На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Авторитет руководителя организации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
на тему:
Авторитет руководителя организации
 



 
 
Оглавление
 
 
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................              3
ГЛАВА 1. ПРИРОДА АВТОРИТЕТА.....................................................              5
1.1. Содержание понятия "авторитет"......................................................              5
1.2. Три слагаемых авторитета..................................................................              7
 
ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ АВТОРИТЕТА В СИСТЕМЕ
УПРАВЛЕНИЯ...........................................................................................              12
2.1.  Влияние руководителя на коллектив................................................              12
2.2.      Авторитет как основа лидерства........................................................              15
2.3.       Взаимосвязь власти и авторитета......................................................              18
 
ГЛАВА 3.ФОРМИРОВАНИЕ АВТОРИТЕТА РУКОВОДИТЕЛЯ
В ОРГАНИЗАЦИИ ООО «СТРОИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»....              24
3.1.Факторы формирования авторитета руководителя
ООО «Строительные технологии»...........................................................              24
3.2.    Роль авторитета в системе управления ООО «Строительные
технологии» и пути улучшения его использования.................................              26
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................              29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................................              31
ПРИЛОЖЕНИЕ ........................................................................................
ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальность. В условиях рыночной экономики является необходимым формирование руководителей нового типа, знакомых с теорией и практикой менеджмента и с особенностями развития современной отечественной экономики. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, эффективность управления производством во многом зависит от свойств личности руководителя, его авторитета. Авторитетный руководитель служит фактором социальной интеграции коллектива, моделью для подражания руководителей более низкого ранга.
Авторитет руководителя является специфической формой общественного сознания, оказывающей значительное влияние на людей, находящихся прежде всего в его непосредственном подчинении. Влияние авторитетного руководителя на людей сказывается даже тогда, когда производственные и социальные условия, в которых сформировался авторитет, изменяются или перестают существовать. Отличительной чертой авторитета является его общественное признание: чем выше степень этого признания, тем большее влияние оказывает авторитет на данный коллектив работников.
Ученые Макаренко А.С, Станкин М.И. разграничили в своих трудах истинный и ложный авторитет, выделили виды ложного авторитета. Андриади И.П., Кондратьев М.Ю., Самуйленков Д.Ф. занимались изучением компонентов авторитета и пути его формирования. В трудах данных авторов наиболее полно раскрывается понятие и сущность авторитета. При исследовании проблемы были также использованы книги Виханского О.С. и Наумого А.И.
Объект исследования – авторитет руководителя.
Предметом исследования является влияние авторитета менеджера на его управленческую деятельность.
Актуальность и степень разработанности проблемы авторитета определили цель настоящей курсовой работы: выявление природы и сущности авторитета руководителя и его проявлений в управлении персоналом.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
?        изучить природу понятия авторитет руководителя и его слагаемые;
?      рассмотреть влияние руководителя на коллектив;
?      выявить и рассмотреть значение авторитета в системе управления  как основы лидерства, взаимосвязь власти и авторитета;
?      рассмотреть формирование авторитета и его влияние на деятельность организации на примере ООО «Строительные технологии»;
?      исследовать роль авторитета в системе управления ООО «Строительные технологии» и пути улучшения его использования.
 
 
ГЛАВА 1. ПРИРОДА АВТОРИТЕТА

1.1. Содержание понятия "авторитет"

