На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Общественно-политические и социально-экономические положение в БАССР

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………3-4
    Восстановление экономики и общественно-политическое
развитие БАССР в послевоенный период (1945 - 1953гг.)…………………..5-8
    Советская экономика в период "оттепели"………………………...…...……8-12
    Народное хозяйство БАССР. На пути к системному кризису…………….12-21
Заключение…………………………………………………………………...22-24
Список использованной литературы…………………………………………...25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
Война унесла, по меньшей  мере, 27 млн. человеческих жизней и 30% национального  богатства страны. Производство зерна  упало в 2 раза, мяса-на45%. Верховный Совет БАССР в 1946 г. утвердил план четвертой пятилетки на 1946 - 1950 гг. Основной задачей пятилетки было достигнуть и превзойти довоенный уровень развития, что требовало первоочередного восстановления тяжелой промышленности. По официальным данным, уже к 1948 г. объем промышленного производства достиг довоенного уровня, а в 1950 г. превысил его на 73 %. Этому способствовал не только самоотверженный труд людей, но и максимальная концентрация ресурсов, достигнутая за счет "экономии" на сельском хозяйстве, легкой промышленности и социальной сфере. Проводимые Хрущевым преобразования вызывали недовольство в правящих кругах, среди которых крепло желание избавиться от "творца оттепели". Эта задача облегчалась импульсивностью самого Хрущева и непродуманностью многих его решений. В октябре 1964 г. Хрущев был снят со всех постов и отправлен на пенсию. С конца 70-х годов разрядка сменилась новым витком гонки вооружений. Этому послужило непонимание новых реалий в международных отношениях как со стороны БАССР, социалистических стран, так и со стороны США, капиталистических стран. Одной из причин обострения международной напряженности стала политика "ядерного сдерживания", проводимая западными странами в отношении БАССР.
На этом фоне миролюбивая  внешняя политика, инициативы в пользу мира и разрядки потеряли всякую убедительность. В результате страна была втянута  в изнурительную гонку вооружений, что негативно сказывалось на социально-экономическом развитии БАССР. Следует сказать, что успехи в науке во многом были обусловлены военно-политическими интересами Советского Союза, его престижа на международной арене. Открытия и изобретения отечественных ученых, не имевших выход на военно-промышленный комплекс, внедрялись очень медленно или оставались в виде теоретических разработок и проектов.
Целью данной работы является изучение общественно-политического  и социально-экономического положения  БАССР в 1945-1961 гг.
Для достижения поставленной цели передо мной стоит ряд задач:
- определить   раскрыть  общественно-политическое положение  в БАССР;
- изучить цели, задачи, состояние   социально-экономическое положение  в БАССР. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Экономика и общественно-политическое развитие БАССР в послевоенный период (1945 - 1953гг.).


