На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Значение силы воли в спортивной деятельности у пловцов 11-12 лет

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 59. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
 
Кафедра общей психологии
 
 
Киричек Е.С.
студентка 2 курса
дневного отделения
Института Человековедения
 
 
 
Курсовая работа на тему:
«Значение силы воли в спортивной деятельности у пловцов
11-12 лет»
 
                                       
 
                         
                                                                       Научный руководитель:
                           канд. психол. наук, доцент
                                                       Мищенко Л.В.
 
 
 
 
 
 
 
 
Пятигорск, 2011
59
 


ОГЛАВЛЕНИЕ
 
Введение ………………………………………………………………………...3-6
Глава 1 Научное понимание силы воли в психологии ………………………7-27
1.1. Понятие «силы воли» личности …………………………………………..7-8
1.2. Воля как особая форма психической регуляции………………………...9-10
1.3.Волевая регуляция и сила воли ………………………………………….11-14
1.4. Соотношение волевой и эмоциональной регуляции …………………..15-16
1.5. Воля как механизм преодоления внешних и внутренних
препятствий и трудностей…………………………............…………………17-20
1.6. Волевые состояния ………………………………………………………21-26
Глава 2 Волевая сфера спортсменов и ее проявление в
спортивной деятельности …………………………………………………….27-45
2.1. Волевые усилия и их значения в формировании спортивного
Характера ……………………………………………………………………...27-29
2.2. Волевые качества спортсмена ………………………………………….. 30-40
2.2.1 Волевые качества, связанные с целеустремленностью……………….30-34
2.2.2 Волевые качества, характеризующие самообладание………………..35-37
2.2.3 Сложные морально-волевые качества………………………………....38-40
2.3. Воспитание воли у пловцов……………………………………………...41-43
2.4. Развитие волевых качеств у пловцов …………………………………...44-45
Глава 3 Экспериментальное исследование волевых качеств
пловцов 11-12 лет …………………………………………………………….46-47
3.1. Анализ результатов, полученных после проведения методики
«Самооценки силы воли» …………………………………………………….....46
3.2. Анализ результатов, полученных после проведения методики
изучения решительности ………………………………………………………...47
3.3. Анализ результатов, полученных после проведения методики
изучения настойчивости …………………………………………………………48
Заключение ……………………………………………………………………49-50
Использованная литература ………………………………………………….51-52
Приложение 1…………………………………………………………………......53
Приложение 2 …………………………………………………………………54-55
Приложение 3 …………………………………………………………………56-57
Приложение4…………………………………………….…………………….58-59
59
 


Введение
 
В настоящее время многих ученых, исследователей, психологов интересует проблема человека, его деятельности и активности личности. Воля всегда занимала и занимает одно из центральных мест в отечественной психологии, так как ее изучение тесно связано с теорией и практикой обеспечения достижения успеха и повышения результатов в разнообразных условиях и видах деятельности.
Актуальность.
Сила воли – одна из главных черт характера человека. Нередко даже говорят «характер» вместо «силы воли». Это не случайно, потому что от того насколько в человеке развита сила воли зависит то на сколько он сможет реализовать другие свои качества. Проблеме воли, волевой активности и волевого поведения посвящен целый ряд крупных работ как зарубежных (Assagioli, 1974; Dihle, 1982; Farber, 1966; Frankl, 1969), так и отечественных авторов (С.Л.Рубенштейн, 1957; В.И.Селиванов, 1982; В.С.Мерлин, 1953; К.Н.Корнилов, 1957; А.Ц.Пуни, 1962, 1977 и др.).
Спортивная деятельность тесно связана с силой воли. Ведь спортсменам постоянно приходиться преодолевать различные трудности. Выделяют две группы трудностей: объективные (большие тренировочные нагрузки, погодные условия, техническая сложность разученных упражнений и др.) и субъективные (возникновение неблагоприятных эмоциональных состояний, например, страха, неуверенности, снижение мотивации к деятельности или, наоборот, ее возрастание вследствие неотступности мыслей о первом месте, о побитии рекорда, о выполнении определенного мотива).
Преодоление этих трудностей зависит от развития волевой сферы спортсмена, от силы воли. Поиску путей развития силы воли в психологии и педагогике уделяется большое внимание. Однако до сих пор многие вопросы остаются нерешенными. Предлагаемый путь, кажущийся наиболее естественным, лежит через преодоление объективных и субъективных трудностей, возникающих на пути достижения цели, но не всегда приводит к желаемому результату, поскольку проявление воли в различных ситуациях конкретно и способы развития конкретных волевых качеств могут быть разными. Поэтому, возникает за­дача изучения  развития и  проявления силы воли в спортивной деятельности спортсмена.
Ежедневные тренировочные занятия, участие в соревнованиях развивают те функции (физические и психические), которые лежат в основе спортивной деятельности (А.Ц.Пуни, 1977; И.П.Волков, Е.Н.Сурков, 1984; Е.П.Щербаков, 1990 и др.). Однако вопрос о возможности целенаправленного формирования волевой активности у спортсменов с учетом вида спорта и этапа спортивной подготовки остается открытым.
Особую актуальность эта тема приобретает в связи с тем, что перед системой образования и развития спорта сегодня ставятся принципиально новые задачи: формирование физической культуры личности, всестороннее раскрытие способностей каждого человека, его индивидуальных возможностей. Учет индивидуальных особенностей личности человека, проявления его волевой активности в деятельности позволяет более целенаправленно воздействовать на формирование личности через его волевую сферу.
Гипотеза исследования. У пловцов, имеющих высокие спортивные достижения, предполагается достаточно высокий уровень силы воли и решительности.
Цель исследования: изучение особенностей проявления волевых качеств у пловцов.
 
 
 
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятий «сила воли», «волевые качества»;
2. Выявить значимость силы воли в спортивной деятельности спортсменов;              
3. Определить комплекс необходимых волевых качеств пловцов.
Объект исследования: сила воли у спортсменов.
Предмет исследования волевые качества пловцов.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют теории интегральной индивидуальности (В.С.Мерлин): деятельности (Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. и др.); личности (Ананьев Б.Г., Мерлин В.С., Рубинштейн С.Л., Русалов В.М. и др.); психологического обеспечения подготовки спортсменов (Волков И.П., Горбунов Г.Д., Горская Г.Б., Родионов А.В., Марищук В.Л., Таймазов В.А. и др.).
Ведущие идеи отечественной теории и практики физической культуры, спортивной тренировки (Г.Д.Горбунов, Ю.Ф.Курмашин, С.П.Евсеев, В.К.Бальсевич, В.М.Зациорский, А.В.Зинковский, Е.П.Ильин, Ю.Я.Киселев, Л.И.Лубышева, И.М.Козлов, В.Л.Марищук, Л.П.Матвеев, Н.И.Пономарев, А.В.Родионов и др.)
Методы исследования.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования, включающий:
1.     теоретический анализ и обобщение научной и научно-методической литературы;
2.     опросные методы исследования
3.     наблюдения;
4.     беседа;
5.     анализ документации спортивных результатов.
Организация исследования. Настоящее исследование проводилось на пловцах 11-12 лет, занимающихся в Детской Юношеской Спортивной Школе г.Ессентуки..
Сруктура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В введении раскрывается актуальность работы, ее цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и методы исследования.
Глава 1 «Научное понимание силы воли в психологии» посвящена силе воли как психологическому феномену. В этой главе раскрывается понятие «сила воли», ее сущность и специфика.
В главе 2 «Волевая сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности» раскрывается значение силы воли в спорте, волевых качеств, а так же пути развития их.
В главе 3 «Экспериментальное исследование волевых качеств пловцов 11-12 лет» анализируются полученные результаты в ходе исследования уровня силы воли и решительности.
В заключении подводятся итоги, и на основе этого делается вывод, в котором подтверждается гипотеза или опровергается.
В списке литературы отражены источники курсовой работы.
В приложении помещены таблицы и методики, с помощью которых были проведено исследование.
 