 
Рассмотрим различные определения понятия авторитет. По мнению А.Л.Свенцицкого «авторитет руководителя выступает как результат признания людьми особой ценности, важности для успешной работы тех или иных качеств его личности, причем качеств, существенных с точки зрения именно этих людей.[1]
О.С.Виханский и А. И. Наумов считают, что использование понятий власть и авторитет как синонимов не совсем верно. По их мнению "авторитет" - это власть, возникающая либо на формальной основе, как данная кому-то или чему-то, либо принимаемая подчиненными как то, с чем они согласны и считают правильным. В одном случае власть дается сверху, а в другом должна быть получена снизу.[2]
В словаре иностранных слов указано, что слово "авторитет" происходит от латинского слова "auctoritas", означающего власть, влияние и приводятся два значения этого понятия:
1)                  общепризнанное значение, влияние;
2)                  тот, кто пользуется общим признанием, влиянием.[3]
В словаре "Современная западная социология" указано следующее определение авторитета: "Авторитет - одна из основных форм осуществления власти, основанной на общепризнанном влиянии какого-либо лица или организации в разумных сферах общественной жизни".[4] При этом отмечается, что с помощью авторитета производится контроль над действиями людей и их согласование как в общих, так и в индивидуальных интересах.
По мнению А.Г.Ковалева, авторитет руководителя обусловливается системой взаимосвязанных свойств личности, которые обеспечивают успех в организации труда и воспитании целого коллектива, при этом он дает следующее определение авторитета: "... это общественное признание личности, оценка кколлективом соответствия субъективных качеств руководителя объективным требованиям действительности".[5]
К. К. Платонов дает психологическое определение понятия авторитет как проявление престижа человека и его слов для другой личности или их группы.[6] 
Согласно Большой Советской Энциклопедии, в производственных, политических и других сферах общественной жизни деятельность отдельных индивидов во многом определяется специальными органами и должностными лицами, которые принимают решения и контролируют их исполнение. Это признаваемое подчиненными право и есть авторитет, как форма осуществления власти, отличающаяся от других ее форм, например, от произвола.[7]
Проведение анализа определений понятия "авторитет" позволило сделать следующие выводы: 
1)                  авторитет - это общепризнанное влияние данного лица, уважение к нему; 
2)                  люди, коллектив проводят оценку соответствия качеств носителя авторитета требованиям действительности; 
3)                  авторитет является результатом проявления свойств личности, обеспечивающих достижение коллективом успеха в его деятельности; 
4)                  авторитет - воздействие на другую личность или группу; 
5)                  окружающие признают наличие авторитета у того, кто обладает важными для этого окружения качествами; 
6)                  авторитет - форма осуществления власти, данной человеку вышестоящими органами, признаваемое подчиненными. 
На основании изложенного дадим характеристику понятия авторитета руководителя: авторитет руководителя - это форма признания подчиненными его власти, принадлежащей ему в соответствии с занимаемой должностью и делегированной ему вышестоящими руководителями. Наличия у руководителя деловых и нравственных качеств, важных для реализации ожиданий подчиненных, обеспечивает ему уважение с их стороны и положительно сказывается на работе коллектива. 

