На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы формирования региональных бюджетов Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский  государственный университет»
 
Институт  мировой экономики и финансов
Кафедра теории финансов, кредита и налогообложения
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»
Проблемы формирования региональных бюджетов Российской Федерации.
 
 
 
 
Выполнила:
студентка гр. НО-081
Кутыркина М. Е.
Проверил: ст. пр-ль
Брагин Н. П.
 
 
 
 
 
 
 
Волгоград, 2011
Содержание
 
Введение 3
Глава 1. Сущность, классификация и методы формирования региональных бюджетов. 6
1.1. Экономическая сущность региональных бюджетов. 6
1.2. Доходы региональных бюджетов: классификация и методы формирования. 11
Глава 2. Проблемы формирования региональных бюджетов субъектов РФ и пути их решения. 15
2.1. Проблемы формирования доходной части региональных бюджетов РФ. 15
2.2. Совершенствование региональных бюджетов и пути решения проблем формирования. 20
Заключение 33
Список использованной литературы 35
 
 


Введение

 
Бюджетная система является финансовой основой для выполнения государством своих функций. Расходы на развитие здравоохранения, образования, культуры, дорожного хозяйства, транспортной инфраструктуры, реализацию социальных программ напрямую зависят от доходов бюджетов субъектов РФ. В связи с этим одной из первостепенных задач, которые ставят перед собой федеральные власти и регионы, является увеличение доходов бюджета.
Региональные финансы (финансы  субъектов Российской Федерации) являются одним из важнейших элементов государственных финансов и в совокупности с муниципальными (местными) финансами образуют территориальные финансы. Они реализуются в рамках субъектов Российской Федерации и в пределах их компетенции в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками.1
Теоретическое и практическое значение процесса формирования и совершенствования регионального  бюджета России при наличии множества  нерешенных проблем определили выбор  темы курсовой работы.
Степень разработанности  проблемы. Исследованием функционирования и направлений развития бюджетной системы РФ занимаются многие российские ученые, а также специалисты-практики, такие как О.В. Врублевская, Н.Г. Иванова, А.Г. Игудин, A.M. Лавров, Г.Б. Поляк, Л.И. Пронина, В.М. Родионова, М.В. Романовский, Р.Ю. Рыбакова,            Н.М. Сабитова, А.Г. Силуанов, Л.И. Ушвицкий, Ю.Г. Швецов и др. Из зарубежных исследователей данной проблемы можно выделить работы Аткинса А., Блохлигера X.-И., Валлих К., Масгрейва Р., Рефьюза Р., Стиглица Дж. Большой интерес представляют диссертационные работы Бетина О.В., Горегляда В.П., Васюниной М.Л., Дорониной Т.В., Замятиной Н.В., Пупенко Д.П., Сильченко В.В., Христенко В.Б., Ширяева В.П., посвященные проблемам бюджетно-налоговых отношений в России.2
Целью работы является разработка предложений  для решения проблем формирования региональных бюджетов.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
    изучить теоретические основы региональных бюджетов;
    рассмотреть особенности формирования региональных бюджетов субъектов РФ в современных условиях;
    выявить проблемы формирования региональных бюджетов;
    предложить пути совершенствования доходов региональных бюджетов.
Объектом  исследования является региональный бюджет РФ.
Предметом исследования является совокупность финансовых отношений, возникающих по поводу формирования и исполнения доходной части региональных бюджетов.
Теоретическую основу работы составили исследования ведущих отечественных ученых и  специалистов в области проблем  и перспектив развития бюджетной  системы РФ. В работе использованы законодательные акты РФ, указы и  распоряжения Правительства РФ, законодательные  и нормативно-правовые акты, регулирующие функционирование бюджетной системы  РФ, инструкции и методические рекомендации Министерства РФ, а также материалы  научных конференций и периодических  изданий.
Методологической  базой работы явились общенаучные  методы и приемы: системный и сравнительный  анализ, анализ причинно-следственных связей, наблюдение, а также индуктивный  и дедуктивный методы научного познания, позволяющие раскрывать взаимосвязи экономических процессов, методы обобщения, выборки, группировки и графические методы.
Информационной  базой работы явились статистическая отчетность Федеральной службы государственной  статистики РФ, Минфина России. В  работе также использовались материалы  публикаций в специальных журналах и в сети «Интернет».
Структура курсовой работы. Цели и задачи исследования определили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 25 источников.
 


