На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Курс лекций по философии для студентов
 
Лекция № 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.
 
П  Л  А  Н
 
1. Философия  и  мировоззрение.
2. Предмет и  специфика философии.
3. Основной вопрос философии.
4. Философия как методология. Диалектика и её альтернативы  (метафизика, софистика и эклектика).
5. Философия в системе научного знания.
 
      Философия – одна из самых древних областей человеческого знания, она стоит у истоков научного знания и духовной культуры человечества. Философия возникает в начале 1-го тысячелетия до нашей эры почти одновременно в трех древнейших цивилизациях  -  древнеиндийской, древнекитайской и древнегреческой. О чем это говорит? Значит была необходимость в появлении философии. И уже первых её представителей, таких как Будда, Конфуций, Сократ, Платон и Аристотель, называли мудрецами. Слова «философ» и «мудрец» совсем не случайно стоят рядом. Термин «философия» предложил древнегреческий философ и математик Пифагор, он состоит их двух греческих слов «филео» - люблю и «софия» - мудрость, что в дословном переводе означает «любовь к мудрости».
        Не будем говорить о любви. Но что такое мудрость? В греческой мифологии мудростью называлось то, что свойственно богам, а боги знали судьбы людей. Не случайно у ног богини мудрости Афины Паллады изображалась сова, её считали священной птицей вероятно потому, что она видит во тьме.  Быть мудрым, значит знать то, что смертному знать невозможно. Поэтому человеку свойственна не мудрость, а  любовь к мудрости, ибо, как говорили греки, «мудрость такая вещь, которой никто не переполнен».
        Но что, же все-таки скрывается за этим понятием? Дается ли мудрость изучением частных наук? Почему мы не называем специалиста мудрым, даже если он блестящий знаток своей дисциплины, не говорим, что он мудрый химик, математик или физик, а говорим, что он «знающий специалист». Эпитет «мудрый» используется по отношению к человеку в целом. Мы говорим: «Мудрый человек». Говоря так, мы имеем в виду не какие-то частные знания, но общее отношение человека к жизни, его мировоззрение.
        Мировоззрение, как это следует уже из самой этимологии слова, означает воззрение на мир. Мировоззрение  -  это система общих взглядов на мир: на природу, общество, человека и на отношение человека к миру. Философия с самого начала и по настоящее время стремится сообщить людям именно такой общий взгляд на окружающую действительность и на место человека в этом мире. Она выполняет мировоззренческую функцию.
        Можно сказать, что любой человек, осознаёт он это или нет, по-своему является философом. Это не значит, что человек рождается философом. Но по мере того, как он становится личностью, то есть начинает осознано относиться к себе и окружающему миру, он становится философом. Действительно, нельзя стать личностью, не решив для себя целую систему философских вопросов: Как устроен мир? Хаотичен он или упорядочен. Какое место в мире занимает закономерность и случайность? Как соотносится в нем материальное или духовное? Что такое человек? Что такое истина и заблуждение, добро и зло? Каково место человека в мире? Куда идет человечество, каковы его перспективы? Люди, никогда не изучавшие философию, так или иначе, решают эти и подобные им вопросы. Ни физика, ни химия, ни математика, ни любая другая наука в отдельности, ни все они вместе взятые не дают на них ответа. И это понятно, ибо мировоззрение  -  это не суммарное знание о различных сторонах бытия, а синтез, квинтэссенция этого знания. Именно такое знание и дает нам философия. Можно сказать, что человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире.
        Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия  -  это часть мировоззрения, но именно та часть, которая составляет фундамент, ядро мировоззрения. Философия  является теоретической основой мировоззрения, поскольку её задачей является построение всеобщей и целостной  картины мира. В основе мировоззрения лежит основной вопрос философии -  вопрос об отношении мышления к бытию. Именно этот вопрос, а точнее то или иное его решение, определяет два исторически сложившихся типа мировоззрения – материалистическое или идеалистическое. В первом случае мы имеем дело с научным мировоззрением, во втором  – с антинаучным,  идеалистическим.
        Какую роль играет мировоззрение в жизни человека? Значение мировоззрения состоит в том, что определяя общий взгляд на мир и его закономерности, оно тем самым обусловливает и отношение людей к окружающему миру. От характера мировоззрения зависят идеалы, жизненные принципы и цели человека. Именно мировоззрением, в конечном итоге, определяются все его поступки и действия в повседневной жизни, а основой мировоззрения является философия.