Великая Отечественная  война нанесла сильнейший удар по народному хозяйству БАССР. Число  погибших составило 27 млн. человек, не считая колоссального количества раненных и искалеченных. Размер прямых потерь, нанесенных войной экономике страны в 5,5 раза, превышал национальный доход  предвоенного 1940 г. и исчислялся суммой в 679 млрд. руб. Было разрушено более 30 тыс. предприятий, в результате чего промышленность освобожденных районов  страны производила лишь 30% от объема довоенной продукции; серьезно пострадала транспортная система: было уничтожено 65 тыс. железнодорожных путей, 91 тыс. шоссейных дорог, множество мостов, портовых сооружений, линий связи  и т.д. Огромный ущерб был нанесен  сельскому хозяйству. Было разорено до 100тыс колхозов и совхозов, почти 3 тыс. машинно-тракторных станций (МТС). В итоге валовая продукция  сельского хозяйства сократилась  на 40%, а производство зерновых и  хлопка в 2раза, мяса - на 45% в сравнении  с 1940 г. Полностью или частично было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, более 70 тыс. сел и  деревень. Произошли глубокие изменения в структуре национального хозяйства, которое целиком было подчинено выполнению военных задач. Сверхцентрализованная, мобилизационная по своей сути, советская, командно-административная модель хозяйства, сложившаяся в 1930-е годы, оказалась способной решить ряд широкомасштабных задач в годы войны. В итоге общий уровень промышленного производства, несмотря на колоссальные потери, в 1945 г. снизился лишь на 8% по сравнению с 1940г. Объясняется это тем, что во - первых: масштабной эвакуацией пром. предприятий в восточные районы страны (за годы войны было эвакуировано до 2,6 тыс. предприятий, из 1,5 тыс. крупных; во-вторых, в восточных районах было создано за годы войны, с учетом эвакуированных более 3,5 тыс крупных предприятий; в третьих - по мере освобождения оккупированных районов практически немедленно начиналось восстановление разрушенных промышленных предприятий, работавших прежде всего для нужд фронта. В результате, на фоне общего сокращения промышленного потенциала и падения показателей промышленного производства, тяжелая промышленность на 12% превысила довоенный уровень. Ее удельный вес в общем объеме промышленного производства в 1945 г. составил почти 75%. Очевидно, что в военных условиях развитие тяжелой промышленности обеспечивалось за счет перераспределения средств из других отраслей хозяйства. С началом мирной жизни предстояла огромная работа по восстановлению разрушенного войной хозяйства, в том числе по коренному изменение структуры. В марте 1946 г. Верховным Советом БАССР был утвержден четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства страны на 1946-1950 гг. Он предусматривал восстановление наиболее пострадавших регионов, достижение довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства и их дальнейший рост. Приоритетным направлением оставалось развитие тяжелой индустрии и на ее основе остальных отраслей экономики БАССР. Выбранная стратегия поддерживалась утвердившимися экономико-политическими взглядами руководства страны, в частности И. Сталина, на ведущую роль тяжелой индустрии в развитии народного хозяйства. И еще, выбранная стратегия оправдывалась внешнеполитическими обстоятельствами: начавшейся "холодной войной", резко обострившей политическое противостояние БАССР и его бывших союзников по антигитлеровской коалиции. Учитывая обострение международной обстановки планы корректировались в сторону усиления финансирования тяжелой индустрии - основы оборонного могущества. В результате выполнения пятилетнего плана национальный доход вырос на 64% по сравнению в довоенными показателями. При этом валовая продукция промышленности по сравнению с 1940 г. увеличилась на 73% вместо 48% по пятилетнему плану. Объем производства в тяжелой промышленности возрос в 2раза, машиностроение - 2,3 раза, легкой же - всего на 23%. Основные производственные фонда выросли на 58%, производительность труда в промышленности - на 37%. В 1946 г. произошел ощутимый спад военного производства, но уже в 1947 г. наблюдался постоянный подъем отдельных отраслей ВПК. Активно развивалось производство авиационной техники, военное судостроение. БАССР приступил к созданию новых видов вооружения, прежде всего атомного и водородного оружия, и средств их доставки. Значительный рост тяжелой индустрии и модернизация ВПК потребовали концентрации ограниченных ресурсов в этом секторе экономики за счет сокращения инвестиций в сельское хозяйство, легкую промышленность и социальную сферу. В начале 1950 гг. показатели развития сельскохозяйственного сектора лишь приблизились к довоенной отметке, хотя по четвертому пятилетнему плану они должны были превзойти ее на 27%. Уровень жизни городского населения 1940 г. был достигнут лишь в 1951 г., а сельского ниже довоенного. Расстройство финансовой системы отражалось в социальной сфере. Денежная реформа 1947 г. способствовала ее укреплению. Произошла отмена карточной системы на продовольственные и промышленные товары. Позитивной стороной реформы было укрепление рубля, сокращение дефицита основных потребительских товаров за счет ощутимого уменьшения денежной массы, как в виде наличных, так и в особенности безналичных средств на счетах граждан, государственных и особенно кооперативных организаций. Это позволило на протяжении семи лет (1948-1954) проводить периодическое весеннее снижение уровня розничных цен в государственной торговле. Этот положительный социальный результат реформы имел подоплеку, которую старательно замалчивали официальная пропаганда на протяжении длительного периода. Реформа 1947 г. носила конфискационный характер, т.к. обмен вкладов населения до 3 тыс. руб. производился в соотношении 1: 1, от 3 до 10 тыс. руб.3: 2, свыше 10тыс. руб. - 2:1. а облигации военных займов - 3:1. добыла проведена за счет 1:1.

