На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска

Год


Наименование:


реферат Экономико-географическое положение КНР

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1  Экономико-географическое положение КНР.
 
Общая площадь - 9 596 960 кв. км, площадь суши - 9 326 410 кв. км, площадь  рек и озер - 270 550 кв. км. Использование земель: Пахотные земли - 10%, земли, используемые в растениеводстве - 0%, земли, используемые в животноводстве - 43%, леса - 14%, остальные земли - 33%. Китай занимает 3-е место по территории в мире.
КНР - расположена в Центральной  и Восточной Азии. На востоке омывается  водами Желтого, Восточно-Китайского и  Южно-китайского морей Тихого океана. У берегов Китая расположено  множество островов, наиболее крупные - Тайвань и Хайнань. Китай граничит более чем с десятью государствами: на Севере - с Монголией и Россией, на Западе - с Казахстаном и Афганистаном, на Юго-западе с Индией, Непалом, Бутаном, Бирмой, Тайландом, Лаосом, Вьетнамом, на Востоке с Кореей, имеет морскую границу с Филлипинами и Японией протяженностью примерно 11 тыс. км (а включая длину береговых линий островов - 21 тыс. км). Длина же сухопутных границ составляет около 15 тыс.км. (см. рис. 1)


 
 
 
 
 
 
 
 
Рисунок 1 – Географическое положение КНР
Источник: [https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ch.html
 
Китай - республика в составе 23 провинций, 5 автономных районов, 4 городов  центрального подчинения. Глава государства - президент (избирается Всекитайским собранием народных представителей на 5-летний срок). Законодательный орган - однопалатное Всекитайской собрание народных представителей (2 979 мест - депутаты избираются от муниципальных, региональных и провинциальных народных собраний на 5-летний срок).
Законодательная система основана на сложной системе национальных традиционных уложений, в значительной степени на уголовном праве, с 1.01.1987 г. действует гражданский кодекс, с 1.01.1980 г. действуют новые кодексы, продолжается совершенствоваться система административного, уголовного и коммерческого права. Государственный язык - китайский (пекинский диалект).
 
      Демографические ресурсы
 
Китай занимает первое место  в мире по численности населения. Первая перепись населения была проведена 30 июля 1935 года и определило количество жителей в 601 млн.938 тыс., что составило 1/4 всего населения земного шара. В течение двух тысячелетий Китай - самая многочисленная страна мира, что накладывает свой отпечаток на все стороны жизни общества, и прежде всего отражается в особенностях проводимой демографической политики. Согласно конституции Китая, в стране должно осуществляться плановое деторождение. В 2009 году численность китайского населения достигла 1,33 млрд. Однако, по подсчетам экспертов, в отсутствие правительственной программы ограничения рождаемости сейчас в стране проживало бы на 400 млн человек больше. (см. табл. 1, табл. 2)   
Таблица 1- Численность населения КНР, млрд. чел.
Год
Численность населения (млрд человек)
2000
1 261 832 482.00
2001
1 273 111 290.00



 
                                                      
                                 
 
Продолжение таблицы 1
Год
Численность населения (млрд. человек)
2002
1 284 303 705.00
2003
1 286 975 468.00
2004
1 298 847 624.00
2005
1 306 313 812.00
2006
1 313 973 713.00
2007
1 321 851 888.00
2009
1,33 млрд



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Источник: []
 
 
Таблица 3 - Возрастная структура населения
 
От 15 до 64 лет (%)
65 лет и более (%)
 
 
2000
25
68,00
7,00
2001
25,01
67,88
7,11
2002
24,30
68,40
7,30
2003
23,10
69,50
7,40
2004
22,30
70,30
7,50
2005
21,40
71,00
7,60


 

 
Источник: []
 
