На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная работа на тему: «Закупочная логистика на ООО «Буренка»

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?14
 
 

Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
 
 
 
 
 
Контрольная работа на тему:
 
«Закупочная логистика на ООО «Буренка»
 
 
Дисциплина: «Логистика»
 
 
 
 
 
                                           Выполнила:
    студентка 5 курса
факультета «МиМ»
специальность «МО»              
                                                      группы №________
                    № личного дела: 08ММД46512
                    Самусева Н.М.
                                  Преподаватель:
к.и.н., доц. Зозуль В.А.
 
 
 
 
 
Калуга,
2011 г.


Содержание
 

Введение…..…………………………………………………………………

 
3
 
Раздел 1.
Закупочная логистика: теоретические аспекты...…………….
5
 
1.1.
Сущность и задачи закупочной логистики……………………
5
1.2.
Этапы реализации закупочной логистики…………………….
7
1.3.
Основные направления совершенствования закупочной логистики…………………………………………..……………...
 
29
Раздел 2.
Анализ практики закупочной логистики на ООО «Буренка»
32
 
2.1.
Общая характеристика ООО «Буренка» и общие подходы к закупочной политике фирмы……………………………..
 
32
2.2.
Анализ практики внедрения закупочной логистики на ООО «Буренка»………………………………………………………
 
47
2.3.
Предложения по совершенствованию закупочной логистики на ООО «Буренка»…………………………………………...
 
51
 
Заключение…….……………………………………………………………
56
 
 
Список литературы и Интернет-источников……………………………
59
 
 
 
Приложение…………………………………………………………………
60
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
 
Актуальность  данной темы состоит в том, что переход к рыночной экономике вызвал ряд существенных изменений в сфере материально-технического обеспечения производства. Среди них особенно важными оказались[1]:
- давление быстро растущего ассортимента продукции, запрашиваемой рынком;
- сокращение времени внедрения в производство новой продукции, ускоряющей расширение ассортимента;
- сокращение длительности производственного цикла;
- обострение конкуренции между производителями на фоне насыщения рынка нужными товарами.
Все эти изменения привели к тому, что различные виды деятельности предприятия – производство, экономика, финансовая деятельность стали все больше зависеть от состояния материально-технического снабжения[2]. Выяснилось, что в системе снабжения есть обширные зоны неэффективности, рационализация которых может дать большую экономию. Возникла необходимость реализации новых подходов к организации процессов материального обеспечения производства и управления им, а именно, возросло значение закупочной логистики в общественном производстве[3].
Цель: исследовать проблемы закупочной логистики на ООО «Буренка» и разработать предложения по ее совершенствованию.
Задачи:
1.      Исследовать теоретические вопросы закупочной логистики организаций.
2.      Проанализировать практику внедрения закупочной логистики на ООО «Буренка».
3.      Разработать предложения по совершенствованию закупочной логистики на ООО «Буренка».
Объект: Проблемы управления организацией, требующие знания и оценки его сильных и слабых сторон и разработки предложений по совершенствованию закупочной логистики на ООО «Буренка».
Предмет: Закупочная логистика на ООО «Буренка»
Методологической и теоретической основой работы являются труды  ряда отечественных и зарубежных авторов по проблеме логистики, в частности по проблемам закупочной логистики организаций и предприятий. Для исследования данной темы применены общенаучные методы исследования: теоретические методы (анализ, синтез и др.) и эмпирические методы (метод включенного наблюдения, метод анкетирования и др.).
Аналитической основой работы являются материалы финансовой отчетности фирмы ООО «Буренка».
По своей структуре контрольная работа включает:
- теоретическую часть, предусматривающую выполнение теоретического исследования обозначенной задачи (проблемы) и возможных путей ее решения;
- практическую часть, которая предполагает решение прикладной задачи по данной учебной дисциплине на примере ООО «Буренка».
Работа содержит 7 таблиц, 6 рисунков, 3 диаграммы, 3 приложения, изложена на 60 листах машинописного текста.
 
 
 
 
 
 

Раздел 1. Закупочная логистика: теоретические аспекты
1.1. Сущность и задачи закупочной логистики
По мнению к.т.н., профессора Ельдештейна Юрия Михайловича, закупочная логистика[4] - процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство.
Следует согласиться и с утверждением к. т. н., проректора Института инвестиционного развития (г. Москва) Ольдерогге Натальи Георгиевны, при удовлетворение потребностей производства в материалах необходимо учитывать, что новая система хозяйствования характеризуется: свободой выбора партнера по закупке товаров; множественностью источников закупки (поставщиков); равноправием партнеров; возросшей ролью договоров, контрактов на поставку товаров; саморегулированием процессов поставки товаров; свободой ценообразования; конкуренцией поставщиков и покупателей; экономической ответственностью сторон; инициативой, самостоятельностью и предприимчивостью продавца и покупателя[5].
Целью логистики закупок является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. При этом решаются задачи[6]:
1. Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья, материалов и комплектующих изделий.
2. Обеспечение точного соответствия количества поставок потребностям в них.
3. Соблюдение требований производства по качеству сырья, материалов и комплектующих изделий. Без закупочной логистики невозможна нормальная деятельность предприятия. Она является связующим звеном между разными товаропроизводителями и координаторами их работы[7].
К основным задачам закупочной логистики относят[8]:
- определение потребности в ресурсах;
- установление рациональных хозяйственных связей с поставщиками;
- планирование и организация материально - технического обеспечения производства;
- задача «MOB»;
- организация закупок и завоза ресурсов;
- организация хранения материалов подготовка их к производственному потреблению;
- управление производственными запасами на складах фирмы;
- разработка программ экономии материальных ресурсов и контроль за их выполнением;
- контроль за исполнением сметы затрат на снабжение;
- контроль за кредиторской задолженностью поставщиков и т.д.
Любое предприятие, производственное или торговое имеет службу (отдел закупок или службу снабжения), осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда[9]. Эффективная работа службы снабжения во многом зависит от сложившейся организационной структуры предприятия. Задачи, решаемые службой снабжения должны строиться на основе современной концепции логистического подхода[10].

1.2. Этапы реализации закупочной логистики
Для успешного обеспечения предприятия необходимыми материалами закупочная логистика должна иметь готовые ответы на следующие вопросы:  закупать; сколько закупать; у кого закупать; на каких условиях закупать; как системно увязать закупки с производством и сбытом; как системно увязать деятельность предприятия с поставщиками[11].
Обозначенный круг вопросов закупочной логистики определяет состав решаемых в данной функциональной области задач и характер выполняемых работ. Этапы реализации закупочной логистики представлены в таблице 1.
Таблица 1
Этапы реализации закупочной логистики[12]
Этап 1
Анализ и определение потребностей, расчет количества заказываемых материалов
Этап 2
Решение задачи «MOB»
Этап 3
Определение вида закупок
Этап 4
Анализ рынка закупок и выбор поставщика
Этап 5
Процесс переговоров и заключение контракта
Этап 6
Контроль качества и сроков поставки, организация приемочного контроля
Этап 7
Организация приема грузов и размещение товаров на складе. Экономические расчеты
 
Этапы реализации закупочной логистики  включают:
1. Анализ и определение потребностей, расчет количества заказываемых материалов.
 
