Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска

Год


Наименование:


реферат Экономико-географическое положение КНР

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.11.2012. Год: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1  Экономико-географическое положение КНР.
 
Общая площадь - 9 596 960 кв. км, площадь суши - 9 326 410 кв. км, площадь  рек и озер - 270 550 кв. км. Использование земель: Пахотные земли - 10%, земли, используемые в растениеводстве - 0%, земли, используемые в животноводстве - 43%, леса - 14%, остальные земли - 33%. Китай занимает 3-е место по территории в мире.
КНР - расположена в Центральной  и Восточной Азии. На востоке омывается  водами Желтого, Восточно-Китайского и  Южно-китайского морей Тихого океана. У берегов Китая расположено  множество островов, наиболее крупные - Тайвань и Хайнань. Китай граничит более чем с десятью государствами: на Севере - с Монголией и Россией, на Западе - с Казахстаном и Афганистаном, на Юго-западе с Индией, Непалом, Бутаном, Бирмой, Тайландом, Лаосом, Вьетнамом, на Востоке с Кореей, имеет морскую границу с Филлипинами и Японией протяженностью примерно 11 тыс. км (а включая длину береговых линий островов - 21 тыс. км). Длина же сухопутных границ составляет около 15 тыс.км. (см. рис. 1)


 
 
 
 
 
 
 
 
Рисунок 1 – Географическое положение КНР
Источник: [https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ch.html
 
Китай - республика в составе 23 провинций, 5 автономных районов, 4 городов  центрального подчинения. Глава государства - президент (избирается Всекитайским собранием народных представителей на 5-летний срок). Законодательный орган - однопалатное Всекитайской собрание народных представителей (2 979 мест - депутаты избираются от муниципальных, региональных и провинциальных народных собраний на 5-летний срок).
Законодательная система основана на сложной системе национальных традиционных уложений, в значительной степени на уголовном праве, с 1.01.1987 г. действует гражданский кодекс, с 1.01.1980 г. действуют новые кодексы, продолжается совершенствоваться система административного, уголовного и коммерческого права. Государственный язык - китайский (пекинский диалект).
 
      Демографические ресурсы
 
Китай занимает первое место  в мире по численности населения. Первая перепись населения была проведена 30 июля 1935 года и определило количество жителей в 601 млн.938 тыс., что составило 1/4 всего населения земного шара. В течение двух тысячелетий Китай - самая многочисленная страна мира, что накладывает свой отпечаток на все стороны жизни общества, и прежде всего отражается в особенностях проводимой демографической политики. Согласно конституции Китая, в стране должно осуществляться плановое деторождение. В 2009 году численность китайского населения достигла 1,33 млрд. Однако, по подсчетам экспертов, в отсутствие правительственной программы ограничения рождаемости сейчас в стране проживало бы на 400 млн человек больше. (см. табл. 1, табл. 2)   
Таблица 1- Численность населения КНР, млрд. чел.
Год
Численность населения (млрд человек)
2000
1 261 832 482.00
2001
1 273 111 290.00



 
                                                      
                                 
 
Продолжение таблицы 1
Год
Численность населения (млрд. человек)
2002
1 284 303 705.00
2003
1 286 975 468.00
2004
1 298 847 624.00
2005
1 306 313 812.00
2006
1 313 973 713.00
2007
1 321 851 888.00
2009
1,33 млрд



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Источник: []
 
 
Таблица 3 - Возрастная структура населения
 
От 15 до 64 лет (%)
65 лет и более (%)
 
 
2000
25
68,00
7,00
2001
25,01
67,88
7,11
2002
24,30
68,40
7,30
2003
23,10
69,50
7,40
2004
22,30
70,30
7,50
2005
21,40
71,00
7,60


 

 
Источник: []
 
