", — вспоминал  впоследствии Иван IV. С большим трудом правительству удалось подавить восстание.
Выступления против феодалов произошли  в городах Опочке, несколько позднее  в Пскове, Устюге. Классовые противоречия нашли отражение в распространении  ересей. Например, холоп Феодосии Косой, наиболее радикальный еретик того времени, выступал за равенство всех людей  и неповиновение властям. Его  учение получило широкое распространение, особенно среди горожан.
Народные выступления показали, что страна нуждается в реформах. Дальнейшее развитие страны требовало  укрепления государственности, централизации  власти. Иван IV вступил на путь проведения структурных реформ.

      Избранная Рада


Особую заинтересованность в проведении    реформ высказало дворянство. Своеобразным его идеологом был талантливый публицист того времени дворянин Иван Семенович Пересветов. Он обратился к царю с посланиями, в которых была изложена программа преобразований. Эти предложения Пересветова во многом предвосхитили действия Ивана IV. Некоторые историки даже считали, что автором челобитных был сам Иван IV. Сейчас установлено, что И.С.Пересветов — реальная историческая личность.
Исходя из интересов дворянства, И.С.Пересветов резко осудил боярское самоуправство. Он видел идеал государственного устройства в сильной царской  власти, опиравшейся на дворянство. "Государство без грозы, что  конь без узды", — считал И.С.Пересветов.
Около 1549 г. из приближенных к молодому Ивану IV людей сложилось новое правительство. Оно получило название Избранная Рада — так называл его на польский манер А.Курбский в одном из своих сочинений. Состав Избранной Рады не совсем ясен. Ее возглавлял А.Ф.Адашев, происходивший из богатого, но не очень знатного рода. В работе Избранной Рады участвовали представители различных слоев господствующего класса. Князья Д.Курлятев, М.Воротынский, московский митрополит Макарий и священник Благовещенского собора Кремля (домашней церкви московских царей) Сильвестр, дьяк Посольского приказа И.Висковатый. Состав Избранной Рады как бы отразил компромисс между различными слоями господствующего класса. Избранная Рада просуществовала до 1560 г. и явилась тем органом, который проводил преобразования, получившие название реформ середины XVI в.

      Венчание на царство. Центральное и местное управление


В январе 1547 г. Иван IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство.  Обряд  принятия царского титула происходил в Успенском соборе Кремля.   Из рук московского   митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царство, Иван IV принял шапку Мономаха и другие регалии царской власти. Церковь как бы утверждала божественное происхождение царской власти, но в то же время усиливала и свой авторитет. Отныне великий князь московский стал называться царем.
В период, когда складывалось централизованное государство, а также во время  междуцарствий и внутренних распрей, роль законодательного и совещательного органа при великом князе, а позднее  при царе играла Боярская дума. Во время царствования Ивана IV почти втрое был расширен состав Боярской думы, с тем чтобы ослабить в ней роль боярской аристократии.
Возвышение авторитета царской  власти, усиление духовенства и складывание  мощного поместного землевладения  привели к возникновению нового органа господствующего класса — Земского собора. Земские соборы собирались нерегулярно и занимались решением важнейших государственных дел, прежде всего вопросами внешней политики и финансов. В период бесцарствий на Земских соборах избирались новые цари. Первый Земский собор был созван в 1549 г. Он принял решение составить новый Судебник (утвержден в 1550 г.) и сформулировал программу реформ середины XVI в. (по подсчетам специалистов, состоялось более 50 Земских соборов; последние Земские соборы в России собирались в 80-е годы XVI в.). В состав Земских соборов входили Боярская дума, Освященный собор — представители высшего духовенства; на многих совещаниях Земских соборов присутствовали также представители дворянства и верхушки посада.
Еще до реформ середины XVI в. отдельные отрасли государственного управления отдельными территориями стали поручаться ("приказываться", как тогда называли) боярам. Так появились первые приказы — учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. В середине XVI в. существовало уже два десятка приказов. Военными делами руководили Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата (арсенал). Иностранными делами ведал Посольский приказ, государственными финансами — приказ Большой приход; государственными землями, раздаваемыми дворянам, — Поместный приказ; холопами — Холопий приказ. Были приказы, ведавшие определенными территориями: приказ Сибирского дворца управлял Сибирью; приказ Казанского дворца — присоединенным Казанским ханством.
Во главе приказа стоял боярин или дьяк — крупный государственный  чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением  задач государственного управления число приказов росло. Ко времени  петровских преобразований в начале XVIII в. их было около 50. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной.
На местах стала создаваться  единая система управления. Сбор налогов  на местах ранее поручался боярам-кормленщикам. Они были фактически правителями  отдельных земель. В их личное распоряжение поступали все средства, собранные  сверх необходимых податей в  казну, т.е. они "кормились" за счет управления землями. В 1556 г. кормления были отменены. На местах управление (сыск и суд по особо важным государственным делам) было передано в руки губных старост (губа — округ), избиравшихся из местных дворян, земских старост — из числа зажиточных слоев среди черносошного населения там, где не было дворянского землевладения, и городовых приказчиков или излюбленных голов — в городах. Таким образом, в середине XVI в. сложился аппарат государственной власти в форме сословно-представительной монархии.

