На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Состав и структура национальной экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Содержание
Введение……………………………………………………………………………  
1. Понятие национальной экономики  и ее цели…………………………………  
2. Структура и виды национальной экономики………………............................  
2.1 Структура собственности в национальной  экономике………………..........  
2.2 Структурные изменения в экономике  современной России………….........  
3. Потенциал национальной экономики…………………………………………  
3.1 Совокупный экономический потенциал:  понятие и сущность……………..  
3.2 Виды совокупного экономического  потенциала национальной экономики.................................................................................................................  
3.3 Россия в современном мире……………………………………………..........  
Заключение…………………………………………………………………………  
Список  литературы………………………………………………………………..  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
       Введение
       Национальная  экономика является исторически  сложившейся системой общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы общественного труда. Влияние на особенности национальной экономики оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда и т. д.
       Основу  национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации, домашние хозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями в единое целое, выполняющие определенные функции в общественном разделении труда, производящие товары или услуги.
       Актуальность  темы данной курсовой работы обусловлена  тем, что изучение структуры и состава национальной экономики позволяет определить ее сущность и сделать прогноз ее будущего состояния и развития, более полно объяснить протекающие в ней процессы, а также дает возможность на основании полученных данных, выработать более эффективную и результативную национальную экономическую политику, которая будет более гибкой, адаптированной и актуальной.
       Целью работы является изучение состава, структуры и потенциала национальной экономики России.
       Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    Рассмотреть сущность и цели национальной экономики;
    Разобрать структуру национальной экономики;
    Выявить потенциал национальной экономики;
    Проанализировать место России в современном мире;
    Предложить рекомендации для дальнейшего развития национальной экономики нашей страны.
       Объектом  исследования является национальная экономика Российской Федерации.
       Предмет исследования – состав, структура и потенциал национальной экономики России.
       1.Понятие  национальной экономики и ее  цели
       Национальная  экономика – сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая  система. Она обладает совокупным экономическим эффектом, получаемым в результате реализации совокупности потенциалов экономики страны, накопляемых в процессе функционирования. Среди них целесообразно выделить природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический и другие потенциалы.
       Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного общества и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д.
       Понятие «национальная экономика» тесно связано с понятием «экономическая система» т.к. конкретизирует экономическую систему, отражает специфические черты, обусловленные географическим положением страны, ее участием в международном разделении труда, культурными, историческими традициями и другими факторами.
       Национальная экономика является объектом изучения различных экономических наук. Так, экономические отношения и закономерности развития в ее отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая же теория рассматривает национальную экономику как целостную систему, раскрывает содержание ее основных понятий, общие закономерности развития. Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации, домашние хозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями в единое целое, выполняющие определенные функции в общественном разделении труда, производящие товары или услуги.
       Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:
       1. Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.
       2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.
       3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.
       В национальной экономике каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион или государство, включаясь в экономическое пространство, преследует свой интерес. Согласование же интересов направляется объективными экономическими законами: каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствует достижению наибольшего блага для всех.
       Главной целью всей экономической политики является создание эффективной и конкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы достижения этой цели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятную среду для хозяйственной деятельности всех субъектов экономики независимо от форм собственности.
       Кроме нее перед национальной экономикой ставятся и другие цели:
       1. Стабильные высокие темпы роста национального объема производства. Это означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений, спадов и кризисов.
       2. Стабильность цен. Нужно учитывать, что неизменные в течение длительного времени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен в современной рыночной экономике означает не «замораживание» их на длительный период, а плановое регулируемое изменение.
       3. Поддержание внешнеторгового баланса. На практике это означает достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс национальной валюты на валюты других стран. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, то возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем поступает в страну, то говорят о положительном сальдо. На состояние торгового баланса значительное влияние оказывает курс валюты. Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и вызвать положительное или отрицательное сальдо.
       4. Высокий уровень занятости. Он достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит ее. Но это не означает, что полная занятость охватывает все трудоспособное население страны. В любой стране в каждый данный момент времени есть определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или места жительства. Кроме того, всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест, связанных с внедрением новых технологий, имеющейся структуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационным требованиям и новым профессиям от спроса на эти профессии.
       Названные цели достигаются через применение определенных инструментов макроэкономического регулирования.
       Ими являются:
       - фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);
       - денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);
       - политика регулирования доходов (от свободного установления заработной платы и цен до декретного контроля);
       - внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование обменного курса).