 
Рост населения - 0,9%
Городское население - 36%
Работоспособное население - 68%
Рождаемость - 16,12 на 1000 человек 
Смертность - 6,73 на 1000 человек 
Средняя продолжительность  жизни - мужчин 69,6 лет, женщин 73,3 лет 
Половая структура населения - мужчины 51,5%, женщины 48,5%
Расходы на образование - 2,3% от ВНП 
Продолжительность среднего образование - 9 лет 
Процент неграмотности - среди  мужчин 9%; среди женщин 25%
Трудоспособное население :
2009 – 812,7 миллионов человек
Уровень безработицы среди городского населения:
2009 – 4,3%
2008 - 4,2%
Население за чертой бедности:
2008 - 2,8%
Рисунок 2 – Отраслевая структура  занятости насления


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Источник:[Китай в цифрах и след. тоже]
 
Таблица 4 - Отраслевая структура занятости населения, %
сельское хозяйство
промышленность
13,3
транспорт и связь
1,8
торговля и бизнес
3,9
финансы
1,3
услуги
5,2
строительство
1,8
Другие сферы
1,6

Источник:[]
 
1.2       Природные ресурсы
  Китай принадлежит  к числу наиболее богатых полезными  ископаемыми стран. Здесь добывают: каменный уголь, нефть, магниевые  и железные руды, вольфрам, медь, графит и олово. В пределах  Синайского щита сосредоточены крупнейшие в стране месторождения каменного угля (который по своему происхождению восходит к юрскому периоду), нефти (преимущественно мезозойского и мезо-кайнозойского периода). Месторождения цветных и редких металлов крупнейшим из которых является месторождение вольфрама, занимающее по своим размерам первое место в мире, расположены в пределах Южно-Китайского массива, здесь так же добывают сурьму, олово, ртуть, молибден, марганец, свинец, цинк, медь и др. А в Тянь-Шане, Монгольском Алтае, Куньлуне, Хингане находятся месторождения золота и других драгоценных металлов. Особенности рельефа отразились прежде всего на распределении водных ресурсов страны.
 
1.3    Структура экономики КНР
Начиная с 1979 г. – года начала осуществления политики реформ и  открытости, китайская промышленность сохраняет высокие темпы развития. В 2005 г. общая добавленная стоимость, созданная промышленными предприятиями  государственной и негосударственной  собственности с годовым товарооборотом не ниже 5 млн. юаней, составила 6642,5 млрд. юаней, общая прибыль – 1436,2  млрд. юаней, превышая аналогичные показатели предыдущего года соответственно на 16,4 и 22,6 процента. Сложилась ситуация синхронного повышения темпов, качества и отдач. С 1996 г. по производству стали, угля, цемента, химических удобрений и телевизоров Китай занимает первое место в мире. Прирост промышленности в 2009 составил  8,1%.
 
 
 
 
Таблица 5- прирост ВВП, %
 
Год
Прирост ВВП %
На душу населения (долл. США)
2009
8,1
6,5
2008
9
6,1
2007
11,40
5,6
2006
10,70
16,084
2005
9,90
14,040
2004
9,50
12,336
2003
9,10
10,542

 
Источник:[cia/gov]
 
Открытие Китая для  притока иностранных инвестиций и образование специальных экономических  зон стимулировали перемещение  новой волны индустриальной активности в прибрежные районы, в частности  в Южный Китай.
Уровень прямых иностранных инвестиций составил:
2009  - 227,3 биллиона долл США
2008  - 184 биллиона долл США
Вложения в основные фонды
2009 - 42,6% ВВП 
Бюджет:
Доходы – 972,3 млн долл США
Расходы – 1,137 трлн долл США
Государственный долг:
2009 - 18,2 % ВВП 
2008 – 15,6% ВВП
Уровень инфляции:
-0,8%  - 2009
5,9%   - 2008
Количество денег в обращении:
2008 – 4,523 трлн долл США
2007 – 3,437 трлн долл США
Экспорт:
2009 –1,194 трлн долл США
2008 – 1,429 трлн долл США
Основные партнеры по экспорту:
США – 17,7%, Конг Конг – 13,3%, Япония – 8,1%, Южная Корея – 5,2 %, Германия – 4,1%  (2008)
Состав экспорта: машины и оборудование, текстиль и одежда, обувь, детские и спортивные товары, энергоносители, химикаты
Импорт:
2009 – 921,5 биллионов долл США
2008 – 1,131 трлн долл США
Основные партнеры по импорту:
Япония – 13,3%, Южная Корея  – 9,9%, Тайвань – 9,2%, США – 7,2%, Германия – 4,9%
Состав импорта: машины и оборудование, пластмассы, химикаты, сталь, энергоносители
 