 
Виды потребностей в материалах
Под потребностью в сырье и материалах понимается их количество, необходимое к определенному сроку на установленный период для обеспечения
выполнения заданной программы производства или имеющихся заказов[13].
Потребность в материалах на определенный период называется периодической потребностью. Она складывается из первичной, вторичной и третичной.
Под первичной[14] понимается потребность в готовых изделиях, узлах и деталях, предназначенных для продажи, а также в покупных запасных частях. Расчет первичной потребности осуществляется с помощью методов математической статистики и прогнозирования, дающих ожидаемую потребность. Риск неправильной оценки или неточного прогноза потребностей компенсируется соответствующим увеличением страхового запаса. Первичная потребность является основой управления материальными потоками на предприятиях, работающих в сфере торговли. Для промышленных предприятий первичную потребность следует раскладывать на вторичные составляющие.
Под вторичной[15] понимается потребность в комплектующих узлах, деталях и сырье, необходимых для выпуска готовых изделий. При расчете вторичной потребности предполагаются заданными: первичная потребность, включающая сведения об объемах и сроках; спецификации или сведения о применяемости; возможные дополнительные поставки; количество материалов, находящихся в распоряжении предприятия. Поэтому для определения вторичной потребности используются детерминированные методы расчета. Если такой способ установления потребности невозможен из-за отсутствия спецификаций или незначительной потребности в материалах, то ее прогнозируют, используя данные о расходе сырья и материалов.
Под третичной[16] понимается потребность производства во вспомогательных материалах и изнашивающемся инструменте. Она может быть определена исходя из вторичной на основе показателей использования материалов путем проведения стохастических расчетов на основе расхода имеющихся материалов или экспертным путем.
В зависимости от учета наличных запасов различают брутто- и нетто-потребности[17] в материалах.
Под брутто-потребностью понимается потребность в материалах на плановый период без учета запасов на складе или в производстве. Соответственно под нетто-потребностью понимается потребность в материалах на плановый период с учетом наличных запасов. Она определяется как разность между брутто-потребностью и наличными складскими запасами к определенному сроку.
Соотношение различных видов потребностей в материалах показано на
рисунке 1.

Рис. 1. Соотношение различных видов потребностей в материалах[18]

Методы определения потребностей
Необходимым условием эффективного управления материальными потоками является знание потребности на перспективу[19]. Методы, используемые для ее определения, представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Классификация методов определения потребностей[20]
Детерминированные методы расчета[21] служат для расчета вторичной потребности в материалах при известной первичной. При аналитическом методе[22] расчет идет от спецификации изделия по ступеням иерархии сверху вниз. Синтетический метод[23] предполагает проведение расчетов, для каждой группы деталей исходя из степени их применяемости на отдельных ступенях иерархии. Стохастические методы расчета позволяют установить ожидаемую потребность на основе числовых данных, характеризующих ее изменения на протяжении определенного промежутка времени. С этой целью используют аппроксимацию средних значений, метод экспоненциального сглаживания и регрессионный анализ[24].
Аппроксимация средних значений[25] используется в условиях, когда потребность в материалах колеблется по месяцам при устойчивом среднем значении.
Прогнозирование[26]- этот метод представляет собой процедуру усреднения известных значений потребности в материалах.
Метод экспоненциального сглаживания[27] применяют в том случае, когда прогнозирование процесса изменения потребности в материальных ресурсах производится на основе уровней ряда динамики, веса которых убывают по мере отдаления данного уровня от момента прогноза. Для этой цели в расчеты вводится постоянный коэффициент сглаживания, а значение, которого подбирается таким образом, чтобы свести ошибку прогноза к минимуму.
Регрессионный анализ[28] предполагает приближение известных тенденций потребления материальных ресурсов с помощью математических функций, которые могут быть экстраполированы на будущий период.
 
Обеспечение производства материалами
В практике работы предприятий используют несколько методов планирования материального обеспечения производства[29] (рис. 3).

Рис. 3. Методы планирования материального обеспечения производства[30]
Позаказный метод[31] предполагает, что требуемый материал приобретается только в случае возникновения потребности, поэтому складские запасы не создаются. Этот метод используется в условиях единичного и мелкосерийного производства для реализации потребности в высококачественных материалах и громоздких деталях, складирование которых затруднительно, а также материалов для проведения ремонтных работ. Материальное обеспечение на основе заказов возможно по отдельным или нескольким позициям.
Материальное обеспечение на основе плановых заданий[32]. Данный метод основывается на детерминированном расчете потребности в материалах. При этом предполагаются известными: первичная потребность на определенный период, структура изделий в виде спецификаций, позволяющая определить вторичную потребность, и возможная дополнительная потребность.
При обеспечении материалами на основе плановых заданий размер заказа определяется исходя из нетто-потребности с учетом планируемого поступления и наличия материалов на складе.
Поясним понятия складской, намеченный и цеховой запас[33].
Складской запас – это количество материалов, предназначенных для производственного потребления и имеющихся в наличии по данным бухгалтерского учета. В целях определения реальной потребности в материалах складской запас делят на две части: материалы, которые выделены в распоряжение под намеченную программу выпуска, но еще не востребованы цехом, и материалы, которые еще можно получить (наличный запас).
Намеченный запас – это количество материалов, предназначенных для реализации и поэтому не рассматриваемых как имеющиеся в распоряжении.
Цеховой запас – это материалы, полученные со склада и находящиеся в цехе с целью дальнейшей переработки.
Материальное обеспечение[34] на основе осуществляемого потребления предполагает своевременное пополнение запасов и поддержание их на таком уровне, который позволял бы покрыть любую потребность до нового поступления материалов. В соответствии с поставленной целью решается задача определения времени дополнительного заказа, вопрос о размере заказа не рассматривается.
В зависимости от вида проверки и правил оформления дополнительных заказов различают два метода материального обеспечения на основе осуществляемого потребления, известные как системы управления запасами[35]:
- обеспечения своевременных заказов (система регулирования запасов с фиксированным размером заказа);
- необходимой ритмичности (система регулирования запасов с фиксированной периодичностью).
2. Решение задачи « MOB ».
Задача «что закупить»[36] заключается в принятии одного из двух альтернативных решений — делать комплектующее изделие самим (если это в принципе возможно) или же покупать у другого производителя. В англоязычной литературе эта задача встречается под названием Make-or-Buy Problem (задача «сделать или купить»[37]), или сокращенно - задача MOB, решение которой зависит от ряда внешних факторов, а также от условий на самом предприятии.
В более широком плане задача MOB[38] — это обоснование решения вопроса о степени использования в производственном процессе собственных средств производства. Решения принимаются как по использованию собственных средств труда (собственный транспорт, склады, техника, оборудование), так и по использованию собственных предметов труда, то есть изготовленных своими силами заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий[39].
Значимым с точки зрения настоящего курса внешним фактором является степень развития логистики в экономике страны[40].
Самостоятельное производство комплектующих снижает зависимость предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры. Предприятие может устойчиво функционировать вне зависимости от складывающейся на рынке ситуации (естественно, в известных пределах). [41]
В то же время, высокое качество и низкую себестоимость комплектующих скорее обеспечит производитель, который специализируется на их выпуске. Поэтому, отказываясь от собственного производства и принимая решение о закупке комплектующих у специализированного поставщика, предприятие получает возможность поднять качество и снизить себестоимость, однако попадает при этом в зависимость от окружающей экономической среды. Риск потерь, обусловленный ростом зависимости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок и чем более развиты в экономике логистические связи.
Таким образом, чем выше степень развития логистики в обществе, тем «спокойнее»[42] предприятие отказывается от собственного производства комплектующих и перекладывает эту задачу на специализированного производителя.
Вне зависимости от ситуации во внешней среде, на самих предприятиях могут действовать факторы, обусловливающие отказ от собственного производства.
Решение в пользу закупок комплектующих и соответственно против собственного производства должно быть принято в случае, если[43]:
- потребность в комплектующем изделии невелика;
- отсутствуют необходимые для производства комплектующих мощности;
- отсутствуют кадры необходимой квалификации.
Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда[44]:
- потребность в комплектующих изделиях стабильна, и достаточно велика;
- комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании.
 
