Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Принцип разделения властей в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 
Введение…………………………………………………………. 3
Глава I. Появление  и становление концепции разделения властей………………………………………………………………….5
      Возникновение и развитие концепции разделения властей, ее сущность……………………………………………….…5
      Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную власти…………………………………………9
        Законодательная власть……………………….. 9
        Исполнительная власть………………………..14
        Судебная власть………………………………..19
Глава II. Принцип  разделения властей в России…………24
2.1. Принцип разделения  властей в Конституции Российской Федерации 1993 года………………………………………….24
2.2. Недостаточность  правового регулирования разделения властей на современном этапе……………………………….32
2.3. Особенности взаимодействия различных ветвей власти в современной России………………………………………….33
Заключение………………………………………………………38
Список литературы………………………………………….. 41
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Данная тема является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для Российского государства. Это связано с тем, что в советское время эта тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, а также сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства.
На рубеже 80-90-х  гг. XX века в России возникает цель – создание правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика. Все это приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права.
На мой взгляд, работа имеет большое практические значение. В современных высокоразвитых странах главной ценностью для государства признается человек, его права и свободы. Только разумное и целесообразное разделение государственной власти на законодательную (представительную), исполнительную и судебную позволит избежать узурпации власти в руках одного человека или органа и тем самым устранит препятствия для всестороннего развития личности.
Принцип разделения властей означает, что законодательную деятельность должен осуществлять представительный (законодательный) орган, исполнительно-распорядительную деятельность (государственное управление, государственное регулирование) – органы исполнительной власти, правосудие – суды, при этом ветви власти самостоятельны, организационно функционально независимы друг от друга, что не исключает их взаимодействие и взаимный контроль.
Цели такой  системы построения власти:
    создать гарантии от ее произвола, сосредоточения в руках одного лица или какого-либо органа, группы органов;
    обеспечить высокий профессионализм и эффективность в выполнении различных весьма специфических функций власти;
    наиболее широко представить во власти интересы различных слоев и групп населения.
В системе разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается и контролируется другой, взаимно уравновешивая друг друга, как механизм сдержек и противовесов, предотвращая узурпацию власти, ее монополизацию.
Актуальность выбранной темы обусловлена недостаточно четким правовым обеспечением взаимодействия ветвей государственной власти.
Цель  работы: раскрыть принцип разделения властей и его отражение в конституционном строе РФ.
В данной работе были поставлены следующие задачи:
    рассмотреть появление и становление концепции разделения властей;
    раскрыть сущность разделения властей в Российской Федерации;
    исследовать принцип разделения властей в Конституции РФ 1993 года;
    выявить особенности взаимодействия различных ветвей власти в современной России.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти, направленной на реализацию в государственном механизме современного демократического государства принципа разделения властей.
Для достижения цели, поставленной в курсовой работе, и решения названных выше задач использовались современные методы исследования явлений и процессов правовой действительности. В процессе работы использовались как общенаучные (диалектический, системный), так и частные (исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования.
Предметом исследования являлись нормы Конституции РФ, федеральные  законы, федеральные конституционные  законы, а также работы многих ученых, посвященные данному вопросу.
При выполнении данной работы был изучен ряд учебной  и научной литературы, такой как  «Конституционное право Российской Федерации» под ред. С.Баламезова, М.В.Баглая и др., «Служба защиты прав человека и гражданина» В.В.Бойцова, «Конституционное право России» Е.И.Козлова, «Теория  государства и права в вопросах и ответах» А.В.Малько, «Конституционное право: Россия и зарубежный опыт»  В.Е.Чиркина, в том числе использовались Конституция РФ 1993 года, федеральное  законодательство и комментарии  к нему, а также статьи таких  журналов как «Государство и право», «Политические исследования».
 
 
Глава I. Появление и становление концепции  разделения властей
 
      Возникновение и развитие концепции разделения властей, ее сущность.