1.4      Историческая последовательность формирования хозяйства.
 Преобразование экономической системы является одним из важнейших направлений реформ в Китае. Реформы начались в 1978 г. с сельских районов и с 1984 г. постепенно распространялись по всем городам страны. В 1992 г. на основе десятилетней практики реформ и открытости правительство определило в качестве целевой установки создание системы социалистической рыночной экономики. Основные задачи в реформировании экономической системы заключаются в отстаивании курса на всеобщее развитие различных экономических укладов при доминировании общественного сектора экономики; введении режима современных предприятий, отвечающего требованиям рыночной экономики; формировании единого открытого рынка в стране, осуществлении стыковки внутреннего рынка с внешним и тем самым оптимизации размещения ресурсов; трансформации функций правительства в управлении экономикой с целью усовершенствования системы макроконтроля; поощрении первоочередного достижения зажиточности отдельными районами и частью людей, движении по пути к всеобщей зажиточности; предоставлении городскому и сельскому населению социальных гарантий в соответствии с реалиями страны в интересах экономического развития и социальной стабильности.
Четко определены целевые  установки китайского правительства  по экономическому строительству, базирующиеся на принятой в 1987 г. стратегии трехэтапного развития национальной экономики. Задачи первого этапа – по сравнению с 1980 г. удвоить валовой национальный продукт, обеспечить население продуктами питания и предметами первой необходимости. Задачи в основном выполнены в конце 80-х гг. На втором этапе, т. е. к концу XX века, запланировано в четыре раза увеличить ВНП на основе 1980 г. И эта задача досрочно выполнена в 1995 г. Третий этап экономического развития предусматривает в основном добиться модернизации страны к середине XXI века, поднять среднедушевой ВНП на уровень среднеразвитых стран, чтобы народ жил сравнительно зажиточной жизнью.
 
1.5     Хозяйственная оценка ЭГП
За последние десятилетия Китай, превратился в крупное индустриальное государство с самыми высокими темпами развития. Основу топливно-энергетического комплекса Китая образует угольная промышленность. Добыча угля рассредоточена по многим бассейнам Северного и Восточного Китая. Растет добыча нефти и газа. Производство электроэнергии базируется на ТЭС (3/4 электроэнергии). В Китае осуществляется программа развития гидроэнергетики. Основу металлургического комплекса составляют крупные комбинаты полного цикла, ориентирующиеся на месторождения каменного угля и железной руды (Аныпань, Пекин).
В машиностроительном комплексе  преобладают не специализированные, а универсальные предприятия. Они  тяготеют к крупным городам, к  морским портам и металлургическим базам. В последние годы КНР добилась заметных успехов в производстве бытовой электроаппаратуры, приборов, ЭВМ.
Химический комплекс опирается  на продукты коксо- и нефтехимии, горнохимическое и растительное сырье.
Выделяют две  группы производств:
1) минеральных удобрений;
2) бытовой химии и фармацевтики.
Столицей текстильной  промышленности является Шанхай. По производству хлопчатобумажных тканей КНР занимает одно из ведущих мест в мире.
В сельском хозяйстве Китая  занято 400 млн чел. В растениеводстве резко преобладают зерновые — 80% всех посевов. Главной возделываемой культурой остается рис. Он выращивается на орошаемых землях, на юге страны и в долине Янцзы. Среди технических культур преобладает хлопчатник. На северо-западе Китая преобладает интенсивное кочевое или полукочевое скотоводство. Разводят рабочий скот: лошадей, быков.
 
1.6     Особенности организации производства на территории.
 