59
 


Глава 1 Научное понимание силы воли в психологии
 
1.1. Понятие «силы воли» личности.
Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели.
Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Волевое действие — это действие, осуществляемое по выбору. Выбор есть признак волевого действия. Где нет выбора, там нет волевого действия. Если же мы говорим о выборе, то естественно ввести еще одно понятие — принятие решения. Волевой акт есть действие в условиях выбора, основанное на принятии решения.
Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Мышление необходимо и в ходе выполнения задуманного действия. Осуществляя задуманное действие, мы сталкиваемся со многими трудностями. Поэтому для того, чтобы достичь поставленной цели, человек должен постоянно сличать цели действия, условия и средства его выполнения и своевременно вносить необходимые коррективы. Без участия мышления волевые действия были бы лишены сознательности, т. е. перестали бы быть волевыми действиями.
Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, мы обращаем внимание на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. Желание добиться или достичь чего-либо, точно так же как избежать чего-либо неприятного, связано с нашими чувствами. То, что для нас является безразличным, не вызывающим никаких эмоций, как правило, не выступает в качестве цели действий. Однако ошибочно полагать, что только чувства являются источниками волевых действий. Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувства, наоборот, выступают препятствием к достижению поставленной цели. Поэтому нам приходится прилагать волевые усилия к тому, чтобы противостоять негативному воздействию эмоций. Убедительным подтверждением того, что чувства не являются единственным источником наших действий, служат патологические случаи потери способности переживать чувства при сохранении способности осознанно действовать. Таким образом, источники волевых действий весьма разноплановы.
59
 


1.2. Воля как особая форма психической регуляции.
Первым кто ввел понимание воли как особой формы психической регуляции, был И.М. Сеченов. Он считал, что воля является деятельной стороной разума и морального чувства, есть не что иное, как отражение именно такого понимания.
Одним из первых исследователей, обративших внимание на волю как особую форму психической регуляции поведения, был и М.Я. Басов. Воля понималась им как психический механизм, посредством которого личность регулирует свои психические функции, прилаживая их друг к другу и перестраивая их в соответствии с решаемой задачей. Власть личности над своими душевными состояниями «возможна только при наличии в составе ее душевного единства некоего регулятивного фактора. Таким фактором здоровая личность всегда и обладает в действительности. И имя его – воля». Однако эта регулятивная функция свилась к вниманию. Именно внимание регулирует восприятие, мышление, чувствование, движения – через смену содержания сознания, т.е. через переключение внимания. Воля лишена способности порождать действия и мысли, она только регулирует их, - полагал М.Я. Басов.
Л.С. Выготский считал главным содержанием понятия воли произвольную регуляцию поведения и психических процессов. Воля является одним из механизмов, позволяющих человеку управлять собственным поведением, психическими процессами, мотивацией.
В.И. Селиванов также выделял, наряду с побудительной, регулирующую функцию воли. Для него воля – это способность человека сознательно регулировать свое поведение. «Воля есть регулирующая функция мозга, выраженная в способности человека сознательно управлять собой и своей деятельностью, руководствуясь определенными побуждениями и целями».
Р. Мэй характеризовал волю как категорию, определяющую способность личности организовывать свое поведение таким образом, чтобы совершалось движение к заданной цели, в заданном направлении. В отличие от желания, воля подразумевает возможность выбора, несет в себе черты личностной зрелости и требует развитого самосознания.
В.К. Калин считал, что исследования феномена воли в рамках анализа предметного действия не привели к успеху в раскрытии сущности воли. По его мнению, специфику понятия воли нельзя выделить и при анализе мотивации, равно как и при рассмотрении воли только как механизма преодоления препятствий. Специфику воли В.К. Калин видел в регуляции человеком собственных психических процессов и в перенесении цели волевых действий с объекта на состояние самого субъекта. Главная задача воли – обеспечить человеку овладение своим собственным поведением и психическими функциями. Это означает, что в воле отражаются самосубъективные отношения, т.е. активность человека, направленная не на внешний мир или на других людей, а на самого себя.
В.К. Калин дал следующее развернутое определение воли: «Волевая регуляция (процессуальный аспект воли) есть сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной мобилизованности, оптимального режима активности и концентрирование этой активности в нужном направлении, т.е. выбор и реализация субъектом деятельности наилучшего способа (формы) преобразования исходной актуальной функциональной организации психики в необходимую адекватную целям и условиям деятельности, позволяющую достичь наибольшей ее эффективности». Это процесс самоорганизации психики для достижения цели наиболее эффективным способом.
 
 
 