3. Определение видов закупок.
В зависимости от объема закупок материальных ресурсов устанавливается возможный вид закупки[45]. Известны следующие виды закупок[46]:
- напрямую у изготовителя;
- оптовые закупки через посредника или биржу;
- закупки мелкими партиями в магазинах розничной торговли;
- закупки через торги.
Выбор метода закупок зависит от сложности конечного продукта, от состава комплектующих изделий и материалов. Основными методами закупок являются[47]:
- оптовые закупки;
- регулярные закупки мелкими партиями;
- закупки по мере необходимости и различные комбинации перечисленных методов.
У каждого метода есть свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать, чтобы сберечь время и сократить издержки[48].
Рассмотрим наиболее часто используемые методы:
1. Закупка товара одной партией[49]. Метод предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки). Его преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партией, повышенные торговые скидки. Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.
2. Регулярные закупки мелкими партиями[50]. В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода. Преимущества таковы: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается экономия складских помещений; сокращаются затраты на документирование поставки, поскольку оформляется только заказ на всю поставку. Недостатки: вероятность заказа избыточного количества; необходимость оплаты всего количества, определенного в заказе.
3. Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям[51].
Такой метод закупки широко используется там, где закупаются дешевые и быстро используемые товары. Котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) и включают следующие сведения:
- полный перечень товаров;
- количество товара, имеющегося на складе;
- требуемое количество товаров.
Преимущества: ускорение оборачиваемости капитала; снижение затрат на складирование и хранение; своевременность поставок.
4. Получение товара по мере необходимости[52]. Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями:
- количество не устанавливается, а определяется приблизительно;
- поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем;
- оплачивается только поставленное количество товара;
- по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены.
Преимущества:
- отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества;
- ускорение оборота капитала;
- минимум работы по оформлению документов.
5. Закупка товара с немедленной сдачей[53]. Сфера применения этого метода — покупка нечасто используемых товаров, когда невозможно получать их по мере необходимости. Товар заказывается тогда, когда он требуется, и вывозится со складов поставщиков. Недостаток этого метода — в увеличении издержек, связанных с необходимостью детального оформления документации при каждом заказе, измельченностью заказов и множеством поставщиков.
6. Метод быстрого реагирования разработан в результате развития философии «Точно в срок»[54] и представляет собой метод планирования и регулирования поставок товаров на предприятия производства или торговли, в основе которого лежит логистическое взаимодействие между предприятием — потребителем продукции, его поставщиками и транспортом. Суть метода раскрыта в его названии: быстрая реакция логистической системы (рис. 4) на возникший, на рынке спрос. Если поставщиком является производственное предприятие, то оно должно иметь возможность оперативно перестраивать производство на выпуск нужной потребителю продукции. Поставщик должен иметь возможность быстрого доступа к информации о реальном спросе, который предъявляет потребителю рынок. Решение о поставке товара на предприятие торговли предприятием-поставщиком принимается тогда, когда достаточно высока вероятность возникновения реальной потребности в товаре данного вида. Передача заказа и поставка товаров должны осуществляться без каких-либо задержек.
 

Рис. 4. Логистическая система, реагирующая на возникший рыночный спрос[55]
Документально заказ оформляется посредством заключения контракта между поставщиком и потребителем материала.
 