 
Идея разделения законодательной, исполнительной и  судебной власти сопровождает поиск человеком идеального государства на протяжении многих веков. Утверждение разделения власти как составной части учения о демократическом государстве связано с революциями XVII – XVIII вв. во Франции, когда Д.Локк и Ш.Монтескье сформировали этот принцип как важную гарантию против концентрации и злоупотребления властью, свойственным феодальным монархиям1. Они выдвинули тезис о необходимости разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Первая должна быть избрана народом (т.е. парламент), исполнительная власть должна осуществляться главой государства, а судебная власть должна быть представлена независимым судом, а не Королевским.
Целью теории Монтескье  было создание безопасности граждан  от произвола и злоупотреблений  властей, обеспечение политических свобод.
Теория разделения властей стала частью начинающей развиваться теории правового государства.
Разберем подробнее  теорию разделения властей по Монтескье. Во-первых, если в руках одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для злоупотребления этой властью, а, следовательно, свободы граждан будут нарушаться. В связи с этим Ш.Монтескье выделил три ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную – каждая из которых предназначена для осуществления определенных функций государства.
Во-вторых, должна действовать система сдержек  и противовесов, чтобы власти контролировали действия друг друга. В наше время, как правило, законодательная власть ограничивается референдумом, президентским правом вето, Конституционным Судом, а внутренним ее ограничением является двухпалатный парламент. Исполнительная власть ограничена ответственностью перед Парламентом и подзаконным характером издаваемых ею нормативных актов. Должна сохраняться также внутренняя разделенность между Президентом и Правительством, федеральной и региональной властью. Судебная власть подчинена Конституции и закону, а ее внутреннее разделение воплощается в том, что Конституционный Суд выделяется из всей судебной системы, меняется круг полномочий прокуратуры, вводятся системы специальных судов, мировых судей.
Но в конституционном  проекте Монтескье недостаточно четко проводится идея равновесия властей. Законодательная власть явно играет доминирующую роль, исполнительную власть Монтескье называет ограниченной по природе, а судебную – вообще полувластью. Но более актуально было следующее положение разделения властей: определенная ветвь власти должна представлять интересы определенной социальной группы. Судебная власть представляет интересы народа, исполнительная – монарха, верхняя палата законодательного собрания – аристократии, нижняя палата собрания – интересы народа.
Против этой концепции  выступал Ж.-Ж.Руссо. Он отстаивал единство власти и отвергал концепцию разделения властей с социологических позиций. Он утверждал, что вся власть должна принадлежать народу, ее нельзя делить, отчуждая от народа, а формой осуществления власти народом должно было служить народное собрание2. Точка зрения Руссо отвечала требованиям времени и обосновывала революционные процессы во Франции конца XVIII в.; если Монтескье пытался найти компромисс, то Руссо обосновывал необходимость борьбы с феодализмом. Взгляды Монтескье и Руссо нашли свое наиболее полное и последовательное отражение в Конституции США 1787г., где народ является единственным источником власти. Наряду с этим в Конституции США проводится очень четкое организационно-правовое разделение властей.
Историческая  практика показала, что сосредоточение в одних руках законодательных, исполнительных и судебных функций  приводит к установлению в стране диктаторских режимов. Так и произошло в России в начале XX в., разделение властей было отвергнут марксизмом-ленинизмом. В соответствии с этим учением в России, а затем и ряде других стран было построено тоталитарное государство, отказавшееся от принципа разделения властей3.
В связи с информатизацией  общества в XX в. в современной теории государства и права принято выделять еще одну ветвь власти – «четвертую власть» - средства массовой информации, которые не просто информируют общество о тех или иных политических событиях, но и навязывают людям свою оценку происходящего, свои идеалы, они имеют возможность манипулировать общественным мнением. Даже в недемократических государствах, где точка зрения «масс» проявляется лишь в критических ситуациях (революции и т.д.), правительства понимают всю значимость влияния «четвертой власти» на людей и пытаются регулировать и использовать эту власть в своих интересах. В демократических государствах четвертая власть – это реально действующая сила, не считаться с которой никто не может, нельзя просто запретить деятельность какой-либо газеты, телепрограммы и т.п.; «четвертая власть» является необходимой частью функционирования системы государственных органов.
