На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Задержание лица по подозрению в совершении преступления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Задержание лица по подозрению в совершении преступления»

 


СОДЕРЖАНИЕ

 
                                                                                                                                                   Стр.
Введение ………………................................................................................                   3
1. Понятие  «задержание»………………………………………..............                   5
2. Основания задержания подозреваемого ………………………..…..…      10
3. Процессуальное оформление задержания подозреваемого ………... .      13         
4. Основания освобождения подозреваемого ………………………….                    15  5. Проблемы практики правоприменения задержа­ние…………….…        16
 
Заключение .....................................................................................................        
Литература .......................................................................................................     22 
Задача…………………………………………………………………………      24                 

Введение
 
 
В настоящее время  большинством государств накоплен позитивный опыт и установлен мировой стандарт в области прав и свобод личности. Не­обходимо стремиться к тому, чтобы реальная действительность была приве­дена в соответствие с этим стандартом. Важнейшей задачей нашего времени является закрепление, гарантирование и применение на практике передовых идей, определяющих приоритет личности и провозглашающих ее высшей ценностью.
В то же время сохранение преступности в нашей стране, ее масштаб­ность, изощренность методов, в совокупности с отсутствием посылок на ее значительное снижение в ближайшей перспективе, вынуждают государство вести решительную борьбу со всеми преступными проявлениями.
Институт уголовно-процессуального принуждения является необходимым и социально обусловленным средством выполнения государством функции защиты общества от преступных посягательств, выявления и наказания преступников, обеспечения надлежащего уголовно-процессуального производства, нейтрализации противодействия расследованию. Всякое ограничение прав личности - вынужденное действие, обусловленное необходимостью обеспечить равновесие между этим правом, презумпцией невиновности и интересами общества и государства. Запрет всякого излишнего пресечения - обязанность правового государства по отношению к гражданскому обществу.
Правильность ограничения прав личности достигается только при наличии веских оснований (доводов) - соразмерных по статусу с доказательствами - под которыми правоприменителем понимаются данные, отвечающие требованиям достаточности, относимости и допустимости, способные убедить разумного и осторожного человека в том, что пресечение необходимо. Для обеспечения правомерности и эффективности ограничения прав личности не меньшую роль играет и безукоризненное соблюдение законодательно установленной процедуры.
Необходимым условием применения ограничительных мер являются законность и обоснованность их осуществления.[1]
В процессе исследования уголовно-процессуального мер  принуждения  в современных условиях с учетом конституционных принципов и задач судебно-правовой реформы необходимо выявить проблемы практики правоприменения такой меры, как  - задержание.
Задачи исследования:
1.                анализ понятия и сущности меры процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве – задержание;
2.                исследование правовой характеристики механизма применения задержания;
3.                исследование проблем защиты прав и свобод человека и гражданина при применении меры процессуального принуждения – задержание.

§ 1. Понятие «задержание подозреваемого»
 