Таким образом, реформа 1947 г. была проведена за счет накоплений граждан, а ее позитивные результаты были достигнуты в основном за счет отказа государства от ряда обязательств по внутренним займам, а также за счет перераспределения накоплений граждан и нового ограбления села. Можно сказать, что эта была одна из форсированного индустриального строительства в годы четвертой пятилетки. Несмотря на успехи в послевоенном хозяйственном развитии, нельзя забывать, что они были достигнуты за счет полувоенных мобилизованных методов использования трудовых ресурсов и перекачки средств из отраслей, ориентированных на производство потребительских благ.

 

    Советская экономика в период "оттепели».


Период "оттепели" характеризуется  попытками новых источников, методов  и ориентиров дальнейшего хозяйственного развития в рамках сложившейся экономической  системы. Попытки исправить традиционные индустриальные модели прогресса носили сильный отпечаток внутриполитической борьбы в руководстве страны, развернувшийся после смерти И. Сталина (5 марта1953 г.). Важно была устранить сложившуюся диспропорцию в отраслевой структуре народного хозяйства, переориентировав финансирование в легкую и пищевую промышленность, а также начать возрождение села. Первоочередные меры, принятые в 1954 г., это снижение сельхозналога в 2,5 раза со списанием недоимок по налогу за предшествующие годы; увеличение размеров приусадебных участков, повышение заготовительных цен на сельхоз продукцию (в пределах 1,5-5,5 раза). Наряду с этим увеличились объемы инвестиций в производство сельхоз техники и оборудования, вводилась система пенсионного обеспечения колхозников. Веденные некоторые новации в системе управления народного хозяйства были направлены на попытку ослабить диктат центра и дебюрократизацию оперативного управления. В феврале 1955 г. отстранив Г. Маленкова с поста председателя правительства, Н.С. Хрущев последующие три года власть страны постепенно сосредоточил в своих руках, и в марте 1955 г. он становится Председателем Правительства СССР. Несмотря на смену руководства, не произошло существенных изменений в выбранном после И. Сталина хозяйственном курсе. Руководство уделяло особый упор сельскому хозяйству. Являясь инициатором освоения целинных и залежных земель (1954 г.) Н. Хрущев способствовал освоению за период с 1954 по 1959 г. целинных земель Западной Сибири и Казахстана. Так там возникли сотни совхозов, МТС, элеваторов была создана транспортная и социальная структура. Применяя экстенсивный метод развития сельхоз сектора, укрепилась материально-техническая база существовавших хозяйств. В результате за пять лет (1954-1959) в аграрном секторе прирост сельхозпроизводства составил 34%.