4. Анализ рынка закупок и выбор поставщика.
Процесс приобретения материалов включает в себя ряд логически взаимосвязанных видов работ. Выделяются следующие стадии процесса приобретения материалов[56]:
- составление заявок,
- анализ заявок,
- выбор поставщиков,
- контроль за выполнением заказов,
- завершение процесса приобретения.
Составление заявок[57]. Заявки на приобретение материалов подготавливаются соответствующими сотрудниками функциональных подразделений предприятия. Они содержат информацию о том, какие виды и какое количество материалов требуется предприятию, когда они должны быть получены и кто составил заявку. Заявки составляются таким образом, чтобы ожидаемые к поступлению количества материалов опережали фактические потребности в них.
Время между размещением заявок и получением материалов называется временем опережения. Работники, ответственные за составление заявок, должны устанавливать сроки поставки материалов с минимальным опережением, учитывая возможности поставщика и потребности потребителя материалов.
Анализ заявок[58]. Заявки на потребление материалов подвергаются анализу в службе материально-технического снабжения с участием специалистов из других подразделений. Цель анализа – обеспечение минимальных издержек по каждому виду материалов, конкретные потребительные свойства которых предполагается использовать в производстве продукции. Методами исследования являются функционально-стоимостный анализ и конструирование стоимости. В процессе анализа должны быть получены ответы на следующие вопросы[59]:
1. Могут ли более дешевые материалы удовлетворить потребности производства?
2. Оправданы ли эти потребности?
3. Могут ли другие виды материалов удовлетворить означенные потребности?
4. Можно ли упростить конструкцию производимого изделия?
5. В состоянии ли поставщик снизить цены на материалы, участвуя вместе с потребителем в разработке изделия или анализируя полученные спецификации?
Служба снабжения не имеет права заменять материалы, указанные в заявках. Работники отдела должны анализировать поступающие заявки и предлагать такие варианты приобретения материалов, которые могут привести к снижению стоимости заказов.
Выбор поставщиков. При выборе поставщиков основными критериями являются: надежность поставщика, способность поставлять необходимые ресурсы должного качества и в нужные сроки, поставка материальных ресурсов по возможно минимальным ценам, удаленность поставщика от потребителя, наличие у поставщика свободных мощностей и т. д.[60]
Перечислим и охарактеризуем основные этапы решения задачи выбора поставщика.
Первый этап. Поиск потенциальных поставщиков[61]
При этом могут быть использованы следующие методы:
- объявление конкурса;
- изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. п.;
- посещение выставок и ярмарок;
- переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.
Второй этап. Анализ потенциальных поставщиков[62]
Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков.
Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.
К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:
- удаленность поставщика от потребителя;
- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
- наличие резервных мощностей;
- организация управления качеством у поставщика;
- психологический климат у поставщика (возможности забастовок);
- способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы
- поставляемого оборудования;
- финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.
В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.
Третий этап. Оценка результатов работы с поставщиками[63]
На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Рейтинг[64]- субъективная оценка какого-либо явления по заданной шкале. С помощью рейтинга осуществляется первичная классификация объектов по степени выраженности общего для них свойства (экспертные оценки). Рейтинг может служить основой для построения шкал оценок, в частности, при оценке надежности отдельных поставщиков. Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда.
Закупаемые товары, сырье и комплектующие изделия, как правило, неравнозначны с точки зрения целей производственного или торгового процесса. Отсутствие некоторых комплектующих, требующихся регулярно, может привести к остановке производственного процесса (равно как и дефицит некоторых товаров в торговле - к резкому падению прибыли торгового предприятия). Главным критерием при выборе поставщика данной категории предметов труда будет надежность поставки.
Если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку.
Вступая в хозяйственную связь с неизвестным поставщиком, предприятие подвергается определенному риску[65]. В случае несостоятельности или недобросовестности поставщика у потребителя могут возникнуть срывы в выполнении производственных программ или же прямые финансовые потери. Возмещение понесенных убытков наталкивается, как правило, на определенные трудности. В связи с этим предприятия изыскивают различные способы, позволяющие выявлять ненадлежащих поставщиков, например, западные фирмы нередко прибегают к услугам специализированных агентств, готовящих справки о поставщиках, в том числе и с использованием неформальных каналов.
Эти справки могут содержать следующую информацию о финансовом состоянии поставщика[66]:
- отношение ликвидности поставщика к сумме долговых обязательств;
- отношение объема продаж к дебиторской задолженности;
- отношение чистой прибыли к объему продаж;
- движение денежной наличности;
- оборачиваемость запасов и др.
Отечественные предприятия при выборе поставщика в настоящее время в основном полагаются на собственную информацию. При этом на предприятии, имеющем много поставщиков, может быть сформирован список хорошо известных, заслуживающих доверия поставщиков. Утверждение договоров с этими поставщиками, разрешение предварительной оплаты намеченной к поставке продукции осуществляется по упрощенной схеме. Если же намечается заключение договора с поставщиком, отсутствующим в названном списке, то процедура утверждения и оплаты усложняется проведением необходимых мероприятий, обеспечивающих безопасность финансовых и других интересов предприятия[67].
Контроль за выполнением заказов[68]. Размеры заказов и продолжительность периода, в течение которого эти заказы выполняются, контролируются отделом материально-технического снабжения. При этом возможна корректировка графиков поставки материалов и соответствующие уточнения графиков выпуска продукции.
Завершение процесса приобретения[69]. Получение заказанных материалов в точном соответствии с условиями контракта – необходимый признак завершения сделки. Важное значение имеет приемка продукции, в процессе которой необходимо удостовериться, что поставлен материал[70]:
- нужного качества;
- в нужном количестве;
- в обусловленное время;
- за оговоренную цену.
Купля-продажа соответствующим образом документально оформляется. Документальное оформление поставок предполагает получение от поставщика уведомления об отгрузке и сопроводительного письма, в которых указывается количество товаров и время поставки. Поступление материалов на склад оформляется соответствующими накладными и фиксируется в книге регистрации товаров.
 
5. Процесс переговоров и заключение контракта
В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводиться работа по заключению договорных отношений. Реализация данной функции начинается с проведения переговоров, которые должны завершиться оформлением договорных отношений, то есть заключение контракта.
Основные элементы контракта[71].
а) Предложение и принятие предложения. Контракт составляется в случае, если одна сторона предлагает какую-то партию товаров по назначенной цене, а другая сторона принимает это предложение.
б) Финансовые условия. Контракт должен иметь стоимость, т.е. он становится контрактом в юридическом смысле только тогда, когда в нем оговорены финансовые условия.
в) Право заключать контракты. Такое право имеют только определенные должностные лица (директор, генеральный директор), уполномоченные предприятием и действующие от его имени.
г) Законность. Контракт обязан быть законным, т.е. всецело отвечать юридическим нормам страны.
д) Структура контракта предусматривает определение предмета контракта, указание качества и количества товара, сумму контракта, порядок поставки и приемки товара, ответственности сторон порядок разрешения споров.
6. Контроль качества и сроков поставки, организация приемочного контроля.
Одной из значимых задач контроля поставок является контроль качества поставки, т.е. учет количества рекламаций и брака. Контроль поставок включает в себя также отслеживание сроков поставки (количество ранних поставок или опозданий), отслеживание сроков оформления заказа, сроков транспортировки, а также контроль состояния запасов материальных ресурсов[72].
Качество поставляемых товаров должно удовлетворять предъявляемым требованиям. Отсутствие должного контроля качества закупок может привести к следующим издержкам[73]:
- дополнительные расходы, связанные с возвратом бракованных и недоброкачественных товаров;
- остановка производства в случае, например, когда вся партия продукции оказалась недоброкачественной и подлежит возврату;
- судебные иски;
- потеря доверия потребителей своей продукции из-за поставок недоброкачественных материалов (деталей, изделий).
Применяемые на практике меры по обеспечению качества принимаемых товаров приведены в таблице 2.
Таблица 2
Меры по обеспечению качества принимаемых товаров[74]
Методы приемки партий
Методы приемочного контроля
А. Сплошной контроль
Б. Выборочные методы:
1. Приемочный выборочный контроль партий по качественным признакам.
2. Непрерывный выборочный контроль по качественным признакам.
3. Приемочный выборочный контроль по качественным признакам с пропуском партий.
4. Приемочный выборочный контроль по качественным признакам.
5. Ревизионный выборочный контроль.
А. Апробация установленной поставщиком системы методов и операций по обеспечению качества.
Б. Апробация применяемой поставщиком методики контроля качества закупаемых товаров.
В. Учет и определение улучшения качества показателей продукции данного поставщика.
Г. Сравнительная оценка качества продукции различных поставщиков.
 
Представление о взаимоотношениях, связывающих поставщиков и потребителей продукции, с точки зрения ее качества просматривается на рисунке 4.
 