 
Рост населения - 0,9%
Городское население - 36%
Работоспособное население - 68%
Рождаемость - 16,12 на 1000 человек 
Смертность - 6,73 на 1000 человек 
Средняя продолжительность  жизни - мужчин 69,6 лет, женщин 73,3 лет 
Половая структура населения - мужчины 51,5%, женщины 48,5%
Расходы на образование - 2,3% от ВНП 
Продолжительность среднего образование - 9 лет 
Процент неграмотности - среди  мужчин 9%; среди женщин 25%
Трудоспособное население :
2009 – 812,7 миллионов человек
Уровень безработицы среди городского населения:
2009 – 4,3%
2008 - 4,2%
Население за чертой бедности:
2008 - 2,8%
Рисунок 2 – Отраслевая структура  занятости насления


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Источник:[Китай в цифрах и след. тоже]
 
Таблица 4 - Отраслевая структура занятости населения, %
сельское хозяйство
промышленность
13,3
транспорт и связь
1,8
торговля и бизнес
3,9
финансы
1,3
услуги
5,2
строительство
1,8
Другие сферы
1,6

Источник:[]
 
1.2       Природные ресурсы
  Китай принадлежит  к числу наиболее богатых полезными  ископаемыми стран. Здесь добывают: каменный уголь, нефть, магниевые  и железные руды, вольфрам, медь, графит и олово. В пределах  Синайского щита сосредоточены крупнейшие в стране месторождения каменного угля (который по своему происхождению восходит к юрскому периоду), нефти (преимущественно мезозойского и мезо-кайнозойского периода). Месторождения цветных и редких металлов крупнейшим из которых является месторождение вольфрама, занимающее по своим размерам первое место в мире, расположены в пределах Южно-Китайского массива, здесь так же добывают сурьму, олово, ртуть, молибден, марганец, свинец, цинк, медь и др. А в Тянь-Шане, Монгольском Алтае, Куньлуне, Хингане находятся месторождения золота и других драгоценных металлов. Особенности рельефа отразились прежде всего на распределении водных ресурсов страны.
 
1.3    Структура экономики КНР
Начиная с 1979 г. – года начала осуществления политики реформ и  открытости, китайская промышленность сохраняет высокие темпы развития. В 2005 г. общая добавленная стоимость, созданная промышленными предприятиями  государственной и негосударственной  собственности с годовым товарооборотом не ниже 5 млн. юаней, составила 6642,5 млрд. юаней, общая прибыль – 1436,2  млрд. юаней, превышая аналогичные показатели предыдущего года соответственно на 16,4 и 22,6 процента. Сложилась ситуация синхронного повышения темпов, качества и отдач. С 1996 г. по производству стали, угля, цемента, химических удобрений и телевизоров Китай занимает первое место в мире. Прирост промышленности в 2009 составил  8,1%.
 
 
 
 
Таблица 5- прирост ВВП, %
 
Год
Прирост ВВП %
На душу населения (долл. США)
2009
8,1
6,5
2008
9
6,1
2007
11,40
5,6
2006
10,70
16,084
2005
9,90
14,040
2004
9,50
12,336
2003
9,10
10,542

 
Источник:[cia/gov]
 
Открытие Китая для  притока иностранных инвестиций и образование специальных экономических  зон стимулировали перемещение  новой волны индустриальной активности в прибрежные районы, в частности  в Южный Китай.
Уровень прямых иностранных инвестиций составил:
2009  - 227,3 биллиона долл США
2008  - 184 биллиона долл США
Вложения в основные фонды
2009 - 42,6% ВВП 
Бюджет:
Доходы – 972,3 млн долл США
Расходы – 1,137 трлн долл США
Государственный долг:
2009 - 18,2 % ВВП 
2008 – 15,6% ВВП
Уровень инфляции:
-0,8%  - 2009
5,9%   - 2008
Количество денег в обращении:
2008 – 4,523 трлн долл США
2007 – 3,437 трлн долл США
Экспорт:
2009 –1,194 трлн долл США
2008 – 1,429 трлн долл США
Основные партнеры по экспорту:
США – 17,7%, Конг Конг – 13,3%, Япония – 8,1%, Южная Корея – 5,2 %, Германия – 4,1%  (2008)
Состав экспорта: машины и оборудование, текстиль и одежда, обувь, детские и спортивные товары, энергоносители, химикаты
Импорт:
2009 – 921,5 биллионов долл США
2008 – 1,131 трлн долл США
Основные партнеры по импорту:
Япония – 13,3%, Южная Корея  – 9,9%, Тайвань – 9,2%, США – 7,2%, Германия – 4,9%
Состав импорта: машины и оборудование, пластмассы, химикаты, сталь, энергоносители
 
