На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Актуализация имидживой рекламы в современной библиотеке

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Библиотечно-информационный институт
Кафедра библиотековедения и книговедения
 
 
 
 
Актуализация  имидживой рекламы в современной библиотеке
(на  примере Ступинской центральной  библиотеки)
 
 
 
Дипломная работа
 
По специальности
«Библиотечно-информационная деятельность»
 
Исполнитель: студент 5 курса
дневного отделения БИИН
Е.В.Щепотьева________________
Научный руководитель:
доктор пед. наук, профессор
Г.А. Алтухова__________________
 
Допустить к защите:
Зав. кафедрой библиотековедения  и книговедения:
доктор пед. наук, профессор
А.М. Мазурицкий______________________
Дата допуска к защите:
«____»________________________ 2011г.
 
 
 
 
Москва 2011 
Содержание
 
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….9
 
ГЛАВА I. Основные направления формирования имидживой рекламы в библиотеке………………………………………………………………………12
1.1 Понятие о библиотечном имидже……………………………………….…12
1.1.1 Характеристика имиджа библиотеки………………………….12
1.1.2  Особенности библиотечной рекламы….……………………...14
1.1.3 Специфика имидживой рекламы....………...…………………22
1.2  История формирования  и развития имиджа библиотеки………………...25
1.2.1 Рекламная деятельность как средство формирования общественного имиджа бибилиотеки ………………………………29
 
ГЛАВА II. Методика продвижения имиджа библиотек…………………..33
 
2.1 Структура и формы  Ступинской Центральной библиотеки……………...33
2.2 Имидживый стиль и рекламная продукция библиотеки………………….36
2.2.1 Веб-сайт библиотеки……………………………………………36
2.2.2 Фирменный  стиль……………………………………………..52
2.2.3 Внешняя реклама  библиотеки…………………………….59
2.2.4 Рекламно-информационная  поддержка выставочной деятельности…………………………………………………………..68
2.2.5 Реклама в Средствах Массовой Информации………………..71
2.3 Возможности улучшения  работы по продвижению имиджа  в Ступинской центральной библиотеке………………………………………………………...75
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...80
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...………………………………………………….82
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Введение
В последние годы существенно изменился характер взаимоотношений библиотеки и ее посетителей. Документы, фонды и каталоги библиотек становятся электронными. Библиотечные пользователи выступают в  качестве  потребителей – со своими ожиданиями, разнообразными потребностями и свободой выбора. И мы, библиотекари, должны помочь им не только  получить нужную им информацию, но и обучить их, например, работать  с современными электронными базами данных. Эти и другие изменения побуждают предпринимать   усилия по информированию реальных и потенциальных пользователей и общественности о новой миссии, новом облике  и информационных услугах обслуживающих их библиотек.
В настоящее время перед  библиотекой стоит задача адаптации  к изменяющимся культурным и социально-экономическим  условиям. 
 Переход муниципальных  библиотек на финансирование из местного бюджета при всех издержках вынуждают библиотеку завоевывать авторитет основной части населения, заботиться о своей высокой репутации. А для этого необходимо иметь четкое представление о том, что же значимо для потребителя, разворачивать те стороны деятельности, которые предположительно, а затем и реально могут вызвать его интерес.
Это определяет актуальность данной работы. Речь идет о маркетинговом подходе к организации библиотечного обслуживания, при котором на первое место ставятся услуги и формы работы, не кажущиеся важными библиотекарю, а необходимые пользователям.
Маркетинговое изучение культурного "рынка" делает особенно очевидной потребность библиотеки занимать новые для себя "ниши", принадлежавшие ранее клубам, музеям, образовательным институтам. Не забывая о своих традиционных функциях. Наиболее эффективной стратегией решения этой проблемы является стратегия маркетинга, позволяющая  отслеживать изменения в обществе  и формировать линию поведения через контроль за управляемыми факторами этого поведения.
Одним из таких управляемых  факторов является  имидж библиотеки. Значимость этого фактора можно прояснить тем простым обстоятельством, что как реальные, так и потенциальные клиенты, или шире - контрагенты - люди и организации,  участвующие в коммуникации, при равных затратах всегда выбирают того, кто им наиболее симпатичен.  
Цель данной работы:  Изучение современного состояния имиджевой рекламы и разработка предложений по её совершенствованию применительно к условиям деятельности Ступинской Центральной библиотеки
Задачи:
      Определение понятия и теоретических основ библиотечного имиджа
      Анализ состояния имидживой рекламы Центральной библиотеки города Ступино
      Выявление недостатков в работе по созданию имиджа Ступинской центральной библиотеки.
      Дать конкретные рекомендации по улучшению и распространению имидживой рекламы Ступинской центральной библиотеки.
Объектом исследования является: имиджbвая реклама Центральной библиотеки города  Ступино.
Субъектом исследования является: Центральная библиотека города Ступино
При написании дипломной  работы были использованы следующие  методы научного исследования: Анализ, анкетирование, индукция, обобщение.
Практическая значимость работы заключается в возможности  использования результатов исследования для совершенствования имидживой рекламной деятельности и оповещения населения о работе ЦБ с целью привлечения пользователей в библиотеку и повышения её имиджа.
Разработанность темы: Очень существенными  для понимания природы имиджа оказались исследования в рамках социальной психологии, в том числе  труды Э. Аронсона, Ф. Зимбардо, М. Ляйппе, Р. Чалдини, посвященные исследованию психологии толпы, механизму формирования установок и стереотипов, способам воздействия на сознание человека. К настоящему времени за рубежом накоплен большой опыт создания индивидуального имиджа и имиджа различных организаций (труды Л. Браун, Ф. Дейвиса, Д. Джеймса, М. Спиллейн), а также организации PR (исследования С. Блэка, Д. Доти, Р. Хейвуда и др.). 1960—1970-х гг., причем в подчеркнуто негативном аспекте (труды О. А. Феофанова и В. Л. Артемова, которые касались методов буржуазной пропаганды в странах Запада). В начале 1980-х гг. в работах М. Д. Афанасьева. В наши дни наблюдается заметный рост исследовательского интереса к библиотечному имиджу, к библиотеке.Одноко теоретические статьи по проблемам имиджа встречаются очень редко (работы Г. А. Алтуховой, М. Ю. Матвеева Я. Э. Евстигнеевой, В. А. Минкиной, С. Г. Матлиной). [источник: № 44 С. 7]
Структура работы состоит из  введения и двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении отражаются актуальность темы, цель, задачи, методы исследования. 
 Первая глава посвящена теоретическим основам изучаемого вопроса. 
Вторая глава практическим и  рекомендательным аспектам изучаемой  темы на примере центральной библиотеки города Ступино.
Выводы сделаны в заключении.
 
 
 
 
Глава I. Основные направления формирования имиджевой рекламы в библиотеке
 
      Понятие о библиотечном имидже
Опираясь на сложившиеся  традиции, библиотеки сегодня стремятся  к постоянному развитию и самообновлению, к созданию и поддержанию собственного положительного образа. Позитивный имидж — это не только средство привлечь читателей в библиотеку и создать комфортные условия для работы, но обеспечить оперативный отклик на потребности населения получить широкий спектр библиотечных услуг, а также возможность понять, каким сегодня наши читатели хотят видеть библиотеку. [источник: №3 С. 16]
Имидж - понятие динамичное, зависящее от изменений социальной среды, социальных факторов влияющих на развитие библиотек. В чем специфика имиджа как понятия, каково его место в других социально-психологических явлениях, ученым еще предстоит обстоятельно изучить. Сегодня многими исследователями подчеркивается, что феномен имиджа - в его многогранности и многофункциональности. Имидж создается различными объектами познания: человеком, организацией, производимой ею продукцией, оказываемыми услугами, он не является застывшей, раз и навсегда данной формой, а постоянно изменяется и совершенствуется, может формироваться как целенаправленно, так и складываться стихийно,  быть как позитивным, так и негативным. [источник: №5 С. 1]
Результаты исследований специалистов, опубликованных в последние десятилетия  на страницах специализированных журналов, в Интернете, свидетельствуют о  том, что пришло время создания теории имиджа библиотечной профессии, которая  будет способствовать более глубокому  осознанию его специфической  природы, сущности с точки зрения современной науки и практики. Однако такие публикации пока немногочисленны, фундаментальных трудов на эту тему не существует. В то же время в библиотечной практике все чаще приходится сталкиваться не только с различными проявлениями имиджа, но и с различным его пониманием; поэтому и необходимость изучения данной проблематики мыслится как актуальная и своевременная задача. [источник: №3 С 18.]
Термин «имидж» получил  распространение во всем мире и привился практически во всех языковых культурах, но на сегодня не существует общепринятого  однозначного подхода к его определению. Этимологически понятие имиджа одни ученые объясняют как перевод с французского слова «image», другие как кальку с английского слова «image»: «изображение, отражение в зеркале, представление о чем-либо. Этому термину придается много смысловых нагрузок: «образ», мастерство производить впечатление, визуальная привлекательность организации, конструирование образа для других, создание привлекательной личности, самопрезентация и др. [источник: №21 С 7.]
В России этот термин традиционно соотносится с образом. В.И. Даль характеризуя образ как «вид, внешность, фигура, портрет, писаное лицо», отмечал динамичность образа: « он связан со временем».[источник: №20 С. 42,614.] В то же время в «Толковом словаре наряду с понятием образ, Владимир Даль характеризует и близкое ему по значению слово «облик»: «оклад и черты лица, внешность вида и выражение лица, физиономия». [источник: №20 С. 42,614.] И в толковом словаре С.И.Ожегова образ - это «вид, облик, живое наглядное представление о ком-нибудь или о чем-нибудь». [источник: №56 С. 106,245.]
Современные психологи  трактуют имидж как «стереотипизированный» образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Как правило, понятие имиджа относится к конкретному человеку, но «оно может также распространяться на определенный товар, организацию, профессию и т.д.». 
 