Глава 1. Сущность, классификация и  методы формирования региональных бюджетов.

      Экономическая сущность региональных бюджетов.


 
Функционирование и развитие финансов субъектов Российской Федерации  осуществляется в соответствии с  региональной экономической политикой.
Финансовой базой региональных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты.
Региональный  бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного территориального образования, один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь областной социальной сферы, здравоохранения, образования, промышленности, объем продукции и услуги которых является важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.3
Региональный бюджет можно  рассматривать как самостоятельную  экономическую категорию. Сущность регионального бюджета, как экономической категории, реализуется через распределительную и контрольную функции.
Распределительная функция заключается в том, что благодаря ей происходит концентрация денежных средств в руках органов управления субъектов российской Федерации и их использование с целью удовлетворения социально-экономических потребностей на подведомственной им территории. Кроме того, с помощью этой функции можно определить насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в расположение региональных администраций и каким образом фактически складываются пропорции в распределении регионального бюджетного фонда. Содержание функции определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансовой системы не осуществляет такого разнообразия перераспределения финансовых ресурсов (межотраслевое, межтерриториальное, многоуровневое перераспределение финансовых ресурсов, т. е. между различными уровнями бюджетной системы).
Сфера деятельности распределительной  функции определяется тем, что в  отношение с региональным бюджетом вступают все участники общественного  производства — как юридические, так и физические лица (на подведомственной территории).4
Контрольная функция заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств региона отображаются экономические процессы, характеризующие экономику территориального образования. Благодаря этой функции можно судить о том, как поступают в распоряжение органов регионального управления финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, а также соответствует ли размер централизуемых ресурсов потребностям территориального образования. Основу этой функции составляет движение региональных бюджетных ресурсов, которое находит отражение в соответствующих показателях региональных бюджетных поступлений и расходных назначений.
Относительно понятия  «региональный бюджет» единства мнений в науке не существует, более  того - данная категория в российской экономической литературе анализируется лишь со второй половины 1991 года ввиду упразднения единой бюджетной системы страны, которая распалась на бюджеты трех уровней.
Современные ученые - экономисты полагают, что системная оценка любого бюджета должна исследовать бюджет как:
- денежные отношения (то есть  как финансовую категорию экономической  науки);
- фонд денежных средств, централизуемых  органами власти соответствующего  уровня (то есть бюджет в материальном  смысле);
- плановый документ, отражающий конкретные  доходы и расходы, относящиеся  к компетенции органов власти  данного уровня (то есть как  правовую категорию)5
Бюджет  субъекта Российской Федерации и  свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации6.
В области регулирования бюджетных правоотношений субъектов Российской Федерации относятся:
    установление порядка составления и рассмотрения проектов региональных бюджетов, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации;
    составление и рассмотрение проектов региональных бюджетов и консолидированных бюджетов субъектов Федерации, их утверждение и исполнение, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении региональных бюджетов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
    распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов Федерации между региональным бюджетом и местными бюджетами;
    определение порядка направления в региональный бюджет доходов от использования собственности субъекта Федерации, доходов от налогов, сборов и иных доходов регионального бюджета;
    разграничение полномочий по осуществлению расходов между региональным и местными бюджетами в соответствии с федеральным законодательством;
    установление совместно с федеральными органами власти порядка и условий предоставления финансовой помощи региональным бюджетам;
    определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;
    предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;
    установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;
    определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов Федерации;
    осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Федерации и управление государственным долгом субъекта Федерации7.
Итак, функции регионального бюджета так же объективны, как и сама эта категория. Региональный бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство, может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования. Региональные бюджеты являются одним из главных каналов доведения до населения конечных результатов общественного производства. Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Кроме того, из таких бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы. 

      Доходы региональных бюджетов: классификация и методы формирования.


