На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Духовно-нравственное воспитание молодежи

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки
Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение
высшего профессионального образования
Тульский  государственный университет
Кафедра социологии и политологии
 
 
 
Контрольно-курсовая работа по
социологии  духовной жизни
на тему: «Духовно-нравственное воспитание молодежи»
 
 
 
 
Выполнил:________________________________________Студент гр. 820481 Ануфриева А. Н.
Проверил:_________________________________________ канд. филос. наук, доц. Хавронюк Т.А.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тула 2011
Введение
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале  экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых  людей искажены представления ?  доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и  жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела  ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных  для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются  внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
Актуальность проблемы духовно-нравственного  воспитания молодежи очевидна. За молодежью будущее всего человечества, а значит, проблемы молодежи необходимо рассматривать как общечеловеческие проблемы.
Объект: духовно-нравственное воспитание.
Предмет: духовно-нравственное воспитание молодежи.
Цель: изучить  особенности влияния на духовно-нравственное воспитание молодежи.
Задачи:
- изучить  особенности и проблемы душевно-нравственного воспитания;
- изучить  роль семьи в душевно-нравственном  воспитании;
- актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе;
- изучить  роль церкви и православной  литературы на духовно-нравственное  воспитание молодежи.
Содержание
Введение
1.Душевно-нравственное воспитание
1.1. Сущность  и проблемы
1.2. Роль семьи  в духовно-нравственном воспитании  личности
2. Духовно-нравственное  воспитание молодежи
2.1. Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе
2.2. Роль церкви в духовно-нравственном воспитании молодежи
2.3. Роль православной литературы в духовно-нравственном воспитании молодежи
Заключение
Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Душевно-нравственное  воспитание
1.1. Сущность  и проблемы
Обращение государства и системы  образования к идее духовно-нравственного  воспитания как основного условия  возрождения современного российского  общества и человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот  те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют  о духовном кризисе общества и  утрате духовного здоровья личности.
С одной стороны, духовный кризис –  глобальное явление, которое связывают  с преобладающим характером цивилизационного развития человечества. Современное  постиндустриальное общество, ориентированное  на максимальное потребление материальных благ и преобразование окружающего  мира для более полного их удовлетворения, породило особый тип технократической личности – «кибернетического человека» (Э.Фромм), интеллектуально развитого и технически образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям и духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры. Последствия данного явления отчетливо проявляются в системе социальных, межличностных отношений, в экологическом кризисе, который является ярким показателем духовной ограниченности современного технократа, зачастую лишенного чувства ответственности и осознания своего человеческого долга перед окружающим миром.
С другой стороны, духовный кризис, характеризующийся  бездуховностью и безнравственностью – явление отечественное, которое особенно стало явным, начиная с 90-х гг. XX века. Это связано не только с реалиями социальной жизни, но прежде всего с утратой прежних основ и ценностей воспитания, порожденной долгими годами идеологической неопределенности и аксиологическим кризисом.
Безусловно, поиск тех идеалов  и ориентиров, которые служили  бы основой воспитания, осуществлялся  на протяжении всех этих лет. Неоднократно проводились различные конференции  и семинары, где обсуждались проблемы духовно-нравственного воспитания, существовало множество различных  программ духовно-нравственного воспитания. В 90-е годы в данный процесс активно  включились различные религиозные  конфессии (например, американская международная  школьная программа «Христианская  мораль и этика – основа общества», 1992 г.). Радует то, что сегодня, во-первых, эта проблема перестала быть делом  небольшой группы энтузиастов, что  формирование духовно-нравственной культуры подрастающего поколения стало  одним из приоритетов государственной  образовательной политики. Во-вторых, эта проблема перестает быть преимущественно  делом различных, подчас чуждых нам  конфессий и деструктивных сект. Обнадеживает, что ее разрешение осуществляется в сотрудничестве, объединении усилий государства, общественности, системы  образования и православной церкви.
Изначально сущность, основное назначение воспитания заключается в формировании духовного стержня человека –  его внутреннего, духовного мира, который проявляется в системе  его эмоционально-ценностных отношений  к окружающему миру и к самому себе. Разложив воспитание на отдельные составляющие (интеллектуальное, эстетическое, нравственное, трудовое, физическое и т.д.), педагогическая наука сослужила плохую службу педагогу-практику, побудив его поверить в возможность формирования и развития человека «по частям», в то время как целостность человека и проявление его человеческой сущности в любых видах деятельности возможны только на основе становления его целостного духовного мира. 1
В чем же заключается сущность духовно-нравственного  воспитания? И почему мы настаиваем на единстве духовного и нравственного, а не обращаемся к одному из этих понятий?