Рис. 4. Движение продукции от поставщика к потребителю[75]
Движение воображаемого потока продукции может происходить следующим образом: отдел закупок отделения А1 получает детали от отделов технического контроля готовой продукции отделений А2 и В2. Затем отдел закупок отделения А1 направляет эти детали в производственные цехи А1, где они подвергаются дальнейшей обработке и передаются затем в сборочный цех А1. После сборки продукция поступает в отдел технического контроля для окончательной проверки и далее направляется конечному потребителю[76].
 
7. Организация приема грузов и размещение товаров на складе.
В соответствии с условиями поставки по договору, компания Заказчик принимает груз (материал) по мере поступления в установленном договором месте. Производится контроль фактически полученного груза. После приёмки груза производится процедура оприходования материала[77].
Важное значение в реализации плана закупок имеют приемка продукции, документальное оформление поставок, проверка качества и количества товара.
а) Приемка продукции. В первую очередь необходимо удостовериться, что получен товар[78]:
- нужного качества;
- в нужном количестве;
- от своего поставщика;
- в обусловленное время;
- за оговоренную цену.
В целях экономии времени, усилий и соответственно денег следует позаботиться о том, чтобы складские помещения, места разгрузки, приемки товара были расположены как можно ближе друг к другу и недалеко от производственных помещений. Во избежание скопления транспорта на территории предприятия или у ворот склада, для экономии затрат труда на погрузочно-разгрузочных работах необходимо составить график поставок, согласованный со всеми поставщиками, а так же предусмотреть при этом, чтобы основное сырье поставлялось в строго определенные дни, а другие виды материалов — по мере необходимости.
Такие меры позволят, кроме того, не отрывать рабочих основного производства для разгрузки неожиданно прибывшего транспорта.
б) Документальное оформление поставок[79]. Для правильного выполнения операций, связанных с поставками товаров, необходимо внимательно работать с документами их отражающими. Копия заказов должна быть направлена в подразделение-потребитель для проверки на соответствие уведомлениям о поставке фактически поступившего товара. При проверке используют и спецификации (описание товара).
Уведомление об отгрузке направляет поставщик после подготовки продукции к отправке. В этом документе указывается номер заказа и время поставки.
Сопроводительное письмо обязательно сопровождает поставленную партию товара и подтверждает, что эти товары предназначены именно для вашей фирмы.
Документ доставщика применяется, когда поставщик пользуется транспортом другой фирмы. В этом документе указываются: название и адрес отправителя; описание продукции; количество мест; масса (вес) продукции; особенности транспортировки; название доставщика[80].
Подтверждение получения поставки используют для информирования подразделений-потребителей о фактической доставке товаров и для контроля в бухгалтерии соответствия уведомления об отгрузке товара и копий заказа и счета.
В книге регистрации товаров указываются: номер сопроводительного письма, дата поставки, отправитель, способ транспортировки и дается краткое описание товаров.
Некоторые фирмы не используют приведенные виды уведомлений о получении товара, а закладывают информацию в компьютер. Однако на случай недобросовестности поставщика необходимо проявить предусмотрительность и сохранить какие-то письменные документы. Не будет лишним в отдельном документе фиксировать брак и другие недостатки поставленного товара, так как это поможет отделу закупок принять необходимые меры.
 
 
1.3. Основные направления совершенствования закупочной логистики
Типичные проблемы закупочной логистики[81]:
1. Отсутствие необходимого товара в нужный момент (или его дефицит).
2. Наличие избыточных запасов товаров на складе готовой продукции (материалов).
3. Срывы поставок из-за транспортных компаний и внутренней неразберихе.
4. Большое количество ручных операций и дублирований среди снабженцев компании.
5. Откатные технологии работы с поставщиками.
6. Отсутствие претензий поставщикам, с предъявлением всех затрат и издержек фирмы (обычно просто проводится уменьшение заказа или проводится обмен товара, который оказался испорченным).
7. Отсутствие автоматизированных средств оптимизации закупаемого товара (особенно актуально для торговых компаний).
Перечисленные семь типичных проблем встречаются на 75%[82] торговых и 64%[83] производственных российских компаниях. Это еще раз подчеркивает необходимость проведения улучшений и внедрения следующих рекомендаций.
Отсюда основными путями повышения эффективности закупочной логистики являются[84]:
1. Разработка или приобретение автоматизированной системы прогнозирования и планирования поставок товара.
2. Оптимизация и регламентация процессов закупки в соответствии с международными стандартами логистики серии MS-9000, MMOG/LE, RCM.
3. Разработка системы мотивации персонала службы закупок (МТС, ОМТС) на результат.
4. Разработка противооткатных схем в закупках (разбить цикл закупки (планирование, выполнение, контроль и анализ) по различным отделам.
5. Ввести процедуру "кайдзен"[85] в закупочном процессе, с выплатой до 50% от суммы сэкономленных на закупке товара снабженцу.
Выводы по разделу:
1. Закупочная логистика - процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство. Целью логистики закупок является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.
2. Этапы реализации закупочной логистики:
- анализ и определение потребностей, расчет количества заказываемых материалов;
- решение задачи «MOB»;
- определение вида закупок;
- анализ рынка закупок и выбор поставщика;
- процесс переговоров и заключение контракта;
- контроль качества и сроков поставки, организация приемочного контроля;
- организация приема грузов и  размещение товаров на складе.
3. Основные направления совершенствования закупочной логистики:
- Разработка действенных предложений по повышению эффективности закупочной логистики.
- Автоматизация системы управления закупками (запасами).
- Логистический аудит системы материально-технического снабжения (закупок) производственных (торговых) компаний.
- Регламентация и мотивация закупочных бизнес-процессов и персонала службы снабжения.

Раздел 2. Анализ практики закупочной логистики ООО «Буренка»
 