 
 
Социологи трактуют это понятие как «индивидуальный  облик или ореол, создаваемый  средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения  к себе внимания». [источник: №3 С.19.]
 
1.1.1 Характеристика имиджа библиотеки.
Пока не существует однозначного определения понятия  “имидж библиотеки”, что во многом обусловлено сложностью, многофункциональностью библиотеки как системы. В целом  это понятие освещается исследуется с позиций проявления сущности многообразных функций библиотеки, ее миссии, стремления сотрудников и руководителей к созданию  – “идеальной модели”, эталону, на который следует ориентироваться в своей деятельности по созданию и продвижению имиджа. «Образ библиотеки, - отмечает В.Г.Дригайло, – это ее образ в глазах читателей, людей общественности. Он отражает не только лицо библиотеки как живого организма, а ее душу, сердце, одеяние. То есть он включает как форму, так и содержание деятельности библиотеки как социальной системы общества». [источник: №3 С. 20]
В современном библиотековедении сегодня также активно разрабатывается терминологическая база имиджа, специалисты особое внимание обращают на осмысление понятия имиджа библиотеки как такового.
Итак, имидж - это образ, но не всякий, и даже не всякий ценностно нагруженный образ. Поэтому часто осуществляемый психологический и традиционный социально-психологический подход к образу, под которым разумеется имидж, оказываются недостаточными для его полного освещения. Для того чтобы конкретный образ стал имидживым образом и мы могли работать с ним в этом качестве, необходимо произвести сознательную и целенаправленную  работу по его наполнению и продвижению. . [источник: №22 С. 3]
Как исходное понятие возьмем  такое положение, что имидж создается  на основе исходного безимидживого или слабоимидживого образа. Главная задача формирования имиджа – это наполнение, насыщение исходного образа кого-либо или чего- либо имидживыми элементами, внесение в исходный образ все новых имидживых характеристик, обогащение ими этого образа, заключающееся в придании ему различного рода привлекательных качеств, свойств (в случае негативного имиджа – негативных), его облагораживании, возвышении и т.п. При этом одни характеристики (старые) могут уступать место другим (новым) или как-то сочетаться с ними. Главное, чтобы в имидживом образе не было противоречий между его элементами, в противном случае его восприятие окажется непродуктивным (как то: бедный спектр ожидаемых позитивных ощущений и оценок со стороны читателей, пришедших в библиотеку, низкий уровень культуры чтения и др.), а сам имидж – неэффективным, абстрактным или отрицательным. [источник: №1 С. 3]
Имидж библиотеки, как и человека или организации, учреждения, предприятия  формируется постоянно на протяжении всего периода ее деятельности, развития.
Имидж библиотеки – это ее образ  в глазах читателей, людей, общественности. Он отражает не только лицо библиотеки как живого организма, а и ее душу, сердце, одеяние. То есть он включает как  форму, так и содержание деятельности библиотеки как социальной системы  общества.
Имидж библиотеки постоянно  либо совершенствуется, возрастает либо напротив уменьшается, падает. Этому содействует коллектив библиотеки, его руководители, которые постоянно должны держать его в поле зрения, повседневно, целенаправленно, систематически много работать с тем, чтобы его поддерживать и приумножать. [источник: №1 С. 4]
Поскольку большинство библиотек  зависит от бюджетов местных муниципальных  образований, возрастает необходимость  подтверждения библиотекой ее значимости для местного сообщества. Эффективность  проводимых библиотеками мероприятий, их общественная оценка во многом зависят от сложившегося имиджа как социального института «библиотека», так и конкретной библиотеки. Библиотека, пользующаяся авторитетом у читателей, имеет больше шансов получить дополнительные субсидии от местных властей, спонсорскую помощь, предложения от издательств. [источник: №23 С.26]
Вопрос об имидже библиотек правомерен и по той причине, что большинство  исследователей отмечают существенное рассогласование между взглядами  библиотекарей и взглядами общества. В российском обществе образ библиотеки, сложившийся в 1960-е гг., не претерпел  существенных изменений, и поэтому  возникает необходимость формирования нового имиджа, соответствующего времени. Кроме того, в условиях трансформации  социокультурной сферы российского общества отмечается рассогласование между процессами социальной динамики, между развитием организации и оценкой ее разными группами общественности. Различные социальные категории людей по-разному понимают изменения в культуре и по-разному к ним относятся, что опять-таки делает актуальной проблему изучения имиджа. [источник: №22 С.5]
Забота о совершенствовании  имиджа — это наглядное доказательство того, что организации небезразличны  запросы ее пользователей. С другой стороны, труд библиотекарей остается низкооплачиваемым, и для привлечения  молодежи необходимо уметь акцентировать  его привлекательные стороны. И, наконец, следует подчеркнуть, что  путь к определению статуса, роли и функций библиотек лежит  именно через анализ общественного  мнения, через впечатление, производимое на пользователей. [источник: №4 С.41]
 