 
1.3. Волевая регуляция и сила воли
Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. служит механизмом самомобилизации.
Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения) выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно изо всех сил стараться преодолеть трудность, но не справиться с ней. В этом случае неправомерно делать заключение об отсутствии волевого поведения (волевой регуляции).
В обыденном употреблении понятие «волевая регуляция» (воля) отождествляется с представлением о силе воли как способности человека заставить себя что-то сделать.
Конкретное содержание волевой регуляции (силы воли) понимается психологами по-разному.
Сила воли как сила мотива.
Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), так как последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное, более длительное волевое усилие. Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Так согласно Ю.Ю. Палайма, сила воли – это по существу сила мотива; и человек сильной воли – это прежде всего человек сильной мотивации поведения. Однако эта формула не подходит для случаев, когда человек очень хочет, но не делает, или когда очень не хочет, но все же делает. Также и при запрете, когда проявляется тормозная функция воли: чем больше желание, тем большую силу воли нужно проявить, чтобы сдержать свое побуждение, направленное на удовлетворение потребности. Поэтому именно имеющийся у человека механизм волевой регуляции, сила воли, определяет большие или меньшие возможности реализации хотения.
Сила воли как борьба мотивов.
Часто силу воли сводят лишь  «борьбе мотивов», которая является одним из внутренних препятствий для деятельности. По этому поводу В.А. Крутецкий писал, что «истинно волевой человек – тот, кто даже не колеблется между чувством долга и противоречивыми долгу побуждениями». Между тем имеется много ситуаций, когда выбора того или иного альтернативного решения не требуется, а волевая регуляция необходима, так как на пути к достижению цели встречаются различные препятствия, трудности. В таких ситуациях потребность сохраняется, но сопутствующей ей энергии для преодоления возникших затруднений и достижения цели не хватает – и требуется включение волевого механизма для усиления энергетики действия. Именно необходимость усиления энергетики рассматривается рядом психологов как доказательство несводимости воли к мотивам. Однако так думают не все. Предлагаются  и другие объяснения механизмов усиления волевых побуждений.
Изменение смысла действия.
В.А. Иванников считает, что усилителем побуждений, как правило, является изменение смысла действия. В качестве примера он приводит описание известной революционеркой Верой Фигнер своего пребывания в тюрьме, где революционеров заставляли выполнять бессмысленную работу. Она писала, что, придав этой работе смысл борьбы с царизмом, заключенные избавлялись от тяготившего их чувства уныния. Однако этот  пример не доказывает, что у них усилилось побуждение выполнять эту работу более интенсивно, качественно. Просто эта работа стала для них субъективно менее неприятной.
Несмотря на то, что пример, приведенные В.А. Иванниковым, нельзя назвать удачным, следует же согласиться, что, действительно, придавая той или иной определенный смысл ( привязывая деятельность к имеющейся у человека потребности), изменяя смысл действия, т.е. значимость той или иной потребности и цели, можно изменить и силу мотива.
Однако известно, что сила мотива меняется не только при изменении смысла деятельности, но и под влиянием эмоций. Очевидно, что изменение смысла действия может изменить картину эмоциональных переживаний.
Включение в регуляцию эмоций. Некоторые психологи полагают, что мобилизация осуществляется за счет эмоции, возникающей при наличии препятствий как реакция на рассогласование «надо – не могу», «не хочу – но надо». В ряде случаев действительно так и есть. Однако при этом не следует волевое усилие подменять подобной эмоциональной реакцией. Кроме того, волевые усилия применяются и на фоне отрицательных эмоций, которые скорее способствуют не мобилизации, а демобилизации возможностей человека. Поэтому главным механизмом мобилизации энергии не без оснований считается волевое усилие. Однако поскольку механизм его проявления во многом остается загадочным, то конкретные пути мобилизации дополнительной энергии также остаются неизвестными, если не считать механизма самостимуляции, который тоже не объясняет, каким путем человек черпает энергию из своих резервов.
Уровень волевой активности может быть интегральной характеристикой волевой регуляции и зависеть от силы потребности, от интенсивности переживаемой человеком эмоции, которая способна либо ослаблять, либо усиливать энергетику волевого действия, а также от собственно волевого усилия человека. В этом и состоит трудность измерения волевых качеств, так как под контролем исследователя должны находиться все три названные составляющие волевой активности.
 
 
Сила воли как самостоятельное волевое качество.
Некоторым психологам (К.Н. Корнилов, К.К. Платонов) сила воли рассматривается как самостоятельное волевое качество. Например, К.Н. Корнилов писал, что сила воли – затруднения, встречающиеся на пути к достижению цели.
С пониманием силы воли как единого и неделимого волевого качества трудно согласиться. Хотя моральный компонент воли (чувство долга) неспецифичен по отношению к разным волевым качествам, силы воли «вообще», проявляемой одинаково во всех ситуациях, нет. Один и тот же человек, как показывают эксперименты, при встрече с различными трудностями ведет себя по-разному: в одних ситуациях он проявляет большую силу воли, в других – незначительную. Одни более успешно проявляют волевое усилие при преодолении утомления, но не могут столь же успешно преодолевать возникающий страх. Другие хорошо справляются со страхом, но оказываются несостоятельными при сопротивлении чувству скуки и бросают монотонную работу.
Поэтому справедливо положение А.Ц. Пуни о том, что проявления воли всегда конкретны и обусловлены теми трудностями, которые человек преодолевает.
Поскольку сила воли у разных людей проявляется дифференцированно, нельзя судить о ней слишком поспешно, на основании эффективности поведения человека только в какой-либо одной ситуацию
Сила воли как общеличностный конструкт – это либо продукт корреляционного анализа самооценок различных волевых проявлений, между которыми в большинстве случаев обнаруживаются связи, либо принятое за силу воли какое-либо одна волевое проявление, чаще всего целеустремленность и настойчивость. Более правильно говорить о различных проявлениях силы воли (волевой регуляции), называемых волевыми качествами.
59
 


1.4. Соотношение волевой и эмоциональной регуляции.
Эмоции и воля являются непременными компонентами управления человеком своим поведением, общением и деятельностью. Традиционно эмоционально-волевая регуляция – объект рассмотрения общей психологии. Когда говорят об «эмоционально-волевой сфере», «эмоционально-волевых качествах», это подчеркивает лишь связь воли и эмоций, но не их родство и тем более не тождество. Эти две сферы психики часто проявляют себя в повседневной жизни как антагонисты, в частности, когда воля подавляет всплеск эмоций, а иногда, наоборот, становится очевидным, что сильная эмоция (аффект) подавила волю.
К.Н. Корнилов считал, что объяснять волевые процессы лишь чувствами нельзя. Чувства являются одним из стимулов воли, но сводить волевую деятельность человека только к переживаемым чувствам совершенно неправильно. К.Н. Корнилов отмечал, что один интеллект, без вовлечения чувств, далеко не всегда воздействует на волю.
В процессе регуляции поведения и деятельности эмоции и воля могут выступать в различных соотношениях. В одних случаях возникающие эмоции оказывают на поведение и деятельность дезорганизующее и демобилизующее влияние, и тогда воля (а точнее сила воли) выступает в роли регулятора, компенсируя отрицательные последствия возникшей эмоции. Это отчетливо проявляется  при развитии у человека так называемых неблагоприятных психофизиологических состояний. Возникающее при утомлении чувство усталости и желание снизить интенсивность работы или вообще ее прекратить компенсируется волевым качеством терпеливости. Это же волевое качество проявляется и при других состояниях, например при монотонии, если ситуация требует продолжения работы. Состояния тревожности и сомнений, то, что называют «смятением души», преодолеваются с помощью волевого качества решительности, состояние страха – с помощью волевого качества смелости, состояние – фрустрации – с помощью упорства и настойчивости, состояния эмоционального возбуждения (злости, радости) – с помощью выдержки.
В других случаях эмоции, наоборот, стимулируют деятельность (воодушевление, радость, в ряде случаев – злость) и тогда проявления волевого усилия не требуется. В этом случае высокая работоспособность достигается за счет гиперкомпенсаторной мобилизации энергетических ресурсов. Однако такая регуляция неэкономна, расточительна, всегда заключает в себе опасность переутомления. Но и волевая регуляция имеет свою «ахиллесову пяту» - чрезмерное волевое напряжение может привести к срыву ВНД. Поэтому, личность должна оптимально сочетать сильную волю с определенным уровнем эмоциональности.
Нередко отсутствие эмоциональных проявлений приписывают сильной воле человека. Так, например, невозмутимость принимают за выдержку, сомообладание, смелость. В действительности же невозмутимость может отражать низкую эмоциональную реактивность или же быть результатом адаптации человека к данной ситуации.
Большое значение в настоящее время придается разработке приемов произвольной регуляции эмоциональных состояний, поскольку они не подавляются простым желанием, а требуют для их снятия особой техники регуляции. Причем эти приемы могут использоваться как для устранения состояний, мешающих успешности деятельности, так и для возбуждения состояний, способствующих успеху.  Следует отметить, что эти приемы не связаны с использованием волевых усилий и преодолением последствий неблагоприятных состояний, а основываются на вызове определенных представлений, образов. Поэтому они не могут считаться способами волевой регуляции.
59
 