В соответствии с п. 11 ст. 5 УПК РФ «задержание подозреваемого» - мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.
Исходя из изложенного следует, что основным содержанием указанной процессуальной меры является крат­ковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления. Задержание подозреваемого производится по правилам, закрепленным в законе. Основания, условия и порядок уголовно-процессуального задержа­ния регламентированы в ст. 91 -92 УПК РФ.
Официальное закрепление обеспечивает единообразие в понимании этой категории в законодательстве и в теории уголовного процесса. 
«По мнению М.Х. Гельдибаева и В.В. Вандышева», вопрос о природе, сущности и содержании задержания был и остается дискуссионным в уголовно-процессуальной литературе.[2] Исходя из определения, выделенное по материалам проанализированных источников по исследуемой теме курсовой работы, преобладавшее в теории уголовного процесса периода 50-60-х гг., под задержанием, в основном единодушно, понимался «краткосрочный арест подозреваемого, производимый в неотложных случаях без санкции прокурора».[3] В приведенном определении «задержание» представляется как элемент, первоначальный этап ареста – меры пресечения. В современном же определении задержание трактуется как самостоятельная независимая уголовно-процессуальная мера принуждения. В этом прослеживается принципиальное отличие определений, что свидетельствует о смене в теории уголовного процесса представлений о задержании подозреваемого.
Задержание подозреваемого, как и любая процессуальная деятельность человека - как представлено в исследованиях  В.Н. Кудрявцевой - должно иметь свои цель, условия, сроки, основания, мотивы, процессуальное оформление[4]. Необходимо более подробно рассмотреть обозначенные признаки задержания подозреваемого в исследованиях ученых-процессуалистов.
В трудах В.В. Кальницкого, В.П. Божьева указывается на двуединую цель задержания подозреваемого:
- установление причастности лица к совершению преступления; и
-  разрешение вопроса о заключении данного лица под стражу.[5]
В других исследованиях подобная формулировка цели не всеми поддерживалась, но в силу её распространенности  и  употребления, её придерживались.
«По мнению В. Г. Глебова и Е. А. Зайце­вой», задержание подозреваемого - мера процессуального принуждения, приме­няемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокуро­ром на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в со­вершении преступления (т. е. с момента непосредственного лишения свободы, а не доставления в органы дознания или предварительного следствия).[6]
«М.Х. Гельдибаев и В.В. Вандышев считают», что задержание носит комплексный характер, т.к. в нем «сочетаются элементы уголовно-процессуального принуждения и получение доказательственной информации в качестве следственного действия». И именно элементы следственного действия, как считают авторы - «имеют преимущественное значение над элементами  уголовно-процессуального принуждения, т.к. доказательственным значением обладают место, время и способы задержания, одежда и обувь задержанного и не случайно, как указано в исследуемом источнике, задержание подозреваемого оформляется иначе, чем применение мер пресечения и иных мер процессуального принуждения.[7]
Исходя из вышеизложенного, следует, что одни авторы полагают, что задержание  -  мера уголовно-процессуального принуждения; другие – следственное действие, направленное на собирание, проверку и оценку доказательств; третьи – одновременно мера принуждения и следственное действие.[8]
В УПК РФ установлены обязательные условия, только при наличии совокупности которых может быть произведено задержание, которое должно по общему правилу оформляться постановлением органа дознания, следователя с одновременным составлением протокола задержания.
Перейдем к рассмотрению вопроса об основаниях задержания лица, подозреваемого в совершении преступления.
Под подозрением ученые процессуалисты понимают форму причастности лица к совершенному преступлению, выраженную в виде выводов органов судопроизводства и оформленную специальным процессуальным актом о предположительно преступном характере его деяний и необходимости вовлечения его в качестве подозреваемого,[9] или процессуальное решение органа уголовного преследования о причастности лица к совершению расследуемого преступления.[10] По мнению Ю.Б. Чупилкина – «вынесение процессуального акта с указанием того, что в отношении лица имеется подозрение, является лишь свидетельством того, что данное лицо уже признается подозреваемым по уголовному делу и вынесению процессуального решения должен предшествовать анализ собранных данных, являющихся доказательствами по уголовному делу».[11]
Момент фактического задержания - момент производимого в порядке, установленном настоящим Кодексом, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления.
Задержание по подозрению в совершении преступления складывается из нескольких этапов:
1) захват на месте преступления (физическое задержание);
2) доставление в орган дознания или предварительного расследования;
3) нахождение там лица в течение 3-х часов до разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела и разрешения вопроса о задержании лица в порядке ст. 91 УПК;
4) составление протокола задержания в порядке ст. 92 УПК РФ.
Мнения ученых процессуалистов сводятся к тому, что очень важно определить, какой из этапов задержания является моментом фактического лишения свободы передвижения лица, поскольку с этого момента у него возникает право на защиту и исчисляется срок задержания.
В литературе нет единства взглядов по этому вопросу – считает Ю. Чупилкин.[12] Одни авторы считают моментом фактического задержания захват на месте (физическое задержание). Другие полагают, что фактическое задержание начинается с момента доставления к следователю (дознавателю), так как с этого момента задержание подозреваемого становится процессуальным действием и происходит фактическое лишение подозреваемого свободы передвижения по процессуальным основаниям. Третья позиция заключается в том, что моментом задержания является момент принятия решения о задержании. Есть также мнение, что фактическое задержание начинается с составления протокола задержания.
Автор предлагает считать моментом фактического задержания физическое задержание лица, поскольку с этого момента лицо претерпевает меры принудительного воздействия, к нему могут быть применены: физическая сила, в том числе боевые приемы борьбы; специальные средства (резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, служебные собаки); огнестрельное оружие (ст. ст. 13, 14, 15 Закона о милиции).
Именно с момента физического задержания лицо лишается свободы передвижения и все его действия контролируются сотрудниками правоохранительных органов, осуществляющими доставление задержанного.[13]
Для обеспечения задержанному лицу права на защиту с момента его физического задержания, авторы проанализированных статей предлагали  дополнительно законодательно регламентировать этапы задержания с момента захвата до принятия решения о задержании в порядке ст. 91 УПК РФ.
О. Цоколова ратует о включении в УПК РФ ст. 92.1 следующего содержания: "Лицо может быть доставлено в орган дознания для проведения проверки обстоятельств происшествия, выяснения причастности к совершенному деянию, установления в деянии признаков преступления. Незамедлительно, но не позднее 3 часов после доставления в орган дознания, лицо должно быть передано следователю, дознавателю для решения вопроса о задержании. Составляется протокол доставления, в котором указывается время и основания доставления в орган дознания.[14]
Ю. Чупилкин считает, что в УПК РФ не оговаривается, когда должен быть объявлен протокол задержания и вручена его копия задержанному лицу. [15] На его взгляд, протокол задержания должен быть объявлен немедленно после его составления, что также должно быть предусмотрено ст. 92 УПК РФ. Но об этом более подробно рассмотрим далее в работе.
 