1.4      Историческая последовательность формирования хозяйства.
 Преобразование экономической системы является одним из важнейших направлений реформ в Китае. Реформы начались в 1978 г. с сельских районов и с 1984 г. постепенно распространялись по всем городам страны. В 1992 г. на основе десятилетней практики реформ и открытости правительство определило в качестве целевой установки создание системы социалистической рыночной экономики. Основные задачи в реформировании экономической системы заключаются в отстаивании курса на всеобщее развитие различных экономических укладов при доминировании общественного сектора экономики; введении режима современных предприятий, отвечающего требованиям рыночной экономики; формировании единого открытого рынка в стране, осуществлении стыковки внутреннего рынка с внешним и тем самым оптимизации размещения ресурсов; трансформации функций правительства в управлении экономикой с целью усовершенствования системы макроконтроля; поощрении первоочередного достижения зажиточности отдельными районами и частью людей, движении по пути к всеобщей зажиточности; предоставлении городскому и сельскому населению социальных гарантий в соответствии с реалиями страны в интересах экономического развития и социальной стабильности.
Четко определены целевые  установки китайского правительства  по экономическому строительству, базирующиеся на принятой в 1987 г. стратегии трехэтапного развития национальной экономики. Задачи первого этапа – по сравнению с 1980 г. удвоить валовой национальный продукт, обеспечить население продуктами питания и предметами первой необходимости. Задачи в основном выполнены в конце 80-х гг. На втором этапе, т. е. к концу XX века, запланировано в четыре раза увеличить ВНП на основе 1980 г. И эта задача досрочно выполнена в 1995 г. Третий этап экономического развития предусматривает в основном добиться модернизации страны к середине XXI века, поднять среднедушевой ВНП на уровень среднеразвитых стран, чтобы народ жил сравнительно зажиточной жизнью.
 
1.5     Хозяйственная оценка ЭГП
За последние десятилетия Китай, превратился в крупное индустриальное государство с самыми высокими темпами развития. Основу топливно-энергетического комплекса Китая образует угольная промышленность. Добыча угля рассредоточена по многим бассейнам Северного и Восточного Китая. Растет добыча нефти и газа. Производство электроэнергии базируется на ТЭС (3/4 электроэнергии). В Китае осуществляется программа развития гидроэнергетики. Основу металлургического комплекса составляют крупные комбинаты полного цикла, ориентирующиеся на месторождения каменного угля и железной руды (Аныпань, Пекин).
В машиностроительном комплексе  преобладают не специализированные, а универсальные предприятия. Они  тяготеют к крупным городам, к  морским портам и металлургическим базам. В последние годы КНР добилась заметных успехов в производстве бытовой электроаппаратуры, приборов, ЭВМ.
Химический комплекс опирается  на продукты коксо- и нефтехимии, горнохимическое и растительное сырье.
Выделяют две  группы производств:
1) минеральных удобрений;
2) бытовой химии и фармацевтики.
Столицей текстильной  промышленности является Шанхай. По производству хлопчатобумажных тканей КНР занимает одно из ведущих мест в мире.
В сельском хозяйстве Китая  занято 400 млн чел. В растениеводстве резко преобладают зерновые — 80% всех посевов. Главной возделываемой культурой остается рис. Он выращивается на орошаемых землях, на юге страны и в долине Янцзы. Среди технических культур преобладает хлопчатник. На северо-западе Китая преобладает интенсивное кочевое или полукочевое скотоводство. Разводят рабочий скот: лошадей, быков.
 
1.6     Особенности организации производства на территории.
 