1.2. Три слагаемых авторитета

 
Отметим, что в коллективе руководитель занимает особое положение. С одной стороны, он назначен на эту должность, при этом получая власть, право распоряжаться и требовать исполнения своих расположений. С другой стороны, руководитель обладает определенным авторитетом у подчиненных в соответствии со своим опытом, личными качествами. Следовательно, авторитет руководителя может быть научным (качество учености), деловым (компетентность, навыки, опыт), моральным (высокие нравственные качества), религиозным (святость), статусным (уважение к должности) и т.п. Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложным, сформированным на заблуждениях относительно личности руководителя.
Применительно к организациям авторитет подразделяется на:
1. должностной или формальный, базирующийся на организационных нормах и структурах, уважении к руководящим инстанциям и должностям, признании права руководителей командовать, убежденности в необходимости поддерживать порядок и подчиняться;
2. авторитет квалификации, предполагающий профессиональную компетентность руководителя, его способность лучше других решать организационные задачи и добиваться успеха;
3. личный (персональный), формирующийся на основе ценимых качеств руководителя, не связанных непосредственно с должностными обязанностями. Например, такие качества, как порядочность, ум, коммуникабельность и приятность в общении, забота о людях, обширность познаний, скромность образа жизни, музыкальные или иные способности и т.п.
Ведущее место авторитета руководителя занимает деловой авторитет, т.к. именно он непосредственно связан с эффективной реализацией целей организации и её сотрудников.
Должностной авторитет это влияние атрибутов и престижа должности. Громкий титул, отдельный кабинет, служебный автомобиль придают власти руководителя дополнительную силу. Вместе с тем, должностной авторитет наиболее уязвим. В современной организации многие сотрудники имеют приблизительно одинаковый уровень образования и информированности. Завсклада имеет тот же доступ к базе данных, что и директор филиала, а у торгового представителя автомобиль может быть даже дороже, чем у начальника торгового отдела. Поэтому сила атрибутов власти очень быстро исчезнет, если ее не поддерживать другими видами авторитета.
Авторитет квалификации основан на глубоком знании специальности. В совершенстве владеющий специальностью руководитель обладает сильнейшими инструментами влияния. Следовательно, авторитет квалификации - это профессиональные качества, которые могут охарактеризовать руководителя, как грамотного специалиста, однако обладание которыми будет являться лишь предпосылкой выполнения обязанностей руководителя. К ним можно отнести:
?                  компетентность в соответствующей профессии, основанную на опыте и образовании, знание как своей, так и смежных сфер деятельности;
?                  широту взглядов, базирующуюся на эрудиции и знаниях, стремление к самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;
?                  поиск новых форм и методов работы и обучение подчиненных, стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчиненных;
?                  доминантность, честолюбие, стремление к власти, личной независимости, к лидерству;
?                  завышенный уровень притязаний, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность в отстаивании своих прав;
?                  контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой;
?                  инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нем, и при необходимости легко перестроиться:
?                  способность управлять собой, своим поведением, рабочим временем, взаимоотношениями с окружающими;
?                  поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение, умение планировать работу.
Однако если руководитель сконцентрирует свои усилия только на профессиональном развитии, то может столкнуться с ситуацией, что его карьерный рост замедляется, а его сотрудники предпочитают проводить время без руководителя.
Наибольшим влиянием обладает личный авторитет - это обладание руководителем профессиональных, организаторских, нравственных, психологических качеств, обеспечивающих ему уважение и признание со стороны подчиненных. К этим качествам можно отнести:
?                  высокие моральные стандарты;
?                  физическое и психическое здоровье;
?                  высокий уровень внутренней культуры;
?                  отзывчивость, заботливость, благожелательное отношение к людям;
?                  оптимизм, уверенность в себе.
Все стороны авторитета руководителя проявляются в коллективе как единое целое, поэтому авторитет должности руководителя может быть перенесен подчиненными и на его личные качества. В таком случае, общий авторитет руководителя может быть достаточно высоким, несмотря на имеющеся личные недостатки, но из-за недостаточных личных качеств руководитель может и не пользоваться авторитетом у подчиненных. В этом случае его распоряжения и требования не будут выполняться, даже если они правильны по существу и определены должностными обязанностями. 
Авторитет руководителя проходит постоянные испытания на крепость в различных ситуациях, его испытывают и вышестоящие руководители, и равные по статусу, и подчиненные. Поэтому руководитель всегда должен быть на высоте, чтобы сохранить и приумножить свой самый сильный актив – авторитет.
Выводы:
Проведенный в этой главе анализ позволяет сделать вывод, что авторитет основывается на согласии и означает уважение к руководящей личности или институту, доверие к ним. Анализ оснований авторитета показал, что руководитель не может завоевать у своих подчиненных авторитет, опираясь только на директивные формы руководящих воздействий.
Личный уровень профессиональной подготовки, квалификационные навыки, практическое знание основ профессиональной деятельности согласно профильной специализации предприятия, организации или компании, важные составляющие для руководителя. Управление персоналом налагает определенную ответственность, соответствие которой предопределяет работоспособность коллектива в целом. Прежде, чем требовать исполнения трудовых обязанностей от других руководитель должен быть всегда готов к тому, чтобы уметь личным примером убедить подчиненных в возможности выполнения поставленных им задач. В рабочих группах, где руководитель обладает заслуженным авторитетом, никогда не возникает спорных ситуаций, конфликтов или недоразумений, а все распоряжения исполняются четко, точно, оперативно и в установленный срок.
 
 

ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ АВТОРИТЕТА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