 
 
2.      Основания и порядок задержания лица, подозреваемого
в совершении преступления
 
В случае,  если очевидец прямо указывает на лицо, как совершившее преступление, но это не говорит о том, что мы должны сразу задерживать подозреваемое лицо. Для задержания мы должны установить еще его мотивы и только после этого принимать окончательное решение. Проверка же и оценка «показаний» (это не в процессуальном смысле) так называемого «очевидца» могут занять значительный промежуток времени, достаточный для создания препятствий осуществлению правосудия.
Основания и порядок задержания лица, подозреваемого в совершении преступления и его освобождения регулируются ст. 91 – 96 УПК РФ.
Задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, может орган дознания, дознаватель, следователь вправе при наличии одного из следующих оснований, указанных в ст. 91 УПК РФ.[16]
Основания  задержания:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
На основании п. 2. Ст. 91 УПК РФ при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если:
1)                это лицо пыталось скрыться;
2)                либо не имеет постоянного места жительства;
3)                либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Типичным примером задержания лиц по данному основанию является их розыск и установление их личности по ориентировкам органов предварительного расследования, как указывает в своей работе М.Х. Гельдибаев.[17]  Указываемый автор учебника считает, что первые три основания называют нередко прямыми, ибо воз­можность допущения ошибки при принятии решения о задержании лица достаточна минимальна.[18]
Последнее основание (наличие достаточных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступ­ления) называет­ся косвенным, ибо вероятность ошибки при решении вопроса о его задержании достаточно велика. По­этому законодатель требует, что­бы указанные данные были подкреплены так называемыми уликами поведения конкрет­ного лица.
Мотивы задержания подозреваемого заключаются в достижении право- ограничительных целей в интересах реше­ния задач уголовного судопроизводства.
Этими мотивами являются пресечение попыток этого лица:
а)              скрыться от органов предварительного расследования или суда;
б)              воспрепятствовать установлению объективной истины по уго-
ловному делу путем угроз свидетелю и другим участникам уголовного
процесса, уничтожения следов преступления (доказательств) и т.д.;
в)              продолжать в дальнейшем преступную деятельность;
г)              воспрепятствовать исполнению обвинительного судебного
приговора.
Как отмечалось ранее в работе, сущность задержания состоит в кратковременном ли­шении свободы лица (до 48 часов), подозреваемого в совер­шении преступле­ния, и помещении его в ИБС (п. 11 ст. 5, ч. 2 ст. 94, ч. 7 ст. 108 УПК), т.е. основным содержанием данной процессуальной меры является «кратковремен­ное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления».[19]
«Б.Б. Бу­латов и А.М. Ба­ранов» считают, что необходимо разграничивать задержание как меру уго­ловно-процессуаль­ного принуждения, предусмотренную гл. 12 УПК, и захват лица с доставлением его в милицию или другой правоохранительный орган, а также админист­ратив­ное задержание. [20]
Произвести фактический захват лица, совершивше­го преступление, и доставить его в милицию может любой гражданин, каждый сотрудник правоох­ранительного орга­на. Авторы считают, что «такое задержание не является уголовно-процессуальным, поскольку эти лица не уполномочены осуществлять уголовное преследование».[21]
Задержание лица в связи с по­дозрением в совершении преступления и помеще­ние его в ИБС могут осуществлять только орган дознания, дознава­тель и следо­ватель.
Задержание как мера уголовно-процессуального при­нуждения отличается и от задержания, предусмотренного ст. 27.3 КоАП. В его основе лежит не преступление, а административное правонаруше­ние. Задерживать лицо за совершение административных правона­рушений закон предоставляет широкому кругу со­трудников правоохранитель­ных органов.[22]
Процессуальное оформление задержания заключается в составле­нии протокола задержания конкретного лица.
 