Таковы основные изменения, которые претерпела концепция разделения властей за более чем двухсотлетнюю историю своего существования, эта теория нашла широкое применение в государственно-правовой практике многих стран. Прежде всего, теория разделения властей явилась одним из основных гарантов прав и свобод человека именно в тех странах, где реализация данной концепции имеет наиболее прочные традиции, демократические принципы нашли самое широкое применение. Второе преимущество государственной системы, основанной на принципе разделения властей – это относительная стабильность внутриполитического положения государства, потому что разделение властей позволяет выходить из критических ситуаций на основе норм конституции, посредством консенсуса социальных сил. Вообще, сейчас трудно судить о результатах применения теории разделения властей на практике, потому что применение этого принципа невозможно отделить от других тенденций в развитии государств: стремление к демократии, созданию гражданского общества и правового государства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную власти
 
        Законодательная власть
 
Законодательная власть – представительная. На основе выборов народ передает власть своим  представителям и таким образом  уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти, их приоритете и верховенстве4. Однако, первичность не должна восприниматься как полновластие. Дж. Локк утверждает, что законодательная, исполнительная и судебная власти должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга5. Имеются сущностные и политико-юридические ограничения этой власти. Сущностные ограничения вытекают из ее делегированности (только народ обладает всей полнотой государственной власти), определяются принципиальной зависимостью от воли избирателей. Политико-юридические ограничения связаны с тем, что любой закон, дабы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву – конституции, иначе органы конституционного надзора могут признать его недействительным.
Законодательная власть – это делегированная коллегиальная власть. Дж. Локк писал, что в хорошо устроенных государствах, где принимается во внимание благо целого, законодательная власть передается в руки различных лиц, которые, собравшись должным образом, обладают сами или совместно с другими властью создавать законы. Название данной ветви «законодательная» не означает, что, кроме законодательной деятельности, представительные органы не выполняют никакой другой. Не менее существенной функцией законодательной власти является финансовая, реализуемая вправе ежегодно утверждать государственный бюджет страны. Есть и определенные «распорядительные» функции, связанные с формированием высших исполнительных и судебных органов. Немаловажную роль в деятельности законодательных органов играет осуществляемый ими контроль над работой правительства, иных должностных лиц исполнительной власти. В отличие от судебной, законодательная власть вправе давать лишь политическую оценку тем или иным представителям исполнительной власти и на этой основе привлекать их к политической ответственности (импичмент).
Представительная  ветвь власти – неотъемлемая составляющая принципа разделения властей. Формирование, структура, полномочия и взаимоотношения законодательной ветви власти с иными ветвями и внутри нее тесно связаны с реализацией принципа разделения властей.
Равновесие властей  сохраняется благодаря ключевой составляющей принципа разделения властей – системе сдержек и противовесов.
В соответствии с концепцией разделения властей  первое место среди ветвей государственной  власти принадлежит представительной (законодательной). Исполнительная и  судебная ветви хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона.
Законодательная власть осуществляется прежде всего общегосударственным представительным органом, а в субъектах Федерации – местными законодательными органами.
Общегосударственный представительный орган может иметь  различные названия (национальное или  народное собрание, конгресс и т.д.), но за ним утвердилось обобщенное название «парламент».
Парламентаризм  можно рассматривает как историческую форму перехода от частной жизни к общественной, т.е. политической, как процесс превращения человека – подданного и бесправного в человека – гражданина, наделенного политическими правами, прежде всего правом выбора власти в обществе.
Общегосударственный представительный орган не вправе распустить представительный орган субъекта Федерации, автономии, административно-территориальной единицы.
Во многих странах  парламент не является единственным общегосударственным законодательным  органом: законы могут издавать и другие местные представительные органы.
Следует отметить, что в ряде стран понятие «парламент»  является более широким: наряду с  избираемой нижней палатой парламент  включает не избираемую прямыми выборами верхнюю палату и главу государства, без подписи которого закон не имеет юридической силы. Подписывая законы, обладая правом вето, что выражается в праве возвратить закон в палату на новое рассмотрение, глава государства участвует в законодательной власти.