       Мировой опыт показывает, что при становлении рыночной экономики происходит структурная перестройка национальной экономики, меняется ее сбалансированность. Поэтому разрабатываются и осуществляются меры по планированию национальной экономики, исходя из их рациональности, целесообразности по отношению к народному хозяйству в целом или отдельным экономическим структурам. В макроэкономическом планировании особую роль играет экономическое прогнозирование, т.к. дает возможность вероятного виденья исследуемого объекта в будущем. Экономический прогноз может стать надежной основой для принятия государственных решений. Государственное регулирование экономических процессов обусловлено объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально-экономических процессов и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2 Структура и виды национальной экономики
       Структура национальной экономики представляет собой устойчивые количественные соотношения между ее составными частями. Различают воспроизводственную, социальную, территориальную структуры и инфраструктуру национальной экономики. Воспроизводственная структура отражает ее деление на наиболее массовые виды экономических субъектов, которые воспроизводятся сами и в результате своей деятельности воспроизводят потоки товаров и услуг между ними. В экономике каждой страны можно выделить три крупные взаимосвязанные группы воспроизводственной структуры: домашние хозяйства, предприятия (предпринимательский бизнес), государство.
       Особое место в воспроизводственной структуре занимает домашнее хозяйство. Оно является важной сферой национальной экономики, где потребляется значительная часть национального дохода, накапливаются огромные суммы денежных средств. Эта группа выступает основным поставщиком трудовых ресурсов.
       Домашние хозяйства в стране не обладают большим потенциалом как потребители товаров и услуг, и это отражает общую экономическую ситуацию даже при приросте ВВП в течение года на 10 %. Растущая дифференциация домашних хозяйств в трансформационной экономике является делом обычным, и это видно на примере наших семей, среди которых всего 0,6 % купили в этом году автомобиль или другие средства транспорта, и 1 % купили или построили недвижимость. Парадоксально, что при увеличении производства мебели в этом году на 42,6 %, всего 3,4 % домашних хозяйств обзавелись этой мебелью. Это весьма скромные показатели, свидетельствующие о недостаточно высоком уровне жизни. Для наших бюджетов неизвестным событием является покупка акций или иных ценных бумаг, т.к. 3,3 % семей страны покупают валюту. Эта сумма превышает средний размер вкладов в банки в два раза, которые сделали 5 % семей населения страны.
       Социальная структура национальной экономики означает деление ее на секторы. Национальную экономику можно разделить на подобные секторы по группам предприятий, населения, видам труда и другим признакам. Для экономической теории важное значение имеет деление национальной экономики на секторы в соответствии с формами собственности на средства производства. По этому критерию в России можно выделить следующие секторы: государственный, муниципальный, частный, коллективный, смешанный и др.
       Отраслевая структура предполагает деление национальной экономики на отрасли – качественно однородные группы хозяйственных единиц, выполняющие в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции. В отраслевой структуре выделяют крупные народнохозяйственные отрасли (промышленность, сельское хозяйство, наука и др., причем каждая из них имеет подотрасли). Отраслевая структура играет важную роль в национальной экономике, т.к. именно в отраслевом "разрезе" осуществляется планирование и прогнозирование, происходит учет статистических данных.
       Территориальная структура определяется размещением производительных сил на территории страны и означает деление национальной экономики на экономические районы. Инфраструктура включает в себя отрасли, обслуживающие производство. К ним относятся шоссейные и железные дороги, энерго-, водо- и газоснабжение, связь и другие отрасли.
       Структура внешней торговли характеризуется соотношением различных товарных групп в экспорте и импорте.
       Структура любой национальной экономики имеет тенденцию к усложнению под влиянием НТП, расширения и углубления разделения труда, специализации производства, возникновения новых видов производства и отмирания старых, а также других факторов.
       Национальные экономики отличаются друг от друга и по структуре. Различия обусловлены сложившимися подходами к формированию экономик, традициями в производстве и другими факторами.
       Особенностью структуры национальной экономики России является то, что она сложилась в условиях распада мировой социалистической системы, а затем и СССР привели к резкому снижению объёмов внешней торговли и экономического сотрудничества. Резко уменьшился экспорт вооружения. Но экономические связи со странами ближнего зарубежья имеют иной характер. Казахстан продолжает поставлять в Россию железную руду и уголь. Государства Средней Азии - хлопок, овощи. Беларусь - трактора. В свою очередь, Россия обеспечивает большую часть стран СНГ нефтью, и газом, лесоматериалами. Поставляет туда машины и оборудование. До 1970 годов продолжался процесс индустриализации России. Межотраслевые комплексы - группы взаимосвязанных отраслей, частично перекрывающих друг друга. Производство тракторов относится одновременно и к машиностроению и к аграрно-промышленному комплексу. Растет занятость в непроизводственной сфере.
       2.1 Структура собственности в национальной экономике
       Структура собственности имеет для национальной экономики большое значение, так  как определяет характер и сущность протекающих в ней процессов  – производства, потребления, распределения.