1.5. Воля как механизм преодоления внешних и внутренних препятствий и трудностей
В сознании большинства людей, не сведущих в психологии, слово «воля» выступает как синоним волевой регуляции, т.е. способности человека преодолевать возникающие затруднения. Л.А. Кербель и О.П. Саутина опросили спортсменов с целью узнать, какое содержание они вкладывают в понятие «воля». В ответах прозвучало, что это: целеустремленность, сдержанность, мобилизация всех сил, умение побороть себя, найти в себе силы, когда они уже кончились и т.д.
Многие психологи тоже понимают волю только как психологический механизм, способствующий преодолению препятствий. К.Н. Корнилов в связи с этим утверждал, что о воле человека судят прежде всего по тому, насколько он способен справляться с трудностями. В.И. Селиванов видит специфику воли «в сознательном саморегулировании человеком своего поведения в затрудненных условиях, когда надо прилагать инициативно-сознательные усилия, чтобы не отступить от поставленной цели». По Б.Н. Смирнову, воля в единстве с разумом и чувствами регулирует поведение и деятельность в затрудненных условиях. По О.А. Рудику, воля – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия. В «Психологическом словаре» воля характеризуется как способность действовать в соответствии с целью, подавляя непосредственные желания и стремления. В приведенных определениях воля является синонимом волевой регуляции, функция которой – преодоление трудностей и препятствий.
П.В. Симонов рассматривал волю как потребность преодоления препятствий. Он полагал , что филогенетической предпосылкой волевого поведения является «рефлекс свободы», описанный И.П. Павловым. «Рефлекс свободы» - это самостоятельная форма поведения, для которой препятствие служит адекватным стимулом.
В обоснование своей точки зрения П.В. Симонов ссылался также на исследование В.П. Протопопова, показавшего, что «реакция преодоления», возникающая при наличии преграды и дополнительная по отношению к потребности, первично инициировавшей поведение, играет важную роль в формировании приспособительных действий. Столкнувшись с преградой на пути к пище, животное начинает использовать не те варианты поведения, которые ранее приводили к пищевому подкреплению, но те способы преодоления сходных препятствий, которые хранятся  в его памяти. Именно характер преграды, а не первичный мотив (потребность) определяет состав действий, которые перебираются в процессе выбора варианта поведения, способного обеспечить достижение цели.
П.В. Симонов замечал, что у человека, по сравнению с животными, взаимоотношения между реакцией на препятствия и первичным мотивом усложняются. Активность, вызванная преградой, в определенных случаях может оттеснить первоначальное побуждение на второй план, и тогда наблюдается поведение, в котором преодоление становится самоцелью, а исходный мотив утрачивает свое значение и даже забывается. У человека могут быть не только внешние, но и внутренние препятствия, «внутренние помехи» в виде конкурирующей потребности. Тогда доминирование одного из альтернативных побуждений будет определяться не только их относительной силой, но и возникновением специфической активности для преодоления субдоминантного побуждения.
П.В. Симонов сделал такое заключение: воля есть потребность преодоления препятствий. Ярким подтверждением относительной самостоятельности этой потребности может служить спорт. Если бы цель спортивного соревнования заключалась единственно в победе над соперником, спортсмены должны были бы предпочитать возможно более слабых конкурентов. Однако хорошо известно, что победа над слабым соперником не приносит ни радости, ни удовлетворения. В то же время сколько-нибудь полная автономия воли лишает ее адаптивного значения, превращает в бессмысленное упрямство. Поэтому центральным вопросом психофизиологии воли остается вопрос о механизме, благодаря которому воля начинает «служить» именно этой, а не какой-либо потребности.
Решение поставленного вопроса видно в том, что препятствие человек воспринимает как ограничение своей свободы – и это порождает вторичную потребность преодоления. П.В. Симонов полагал, что сеченовское определение воли как «побуждения, пересиливающего все прочие», справедливо с той оговоркой, что здесь имеется в виду потребность, устойчиво доминирующая в структуре личности. Под доминирующей потребностью понимается потребность, сформированная условиями воспитания человека на протяжении всей его предшествующей жизни. При этом определенную роль при формировании такой потребности играют и врожденные задатки личности, в том числе присущая ей выраженность «рефлекса  свободы».
П.В. Симонов отмечал и недостатки волевой регуляции. «Способствуя удержанию первоначально намеченной цели, воля чрезмерно локализует поиск решения, препятствуя тем «отказам», которые так необходимы для новых и неожиданных подходов к решению проблемы».
Итак, положение П.В. Симонова о том, что воля «служит» доминантой потребности, ничего не проясняет. Сила воли нужна именно при равенстве побуждений, чтобы одно из них сделать доминантным. А когда одна из потребностей уже доминантная, то по закону доминанты А.А. Ухтомского, она и является вектором поведения.
С одной стороны, П.В. Симонов говорил о том, что воля обслуживает доминирующую потребность, с другой стороны, приводил примеры, показывающие, что воля нужна именно для преодоления субдоминантных потребностей.
П.В. Симонов рассматривал не только внешние, но и внутренние препятствия, понимая под последними только конкурирующие потребности. Но даже при таком понимании потребность в нравственном поведении может стать препятствием для удовлетворения  первичной потребности. Вследствие этого потребность преодоления должна была бы проявляться и в отношении нравственных принципов человека, осилив которые, человек становится волевым, а если не сумеет «поступиться принципами», то – безвольным.
Неудача, по мнению В.И. Селиванова, В.К. Калина и Е.П. Ильина, – ссылка на В.П. Протопопова, исследование которого не имеет никакого отношения к проблеме воли, а посвящено изучению быстроты формирования у животных навыков , с помощью которых можно преодолеть преграду, т.е. в этом случае рассматривалась проблема обучения. Поэтому В.П. Протопопов и говорил о преодолении препятствий животными с помощью имеющихся у них навыков, хранящихся в памяти, а вовсе не с помощью воли. Дело в опыте, а не в потребности преодоления. Кроме того, в опытах В.П. Протопопова было выявлено, что если животное не смогло преодолеть препятствие, повторно активность не возникала, пока в ситуацию не вводилось какое-либо новое условие.
Кроме того, далеко не на каждое препятствие нужно реагировать. Роль разума в преодолении препятствий не менее важна, чем значение силы воли. Человек не должен вовсе реагировать на любое препятствие возникновением потребности преодоления.
Понимание воли, предложенное П.В. Симоновым, вызвало резкую критику со стороны В.И. Селиванова, который указывал на свойственный такому пониманию отрыв воли от личностного самосознания и от сознательной регуляции целенаправленного преодоления препятствий.
59
 