Структура экономики Китая  носит явный отпечаток аграрно-индустриального  национального хозяйства.
Характерная черта современной  китайской экономики - зависимость  ее от внешнего рынка. По темпам роста  экспорта-импорта Китай является одним из лидеров в международной  торговле.
Правительство особенно заинтересовано в развитии химической отрасли промышленности, внимание уделяется производству химических удобрений, пластмасс, синтетических волокон. Рост производства данной отрасли вывел Китай в лидеры по изготовлению азотных удобрений.
Кроме того, Китай занимает первое место в мире по выпуску обуви. В настоящее время наблюдается значительный прогресс в китайском машиностроении и электротехнической индустрии. Осуществляется повсеместное применение в производстве иностранных технологий. Благодаря заданным приоритетам развития новых секторов экономики, КНР занимает ведущие позиции в мире по выпуску электробытовой техники. Страна находится на передовых позициях по производству высококачественных телевизоров. Вместе с тем, имеется некоторое отставание КНР в других областях рынка электроники, например в производстве полупроводников. Китайская экспортная продукция, поставляемая в Северную Америку, Японию, страны ЕС имеет высокие стандарты качества. Эта продукция производится в приморских провинциях страны, где сосредоточены многочисленные филиалы зарубежных ТНК. Одновременно с ними, в северных и внутренних районах, базируются многочисленные кустарные предприятия, выпускающие продукцию-подделки иностранных фирм, отличающуюся низким качеством и такой же ценой. В странах с малым уровнем доходов (в основном, Россия и страны СНГ) эта продукция пользуется повышенным спросом.
 
1.7    Проблемы экономического развития.
 
Экономическое развитие КНР  отягощено целым комплексом проблем. В их число входят убыточность 1/3 бюджетных предприятий, низкая квалификация основной массы рабочей силы. Значительная часть трудоспособного населения  неграмотна -- 9% мужчин и 25% женщин. На образование  государство выделяет только 2,3% ВВП, что значительно ниже среднего показателя стран с низким уровнем развития. Относительный показатель государственных  расходов на образование в 90-е годы снизился, но в КНР осуществляется полный охват детей начальным и 70% средним образованием.
Значительны отставания в  уровне технического развития хозяйства. Много предприятий с частично механизированным производством, что  вызывает низкую эффективность хозяйства. В промышленности это проявляется  в большой ресурсоемкости. На единицу  валового продукта расходуется в  три-четыре раза больше минерального сырья, чем в развитых странах. По насыщенности компьютерами страна отстает от среднемирового уровня в восемь раз, по насыщенности телефонами -- в два раза.
В 80-- 90-е годы усилилось  социальное расслоение населения. Коэффициент  Джини возрос с 0,20 в конце 70-х годов до 0,40 в конце 90-х годов. В 1998 г. 10% беднейшего населения получали 2,4% всех доходов, в то время как 10% богатейшего населения -- 30,4%, т.е. разрыв достигал почти 13 раз. Абсолютно бедное население составляло 22% (по национальной статистике -- 8,4%). Огромный массив бедного населения сужает спрос на предметы длительного пользования.
Существуют большие разрывы  в территориальной структуре  доходов. Так, в Гуйджоу доход на душу населения в 3,5 раза ниже, чем в ряде районов северо-восточного побережья (в 1950 г. разрыв составлял 11 раз). Несмотря на улучшение структуры потребления населения, на долю продовольственных товаров приходится 45% расходов домашних хозяйств (в сельской местности -- 53%). В развитых странах этот показатель не превышает 20%.
Экономическую обстановку в  стране отягощает относительное  перенаселение в сельской местности -- до 200 млн человек. В сельской местности живет 69% населения. Его потребление в 3,2 раза ниже городского. Ежегодно сельское хозяйство покидает 8--10 млн человек. Городская безработица составляет 16-- 18 млн человек, или более 3% рабочей силы. В этих условиях основным внутренним приоритетом является поддержание социальной стабильности и высокого экономического роста.
 