Структура экономики Китая  носит явный отпечаток аграрно-индустриального  национального хозяйства.
Характерная черта современной  китайской экономики - зависимость  ее от внешнего рынка. По темпам роста  экспорта-импорта Китай является одним из лидеров в международной  торговле.
Правительство особенно заинтересовано в развитии химической отрасли промышленности, внимание уделяется производству химических удобрений, пластмасс, синтетических волокон. Рост производства данной отрасли вывел Китай в лидеры по изготовлению азотных удобрений.
Кроме того, Китай занимает первое место в мире по выпуску обуви. В настоящее время наблюдается значительный прогресс в китайском машиностроении и электротехнической индустрии. Осуществляется повсеместное применение в производстве иностранных технологий. Благодаря заданным приоритетам развития новых секторов экономики, КНР занимает ведущие позиции в мире по выпуску электробытовой техники. Страна находится на передовых позициях по производству высококачественных телевизоров. Вместе с тем, имеется некоторое отставание КНР в других областях рынка электроники, например в производстве полупроводников. Китайская экспортная продукция, поставляемая в Северную Америку, Японию, страны ЕС имеет высокие стандарты качества. Эта продукция производится в приморских провинциях страны, где сосредоточены многочисленные филиалы зарубежных ТНК. Одновременно с ними, в северных и внутренних районах, базируются многочисленные кустарные предприятия, выпускающие продукцию-подделки иностранных фирм, отличающуюся низким качеством и такой же ценой. В странах с малым уровнем доходов (в основном, Россия и страны СНГ) эта продукция пользуется повышенным спросом.
 
1.7    Проблемы экономического развития.
 
Экономическое развитие КНР  отягощено целым комплексом проблем. В их число входят убыточность 1/3 бюджетных предприятий, низкая квалификация основной массы рабочей силы. Значительная часть трудоспособного населения  неграмотна -- 9% мужчин и 25% женщин. На образование  государство выделяет только 2,3% ВВП, что значительно ниже среднего показателя стран с низким уровнем развития. Относительный показатель государственных  расходов на образование в 90-е годы снизился, но в КНР осуществляется полный охват детей начальным и 70% средним образованием.
Значительны отставания в  уровне технического развития хозяйства. Много предприятий с частично механизированным производством, что  вызывает низкую эффективность хозяйства. В промышленности это проявляется  в большой ресурсоемкости. На единицу  валового продукта расходуется в  три-четыре раза больше минерального сырья, чем в развитых странах. По насыщенности компьютерами страна отстает от среднемирового уровня в восемь раз, по насыщенности телефонами -- в два раза.
В 80-- 90-е годы усилилось  социальное расслоение населения. Коэффициент  Джини возрос с 0,20 в конце 70-х годов до 0,40 в конце 90-х годов. В 1998 г. 10% беднейшего населения получали 2,4% всех доходов, в то время как 10% богатейшего населения -- 30,4%, т.е. разрыв достигал почти 13 раз. Абсолютно бедное население составляло 22% (по национальной статистике -- 8,4%). Огромный массив бедного населения сужает спрос на предметы длительного пользования.
Существуют большие разрывы  в территориальной структуре  доходов. Так, в Гуйджоу доход на душу населения в 3,5 раза ниже, чем в ряде районов северо-восточного побережья (в 1950 г. разрыв составлял 11 раз). Несмотря на улучшение структуры потребления населения, на долю продовольственных товаров приходится 45% расходов домашних хозяйств (в сельской местности -- 53%). В развитых странах этот показатель не превышает 20%.
Экономическую обстановку в  стране отягощает относительное  перенаселение в сельской местности -- до 200 млн человек. В сельской местности живет 69% населения. Его потребление в 3,2 раза ниже городского. Ежегодно сельское хозяйство покидает 8--10 млн человек. Городская безработица составляет 16-- 18 млн человек, или более 3% рабочей силы. В этих условиях основным внутренним приоритетом является поддержание социальной стабильности и высокого экономического роста.
 