Существуют разные точки зрения на этот счет. Одна из них заключается  в том, что в их объединении  проявляется стремление соединить  религиозное и светское понимание  духовности (духовность – понятие  религиозное, нравственность – светское). По мнению А. Лихачева, «в наше время, когда  говорят о смысловых, идейных  исканиях отдельного человека или целого культурного течения, но при этом желают подчеркнуть их автономность от религиозной сферы, термины "духовный" и "нравственный" зачастую соединяют, образуя новое слово:  духовно-нравственный. ... Речь в подобных случаях идет все  о том же поиске Истины и Смысла, который осуществляется и в религии, но при этом с опорой на интуитивный  поиск самого человека, его совести, а не на то или иное религиозное  учение или Откровение»2.
Согласно другой точки зрения, нравственность распространяется на повседневную жизнь, а духовность – на жизнь в ее высшем качестве – бытии человека. Но думается, что причины здесь более глубокие. Надо, прежде всего разобраться, что такое духовность и нравственность? И всегда ли духовное воспитание может быть нравственным, а нравственное – духовным?
Духовность, на наш взгляд, – качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и  гармонию ее внутреннего мира, способность  выходить за пределы себя и гармонизировать  свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию  себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых – чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Недаром значение слова «дух» – (лат. spiritus) – дуновение, тончайший воздух, дыхание. 3
Второе понятие, важное для осознания  сущности духовного воспитания, –  «духовная жизнь», или «духовное  бытие» человека. «Духовность» и «духовное  бытие» – взаимопроникающие, но не синонимичные понятия. Духовное бытие  личности проявляет ее духовность, а духовность выступает основой  и результатом ее духовного бытия.
  Если религиозная традиция чаще всего рассматривает духовное бытие как трансцендентный выход человека за пределы своей реальной жизни, то светская включает в нее всю сферу духовно-практической жизнедеятельности личности: поиск и обретение смысла жизни, своего призвания; духовное самосовершенствование и обогащение внутреннего мира посредством приобщения к культуре, духовного общения между людьми; духовно-практическую деятельность, направленную на служение и помощь окружающим.
Было бы неоправданно сводить процесс  становления человека как существа духовного лишь к способности  совершенствовать свою духовную сущность на основе выхода за пределы собственного «я» и подготовки к иной, высшей цели своего бытия. Духовные искания  могут привести человека как к  просветлению, к совершенствованию  своей человеческой природы, так  и разрушению, фанатизму, отвержению всего человеческого, нарушению  нравственных связей с близкими и  другими людьми. Не случайно говорят о двойственном характере духовного становления, о светлой и темной духовности.
По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная духовность не существует вне  нравственности. Высшая духовность невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.
  Анализируя различные философские подходы к определению сущности человека, Г. Федотов пишет: «Сам человек становится предметом отрицания, унижения, подавления в передовых явлениях современной культуры. Он подавляется во имя мира идеального (кантианство) и мира социального (марксизм, фашизм), ради духа и ради материи, во имя Бога и во имя зверя. Свободно и окружено почетом тело, освобождается, хотя и в очень ограниченной степени, и дух; гибнет только душа. Но это «только»! Телесный человек живет звериной жизнью, духовный – ангельской. Лишь душевный остается человеком... Духовность, оторванная от разума и чувства, бессильна найти критерий святости: смотря на многих современных "духоносцев", трудно решить, от Бога они или от дьявола? Внеэтическая духовность и есть самая страшная форма демонизма».4 Человек реализует себя как личность, лишь развивая в себе душевную духовность: способность к состраданию и сопереживанию, чуткость и отзывчивость, совестливость, готовность прийти на помощь другому человеку, ответственность за все, что совершается вокруг него.
  Необходимо отметить, что, в отличие от некоторых других религиозных мировоззрений, православие выступает во многом как бытийное, реально-практическое педагогическое мировоззрение и рассматривает духовность не как отвлеченное, но как реально-практическое свойство человека, проявляющееся во внимательном, глубоком, уважительном отношении к жизни другого человека, к собственной жизни как к внутреннему подвигу.
 Понимание Другого, взаимодействие с Другим рассматривается в качестве сущностных характеристик духовного воспитания как в светской, так и в православной педагогике, где постоянно подчеркивается направленность человеческого бытия на благо ближнего и на приближение к Богу как абсолютно значимому Другому. Итак, истинно духовное воспитание всегда нравственно ориентировано.5
 Рассмотрим сущность и специфику  нравственного воспитания. Можно  ли утверждать, что нравственное  воспитание – это всегда духовное  воспитание личности?