        Но мировоззрение оказывает могучее воздействие не только на отдельного человека, но и на человеческое общество в целом. Роль философии как теоретической основы мировоззрения особенно возрастает в переломные, революционные периоды истории. Конец XX и начало XXI  веков - это эпоха глубоких перемен. Перед человечеством встали проблемы, от решения которых зависит его будущее. Это и ГПС и переход от двухполярного к многополярному миру. Философия, обобщая духовный опыт прошлых веков, помогает глубже осмыслить действительность и на этой основе показать возможные стратегические перспективы развития общества. Выбор нового пути развития России также предполагает выработку определенных мировоззренческих ориентиров, в формировании которых важную роль играет философское мышление. Любое государство не может нормально развиваться, не определяя стратегические направления своей внутренней и внешней политики. При решении текущих задач необходимо опираться на серьезный анализ прошлого, на фундаментальные ценности, культуру и менталитет народа. Функция осмысления пути, места в истории и будущих перспектив государства является важнейшей функцией философии. Об этом красноречиво свидетельствует история русской философии, борьба в ней славянофилов и западников в отношении перспектив развития России.
        Таким образом, мировоззрение обязательно для каждого человека, но складываться, формироваться оно может различными путями. Мировоззрение может возникнуть как результат влияния различных взглядов на жизнь со стороны родителей, друзей, чтения литературы, просмотра телевизионных программ. У каждого человека складывается тот или иной взгляд на окружающий мир, но он нередко состоит из обрывков различных противоречивых представлений, теоретически не осмыслен, научно не обоснован. При этом взгляды человека не будут самостоятельными, они всегда будут находиться во власти расхожих мнений и стереотипов. Такой подход к действительности, конечно, не позволяет выработать самостоятельную жизненную позицию. Это стихийный путь выработки мировоззрения. Здесь отражение действительности происходит на уровне обыденного сознания, которое скользит по поверхности вещей, не проникая в их суть.
        Научный путь формирования мировоззрения предполагает изучение философских работ, обобщающих практику развития человеческого общества и научного познания, лучших достижений мировой культуры. Это путь сознательного формирования мировоззрения. Научное мировоззрение отличается от стихийного тем, что в нем сознательно поставлены вопросы о сущности мира и человека, об отношении человека к миру и ответы на них даны в последовательной, систематической форме. Изучение философии помогает выверить стихийно сложившиеся взгляды, придать им более зрелый характер. Очень может быть, что философский анализ выявит наивность, ошибочность тех или иных казавшимися верными позиций, подтолкнет их к переосмыслению. А это очень важно. От ясного понимания мира, жизни, самих себя зависит многое – и в личной судьбе человека, и в общей судьбе людей.
        Многие философские проблемы принято называть «вечными». Каждое новое поколение, каждый человек в своей жизни вынужден снова и снова обращаться к этим проблемам, искать свои решения. Философия, опираясь на многовековой опыт своего развития, призвана развивать у студентов критическое отношение к действительности, научить их мыслить концептуально и самостоятельно.
 
2. Предмет  и  специфика философии.
 
        Философия возникает в период формирования классового общества, она приходит на смену мифологическому сознанию, присущему первобытному обществу. Мифология явилась исторически первой формой осознания человеком  окружающего мира, специфической формой мировоззрения. Она объясняла мир посредством перенесения на мироздание свойств и качеств самого человека. Первобытный человек осваивает силы природы путем олицетворения, антропоморфизации, то есть по своему образу и подобию, через призму своих непосредственных нужд. Иначе он не мог его понять, так как для другого способа осмысления мира у него просто не хватало знаний.
         Мифы заключали в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхож- дении, устройстве окружающего мира, о наиболее важных для человека явле- ний природы, о мировой гармонии. Миф выступает как синкретическая, то есть нерасчлененная форма сознания, он объединяет в себе зачатки научных знаний, религиозных верований, элементы философии, морали и искусства. Мифологическое сознание закрепляло принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживало, поощряло определенные формы поведения.