2.1.Влияние руководителя на коллектив

 
Бесперебойное функционирование организаций прямо зависит от готовности подчиненных по традиции признавать авторитет — законную власть руководства.[8]
Основные задачи высших руководителей организации состоят в определении ее миссии, ценностей, политики, стандартов деятельности, формирования структуры и системы управления, представительства. Высшее руководство реализуется в составе команды, которую подбирает руководитель организации, занимающий свою должность на основании контракта с собственником и несущее полную отвественность за состояние и результаты работы.
Однако не все понимают важность и, как следствие, механизмы, лежащие в основе авторитета руководителя, который оказывает существенное влияние на эффективность жизнедеятельности руководимого им коллектива. Настоящий руководитель должен опираться на силу профессиональных знаний и личного авторитета. Чем авторитетнее руководитель, тем значительнее его влияние на массы, т.к. с ростом авторитета растет уровень доверия, уважения. Сила руководителя – в умении использовать должностной авторитет и авторитет личности. Например, если руководитель опирается лишь на формальный авторитет власти, то потенциал подчиненных используется лишь на 55–60%.[9]
Роль руководителя в современной эпохе меняется, теперь он не только отдает распоряжения но и обеспечивает положительный морально-психологический климат в коллективе. Поэтому сотрудники предпочитают иметь руководителя с положительным характером, а не с большими способностями.
Иногда достаточно грамотный и инициативный руководитель не уважаем в коллективе, что сказывается на его деятельности, она не является успешной. Это следствие отсутствия у руководителя авторитета: его инициативы не поддерживаются коллективом. К источникам авторитета руководителя относятся и его должностной статус и заслуженный престиж, которые дополняя друг друга, создают предпосылки для нормального функционирования коллектива.
Если руководитель способен выразить общее мнение членов коллектива по любым значимым для них вопросам, готов жертвовать личными интересами ради интересов коллектива, настойчив в отстаивании интересов своих коллег, умеет вовлекать людей в обсуждение общих проблем, стремится организовать производственный процесс так, чтобы члены коллектива получали удовольствие от работы, то он имеет в этом коллективе заслуженный реальный авторитет.
За руководителем, обладающим реальным авторитетом, следуют не по причине формального подчинения, а из-за его умения организовать дело, он ведет за собой колектив, а не представляет собой угрозу наказания за фактические или мнимые промахи в работе. Если он прибегает к наказаниям, то делает это обоснованно, не принижая достоинства людей, а стремясь повышать их активность и добросовестность в работе.
Утверждение, что сотрудники больше считаются с тем руководителем, которого боятся, неверно. В качестве примера приведем случаи изменения отношения к руководителю в худшую сторону, как только он становится «бывшим» руководителем. Подобное говорит об отстутствии авторитета, о том, что у подчиненные, стремясь удержаться на работе, заискивали перед руководителем, поступались своим достоинством.
«Эффект должностного авторитета» носит временный характер, когда человека распознают, все становится на свои места, а руководитель скоро начинает сознавать иллюзорность представлений о мере своего авторитета. Руководитель не всегда понимает то, что объективная оценка и самого себя, так и подчиненных должна являться непременным условием его авторитета.
Руководитель, стремящийся к завышению самооценки, обычно занижает результаты работы своих сотрудников; их достижения он оценивает как свои, собственая деятельность превозносится безмерно. Подобное поведение негативно влияет на авторитет руководителя, оказывает неблагоприятное влияние на коллектив. Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных. При адекватной самооценке и руководитель, и остальные работники проявляют скромность в понимании своих успехов, что благоприятно сказывается на социально-психологическом климате в коллективе.
В глазах подчиненых авторитетом обладает руководитель, который не стремится уйти от ответственности, не перекладывает ответственность на своих подчиненных, не боится принимать важные решения, идти на риск, не боящейся конкуренции своих сотрудников, поддерживающий их инициативы.
В процессе формирования и поддержания авторитета руководитель должен помнить, что он является прежде всего специалистом в области организации совместного труда, что управление – это не сама по себе команда, а достижение целей этой командой.
Авторитет руководителя влияет на формирование доверия в коллективе. Доверие, необходимое для создания здорового, открытого климата, сформировано тогда, когда подчиненные имеют возможность свободно реализоваться.
Понимая значение авторитета в управлении коллективом, руководители зачастую прибегают к разнообразным приемам его искусственного создания. Приемы и способы создания искусственного авторитета всесторонне раскрыты советским педагогом А. С. Макаренко. Опираясь на свой богатый опыт, А. С. Макаренко выделил целый ряд путей создания псевдоавторитета. Рассмотрим некоторые из них.
Авторитет подавления. Отличается систематической демонстрацией превосходства руководителя. При этом используется любая возможность для того, чтобы держать подчиненных в страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ или промахи в работе.
Авторитет расстояния. Руководитель держит своих подчиненных на дистанции, вступает только в официальные контакты, всячески преувеличивает свое значение, создает для себя привилегии.
Авторитет педантизма. Руководитель имеет собственную систему условностей, традиций, добиваясь выполнения он постоянно придирается к сотрудникам. Педант несправедлив, и его действия малоэффективны. У такого руководителя сотрудники теряют уверенность в себе.
Авторитет резонерства. Руководитель постоянно поучает, для него нотации являются главным средством контактов с сотрудниками.
Авторитет мнимой доброты. Руководитель считает, что рабочие оценят его доброту, и даже попустительство и ответят послушанием и вниманием. Однако, как правило, получается наоборот: сотрудники начинают игнорировать указания руководителя.
Одной из сложнейших проблем является предъявление требований. Именно требовательность лежит в основе авторитета как одно из необходимых качеств личности руководителя. В структуре личностных качеств у способных организаторов требовательность занимает первое место, у неспособных — одно из последних.
Чем выше уровень организаторских стремлений и способностей, тем выше авторитет руководителя, уважение к нему со стороны подчиненных.