 
Доходы региональных бюджетов - это определенные нормами права  финансовые отношения по поводу поступления  денежных средств в бюджет Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования с целью создания финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей.8
В соответствии с Бюджетным  кодексом Российской Федерации (статья 41) доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.9

 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
Рис. 1 Модель формирования регионального  бюджета.
 
Система российских налогов и сборов определяется исключительно на основании норм Налогового кодекса. Введение в действие этого нормативного акта значительно сократило общее число налогов: федеральных — с 16 до 10; региональных — с 7 до 3 и местных — с 5 до 2. При этом на региональном и местном уровнях предусмотрена уплата только налогов и не установлено ни одного вида сбора.
К региональным налогам относятся10:
    налог на имущество предприятий (гл. 30);
    транспортный налог (гл. 28);
    налог на игорный бизнес (гл. 29).
Разделение налогов на федеральные, региональные и местные не отражает принадлежности налога к определенному бюджету. Их подавляющее большинство распределяется в определенных пропорциях между бюджетами всех трех иерархических уровней.
К налоговым доходам бюджетов субъектов Федерации относятся:
    собственные налоговые доходы бюджетов субъектов Российской федерации от региональных налогов и сборов в соответствии с налоговым законодательством и пропорциями их перераспределения между бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами, установленными законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год;
    отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределяемых к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджета очередной финансовый год, кроме доходов от федеральных налогов и сборов, переданных в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам. Субъект Российской Федерации вправе передавать любые налоговые доходы, подлежащие зачислению в региональный бюджет, в местные бюджеты. В этом случае единственным требованием федерального законодательства является установление законом субъекта Федерации единых (для муниципальных образований определенного типа) нормативов без указания срока их действия. Аналогичные требования распространяются и на порядок передачи налоговых доходов муниципальным районам поселений.
Доходы бюджета от имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, могут быть получены в виде:
    дивидендов по акциям, принадлежащих субъекту Российской Федерации;
    доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;
    процентов от размещения в банках временно свободных денежных средств;
    доходов от оказания услуг и компенсации затрат государства;
    платежей от государственных и муниципальных организаций;
    доходов от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации.
В доходах бюджета отражается также финансовая помощь, предоставляемая в рамках бюджетной системы от бюджетов других уровней в форме дотаций, субвенций и субсидий либо других безвозвратных и безвозмездных формах передачи средств. В доходы бюджетов зачисляются и безвозмездные перечисления от юридических и физических лиц, международных организаций, правительств иностранных государств, а также средства по взаимным расчетам.
Большая часть доходов  бюджетной системы Российской федерации  зачисляется в федеральный бюджет (около 60%). Налоговые поступления распределяется следующим образом: 70% в федеральный бюджет, 30% в бюджеты субъектов Российской Федерации. Основными доходообразующими налогами бюджетов субъектов являются налоги на прибыль (организаций и физических лиц). Большая часть акцизов — около 80% — зачисляется в федеральный бюджет. Неналоговые доходы равномерно распределены по уровням бюджетной системы. Это связано с тем, что государственная собственность делится на собственность федерального центра и субъектов Федерации приблизительно одинаково.
Доходы от использования, продажи, сдачи в аренду являются основной статьей неналоговых доходов. В составе бюджетов субъектов  выделяются целевые бюджетные фонды  для финансирования региональных программ, средства которых образуются за счет целевых налогов или за счет безвозмездных перечислений. В составе федерального бюджета целевых фондов намного меньше. Реализация внешнеэкономической деятельности пока остается прерогативой федерального центра.
В последние годы наблюдался существенный рост доходов бюджетов многих субъектов РФ.11
 


Глава 2. Проблемы формирования региональных бюджетов субъектов РФ и пути их решения.

2.1. Проблемы  формирования доходной части  региональных бюджетов РФ.