Однако с 1959 г. стала  наблюдаться тенденция к резкому  замедлению роста производства. По итогам семилетки среднегодовой  прирост валовой продукции аграрного  сектора составил всего 12%, а не 70% по плану. Решить зерновую проблему страны отжившими экстенсивными методами привели к росту затратности сельхозпроизводства в целом. Причина неудач аграрной политики периода "оттепели" - в сворачивании курса на расширение хозяйственной самостоятельности колхозов, сосредоточение основных ресурсов государства на освоение целинных земель. Параллельно с этим проводились кампании по расширению посевов кукурузы, "мясные" и "молочные" кампании, которые по замыслу руководства в кратчайшие сроки должны были решить проблему насыщения внутреннего рынка продовольственных товаров. О возврате к прежним методам свидетельствовала кампания по сокращению приусадебных участков жителей села исходившая из идеи, что подсобное хозяйство - это устаревшее наследие прошлого. Было инициировано широкое движение за ликвидацию "неперспективных деревень" и на этой основе укрупнения коллективных хозяйств. Эта мера не дала положительного результата. Другим направлением хозяйственной политики "оттепели" стала реформа системы управления промышленностью и строительства. Для этого были созданы Советы народного хозяйства (совнархозы), заменивших ряд отраслевых союзных и республиканских министерств. В основную функцию входили: контроль за деятельностью предприятий на местах; совершенствование материально-технической базы предприятий; укрепление дисциплины поставок готовой продукции. Создание Совнархозов должно было приблизить систему управления к нуждам регионов при сохранении системы государственного директивного планирования. Госплан БАССР продолжал выполнять функцию общего планирования, координации и обеспечения условий комплексного развития экономики регионов. На первых порах созданная система дала положительный хозяйственный эффект. 1958 г. прирост национального дохода составил 12,4% по сравнению с 7% в 1957 г. Однако в последующие годы стали ощутимо проявляться застарелые болезни, связанные с замедленным внедрением новой техники и технологий, слабым развитием производственной специализации и межотраслевого кооперирования, что сказалось на общих темпах роста. Попытки реформирования хозяйственных отношений, направленных на децентрализацию сложившейся системы управления, рост относительной самостоятельности хозяйственных субъектов требовали и пересмотра утвердившихся взглядов на роль денег и ценообразования. В 1956 г. ЦК КПСС принял решение о подготовке реформы этой системы народного хозяйства. Разработка реформы растянулась на несколько лет. По замыслу должна была способствовать установлению системы эффективного контроля над денежной массой и ограничению эмиссии. Не претерпевшая изменений система бюджетного финансирования и дотаций не позволила решить эту задачу.

В ходе денежной реформы 1961 г. была проведена деноминация рубля  в соотношении 10:

1. Она не решила поставленной  задачи укрепления рубля.

Укреплению финансовой системы не способствовала и налоговая  политика государства в отношении  ведущих субъектов хозяйства - промышленных предприятий.

Негативные последствия  денежной реформы 1961 г. проявились и  в сфере внешнеэкономических расчетов БАССР.

Специфика советской модели планово экономики, модели индустриального  императива, в рассматриваемый период еще не вошла в противоречие с  общемировой тенденцией развития, продиктованной первым этапом третьей научно-технической революции. Более того, БАССР наряду с США оказался лидером в создании и развитии новейших отраслей хозяйства, что являлось на протяжении десятилетий (1950-1960) точкой роста в народном хозяйстве страны. В этот период в стране ускоренным темпом развивались атомная, радиоэлектронная химическая промышленность, приборостроение. Был сделан существенный прорыв: БАССР создал первые атомные электростанции, первым осуществил прорыв в космос, стал пионером в развитии реактивной пассажирской авиации и атомного ледокольного флота. Однако и здесь негативно сказались устаревшая система хозяйствования, не способствовавшая ускоренному, повсеместному внедрению новейших научно-технических и технологических разработок в народное хозяйство.

Лидерство БАССР в области НТР вселяло оптимизм, способствовало утверждению здорового морально-психологического климата, Возможно, благодаря этим обстоятельствам значительное количество современных исследователей оценивает рассматриваемый период как эпоху "взлета" советской экономики.

    Народное хозяйство БАССР. На пути к системному кризису.