2.2. Авторитет как основа лидерства

 
Для большей конкретизации понятия авторитет надо рассмотреть его соотношение с понятием лидерство. Основное положение группы теорий, объединяемых под этим названием, гласит: лидерство является функцией окружения, т. е. определенных времени, места и обстоятельств, в том числе культурных. Этот подход игнорировал индивидуальные различия людей, объясняя их поведение исключительно требованиями среды. Так, согласно Е. Богардусу, тип лидерства в группе прежде всего зависит от природы группы и проблем, которые ей предстоит решать.
В. Хоккинг предполагал, что лидерство — функция группы, которая передается лидеру, только когда группа желает следовать выдвинутой им программе. В этой связи X. Персон выдвинул две гипотезы: 1) каждая ситуация определяет как качества лидера, так и самого лидера; 2) качества индивида, которые определяются ситуацией как лидерские качества, являются результатом предыдущих лидерских ситуаций. Не вызывая отторжения, такие выводы, однако, также мало чего проясняли.
Проблемы лидерства являются важнейшими для эффективной работы организации. Лидерство можно характеризовать как способность человека посредством влияния на людей направлять их в нужном для организации направлении. При этом зачастую лидером является человек, не занимающий в организации каких-либо должностей. Лидером он становится, завоевав доверие и уважение сотрудников.
Лидерство - очень сложная ноша. Обычно члены формальной или неформальной группы скрыто требуют от лидера соответствия тем идеальным чертам, которые они ему приписывают. По этой причине малейшее несоответствие этим идеалам может стать причиной утраты лидерских позиций.[10]
На наш взгляд, лидером является человек, способный увлечь за собой других людей, обладающий такими важными для этого качествами, как целеустремленность, уверенность в своей позиции и владеющий определенными профессиональными навыками.
В то время как посредством лидерства осуществляется организация и управление системой неофициальных отношений, руководство (формальное лидерство) оказывает (или может оказывать) влияние практически на все системы отношений в организации, и официальных и неофициальных. Деятельность организации в большой мере зависит от способа действия тех людей, которые руководят этой организацией и в силу своего служебного положения играют или должны играть роль авторитета.
Фундамент авторитета бывает различным, однако главная его черта — способность управлять действиями других. Проблема авторитета тесно связана с проблемой лидерства. Авторитет является определенной социальной ролью, с которой окружающие связывают свои ожидания. От носителя авторитета ожидают, что благодаря большим знаниям и высокому интеллекту он будет в состоянии указать другим, что и как они должны делать, причем правильность его советов будет подтверждена на практике.[11] Существенным различием этих понятий является то, что авторитет обладает должностное положение, а лидером может быть любой работник, имеющий лидерскими (авторитетными) качествами. Т.е. авторитет очень тесно переплетается с понятием лидерства и с его основами.
Следует отметить, что существует зависимость авторитета от психологического состояния человека, т.е. неуверенный в себе человек вряд ли когда-нибудь сможет стать авторитетом, также и излишняя самоуверенность не добавит авторитета в коллективе.
Соответствующее психологическое состояние всегда складывается из осознания своих возможностей и компетентности, которые подтверждаются реальными фактами, из понимания того, что ждут от него окружающие, понимания своих прав и привилегий, а также значимости собственной деятельности.[12]
Лидерство, так же, как и авторитет, выступают формой организации отношений и управления ими. Значительная часть людей, являющихся лидерами в коллективе, напрямую связывает свой авторитет с чувством собственной ценности. Поэтому часто случается, что увеличение авторитета воспринимается ими как личная победа, тогда как его потеря становится личной трагедией. Это во многом верно. Любой руководитель должен обладать авторитетом, а если он им не обладает, он, скорее всего, является плохим руководителем. Однако стоит помнить, что даже авторитетный человек может ошибаться, а следовательно, падение авторитета в глазах подчиненных далеко не всегда стоит воспринимать как личную катастрофу.[13]
Появление в коллективе неформального лидера происходит зачастую в тех случаях, когда руководитель не оправдывает ожидания подчиненных. При этом авторитет руководителя зависит от сотрудничества с неформальным лидером. В противном случае может сложиться такая ситуация, при которой неформальный лидер, имея власть, станет управлять коллективом. Поэтому руководителю необходимо оправдывать ожидания подчиненных и поддерживать свой авторитет, помня, что он легко может быть утерян.
При условии реализации руководителем ведущих лидерских ролей - он принимает решение, предлагает идеи, позволяет подчиненным действовать в определенных пределах норм, обеспечивает социальный контроль и т. д., эффективность управления организацией возрастает. 
 