    Характеристика  финансовой системы Китая
2.1   Понятие  финансовой системы
Финансовая система –  система форм и методов распределения  и использования денежных фондов государства и предприятий.
Финансовая система общества может иметь один из следующих  типов:
      банковский – тип банковской системы, при котором основная часть национального дохода страны перераспределяется через рынок ссудных капиталов. Данный тип финансовой системы представлен в большинстве стран Европы и характерен тем, что кредитно-банковские структуры, сосредотачивая у себя значительную часть свободных финансовых ресурсов, от своего имени распределяют эти средства путем механизма кредитования или прямого инвестирования.
      рыночный – тип, при котором роль в перераспределении НД выполняет фондовый рынок. Данный тип характерен для США, Канады.
      бюджетный – тип, при котором часть НД в централизованном порядке перераспределяется государством через систему бюджетов и внебюджетных фондов. Финансовая система этого типа используется в России, Швеции, Китае.
 
      Валюта
Юа?нь (кит. ?, формальная запись трад. кит. ?, пиньинь yuan) — денежная единица Китая.
Юань КНР — базовая  единица китайской денежной системы  жэньминьби (кит. ???, «народные деньги» — в латинском написании Renminbi (RMB)). Международное обозначение валюты по ISO 4217 — CNY.
Эмиссионный институт —  Народный банк Китая (учреждён 1 декабря 1948).
С 1994 по июль 2005 юань был жёстко привязан к доллару США с обменным курсом 8,28:1.
Этимология
Юань буквально означает «круглый объект» или «круглая монета». Так назывались круглые серебряные монеты династии Цин.
Так же, как и для обозначения  чисел, существуют две формы символа  юаня — обычная запись (?) и более сложная формальная запись (? или ?), используемая в финансовых документах для предотвращения подделок и ошибок. В последнее время в КНР также используется символ ? (Y с одной горизонтальной чертой). В Гонконге и Макао обычно используется символ доллара ($).
Названия валют Японии (иена, en) и Кореи (вона, won) происходят от слова юань и раньше использовали тот же символ ?. В Японии он упростился до ?, а в Корее (как в КНДР, так и в Южной Корее) в настоящее время повсеместно используется запись посредством хангыль.
Курс и покупательная  способность
С 1994 китайские власти законсервировали курс юаня на уровне $1/8,27 юаня. В последнее  время, однако, Китай находился под  нарастающим давлением со стороны  стран ЕС, Японии и особенно США, настаивавших на либерализации курса  юаня. По их мнению, курс юаня занижен  и в результате китайские товары получают дополнительное конкурентное преимущество. Отрицательное сальдо США в торговле с Китаем составило $162 млрд. в 2004, а в I квартале 2005 увеличилось  ещё на 40 % по отношению к аналогичному прошлогоднему периоду.
21 июля 2005 Китай отказался  от привязки юаня к доллару  и поднял курс национальной  валюты на 2 %. Курс юаня теперь  будет определяться исходя из  его отношения к корзине из  нескольких валют.
По мнению китайских экспертов, привязка к корзине валют сделает  курс юаня более чутким к мировой  экономической конъюнктуре, но при  этом не создаст угрозы устойчивости финансовой системы страны. К июлю 2008 курс юаня постепенно укрепился  на 21,6 % и с этого времени остаётся очень стабильным на уровне 6,82-6,84 юаня за доллар[1]. На 4 ноября 2009 курс российской валюты составлял 4,29 рублей за 1 юань.
По оценке Мирового банка, в 2003 году покупательная способность  юаня составляла приблизительно $1/1,8 юаня.
Юань не является свободно конвертируемой валютой, на территории Гонконга существует своя денежная единица  – гонконгский доллар.
Органы валютного контроля в Китае, валютное регулирование  юридических лиц.
В Китае, как и в России, действует система государственного валютного контроля. На территории Китая запрещены платежи в  иностранной валюте, но юридические  и физические лица могут иметь  валютные счета, совершать операции с валютой, пересылать валюту за рубеж  и принимать платежи в валюте от зарубежных контрагентов.
Органом валютного контроля Китая является Государственное  управление валютного контроля и  его отделения на местах.
 