В сферу законодательной  власти вмешиваются верховные и  конституционные суды, конституционные  советы. Они вправе объявлять законы неконституционными и тем самым лишать их юридической силы.
В свою очередь  парламент тоже может осуществлять отдельные исполнительные и судебные функции. Так, он иногда подменяет исполнительную власть, обладает некоторыми судебными функциями: в одних странах он наделен полномочием на принятие обвинительного заключения и предания суду высших должностных лиц, в других рассматривает дело в порядке импичмента по правилам судебного процесса.
В парламентарных странах парламент подвержен  эффективному воздействию со стороны правительства. В президентских республиках парламент юридически более независим. Он не может быть распущен президентом, законодательная инициатива принадлежит только депутатам. Тем не менее президенты и в этих случаях располагают богатым арсеналом средств воздействия на парламент. В тех странах, где существует конституционный надзор (США, Италия, Франция, Россия и др.), любой акт парламента может быть отменен по причине несоответствия его конституции.
Согласно статье 94 Конституции Российской Федерации  Федеральное Собрание – парламент  РФ – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру и состоит из Совета Федерации и Государственной Думы (иногда их называют верхней и нижней палатой соответственно). Государственная Дума, которая избирается по пропорциональной системе, представляет население России в целом, а также основные политические силы. Совет Федерации, в который входят по два представителя от каждого субъекта РФ (по одному от законодательной и исполнительной власти), представляет субъекты РФ.
Самостоятельность и независимость законодательной  власти вытекает из принципов суверенитета народа и разделения властей. Эта власть образуется на основе прямого волеизъявления народа, а потому в процессе своей деятельности законодательный орган не зависит от Президента и судебной власти, хотя и тесно с ними взаимодействует. Президент Российской Федерации является участником  законодательного процесса, обладает правом вето, а Конституционный Суд РФ вправе объявить любой закон – полностью или частично – неконституционным, т.е. утратившим юридическую силу. Но и Федеральное Собрание в свою очередь имеет конституционные рычаги воздействия на Президента РФ и на формирование судебных органов. Такая взаимная сбалансированность полномочий помогает поддерживать конституционный правопорядок и реально обеспечивает Федеральному Собранию его высокий конституционно-правовой статус.
Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входит по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти6. Одно и то же лицо не может одновременно являться и членом Совета Федерации, и депутатом Государственной Думы. Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок – 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами. Этими законами являются Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы ФС Российской Федерации» от 20.11.2002г., редакция от 02.02.2006г., и Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации ФС Российской Федерации» от 05.08.2000г.
Федеральному  Собранию свойственны три классические функции парламента, на которых, собственно, и выросла представительная система7:
    принятие законов;
    утверждение государственного бюджета;
    определенный контроль над исполнительной властью.
Две первые функции  практически нигде и никогда  не подвергались сомнению, в то время  как третья породила различные подходы. При парламентарных формах правления контроль над исполнительной властью носит многосторонний характер, а главное – включает право парламента принимать вотум недоверия правительству и тем самым отправлять его в отставку.
Законодательная деятельность осуществляется палатами Федерального Собрания последовательно. В законотворческом процессе ключевую роль играет Государственная Дума. Она получает и рассматривает  все законопроекты, принимает Федеральные законы. Роль Совета Федерации сравнительно невелика, он рассматривает принятые Государственной Думой законы. Его отлагательное вето в отношении федеральных законов может быть преодолено квалифицированным большинством в две трети голосов депутатов Государственной Думы. Конституционные поправки последовательно рассматриваются палатами Федерального Собрания и законодательными органами субъекта РФ.
Таким образом, законодательная  власть – это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля над аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.