2.1. Общая характеристика ООО «Буренка» и общие подходы к закупочной политики
 
Фирма ООО «Буренка» располагается по адресу: 248012, г. Калуга, ул. Московская, д.17. ООО «Буренка»- это динамично развивающаяся фирма, ведет торгово-закупочную деятельность в Калуге и Калужской области с 2006 года.
ООО «Бурёнка» является обществом с ограниченной ответственностью, сокращенное название ООО «Бурёнка»[86].
В Уставе фирмы отражены следующие основные виды деятельности[87]:
– производство и реализация молочной продукции;
– маркетинг товаров и услуг;
– торгово-закупочная деятельность;
– оптовая, мелкооптовая и розничная торговля.
ООО «Бурёнка» обязано[88]:
1. Нести ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение законодательства и иных правил хозяйствования.
2. Обеспечить своим работникам безопасные условия труда.
3. Осуществлять оперативный и бухгалтерский учет, вести статистическую отчетность.
Высшим органом управления ООО «Буренка» является общее собрание участников (ОСУ) фирмы. При этом Уставом фирмы предусмотрено, что участники при голосовании на ОСУ обладают количеством голосов, непропорциональном размеру их долей в уставном капитале ООО «Буренка».[89]
Уставный капитал ООО «Буренка» состоит из номинальной стоимости долей его участников[90].
Учредительным документом ООО «Буренка» является Устав общества, им и предусмотрено, что участник общества вправе в любое время выйти из него независимо от согласия других его участников и общество обязано выплатить участнику, подавшему заявление о выходе из ООО «Буренка», действительную стоимость его доли или выдать ему имущество такой же стоимости в течение трех месяцев со дня возникновения  соответствующей обязанности, при этом действительная стоимость доли определяется на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества[91].
Единоличным исполнительным органом ООО «Буренка»- является генеральный директор, который осуществляет руководство текущей деятельностью фирмы и ему непосредственно подчиняются: заместитель генерального директора, заместитель генерального директора по производству, заместитель по общим вопросам, кадрово-юридическая служба и  главный бухгалтер[92].
Увеличение объёмов производства молочной продукции в значительной степени способствует достаточная обеспеченность фирмы необходимыми трудовыми ресурсами, их рациональное использование.
Требования к сотрудникам и работникам достаточно высоки, каждый из них имеет соответствующее образование и опыт работы в данном делопроизводстве[93]. На фирме ООО «Бурёнка» используется система должностных окладов[94].
В ООО «Буренка» существует гибкий график работы для рабочих и служащих – переменные смены по договорённости и по решению генерального директора[95].
 
Для офисных сотрудников – стабильный график работы, при этом предусмотрены[96]:
- 8-и часовой рабочий день;
- суббота и воскресенье - выходные дни;
- отпуска, праздники и т. д.
На фирме осуществлена линейная структура управления[97]. В каждом хозяйственном подразделении ООО «Бурёнка» действует тщательно подобранный управленческий персонал, координирующий работу конкретного субъекта управления в соответствии с генеральной стратегией фирмы. Руководителей хозяйственных объектов характеризует большой опыт работы в своей сфере деятельности и глубокое знание специфики конкретного объекта.
Учитывая, что ООО «Бурёнка» представляет собой чрезвычайно разветвленную производственную структуру, последнее немаловажно для эффективного управления таким сложным производственным комплексом.
Основные размеры производства ООО «Буренка» представлены в приложении 1.
Из анализа перечисленных показателей можно сделать вывод о стабильном экономическом состоянии фирмы.
Обьем производства продукции в 2010 году по сравнению с 2008 годом составил 158,57 %[98], а в 2009 году- 143,74%[99] - это значительное увеличение свидетельствует об эффективной экономической деятельности фирмы.
Размер производственных площадей расширился в течении трех последних лет. Заметный скачек увеличения наблюдается в 2009 году               (136,54 %[100]), это говорит об увеличении масштабов производства, в связи, с
чем и происходит и увеличение размера производственных площадей. Продолжает увеличиваться и среднесписочная численность персонала. Данные таблицы свидетельствуют о росте фонда заработной платы (ФОП) из года в год - соответственно в 2008, 2009 и 2010 г. составлял 11392 тыс. руб.[101],                  13960 тыс. руб.[102] и 16915 тыс. руб.[103]
В анализируемом периоде возросла стоимость основных производственных фондов, что отразилось на снижении фондоотдачи.
На предприятии отмечается значительный рост производительности труда в 2010 году (140,46%[104]).
В 2010 г. возросла рентабельность, которая резко сократилась в 2009 году, но при этом оставалась в пределах оптимального уровня 15-25%.
Данные таблицы свидетельствует о том, что в 2009 г. прибыль фирмы снизилась по сравнению с 2008 г., хотя выручка значительно увеличилась.
Это связано с тем, что темп роста себестоимости проданных товаров, работ, услуг был более высок.
Фактические затраты на 1 рубль товарной и реализованной продукции увеличиваются в анализируемом периоде, при этом темпы роста являются примерно одинаковыми для обоих показателей. Хотя данные показатели и не превышали критических значений, но изменение 2010 года по отношению к 2008 г. характеризуются с большей отрицательной динамикой, что привело к повышению затрат на рубль продукции.
Рост технико-экономических показателей связан с увеличением объема реализованной продукции, более полной загрузкой производственных мощностей, модернизацией оборудования и машин, совершенствованием организации труда.
Все это свидетельствует о достаточно устойчивом финансово-хозяйственном состоянии ООО «Буренка».
Основная задача фирмы - обеспечение жителей региона высококачественными молочными продуктами[105].
Для достижения поставленных целей ООО «Буренка» выделило приоритетные доходные направления развития[106]:
- внедрение новых технологических линий по производству мороженого;
-  развитие розничной торговли молочной продукцией;
- сокращение непроизводительных расходов;
- структурную и технологическую реорганизацию фирмы;
- освоение новых производств, расширение ассортимента, улучшение
качества производимой продукции;
- удержание уровня цен на достаточно низком уровне.
Ежегодным бизнес-планом фирмы ООО «Буренка» определяются порядок, последовательность, сроки и затраты на выполнение взаимосвязанных  действий, намеченных на достижение желаемого конечного результата по  следующим показателям[107]:
- объем производства в натуральном выражении;
- реализация продукции;
- экономические показатели;
- качество продукции;
- расширение рынков сбыта.
Планирование  групп товаров  осуществляется на  основе анализа качественных характеристик конкурентов, объемов их выпуска, стоимости и т.д., основываясь на информации об их технических достижениях. В бизнес-плане поставлены цели  по существенному сокращению брака.
Ценовая политика ООО «Буренка» направлена  для достижения следующих целей:
- стабилизации цен, прибыльности и рыночной позиции;
- достижения наиболее высоких темпов роста продаж;
- максимизации рентабельности всех активов фирмы.
Ежегодно готовится приказ о ходе реализации бизнес-плана в текущем  году, где подводят итоги достигнутых показателей работы, в  том  числе по выполнению организационно-технических мероприятий по качеству выпускаемой продукции и ставятся задачи на следующий календарный год.
На ООО «Буренка» внедрена единая  информационная сеть поступления, сбора и обработки информации. Внедрение единой  информационной  сети  поступления, сбора и обработки информации, посредством которой производится обработка информации в системе «вход-процесс-выход», позволяет отделу планирования прогнозирования и финансового анализа проводить ежедневный оперативный анализ поступления ресурсов, их переработки, выхода готовой продукции. Своевременное информационное обеспечение  руководителей дает возможность оперативного принятия решений - важнейшего показателя качества работы ООО «Буренка».
На сегодняшний день ассортимент выпускаемой продукции ООО «Буренка» насчитывает более 100[108] наименований – молоко различной жирности, кисломолочные продукты, сметана, сливки, творог и творожные изделия, твердые и плавленые сыры, масло, сухое молоко и сыворотка, различные виды мороженого.
Ведущие наименования продукции, выпускаемой ООО «Буренка», имеют хорошую репутацию среди потребителей, что подтверждается результатами опросов  и анкетирования[109].
Общая численность работников на момент написания контрольной работы составляет 90 человек. Общая площадь фирмы -11250 кв. м.[110], из которых торговые площади занимают 4150 кв. м.[111]
Технологическая структура фирмы представлена основным производством, в состав которого входят 2 участка- №№1,2[112].
Кроме них производственный потенциал фирмы представлен также 5 отделами[113].
Все объекты во взаимодействии представляют собой бесперебойный процесс производства.
В ООО «Буренка» существует достаточно высокий уровень технологии. Производство продукции полностью механизировано и на большинстве стадиях автоматизировано, что указывает на высокую степень всей технологической линии производства. Это приводит к повышению производительности труда, улучшению качественных показателей использования сырья и выпуска готовой продукции. О высоком технико-экономическом уровне свидетельствует и применение прогрессивных технологических процессов. Уровень оснащенности оборудования довольно высок, хотя используется оно не на полную мощность. Это касается и производственных площадей, которые загружены примерно на 30-40%.
Организационная структура в общем виде представляет собой линейную
структуру, образованную из взаимоподчиненных элементов в виде иерархи
ческой лестницы. Разделение системы управления на составные части осуществляется по функциональному признаку. Все это свидетельствует о высоком организационно-техническом уровне фирмы. Организационная структура фирмы ООО «Буренка» представлена на рисунке 6.
Однако нужно отметить, что при такой организации структуры управления руководители низших ступеней непосредственно подчиняются одному руководителю и связаны с вышестоящей системой только через него.
В организации управления фирмы ООО «Буренка» руководитель отвечает за весь объем деятельности и передача управленческих решений каждому из подразделений одного уровня происходит только от одного начальника, то есть превалирует принцип единоначалия. Руководитель фирмы несет полную ответственность за результаты деятельности подчиненных ему подразделений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Генеральный
директор
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заместитель генерального директора
 