1.1.2  Особенности библиотечной рекламы
Документы, фонды и каталоги библиотек становятся электронными. Библиотечные пользователи выступают  в  качестве  потребителей – со своими ожиданиями, разнообразными потребностями  и свободой выбора. И мы, библиотекари, должны помочь им не только  получить нужную им информацию, но и обучить их работать  с современными электронными базами данных. Эти и другие изменения побуждают предпринимать   усилия по информированию реальных и потенциальных пользователей и  общественности о новой миссии, новом облике  и информационных услугах обслуживающих их библиотек. [источник: №32 С.35]
Для этих целей в библиотеках  создаются информационные службы и  отделы рекламы и связи с общественностью,  в задачи которых входит организация  маркетинговых коммуникаций или  продвижения библиотечных услуг.
Под продвижением понимаются различные формы информации, убеждения пользователей или напоминания об  услугах и продукции библиотеки.
Основные задачи продвижения  библиотечных услуг – это формирование престижного образа библиотеки, информирование пользователей о новых услугах, о времени, месте и условиях их предоставления.
Важнейшей формой продвижения  библиотечных услуг является библиотечная реклама как информация о библиотеке, ее услугах и продукции с целью оповещения о ней реальных и потенциальных пользователей и стимулирования спроса на эти услуги и продукты.
Целью библиотечной рекламы  является повышение популярности библиотеки и спрос на ее ресурсы и услуги. [источник: №8 С. 1]
Библиотека, как информационное, досуговое, образовательное учреждение нуждается в рекламе своей деятельности: рекламе библиографической продукции, услуг, инновационной деятельности и т.д. В своей рекламной практике библиотеке должны руководствоваться Федеральным законом "О рекламе" (1995) и "Кодексом рекламной практики", принятым Ассоциацией работников рекламы (1992). В соответствии с законом библиотечную рекламу определяются как не коммерческую, а социальную. Она не содействует коммерческим сделкам, но способствует распространению общезначимых идей, общественных ценностей, а также формирует положительное отношение потребителей к институту рекламы как таковому. [источник: №25 С. 8]
Реклама библиотечной деятельности, безусловно отличается от рекламной деятельности производственного предприятия или торгового комплекса, но несмотря на это существуют определенные нормы и положения, закрепленные в федеральном законе о рекламе, которые являются основополагающими для всех сфер деятельности, в том числе и библиотечно-информационной.
В соответствии с федеральным  законом о рекламе закреплено следующее определение рекламы:
Реклама — распространяемая в любой форме, с помощью любых  средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях  и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного  круга лиц и призвана формировать  или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. [источник: №60 С.27]
Реклама библиотечной деятельности направлена на распространение информации о деятельности конкретной библиотеки или отдельного ее подразделения. В  то же время реклама библиотечной деятельности, как одна из составляющих библиотечного или библиотечно-информационного  маркетинга направлена на реализацию тактики и стратегии развития библиотеки.
Реклама библиотечной деятельности должна быть хорошо продумана и научно-обоснована, иначе библиотечно-информационная сфера будет претерпевать ее негативное воздействие.
Рекламная деятельность библиотеки строится только с учетом потребностей конкретных пользователей и групп, своего местоположения, статуса, информационной оснащенности и новизны фондов.
Рекламная деятельность библиотеки подразумевает разработку внешней  и внутренней рекламы, которые позволяют  поднять престиж библиотеки, сделать  ее авторитетной среди пользователей, а также разработку и реализацию рекламы основных библиотечно-информационных услуг и перечня платных, которые  позволяют библиотеке получить дополнительный приток денег. [источник: №30 С.48]
Здесь не стоит забывать о том, что реклама платных  услуг не должна подавлять рекламу  основных библиотечно-информационных услуг, которые определены Федеральным  законом «О библиотечном деле» как  бесплатные для всех пользователей  библиотек, в независимости от их расовой, национальной, религиозной  дифференциации, социального положения  статуса и т.д. [источник:№72 С. 20]
Библиотеки должны соблюдать  этические стандарты рекламной деятельности, в частности, не допускать недобросовестной, недостоверной, заведомо ложной информации. Проблема недостоверной рекламы весьма актуальна. Некоторые библиотеки спешат оповестить о своих новациях прежде, чем те становятся реальностью. Например, библиотека заявляет о создании информационного центра или базы данных, а на самом деле работа еще только началась или база представляет собой набор файлов. Согласно указанному закону, библиотека может выступать как заказчик, производитель и распространитель рекламы. Таким образом, меняя роли, библиотека отвечает, с одной стороны, за содержание рекламной информации, а с другой – за оформление, производство, подготовку рекламы, с третьей – за время, место и средства размещения рекламы. [источник: №60 С. 25]
Основными требованиями к  библиотечной рекламе являются:
- широта охвата реальных  и потенциальных пользователей;
- соответствие рекламы их нуждам и потребностям;
- интенсивность и убедительность;
- постоянная обновляемость;
- лаконичность, динамизм, достаточность  (рациональная фактографическая насыщенность);
- легкость запоминания  рекламного сообщения;
- доходчивость и оперативность;
- четкость, красочность,  выразительность;
- соответствие уровня  услуги заявленной рекламе;
- соответствие содержания и формы потребностям ранка, интересам отдельных читательских групп. [источник: №59 С. 46]
Библиотечная реклама  включает несколько направлений:
- информация о библиотечной  сети обслуживаемого района в  целях ориентации в ней, о возможностях других библиотек сети (например, о получении требуемых изданий по МБА и т.п.);
- информация о библиотеке  и (или) ее структурных подразделениях (филиалах, отделах);
- информация о библиотечном  фонде, его составе и структуре;
- информация об услугах,  предоставляемых библиотекой, и  об ее
  интеллектуальной продукции.
Рекламная деятельность библиотеки включает следующие этапы:
- постановка задач рекламной  деятельности;
- определение бюджета  на рекламу;
- создание рекламного  сообщения;
- выбор средств распространения.
В задачи рекламной деятельности входят:
- формирование у населения  определенного уровня знаний  о библиотеке, ее ресурсах, услугах, интеллектуальной продукции;
- определение вида рекламного  влияния на пользователей (сообщить  о существовании услуги или стимулировать ее использование);
- определение главного  потребителя рекламируемой услуги  или продукции библиотеки;
- выделение сегментов  рынка, которые необходимо охватить  рекламой;
- изучение потребительского  поведения, ответной реакции на  рекламу, осведомленности пользователей о предлагаемых услугах.[источник: №57 С. 12]
Бюджет на рекламу включает использование бюджетных средств  на рекламу бесплатных услуг и доходов от платных услуг, расходы на рекламу которых включаются в их цену и составляют в среднем 10% от реализации услуг. В основе рекламной деятельности лежит создание рекламного сообщения – емкой, яркой и образной информации, побуждающей использовать библиотечные ресурсы и услуги.
В рекламной практике библиотек  используются разнообразные средства наглядной, устной, печатной и комплексной рекламы, когда применяется набор ее различных средств. Их выбор определяется как с учетом целевой аудитории, на которую рассчитана реклама, так и финансовых возможностей библиотеки. [источник: №57 С. 36]
По отношению к аудитории  библиотечная реклама подразделяется на внутрибиблиотечную, предназначенную для ее читателей, и внешнюю, ориентированную на потенциальных пользователей.
По содержанию рекламных  сообщений библиотечную рекламу  можно
подразделить на следующие  виды:
1. Адресную, цель которой – информировать население о библиотеке и ее месте расположения. Основной формой такой рекламы является вывеска, сообщающая, что в здании находится библиотека. Наряду с названием библиотеки вывеска, как правило, содержит информацию о режиме работы библиотеки. В практике библиотек используются объемные вывески из светящихся букв (неоновые освещения), преимущество которых заключается в  том, что они не только более привлекательны, но и хорошо видны в любое время суток.
2. Престижную, которая направлена на создание у пользователей представления о библиотеке как о надежном, высококвалифицированном партнере. [источник: №59 С. 5]
1.1.3 Специфика имиджевой рекламы
Основной целью  маркетинговой деятельности библиотек  является не введение разнообразных  бесплатных и платных услуг, а  обеспечение их востребованности пользователями. Реализации этой цели служит продвижение интеллектуальной продукции и услуг библиотеки. Пользователи узнают об услугах библиотеки с помощью рекламы. Поэтому имидж библиотеки окажется реальным и действенным только тогда, когда будет донесен до потребителя. В библиотечной рекламе выделяется ее отдельный вид — имидживая реклама.
            В основном, это реклама по созданию благоприятного образа (имиджа) вашей фирмы и товара. Ее основная роль - ознакомить потенциальных потребителей с продукцией, с ее назначением, характеристиками, а также с направлениями деятельности, с теми преимуществами, которые получает покупатель, обращаясь к вам.  [источник: №1 С.3]
           Вторая роль имидж-рекламы - создать благоприятное впечатление именно о данном товаре или фирме. В целом, основное назначение имидж-рекламы - закрепить в сознании широкого круга людей положительный образ товара или фирмы.
            Имидж-реклама, как правило, действует шире других видов рекламы. Это реклама "впрок". Она направлена не только на непосредственных покупателей, а на более широкие слои населения для того, чтобы при расширении перечня продукции и сферы деятельности ваша фирма или товар уже вызывали положительные эмоции у покупателей.
           Данный вид рекламы предполагает, по возможности часто финансовой, создание положительного образа товара или фирмы у широких слоев населения. Такая реклама во многом поможет сгладить неудачи отдельных рекламных компании. [источник: №17 С.56]
Термином имидживая реклама или система корпоративной идентификации или корпоративная  реклама, обозначают весь диапазон рекламы, призванной создавать и сохранять особый имидж фирмы.
Традиционно реклама такого рода называется еще и фирменной. Как правило, мероприятия  имидживой рекламы состоят не из единичных (воспринимаемых часто как случайные), а именно из системы взаимосогласованных акций, направленных как на реальных, так и на потенциальных клиентов, партнеров фирмы и властей. Одна из самых главных и первоочередных задач имидживой рекламы - это задача позиционирования объекта рекламы, которым в данном случае является библиотека, то есть  задача создания и поддержания имиджа, понятного и близкого клиенту, партнерам и властям. [источник: №21 С.106]
Если объект неспозиционирован, то он просто непонятен пользователям или же понятен, но не так, как нам хотелось бы. Фирма или организация, преследующая какие-либо коммерческие или некоммерческие цели, может и не формировать  сознательно свой имидж, но в таком случае он будет сформирован  теми же клиентами и партнерами стихийно, а значит, неуправляемо. Поэтому проблема состоит не в том, чтобы иметь или не иметь имидж, он есть во всяком случае, а в том, чтобы иметь стихийный или управляемый имидж. [источник: №17 С. 31]
 В настоящее время библиотека  имеет имидж, складывавшийся на  протяжении всей ее истории,  формирование которого,  возможно, не всегда было сознательным действием.  Сегодняшняя ситуация заставляет по-новому взглянуть  на проблему.  Отсутствие ориентации библиотеки на своих потенциальных клиентов и партнеров может означать разрушение предыдущего, в целом благоприятного имиджа,  и потерю существующей клиентуры. Кроме того, позиционирование  включает в себя также и правила разъяснения клиентам существующих у фирмы - в данном случае у библиотеки - проблем, что особенно актуально теперь,  начиная с  проблем финансирования  комплектования фонда   и заканчивая проблемами отопления, освещения и т.д. Проблема разработки   системы корпоративной идентификации связана также не столько с тем, что библиотека все чаще и чаще, становится участницей различных международных проектов и программ, налаживает контакты и устанавливает тесные связи с зарубежными университетами, библиотеками, центрами, фондами и т.д., то есть не только с тем, что нормы цивилизованности требуют наличия системы корпоративной, или имидживой рекламы, а, скорее, с тем обстоятельством, что отсутствие подобной системы делает невозможным полноценное участие библиотеки в коммуникационных процессах общества и тем самым препятствует развитию библиотеки. [источник: №2 С.5]
Необходимость разработки системы  имидживой рекламы библиотеки можно также обосновать и более приземленными обстоятельствами. Уже сейчас библиотека использует большое количество различного рода рекламных материалов, однако, к сожалению, эти материалы носят разрозненный характер, что сказывается на степени  их эффективности, более того, может нанести незаметный на первых порах, но в дальнейшем гораздо более ощутимый вред имиджу в целом. Поэтому использование системы  фирменной идентификации просто необходимо  для объединения единой идеей, мировоззрением, стилем различных рекламных усилий, чтобы повысить эффективность их воздействия. . [источник: №21 С. 114]
 При условии должного  исполнения и использования имидживая реклама становится эффективным средством создания имиджа фирмы,  привлечения спонсоров и клиентуры, а также упрочнения партнерских связей, поскольку имидживая реклама обычно предназначена для того, чтобы информировать общественность о существовании и деятельности фирмы, а также поддерживать ее репутацию и ее имидж.  Однако сфера действия  или функционального назначения имидживой рекламы не ограничивается только воздействием на внешнее окружение. Огромное значение имидживая реклама имеет для поддержания системы корпоративных ценностей у сотрудников организации. В нынешних условиях нестабильности мнений и поведения штатного состава, что связано как с нестабильностью в обществе в целом, так и с разрушением привычного образа жизни организации, имидживая реклама, ориентированная на сотрудников, может и должна стать эффективным средством управления коллективом, средством снижения напряженности в социально-экономической  и  психологической сфере. [источник: №1 С.4]
 
