На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Естественнонаучная и гуманитарная культура знания

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Люди часто используют термин "культура", не очень-то задумываясь, что он обозначает. Обычно преобладает  достаточно путаный бытовой подход типа: "Какой он культурный!". В  действительности культура – главное  достижение человечества, принципиально  отличающее нас от животных. При  этом единого понимания этого  явления не имеется. По утверждению  В. П. Воронова сейчас насчитывается  более 500 определений термина "культура". Однако большинство ученых вычленяет  в этих формулировках следующее  определение культуры.
1. Культура в широком  смысле – всё, что создано  человеческим обществом благодаря  физическому и умственному труду  людей в отличие от явлений  природы;
2. Культура в более  узком смысле – идейное и  нравственное состояние общества, определяемое материальными условиями  жизни общества и выражаемое  в его быте, идеологии, образовании  и воспитании, в достижениях науки,  искусства, литературы и т.д.
Культура изменяется с  каждым новым периодом развития общества и его способов производства. Например, сейчас, а тем более, в будущем, первое определение все больше утрачивает свое значение, так как многие явления  природы (а когда-нибудь и вся  природа) становятся объектом и предметом  человеческой культуры. В частности, человек создает новые виды животных и растений, изменяет (создает новые) физико-химические факторы среды  Земли, уже изобрел более 10 млн. новых  химических веществ и т.д.
Так как по своей сути культура – это степень совершенства и результат труда, то это определение  явно антропоцентрично, так как труд присущ и человеку и животным. Однако человек в отличие от животных универсален по своей функциональной природе, он может существовать в любом месте земного шара, осваивать одновременно разнообразные виды деятельности и т.д. Его культура отличается несоразмерно более высоким качеством и разнообразием. При этом не надо забывать, что элементы (аналоги) культуральности есть и у животных.
Развитие культуры, а значит, развитие любого общества зависит от множества факторов: производственно-экономических, социальных, политических, этнических, идеологических и т.д. Но всегда творцом культуры остается живой человек.
Культура – одна из важнейших  характеристик специфики человеческой жизнедеятельности. Каждый индивид  представляет собой сложную биосоциальную систему, функционирующую за счет взаимодействия с окружающей средой, что необходимо человеку для его нормального функционирования, жизнедеятельности и развития.
Большинство потребностей человека удовлетворяется посредством труда. А процесс труда всегда осуществляется при непосредственном участии и  направляющем воздействии сознания человека, его мышления, знаний, чувств, воли. Система человеческой культуры – это мир вещей, предметов, а  теперь и природной среды, созданных  человеком для удовлетворения его  потребностей. Значит культура — это "опредмеченный" мир человеческой духовности.
Культура есть продукт  человеческой деятельности, а деятельность есть способ бытия человека в мире. Результаты человеческого труда  постоянно накапливаются, и потому система культуры исторически развивается  и обогащается многими поколениями  людей. Все достигнутое человечеством  в правовой, политической, государственной  деятельности, в системах образования, медицинского, бытового и других видов  обслуживания, в науке и технике, искусстве, религии, философии –  все это принадлежит миру человеческой культуры:
·     поля и фермы, промышленные (фабрики, заводы и т.п.) и гражданские (жилые дома, учреждения и др.) постройки, транспортные коммуникации (дороги, трубопроводы, мосты и т.д.), линии связи и т.д.;
·     политические, правовые, образовательные и другие учреждения;
·     научные знания, художественные образы, религиозные доктрины и философские системы, культура семьи
На Земле непросто найти  такое место, которое бы в той  или иной мере не было освоено человеческим трудом, которое не затронули бы деятельные руки человека, на котором  не было бы печати человеческого духа.
Мир культуры окружает каждого. Каждый человек как бы погружен в  море вещей, предметов человеческой культуры. Более того, индивид становится человеком постольку, поскольку  он усваивает формы деятельности по производству и использованию  предметов культуры (выработанные предыдущими  поколениями людей). В семье, в  школе, в высшем учебном заведении, на работе, в общении с другими  людьми мы осваиваем систему предметных форм культуры, "распредмечиваем" их для себя. Только на этом пути человек изменяет сам себя, развивает свой внутренний духовный мир, свои знания, интересы, мораль, навыки, умения, мировоззрение, ценности, потребности и др. Чем выше степень освоения человеком достижений культуры, тем больший вклад он может внести в ее дальнейшее развитие.
Культура появилась одновременно с самим человеком, и первыми  культуральными явлениями стали орудия труда, созданные нашими далекими предками.