    Характеристика  финансовой системы Китая
2.1   Понятие  финансовой системы
Финансовая система –  система форм и методов распределения  и использования денежных фондов государства и предприятий.
Финансовая система общества может иметь один из следующих  типов:
      банковский – тип банковской системы, при котором основная часть национального дохода страны перераспределяется через рынок ссудных капиталов. Данный тип финансовой системы представлен в большинстве стран Европы и характерен тем, что кредитно-банковские структуры, сосредотачивая у себя значительную часть свободных финансовых ресурсов, от своего имени распределяют эти средства путем механизма кредитования или прямого инвестирования.
      рыночный – тип, при котором роль в перераспределении НД выполняет фондовый рынок. Данный тип характерен для США, Канады.
      бюджетный – тип, при котором часть НД в централизованном порядке перераспределяется государством через систему бюджетов и внебюджетных фондов. Финансовая система этого типа используется в России, Швеции, Китае.
 
      Валюта
Юа?нь (кит. ?, формальная запись трад. кит. ?, пиньинь yuan) — денежная единица Китая.
Юань КНР — базовая  единица китайской денежной системы  жэньминьби (кит. ???, «народные деньги» — в латинском написании Renminbi (RMB)). Международное обозначение валюты по ISO 4217 — CNY.
Эмиссионный институт —  Народный банк Китая (учреждён 1 декабря 1948).
С 1994 по июль 2005 юань был жёстко привязан к доллару США с обменным курсом 8,28:1.
Этимология
Юань буквально означает «круглый объект» или «круглая монета». Так назывались круглые серебряные монеты династии Цин.
Так же, как и для обозначения  чисел, существуют две формы символа  юаня — обычная запись (?) и более сложная формальная запись (? или ?), используемая в финансовых документах для предотвращения подделок и ошибок. В последнее время в КНР также используется символ ? (Y с одной горизонтальной чертой). В Гонконге и Макао обычно используется символ доллара ($).
Названия валют Японии (иена, en) и Кореи (вона, won) происходят от слова юань и раньше использовали тот же символ ?. В Японии он упростился до ?, а в Корее (как в КНДР, так и в Южной Корее) в настоящее время повсеместно используется запись посредством хангыль.
Курс и покупательная  способность
С 1994 китайские власти законсервировали курс юаня на уровне $1/8,27 юаня. В последнее  время, однако, Китай находился под  нарастающим давлением со стороны  стран ЕС, Японии и особенно США, настаивавших на либерализации курса  юаня. По их мнению, курс юаня занижен  и в результате китайские товары получают дополнительное конкурентное преимущество. Отрицательное сальдо США в торговле с Китаем составило $162 млрд. в 2004, а в I квартале 2005 увеличилось  ещё на 40 % по отношению к аналогичному прошлогоднему периоду.
21 июля 2005 Китай отказался  от привязки юаня к доллару  и поднял курс национальной  валюты на 2 %. Курс юаня теперь  будет определяться исходя из  его отношения к корзине из  нескольких валют.
По мнению китайских экспертов, привязка к корзине валют сделает  курс юаня более чутким к мировой  экономической конъюнктуре, но при  этом не создаст угрозы устойчивости финансовой системы страны. К июлю 2008 курс юаня постепенно укрепился  на 21,6 % и с этого времени остаётся очень стабильным на уровне 6,82-6,84 юаня за доллар[1]. На 4 ноября 2009 курс российской валюты составлял 4,29 рублей за 1 юань.
По оценке Мирового банка, в 2003 году покупательная способность  юаня составляла приблизительно $1/1,8 юаня.
Юань не является свободно конвертируемой валютой, на территории Гонконга существует своя денежная единица  – гонконгский доллар.
Органы валютного контроля в Китае, валютное регулирование  юридических лиц.
В Китае, как и в России, действует система государственного валютного контроля. На территории Китая запрещены платежи в  иностранной валюте, но юридические  и физические лица могут иметь  валютные счета, совершать операции с валютой, пересылать валюту за рубеж  и принимать платежи в валюте от зарубежных контрагентов.
Органом валютного контроля Китая является Государственное  управление валютного контроля и  его отделения на местах.
 