        Исследователи первобытного сознания отмечают, что в мифологии нет четких границ между объективным и субъективным, между предметом и его
образом, человеком и природой. В мифе отсутствует различие между реальным и иллюзорным, любая фантазия воспринимается как нечто реальное. На ранних стадиях в мифологическом сознании отсутствует различие между естественным и сверхъестественным, в этом заключается принципиальное отличие мифа от религии. Но по мере того, как в мифе усиливается и принимает самостоятельный статус представление о сверхъестественном, мифологическое сознание постепенно перерастает в религиозное. 
        Религия - это исторически второй тип мировоззрения. Основным и определяющим признаком религии является вера в сверхъестественное. Согласно религиозным представлениям мир делится на естественный, то есть подчиняющийся действию объективных законов природы, и на сверхъестест-венный, то есть выпадающий из причинно-следственной связи, не подчиняю- щийся действию объективных законов природы. Соответственно, основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил, в их главенствующую роль в мировоззрении и в жизни людей. Верующий не только верит, но искренне и глубоко переживает свое отношение к сверхъестественному, он убежден в существовании особых отношений между человеком и Богом, который способен активно влиять на его жизнь. В этой связи в религии разработана система ритуалов и действий, с помощью которых осуществляется контакт со сверхъестественными силами. В совокупности они составляют религиозный культ.
        В первобытном обществе использовались каменные орудия труда, низкий уровень материального производства приводил к уравнительному распределению, поэтому в обществе не было деления на богатых и бедных. С появлением железа и бронзы производительность труда резко возрастает, усложняется социальная жизнь, с возникновением частной собственности появляются классы и государство, регулирующее отношения между классами. Происходит отделение ремесла от земледелия, умственного труда от физического, развивается торговля, появляется потребность в научном мировоззрении. На смену мифологии приходит философия.
        Философия зарождается вместе с первыми попытками теоретического объяснения мира исходя  из него самого, не прибегая к помощи потусторонних сил. Развивающаяся человеческая мысль уже не могла мириться с абсолютно бездоказательными утверждениями, что мир создан богами, которых никто не видел. Людям хотелось найти более реальную основу мира, поэтому первые философские учения были материалистическими. В системе становящегося и еще не расчлененного знания философские воззрения на мир оказываются неразрывно связанными с элементами естественнонаучного знания. В этот период все знания развиваются в лоне натурфилософии, которая выступает единой нерасчлененной  наукой, наукой обо всем. Философы стремятся дать цельное представление о мире, нарисовать общую его картину. Но для решения этой задачи необходимо было найти такую основу, которая позволила бы объединить знания о различных сторонах мира в единую систему. В качестве такой первоосновы философы пытаются найти универсальное  вещество, способное объяснить взаимосвязь и взаимообусловленность всех  явлений. Так Фалес из Милета считал, что все происходит из воды и в воду же обращается. Анаксимен началом всех начал брал воздух. Позже утвердилась мысль, что в основе мира лежат четыре основных элемента: вода, воздух, огонь и земля.
        Таким образом, исторически философия возникает как учение о матери-альной сущности, субстанции мира. По своему методу философия это рационалистический способ объяснения действительности, она стремится к логической аргументированности и обоснованности своих суждений. В этом отличие философии от мифологии, религии и искусства, которые также рассматривают мир в целостности, но не ставят задачи его рационального объяснения. Философия стремится к построению системы, основанной на разуме, а не на вере или художественном образе. Художественный образ, метафора, сравнение и другое играют в философии вспомогательную роль.
        Осознание философией своего предмета, целей и задач связано с именем Аристотеля, который выделяет всеобщее как предмет философии в отличие от частных наук, имеющих дело с отдельными сторонами бытия. Всеобщность выступает в качестве традиционного критерия специфики философского знания. Вторым критерием специфики философии является то, что она, в отличие от всех других наук, дает представление о мире в целом.
        Вырабатывая обобщенную систему представлений о мире в целом, философия не может обойти вопроса о месте человека в нем, а значит и об отношении человека к миру, об отношении материального и идеального, объективного и субъективного. Нельзя дать целостного представления о мире без решения проблемы взаимоотношения мышления и бытия, сознания и материи. Возникнув, как общая совокупность научных знаний о мире, философия развивалась, обогащалось ее содержание. Однако во все времена задачей философии является  -  дать ответ на ряд чрезвычайно общих и глубоких вопросов, которые жизнь ставила, ставит и всегда будет ставить перед человеком: что представляет собой природа и мир в целом? Какова сущность человека и его место в мире? По каким законам развивается человеческое общество? Как человек познает мир? Что такое истина, добро и красота?