2.3     Валютные операции в Китае
Компании, осуществляющие импортно-экспортные операции могут открыть валютный счет в банке. При этом каждое получение  денег из-за рубежа или перечисление валюты за границу должно иметь обоснование (контракт или инвойс).
При получении валюты потребуется  заполнить заявление, в котором  указывается назначение данных валютных средств (оплата за товар, за услуги и  др.). При получении валютного  перевода из-за рубежа предприятием, не имеющим валютного счета, банк автоматически  переведет валютные средства в юани по текущему официальному курсу.
Однако не все банки  смогут это осуществить. В частности, Торгово-промышленный банк Китая, получив  валютный перевод на компанию, у  которой нет валютного счета, в большинстве случае отошлет  его обратно, в то время как  Банк Китая сможет зачислить средства. Поэтому лучше всего проводить  платежи через Банк Китая, поскольку  этот банк является самым опытным  в осуществлении операций, связанных  с международным бизнесом.
Валютные операции подразделяются на обычные (стандартные) и капитальные. Их основное отличие состоит в том, что на проведение капитальных транзакций необходимо получать разрешение еще до их осуществления и обычно получение этого разрешения занимает довольно длительное время.
Стандартные финансовые операции в Китае
Стандартные транзакции - это часто совершаемые сделки, включающие валютные поступления от торговли или услуг, переводы валюты при импорте продукции и т.п. Валюта, необходимая для стандартных операций, может быть приобретена в банке, где у предприятия открыт валютный счет.
После получения валютных доходов от экспорта и перевода валюты при импорте, компании должны оформить специальный документ, подтверждающий ее целевое использование.
Система утверждения валютных операций в Китае
После перевода или получения  валютных средств, компания должна предъявить в банк импортную или экспортную таможенную декларацию для подтверждения  использования валюты в соответствии с заявкой на перевод или получение  валюты.
Валютные операции должны быть утверждены в течение 90 дней после  завершения импортной или экспортной операции, в особых ситуациях (отсроченный  платеж или аккредитив с отсрочкой  платежа) этот срок может быть продлен.
 
 
Капитальные операции в Китае
Капитальные транзакции - это  международные операции, связанные  с прямыми инвестициями, инвестициями в виде ценных бумаг и получением кредитов в иностранных банках или  займов от иностранных предприятий.
При оформлении займа за рубежом необходимо подать заявку в  органы валютного контроля, только после утверждения заявки можно  будет начать осуществление этой операции.
Различают следующие виды внешних займов, требующих регистрации: кредиты международных финансовых организаций, кредиты иностранных  банков, кредиты иностранных предприятий, выпуск облигаций в иностранной  валюте, международный финансовый лизинг, отсроченные платежи. «Свидетельство о регистрации внешнего займа» выдается Государственным управлением валютного  контроля Китая.
При получении кредита  от иностранного банка или предприятия  заемщик должен открыть специальный  счет для внешнего займа в Банке  Китая или другом банке, имеющем  соответствующее разрешение Управления валютного контроля. Возврат займа  также осуществляется со специального счета для возврата кредита и  уплаты процентов.
Народный банк Китая (кит. трад. ??????, упр. ??????, пиньинь Zhongguo Renmin Yinhang, палл. Чжунго Жэньминь Иньхан) — центральный банк Китайской Народной Республики.
В соответствии с Законом  КНР «О Народном банке Китая» на банк возложены функции по регулированию  денежного обращения и кредита.
В соответствии с Решением «О выполнении функций регулирования  и надзора Комиссией по регулированию  банковской деятельности Китая вместо Народного банка Китая», принятым Постоянной комиссией Национального  народного конгресса в апреле 2003 г., была создана Комиссия по регулированию  банковской деятельности Китая (КРБД). В соответствии с Законом Китайской Народной Республики (КНР) «О банковском регулировании и надзоре», принятом в декабре 2003 г., КРБД ответственна за регулирование и надзор финансовых институтов, принимающих вклады, выдающих кредиты, проводящих расчеты по счетам и осуществляющих другую деятельность в соответствии с Законом КНР «О коммерческой банковской деятельности» и Законом КНР «О Компании».
Процентные ставки, которые  устанавливаются банком всегда кратны девяти. В остальном мире процентные ставки кратны 25.
 