2.3     Валютные операции в Китае
Компании, осуществляющие импортно-экспортные операции могут открыть валютный счет в банке. При этом каждое получение  денег из-за рубежа или перечисление валюты за границу должно иметь обоснование (контракт или инвойс).
При получении валюты потребуется  заполнить заявление, в котором  указывается назначение данных валютных средств (оплата за товар, за услуги и  др.). При получении валютного  перевода из-за рубежа предприятием, не имеющим валютного счета, банк автоматически  переведет валютные средства в юани по текущему официальному курсу.
Однако не все банки  смогут это осуществить. В частности, Торгово-промышленный банк Китая, получив  валютный перевод на компанию, у  которой нет валютного счета, в большинстве случае отошлет  его обратно, в то время как  Банк Китая сможет зачислить средства. Поэтому лучше всего проводить  платежи через Банк Китая, поскольку  этот банк является самым опытным  в осуществлении операций, связанных  с международным бизнесом.
Валютные операции подразделяются на обычные (стандартные) и капитальные. Их основное отличие состоит в том, что на проведение капитальных транзакций необходимо получать разрешение еще до их осуществления и обычно получение этого разрешения занимает довольно длительное время.
Стандартные финансовые операции в Китае
Стандартные транзакции - это часто совершаемые сделки, включающие валютные поступления от торговли или услуг, переводы валюты при импорте продукции и т.п. Валюта, необходимая для стандартных операций, может быть приобретена в банке, где у предприятия открыт валютный счет.
После получения валютных доходов от экспорта и перевода валюты при импорте, компании должны оформить специальный документ, подтверждающий ее целевое использование.
Система утверждения валютных операций в Китае
После перевода или получения  валютных средств, компания должна предъявить в банк импортную или экспортную таможенную декларацию для подтверждения  использования валюты в соответствии с заявкой на перевод или получение  валюты.
Валютные операции должны быть утверждены в течение 90 дней после  завершения импортной или экспортной операции, в особых ситуациях (отсроченный  платеж или аккредитив с отсрочкой  платежа) этот срок может быть продлен.
 
 
Капитальные операции в Китае
Капитальные транзакции - это  международные операции, связанные  с прямыми инвестициями, инвестициями в виде ценных бумаг и получением кредитов в иностранных банках или  займов от иностранных предприятий.
При оформлении займа за рубежом необходимо подать заявку в  органы валютного контроля, только после утверждения заявки можно  будет начать осуществление этой операции.
Различают следующие виды внешних займов, требующих регистрации: кредиты международных финансовых организаций, кредиты иностранных  банков, кредиты иностранных предприятий, выпуск облигаций в иностранной  валюте, международный финансовый лизинг, отсроченные платежи. «Свидетельство о регистрации внешнего займа» выдается Государственным управлением валютного  контроля Китая.
При получении кредита  от иностранного банка или предприятия  заемщик должен открыть специальный  счет для внешнего займа в Банке  Китая или другом банке, имеющем  соответствующее разрешение Управления валютного контроля. Возврат займа  также осуществляется со специального счета для возврата кредита и  уплаты процентов.
Народный банк Китая (кит. трад. ??????, упр. ??????, пиньинь Zhongguo Renmin Yinhang, палл. Чжунго Жэньминь Иньхан) — центральный банк Китайской Народной Республики.
В соответствии с Законом  КНР «О Народном банке Китая» на банк возложены функции по регулированию  денежного обращения и кредита.
В соответствии с Решением «О выполнении функций регулирования  и надзора Комиссией по регулированию  банковской деятельности Китая вместо Народного банка Китая», принятым Постоянной комиссией Национального  народного конгресса в апреле 2003 г., была создана Комиссия по регулированию  банковской деятельности Китая (КРБД). В соответствии с Законом Китайской Народной Республики (КНР) «О банковском регулировании и надзоре», принятом в декабре 2003 г., КРБД ответственна за регулирование и надзор финансовых институтов, принимающих вклады, выдающих кредиты, проводящих расчеты по счетам и осуществляющих другую деятельность в соответствии с Законом КНР «О коммерческой банковской деятельности» и Законом КНР «О Компании».
Процентные ставки, которые  устанавливаются банком всегда кратны девяти. В остальном мире процентные ставки кратны 25.
 