3. Процессуальное оформление задержания
 
На основании ст. 92 УПК РФ после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса.[23]
В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым. Протокол задержания - комплексный правоприменительный акт, содержащий сведения об обстоятельствах задержания, результатах личного обыска и содержании объяснений задержанного[24].
При наличии признаков преступления одновременно с составлением протокола задержания должно быть возбуждено уголовное дело.
Следователь, орган дознания   проводят инструктаж участников группы задержания о принятии мер по обеспечению сохранности следов преступления, доказательств, которые могут быть обнаружены на подозреваемом, его одежде, при нем или в его жилище.
Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46, статей 189 и 190 настоящего Кодекса. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника.
В соответствии со ст. 109 УПК РФ в срок содержания под стражей также засчитывается время на которое лицо было задержано в качестве подозреваемого.
Если у подозреваемого или обвиняемого, задержанного или заключенного под стражу, остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, то следователь, дознаватель принимает меры по их передаче на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению в соответствующие детские или социальные учреждения.
На основании п. 2 и п. 3 ст. 160 УПК РФ следователь, дознаватель принимает меры по обеспечению сохранности имущества и жилища подозреваемого или обвиняемого, задержанного или заключенного под стражу; о принятых мерах следователь или дознаватель уведомляет подозреваемого или обвиняемого.
При наличии оснований и в порядке, которые предусмотрены частями первой и третьей статьи 182 настоящего Кодекса, производится личный обыск подозреваемого, обвиняемого в целях обнаружения и изъятия предметов и документов, могущих иметь значение для уголовного дела, который может быть произведен без соответствующего постановления при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.
Личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии.
При наличии достаточных оснований полагать, что предметы, документы или сведения, имеющие значение для уголовного дела, могут содержаться соответственно в бандеролях, посылках или других почтово-телеграфных отправлениях либо в телеграммах или радиограммах задержанного, на них может быть наложен арест.
В ходатайстве следователя о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки указываются: фамилия, имя, отчество и адрес лица, почтово-телеграфные отправления которого должны задерживаться; наименование учреждения связи, на которое возлагается обязанность задерживать соответствующие почтово-телеграфные отправления.
 
4.Основания освобождения подозреваемого
 
Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:
1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
3) задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 настоящего Кодекса.
По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном пунктом 3 части седьмой статьи 108 настоящего Кодекса.
Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.
Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.
В соответствии со ст. 96 УПК РФ дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомляет кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии - других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому.
При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части.
В п.3. ст. 96 УПК РФ говорится о том, что если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то в срок, указанный в части первой настоящей статьи, уведомляется посольство или консульство этого государства.
При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.
              При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.
 