 
В настоящее время Россия представляет собой совокупность крайне различающихся между собой по уровню экономического развития регионов. Резко различаются промышленные, ресурсные, инновационные и инвестиционные потенциалы регионов. Вместе с тем эти различия все более углубляются. Основная причина в том, что при ослаблении достаточной поддержки со стороны федерального центра некоторым регионам приходится проводить самостоятельную социально-экономическую политику. В связи с этим возникает проблема формирования эффективной и адекватной региональной политики, направленной на реформирование экономики и привлечение инвестиций. Требуют особого внимания сложившиеся условия, в силу которых отдельные регионы добиваются лучшего положения. К ним относятся:
    благоприятная специфика видов экономической деятельности и лучшие стартовые позиции осуществления рыночных реформ;
    более свободный доступ к средствам федерального бюджета и объемы получаемых финансов;
    способность формировать собственные местные бюджеты с наполняемой доходной частью;
    высокая активность в осуществлении рыночных реформ, позволяющая привлекать инвестиции частного капитала12.
Важными направлениями регионального  развития в условиях рыночной экономики являются создание рыночных механизмов воздействия на рост производства, обеспечивающих его устойчивое развитие, при более эффективном использовании ресурсного потенциала региона и получении наибольшей прибыли, воздействие на потребителей с целью стимулирования их покупательского спроса. Эти преобразования должны осуществляться с применением современного коммуникативного и снабженческо-сбытового инструментария регионального развития, который, зародившись на микроуровне, способен сбалансировать интересы множества субъектов рынка на уровне региона, спроецировав на них интересы государства и реализовав общую направленность реформирования экономики в регионе с учетом его потребностей.
Экономический потенциал  крайне неравномерно распределен по субъектам РФ. Более чем у половины из них общий объем налоговых и неналоговых сборов недостаточен для финансирования их бюджетных расходов. Это означает, что расходные обязательства невыполнимы даже при полном отказе федеральных властей от своей доли налоговых доходов, собираемых на их территории. Из этого следует, что только путем повышения региональных долей распределяемых доходов от федеральных налогов или введения индивидуальных квот проблема региональных бюджетных диспропорций не может быть решена. На первый план выходят задачи укрепления налоговых потенциалов субъектов, расширения доходных полномочий и повышения ответственности региональных властей.
Одним из таких условий  признается наличие эффективных  инструментов регулирования межбюджетных отношений, важнейшим из которых являются нормативы отчислений от налогов в бюджеты различных уровней. Разработка указанного инструмента сопряжена с рассмотрением, как минимум, двух исходных теоретико-методических аспектов проблемы межбюджетных отношений, в числе которых следует обозначить:
    во-первых, формирование экономически рационального уровня нормативов налоговых отчислений, эффективно сочетающих фискальную, регулирующую, стимулирующую и распределительную функции налогов;
    во-вторых, перераспределение налоговых доходов между различными уровнями государственного управления, а именно федерацией, регионом и местными органами, для реализации вмененных им полномочий по их социально-экономическому развитию13.
При этом с позиции решения  проблемы финансового самообеспечения регионов приоритетной для территориального уровня признается стимулирующая функция налогов, реализация которой может быть обеспечена при соблюдении следующих принципов и условий формирования и использования нормативов межбюджетных перераспределений.
      Расщепление налогов по бюджетам различных уровней должно являться неотъемлемым элементом единой системы межбюджетных взаимоотношений, функционально ориентированным на повышение эффективности управления финансовыми ресурсами бюджетной системы в целом. В условиях многоканального механизма перераспределения бюджетных ресурсов вычленение данного элемента и его совершенствование вне других составляющих системы являются малопродуктивными.
      Формирование уровней нормативов налоговых отчислений должно быть увязано с усилением стимулирующей роли налоговой системы в целом. Реализуемые в настоящий период направления налоговой реформы в значительной части носят фискальных характер и являются оторванными от целей и задач межбюджетного регулирования, обусловливая снижение заинтересованности территорий в росте объемов собираемых налогов14.
Важной проблемой является обоснованное определение тех регионов, которые в силу недостаточного налогового потенциала, а не из-за неэффективной работы не могут обеспечить выполнения возложенных на них социальных функций, В связи с этим методическое обеспечение решения задачи выделения регионов-реципиентов, а также классификации регионов различной типологии по критерию финансовой самодостаточности приобретает особую актуальность.
В ходе исследования сущности финансового и бюджетно-налогового потенциалов можно сделать вывод о том, что бюджетно-налоговый потенциал региона следует определять как сумму потенциалов, рассчитанных на основе финансовых ресурсов субъекта РФ, с учетом воздействия внутренних и внешних факторов, отражающих специфику экономики региона15.
Основной внутренний фактор для каждого региона — это  финансовые возможности для сокращения бюджетных расходов и расчет доли расходов, которые относительно безболезненно  могут быть подвержены полному или  частичному сокращению. К такого рода «нерациональным» бюджетным расходам относятся расходы на субсидирование ЖКХ, промышленности, сельского хозяйства, бюджетные ссуды предприятиям, расходы на управление и некоторые другие. По каждой из этих статей требуется разработка особых методик оценки излишков16.
Кроме этого, следует учитывать, что реформирование межбюджетных отношений не может быть реализовано без всесторонне обоснованного формирования минимальных бюджетов на местах по единым социальным и финансовым нормативам. Именно этот показатель, наряду со среднедушевым бюджетно-налоговым потенциалом, является ключевым в схеме межбюджетных отношений.
Важнейшими характеристиками налоговой базы регионов являются степень  ее диверсификации (по видам налогов, налогоплательщикам, отраслям и пр.) и налоговый потенциал региона.
 