      Судебник 1550 г


Общая тенденция к централизации  страны и государственного аппарата повлекли за собой издание нового сборника законов — Судебника 1550 г. Взяв за основу Судебник Ивана III, составители нового Судебника внесли в него изменения, связанные с усилением центральной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за "пожилое". Феодал теперь отвечал за преступления своих крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина. Впервые было введено наказание за взяточничество.
Еще при Елене Глинской была начата денежная реформа. Московский рубль  стал основной платежной единицей в  стране. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. Население  страны было обязано нести тягло — комплекс натуральных и денежных повинностей. В середине XVI в. была установлена единая для всего государства единица взимания налогов — большая соха. В зависимости от плодородия почвы, а также социального положения владельца земли, соха составляла 400-600 га земли. Податная реформа еще более ухудшила положение народных масс.

      Военная реформа


Много было сделано по укреплению вооруженных сил страны. Ядро армии  составило дворянское ополчение. Под Москвой была посажена на землю "избранная тысяча" — 1070 провинциальных дворян, которые, по мнению царя, должны были стать опорой власти.
Было составлено "Уложение о  службе". Вотчинник или помещик  мог начинать службу с 15 лет и  передавать ее по наследству. Со 150 десятин  земли, как боярин, так и дворянин, должны были выставлять одного воина  и являться на смотры "конно, людно  и оружно".
Большим шагом вперед в организации  военных сил России было создание в 1550 г. постоянного стрелецкого войска. На первых порах стрельцов было три тысячи человек. Кроме того, в армию стали привлекать иностранцев, число которых было незначительно. Была усилена артиллерия. Для несения пограничной службы привлекалось казачество.
Бояре и дворяне, составляющие ополчение, назывались "служилыми людьми по отечеству", т.е. по происхождению. Другую группу составляли "служилые люди по прибору" (т.е. по набору). Кроме стрельцов  туда входили пушкари (артиллеристы), городская стража, близки к ним  были казаки. Тыловые работы (обоз, строительство  фортификационных сооружений) выполняла "посоха" — ополчение из числа  черносошных, монастырских крестьян и  посадских людей.
На время военных походов  ограничивалось местничество — порядок  замещения должностей в зависимости  от знатности и служебной карьеры  предков. В середине XVI в. был составлен официальный справочник — "Государев родословец", упорядочивший местнические споры.

      Стоглавый собор


В 1551 г. по инициативе царя и митрополита собрался Собор русской церкви, получивший название Стоглавый, поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Решения церковников отразили перемены, связанные с централизацией государства. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г. и реформы Ивана IV. Из числа местных святых, почитавшихся в отдельных русских землях, был составлен общерусский список. Упорядочилась и унифицировалась обрядность на всей территории страны. Даже искусство подлежало регламентации. Было решено оставить в руках церкви все земли, приобретенные ею ранее. В дальнейшем церковники могли покупать землю и получать ее в дар только с царского разрешения. Таким образом, в вопросе о монастырском землевладении победила линия на его ограничение и контроль со стороны царя.
Реформы 50-х годов XVI в. способствовали укреплению Российского централизованного многонационального государства. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили мощь страны, однако сопровождались новым нажимом на русское крестьянство, вели к его дальнейшему закрепощению. Реформы середины XVI в. одновременно создали предпосылки для решения внешнеполитических задач, стоявших перед Россией.
 

    Государственное устройство Франции  в XVI века.
 