5. Проблемы практики правоприменения задержания
 
На практике вовлечение лиц в качестве подозреваемых в уголовное судопроизводство отрицательно сказывается на психическом состоянии данных лиц, ущемляет честь и достоинство этих лиц в глазах общественности и - как считает Ю.Б. Чупилкин – «позволяет правоприменителям произвольно применять закон и нарушать права участников процесса».[25]
Для разрешения подобных ситуаций правом на квалифицированную юридическую помощь, для защиты своих прав и законных интересов должны обладать все лица, которые оказываются в сфере уголовно-процессуальных отношений. Особенно это важно, когда лицо фактически задержано по подозрению в совершении преступления до возбуждения уголовного дела.
О противоправных действиях отдельных сотрудников правоохранительных органов, которые не выполняют на должном уровне свой долг  по охране и защите прав и свобод человека, а чаще способствуют возникновению конфликтов в национально-этнической сфере, в которых прослеживаются мотивы этнической дискриминации, присутствующие в действиях сотрудников правоохранительных органов рассказывает в своей работе Н.В. Кузьмина.[26] По мнению автора это проявляется:
- в избирательных и непропорционально частых задержаниях лиц, относящихся к так называемым визуальным меньшинствам (т.е. отличающимся по антропологическому типу от основной массы населения, прежде всего выходцам с Кавказа и из Средней Азии), формально с целью проверки документов и местной регистрации;
- в незаконном и неспровоцированном применении насилия к задержанным.
О незаконных мерах, примененных к лицам при задержании, говорится в материалах исследований   Д. Сычева, А. Кибальника и  В. Майбороды.[27]
Лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью.
Необходимо указать на наличие реальной связи законов и международных договоров, как составных частей российской правовой системы, проявляющейся при надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также в процессе уголовного преследования и координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Неслучайно в Законе о прокуратуре к правовым основам деятельности прокуратуры отнесены не только Конституция РФ и федеральные законы, но и международные договоры РФ (ст. 3).[28] Международно-правовое сотрудничество означает целенаправленную и постоянную, совместную и согласованную, широкую по масштабам и разнообразную по формам и направлениям деятельность компетентных правоохранительных органов, затрагивающую общие интересы сотрудничающих государств и направленную на достижение единых целей в борьбе с преступностью и обеспечение эффективности деятельности прокуратуры. Сотрудничество охватывает оперативно-розыскные действия, а также те процессуальные действия, которые осуществляются без запроса, в связи с обнаружением лиц или признаков преступления, затрагивающих интересы другого государства. Так, в частности, о сотрудничестве можно говорить в случае задержания лица, если есть предусмотренные законодательством основания подозревать, что оно совершило на территории другой договаривающейся стороны преступление, влекущее выдачу (ст. 61 Конвенции СНГ 1993 г.).


Заключение

 

Задержание подозреваемого - мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.
Основным содержанием указанной процессуальной меры является крат­ковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления. Задержание подозреваемого производится по правилам, закрепленным в законе.
Основания уголовно-процессуального задержа­ния регламентированы в ст. 91 УПК РФ:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
Условия и порядок уголовно-процессуального задержа­ния регламентированы в ст. 92 УПК РФ:
- после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса;
-  протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания;
- протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.
- о произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.
- подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46, статей 189 и 190 настоящего Кодекса. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника.
Подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном статьей 184 настоящего Кодекса.
Основаниями освобождения подозреваемого по постановлению дознавателя или следователя являются в случаях, если:
1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
3) задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 настоящего Кодекса.
По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном пунктом 3 части седьмой статьи 108 настоящего Кодекса.
Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.
Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.
При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.
 
 


Список использованной литературы:

 
I. Нормативные и иные правовые акты
 
1.                  Конституция Российской Федерации  [Текст]. – М.: ИНФРА-М, 1996.
2.                  Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи  ООН 10 декабря 1948 г.) [Текст] // Российская газета 1995 г. - 5 апреля.
3.                  Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. [Текст] - М.: Изд-во ЭЛИТ, 2008.
4.                  О защите конституционных прав и свобод граждан при осуществлении мер по борьбе с преступностью [Текст]  : постановление  Государственной Думы Федерального собрания РФ от 22 июня 1994 г.// Собрание законодательства Рос. Федерацию- 1994. - № 2.
 
II. Учебная и научная литература
5.                  Гельдибаев, М.Х.. Уголовный процесс [Текст]  : учебник / М.Х. Гельдибаев,  В.В. Вандышев. 2-е изд-е. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2009.
6.                  Кальницкий, В.В. Следственные действия [Текст]: учебно-методиче­ское пособие. - Омск, 2001. 
7.                  Кудрявцев, В.Н. Объективная сторона преступлений. - М., 1960.   и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.