2.2. Совершенствование  региональных бюджетов и пути  решения проблем формирования.

 
Решение проблемы стимулирования регионов к поиску и увеличению собственных  доходных источников для финансирования социальной сферы, достижению финансовой самодостаточности замыкается на обоснованном определении налогового потенциала территорий. Именно сопоставление фактических налоговых поступлений с налоговым потенциалом территории позволяет определить возможности увеличения налоговых доходов. Однако отсутствие единых и надежных методик измерения налогового потенциала территорий в российских условиях создает значительные трудности в реформировании межбюджетных отношений. Здесь можно выделить несколько направлений в решении этой проблемы. Непременным условием остается тщательная ревизия регионального налогового законодательства с целью выявления недостатков и неучтенных возможностей. Следующий, не менее важный, момент — это оценка межрегиональных различий в налоговом потенциале. В Концепции реформирования межбюджетных отношений предполагалось, что на основе валового регионального продукта (ВРП) или иных показателей удастся определить возможные доходы бюджетов субъектов Федерации и в соответствии с ними — объем финансовой поддержки, тем самым придав регионам стимул к максимальной мобилизации собственной налоговой базы. Однако использование этого показателя имеет свои ограничения. Нельзя забывать, что ни одна страна мира не смогла создать безупречной методики расчета ВРП. Это, естественно, относится и к России. Главная причина — это сложности в обеспечении статистическими данными. В частности, отчетные данные по ВРП идут с двухгодичным опозданием, что не дает возможности с достаточной точностью и корректностью определить бюджетные доходы субъектов Федерации17. Кроме этого, существенна зависимость налоговой нагрузки на ВРП от его структуры (из-за различий в налогообложении разных отраслей народного хозяйства). И, наконец, ВРП не рассчитывается по автономным округам. На сегодняшний день 
практически значимым по-прежнему остается фактическое исполнение региональных бюджетов по доходам. Однако более объективную оценку налоговых доходов можно получить, если учитывать долю прироста налоговой недоимки в общем объеме начисленных налогов.
Вместе с показателем  доли «живых» денег в налоговых  поступлениях прирост недоимок позволяет  вменить на качественном уровне возможности  увеличения налоговых доходов. Если же исходить 
из учета всей совокупности полученных на территории доходов, то целесообразно ввести понятие «потенциал доходов бюджета».
Представляется справедливым, что налоговый потенциал субъекта РФ можно использовать не только в  рамках межбюджетного регулирования, но и при решении других задач, а именно: согласовании концепции  доходов государства с налоговой  политикой страны; оценке и прогнозировании  налоговых поступлений регионов РФ при подготовке проектов федерального бюджета; планировании и прогнозировании  налоговых доходов региональных бюджетов.
 На наш взгляд, сегодня,  не умаляя важности ресурсов, которыми обладает отдельно взятый  регион, особую значимость приобретает  способность региональных властей  и бизнеса быстро адаптироваться  к постоянно меняющимся условиям  рынка. В процессе разработки  и планирования стратегии государственного  развития необходимо постоянно  анализировать состояние текущей  региональной стратегии.
В результате проведенных  исследований выявлены следующие особенности  выбора стратегии регионального  развития:
    наряду с анализом внутренней среды особую важность для региона приобретают условия внешней среды;
    необходимость разумного соотношения и использования ресурсов, возможностей и потенциала региона;
    важнейшей функцией стратегического управления является целеполагание;
    стратегические прогнозирование и планирование в системе экономического управления играют особую роль;
    результатом реализации выбранной стратегии развития и методов государственного стратегического правления являются экономический рост и конкурентоспособность региона18.