 
 
 
 
        Исполнительная власть
 
В отличие от законодательной власти, носящей  первичный, главенствующий характер, исполнительная (административная) власть имеет по своей сути вторичный, производный характер. Это, кстати, вытекает из этимологии понятия «администрация» («ad-ministrare» - служить для; «ministrare» - глагол, производный от «ministris» - слуга, формы родительного падежа от основы «minus» - минус). Корень «минус» свидетельствует, что администрация всегда находится в подчиненном положении, над ней есть некто, кому принадлежит власть. Задачи администрации остаются неизменными по своей природе и состоят в исполнении поручений, данных ей носителями власти, и в разрешении сообразно с этим частных вопросов.
Исполнительная  власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих  органов основываются на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона. Отсюда их название – исполнительные8.
Существенные  признаки исполнительной власти –  это ее универсальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства. Этим они отличаются и от законодательных, и от судебных органов. Другой признак означает, что исполнительная власть, также в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует элемент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила в лице ее чиновников, армии, администрации, судей. Среди этой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям: армии, органам безопасности, полиции.
Указанные признаки, и особенно предметный, «силовой»  характер исполнительной власти, составляют объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти именно исполнительными органами. Здесь чрезвычайно важны действенные механизмы сдержек и противовесов, эффективные рычаги политической ответственности как со стороны законодательной власти (через развитое законодательство – правовые законы), так и со стороны судебной власти (через судебный контроль и конституционный надзор).
Часть 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации  предусматривает образование единой системы исполнительной власти в  РФ «в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения».
Положение и место  правительства РФ в системе органов  государственной власти вытекают из принципа разделения властей, сформированного  в ст. 10 и 11 Конституции Российской Федерации. Правительство осуществляет государственную власть наравне с президентом РФ, Федеральным Собранием и судами. В ст. 110 Конституции Российской Федерации прямо устанавливается, что исполнительную власть РФ осуществляет правительство РФ.
Соотношение правительства  с Федеральным Собранием и  судами не порождает каких-либо неясностей. Согласно Конституции РФ органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, что предполагает невмешательство в деятельность каждой власти со стороны двух других. В то же время правительство РФ взаимодействует с палатами Федерального Собрания, и особенно с постоянными комитетами и комиссиями, рассматривая их рекомендации и принимая соответствующие меры.
Федеральный закон  о правительстве РФ обязывает  членов правительства по приглашению  палат присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы.
По-иному и  в некотором смысле сложнее выглядят взаимоотношения правительства РФ с президентом РФ, который формально как бы не входит ни в одну из трех властей, а по существу, имея ряд конституционных полномочий в сфере исполнительной власти, в эту власть входит. Президент РФ назначает (с согласия Государственной Думы) и единолично смещает председателя правительства, назначает и смещает всех членов правительства РФ и руководителей других федеральных органов исполнительной власти, напрямую руководит рядом министерств (обороны, иностранных дел и др.). Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях правительства РФ, его указы по своей юридической силе выше постановлений правительства РФ.
Анализ полномочий президента РФ и правительства РФ дает все основания считать фактическим  главой исполнительной власти Российской Федерации именно президента РФ, а не председателя правительства или правительство РФ в целом. В Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» поэтому говорится, что правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в России (ч.3 ст.1). Но следует учитывать, что правительство РФ функционирует, имея над собой президента РФ, указания которого для правительства обязательны, и надо отметить, что в указах президента весьма часто встречаются положения, означающие прямое руководящее участие в организации и деятельности правительства РФ.
Правительство РФ в пределах своей компетенции  организует исполнение принимаемых Федеральным Собранием законов, указов и распоряжений президента РФ и международных договоров, осуществляет регулярный контроль над исполнением всех этих актов органами исполнительной власти.
Согласно ч.2 ст. Конституции РФ правительство РФ состоит из председателя, заместителей председателя и федеральных министров. Количество членов правительства РФ определяется президентом РФ.
Формирование  правительства РФ начинается с назначения его председателя. Председатель –  ведущая фигура в правительстве РФ, он определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу. Председатель правительства временно исполняет обязанности президента РФ во всех случаях, когда президент РФ не в состоянии их исполнять (ч.3 ст.92 Конституции Российской Федерации).