Одним из весьма заметных мероприятий нового руководства страны БАССР во главе с Л.И. Брежневым стало проведение экономической реформы. Ее главным идеологом и инициатором был председатель правительства А.Н. Косыгин. Первым шагом в преобразованиях явились ликвидация совнархозов и восстановление отраслевого принципа управления народным хозяйством. Курс новой реформы был направлен на расширение хозяйственной самостоятельности предприятий и усиление системы их материального стимулирования, для этого существенно сокращалось число обязательных плановых показателей. Теперь ведущим показателем эффективности работы предприятия были стоимостной показатель реализованной продукции. Данная новация стимулировала предприятия к выпуску качественных, конкурентно-способных товаров, пользовавшихся на рынке. Предприятия и объединения были переведены на систему хозяйственного расчета (хозрасчет), предполагающая оставление части полученной прибыли на предприятии. Из нее формировались фонды развития предприятия, его социальной сферы и фонд поощрения работников. Задача реформы - повышение уровня интенсификации производства и как результат - обеспечение устойчивого роста экономики в целом. Одновременно с хозяйственной реформой в промышленном секторе новое руководство предприняло ряд мер по выводу из кризисного положения сельского хозяйства, где произошло заметное снижение валовых показателей. На пятилетие был установлен сниженный план обязательных закупок зерна и продукции животноводства при одновременном увеличении закупочных цен. А за сверхплановую продажу зерна хозяйства получали надбавку в размере 50% к основной закупочной цене. Она не обеспечила растущих потребностей народного хозяйства, а требовала от государства все новых и новых инвестиций, превращаясь в "черную дыру" советской экономики. Именно сельское хозяйство наиболее ярко отражало несостоятельность "социалистических методов хозяйствования". К началу 1950-х гг. произошли существенные изменения в приоритетах развития третьей НТР, основным направлением которой явились информационные технологии. В народное хозяйство внедрились лишь 1/5 часть изобретений. Отставание в развитии НТП происходило на фоне окончательного возврата руководства к прежней хозяйственной практике в результате экономической контрреформы 1979г. Стратегическими направлениями хозяйственной политики оставались традиционные отрасли, развивающиеся на основе преимущественно экстенсивного метода, а не наукоемкие производства. БАССР в эти годы выходит на первое место в мире по производству нефти, газа, стали, железной руды, минеральных удобрений, серной кислоты, тракторов, комбайнов и т.д. Из-за слабого внедрения достижений НТП даже в традиционных отраслях советская экономика все более отставала. Среднегодовые темпы роста промышленного производства с 8,5% в 1966-1970 гг. снизились до 3,6% в 1951-1955 гг., национального дохода - с 7,2% до 2,9%. К началу 1960-х гг., советская экономика вошла в полосу стагнации. В натуральном выражении объемы производства в ряде отраслей не только не росли, но и напротив снижались. Фактически прекратился рост производительности труда. Чуть лучше складывалась ситуация в ВПК. Несмотря на установление военно-стратегического паритета с США, гонка вооружений продолжалась и в 1950-1960 гг. По западным оценкам, военные расходы БАССР составляло около ВВП, что многократно превышало соответствующие показатели США. На военные нужды работало до 80% отечественного машиностроения. Огромные средства расходовались государством на поддержание антиимпериалистических режимов по всему миру. Немалые средства для обеспечения роста уровня жизни советского народа и поддержания затухающих темпов развития народного хозяйства приносил массированный экспорт нефти и газа. Только за 1970-1980-е гг. ежегодный экспорт нефти вырос почти вдвое с 66,8 млн. до 119млн. т., а газа - в 16 раз (с 3,3 млрд. до 54,2 млрд. м3). Позитивное влияние на развитие рынка потребительских товаров оказала расширявшаяся кооперация социалистических стран в рамках СЭВ. В результате расширения внешнеэкономических связей внешнеэкономический оборот БАССР за 1950-1965 гг. вырос более чем в шесть раз - с 22,1 млрд. до 142 млрд. руб. Это способствовало длительному поддержанию затухающих темпов роста народного хозяйства страны в период стагнации и в последующую эпоху реформ. Одним из грозных проявлений системного кризиса стала подавленная инфляция, в основе которой лежал растущий год от года разрыв в темпах