1.2  История  формирования и развития имиджа  библиотеки
Имидж библиотеки создавался веками, хотя большую часть  исторического  времени не осознавался и не разрабатывался целенаправленно в качестве такового. В сознании общества библиотека традиционно воспринималась как храм знаний, науки, культуры, образования и просвещения. А образ библиотекаря - синоним образованного, компетентного специалиста, постоянно стремящегося к знаниям, живущего в мире книг и информационных технологий, приверженного миссии своего труда, деятельности, который  бескорыстно передает свои знания читателю, создает комфортные условия работы в библиотеке, стремится максимально раскрыть  фонд и оказать помощь читателю в обретении знаний. [источник: №3 С.64]
Становление понятия «имидж» имеет  достаточно давнюю историю. Своим появлением в 1930-х гг. оно обязано З. Фрейду, полагавшему, что имидж — это не столько реальный образ человека или предмета (Ego), сколько идеальный образ (Super Ego), отличающийся от реального. Важную роль в развитии представлений об имидже сыграли труды последователей и реформаторов учения З. Фрейда — К. Г. Юнга и Э. Фромма, касающиеся архетипов коллективного бессознательного.
Очень существенными для понимания  природы имиджа оказались исследования в рамках социальной психологии, в  том числе труды Э. Аронсона, Ф. Зимбардо, М. Ляйппе, Р. Чалдини, посвященные исследованию психологии толпы, механизму формирования установок и стереотипов, способам воздействия на сознание человека.
В западных странах изучение проблем, связанных с имиджем человека или организации, значительно активизировалось в 1970-х гг. К настоящему времени за рубежом накоплен большой опыт создания индивидуального имиджа и имиджа различных организаций (труды Л. Браун, Ф. Дейвиса, Д. Джеймса, М. Спиллейн), а также организации PR (исследования С. Блэка, Д. Доти, Р. Хейвуда и др.). [источник: №44 С.8]
В дореволюционной России в библиотечной практике привлечением симпатии общества к библиотеке и  развитием ее популярности занимались достаточно серьезно. Так, в практическом пособии по управлению библиотеками В.Н. Васильева (1912г.) в общих вопросах выделен специальный подраздел  «Гласность», где указано: «Библиотеки  должны обратить большое внимание на распространение сведений об их деятельности, пользуясь всяким поводом, чтобы  заговорить о ней».
Активная деятельность по изучению особенностей работы библиотекарей, а  также опыта зарубежных библиотек, начавшаяся в 1920-х гг. (А. Виленкин, В. Давидович, М. С. Лебединский), к 1930-м гг. была свернута по независящим от библиотекарей причинам.
Термин «имидж» в России впервые  был использован в 1960—1970-х гг., причем в подчеркнуто негативном аспекте (труды О. А. Феофанова и В. Л. Артемова, которые касались методов буржуазной пропаганды в странах Запада). С другой стороны, разработка отдельных проблем, связанных с имиджем, в СССР все-таки велась — без прямого упоминания данного понятия и преимущественно в рамках психологии и педагогики (труды А. А. Бодалева, В. Н. Панферова и др.). В 1960—1980-х гг. было проведено много общероссийских исследований, направленных на изучение чтения, однако изучение восприятия деятельности библиотек обществом в них не ставилось в качестве первоочередной задачи. Что касается отношения населения к библиотеке как отдельного предмета исследования, то это проблема была сформулирована в начале 1980-х гг. в работах М. Д. Афанасьева.
  В отечественной библиотечной литературе термин «имидж» появился только в 1990-х гг..   Впервые вопрос о необходимости изучения отношения общества к библиотекам встал еще в начале ХХ в., когда увеличилось число общедоступных библиотек и стали проводиться исследования их работы (А. Я. Громбах, П. Ф. Кудрявцев, М. Н. Обухов, Н. М. Платонов и др.) [источник: №44 С.9]
 Одновременно в России начались  активные разработки проблем,  непосредственно связанных с  построением имиджа человека  или организации, Из обобщающих  теоретических работ следует  назвать монографии А. Ю. Панасюка, Г. Г. Почепцова, И. А. Федорова, В. М. Шепеля. Выход в свет в 1994 г. работы В. М. Шепеля «Имиджелогия: секреты личного обаяния» ознаменовал появление новой науки об имидже — имиджелогии, которая стала разрабатываться различными исследователями (Э. К. Дьячкова, А. С. Ковальчук, Е. Б. Перелыгина, А. А. Романов и др.). [источник: №44 С.10]
С другой стороны, необходимо отметить и быстрый рост количества отраслевых исследований. При этом одна из самых  многочисленных групп в рамках отраслевой имиджелогии — это работы, посвященные имиджу педагогов, образовательных учреждений, а также имиджу гуманитарной интеллигенции в целом (О. Н. Козлова, В. Ф. Левичева и др.).
В зарубежном библиотековедении имидж  библиотеки — активно разрабатываемая  тема со множеством отдельных направлений (К. С. Адамс, Н. С. Бом, К. Браун-Сайд, Дж. Крэм, С. Доферти, М. Энгл, Г. П. Рэдфорд, С. Л. Шеймел, Дж. Бобробиц и Р. Грибл, А.-М. Чантре и Р. Лематр, Ю. Дилевко и Л. Готтлиб, Дж. Фрайлинк, Х. Принс и В. де Гир, П. Вильсон). В зарубежном Интернете создано множество сайтов, посвященных имиджу библиотек. [источник: №44 С.11]
Имидж библиотек рассматривается  зарубежными исследователями и  в контексте общих проблем  библиотечного дела (Э. Эббот, Дж. Э. Хэнниган, И. ван Риинен, И. Север), и как отдельный феномен (П. Шуман, Н. Д. Стивенс, Л. Уоллес и др.). Соответственно, имеется множество работ, посвященных изучению образов библиотек и библиотекарей в художественной литературе, фильмах и прессе (Л. Бернхард, Д. О. Карле, и др.), Социологических исследований, затрагивающих проблему имиджа (Ф. Геребен, М. Хаудишел, Р. А. Нил, Б. Лакхем и др.), а также дискуссионных статей, посвященных развитию библиотек в эпоху Интернета и проблемам трансформации библиотечной профессии (Дж. Эббас, Д. Чеч, Р. А. Даннер,). И, наконец, следует упомянуть исследования, посвященные развитию PR и разработке маркетинговых стратегий. Эти работы знакомы отечественным специалистам по многочисленным переводам (Б. Барроуз, К. Д. Б. Бейкуэлл, М. Бем-Ляйцбах,). [источник: №44 С.12]
Статьи отдельных исследователей, касающиеся образов библиотек и  библиотекарей в художественной литературе и фильмах, выходят с 1950-х гг. вплоть до настоящего времени, но они, как правило, охватывают только некоторые жанры и преимущественно  отечественные источники (работы О. Андреевой, А. В. Блюма, И. Г. Моргенштерна, А. Первушиной, Л. Д. Шехуриной). Работы, посвященные зарубежной литературе, очень редки (Н. А. Зоркая).
В 1990-х гг. — начале XXI в. большинство упоминаний об имидже библиотек было сделано в рамках менеджмента и маркетинга. В имеющихся трудах проблема имиджа подробно рассматривается в тех случаях, когда речь идет о качествах руководителя (работы И. К. Джерелиевской, И. М. Сусловой), а также об организационной культуре (публикации Н. Е. Андреевой, А. А. Борисенко, В. А. Минкиной). Одной из важнейших целей маркетинга считается совершенствование имиджа библиотек путем организации PR (работы Л. Н. Герасимовой, В. К. Клюева и др.) и библиотечной рекламы (труды О. О. Борисовой, И. Б. Михновой).
Проблема имиджа библиотек и  библиотекарей затрагивается и  в работах, посвященных философии  библиотечного дела (М. И. Акилина, М. Я. Дворкина, О. Л. Кабачек, С. Г. Матлина). Подготовке библиотечных кадров (Ю. Н. Столяров, В. И. Терешин, А. С. Чачко), общим проблемам библиотечного дела и перспективам профессии в XXI в. (Е. Н. Буринская, А. И. Каптерев, А. С. Соколов), обслуживанию читателей (В. А. Азарова, С. А. Езова, Л. Ф. Красинская и др.). Проблемам создания комфортной библиотечной среды (И. А. Павлова, Л. И. Петрова). Имиджу библиотек уделяется внимание и в публикациях, посвященных анализу результатов социологических исследований (И. А. Бутенко, Т. А. Жданова, Е. В. Захарова, Г. К. Олзоева, В. Д. Стельмах и др.). В то же время теоретические статьи по проблемам имиджа встречаются очень редко (работы Г. А. Алтуховой, Я. Э. Евстигнеевой, В. А. Минкиной).[источник: №44 С.14]
 