Нравственность рассматривается  как индивидуальная форма существования  морали общества, как внутренний закон  человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными  нормами. Нравственное сознание личности может находиться на разном уровне развития. В частности, нравственным считается человек, который руководствуется  принципами «общественного договора»  или Золотым правилом нравственности: «Поступай с другими так, как  ты хочешь, чтобы другие поступали  с тобой». На наш взгляд, духовные истоки нравственности лежат не в  прагматичной сфере «общественного договора», а в сфере любви  к человеку и Богу, благоговения перед жизнью и другими высшими  ценностями, боязни разрушить свою человеческую сущность и целостность, погубить свою душу.
К сожалению, традиционная система  воспитания (в том числе этического образования) ориентирована на сообщение  нравственных знаний, внедрение в  сознание ребенка определенной системы  норм и принципов, а не на развитие его духовно-нравственного сознания и самосознания. В современных  условиях, когда происходит утрата обществом существовавших ранее норм и принципов морали, а новые еще не выработаны, размыты, особенно актуальным становится формирование у подрастающего поколения способности к нравственному выбору, базирующейся на высоком уровне духовного развития личности.
Итак, «духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни (И.-Г. Песталоцци). Оно, – по мнению Т.И. Петраковой, –представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира». Мы бы скорректировали это определение: не воздействие, а целенаправленное создание условий для становления духовно-нравственной сферы личности, поскольку прямое воздействие не всегда имеет тот результат, к которому стремится педагог.6
Решение задач духовно-нравственного  воспитания современной системой образования  связано с разрешением целого ряда проблем, среди которых наиболее важными, на наш взгляд, являются следующие.
Проблема первая связана с подготовкой  учителя, способного стать духовным наставником личности. Существует философский  принцип: подобное создается подобным – нравственность воспитанника формируется нравственностью воспитателя, духовность – духовностью. В состоянии ли современный учитель с его достаточно прагматичным мировосприятием и мышлением, зачастую столь же бездуховный, выполнить ту высокую миссию, которая перед ним ставится? Очевидно, не случайно государство обратилось к церкви, поскольку в ней мы можем найти подлинно духовных наставников юношества. Но, как отмечает протоирей о. Виктор Дорофеев в своей публикации в Интернете, реально священники не могут участвовать в этом процессе. Кто реально это может делать, так это преподаватели общеобразовательных школ. Необходима подготовка педагогов, способных вести курсы «Православная культура» и «Основы нравственности». Однако возникает опасность сведения данной подготовки к научению педагога, в то время как необходимо его воспитание, преобразование собственного духовного мира.
Как отмечается в аннотации к  журналу «Духовно-нравственное воспитание», педагог должен осознанно стремиться к собственному духовному росту  и оказывать помощь своим воспитанникам  в духовном взрослении; – глубже понять себя, свое предназначение –  в семье, роде, профессии, Отечестве; – найти путь к своему подлинному «я»; – жить, следуя своей природе; – различать пласты человеческой жизни – физический, душевный, духовный, помочь в этом своим ученикам; – внутренне приобщиться к национальной духовной традиции – религии, фольклору, архитектуре, искусству, литературе, философии; – осознать серьезность и неповторимость каждого дня и всякого дела; – обрести реальную радость бытия. Согласитесь, что это сложная задача, и не все смогут с ней справиться.
Введение в стандарт образовательной  области «духовно-нравственная культура», с одной стороны, важный шаг, с  другой – возникает возможность  формализма и очередного начетничества  в реализации этого прекрасного  замысла (так, лишь 10 % студентов считают, что уроки литературы, призванные быть, по выражению А. Твардовского, «уроками нравственного прозрения  личности», были для них в школе  таковыми). Необходимо отчетливо понимать, что решение задач духовно-нравственного  воспитания требует преобразования педагогической реальности на всех ее уровнях – не только процесса обучения, но и системы воспитательной работы школы, тех отношений, которые в  ней существуют, семейной обстановки и т.д., то есть создания в школе  и вокруг нее культуросообразной среды.