       Выделяют  следующее содержание собственности:
       1) экономическое;
       2) юридическое.
       Экономическая сущность собственности построена на отношениях между субъектом – собственником и объектом – собственностью. Как правило, собственностью является имущество, от которого зависит производственный процесс – экономические ресурсы, факторы производства.
       Система экономических отношений собственности  включает следующие элементы:
       1) присвоение собственности. Это экономический процесс, в результате которого определенный человек приобретает исключительное право на пользование определенной вещью или благом;
       2) использование собственности для  хозяйственной деятельности. Оно  может быть осуществлено непосредственно  собственником либо передано  другому хозяйствующему субъекту;
       3) передача собственности. Она может  быть осуществлена насильственно  (кража, отъем, национализация) либо  добровольно (продажа, передача  в аренду).
       Экономические отношения, связанные с собственностью, влияют на сущность и характер всего производственного процесса в экономике. По этому поводу люди могут вступать между собой в конфликт, а поэтому собственность не может быть только экономической категорией. Она должны быть урегулирована правовыми нормами – системой общепринятых правил владения и распоряжения собственностью.
       Юридическая сущность собственности предполагает общепринятые на законодательном уровне правила регулирования собственности.
       Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды субъектов собственности (собственников):
       1) органы государственного и муниципального управления. В соответствии с этим выделяют государственную и муниципальную собственность;
       2) юридическое лицо;
       3) гражданин – физическое лицо.
       Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды объектов собственности (собственность):
       1) интеллектуальную собственность;
       2) движимое имущество (например, ценные  бумаги, ассигнации, деньги, драгоценные  металлы);
       3) недвижимое имущество (например, земля, промышленные и жилые  здания).
       Если  выполнены предусмотренные на законодательном  уровне правила, субъект наделяется правом собственности на объект собственности.
       Право собственности включает:
       1) право распоряжения собственностью. Это право на использования вещи или блага, на передачу этого права другому собственнику;
       2) право владения собственностью. Это закрепляемое и охраняемое на законодательном уровне право физического обладания вещью или благом;
       3) право пользования собственностью. Это закрепляемое и охраняемое  на законодательном уровне право  использования вещи или блага  для хозяйственной деятельности или удовлетворения личных потребностей и нужд.
       Совмещение  экономической и юридической  сущности собственности и составляет ее современное понимание. Отношения  владения, использования и распоряжения собственностью без юридического закрепления носили бы хаотический характер. А без экономического содержания юридическое закрепление права собственности не имело бы значения.
       Существуют  два диаметрально противоположных  подхода к собственности:
       1) социалистический, исходящий из того, что вся собственность – общественная и принадлежит государству, выражающему интересы всего общества. В данном подходе исключается право собственности граждан и юридических лиц. Как показывает практика реализации этого подхода, искусственное устранение экономической сущности приводит к стагнации экономического развития и снижению эффективности общественного производства;
       2) капиталистический, признающий все  три вида права собственности  – государственную, физического  и юридического лица. При органичном  совмещении всех их в национальной экономике возможно достижение высоких темпов экономического роста. Государственная собственность доминирует в значимых для общества отраслях – социальной, культурной. Частная собственность позволяет повысить эффективность производства.
       В России до 1990 г. использовался исключительно социалистический подход к собственности. В результате распада СССР положение было изменено, и были введены три вида собственности – государственная, физических и юридических лиц.
       Структура собственности в национальной экономике отражает характер существующих взаимосвязей между объектами и субъектами собственности. Она специфична применительно к каждой определенной стране и формируется под влиянием совокупности исторических, культурных, психологических факторов. В силу различных обстоятельств в России до 1990 г. существовала только одна форма собственности – государственная, а по этой причине структура собственности была крайне упрощена.
       Для современной структуры собственности  России характерно:
       1) преобладание теневых отношений собственности. Государство стремится урегулировать на законодательном уровне отношения владения, распоряжения и использования собственности. В случае теневой экономики эти отношения не регулируются государством, а протекают вне правового поля (это совокупность неурегулированных и неучтенных на законодательном уровне хозяйственных отношений). Теневая экономика отличается незаконным обогащением, чаще всего насильственным присвоением собственности и перераспределением национального богатства. По неофициальным данным, более половины отношений объектов и субъектов собственности протекают в рамках теневой экономики, т. е. не урегулированы государством;
       2) процесс разгосударствления, т. е.  приватизация собственности. Опыт  развитых стран показывает, что активный экономический рост может быть реализован только в ситуации, когда субъекты хозяйственной деятельности имеют прямую заинтересованность в результатах своего труда. Одним из значимых стимулов для хозяйствующих субъектов является право собственности. Для того чтобы повысить экономический интерес хозяйствующих субъектов, был начат процесс приватизации – передача физическим и юридическим лицам права собственности, которое принадлежало ранее государству. Этот процесс носил в России хаотический характер и мало способствовал экономическому росту. Ошибки программы приватизации привели к концентрации права собственности у небольшого числа людей – олигархов;
       3) неразвитость мелкого предпринимательства.  В развитых странах основу  экономики составляют малые предприятия с частной собственностью на средства производства. В России же по причине отсутствия необходимых для этого условий оно практически не развивается.