 
Заместитель генерального директора
по производству                     
 
 
Заместитель генерального директора по общим вопросам
 
Кадрово-юридическая служба
 
Главный бухгалтер
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Участок 1
 
 
Отдел 1
 
 
Отдел закупок
 
Охрана
 
Бухгалтерия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Участок 2
 
 
Отдел 2
 
 
Отдел маркетинга
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
      Отдел 3
 
 
Отдел сбыта
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    
     Отдел 4
 
 
Отдел доставки
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Отдел 5
 
 
Секретарь референт
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    
      Склад
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Управление по материальным ресурсам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис.6. Организационная структура фирмы ООО «Буренка»[114]
 
Рассматривая организационную структуру ООО «Буренка», необходимо отметить высокую степень разделения труда, развитую иерархию управления, цепь команд, наличие многочисленных правил и норм поведения персонала, и подбор кадров по их деловым и профессиональным качествам. Но, однако, по ряду объективных и субъективных причин руководители структурных подразделений часто ставят свои локальные цели выше корпоративных.
Анализ управленческой структуры ООО «Буренка» выявил следующее:
• недостаточно высокая квалификация сотрудников низшего звена управления;
• недостаточная скорость принятия решений;
• отсутствие гибкости поведения.
Сама структура фирмы ООО «Буренка» не требует серьезных преобразований. Фирма ООО «Буренка» действует в соответствии с правилами и процедурами, специально установленными высшим руководством для контроля за поведением работников.
Но для успешной работы в условиях современного уровня развития производительных сил, масштабов производства и высокой технической оснащенности необходимо изменить систему управления фирмы, а именно провести изменение организационной структуры ООО «Буренка».
Служба снабжения в ООО «Буренка» устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая технико-технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой товаров.
Рассмотрим оргструктуру фирмы ООО «Буренка» с распределением задач между различными функциональными подразделениями:
- задачи «что закупить» и «сколько закупить» решаются заместителем главного директора по производству. Здесь же выполняются и работы по складированию закупленных предметов труда.
- задачи «у кого закупить» и «на каких условиях закупить» решаются заместителем директора по общим вопросам, а именно в отделе закупок. Здесь же выполняются и работы по снабжению, то есть заключаются договоры, контролируется их исполнение, организуется доставка закупленных предметов труда.
В результате функция управления материальным потоком в процессе снабжения предприятия сырьем и материалами разделена между различными службами и ее эффективная реализация затруднена.
Для решения данной проблемы рассмотрим, поэтапный подход к закупочной политике на фирме ООО «Буренка» на примере поставленных задач.
1. Задача «что закупить» и «сколько закупить».
Поставщиком сырья для ООО «Буренка» является ОАО «Ферзиковский молочный завод», с ним заключен договор на поставку.
Фирма ООО «Буренка» регулярно закупает сырье мелкими партиями у ОАО «Ферзиковский молочный завод». Однако при таком методе возникает вероятность заказа избыточного количества сырья; необходимость оплаты всего количества, определенного в заказе. Целесообразно поменять данный метод закупки.
2. Для решения задачи «у кого закупить» необходимо рассмотреть, как построена система выбора поставщика на ООО «Буренка».
Перед расчетом рейтинга определим, на основании каких критериев будет приниматься решение о предпочтительности того или иного поставщика. В качестве таких критериев используем: цену, качество поставляемых товаров, надежность поставки, условия платежа, возможность внеплановых поставок, финансовое состояние платежа.
Проведем оценку поставщиков по определенным критериям.
Допустим, что в течение определенного периода фирма получала от трех поставщиков: ОАО «Кировский молочный завод» (г. Киров), «Ферзиковский молочный завод» (п. Ферзиково) и «Жуковомолоко» (г. Жуково) один и тот же товар. Необходимо определить, кому из трех поставщиков следует отдать предпочтение и воспользоваться его услугами.
Для этого оценим каждого из поставщиков по выбранным критериям, а затем умножим вес критерия на оценку. Рейтинг определим суммированием произведений веса критерия на его оценку для данного поставщика. Рассчитывая рейтинг разных поставщиков и сравнивая полученные результаты, определим наилучшего партнера.
Вес критерия и оценку определим экспертным путем. Расчет приведен в таблице 3.
Таблица 3
Расчет рейтинга поставщиков ООО «Буренка»[115]
Критерий выбора
поставщика
Вес критерия
Оценка критерия по десятибалльной шкале
Произведение веса критерия на оценку
ОАО «Кировский молочный завод»
ОАО «Ферзиковский молочный завод»
ОАО «Жуковомолоко»
ОАО «Кировский молочный завод»
ОАО «Ферзиковский молочный завод»
ОАО «Жуковомолоко»
Надежность
поставки
0,30
9
5
7
2,7
1,5
2,1
Цена
0,25
3
2
6
0,75
0,5
1,5
Качество товара
0,15
8
6
8
1,2
0,9
1,2
Условия платежа
0,15
2
7
4
0,3
1,05
0,6
Возможность
внеплановых
поставок
0,10
2
7
7
0,2
0,7
0,7
Финансовое состояние поставщика
0,05
7
3
4
0,35
0,15
0,2
ИТОГО
1,00
-
-
-
5,5
4,8
6,3
Расчет, проведенный в таблице 3, показывает, что таким партнером является ОАО «Жуковомолоко» и именно с ним нужно заключать договор о поставке продукции. Данный факт говорит о том, что на ООО «Буренка» не анализируется перечень потенциальных поставщиков на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков.
На выбор поставщика так же существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам, на основании выполнения которых осуществляется расчет рейтинга поставщика. Следовательно, система контроля исполнения договоров поставки должна позволять накапливать информацию, необходимую для такого расчета.
Из данных таблицы 3 видно, что наибольший рейтинг у поставщика ОАО «Жуковомолоко» за счет оптимального соотношения качества и надежности поставляемой продукции.
Из оценки результатов работы с поставщиками видно, что на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки, на второе качество товара, на третье финансовое состояние поставщика, но нужно учитывать, что если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку.
3. Для решения задачи, «на каких условиях закупить» необходимо проанализировать экономическую целесообразность закупок у ОАО «Кировский молочный завод», «Ферзиковский молочный завод» и «Жуковомолоко».
Все фирмы известны и надежны.
Недостаток ОАО «Кировский молочный завод» заключается в том, что оно расположено от потребителя на 100 км. дальше, чем ОАО «Ферзиковский молочный завод» (расстояние до ОАО «Кировский молочный завод» — 180 км, до ОАО «Ферзиковский молочный завод» — 80 км.) и на 90 км. дальше чем ОАО «Жуковомолоко» (до ОАО «Жуковомолоко»- 90 км.).
С другой стороны, продукт, поставляемый ОАО «Жуковомолоко» и ОАО «Кировский молочный завод» транспортируется в автоцистернах для молока и подлежит автоматической разгрузке через шланг для слива жидкости. ОАО «Ферзиковский молочный завод» поставляет товар в термостатированных емкостях (контейнеры для перевозки молока), которые необходимо выгружать вручную.
Тариф на перевозку груза на расстояние 180 км. — 0,5 условных денежных единиц за километр (уде/км). При перевозке груза на расстояние 80 км. тарифная ставка выше и составляет 0,7 уде/км. Время слива продукта из автоцистерны составляет - 20 минут, время разгрузки термостатированных емкостей- 8 часов. Часовая ставка рабочего на участке разгрузки — 6 уде.
Расчет совокупных расходов, связанных с поставкой товаров в ООО «Буренка» представлен в таблице 4.
       Таблица 4
Расчет совокупных расходов, связанных с поставкой товаров
в ООО «Буренка»[116]
 