 
 1.2.1 Рекламная деятельность как средство формирования общественного имиджа бибилиотеки 
Имидж и реклама библиотеки тесно связаны и взаимозависимы. Рекламная деятельность как составная часть маркетинговой политики библиотеки способствует утверждению имиджа, формирует общественное мнение путем реализации системы мероприятий, устанавливающих коммуникативную связь учреждения и разных категорий населения, органов управления, власти. Реклама позволяет сделать библиотеку доступной для всех слоев и категорий населения, сформировать понимание ее особой роли в обществе. [источник: №33 С.4]
Реклама одно из важнейших  направлений деятельности библиотеки и одна из составляющих ее имиджа. И если имидж библиотеки сформируется под влиянием того комплекса услуг, которые предоставляет данная библиотека, то именно из рекламы данной библиотеки читатели и узнают об этих услугах. [источник: №29 С.2]
Поэтому имидж  библиотеки окажется реальным и действенным  только тогда, когда будет донесен до потребителя.
С одной стороны, имидж  библиотеки способствует повышению  эффективности рекламы и различных  мероприятий по продвижению ресурсов, услуг библиотеки, подготавливает пользователей  к приобретению услуги, облегчает  введение новой услуги библиотеки на рынок, повышает конкурентоспособность  библиотеки. Создание соответствующего имиджа помогает пользователям воспринимать услуги библиотеки как нечто отличное от других аналогичных предложений, нечто лучшее. С другой стороны, это  создание библиотекой имиджевой рекламы (имидж-рекламы), которая направлена на формирование благоприятного образа библиотеки, ее услуг, ресурсов и т.д. Основная роль такой рекламы - ознакомить потенциальных и реальных пользователей библиотеки с услугами, товарами, их характеристиками, с той пользой, которую получит пользователь, обращаясь в библиотеку, а также с деятельностью учреждения в целом. Реклама также способна повысить конкурентоспособность библиотеки, привлечь дополнительные финансовые средства, установить и расширить партнерские, деловые связи. Таким образом, имиджевая реклама содействует закреплению положительного образа библиотеки и ее ресурсов в сознании широкого круга людей и общества в целом. [источник: №49 С.38]
Первое и, на наш взгляд, главное в планировании рекламной кампании библиотеки - это постановка главной цели рекламы и определение ее задач. От того, насколько четко и ясно определена цель рекламы, зависит дальнейший процесс ее создания и действия.
Библиотеке необходимо определить объект рекламирования. Это может  быть: библиотечное обслуживание в  целом, система обслуживания централизованной библиотечной системы; конкретная библиотека, ее услуги, ресурсы и способы их получения; отдельные структурные  подразделения библиотеки, способы  ориентации в них, их услуги; отдельные  услуги, продукция и товары библиотеки, и возможности их использования; персонал библиотеки, профессия в  целом. Так, если библиотека собирается рекламировать какую-либо услугу, то необходимо проанализировать ее: изучить  текущий спрос на рекламируемую  услугу среди различных групп  пользователей; выделить функциональные свойства услуги, преимущества перед  другими подобными услугами, определить эффект который получит пользователь, приобретая данную услугу. [источник: №59 С.2]
При планировании рекламной  кампании должен быть четко определен  тот контингент пользователей, который  объективно нуждается в рекламируемых  услугах, продукции и который  библиотека собирается завоевать. Важным моментом является проведение исследования рынка конкурентов, предлагающих такую  же услугу. Для этого библиотека выявляет основных конкурентов (библиотеки, информационные центры, клубы и т.д.), анализирует их рекламные действия, рекламные материалы, если возможно затраты по каждому средству распространения  рекламы и делает выводы о сложившейся  ситуации на рынке. Это позволяет  избежать ошибок и просчетов при  проведении рекламной кампании, а  также повторения методов рекламирования конкурентов. [источник: №61 С.15]
Эффективность рекламной  кампании зависит и от того, насколько  ясно и четко рекламная информация отражает свойства услуги или продукции  библиотеки. Реклама должна продавать  пользователю не продукцию или услугу библиотеки, а пользу, выгоду, которые  он получит, приобретая эту продукцию  или воспользовавшись услугой. Рекламные  исследования давно подтверждают, что  потребитель покупает не товар, а  эффект от обладания им. Например, мы покупаем не крем для лица, а молодость и красоту кожи. Таким образом, в упрощенном виде рекламное сообщение можно свести к формуле: «Если вы купите то-то и то-то, то получите такую-то пользу...». [источник: №63 С.15]
 
 


глава II. Методика продвижения имиджа библиотек.
2.1 Структура и  формы Ступинской Центральной библиотеки
Ступинская Центральная  библиотека (ЦБ) имеет структуру:
    Отдел обслуживания
      Абонемент.
      Читальный зал.
      Сектор краеведения.
    Отдел информатизации и компьютеризации.
    Информационно – библиографический отдел.
    Организационно - методический отдел.
    Отдел комплектования и обработки.
    Отдел организации единого фонда и внестационарного обслуживания.
Общий фонд библиотеки – 100394 экземпляров, книжный – 89289 экземпляров.
Отдел обслуживания записывает читателей ежегодно около 7500; в год  проводятся около 60 плановых выставок. Основные направления в работе – Краеведческая и патриотическая деятельность. Эстетическое и нравственное воспитание.
На сегодняшний день ЦБ разрабатываются 2 программы и 1 проект:
   Досуговая роль библиотеки не развлекательная, а воспитательная и просветительская. Мы полагаем, что культура, наряду с экономикой и политикой является равным по значимости ресурсом  развития территории. В современной социокультурной ситуации библиотеки оказались фактически единственными, осуществляющими деятельности на основе принципа доступности культурных ценностей для всех слоев населения. Библиотека как центр коммуникации и интеллектуального досуга выступает как узел информационных связей  между пользователями и организациями, предоставившими свои информационные материалы библиотеке; как площадка для реализации не развлекательных, а просветительских комплексных мероприятий.
Для этих целей Ступинской ЦБ была разработана программа коммуникации и интеллектуального досуга:
 
«Библиотека –  информационно-культурный ресурс сообщества».
В рамках данной программы  разработаны два проекта.
    «Счастливые встречи» - искусствоведческий лекторий (Приложение№ 1 )
Особенностью  лектория является предоставление жителям  города возможности заочного ознакомления с памятниками мировой и отечественной культуры на профессионально выполненных слайдах. Лекции читает старший научный сотрудник лекционного отдела Государственной Третьяковской Галереи Вера Всеволодовна Аристова, автор нескольких книг по искусству, нескольких буклетов ГТГ и ряда оригинальных театрализованных искусствоведческих лекций, проходящих в Галерее. 
    "И музыка, и слово..." - литературно-музыкальный салон. (Приложение№  2)
Цели проектов:
- Стимулирование обращений  к информационным и культурным  ресурсам библиотеки для формирования  гуманистической  среды, отвечающей  духовным, интеллектуальным и информационным  запросам городского сообщества.
- Реализация  перспектив  совместной деятельности участников  проекта в области духовного  и культурного развития населения,  большей информированности и  свободы доступа к информационным  ресурсам.
 