       Основная  проблема современной структуры  собственности в России заключается  в создании условий для такой реализации права собственности, которое сочетало бы интересы социальной стабильности, справедливости и активного экономического развития.

       2.2. Структурные изменения в экономике современной России

       В конце ХХ в. была разработана и  реализована кардинальная структурная реформа национальной экономики. В ее результате сложившаяся социалистическая система хозяйственной деятельности бала заменена на рыночную. Масштабы и сложность реформирования состоят в том, что в стране, где полностью отсутствовали рыночные отношения, они искусственным образом были внедрены.
       Объективными  причинами начала реформирования стал наметившийся в 1960-х гг. и усугубившийся в начале 1980-х гг. затяжной экономический кризис, в результате которого практически полностью прекратился экономический рост, наступило состояние стагнации, значительно снизился уровень жизни населения. Совокупность негативных факторов привела к политической нестабильности, вылившейся в то, что существующая власть не смогла удержать управление государством. Установившийся новый режим в начале 1990-х гг. получил название «демократия». Он смог успешно установиться в силу того, что обещал населению быстрое решение экономических проблем, повышение жизненного уровня. В условиях общего кризиса национальной экономики это было основным залогом победы демократов.
       Для вывода национальной экономики из кризиса  был выбран метод кардинального  реформирования, заключавшийся в  полной отмене плановой экономики и  установлении противоположной ему  либеральной экономической политики. Широко использовалась методология монетаристской экономической политики, но она была мало адаптирована к конкретным условиям национальной экономики, а поэтому многие технологии, давшие положительный результат на Западе, просто не работали.
       Особенностью  экономических реформ было то, что в условиях социалистического режима само понятие свободного рынка отсутствовало. Необходимо было создать такие условия, в которых возникли бы и начали нормально функционировать нормальные рыночные механизмы.
       Программа реформ национальной экономики начала 1990-х гг. включала:
       1) структурные реформы;
       2) приватизацию;
       3) макроэкономическое регулирование.
       Большое внимание было сосредоточено на бюджетной  и налоговой политике. С помощью  чисто монетаристских методов государство  сдерживало темпы инфляции и одновременно реализовывало меры по поддержке производства.
       За  период экономических реформ Россия прошла ряд глубоких экономических  кризисов. Спад объемов промышленного  производства наиболее остро проявился  в 1996 г., когда была полностью исчерпана инерционность его функционирования.
       Один  из структурных сдвигов, наметившийся в 1995 г., все более развивается  и в настоящее время, заключается  он в снижении объемов обрабатывающей отрасли – отрасли глубокой переработки  ресурсов. Вместе с тем увеличивается доля отраслей с низкой степенью переработки ресурсов, таких, как добывающая промышленность, т. е. ориентированных не на внутренний, а на внешний рынок сбыта.
       В аграрном секторе экономики существовавшая монополия государства на пользование  и владение землей была отменена. Предполагалось, что предоставление права на владение землей частным лицам положительным образом скажется на объемах сельскохозяйственного производства. Но сложилась диаметрально противоположная ситуация – снижение объемов производства в этом секторе в результате неконкурентоспособности. В результате наметилась развивающаяся и сегодня устойчивая тенденция к снижению объемов производства сельскохозяйственной продукции. Влияние на общую тенденцию снижения объемов производства оказало снижение инвестиционной активности государства более чем в 2 раза.
       Итогом  реформ стал их успех только по некоторым  направлениям и общий провал в  рамках национальной экономики. Подтвердил это финансовый кризис 1998 г. Резкое увеличение темпов инфляции в 2000 г. привело к практически полной ликвидации начавшегося зарождаться среднего класса.
       Существующая  сегодня национальная экономика  основана на остаточных явлениях экономики  плановой в совокупности с дикими элементами рыночной экономики, в большинстве  своем носящей криминальный характер. Резкое снижение уровня жизни населения привело к ряду социальных потрясений. Отечественная экономика стоит перед решением проблем теневой экономики и реализации технологий общего устойчивого развития. 
 
 

       3. Потенциал национальной экономики
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.