1.6. Волевые состояния
В каждом конкретном случае волевая регуляция проявляется через волевые состояния. Однако, волевое состояние не тождественно воле и волевым качествам, так как оно может быть пережито и безвольным человеком.
Впервые волевые состояния стал обсуждать Н.Д. Левитов. Он говорил о состояниях волевой активности и пассивности, о решительности – нерешительности, об уверенности – неуверенности, о «борьбе мотивов» как сложном и типичном волевом состоянии, о сдержанности – несдержанности и даже о раскаянии.  Е.Ю. Сосновикова считала, что «борьбу мотивов» нельзя относить к состояниям. С ее точки зрения, волевым состоянием является длительное подавление одного мотива другим.
По мнению Е.П. Ильина, нельзя считать волевыми состояниями уверенность или неуверенность, которые характеризуют процесс оценки ситуации, прогноз успеха или неудачи, т.е. связаны с информационной стороной психической активности человека, с его интеллектуальной деятельностью. Такие свойства, как уверенность – неуверенность, являются лишь причинами, вызывающими какое-либо состояние, и то не во всех случаях.
Н.Д. Левитов говорил также о волевом состоянии, характеризующемся определенным соотношением решительности – нерешительности. В психологической литературе под этими терминами чаще всего имеют ввиду волевые качества, а не состояния. Для волевого состояния есть другое понятие – «решимость».
О волевых состояниях писали В.И. Селиванов, В.К. Калинин. В.И. Селиванов определял эти состояния как «класс психических временных состояний, которые являются оптимальными внутренними условиями личности, способствующими преодолению возникших трудностей».
Волевые состояния становятся предметом обсуждения, когда говорят: человек осмелел, расхрабрился, отважился, мобилизовался и т.п. Следовательно, можно говорить о состояниях отваги, решимости, «боевого возбуждения» так же, как и о состояниях сосредоточенности, мобилизованности, готовности, бдительности.
Состояние мобилизационной готовности.
Известно, что в зависимости от обстоятельств человек способен по-разному мобилизовывать имеющиеся у него возможности. В связи с этим О.Граф выдвинул представление о нескольких уровнях работоспособности.
О. Граф выделял 4 уровня работоспособности (мобилизованности). Уровень А соответствует защитным резервам человека, включаемым при экстремальных ситуациях, вызывающих возбуждение симпато-адренальной системы. Уровень Б – это максимальная работоспособность, проявляемая в обычной ситуации посредством волевого напряжения. Уровни В и Г соответствуют работоспособности, достигаемой без особых волевых усилий.
Состояние мобилизационной готовности изучалось в основном спортивными психологами (А.Ц. Пуни,  Ф.Генов), но оно несомненно проявляется и в других видах деятельности, в том числе и интеллектуальной (у студентов перед экзаменами, у ученого перед докладом, у артиста перед выступлением). Это состояние характеризуется как довольно устойчивое, длящееся от нескольких часов до нескольких дней, отражающее возникновение целевой доминанты, направляющей сознание человека на достижение высокого результата, и готовность бороться с любыми трудностями во время предстоящей деятельности. Это готовность проявить максимум волевых усилий, не допустить развития неблагоприятного эмоционального состояния, направить сознание не на переживание значимости предстоящей деятельности и ожидание успеха или неудачи, а на контроль своих действий. Данное состояние отражает самонастраивание на полную мобилизацию своих возможностей, причем именно тех, которые обеспечивают достижение результата в данном виде деятельности.
Психологически мобилизационное состояние характеризуется переводом из долговременной памяти в оперативную информации, необходимой для эффективной деятельности, активизацией мыслительных процессов, обостренностью восприятия адекватных стимулов, созданием у себя уверенности в успехе. Важно при этом, чтобы уверенность не перерастала в самоуверенность. Например, показано, что спортсмены добивались лучших результатов. Когда уровень их уверенности в успехе составлял в среднем 70% от максимального. В связи с этим был выдвинут тезис об оптимальном уровне уверенности как о критерии прогноза успеха.
Наличие определенной доли неуверенности свидетельствует об адекватности отражения человеком трудностей предстоящей деятельности. В то же время  при завышенной или заниженной уверенности отмечается неадекватность уровня притязаний, которые приводят к неполной мобилизации.
Волевая мобилизация при необходимости включает в регуляцию и эмоциональные механизмы с участием симпато-адреналовой системы, чтобы процесс регулирования приблизился к экстремальному (например, при помощи вызывания у себя «спортивной злости», досады на себя или же состояния воодушевления).
Поскольку волевая мобилизация – это доминантное состояние, нельзя давать повод для преждевременной разрядки этой доминанты. Нужно сохранить стремление человека к выполнению предстоящей деятельности, его энергетический заряд.
Между волевой мобилизацией и ее результатом во многих случаях нет прямой зависимости. Показательном в этом плане является факт, что максимальная величина напряжения мышцы достигается при волевом усилии, которое испытуемые не считают максимальным, и дальнейшее усиление волевых импульсов не ведет к росту напряжения мышцы. Имеют значение и типологические особенности человека.
Способствует мобилизации четкая и конкретная постановка наставником (тренером, педагогом) задания на предстоящую деятельность с учетом возможностей ученика.
Мобилизационная готовность вызывается человеком сознательно, и ее не следует путать с предстартовым состоянием, которое может возникать непроизвольно, вследствие попадания человека в привычную рабочую обстановку.
Своеобразной формой мобилизованности при опасности можно считать для человека состояние боевого возбуждения. Впервые это состояние начал обсуждать Б.М. Теплов. Оно положительно эмоционально окрашено, связано с активной сознательной деятельностью в момент опасности. Человек испытывает повышение активности психической деятельности и своеобразное наслаждение от переживания опасности.
К состояниям, характеризующим мобилизованность человека, можно отнести и собранность (внимательность, сосредоточенность).
Состояние сосредоточенности.
Это волевое состояние связано с преднамеренной концентрацией внимания на процессе деятельности.
Концентрированное произвольное внимание обеспечивает эффективность восприятия, запоминания, мышления, быстроту реагирования на сигналы, качественный контроль за действиями и т.д. Физиологической основой этого состояния является доминанта А.А. Ухтомского, которая подавляет восприятие раздражителей, не имеющих отношения к данной доминанте, за счет повышения порогов чувствительности к неадекватным раздражителям.
Несобранность (рассеянность) является состоянием, противоположным мобилизационной готовности (как неспособность человека с помощью волевого усилия мобилизоваться, сосредоточиться). При нацеленности человека на решение той или иной задачи она проявляется в обилии ненужных движений; в «бегающем», а иногда отрешенном взгляде; в быстрой подключаемости ко всему, что происходит вокруг и не имеет отношения к предстоящей деятельности; в излишней говорливости; в мимике, не соответствующей ситуации, - такой как улыбки, перемигивания с окружающими, гримасы. Выражение лица при этом не волевое и собранное, а такое, которое свидетельствует о том, что мысли и чувства человека находятся в хаотичном состоянии.
Стартовая несобранность может иметь место и при недооценке соперника, а также при низкой мотивации на предстоящую деятельность.
Развитие произвольного внимания, как подчеркивал С.Л. Рубинштейн, является одним из важнейших приобретений в процессе воспитания и тесно связанным с формированием у ребенка «силы воли».
В результате постоянного упражнения внимания вырабатывается такая волевая характеристика личности, как внимательность, проявляемая постоянно, в разных ситуациях. Внимательность служит предпосылкой проявления сознательной дисциплинированности.
Состояние решимости.
Впервые этот термин употребил У.Джемс, но им он скорее обозначил именно решительность (как волевое качество или как форму его проявления в процессе принятия решения). О решимости как состоянии писал А.Ф.Лазурский. Ее он описывал как своеобразное чувство, которое специфично для всех волевых актов и относится к числу возбуждающих и сопутствующих разрешению напряжения. В термине «решимость» подчеркивается готовность к действию, и поэтому в состоянии решимости имеет место специфическое переживание, благодаря которому сам человек относит это состояние не к чувствам, а к волевой сфере.
Понимая состояние решимости как готовность, следует сознавать, что это готовность не к быстрому принятию решения, а готовность начать осуществлять принятое решение, инициировать действие при наличии риска, в случае возможности неприятных последствий. Таким образом, это состояние возникает одновременно с принятием решения, а не до него. Характерной особенностью является то, что по мере временного и пространственного приближения к желаемому объекту решимость может снижаться, если человек не уверен в успехе, и даже переходить в свою противоположность – нерешимость.
Состояние решимости возникает быстрее, когда нет времени оттягивания начала выполнения принятого решения или когда такое затягивание бессмысленно и лишь создает неловкую ситуацию.
Важным фактором, способствующим проявлению решимости, оказывается способность к самодисциплине, приводящая к возникновению привычки инициировать какие-то действия, поступки без раскачки, проволочки, без ненужных колебаний.
Состояние сдержанности.
Сдержанность – это психическое состояние, при котором поведение подчиняется разумному контролю. Н.Д. Левитов отождествлял сдержанность с выдержкой и терпеливостью. Конечно, в сдержанности имеется элемент терпения, но это не то терпение, которое проявляется при физическом усилии или при задержке дыхания. Это состояние волевого напряжения по сдерживанию побуждений, появляющихся при возникновении определенных эмоциональных состояний.
Сдержанность как сиюминутное состояние может быть выражением самодисциплины, воспитанности человека, а может отражать и его трусость: человек сдержался и не нагрубил начальнику, потому что побоялся его мести. Но в любом случае это волевое состояние, так как оно связано с подавлением возникшей потребности при помощи волевого усилия.
59
 