    Для увеличения вовлеченности молодых групп населения в знакомство с возможностями библиотек по удовлетворению их информационных и досуговых потребностей. Поднятию уровня читательской компетентности и активности до уровня, соответствующего успешной адаптации в сложном, динамичном обществе.
Ступинская ЦБ разработала программу опережающего развития читательских групп «ВСЁ ПО-ВЗРОСЛОМУ»:
Цели программы - Поиск, привлечение и развитие будущих пользователей библиотеки. Стимулирование обращений к библиотечным ресурсам.
В рамках программы созданы  три проекта:
    «Островок детства» (Приложение№ 3 )
    «Школа юных леди и джентльменов» (Приложение№ 4)
    «Библиотечные уроки информационной грамотности для школьников» (Приложение№ 5)
Так же ведется налаживание  партнерских отношений с вузами нашего города – для проведения библиотечно-библиографических уроков «Поиск информации в библиотеке» для студентов.
   Роль библиотеки  не развлекательная, а воспитательная  и просветительская. У библиотек  есть возможность совместить  две необходимые составляющие  современной жизни: информированность и культурность, ведь информированный не всегда умеет мыслить, а культурный порой бывает оторван от информационного пространства.
      Реализация  проекта «Место встречи – библиотека»   позволит сделать социальную  информацию более доступной для  молодежи.   Наша задача –  не только  привлечь новых читателей,  но и сделать библиотеку открытой  площадкой для свободного общения  молодых. 
Проект «Место встречи - библиотека»» создан как информационно-досуговый центр для молодежи и юношества. В городе нет библиотеки для юношества и данный проект заполняет эту нишу.
Цель проекта: Сделать библиотеку  открытой площадкой для свободного общения, информационной,  интеллектуальной и культурной самоорганизации  молодёжи. Привлечь молодежь в библиотеку путем создания условий для проведения досуга.
В рамках проекта создан молодежный спор-клуб «Место встречи» (Приложение№ 6). При удачном развитии проекта, он войдет в программу опережающего развития читательских групп «ВСЁ ПО-ВЗРОСЛОМУ».
Большая работа проводится краеведческим сектором по обобщению  информации и популяризации материалов собранных в библиотеке благодаря  научно-поисковой работе.(Приложение№ 7, 8, 9) Сотрудником подготовлены слайд лектории о улицах, известных людях и истории развития нашего города, пользующиеся большим интересом у школьников. Большим вниманием читателей пользуется проект «Витрина» (Приложение№ 10).
 Работники Ступинской ЦБ в активно участвуют в районных, областных и федеральных семинарах.
 
      Имидживый стиль и рекламная продукция библиотеки
 
2.2.1 Веб-сайт библиотеки
В век электронных технологий библиотеки не могут остаться в стороне  от преимуществ WEB-сайта. Сайт – это электронное лицо библиотеки. Сегодня еще не каждая библиотека может создать свой сайт в Интернете, но многие к этому стремятся.
Методика составления  сайта достаточно хорошо отработана в зарубежных библиотеках, не отстают  от них и ведущие библиотеки нашей  страны. Сайт – важное звено связи библиотеки с общественностью, он доступно рассказывает о деятельности и предложениях библиотеки, в яркой привлекательный и удобной для пользователей форме помогает ознакомиться со всем спектром ее услуг, предоставляет пользователю возможность ознакомиться с иллюстративными материалами, обратиться в библиотеку с запросом. Сайт охватывает всю область деятельности библиотеки и содержит информацию обо всех направлениях ее работы: истории создания, структуре, фондах, предоставляемых услугах (как платных, так и бесплатных). 
Каждая библиотека индивидуально, исходя из объема работ и  возможностей, представляет свои сайты в Интернете. Они отражают специфику и  все  многообразие направлений работ  библиотеки. Ведущими библиотеками страны создали образцы сайтов, достойные  подражания. Приведенные примеры  сайтов подтверждают убеждение специалистов, что профессионально выполненные  и хорошо оформленные, постоянно  обновляющиеся сайты помогают пользователям  легко в них ориентироваться  и извлекать максимальную пользу. Каждый из посетителей сайта без  труда может его просмотреть  и заказать интересующую его литературу, ознакомиться со статистикой посещаемости, порядком выдачи документов, библиографических  справок, получить сведения о консультациях, об объеме фонда, новых поступлениях, о работе читальных залов и  др.
Обновление сайта –  необходимая составляющая продвижения  имиджа библиотеки. Если эта работа не ведется, то на сайте библиотеки отражается устаревшая информация, которая  приносит скорее вред, а не пользу для  продвижения имиджа.
Опыт свидетельствует, что создание таких страниц (применительно к Web-сайтам крупных библиотек), неизмеримо повышает их престиж — ведь информация о них попадает во всемирную сеть. Бесконечно расширяется число ее реальных и потенциальных пользователей
Страничка обычно включает иллюстративный ряд который обеспечивает виртуальное отображение динамичной жизни библиотеки: появление новых служб оформление оригинальных интерьеров, фотографии наиболее интересных элементов выставок, массовых программ и др.
По аналогии с печатными  рекламными материалами виртуальная страница может содержать карту-схему расположения библиотек, входящих в ЦБС, общие сведения о районе обслуживания библиотеки, статистические данные о числе читателей и посещаемости, а также календарная афиша массовых программ на ближайший период.
Web-страница, пожалуй, в большей степени, чем любая другая форма нашей профессиональной рекламы, дает возможность создать первоначальное представление о стиле работы и соответственно образе библиотеки: прагматично-деловом, строго-монументальном, приветливо-раскованном.
Веб-сайт не только важный элемент имиджа библиотеки, говорящий о её продвинутости в плане освоения современных информационных технологий. Он шаг в направлении создания электронного клона бумажной библиотеки, её виртуального образа в интернете.
Стоит заметить, что подготовка web-страниц дело несложное. Для этого достаточно обладать начальными знаниями HTML - специального языка разметки гипертекстовых документов. Лица, никогда не занимавшиеся программированием, но уверенно владеющие компьютерными навыками, в течение 2-3 дней в состоянии в общих чертах освоить эту технологию. Задача облегчается наличием большого числа специальных программных продуктов, предназначенных именно для подготовки страниц начинающими web-мастерами. Большинство программных продуктов можно бесплатно выгрузить для пробного использования.
Традиционная градация web-сайтов по категориям сложности включает четыре уровня: от самых примитивных до многофункциональных. Первый уровень сайта - Интернет-визитка . Это первичная заявка о себе в Интернет. Такой сайт, как правило, содержит краткие сведения о библиотеке, адрес, схему проезда, контактную информацию (телефоны). Подобная "визитка" также нередко служит для резервирования доменного имени для будущего полноценного сайта.
Сайт категории Lite (Lite - легкий, облегченный) наиболее распространенная ныне форма сайта. Помимо уже перечисленного, включаются детальные сведения о фондах и структуре библиотеки, предоставляемых услугах, проводимых мероприятиях и реализуемых проектах. Для региональных универсальных научных библиотек в данном варианте характерно размещение местного Календаря знаменательных и памятных дат.
Сайт категории Standard - полнофункциональный сайт, содержащий, помимо прочего, логичную систему навигации и обеспечивающий доступ к электронному каталогу и базам данных. Характерно наличие таких элементов, как постоянно обновляемый календарь событий, справочник региональных (отраслевых) Интернет-ресурсов, перечень электронных периодических изданий, гостевая книга.
В сайте категории Corporate реализуется полное представление библиотеки в Сети. Поиск в каталогах в этом случае совмещается с возможностью электронного заказа документов. Посредством сервера обеспечивается доступ удаленных (то есть физически находящихся вне библиотеки) читателей к внешним информационным ресурсам, включая коммерческие полнотекстовые базы данных. Каждый читатель имеет возможность открыть на сайте персональное рабочее место и получать информационную поддержку в соответствии со своими индивидуальными информационными потребностями.
Эпоха сайтостроительства была открыта наиболее продвинутыми российскими библиотеками в середине 90-х годов. По мере того как Интернет все более осознается в качестве эффективного инструмента обслуживания читателей и проведения различных маркетинговых мероприятий, процесс этот приобретает все более массовый и необратимый характер.
Первым этапом создания любого сайта, в том числе и сайта  библиотеки, является проведение детального анализа информационных потребностей его потенциальных посетителей. Следует сразу принять за правило, что сайт создается именно для  читателей, а не для самих библиотекарей, поэтому пользовательские интересы должны быть в первую очередь учтены при выработке общей структуры  и стратегии наполнения виртуального ресурса.
Многолетняя практика создания сайтов позволила сформулировать ряд  общих требований, которым должны отвечать виртуальные представительства  библиотек. Все они базируются на общих критериях для web-серверов. К ключевым показателям качества web-серверов в настоящее время относятся:
    глубина содержания;
    простота навигации;
    стабильность информационных ресурсов;
    оперативность обновления информации;
    доступность для пользователей;
    единство дизайна всех разделов.
Глубина содержания определяется объемом имеющейся информации, степенью ее детализации и, конечно же, ценностью. Естественно, все эти показатели должны стремиться к максимуму. Информативность библиотечных сайтов может быть достигнута путем размещения материалов, представляющих наибольший интерес для виртуальных посетителей, которыми потенциально становятся все пользователи Интернет. К таким источникам относятся, в первую очередь, электронный каталог и иные базы данных библиотеки, бюллетени новых поступлений, сведения о составе фондов и расписании работы отделов и филиалов, порядок записи, календарь текущих и планируемых событий (книжных выставок, массовых мероприятий, продаж списанной литературы и т.д.). При существовании доступа к электронному каталогу очень полезно привести его паспорт: с какого года отражается литература, какие виды изданий и на каких языках представлены, текущее количество записей, дата последнего обновления и т.п.
Содержание сервера можно  значительно обогатить за счет размещения фонда выполненных справок, полнотекстовых сборников докладов проводимых библиотекой конференций и выпускаемых библиографических указателей, в том числе и каталогов книжных выставок.
Для средних и малых  библиотек на первую страницу сайта  можно вывести такой элемент  как "Книга недели", в котором  давать анонсы наиболее примечательных изданий, поступивших в библиотеку за последнее время. Читатели должны иметь возможность высказать собственные мнения о прочитанной литературе, для чего имеет смысл организовать на сайте специальный форум.
Помимо собственно информации о библиотеке и ее ресурсах, весьма ценным является представление перечня  ссылок на наиболее богатые в информационном отношении источники с других серверов. Такие перечни могут  носить как универсальный, так и  тематический характер и в этом случае быть неким электронным аналогом книжных выставок, приуроченных к  актуальной проблематике, знаменательным датам и событиям. Наличие подобных коллекций ссылок сделает сервер притягательным для пользователей, ищущих в Сети систематизированного и авторитетного знания. Например, уже сегодня в Интернет представлено большое количество электронных  аналогов известных периодических  изданий.
Размещение на библиотечном сервере ссылок на них более чем  уместно, при этом, для удобства читателей  стоит предварительно систематизировать  журналы по отраслям знания в соответствии с традиционной библиотечной классификацией. Крайне полезными для читателей будут также ссылки на рассмотренные ранее справочно-библиографические ресурсы Интернет и средства поиска информации.
В случае, если на других серверах региона не освещена в достаточной степени его история и современное состояние, задача библиотеки - подготовить такой обзор на основе собственной краеведческой коллекции. В данном случае очень уместно размещение иллюстраций с видами города, исторических справок, карт местности и т.д. Весьма эффективным является создание региональных справочников ресурсов Интернет, поскольку общероссийские рубрикаторы уже сейчас не в состоянии полно отразить состав и содержание региональных сайтов. Формирование подобных справочников не только желательно, но и необходимо, а кроме того, библиотечные специалисты смогут с успехом проявить себя на новом поприще, в полной мере используя опыт в сфере выявления, систематизации и аннотирования материала в новых реалиях информационной деятельности.
Поскольку серверы открыты  для посещения гостями из любой  точки планеты, хорошим тоном  считается наличие англоязычной версии, которая совсем не обязательно  должна быть точной копией русскоязычных  страниц. Англоязычный вариант может  содержать общие сведения о библиотеке и, конечно же, наиболее подробные  сведения об услугах, предоставляемых  удаленным пользователям (МБА, электронная  доставка документов). Электронный  каталог в этом случае обязательно  должен иметь версию интерфейса на английском языке.
Идеальной является ситуация, когда потенциальный пользователь, на основе представленных на библиотечном сервере сведений, смог бы составить  исчерпывающую картину ее информационного  потенциала и принять решение  о необходимости ее посещения  в наиболее удобное время.
Простота навигации зависит  от логичности схемы построения сервера, которая обычно имеет иерархическую  структуру. Важно обеспечить посетителям  возможность без труда двигаться  от раздела к разделу, легко возвращаться назад или получить справку. Ключевое значение при этом имеет разработка титульной страницы, которая содержит самый общий перечень разделов сервера, его своеобразный "основной ряд". В зависимости от особенностей каждой библиотеки этот перечень конечно же будет различаться, однако следующие несколько разделов можно рекомендовать как обязательные:
    новости-календарь событий (анонсы предстоящих в библиотеке мероприятий и краткие отчеты об уже состоявшихся);
    общие сведения о библиотеке (перечень отделов с указанием лиц для контактов, распорядок работы, правила записи, история библиотеки, банковские реквизиты);
    информационно-библиографические ресурсы (перечень и подробная характеристика имеющихся каталогов, картотек, баз данных на CD-ROM);
    сведения о фондах (состав книжного фонда, периодики, фонда аудиовизуальных документов и др.);
    перечень предоставляемых услуг (подробное указание всех бесплатных и платных услуг с указанием отделов и текущих расценок).
 