Председатель  правительства РФ назначается президентом  РФ с согласия Государственной Думы. Никто, кроме президента, не вправе выдвигать кандидатуру председателя правительства или вносить в Думу альтернативную кандидатуру. Дума может дать согласие на назначение либо отказать в согласии, но она не может обсуждать другие кандидатуры9. Тем самым достигаются две важные цели: представительный орган участвует в назначении главы правительства, но не является решающим источником предоставления ему власти, что неизбежно породило бы зависимость и контроль.
Президент РФ вправе освобождать председателя правительства от должности, не обращаясь за согласием на это в Государственную Думу, но немедленно уведомляя об этом обе палаты.
Согласно Конституции  РФ Дума может выразить недоверие правительству, что, однако, не влечет его автоматической отставки: президент РФ вправе сам решать вопрос, отправить ли правительство в отставку или не согласиться с решением Государственной Думы10.
Но Государственная  Дума вправе повторно в течение трех месяцев выразить недоверие правительству  РФ (если срок в три месяца превышен, то выражение недоверия не может  быть признано «повторным»). И тогда  президент РФ обязан выбрать одно из двух: объявить об отставке правительства  РФ либо распустить Государственную  Думу.
Председатель  правительства РФ по собственной  инициативе может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии правительству. Если же Дума в ответ на инициативу председателя выразит недоверие правительству, то реакция президента РФ может быть следующей: в течение семи дней принять решение об отставке правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
На федеральном  уровне действуют также федеральные  органы исполнительной власти специальной  компетенции – федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства. Правительство РФ руководит работой федеральных органов исполнительной власти (за исключением органов, подведомственных президенту). Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается указом президента РФ.
Система органов  исполнительной власти субъекта РФ устанавливается субъектом РФ самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ». В соответствии с этим Федеральным законом система органов исполнительной власти субъекта РФ возглавляется высшим исполнительным органом, который, в свою очередь, формирует и возглавляет высшее должностное лицо (или руководитель высшего исполнительного органа) субъекта РФ. Высший исполнительный орган субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, осуществляет полномочия, установленные законодательством, а также формирует другие органы исполнительной власти.
Таким образом, исполнительная власть – это вторичная подзаконная  ветвь государственной власти, имеющая  универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. Исполнительная власть реализуется государством через правительство (президент) и его органы на местах. Правительство (президент) осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица (в президентских республиках) или коллегиального органа. В первом случае правительство выступает как группа ближайших советников главы государства – президента, а полномочия правительства являются производными от полномочий последнего. Во втором случае правительство формируется на основе специальной процедуры с участием парламента. Оно должно по общему правилу пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать собственными полномочиями. Правительство призвано обеспечивать  охрану существующего публичного порядка, защиту внешних интересов государства, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления. Правительство (президент) назначает на высшие военные и гражданские должности, в его ведении находится административный аппарат.
 
 
 
        Судебная власть
 
Анализ советского государственного строительства свидетельствует о том, что отступление от принципа разделения властей привело к усилению функций исполнительных и распорядительных органов, принижению роли судебной власти и ее зависимому положению влекущему за собой развитие авторитарности в управлении государством, принижению роли личности и незащищенности прав и свобод граждан. Именно поэтому одной из главных целей демократизации современного общества была провозглашена идея создания правового государства, в котором судебная власть должна стать одним из важнейших элементов структуры государственной власти наряду с законодательной и исполнительной.
Судебная власть в этом отношении имеет собственную  специфику. Ибо она осуществляет такую особую форму государственной власти, которая организационно оформляется в качестве системы правосудия. Особенности данной формы заключаются в следующем.
Во-первых, ее осуществление  нацелено на особую сферу деятельности государства, устанавливаются основы фактического и правового равенства всех социальных групп и слоев населения, каждого отдельного гражданина перед судом и законом.
Во-вторых, реализация данной формы имеет четкую направленность на осуществление судебной политики в государстве.
В-третьих, для  любой формы государственной  деятельности характерно, что через ее посредство происходит осуществление определенных функций государства.