        Уже простой перечень вопросов, которыми занимается философия, свидетельствует о многогранности и сложности задач, стоящих перед философской мыслью. Это многообразие вопросов обусловливает некоторую дифференциацию и специализацию внутри самой философии. Философия оперирует такими понятиями как объект, субъект и отношение между ними. Под объектом понимается все то, на что человек воздействует. Субъект – это сам действующий и познающий человек. Отношение между субъектом  и объектом – это определенная характеристика их взаимодействия. В целом философия представляет собой систему относительно самостоятельных философских дисциплин, тесно связанных  между собой и обладающих внутренним единством. Под объектом в философии понимается мир в целом, который изучает онтология. Субъектом является человек и общество в целом, поскольку человек является  общественным существом (Социальная философия). Человеческое отношение к миру философия рассматривает в трех основных аспектах: как познание, поведение и переживание. Человек не только познает мир (Гносеология), он также действует в нем, изменяет его. Помимо овладения навыками той или иной специальной деятельности, люди нуждаются в ясном представлении о нормах человеческого поведения в целом. А поведение людей определяется законами развития общества. Общая теория поведения людей также относится к ведению философии, изучением которого занимается этика.
        Действуя в окружающем мире, познавая его, человек, кроме того, переживает впечатления, полученные от действительности. Человек должен уметь чувствовать прекрасное в жизни и ненавидеть зло. Но умение чувствовать то же надо воспитывать, как умение познавать и действовать. Общая теория оценки действительности с позиций прекрасного и безобразного, переживания мира человеком – тоже философская теория - эстетика
Таким образом, в число философских дисциплин входят:                                                                                          ОНТОЛОГИЯ  - учение о мире в целом, его сущности, о        всеобщих свойствах, отношениях и законах бытия.
        СОЦИОЛОГИЯ -  учение о сущности человека и общества, о наиболее общих законах и движущих силах его развития.
        ЛОГИКА  -  исследует мышление человека, взятое со стороны его логической структуры, форм и законов движения мысли.
        ГНОСЕОЛОГИЯ  -  учение о наиболее общих законах человеческого познания, путях и способов постижения истины.
        ЭТИКА - учение о наиболее общих законах нравственного  отношения человека к действительности, исследующее человеческое поведение.
        ЭСТЕТИКА -  учение, изучающее всеобщий характер человеческого переживания и деятельности по «законам красоты».
        В число философских наук входит также история философии, призванная осветить историческое развитие самой философской мысли. В истории философии принято выделять два фундаментальных этапа: классическая философия, которая начинается от Аристотеля и завершается немецкой классической философией (Кант, Гегель, К.Маркс и Ф.Энгельс), и современная западная философией (Позитивизм, неотомизм экзистенциализм, феноменология, философия психоанализа, постмодернизм). В СССР в основном развивалась марксистская философия, которая является продолжением и обобщением лучших достижений мировой философской мысли. Философия марксизма - это диалектический и исторический материализм.  Многие отечественные и зарубежные авторы отмечают большой вклад советских философов в развитие философии. Этот вклад российских мыслителей в развитие отечественной и мировой философии наглядно представлен в энциклопедическом философском словаре  Алексеева П.В. «Философы России XIX – XX  столетий” (М., 2002)
        В учебной и научной литературе сегодня можно встретить самые различные определения философии. Самым распространенным является определение, идущее от Аристотеля, Гегеля и Ф.Энгельса. Философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. В этом определении подчеркнута специфика философского знания, но оно не является полным, поскольку философия исследует не только всеобщие законы развития, но и отношение человека к миру. Поэтому в последнее время получило распространение следующее определение: Философия -  это наука, изучающая всеобщие отношения человека к миру. Но и это определение не является полным, то есть применимым для всех философских учений.