Глава 2 Волевая сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности.
 
2.1. Волевые усилия и их значения в формировании спортивного характера.
Всякое произвольное действие требует для своего совершения определённого, хотя бы минимального, волевого усилия. Волевые усилия отличаются от мышечных. Правда, при всяком волевом усилии имеются какие-то мускульные движения, хотя бы в зачаточной форме. Но эти движения не составляют главного в волевом усилии, для которого характерно состояние внутреннего напряжения. Волевые усилия всегда носят сознательный характер, будучи связаны с более или менее ясным осознанием цели и ожидаемых результатов действия. Наиболее отчётливо волевые усилия выступают именно тогда, когда при совершении волевого акта мы встречаемся с препятствиями для его совершения. Интенсивность волевых усилий прямо пропорциональна затруднениям, которые при этом приходится преодолевать.
Субъективно волевое усилие переживается как особое внутреннее состояние, связанное с преодолением той или иной трудности. Наличие трудностей является обязательным, необходимым условием для проявления волевого усилия. Когда человек действует, не встречая даже самых незначительных препятствий, у него, естественно, отсутствует внутреннее состояние усилия. Величина, или степень волевых усилий и характеризуется теми трудностями, которые преодолеваются с их помощью. В спортивной деятельности волевые усилия могут быть самыми разнообразными по-своему характеру и степени.
Волевые усилия при мышечных напряжениях.
Выполнение физических упражнений почти всегда связано с волевыми усилиями. К этим усилиям спортсмена побуждает необходимость совершать в процессе физических упражнений большие или меньшие, но всегда превышающие обычные мышечные напряжения, совершать в разнообразных условиях и именно тогда, когда это надо. Будучи многочисленными и часто повторяемыми, подобные мышечные напряжения, даже незначительные по своей интенсивности, оказывают большое влияние на формирование способностей спортсмена к затрате волевых усилий. Вот почему всякое учебное и тренировочное занятие, требующее сосредоточения внимания, есть в то же время и упражнение по воспитанию способности спортсмена к волевым усилиям. Большое значение при этом имеет борьба с отвлечением внимания, когда те или иные внешние раздражения, чувства или представления стремятся целиком заполнить собой наше сознание и тем самым отвлекают нас от выполняемой работы. Регулируя (по длительности и интенсивности) трудность заданий, требующих от занимающихся напряжения внимания, тренер тем самым воспитывает у них способность к волевым усилиям.
Волевые усилия, связанные с преодолением утомления и чувства усталости.
В этом случае волевые усилия направляются на преодоление мышечной инертности, заторможенности, иногда несмотря на своеобразное ощущение боли в мышцах.
Волевые усилия, связанные с соблюдением режима, могут быть крайне разнообразными. Соблюдение режима, особенно в начальном периоде тренировки, когда ещё не выработалась привычка к нему, всегда требует значительных усилий, направленных на то, чтобы заставить себя приступить к данному виду занятий точно в установленное время и поддерживать требуемую интенсивность работы в течение всего времени, отведённого на это занятие. Особенностью усилий, связанных с соблюдением режима, является их относительно спокойный, в эмоциональном отношении, характер. Они допускают различные формы смены занятий и детальную дозировку по количеству материала, скорости работы, её продолжительности и пр. Всё это в умелых руках тренера превращает такого рода напряжения в прекрасное средство воспитания способности к волевым усилиям
Волевые усилия, связанные с преодолением опасности и риска.
Их особенность - сильная эмоциональная насыщенность, поскольку они направляются на борьбу с отрицательными эмоциональными состояниями: страхом, робостью, растерянностью, смущением и пр.
В литературе по спортивной психологии выделяются разнообразные перечни спортивно - волевых качеств личности. Они весьма различны по составу и количеству волевых черт. Причина такого положения в том, что состав спортивно-волевых качеств обычно определяется умозрительно, без экспериментальной проработки.
59
 