В-четвертых, осуществление  правосудия приобретает качество особой формы государственной деятельности, поскольку оно выражается вовне через соответствующую систему органов государства – судебную систему.
Особая роль суда определяется тем, что он – арбитр в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. В этом гарантии и независимости суда, и прав и свобод граждан, и государственности в целом. Важно, что суд не только реализует принцип справедливости в правоприменительной практике, но и выступает как своеобразный арбитр в процессе законотворчества. Тем самым суд выступает в качестве «сдержки и противовеса» по соотношению к двум другим ветвям власти. Причем у суда есть определенные преимущества по сравнению с законодателем в оперативности приведения правопорядка в соответствии с требованиями жизни. Суд, обращаясь к толкованию конституции и права, может принимать решения, руководствуясь не только буквой, но и духом закона, аксиомами и принципами права. Речь идет, прежде всего, об экстремальных, исключительных ситуациях, особенно в процессах, обеспечивающих такое распределение и баланс двух других ветвей власти, которые, в конечном счете, гарантировали бы господство права и справедливости в обществе. Необходимо отметить, что в советское время суд рассматривался лишь как орган, призванный охранять социалистическое общество, государство и граждан от неправомерных действий, ответственности же государство перед своими гражданами не придавалось должного значения. Прерогативы суда были ограничены точным применением норм, суд был не вправе устранять даже вполне очевидные недостатки издаваемых подзаконных актов в сфере прав и свобод человека.
Существенная  особенность судебной власти, которая  и определяет ее справедливость, состоит  в особой процедуре (методах) осуществления. Она сводится к тому, чтобы, как  писал видный русский государствовед Б.Н.Чичерин, держать весы, равные для обеих сторон, разобрать права и требования каждой и окончательно постановить свой приговор. Отсюда такие признаки судебной власти, как гласность, состязательность, независимость, коллегиальность.
Суды – независимое  звено государственной власти, которое своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость. Правильное понимание соотношения функций права и судов весьма точно выражено принципом, «право там, где средства его защиты»11.
Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции РФ. Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти реализуется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.
Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с президентом РФ, Федеральным Собранием, правительством РФ, осуществляющим государственную власть в РФ.
Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении  судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти.
Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, и органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти.
Положение судебной власти в системе разделения властей  начинает выглядеть внешне двусмысленным, когда встает вопрос об организации этой власти в субъектах РФ. Казалось бы, поскольку из смысла ст. 10 и 11 Конституции РФ вытекает распространение принципа разделения властей также на субъекты РФ, последние вправе самостоятельно образовывать собственные органы судебной власти, наряду с органами законодательной и исполнительной власти. С другой стороны, природа судебной власти, в отличие от двух других, такова, что она сможет функционировать только при существовании своеобразной вертикали судебных органов снизу доверху. И Конституция РФ отдает предпочтение как раз такому подходу. Данная проблема присуща многим федеративным государствам.
В настоящее время  судебная система РФ состоит из следующих судов:
    Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, действующий на основании Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994г., а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом;
    Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды, районные суды, мировые суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т.д.). Эти суды действуют на основе Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» (в редакции Федеральный закон от 20.08.2004г.) в части, не противоречащей Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации». Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений. Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются Федеральным законом и законом субъекта РФ;
    Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Арбитражные суды действуют на основе Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995г., с изменениями на 24.03.2004г. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел12.
Закон допускает  создание специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел (имеются в виду трудовые, налоговые и др.), но только путем внесения изменений и дополнений в данный закон.
Возможность полного  и независимого осуществления правосудия в соответствии с Федеральным  законом самым непосредственным образом связана с порядком финансирования судов.
Судейская неприкосновенность является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия.
Таким образом, судебная власть – специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других ветвей власти в рамках конституционной законности и права, прежде всего, путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля над этими ветвями власти. Систему органов правосудия могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной и других юрисдикций13.
Важнейшим конституционным  принципом организации судебной власти является независимость судей. Статья 120 Конституции РФ гласит: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации  и Федеральному закону». Одновременно это главное условие самостоятельности и эффективности судебной власти, ее способности защищать права и свободы людей.