2.4     Финансовые  системы Китая
Банковская ситема Китая
В структуре китайского банковского  сектора лидирующее положение занимают, четыре крупных государственных  банка: Банк Китая – Bank of China – BC; Китайский строительный банк – China Construction Bank – ССВ; Промышленно-коммерческий банк Китая – Industrial & Commercial Bank of China – ICBC; Сельскохозяйственный банк Китая – Agricultural Bank of China – АBС.
Они образуют костяк китайской банковской системы с общей долей порядка 70–80% всех депозитов и кредитов. Эти кредитные институты, первоначально созданные как специальные банки, с начала  
90-х гг. прошлого столетия постепенно утрачивают специализированный характер и создают охватывающие всю страну дорогостоящие филиальные сети, что приводит ко все возрастающей конкуренции между ними. Рычаги управления этими банками находятся в руках правительства, а сами банки построены по строгой иерархической схеме, хотя каждый из них сам по себе не имеет специфических идентификационных признаков в масштабах всей страны. Такая ситуация привела к возникновению целого ряда недостатков, к числу которых следует отнести:
    бюрократическую организационную систему, как правило, с необоснованно большим числом служащих;
    высокий уровень коррупции и недостаток опыта в определении кредитных рисков вследствие многолетнего политического вмешательства и директивного государственного руководства.
    Четырем крупнейшим банкам противостоят 44 тыс. кредитных кооперативов, которые находятся в деревнях и маленьких городах и функционируют, в основном, как сберегательные кассы. Объем предлагаемых ими услуг невелик и сконцентрирован на нескольких простых видах операций. Небольшая численность персонала и неумелое руководство приводят к высокой доле безнадежных долгов и вынуждают государственные органы строго контролировать, а то и закрывать кредитные кооперативы. Местное или региональное денежное обращение, как правило, осуществляется только в редких случаях, а депозиты часто перенаправляются в крупные города, так как «на местах» отсутствуют необходимые кредитные средства. Парадоксально, но факт: в слаборазвитой деревне отчасти больше накоплений, чем инвестиций.
    Между крупными банками и большим числом мелких кредитных организаций находится третья группа – около 10 частных банков, которые созданы в качестве акционерных обществ и работают с частным и государственным капиталом. Образцом такого банка можно считать Миншен Банк, хотя он и не является 100%-ным частным предприятием. Его прибыль в 4–5 раз выше, чем у конкурентов из государственной сферы. Приватизация этого и других банков со смешанной формой собственности продолжается. Такие банки развиваются весьма динамично и в большей степени зависят от хода реформ в целом и монетарных реформ в частности, чем четыре упомянутых крупнейших банка. Миншен Банк и подобный ему Пудон Девелопмент Банк смогли провести рекапитализацию в 1999–2000 гг. путем выпуска акций и благодаря этому снизили остроту проблем, связанных с возвратом безнадежных долгов. В 2003 г. получили лицензию еще 10 частных банков. Банк «Баушпаркассе Швебиш Холл» совместно с Китайским строительным банком в конце 2002 г. создали первое совместное банковское предприятие. Два частных банка объявили себя банкротами.
    Присутствуют на китайском финансовом рынке и порядка 200 иностранных банков, которые сконцентрированы в крупных городах и прибрежных регионах. Их активность регламентирована государственной лицензионной системой со строгими ограничениями в отношении клиентов и видов деятельности, что делает невозможной настоящую конкуренцию между ними и местными банками. Из-за отсутствия значительных объемов деятельности внутри страны их доли на рынке мизерны. Однако, несмотря на существующую систему валютных ограничений, такие факторы, как растущее число валютных операций и вступление Китая в ВТО, создают надежду на усиление конкуренции не только в банковском секторе, но и в экономике в целом. Результатом такой конкуренции должна стать концентрация усилий на динамично развивающихся регионах путем создания собственных дочерних банков или слияния с частными банками, или – как это имеет место у ряда немецких банков – сотрудничества с четырьмя крупнейшими государственными банками. Передовой в данном отношении Ситибанк (США) уже применяет здесь дифференцированную политику в работе с филиалами и китайскими частными клиентами. Немецкие банки работают, преимущественно, с зарубежными предприятиями. Сделки с участием китайских компаний из-за высокого риска немногочисленны. Депозитные сделки с населением иностранные банки начали осуществлять с начала текущего года.