2.4     Финансовые  системы Китая
Банковская ситема Китая
В структуре китайского банковского  сектора лидирующее положение занимают, четыре крупных государственных  банка: Банк Китая – Bank of China – BC; Китайский строительный банк – China Construction Bank – ССВ; Промышленно-коммерческий банк Китая – Industrial & Commercial Bank of China – ICBC; Сельскохозяйственный банк Китая – Agricultural Bank of China – АBС.
Они образуют костяк китайской банковской системы с общей долей порядка 70–80% всех депозитов и кредитов. Эти кредитные институты, первоначально созданные как специальные банки, с начала  
90-х гг. прошлого столетия постепенно утрачивают специализированный характер и создают охватывающие всю страну дорогостоящие филиальные сети, что приводит ко все возрастающей конкуренции между ними. Рычаги управления этими банками находятся в руках правительства, а сами банки построены по строгой иерархической схеме, хотя каждый из них сам по себе не имеет специфических идентификационных признаков в масштабах всей страны. Такая ситуация привела к возникновению целого ряда недостатков, к числу которых следует отнести:
    бюрократическую организационную систему, как правило, с необоснованно большим числом служащих;
    высокий уровень коррупции и недостаток опыта в определении кредитных рисков вследствие многолетнего политического вмешательства и директивного государственного руководства.
    Четырем крупнейшим банкам противостоят 44 тыс. кредитных кооперативов, которые находятся в деревнях и маленьких городах и функционируют, в основном, как сберегательные кассы. Объем предлагаемых ими услуг невелик и сконцентрирован на нескольких простых видах операций. Небольшая численность персонала и неумелое руководство приводят к высокой доле безнадежных долгов и вынуждают государственные органы строго контролировать, а то и закрывать кредитные кооперативы. Местное или региональное денежное обращение, как правило, осуществляется только в редких случаях, а депозиты часто перенаправляются в крупные города, так как «на местах» отсутствуют необходимые кредитные средства. Парадоксально, но факт: в слаборазвитой деревне отчасти больше накоплений, чем инвестиций.
    Между крупными банками и большим числом мелких кредитных организаций находится третья группа – около 10 частных банков, которые созданы в качестве акционерных обществ и работают с частным и государственным капиталом. Образцом такого банка можно считать Миншен Банк, хотя он и не является 100%-ным частным предприятием. Его прибыль в 4–5 раз выше, чем у конкурентов из государственной сферы. Приватизация этого и других банков со смешанной формой собственности продолжается. Такие банки развиваются весьма динамично и в большей степени зависят от хода реформ в целом и монетарных реформ в частности, чем четыре упомянутых крупнейших банка. Миншен Банк и подобный ему Пудон Девелопмент Банк смогли провести рекапитализацию в 1999–2000 гг. путем выпуска акций и благодаря этому снизили остроту проблем, связанных с возвратом безнадежных долгов. В 2003 г. получили лицензию еще 10 частных банков. Банк «Баушпаркассе Швебиш Холл» совместно с Китайским строительным банком в конце 2002 г. создали первое совместное банковское предприятие. Два частных банка объявили себя банкротами.
    Присутствуют на китайском финансовом рынке и порядка 200 иностранных банков, которые сконцентрированы в крупных городах и прибрежных регионах. Их активность регламентирована государственной лицензионной системой со строгими ограничениями в отношении клиентов и видов деятельности, что делает невозможной настоящую конкуренцию между ними и местными банками. Из-за отсутствия значительных объемов деятельности внутри страны их доли на рынке мизерны. Однако, несмотря на существующую систему валютных ограничений, такие факторы, как растущее число валютных операций и вступление Китая в ВТО, создают надежду на усиление конкуренции не только в банковском секторе, но и в экономике в целом. Результатом такой конкуренции должна стать концентрация усилий на динамично развивающихся регионах путем создания собственных дочерних банков или слияния с частными банками, или – как это имеет место у ряда немецких банков – сотрудничества с четырьмя крупнейшими государственными банками. Передовой в данном отношении Ситибанк (США) уже применяет здесь дифференцированную политику в работе с филиалами и китайскими частными клиентами. Немецкие банки работают, преимущественно, с зарубежными предприятиями. Сделки с участием китайских компаний из-за высокого риска немногочисленны. Депозитные сделки с населением иностранные банки начали осуществлять с начала текущего года.