2.2. Характеристика волевых качеств спортсмена
2.2.1 Волевые качества, связанные с целеустремленностью
Как правило, путь к достижению большой общественно значимой цели бывает долгим и связан с преодолением трудностей и неудач. В связи с этим возникает необходимость в формировании у занимающихся спортом целеустремленности и качеств, которые связаны с ней. Если спортсмен не будет сам стремиться достичь отдаленной цели, никакие ухищрения тренера не помогут. Если же у спортсмена имеется ярко выраженное стремление преодолеть все трудности, он может компенсировать некоторые недостаточно выраженные у него способности.
Целеустремленность – сознание важнейших жизненных целей, их четкое и ясное представление, вера в эти цели, умение вникнуть в их сущность.
Н.Д. Левитов считал, что целеустремленность может быть как близкой (направленной на ближайшие цели), так и перспективной (когда ставятся отдаленные, последовательно достигаемые цели).
По Е.П. Ильину, целеустремленность – это сознательная направленность личности на достижение ближайшей или отдаленной по времени цели. Целеустремленность может быть связана с увлеченностью своим делом, вследствие чего она поддерживается интересами, эмоциональной привлекательностью выполняемой деятельности.
Физиологическим механизмом целеустремленности является возникновение в мотивационной сфере человека стойкой инерционной доминанты, которая может управлять всем жизненным укладом человека, тормозя другие влечения и интересы. Вследствие этого целеустремленный человек не разменивается на мелочи, не тратит свое время и силы на второстепенные для него цели. Он ясно представляет себе то, к чему он стремится и за что борется. Такую целеустремленность называют одержимостью.
Практика показывает, что на каком-то этапе достижения отдаленной или близкой цели возникают трудности, прежде всего субъективного порядка (утомление, пресыщение, разочарование при неудачи и т.д.), которые преодолеваются в основном волевым усилием. Поэтому целеустремленным может быть только тот, кто проявляет терпеливость, упорство, настойчивость.
Терпеливость.
Терпеливость – это способность человека долго переносить неблагоприятные состояния (в спортивной деятельности – это способность долго работать на фоне усталости, не снижая интенсивности и качества работы). Многие тренеры при приеме новичков в свою секцию придают этому качеству огромное значение.
Терпеливость начинает проявляться с того момента, когда человек встречается с внутренним препятствием физиологического характера, начинает испытывать какое-либо внутреннее затруднение и переживать это затруднение. Таким переживанием при физической и умственной работе является чувство усталости.
В ряде исследований показано, что появление чувства усталости отражает в большинстве случаев момент возникновения состояния утомления. Чувство усталости возникает не случайно, а является отражением физиологических сдвигов, свидетельствующих о попытке человека преодолеть с помощью волевого усилия возникшее затруднение в поддержании заданного уровня работоспособности. Поэтому, момент появления чувства усталости может служить исходной точкой измерения времени терпения, по которому судят о волевом качестве терпеливости.
Способность к такому качеству, как терпеливость, у всех людей разная, что обусловлено не только мотивацией, но и врожденными особенностями человека – типологическими особенностями нервной системы.
Можно ли развить терпеливость – неизвестно. Полученные в исследованиях данные ответа не дают, хотя известно, что у стайеров терпеливость выше, чем у спринтеров. Однако эти различия могут быть обусловлены и естественным отбором, а не только процессом тренировки выносливости.
Упорство и упрямство.
П.А. Рудик определял упорство как волю к победе. Он акцентировал важную для понимания упорства как особого волевого качества характеристику: упорный человек не пасует перед неудачей.
По Е.П. Ильину, упорство – это стремление к достижению цели «здесь и сейчас», на данном тренировочном занятии. Например, у спортсмена не получается какое-то упражнение, и он повторяет его еще и еще, несмотря на неудачные попытки. Проявление этого волевого качества зависит от ряда факторов (типологические особенности нервной системы), мотивации (особенно соревновательного характера).
Иногда упорство перерастает в упрямство, если спортсмен не воспринимает разумные на первый взгляд доводы других людей.
При рассмотрении упрямства, по мнению Е.П. Ильина, допускаются две ошибки. Во-первых, нередко упрямство рассматривается как проявление слабоволия. С этим трудно согласиться. Упрямство – это тоже волевое проявление, но, в отношении его целесообразности в данной ситуации, имеющее негативную направленность или кажущееся таковым.
Во-вторых, упрямство рассматривается как негативное проявление настойчивости, в то время как в действительности оно является «бессмысленным» проявлением упорства.
Причины проявления упрямства различны. В детстве упрямство может быть формой протеста, выражающей недовольство необоснованным подавлением развивающейся самостоятельности, инициативности ребенка. В более позднем возрасте упрямство может явиться следствием стремления к самоутверждению.
Упрямство может закрепиться и стать устойчивым отрицательным свойством личности. Преодолеть упрямство трудно, особенно если человек сам этого не хочет.
Настойчивость.
Настойчивость – это сознательное стремление личности к достижению отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие трудности и неудачи.
Проявление настойчивости в значительной мере зависит от:
1)     степени уверенности человека в достижимости цели;
2)     мотивации достижения (стремления к успеху);
3)     уровня притязаний;
4)     наличия волевых установок на преодоление затруднений.
Часто возникает конфликт между отдаленной целью спортсмена и ситуативными интересами, желаниями, потребностями, нарушающими тренировочный режим, снижающими активность спортсмена на тренировочных занятиях и проявление воли на соревнованиях. В связи с этим необходимо знать основные пути поддержания целеустремленности.
Конкретизация цели и перспектива деятельности. Ближайшими целями могут быть овладение упражнением, достижение уровня определенного развития двигательного качества. Неопределенность цели и ситуации снижает степень мобилизованности и старательности тренирующихся, приводит в конце концов к снижению работоспособности и тренированности.
Разнообразие средств, форм и методов проведения учебно-тренировочных занятий и организация досуга на сборах. Длительная и порой однообразная тренировочная работа, повторяющаяся изо дня в день, приводит к развитию хронический состояний монотонии и психического пресыщения, которые не только снижают тренировочный эффект, но и уменьшают настойчивость и целеустремленность. В связи с этим для поддержания целеустремленности необходимо разнообразить средства, формы и методы проведения учебно-тренировочных занятий. Поэтому тренеру нужно, не теряя содержательности занятий, тщательно продумывать чередование средств и методов, способов организации тренировочных занятий.
Соблюдение принципа доступности. Настойчивость поддерживается достижением поэтапных целей. В связи с этим для развития волевой сферы личности необходимо предъявлять преодолимые, но требующие определенных усилий трудности. Слишком легкое задание неэффективно для поддержания целеустремленности и воспитания настойчивости. Однако и чрезмерно трудное задание может вызвать чувство разочарованности, утрату веры в свои силы. Оптимальная же трудность подстегивает учащихся к большей мобилизации возможностей, бросает вызов самолюбию и стимулирует активность учащихся на преодоление трудности.
Важно стремиться развивать у спортсмена чувства удовлетворенности от тренировочного процесса, пробудить у него интерес к содержанию занятий, стремление к познанию теоретических закономерностей.
Использование эффекта соперничества. В определенные моменты тренировочного процесса для поддержания целеустремленности и повышения настойчивости целесообразно использовать эффект соперничества. Наиболее простым способом его достижения является использование игрового или соревновательного методов выполнения нагрузок.
Формирование у спортсмена чувства долга и ответственности. При недостаточном развитии у спортсмена чувства долга настойчивость может не обнаружиться в полной мере. Правда, ее проявление возможно и при эгоистических устремлениях спортсмена, однако вряд ли такая целеустремленность и проявление настойчивости будут радовать тренера.
 