Проблема вторая касается содержания духовно-нравственного воспитания. Традиционно в качестве содержания рассматривают систему ценностей, присвоение которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На наш взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия:
·  опыт переживания высоких духовных состояний;
·   опыт осознания своей внутренней духовной реальности и понимания  самоценности духовного мира другого человека;
·   опыт определения воспитанником  актуальных для него смысложизненных и нравственных проблем;
·  опыт индивидуального и совместного смыслопорождения, смыслообразования и смыслостроительства:
·   опыт разрешения нравственных проблем;
·  опыт содержательного, духовного общения;
·   опыт определения и реализации своих  ценностных приоритетов в искусстве, в духовно-практической деятельности (творчество, общение, помощь людям, социальное служение, благотворительность, добровольчество, волонтерство и т.д.)
Безусловно, приобретение данного  опыта невозможно без освоения и  соотнесения его с духовным опытом человека и человечества, воплощенного в образцах – нравственных и духовных ценностях, нормах и традициях, жизнеописаниях и биографиях их носителей.
Проблема третья связана со способами (методами и формами) духовно-нравственного  воспитания, поскольку ценности человека – это то, что труднее всего  поддается простой трансляции, передаче от их носителей-воспитателей воспитанникам. Логика постижения культуры отличается от логики «наукоучения». 7
 
 
1.2. Роль  семьи в духовно-нравственном  воспитании личности
 
Семья есть основа всякого общества и государства, и значение семьи справедливо  сравнивают с ячейкой пчелиных сот  в улье: каждый улей с царицей, или  маткой, во главе подобен государству, каждый отдельный пласт сот подобен  целям обществам селений и  городов, а каждая ячейка подобна  семье. Если ячейки здоровы, имеют достаточный  запас питания, то и весь улей, значит, силен и благополучен; так и  в государстве: все зависит от духовного и материального благосостояния отдельных семей.
Отсюда  понятно, какое важное значение имеет правильное воспитание, или постановка всей семейной жизни в обществе.
Доброе  воспитание есть самое ценное, самое  великое сокровище, которое могут  и должны дать родители своим детям: глупому, невоспитанному ребенку не впрок и богатство.
Перед родителями должны стоять две задачи: самим  стать носителями духовно-нравственной культуры и образа жизни, который  они стремятся привить детям, и создание и непрерывное поддерживание  в семье такой атмосферы, в  которой формировалось и закреплялось изначальное стремление ребенка  к добру.
Необходимость решения этих задач отмечена И.Н.Мошковой: «Дело в том, что мы все хотим воспитать в ребенке то, чего сами не имеем; мы требуем от него соблюдения правил, которых сами не выполняем; мы ожидаем от него спокойного и уравновешенного поведения, в то время как сами постоянно говорим на повышенных тонах, проявляем нетерпеливость и агрессивность». И в подтверждение этого звучат слова А.С.Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение».
Что же сейчас мешает современной семье вести  духовно-нравственное воспитание своих  детей? Кто виноват в духовной черствости общества? Почему личный успех, погоня за удовольствиями и финансовым благополучием в нашей стране становятся очень важными и не это ли начало всех бед?
Мы должны задуматься о будущем нашей страны, наших детях, вернуться к истокам, обратиться к тому лучшему, что было и есть в нашей культуре. И начать нужно с укрепления семьи, семейных традиций. Только семья сможет воспитать  человека ответственного, способного противостоять ложным ценностям. Только в любви и согласии, в домашнем тепле и уюте сможет зародиться наше будущее.
Воспитать в человеке Человека – конечная цель семьи. Идея воспитания во все  времена была связана с мыслью о том, чтобы человек становился лучше. Родители хотят видеть своих  детей воспитанными, культурными, добрыми, мужественными, ответственными, справедливыми, зрелыми. При этом совершают ужасную  ошибку: «наполняют» детей установками, правилами, знаниями, заботятся только о развитии ума, забывая о детской  душе. И совсем забывают о том, что  намного нужнее ребенку – учить  видеть и замечать жизнь вокруг себя. В этом и заложен глубочайший  смысл и важнейшая проблема воспитания.
Родителям не обязательно «влезать» в душу ребенка, достаточно «впускать» его  в свою, позволять наблюдать её движения, делиться своими переживаниями, иметь переживания «общие», и тогда семейное воспитание обретет правильное направление. Именно в такой семье воспитываются нравственно красивые, духовно богатые люди, умеющие быть терпимыми, прощать и понимать близкого человека, любящие родных, почитающие стариков.