2.3. Взаимосвязь власти и авторитета
 
В случае авторитета подчинение зависит от согласия сотрудников, в случае власти подчинение зависит от возможностей принуждения, поэтому в некоторых случаях можно считать авторитет и власть противоположными понятиями. Однако, противопоставление власти и авторитета едва ли правомерно, так как согласие подчиняться присуще и большинству других проявлений власти, например, в случае повиновения в силу общности интересов или при убежденности сотрудников в необходимости выполнять указания руководства. Авторитет целесообразнее трактовать как разновидность (а, точнее, основание) власти, главная особенность которой состоит в том, что мотивация подчинения основывается не только на вере в самого руководителя и его личностную значимость для подчиненных. Однако авторитет, как и власть (кроме ее видов, связанных с наказанием), сориентирован на ожидание от руководителя, при условии подчинения, каких-либо благ (в крайнем, предельном варианте - психологического комфорта).[14]
Отметим, что между авторитетом и другими разновидностями власти не существует принципиальных различий, однако имеются различия в степени доверия к руководителю и разница в восприятии вознаграждения.
В основе управленческих действий находится влияние, то есть, эмоциональное или рассудочное воздействие, которое один человек оказывает на другого для изменения его поведения. Способность влиять на окружающих, подчинять их своей воле, и называется властью.[15]
По нашему мнению, власть – это определенные условия, дающиеся человеку для ее осуществления. Например, должность директора дает власть руководителя и возможность руководить коллективом. Власть позволяет руководителю использовать подчиненных для достижения целей организации, побуждения к эффективной работе.
По направленности власть делится на позитивную, созидающую, и негативную, противодействующую чему-либо.
Объем необходимой власти определяется целями и характером деятельности объекта управления.
Злоупотребление властью заключается в склонности к манипулированию людьми и результатами их деятельности.
Объем власти руководителя находится в зависимости одновременно и от людей и от обстоятельств, и определяется степенью этой зависимости. Основной причиной трудностей руководителя является невозможность управлять этими факторами напрямую. По - другому это можно выразить так: нет абсолютной власти, так же как и нет абсолютного авторитета.
Власть бывает формальной и реальной. Формальная власть - власть конкретного должностного лица — это власть должности, организовывающая единство действий в коллективе. Она характеризуется официальной должностью ее обладателя в структуре управления организацией, числом лиц, или величиной материальных ресурсов, находящихся в его распоряжении. В большинстве организаций обладатель должности имеет ограниченную власть, позволяющую осуществлять функции контроля в коллективе. Формальная власть руководителя складывается тогда, когда у него нет должного авторитета, не заслужив авторитет у подчиненных, руководитель лишь формально управляет предприятием.
Реальная власть — это власть авторитета, обусловленного местом человека не только в официальной, но и неофициальной системе отношений. Она измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данному лицу подчиняться, либо степенью зависимости его от окружающих. Подчинение определено пониманием смысла распоряжений, возможностями сотрудников, соответствием характера власти индивидуальным потребностям и установкам работников.
Административная власть предполагает полное подчинение руководителю, порождаемое разделением труда. Это приводит к узкой специализации людей, утрате связи с конечными результатами труда, официальным дистанцированием должностей, особенно в военизированных учреждениях, ношением униформы, знаков отличия и пр. Административная власть не зависит от авторитета руководителя. Если в такой организации предусмотрена специальная форма, или принят дресс-код, то независимо от наличия у руководителя авторитета, работники будут ее носить.
В современных условиях административная власть малоэффективна, т.к. с одной стороны, страх обулавливает подчинение только в тех обстоятельствах, при которых сотрудника можно уличить в каких-либо нарушениях; с другой стороны, страх не совмес
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.