Правительство Китая своевременно осознало серьезность положения  в банковской сфере (чему способствовали и результаты анализов, проводимых зарубежными финансовыми институтами) и в 1997 г. приступило к реформированию банковского сектора. Изменение стратегии реформ в целях оздоровления банковского сектора было максимально ориентировано на переход к рыночной экономике. При этом политическая власть в банковском секторе должна быть ограничена, а полномочия и свобода в принятии решений государственных банков – расширены. Главная составляющая концепции – замена системы политических указаний и регулирований системой косвенного управления на основе директив «сверху» в сочетании с эффективной системой банковского надзора. Основной целью всех изменений и рыночных нововведений является сохранение общей целостности монетарной системы и предупреждение финансовых, банковских и валютных кризисов, которые происходили в Японии, России и Аргентине.
Для предотвращения банковского  кризиса, связанного с невозвратными  долгами, правительство Китая приняло  следующие меры:
    коммерциализация банковского сектора;
    создание специализированных компаний по управлению активами (Asset Management Companies – AMC);
    создание «банков развития».
Коммерциализация включала в себя, прежде всего, большую ответственность банков при выдаче кредитов, которые были обязаны разработать реальный рейтинг кредитоспособности заемщиков, в частности госпредприятий. Эта «оперативная независимость» была гарантирована государственным банкам Законом о китайских коммерческих банках 1995 г. Было абсолютно ясно, что полномасштабное применение принципов коммерциализации и практики отказа в кредитовании неплатежеспособных и непригодных к санации госпредприятий приведет к тому, что скрытая безработица станет открытой и в стране возрастет социальная напряженность. Предполагалось, что политическое влияние правительства Китая и правительств провинций будет ограничено, и руководство банков сможет сконцентрироваться на экономическом управлении. Для укрепления новой политики кредитования госбанкам предписывалось в директивном порядке определять бюджеты и действовать исходя из соображений рентабельности.
Банки, со своей стороны, должны были адаптировать к новым  условиям систему менеджмента, сформировать политику кредитования с использованием таких критериев, как степень  риска и рентабельность, а также  привлечь и обучить необходимый  персонал.
Перед коммерциализацией  были поставлены следующие три задачи:
    выведение оперативной деятельности банков из-под влияния политических органов власти, при этом последние оставляли за собой функции надзора и управления;
    приобретение банками экономической независимости;
    оказание давления на нерентабельные и слабые государственные предприятия с целью их санации.
Для Китая коммерциализация банков была важным шагом в направлении  рыночной экономики. Она способствовала формированию «экономического» мышления в банковской и производственной сферах. Кроме того, ставилась задача освободить банки от деятельности неэкономического характера, т.е. от выполнения политических установок и задач, а также  повысить прозрачность и улучшить управление на высшем уровне. В будущем банки  смогут лучше учитывать потребность  малых и средних предприятий  в кредитных ресурсах. Только улучшение  экономических показателей позволит китайским хозяйствующим субъектам  получить доступ на рынок кредитов и создать устойчивую банковскую систему. Однако совершенствование  управления рисками в банках предполагает, что государство будет свое-временно издавать новые директивы для новой системы оценок и составления балансов. Коммерциализации еще предстоит доказать свою дееспособность в реальных условиях с присутствием в экономике госпредприятий и банков. И только после того как эта задача будет решена, можно будет приступить к рекапитализации государственных банков через биржи.
 
Следует
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.