Названия разделов иногда полезно снабжать краткими комментариями, дабы посетитель не гадал, за какой из ссылок помещены сведения о планируемых книжных выставках, где доступ к бюллетеню новых поступлений, а где правила заказа литературы по межбиблиотечному абонементу. Ссылки на наиболее ценные источники, например, на электронный каталог, целесообразно разместить и дополнительно выделить на титульной странице. Это же относится и к крупным массовым мероприятиям, анонс которых стоит делать все более заметным по мере их приближения.
Непосредственно к функциям, обеспечивающим навигацию по сайту, относятся "Карта сайта" и "Поиск  по сайту". "Карта" представляет собой полную иерархическую схему  всех разделов сервера. С ее помощью  пользователь может легко определить, в каком из разделов помещается интересующая его информация. "Поиск" - более  сложная функция, реализация которой  требует участия технических  специалистов. Это, по сути, значительно  уменьшенный аналог поисковых систем Интернет, с помощью которых осуществляется разыскание документов по ключевым словам в пределах данного сервера. Использование "поиска по сайту" не только целесообразно, но и необходимо в случаях, когда объем сервера измеряется тысячами документов.
Логичность построения сайта  подчеркивается правильным заполнением  метки <TITLE>, внутри которой указывается название конкретной страницы сервера. Эта метка должна отражать содержание именно данной страницы, а не просто включать наименование библиотеки. Оптимальным является сочетание как названия библиотеки , так и заглавия документа (например, "Структура библиотеки", "Правила записи читателей", "Календарь событий на январь 2010 г." и т.п.).
Обязательным правилом считается  размещение на титульной странице ссылки на электронный почтовый адрес библиотеки для того, чтобы посетители могли  без труда высказать свои пожелания  или задать вопросы.
Стабильность информационного  наполнения определяется постоянством представленной информации. Пользователи должны быть уверены, что найдут интересующие их сведения, при любых технических и структурных реорганизациях. Даже утратившие острую актуальность материалы, например, доклады позапрошлогодней конференции или материалы завершившейся выставки, следует не удалять, а переводить в архивную часть сайта. Это обеспечит необходимую информационную прочность сервера, которая с годами будет лишь повышаться. Полностью освобождаться имеет смысл лишь от страниц временного характера, например, посвященных завершившемуся месячнику продажи списанных изданий из фондов библиотеки.
Оперативность обновления данных обеспечивает постоянное поддержание сайта в актуальном состоянии. Известно, что в Сети требования к актуализации информации намного выше, нежели требования к обновлению печатных изданий. Большое значение имеет как регулярное пополнение электронного каталога новыми массивами библиографических записей, или публикация бюллетеней новых поступлений, так и своевременное размещение информации о грядущих и текущих событиях жизни библиотеки. Также оперативно должно проводиться обновление ссылок на внешние ресурсы, дабы не допускать устаревания информации. Регулярное обновление и пополнение сведений как ничто другое способствуют сохранению интереса к серверу у его постоянных посетителей и, соответственно, повышают его популярность. Следует постоянно помнить одно из правил, выработанное цифровым сообществом: устаревшее наполнение сайта часто производит худшее впечатление, чем даже его отсутствие.
Доступность страниц складывается из нескольких факторов, главным их которых является техническая "устойчивость" web-сервера, что составляет заботу штата системных администраторов. Однако на доступность информации может повлиять и оформление страниц. Злоупотребление иллюстративными материалами, аудио- и видеофрагментами, которые "весят" намного больше обычного текста, может ощутимо снизить скорость передачи данных и, таким образом, в значительной степени затруднит или сделает совершенно невозможным их использование. Об этом надо постоянно помнить и применять графику, а тем более звук и видео, в разумных пределах.
Внешнее оформление web-страниц не имеет кардинального значения, хотя смотреть на изысканный фон и со вкусом сделанную анимацию, конечно, приятнее, чем на тоскливо-серые страницы. Естественным требованием является единообразный стиль оформления всего сервера. В данном случае хорошей школой может стать просмотр как можно большего количества библиотечных серверов и выработка на этой основе собственных эстетических критериев. Особо понравившиеся страницы можно, на первых порах, использовать в виде шаблона, оставив неизменным оформление и заменив заголовки и текст. Современные браузеры позволяют без труда сохранять на своем компьютере любые изображения, включая анимационные картинки (для этого используется правая кнопка мыши). Существуют также специальные сервера, содержащие бесплатные средства для украшения web-страниц. Важно лишь следить, чтобы позаимствованные объекты не представляли чью-либо собственность и, соответственно, не находились под защитой авторского права.
Следует всегда помнить, что  изысканный внешний вид сайта  не самоцель и хорош только тот  дизайн, который работает на содержание.
После создания или обновления страниц и перед загрузкой  страниц непосредственно на сервер необходимо произвести проверку текста на наличие орфографических ошибок. Обновление материала на сайте происходит очень динамично и, конечно, далеко не всегда хватает времени на внимательную вычитку размещаемых материалов. Однако стоит взять за правило, что  текст, не прошедший проверку на правописание с помощью специального модуля текстового редактора, не может быть отправлен  на сайт. Даже после этих проверок тексты нередко содержат грамматические и  синтаксические ошибки, однако их число  не столь велико, как если бы материалы  загружались сразу по мере их создания. Особенность электронного текста такова, что ошибки на мониторе компьютера трудно различимы, и поэтому многие из источников Интернет изобилуют многочисленными  ошибками.
Создание и обновление web-сайта постепенно превращается в рутинную библиотечную работу. Как правило, первоначально она выполняется сотрудниками отдела автоматизации. Однако со временем управление содержанием сайта все более перемещается в подразделения, отвечающие за связи с общественностью и информационную деятельность библиотеки.
В настоящее время большинство  сайтов библиотек делается "вручную" - каждая страница создается отдельно. Это весьма трудоемкий процесс, поэтому  появляется все большее число  программных продуктов, создатели  которых стремятся максимально  упростить эту работу. Типичным примером является программный пакет Microsoft Office, в котором реализована возможность одновременно с созданием бумажной копии (а можно и без оной) готовить и размещать на сайте ее электронный аналог без какого-либо знания HTML. Эта функция предусмотрена в текстовом редакторе Word, текстовом редакторе Excel и программе создания презентаций PowerPoint.
Со временем ручная технология все более будет вытесняться  специальным программным обеспечением для управления содержанием web-серверов. Эти программы, получившие название CMS (Content Management System - система управления контентом), призваны обеспечить эффективное управление информационным наполнением корпоративных сайтов, каковыми являются сайты крупных библиотек. Использование программ CMS позволяет исключить постоянную зависимость от технических специалистов при создании достаточно сложных приложений, включая постоянное обновление новостного раздела, обмен данными с другими серверами, пополнение электронного каталога и других подобных операций, не говоря уже о "простом" создании или изменении содержания web-страниц.