увеличения денежных доходов населения и затухающих темпов роста совокупного предложения на рынке потребительских товаров и услуг. Эта проблема выдвинулась в качестве основной в период "перестройки" и в первые годы радикальных реформ перехода к рынку. Отечественная культура в условиях тоталитарного общества. В 1946-1950 годы были восстановлены в основном разрушенные войной учебные заведения. В короткий срок была восстановлена система всеобщего начального обучения. С 1952 года обязательным становится образование в объеме 7 классов, а уже в середине 50-х годов в столичных и крупных городах было введено обязательное десятилетнее образование. Существенные изменения в сфере просвещения произошли в 1958 г. Вместо семилетнего вводилось всеобщее восьмилетнее образование, переход к которому был завершен к 1963 году. В эти годы в школьном образовании наблюдалась тенденция преобладания политехнических знаний над общеобразовательными, чрезмерного увеличения учебных часов на профессиональное обучение в ущерб основным наукам. В связи с этим в 1964 г. срок производственного обучения был сокращен с 3 до 2 лет. Средняя общеобразовательная школа из одиннадцатилетки превратилась в десятилетку. В 60-е годы коренному преобразованию подверглась и система профессионально-технического образования. Школы ФЗО, ремесленные, железнодорожные, строительные и училища механизации сельского хозяйства были преобразованы в городские и сельские профессионально-технические училища с общеобразовательной подготовкой. Следует заметить, что в советский период успехи в деле народного просвещения в основном были связаны с коллективными показателями. Несомненным достижением была ликвидация неграмотности. В 1966 г. был осуществлен переход к всеобщему среднему образованию. Следует отметить, что обучение от начального до высшего велось бесплатно. К началу 80-х годов в 488 вузах России обучалось более 3 миллионов студентов, а в 2500 средних специальных учебных заведениях - более 2.5 миллионов человек. По количеству специалистов с высшим и средним образованием страна занимала одно из первых мест в мире. Несмотря на все это качество подготовки специалистов не соответствовало мировому уровню и требованиям научно-технического прогресса. Образование, особенно в области гуманитарных дисциплин, имело урезанный односторонний и ярко выраженный идеологический характер. Переход к среднему всеобучу привел к резкому снижению уровня знаний. Обязательность образования вырабатывала у молодежи негативное отношение к учебе, зачатки обскурантизма. Погоня за количественными показателями расширяла тиражирование псевдообразованности. В послевоенные годы сфера науки, как и вся культура, подверглась идеологическому прессингу. Не только в гуманитарных, но и в казалось бы не имеющих ничего общего с идеологией точных и естественных науках на первый план выдвинулся принцип верности марксистско-ленинскому методу. В 1947 году в стране развернулись погромные "дискуссии" по философии, биологии, языкознанию, политэкономии. Целый ряд научных направлений в физике, математике, химии, биологии был объявлен идеологически неверным, а ученые, разрабатывавшие эти направления, подверглись преследованиям. Была окончательно разгромлена отечественная генетика, остановлено на многие годы развитие кибернетики. Это положило начало отставанию российской науки по многим базовым отраслям. Тем более, что в ряде наук, как это было особенно в биологии, насаждались лженаучные представления.

Основной упор в научной  сфере партийное руководство  в послевоенные годы делало на укрепление военной мощи государства. К числу  приоритетных в первую очередь была отнесена физика атомного ядра и элементарных частиц. Были созданы Институт атомной  энергии и Институт ядерных проблем.29 августа 1949 г. под руководством И. Курчатова  было произведено испытание атомного оружия. Следует сказать, что заметный подъем отечественной науки наблюдался в 50-60-е годы. Общеизвестны достижения в области ядерной физики, ракетостроения и освоения космоса. Была создана водородная бомба, осуществлена реакция термоядерного синтеза, в 1957 г. произведен запуск первого искусственного спутника, а в 1961 г. - первого пилотируемого космического корабля. С этого времени берет начало активное освоение космоса. Продолжались теоретические разработки. В 1957 г. был введен в строй самый мощный в то время ускоритель элементарных частиц - синхрофазотрон. Работы, связанные с
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.