Культура это единое, сложное, комплексное явление человеческой природы, которое условно (по степени  преобладания духовной или материальной составляющих) часто делят на гуманитарную и естественнонаучную культуры.
Вряд ли сегодня кто-либо сможет описать все разнообразие культурных ценностей, достигнутых  и достигаемых человечеством. Можно  выделить лишь некоторые наиболее значимые области культуры человека на сегодняшний  день. Подобное деление условно, спорно и во многом зависит от взглядов конкретного человека. Например, музыка для композитора – гуманитарная деятельность, а для Страдивари или  Гварнери – технологическая (естественнонаучная).
Наличие в единой человеческой культуре двух разнородных типов  культуры (естественнонаучной и гуманитарной) стало предметом философского анализа  еще в XIX веке, в пору формирования большинства наук о проявлениях  человеческого духа (религиоведения, эстетики, теории государства и права). Впервые проблема различения "наук о природе" и "наук о духе" была поставлена во второй половине XIX века такими философскими направлениями, как неокантианство (Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт) и "философия жизни" (Вильгельм Дильтей).
Взаимоотношения этих двух культур достаточно сложны. А. Койре был одним из первых ученых, обративших в начале XX века внимание на то, что после некоторого этапа развития общества возникли два мира - "мир науки" (мир количества, воплощенного в геометрии) и "мир качества" (в котором мы живем). В мае 1959 г. в Кембриджском университете (Англия) известный английский писатель и ученый Чарлз Перси Сноу прочитал лекцию "Две культуры и научная революция", которая вызвала продолжительную и острую научную дискуссию, охватившую многие страны и всколыхнувшую самые разные слои интеллигенции. Он говорил, что в мире существует две культуры - естественников и гуманитариев (вспомним деление на "физиков" и "лириков" в 60-70-х годах XX века). Между ними образовалась пропасть, которая все время углубляется и расширяется, так как духовное и физическое необъединимы. Главная мысль лекции сводилась к утверждению о том, что между традиционной гуманитарной культурой европейского Запада и новой, так называемой "научной культурой", производной от научно-технического прогресса XX века растет с каждым годом катастрофический разрыв. В результате ширящегося взаимонепонимания между учеными и "литературными интеллектуалами", переживающими трагедию отчуждения в современном мире, все более возрастает их прямая враждебность. Поэтому, заявил Сноу, все мы одиноки. "Любовь, сильные привязанности, творческие порывы иногда позволяют нам забыть об одиночестве, но эти триумфы – лишь светлые оазисы, созданные нашими собственными руками, конец же пути всегда обрывается во мраке: каждый встречает смерть один на один". Более того, вражда так называемых "двух культур", по мнению Сноу, может вообще привести к гибели человеческой культуры, если не принять радикальных мер для реорганизации образовательной системы, в частности, мер, дающих возможность сблизиться уже теперь страдающим от излишнего практицизма физикам и проникнутым антиобщественными настроениями индивидуалистам-интеллектуалам. Так в чем различаются эти две ветви общечеловеческой культуры?
Гуманитарная  культура
Гуманитарная культура в  современном понимании – мировоззрение  Человека, воплощенное практически  и прогнозируемое теоретически, основанное на вере, что окружающий нас Мир  можно вообразить в сознании. По-другому, это универсальный комплекс материальных и духовных ценностей, созданный  исключительно субъективным (личностным) сознанием человека и общества. Это мораль, религия, искусство, политика, философия и т.п., что входит в понятие духовное.
Естественнонаучная  культура
Естественнонаучная культура в современном понимании –  мировоззрение Человека, воплощенное  практически и прогнозируемое теоретически, основанное на вере, что окружающий нас Мир существует вне нашего сознания. По-другому, это универсальный  комплекс материальных и духовных ценностей, созданный человеком на основе объективно (хотим мы этого или нет) существующих явлений Природы. Это наука (методы, теории, гипотезы, законы и т.д.), промышленность (заводы, транспорт, связь и т.д.), архитектура, сельское хозяйство, медицина, быт и т.п., что входит в понятие материальное.
Сходство и  различие гуманитарной и естественнонаучной культур
Сходство и различие этих оттенков общечеловеческой культуры с  одной стороны очевидны, с другой – совершенно неявны. Действительно  гуманитарная культура человеческого  общества всегда опирается на материальные возможности (например, краски – техническое  средство). Естественнонаучная культура вряд ли возможна без гуманитарного  начала, хотя бы морали. Например, уничтожение части человечества (неизлечимо больных и т.п.) может быть полезно с точки зрения выживания человечества, но аморально по гуманитарным соображениям.