2.2.2 Волевые качества, характеризующие самообладание
По П.И. Иванову, самообладание – это власть человека над самим собой. Самообладание предполагает наличие сильной воли, выражающейся в подавлении таких состояний человека, которые препятствуют достижению поставленных целей.
П.А. Рудик отмечал, что человек с самообладанием не теряется в минуты опасности, не поддается панике, сохраняя ясность ума и сообразительность.
По Е.П. Ильину, самообладание – собирательная волевая характеристика, которая включает в себя выдержку, смелость, решительность, т.е. те волевые качества, которые связаны с подавление отрицательных эмоций, вызывающих нежелательные для человека побуждения. Самообладание связано с самоконтролем и саморегуляцией эмоционального поведения, с самоограничением эмоционального реагирования и зависит от соотношения между аффектом и интеллектом.
Выдержка.
Выдержка – это устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению, т.е. подавлять сильные впечатления, желания. Это качество выражается в устойчивом проявлении в случае необходимости состояния сдержанности, внешней невозмутимости, несмотря на сильное желание отомстить обидчику, ответить грубостью на грубость; выдержка также обнаруживается в подавлении желания съесть то, что запретили врачи, закурить, когда рядом курят другие, если принято решение бросить курить и т.д.
Очень часто к выдержке относят терпеливость. Однако это разные волевые проявления. В.К. Калин отмечал, что выдержка связана с подавлением спонтанно возникшей активности, с торможением действия. Терпеливость же связана с поддержанием активности, с мобилизацией энергии для выполнения действия.
Несдержанность свидетельствует об отсутствии у человека выдержки. Проявляется в агрессивном поведении.
Смелость.
Смелость – это способность человека действовать в ситуациях, осознаваемых как опасные для жизни, здоровья, престижа, не снижая качества деятельности.
Смелость тесно связана с такими моральными качествами, как мужество, стойкость, принципиальность, самообладание, инициативность.
Противоположна смелости трусость. Она рассматривается как отрицательное моральное качество, как проявление малодушия и характеризует поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям, из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами.
Решительность.
Решительность не является синонимом смелости. Безусловно, в ряде волевых актов при наличии опасности они проявляется одновременно. Исследования и спортивная практика показывают, что корреляции между волевыми качествам смелости и решительности обнаруживаются только в опасной ситуации (чем ниже уровень смелости, тем меньше решительность), причем они выражены в большей степени у лиц женского пола.
И все же решимость и смелость – это два самостоятельных волевых качества. Решительность, проявляемая вне опасной ситуации, не требует проявления смелости.
Изучение соотношений между смелостью и решительностью не подтвердили, что смелый всегда является решительным.
Существует точка зрения, согласно которой решительность – это принятие решения без колебаний и сомнений. Но проявление решительности чаще всего необходимо именно при неуверенности в правильности принимаемого решения, когда от него многое зависит как для самого человека, так и для других людей. В основе решительности лежит волевое усилие, направленное на преодоление имеющихся сомнений, прекращение колебаний.
Решительность – врожденное волевое качество человека. Она обусловлена задатками, особенностями нервной системы.  Основным путем развития решительности является тренировка с многократным повторением проблемных ситуаций, то есть таких, когда необходимо принять решение в условиях выбора, при недостатке информации. Способствует развитию решительности создание соревновательной обстановки на тренировочных занятиях. Повышению решительности способствует уверенность спортсменов в своих силах. Особое внимание требуется девушкам и женщинам, которые проявляют в опасной ситуации значительно большую нерешительность, чем мужчины.
59
 


2.2.3 Сложные морально-волевые качества.
Волевое поведение человека часто определяется сочетанием многих личностных качеств, и не только волевых, но и нравственных (моральных). Поэтому при характеристике волевого поведения часто появляются вторичные качества личности, которые напрямую к волевым не отнесешь: самоотверженность, принципиальность, мужество и другие. Часто их называют морально волевыми качествами.
Самостоятельность и инициативность.
К.Н. Корнилов определял самостоятельность как отсутствие у человека боязни самому принимать решения, способность не поддаваться попыткам склонить его к невыполнению принятого решения, не поддаваться чужому влиянию, если оно расходится с его взглядами и убеждениями.
Самостоятельность, по Е.П. Ильину, - это желание и способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи. Она проявляется в самостоятельном принятии решений, осуществлении намеченного, самоконтроле, во взятии на себя ответственности за дела и поступки.
Частный случай проявления самостоятельности – инициативность. Инициативность характеризуется социальной смелостью, отсутствием боязни взять на себя ответственность за предлагаемое действие. Инициативность делает человека активным, энергичным, ищущим и творчески подходящим к своей работе.
Дисциплинированность и организованность.             
Дисциплинированное поведение предполагает соблюдение заведенного порядка, выдержанность. В проявлении дисциплинированности может быть выражен и интеллектуальный компонент, когда решение принимается рационально, на основе отработанных правил разрешения ситуации морального выбора.
Благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, что обеспечивает совместную деятельность людей и функционирование социальных организаций.
Дисциплинированное поведение приводит к формированию дисциплинированности как черты личности, в основе которой лежит стремление и умение управлять своим поведением в соответствии с поставленными задачами.
Организованность связана с дисциплинированностью, с планированием своих действий и продумыванием того, какие средства нужны для достижения цели. В.И. Селиванов полагал, что организованность – это одно из
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.