Следует ожидать, что web-сайты библиотек окончательно трансформируются в неотъемлемый элемент обслуживания читателей, став привычным инструментом их деятельности. Анализ тенденций развития программного обеспечения для Всемирной паутины позволяет предположить наличие в перспективе таких компонентов библиотечных сайтов, как "профили" читателей, формируемые на основе сведений об их информационных потребностях. В этом случае, при визите на сайт библиотеки, каждый читатель будет иметь возможность получить персонифицированную информацию, отвечающую его интересам. Это могут быть, к примеру, сведения о последних поступлениях и новых сайтах Интернет по интересующей теме. На персональном рабочем столе на библиотечном сервере читатели смогут хранить свои закладки на Интернет-ресурсы, копии источников, получать автоматически генерируемые обзоры заданной проблематики. Все это, несомненно, повысит авторитет и привлекательность библиотеки для пользователей.
Web-сайт (от английского - site) является основной формой предоставления информации во Всемирной Паутине. Сегодня практически все значимые общественные институты обзавелись в Сети собственными представительствами. С их помощью целые организации и отдельные граждане не только обозначают свое присутствие в Интернет, но и пытаются реализовать в виртуальной вселенной изначально присущие им функции.
Значение сайта для  авторитета в Сети того или иного  учреждения трудно переоценить. Фраза: "В Интернет никто не знает, насколько, на самом деле, мала ваша компания" - очень точно и емко выражает значение web-сервера для имиджа в Сети той или иной организации. В Интернет каждый значит ровно столько, сколько значит его сервер: от этого полностью зависят сетевой престиж его владельца и желание потенциальных партнеров иметь с ним дело.
Поэтому, формируя его, очень  важно заранее предвидеть основные тенденции развития как бумажной, так и электронной (цифровой, виртуальной) библиотеки. При этом важно также  учитывать, что и отрасль веб-дизайна (создания веб-сайтов) переживает в настоящее время небывалый подъём: развиваются подходы к веб-дизайну, браузеры, интернет-технологии. Поэтому актуален вопрос: как в эпоху перемен не потерять правильные ориентиры? Что выбрать за отправную точку при создании веб-сайта библиотеки ?
Анализ существующих веб-сайтов библиотек показывает, что все они, в целом, придерживаются следующего набора веб-страниц:
        общая информация о библиотеке, включающая её историю, основные направления деятельности и перспективные задачи развития, основные количественные показатели (объём фонда, число читателей, книговыдачи, посещений, справок, культурно-массовых мероприятий и т. п.), физический и юридический адрес организации;
        информация о структуре библиотеки, в которую входит перечисление всех подразделений библиотеки с указанием фамилий основных руководителей;
        информацию о периодике, получаемой библиотекой;
        электронный каталог библиотеки;
        страница ссылок на сайты других библиотек, представленных в интернете.
        информация со списками “вопрос-ответ” ( F. A. Q .) и иногда правовыми документами, на основе которых библиотека осуществляет свою деятельность;
        информация о платных и бесплатных услугах, которые производятся в библиотеке;
        форумы, чаты, гостевые книги для наиболее активных пользователей библиотеки.
На веб-сайтах крупных библиотек , можно найти разделы, имеющие отношение к мировому библиотечному сообществу.
Как правильно организовать структуру  веб-сайта, чтобы вышеприведённые разделы были эргономично скомбинированы и легко доступны, просты в обращении и вместе с тем привлекательны по оформлению. Вот один из примеров возможного веб-сайта библиотеки:
На первой странице — “Общей структуре  сайта” можно привести  краткое  описание всех его основных разделов, что даёт пользователю возможность  легко в них сориентироваться. Отсюда, например, можно получить мгновенный доступ ко всем разделам сайта библиотеки. Эта страница удобна также для  размещения на ней экстренной информации, например, о каком-то важном для библиотеки мероприятии или событии. Благодаря  ей, поисковые машины быстро и эффективно индексируют сайт , обеспечивая ему высокую релевантность поиска.
Навигационную карту сайта можно  расположить вверху страницы, где  будет содержаться логотип библиотеки и последние её новости. Статическое  меню сайта удобнее всего разделить  не на три, и тем более не на четыре, а на два уровня, что обеспечивает к нему лёгкий доступ значительного  круга пользователей. В меню первого  уровня, возможны вынесение на следующие  ссылки, конкретизированные затем в  меню второго уровня:
Главная — Структура — Подписка — Ссылки — Каталог 
— Информация — Публикации — Мероприятия.
Нижняя часть каждой страницы сайта  возможно снабдить счетчиками посещений  наиболее популярных серверов статистики интернета ( Mail. Ru, HotLog, SpyLog, Rambler Top  100), а также ссылкой на “Яндекс цитирования”. Кроме того, установленный там собственный счетчик, позволит пользователям сайта видеть популярность просматриваемой страницы. Счетчики позволяют отслеживать статистику посещения сайта, делать выводы о его наиболее часто посещаемых страницах. Кроме того, с помощью “Яндекса цитирования” можно получить  полезную информацию о тех организациях, которые ссылаются на страницы библиотеки. Эта информация при желании может быть представлена в форме красивых графиков и сводных таблиц, что позволяет избежать самостоятельной разработки подобных информирующих систем.
Необходимость раздела сайта “Структура”, редко встречающаяся на веб-сайтах других библиотек, продиктована следующим. Многие читатели не имеют правильного представления обо всех отделах библиотеки и поэтому не пользуются всеми её ресурсами. Чтобы исключить это, можно сделать маршрутную карту библиотеки, выполнив упрощённый чертёж здания библиотеки и разместить эту карту на веб-сайте Каждый её раздел должен быть подписан и к нему прилагаться  подробная информация не только о содержании работы каждого отдела библиотеки, но и расписании его работы с фамилией ответственного лица — заведующего этого структурного подразделения библиотеки.
В раздел сайта “Подписка” может  информация о всех названиях газет и журналов, выписываемых библиотекой в текущем году. К каждой выписываемой единице возможно присоединить  информацию о месте её хранения и названии отдела библиотеки, в котором она может быть ему выдана на руки. Так же возможно создание архива этой информации, которая бы позволила пользователю выяснить не только наличие данного наименования журнала в библиотеке, но и перечень его статей по оглавлению.
Раздел “Ссылок” актуален для  веб-сайта,  позволяет пользователю перейти на ресурсы других библиотек, расположенных с ней в одной тематической группе. К примеру, НТБ МАДИ имеет автомобильно-дорожный профиль комплектования. Значит и ссылки они должны давать в первую очередь на библиотеки этой отрасли. Кажется, что это очевидно, но редко кто из библиотек идёт по этому пути. Чаще наши коллеги идут по линии наименьшего сопротивления: дают ссылки на всё, что есть в сетях интернета. Почему так происходит? С одной стороны, видимо, сказывается отсутствие должного сетевого чутья и культуры отражения информации на веб-сайте.
С другой стороны, по понятным причинам требуются значительные усилия для  поиска и отбора нужной информации, а затем кропотливый анализ (фил
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.