В процессе длительной борьбы королей  за соединение разрозненных феодальных провинций в единое государство  во Франции сложился абсолютизм . Они  видели свою задачу не только в том, чтобы присоединить ту или иную область  к своему домену, но и в том, чтобы  реально подчинить ее своей власти. На всей территории страны французским  королям принадлежала верховная  и неделимая власть. По своему усмотрению они формировали Королевский  совет, из которого со временем выделились советы по отдельным отраслям управления – внешним и внутренним делам, финансам и пр.
К началу XVI века Франция стала единым государством, в форме абсолютной монархии.
Абсолютизм характеризуется тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти концентрировалась  в руках наследного главы государства  – короля. Ему был подчинен весь централизованный государственный  механизм: армия, полиция, административный аппарат, суд. Французы всех сословий, включая и дворян, были подданными короля, обязанные беспрекословно повиноваться. При этом абсолютная монархия последовательно  защищала классовые интересы дворянства.
Феодалы так же понимали, что в  условиях обострения классовой борьбы подавление крестьянства возможно лишь с помощью жесткого государственного абсолютизма. В расцвет абсолютной монархии в стране утвердилось социально-политическое равновесие двух основных эксплуатационных классов – привилегированного и  имеющего государственные посты  дворянства и набирающей силы буржуазии.
Значимую роль в становлении  существующего строя во Франции  сыграл первый министр Людовика XIII – Ришелье. В период с 1624–1642 гг. он, оказывая огромное влияние на короля, практически правил страной. При  этом его политика защищала интересы дворянства, в чем Ришелье видел  укрепление абсолютизма.
При Людовике XIV (вторая половина XVII –  начало XVIII века) французский абсолютизм достигает высшей ступени своего развития. С XVI века по первую половину XVII века абсолютная монархия безусловно играла прогрессивную роль в развитии Французского государства, так как  сдерживала раскол страны, содействовала  росту капиталистической промышленности и торговли. В этот период поощрялось строительство новых мануфактур, устанавливались высокие таможенные пошлины на ввозимые товары, основывались колонии.
        На рубеже XVI–XVII вв. возникли министерства. Местную администрацию возглавляли  губернаторы (в дальнейшем интенданты) и королевские суды. Особое место  среди них занимали суды высшей  инстанции, называвшиеся во Франции  парламентами. В отличие от английских, парламенты во Франции были  не законодательными, а судебными  и административными учреждениями. Всего во Франции насчитывалось  около дюжины парламентов –  в Париже, Тулузе, Гренобле, Бордо,  Дижоне, Руане, Ренне, Метце и  других крупных городах. Они  рассматривали наиболее важные  судебные дела, касавшиеся короля, принцев крови, высших чиновников.1 В них можно было также обжаловать приговоры местных судов по делам меньшей важности. Помимо чисто судебных полномочий, парламенты обладали правом критики действий королевской администрации. Главным среди них был Парижский парламент. Ему, кроме обычных функций, принадлежало право регистрации королевских эдиктов, после чего они приобретали законную силу.
Еще в средние века французские  короли охотно брали на государственную  службу образованных и исполнительных простолюдинов. В целях пополнения государственной казны они продавали  государственные должности. Это  привело к необыкновенному росту  чиновничества, численность которого возросла с 8 тыс. в начале XVI в. до 46 тыс. в середине XVII в.2 Разбогатевшие простолюдины, покупая государственные должности, получали вместе с ними и дворянские грамоты. Возникло «дворянство мантии», которое отличалось от родового дворянства, так называемого «дворянства шпаги», состоявшего из потомков средневековых рыцарей и считавшего единственно почетным для себя занятием военную службу.
«Дворянство мантии» во Франции  было новым по происхождению, но отнюдь не по характеру занятий. В отличие  от английского нового дворянства оно  не вело активной экономической деятельности. В середине XVII в. «дворянство мантии»  не менее ревностно, чем старая родовая  знать, выступало в защиту сословных  привилегий.
По мере роста бюрократического аппарата утратили значение сословные  собрания. Генеральные штаты, возникшие  еще в XIV в., после 1615 г. не созывались вплоть до 1789 г. Провинциальные собрания были ограничены в правах и к середине XVIII в. сохранились только в некоторых  провинциях.
Французский абсолютизм опирался на мощный бюрократический аппарат. Однако сам этот аппарат благодаря своеобразному  способу формирования, а также  привилегиям, которых добились для себя чиновники, превратился в самостоятельную силу. Он не только служил опорой королю, но и существенным образом ограничивал его власть. В этом заключалась одна из гарантий от превращения абсолютизма в деспотизм, т. е. от беззакония и произвола королевской власти. Вместе с тем это делало более трудной задачу реформирования самого бюрократического аппарата.
Религиозные войны второй половины XVI в., в ходе которых королевской  власти бросили вызов как гугеноты, так и Католическая лига, резко  затормозили, даже повернули вспять процесс становления абсолютизма. С последствиями этих войн – своеволием родовой знати и административной автономией протестантов – французским  королям пришлось бороться в течение  столетия.
В XVII в. аристократия дважды пыталась ослабить королевскую власть и восстановить феодальные вольности. Впервые это  произошло после гибели короля Генриха IV, когда королем стал малолетний сын Генриха IV Людовик XIII. В период регентства его матери Марии Медичи государственная власть оказалась  игрушкой в руках ее могущественных фаворитов. Только в 20–30-е годы назначенный  первым министром кардинал Ришелье (1585–1642) сумел обуздать аристократическую  вольницу, заставил дворянство верой  и правдой служить королю.3
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.