Наименование
показателя
 
ОАО «Кировский
молочный завод»
ОАО
«Ферзиковский
молочный
завод»
 
ОАО
«Жуковомолоко»
Транспортные
расходы
0,5 уде/км.  х 180 км. =  90 уде.
0,7 уде/км. х 80 км.=   56 уде.
0,7 уде/км. х 90 км.=  63 уде.
Расходы
на разгрузочные работы
6 уде/час. х 1/3 час.=
2 уде.
6 уде/час. х 8 час. = 48 уде.
6 уде/час. х 1/3 час.= 2 уде.
Всего расходов
92 уде.
104 уде.
65 уде.
 
По результатам таблицы 4 можно сделать вывод, что если рассматривать транспортные расходы, то предпочтение следует отдать ОАО «Ферзиковский молочный завод», что и делает ООО «Буренка». Однако с учетом стоимости погрузочно-разгрузочных работ этот вариант оказывается менее экономичным, чем поставка ОАО «Жуковомолоко».
Таким образом, при прочих равных условиях продукцию выгоднее закупать у поставщика ОАО «Жуковомолоко», поскольку это дает экономию в сумме 39 уде. в расчете на одну поставку по отношению к ОАО «Ферзиковский молочный завод» и 27 уде. по отношению к ОАО «Кировский молочный завод».
Рассмотрение поэтапного подхода к закупочной политике на фирме ООО «Буренка» показало следующие результаты:
1. Функция управления материальным потоком в процессе снабжения предприятия сырьем и материалами разделена между различными службами и ее эффективная реализация затруднена.
2. Для успешной работы в условиях современного уровня развития производительных сил, масштабов производства и высокой технической оснащенности необходимо изменить систему управления фирмы, а именно провести изменение организационной структуры ООО «Буренка».
3. Метод закупки сырья мелкими партиями у ОАО «Ферзиковский молочный завод» не эффективен.
4. Слабо используется единая  информационная  сеть  поступления, сбора и обработки информации, внедренная на фирме, а именно не анализируется перечень ассортимента продукции, потенциальных поставщиков на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков.
Проанализировав основные этапы процесса закупки сырья ООО «Буренка» можно сделать вывод о том, что фирма находится на первой стадии развития логистики. Так как она имеет достаточно устойчивое финансово-хозяйственное состояние; в ней имеется простейшая организация хранения готовой продукции; созданы два объединенных операционных блока, выполняющие отдельные логистические функции; внедрена единая информационная сеть поступления, сбора и обработки информации, но, однако структурные подразделения фирмы ООО «Буренка» выполняют конкретные, свойственные только им функции и по ряду причин руководители структурных подразделений часто ставят свои локальные цели выше корпоративных, в их должностных инструкциях не прописаны функции логистики т. е. на фирме нет единой четко выстроенной логической цепочки закупочной логистики.
Из вышесказанного вытекает, что фирма не находится на второй стадии развития логистики, поскольку в Уставе ООО «Буренка»[117] о логистике не упоминается, а логистика - как самостоятельная служба отсутствует [118]. О третьей стадии развития логистики на фирме ООО «Буренка» можно будет говорить после объединения всех логистических функций и операций под единым руководством одного человека — логиста.[119]
Четвертая стадия характерна для фирм, работающих на глобальном уровне и интегрирующих свои процессы планирования и контроля с операциями маркетинга, сбыта, производства и финансов. Рассматриваемая фирма занимается производством в пределах области и выходить на международный уровень не собирается[120].
 
2.2. Анализ практики внедрения закупочной логистики на ООО «Буренка»
 
В целях анализа закупочной логистики, на фирме ООО «Буренка» был проведен опрос среди сотрудников. Было задано три вопроса:
1. Знаете ли Вы что такое логистика?
2. В чем причина внедрения логистики на фирме ООО «Буренка»?
3. Считаете ли Вы необходимым внедрение логистики на фирме ООО «Буренка»?
В опросе участвовали 12 руководителей, 30 специалистов, 6 служащих и 42 человека рабочих. Результаты опроса представлены в таблицах: 5,6,7.
Таблица 5
Знаете ли Вы что такое логистика?[121]

и т.д.................


Опрашиваемые люди
Предоставляемые ответы
Да
(знаем)
Нет
(не знаем)
Воздержались
Ответа
нет
Руководство
6
4
2
0
Специалисты
25
2
3
0
Персонал
4

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.