Правительство Китая своевременно осознало серьезность положения  в банковской сфере (чему способствовали и результаты анализов, проводимых зарубежными финансовыми институтами) и в 1997 г. приступило к реформированию банковского сектора. Изменение стратегии реформ в целях оздоровления банковского сектора было максимально ориентировано на переход к рыночной экономике. При этом политическая власть в банковском секторе должна быть ограничена, а полномочия и свобода в принятии решений государственных банков – расширены. Главная составляющая концепции – замена системы политических указаний и регулирований системой косвенного управления на основе директив «сверху» в сочетании с эффективной системой банковского надзора. Основной целью всех изменений и рыночных нововведений является сохранение общей целостности монетарной системы и предупреждение финансовых, банковских и валютных кризисов, которые происходили в Японии, России и Аргентине.
Для предотвращения банковского  кризиса, связанного с невозвратными  долгами, правительство Китая приняло  следующие меры:
    коммерциализация банковского сектора;
    создание специализированных компаний по управлению активами (Asset Management Companies – AMC);
    создание «банков развития».
Коммерциализация включала в себя, прежде всего, большую ответственность банков при выдаче кредитов, которые были обязаны разработать реальный рейтинг кредитоспособности заемщиков, в частности госпредприятий. Эта «оперативная независимость» была гарантирована государственным банкам Законом о китайских коммерческих банках 1995 г. Было абсолютно ясно, что полномасштабное применение принципов коммерциализации и практики отказа в кредитовании неплатежеспособных и непригодных к санации госпредприятий приведет к тому, что скрытая безработица станет открытой и в стране возрастет социальная напряженность. Предполагалось, что политическое влияние правительства Китая и правительств провинций будет ограничено, и руководство банков сможет сконцентрироваться на экономическом управлении. Для укрепления новой политики кредитования госбанкам предписывалось в директивном порядке определять бюджеты и действовать исходя из соображений рентабельности.
Банки, со своей стороны, должны были адаптировать к новым  условиям систему менеджмента, сформировать политику кредитования с использованием таких критериев, как степень  риска и рентабельность, а также  привлечь и обучить необходимый  персонал.
Перед коммерциализацией  были поставлены следующие три задачи:
    выведение оперативной деятельности банков из-под влияния политических органов власти, при этом последние оставляли за собой функции надзора и управления;
    приобретение банками экономической независимости;
    оказание давления на нерентабельные и слабые государственные предприятия с целью их санации.
Для Китая коммерциализация банков была важным шагом в направлении  рыночной экономики. Она способствовала формированию «экономического» мышления в банковской и производственной сферах. Кроме того, ставилась задача освободить банки от деятельности неэкономического характера, т.е. от выполнения политических установок и задач, а также  повысить прозрачность и улучшить управление на высшем уровне. В будущем банки  смогут лучше учитывать потребность  малых и средних предприятий  в кредитных ресурсах. Только улучшение  экономических показателей позволит китайским хозяйствующим субъектам  получить доступ на рынок кредитов и создать устойчивую банковскую систему. Однако совершенствование  управления рисками в банках предполагает, что государство будет свое-временно издавать новые директивы для новой системы оценок и составления балансов. Коммерциализации еще предстоит доказать свою дееспособность в реальных условиях с присутствием в экономике госпредприятий и банков. И только после того как эта задача будет решена, можно будет приступить к рекапитализации государственных банков через биржи.
 
Следует
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.