Существующих различий достаточно много, но можно выделить следующие основные принципы-антиподы:
1. Мнение – реальность (у гуманитариев мнение (хорошо  или плохо), у естественников есть  реальность, а ее оценка вторична);
2. Процесс – наблюдение (гуманитарий вносит в любой  процесс элемент искусственности,  естественник лишь наблюдает  (описывает) реальность);
3. Образы – термины  и числа (гуманитарная культура  опирается на язык образов,  естественнонаучная – на язык  терминов и чисел);
4. Объяснение – понимание  (у гуманитариев явления личностны  (Я так понимаю), у естественников  безличностны (Есть, так как есть));
5. Генерализация – индивидуализация (естественники выделяют общее  в вещах, гуманитарии ищут в  них неповторимость, уникальность);
6. Отношение к ценностям (у естественников ценность истинна как объективная повторяемость (диктатура фактов), у гуманитариев преобладает аргументация под заранее сделанный выбор (так должно быть);
7.       Антропоцентризм (у естественников человек – часть природы, у гуманитариев человек – центр Вселенной);
8.       Идеологическая нейтральность – нагруженность (естественник ищет истину, гуманитарий нагружен идеологией, а поэтому стремится обосновать и оправдать какой-либо социальный интерес);
9.       Субъектно-объектное отношение (в области естествознания субъект (человек) и объект познания (природа) строго разделены, в сфере гуманитарной субъект (человек) и объект познания (общество) частично совпадают);
10.  Количество – качество (естествознание опирается на экспериментально-математические методы, гуманитарные науки в большей степени оперируют качественными показателями, тем более с учетом моральных запретов);
11.  Устойчивость - подвижность объекта (по сравнению с масштабами человеческой жизни природные объекты необычайно стабильны (атом всегда атом), социальное постоянство исторически кратковременно);
12.  Эталон – уникальность (в естествознании стремятся уникальность привести к эталону (к общему), гуманитарии ценят уникальность, выделенную из общего);
13.  Историчность – неисторичность (гуманитарное знание исторично, естественнонаучное – не обязательно).
Обсуждение различных  принципов естественнонаучного  и гуманитарного начала в человеческой культуре показывает их относительность, так как очевидно, что в каждом из них можно найти общее. Речь идет лишь о преобладании отдельных  принципов в естественнонаучной или гуманитарной деятельности человека.
Гуманитарное познание невозможно без учета субъективных мотивов  людей, поступки которых подлежат изучению. Поскольку чужие мысли и дела не даны исследователю непосредственно, он должен реконструировать их по текстам, предметам искусства, быта и т.д. Такое познание мира принципиально  невозможно без учета личности исследователя, так как разные люди, скорее всего, воспримут одни и те же предметы по-разному.
Гуманитарная культура ориентирована  на общечеловеческие ценности, такие, как гуманизм, демократия, мораль, права  человека и т.п. Но исследователь  этой культуры находится внутри рассматриваемых  проблем. Философские системы, религии, филологические исследования включают в себя особенности, присущие их творцу. Вся его жизнь часто неразрывно вплетена в "ткань" этих систем, религий  и т.п. Поэтому и методы исследования, используемые в области гуманитарного  знания, разительно отличаются от естественнонаучных и сводятся преимущественно к интерпретациям, толкованиям, сравнениям.
Большое значение в гуманитарных сферах имеют телеологические или  финалистские объяснения, цель которых  – раскрытие мотивов и намерений в деятельности людей. Интерес к подобным объяснениям усилился в последнее время, он был обусловлен результатами, полученными в синергетике, экологии и других естественных науках. Но еще большее значение в гуманитарных сферах имеет исследовательский метод, связанный с истолкованием, который обычно называют герменевтическим.
При сравнении естествознания и гуманитаристики следует, на наш взгляд, уделять особое внимание принципу гносеологического актуализма, согласно которому предпочтение отдается наиболее развитому и совершенному знанию. Суть дела в том, что нельзя к культуре причислять все что угодно. Зачатки естественнонаучного и гуманитарного знания присущи каждому человеку, но не каждому удается возвыситься до уровня культуры. Принцип гносеологического актуализма нацеливает на непременное усвоение достижений современных наук. Недопустимо удовлетворяться суррогатами знания. Это относится в равной степени как к естествознанию, так и к гуманитаристике.
Особое место в гуманитарной культуре занимает философия - наука  о наиболее
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.