Предлагается считать  конечным индикатором налоговых  возможностей территории потенциальные налоговые доходы. Они, по своей сути, являются «качественными асимптотами» увеличения поступлений за счет наращивания налоговой базы и оптимизации налоговых усилий. Естественно, что данный индикатор не может быть положен в основу установления плановых заданий по сбору налоговых доходов, но при этом он может служить комплексным стратегическим ориентиром в процессе целеполагания и реализации политики развития конкурентных преимуществ территории, различных аспектов бюджетно-налоговой политики как на государственном, так и региональном уровнях.
Существенную роль в развитии бюджетно-налоговых потенциалов регионов могут сыграть налоговые факторы, обеспечивающие стимулирование инвестиционных процессов, развитие экономики и ее отраслей. Система налогового регулирования выступает тем главным условием, без которого невозможно максимальное выявление и использование возможностей роста производства.
Смена парадигмы управления финансами региона определяет необходимость разработки новой концепции управления территориями в регионе, базирующейся на представлении региона как совокупности (общности) территориально-хозяйственных подсистем. В ее основе лежит главная целевая установка — удовлетворение потребностей каждого жителя региона и повышение качества его жизни, которая определяет новое содержание принципов, функций, методов и технологий регионального управления. Возрастающая необходимость в радикальном обновлении управления регионом обусловливается также быстрыми изменениями как внешней, так и внутренней среды региона19.
Исходя из сказанного можно утверждать, что оптимальным способом увеличения эффективности отечественной бюджетно-налоговой системы является увеличение степени ее децентрализации. Это, в свою очередь, должно достигаться в основном расширением полномочий субфедеральных властей в сфере налогового администрирования в сочетании с некоторыми шагами по перераспределению ряда доходных источников между бюджетами разных уровней.
Сегодня пока нельзя говорить об эффективном использовании  имеющегося налогового потенциала, прежде всего в силу достаточно развитого стремления многих налогоплательщиков уклониться от уплаты налогов, и не только за счет «теневых» оборотов, но и путем применения различных схем, начиная от расчетов через третьих лиц, вексельных и иных неденежных форм расчетов, расчетов через «проблемные» банки, проведения «фиктивных» экспортных операций и заканчивая перерегистрацией либо ликвидацией предприятий.
Развитию  налоговой базы региона должны способствовать действия региональной администрации по увеличению налоговых поступлений в региональный бюджет. Так, среди форм воздействия на региональную налоговую базу необходимо выделить фискальные, связанные с регулированием структуры и механизма взимания налогов в регионе, а также инвестиционные и инновационные, содействующие увеличению налоговых поступлений за счет развития производства в регионе, выпуска качественно новых товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью.
Для достижения целей региональной политики налогово-бюджетные  инструменты ее реализации должны быть направлены на решение следующих  задач:
- сокращение различий  в уровне бюджетной обеспеченности  субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов для реализации  ими собственных полномочий при  сохранении стимулов к интенсивному  социально-экономическому развитию;
- обеспечение необходимой  финансовой самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части роста доли налоговых поступлений в доходах территориальных бюджетов при сокращении налоговых льгот, устанавливаемых федеральным законодательством;
- расширение финансовых  стимулов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к улучшению основных показателей качества жизни населения, повышению обеспеченности инженерной и социальной инфраструктурой, проведению социально-экономических реформ;
- усиление ответственности  и подотчетности органов власти  субъектов Российской Федерации  за эффективность собственной  деятельности и конечные результаты  социально-экономического развития  субъектов Российской Федерации20
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.