        Философия – это, прежде всего, рациональный путь познания действительности, она обладает научным статусом, использует систему понятий, допускающих проверку и доказательства. В то же время почти общепризнано, что философия, наряду с объективным знанием о мире, включает в себя и ценностное знание, в котором может доминировать субъективный момент. Научное и ценностное знание присуще любой философской системе, но в разной пропорции. Философия – это система теоретического знания, претендующая на научный способ познания действительности, а ценностная компонента, хотя и неустранима из философии, не является определяющей. В то же время абсолютизация научного характера философского знания ставит под сомнение философский статус религиозной философии, философии персонализма, экзистенциализма и других иррациональных направлений мировой философской мысли. Исходя из сказанного, можно дать следующее определение философии: философия – это система теоретического знания о наиболее общей сущности мира, о всеобщих свойствах, отношениях  и законах бытия и мышления.
 
3. Основной вопрос философии.
 
        Среди множества проблем исследуемых философией есть проблема, которая фокусирует в себе всю философскую проблематику. Именно поэто-му она получила статус основного вопроса философии – вопроса отношения бытия и мышления. В чем ее суть? Вот передо мной стол. И есть стол в моей голове. Возникает вопрос: в каком отношении они находятся, или, говоря философским языком, что здесь является первичным, определяющим, и что вторичным, определяемым. На первый взгляд, вопрос этот очень прост.
        Однако не все так просто, как представляется обыденному сознанию. Продолжим наш разговор о столе. Итак, передо мной стол. А рядом другой стол. Я их различаю как два стола, Почему? Видимо потому, что каждый из них уникален, обладает своим, лишь ему свойственным содержанием. Так вот, если сравнить стол, который находится в аудитории, и стол, который находится в моей голове, то возникает вопрос: эти столы обладают одним и тем же или разным содержанием? Или, другими словами, это два стола или один? Если вы скажите два, я попрошу вас приплюсовать к стипендии, кото-рую вы получили, ту стипендию, которая возникла в вашей голове при ее получении, и ваша стипендия удвоится. Если вы скажите, что один, я попро-шу рассчитаться в столовой мыслимой стипендией, убедив кассира, что это именно та стипендия, которую вы получили.
        Что же у нас получается? А получаются два предмета, обладающих    одним и тем же содержанием. Но ведь ясно, что существовать может лишь то, чему свойственно свое, ему лишь присущее содержание. А отсюда следует, что один из этих столов существует, а другой не существует. Вы можете сказать: оба стола существуют, но один существует реально, а другой  - идеально. Но тогда извольте объяснить, какое содержание вы связываете с понятием «существовать». Здесь мы столкнулись с тем фактом, что мир дан нам в «раздвоении», в двух «ипостасях»: как мир вне меня, материальный мир, и мир моего сознания. Это не два мира, а один и тот же мир, который лишь раздвоился для нас на две «ипостаси». Это «раздвоение», эта противо-речивость бытия и порождает вопрос: какой же из этих миров существует? Совершенно очевидно, что оба они существовать не могут, поскольку имеют одно и то же содержание.    
        Вы можете сказать: кто же, будучи в здравом уме и трезвой памяти, может усомниться в том, что реально существует мир вне меня, метериальный мир, который отражается в моей голове в форме его идеального образа.     Действительно, глупо признавать два этих мира равно существующими. Тут можно привести следующую аналогию. Я иду и движется моя тень. Однако в самом ли деле тень движется? Увы тень не движется – нет у ней ни ног, ни крыльев, ни мерседеса. Тень лишь отражает процесс моего движения и тем создает иллюзию самодвижения. Но точно также и сознание не «существует»; оно лишь отражает то, что существует, и тем создает иллюзию собственного существования. С позиций здравого смысла это вполне очевидно, но здравомыслие плохой советчик в вопросах подобного рода. Как мы увидим, очень не просто «вытащить»  человека из мира его субъективности.