Глава II. Принцип разделения властей в  России
 
2.1. Принцип разделения властей  в Конституции Российской Федерации 1993 года
 
Принцип разделения властей в Конституции Российской Федерации закреплен в статье 10 главы об основах конституционного строя. Он гласит:
«Государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Согласно действующей  Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Захват власти кем бы то ни было противоправен. Власть может осуществляться народом либо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы, либо через посредство органов государственной власти и самоуправления (ст.3). Органами осуществления государственной власти на общефедеральном уровне выступают президент РФ, Федеральное Собрание, правительство Российской Федерации, суды РФ14.
Органы государственной  власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя России. Защита прав и свобод человека – обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей.
В Российской Федерации  носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное Собрание. Исполнительной властью наделено правительство РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Вроде бы все ветви власти имеют своих представителей, и президент России оказывается как бы вне рамок механизма разделения властей. В действительности это не так.
Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнение задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен определенными полномочиями и прерогативами.
Но государственную  работу вершит не один президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых  действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.
Президент Российской Федерации участвует в осуществлении верховного представительства страны. Это право вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов.
В сфере взаимодействия с парламентом президенту РФ принадлежат  весьма значительные полномочия. Он назначает  выборы в Государственную Думу и  распускает ее в случаях, предусмотренных  Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы. Таким образом, президент России может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы. А издаваемые президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам.
Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Он назначает председателя правительства и по его представлению заместителей председателя и федеральных министров, принимает решение об отставке правительства. Для ограничения президентского влияния на правительство введены ряд сдержек.
Прежде всего, председатель правительства РФ назначается президентом с согласия Государственной Думы. Однако если Государственная Дума трижды отвергнет кандидатуру председателя правительства, то президент вправе сам его назначить и при этом распустить Государственную Думу и объявить о новых выборах. Реализация такого полномочия создает, конечно, особую неординарную ситуацию, которая все же не может привести к установлению единоличного президентского правления. Конституция не допускает этого.
Так, если Государственная  Дума распущена, то новые выборы должны быть назначены в такие сроки, чтобы Государственная Дума нового созыва собралась на новое заседание не позднее, чем через четыре месяца после роспуска. Значит, период, в течение которого может отсутствовать парламентский контроль над правительством, ограничен. Поскольку, по Конституции, Государственная Дума может выразить недоверие правительству, то тем самым исход выборов предрешает судьбу правительства. Правда, сам президент может не согласиться с Государственной Думой и не отправлять после выражения ей недоверия в отставку. Для того чтобы решение о недоверии возымело должный эффект, оно должно быть подтверждено Государственной Думой по истечению трех месяцев. В случае если имел место досрочный роспуск Государственной Думы, президент не может в течение года после выборов вновь распустить палату. Следовательно, остается только один выход – отставка правительства.
Механизм, заложенный в Конституции Российской Федерации для разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент – арбитр в споре между властями – может, во всяком случае, теоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев управление страной посредством правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы. После выборов президенту так или иначе придется считаться с результатами выборов. Тем не менее, следует признать, что глава государства обладает большими возможностями для воздействия на законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями власти, он сам участвует в деятельности всех государственных органов.
Президент определяет основные направления внутренней и  внешней политики государства, является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особых обстоятельствах – чрезвычайное положение. Он решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности (например, Председателя Центробанка, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора Российской Федерации и др.). Он формирует Совет Безопасности и Администрацию президента, назначает полномочных представителей Российской Федерации, полномочия президента. Президент Российской Федерации – высшее командование вооруженных сил.
В России не предусмотрена  парламентская ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставить президента уйти в отставку. Но это не значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в действие специальный механизм ответственности (импичмент). Президент Российской Федерации может быть привлечен к ответственности только в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. Наличие признаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным судом РФ. После выдвижения обвинения следует довольно сложная процедура выражения импичмента. По Конституции РФ 1993г. отрешение от должности президента становится практически невозможным15
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.