С детских  лет ребенок должен осознавать свою принадлежность к семье, к конкретному  роду, вбирать в себя черты, ценности и смыслы семьи, рода, унаследовать богатый опыт, всё то лучшее и  интересное, что есть в каждой семье. Надо учить это видеть! Семейные фотоальбомы, душевные воспоминания о предках, истории и легенды семьи, реликвии, передающиеся из поколения в поколение, письма, знание родословной, трудовые династии, семейные традиции, родовой дом, сад, в котором растут деревья нескольких поколений – это главные составляющие семейного воспитания. А еще ребенку необходимо ежедневно видеть родительскую заботу о старшем поколении семьи, наблюдать уважение и понимание в семье, постоянно чувствовать тепло и любовь родного человека. И если в семье есть общие увлечения, чувство защищенности, стремления делать друг другу добро, а труд и еда делятся поровну - значит крепка семья, значит не страшны ей любые беды. 
Проблема  в том, что нашим детям недостает  духовного общения, они нуждаются  в мудром взрослом, они ждут его  взгляда, который примет, поймет и  простит. И чем раньше ребенок  увидит в родителях наставника, друга, тем легче ему будет познать  мир с его светлыми и темными  сторонами.
Когда же нужно родителям начать заботиться о воспитании характера и наклонностей своих детей? Ещё с того времени, когда они находятся в утробе матери, ибо доказано и наукой, и  усмотрено наблюдательными людьми, что настроение и поведение матери во время плодоношения влияет на склонности ребенка, находящегося в утробе,  - особенно во второй период беременности. Нужно всегда помнить, что если родители находятся в тихой, мирной обстановке, переживают во время беременности матери хорошие впечатления, то это тихое  светлое настроение ложится в  основу характера будущего ребенка. Так поступают благоразумные  родители с душой ребенка, подготавливая  её к тому времени, когда она начнет уже сознанием воспринимать доброе дело, доброе слово.
Ребенок – губка, впитывающая все, что  ему скажут родители, все, что он увидит, на них глядя, наблюдая за их взрослой жизнью. Что передадут ему  родители, чему научат, к чему приучат, то и получат в ответ в старости.
Дети  добрые – похвала, утешение и награда  родителей, а дети злые – их наказание, позор и мучение.
Итак, родителям, чтобы сохранить в ребенке  «душу живую», необходимо руководствоваться  универсальным дидактическим принципом: в обучении – от знаний через  чувства к поступкам; в практической деятельности – от действий через  понимание их смысла к сердечному, трепетному отношению к окружающим, семье и своей стране; в общении, сфере чувств – от душевных движений к глубокому осознанию непреходящих ценностей: Веры, Надежды, Любви, Терпения и Милосердия.8
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Духовно-нравственное  воспитание молодежи
2.1. Актуальность  духовно-нравственного воспитания  молодежи на современном этапе
В настоящее  время Россия переживает один из непростых  исторических периодов. И самая большая  опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ? доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности  и патриотизме. Высокий уровень  преступности вызван общим ростом агрессивности  и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и  духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных  для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются  внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
«Хаос и  неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине "человеческого  фактора" высокие идеи - все это  следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром... само содержание жизни в обществе... Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы».
У молодого поколения в настоящее время  утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа.
Актуальность  проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном  мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных  источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного  характера (это в первую очередь  средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства  молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.
Духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении.
Какова  же сущность основных понятий и факторы  развития духовно-нравственного воспитания.
В повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным  воззрениям. Ключевым понятием для  поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность».
В педагогических источниках под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение  в мыслях, словах и действиях. Она  определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д.9
Под понятием духовность традиционно обозначалась совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью»  называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей  и традиций, сконцентрированные, как  правило, в религиозных учениях  и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью. В этой связи следует отдельно поговорить о религии как значимой части духовной культуры. Происхождение слова религияи его первоначальное значение до сих пор вызывают споры. Одни считают, что оно связано с понятиями «благочестие, предмет поклонения», другие возводят его к латинскому глаголу «связывать, соединять» (мир людей и мир сверхъестественный). Для каждой традиционной национальной и всей общечеловеческой культуры именно религия является стержневым, культурообразующим фактором. Ее культурообразующая роль заключается в определяющем влиянии на содержание и формы всех сфер бытования культуры: духовной и материальной.
К сожалению, в системе мировосприятия большинства  современных людей представление  о религии отсутствует. Для современного человека религия перестала быть значимой частью внутреннего духовного  опыта, основой мировосприятия. В  сознании и жизни большинства  наших современников она вытеснена  в сферу внешних элементов  архаичной, в лучшем случае традиционной, социальной культуры. Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение  понимания сути духовности в современной  культуре приводят к в
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.