        Дело в том, что все, что мы знаем о мире, мы знаем в формах нашего сознания. Никакого иного, кроме психического, содержания для нас не суще-ствует. Отталкиваясь от этого, английский философ Дж. Беркли заявляет, что мы можем воспринимать только наши собственные ощущения, поэтому окружающий нас мир – это комбинация наших ощущений. Он прав в том смысле, что мы мыслим не столами, не булыжниками, а психическими образами. Они и составляют для нас ту единственную реальность, в которой невозможно усомниться. Как, каким образом совершить скачок из этого мира субъективности в реальный мир – вот вопрос, над которым почти три тысячи лет бьется философская мысль. Основной вопрос философии – это вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Он имеет две стороны, два аспекта. Первая (онтологическая) сторона – это вопрос о том, что является первичным и определяющим: материя или сознание, природа или дух, материальное или идеальное? Вторая (гносеологическая) сторона заключается в вопросе о том, познаваем ли мир, способно ли мышление человека познать мир таким, каким он существует в действительности? Как же решался основной вопрос философии в ее истории? Каковы вообще возможны решения в отношении первой стороны основного вопроса философии?  Таких решений может быть три.
        Во-первых, можно, зафиксировав факт раздвоения единой реальности на две «ипостаси», превратить каждую из них в самостоятельную реальность. В итоге мы получим две реальности существующие независимо одна от другой и лишь внешне между собой связанные. Это направление в философии получило название ДУАЛИЗМА (от лат. «дуалис» - двойственный). Классическим представителем этого направления  был французский философ  Рене Декарт.
        Во-вторых, исходя из того, что мир дан человеку в форме его сознания, можно в качестве единственно сущего, единственной реальности признать сознание. Это направление получило в философии название ИДЕАЛИЗМА. Идеализм выступает в двух формах: объективного идеализма и субъективного идеализма. Принципиально их объединяет то, что оба они считают единственной реальностью сознание. Это и является основанием рассматривать их как разные формы одного и того же направления. Различие между ними состоит в том,  что субъективный идеализм отождествляет эту реальность с сознанием человека, а объективный идеализм объявляет в качестве таковой некое интерсубъективное сознание.
        ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ за первичное и определяющее берет такое  идеальное начало, которое существует объективно, то есть независимо от нашего сознания, вне нас – это бог, мировой разум, абсолютная идея и т.д. Представители объективного идеализма: Платон, Фома Аквинский, Лейбниц, Гегель и др. Представители объективного идеализма признают существование материального мира, но считают его зависимым от мира духовного.
        СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ за первичное и определяющее берет такое идеальное начало, которое является субъективным, то есть зависимым от субъекта – это человеческая мысль, понятия, ощущения. Представители субъективного идеализма отвергают возможность существования предметов вне ощущений и сознания человека. Например, родоначальник субъективного идеализма английский философ 18 века Дж. Беркли выдвинул принцип: «Существовать – значит быть воспринимаемым». Последовательное проведение субъективного идеализма неизбежно приводит к СОЛИПСИЗМУ, то есть утверждению, что существует лишь один субъект, а весь остальной мир существует лишь в его воображении. Ясно, что такой абсурд никто признавать не желает, поэтому солипсизм – это крайняя и довольно редкая форма субъективного идеализма.
          В-третьих, ориентируясь на житейский опыт человека и на достижения науки, можно признать в качестве единственной реальности материю. МАТЕРИАЛИСТЫ считают, что первичным и определяющим является материя. Она существует независимо от сознания, существовала до него и на определенной ступени своего развития породила сознание как свой продукт. Поэтому сознание подчиняется общим законам  материального мира. Нетрудно заметить, что материализм согласуется с научным мировоззрением, а идеализм с антинаучным. Действи-тельно, идеалисты, считая первичным и определяющим идеальный дух, ничего вразумительного не могут сказать о том, как из бестелесного, непространственного, не обладающего массой, энергией, тяжестью  и прочими физическими характеристиками духа порождается весь материальный мир именно с такими характеристиками. Переход от мира идеальной сущности к миру материальных вещей – самое неясное и путаное место в любой системе философского идеализма. 
        Мы рассмотрели онтологическую сторону основного вопроса филосо-фии, отвечающего на вопрос о происхождении сознания. Вторая (гносеологическая) сторона – рассматривает отношение нашего сознания к окружающеему, она отвечает на вопрос: познаваем ли мир. В зависимости от ответа на этот вопрос все философы делятся на две группы: тех , кто считает мир познаваемым, и тех, кто отрицает возможность познания мира. Последнее направление называют АГНОСТИЦИЗМОМ. Наиболее известными представителями агностицизма являются Кант, Юм, Мах. В современной  западной философии широкое распространеие получил так называемый ИРРАЦИОНАЛИЗМ – философское направление, объявляющее мир не только не познаваемым, но и хаотичным, абсолютно неупорядоченным, лишенным какой-либо закономерности и объективной логики.
 
4. Философия как методология. Диалектика и ее альтернативы (метафизика, софистика и эклектика).
 
        В процессе познания объективного мира каждая наука пользуется различными методами. Метод находится в единстве с теорией. Любое научное знание может выступать и как теория и как метод. Теория определяет метод исследования, а метод служит средством дальнейшего развития теории. Но это их единство противоречиво. Теория более динамич-на, она постоянно развивается за счет выявления новых данных, относящихся к её предмету, и более глубокого переосмысления старых. Поэтому в процессе развития науки на каком-то этапе теория вступает в противоречие с методом. Результатом разрешения этого противоречия является то, что изменяется метод, который становится более содержательным и эффективным.
       ТЕОРИЯ – это совокупность научных знаний, относящихся к определенной области предметов. В более узком значении теория – это, систематизированное знание, имеющее строго определенную форму.
        МЕТОД – это прием, способ подхода к познанию и преобразованию действительности, это сознательное использование ранее полученных знаний для объяснения новых фактов.
        Многообразие научных теорий порождает богатство научных методов. Связь теории и метода находит свое выражение в методологической роли законов науки. Любой закон науки, отражая определенную сферу действительности, указывает и на то, как надо мыслить о ней, то есть будучи познанным, этот закон выступает как метод исследования. Например, закон сохранения и превращения энергии – это не только теоретический закон, но и методологический принцип, который требует обязательного его соблюдения при расчетах и теоретических построениях.
        В науке от метода исследования часто зависит его судьба. Ведь один и тот же фактический материал может привести к противоположным выводам при различных к нему подходах. «При хорошем методе, - писал И.П.Павлов, - и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных». В истории науки методы возникали как результат открытий, создания новых теорий. Искусство открытия, по словам Ф.Бэкона, - росло вместе с самим открытием. Бэкон сравнивал научный метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Он говорил, что даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги в темноте. Нельзя рассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя ложным путем.
        Положение о единстве теории и метода относится к любому знанию, в том числе и к философскому. Но поскольку философия является теорией всеобщего, изучает всеобщие законы действительности, то тем самым она выступает всеобщим методом познания. Философия выполняет методологическую функцию, то есть выступает как система регулятивных правил и норм, которыми нужно руководствоваться в процессе познания и практической деятельности. Раскрывая свое отношение к другим методам, осмысливая их в целостности, во взаимоотношении между собой, философия выступает как методология, то есть как учение о методах познания и преобразования действительности.
        В философии имеются два основных метода познания – диалектический и метафизический, соответствующие двум концепциям развития. Само слово диалектика в переводе с греческого буквально означает «вести беседу, рассуждать». Первоначально диалектику так и понимали как искусство вести беседу, когда путем столкновения противоположных мнений достигается истина. Отсюда и выражение: «В споре рождается истина». В дальнейшем и в настоящее время под диалектикой понимается такое представление о мире, согласно которому все явления существуют в связи друг с другом и находятся в развитии.
        Элементы стихийной диалектики содержались уже в философии Древнего Востока и особенно  Индии и Китая. Но наиболее яркое выражение она получила в Древней Греции. Наиболее видным представителем древней диалектики был греческий философ Гераклит. Это ему принадлежит знаменитое изречение «все течет». В образных афоризмах выражал он свой взгляд на мир как на вечно развивающийся процесс: «Этот космос не создал никакой  бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимися и мерами потухающими». Для Гераклита мир – это процесс, движение, свойственное всему. Вся природа не останавливаясь изменяет свое состояние, поэтому «в одну и ту же реку нельзя войти дважды» и «Солнце не только каждый день новое, но вечно и непрерывно новое».
        Гераклит не только признает изменение всего в мире, но и видит всеобщую связь явлений. Он подчеркивает относительность вещей и явлений, определяемую условиями: «Ослы золоту предпочли бы солому; свиньи грязью наслаждаются; птицы в пыли купаются; морская вода чистейшая и грязнейшая; рыбам она питательна и целительна, людям же – для питья непригодна и вредна». Противоположности добра и зла для Гераклита теряют абсолютное значение, они едины и проистекают друг из друга: «Болезн
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.