На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Россия и США: противостояние в политической сфере

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
СОДЕРЖАНИЕ:
 
 
Введение_____________________________________________________________
    Российско-американские проблемы и политика «перезагрузки» в двухсторонних отношениях на основе взаимных интересов и прагматичного сотрудничества_________________________________________________________
 
 
3
    Борьба с ядерным терроризмом_____________________________________
5
    Энергетическая безопасность и позиция США и России в Арктическом регионе_______________________________________________________________
 
7
    Военная политика и интересы СЩА в Центральной Азии и национальные интересы России в регионе______________________________________________
 
9
    Грузинский и украинские вопросы___________________________________
18
Заключение___________________________________________________________
19
Список используемой литературы_________________________________________
20

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
Исследования внешней и внутренней политики Соединенных Штатов Америки, выключая российско-американские отношения, являются одним из центральных направлений  современной науки о международных  отношениях, а сама эта политика продолжает оставаться во многом системообразующим  элементом современной мировой  политики. США остаются и еще будут оставаться относительно долгое время самым сильным государством современного мира – единственной сверхдержавой, превосходящей все остальные страны по агрегированным показателям силы, имеющей глобальное военное и политико-дипломатическое присутствие и играющее центральную роль в глобальном политическом, военно-политическом и экономическом управлении. Более того, с учетом относительного ослабления США в последние годы, провала их попытки выстроить глобальную гегемонистскую систему и продлить «момент однополярности», а также с учетом появления и быстрого усиления новых незападных центров силы (прежде всего Китай) именно «американский вопрос» - способность США найти для себя новое место в новой международной системе – будет оставаться решающим для международных отношений первой половины XXI в., для выстраивания нового международного порядка как такового.
Актуальность данной темы заключается  в том, что вопросы сотрудничества и противоречий в политической сфере  России и США сохраняют и будут сохранять свою значимость как для Москвы и Вашингтона, так и для системы международных отношений в целом. США и Россия остаются ядерными сверхдержавами и основой стратегической стабильности в мире. От их сотрудничества или соперничества в конечном итоге зависит состояние международной безопасности в ее наиболее важном аспекте – отношения между ядерными державами, перспективы режима нераспространения ядерного оружия. От характера российско-американских отношений во многом зависят позиции России в мире и ее отношения со странами и регионами, где сосредоточены важнейшие российские интересы – Европа, Восточная Азия, постсовесткое пространство. В свою очередь, от сотрудничества или соперничества США с Россией зависит реализация ряда жизненно важных американских приоритетов – Иран, Афганистан, проблематика нераспространения ядерного оружия. За время президентства в США Барака Обамы именно Россия стала единственным подлинно успешным направлением внешней политики США среди их отношений с другими великими державами.
Вместе с тем, большая часть  российских исследований внешней политики США и российско-американских отношений  находится в рамках парадигмы, не соответствующей меняющемуся месту  России и США в современном  мире и тем вызовам, угрозам и  возможностям, с которыми Москва и  Вашингтон сталкиваются и будут сталкиваться в мире сегодня и завтра. Это парадигма, в соответствии с которой главный вызов безопасности России и США по-прежнему связан с их политикой друг в отношении друга, и, соответственно, на парирование этого вызова должны быть направлены действия сторон. Это приводит к доминированию в отношениях философии сдерживания путем устрашения и необходимости каждой из сторон балансировать действия другой стороны. В результате повестка дня российско-американских отношений сегодня по-прежнему напоминает повестку дня советско-американских отношений, и стороны все в большей степени занимаются поиском и решением вопросом, имеющих в лучшем случае минимальное отношение к реальным вопросам безопасности и международной стабильности сегодняшнего и завтрашнего мира.
Цели и задачи работы. Цель данной работы в рассмотрении российско-американского сотрудничества и противоречий в политической сфере.
Для достижения данной цели необходимо рассмотреть ряд наиболее значимых вопросов двустороннего сотрудничества:
- размещение США ПРО в Европе;
- проблемы «перезагрузки»  в  российско-американских отношениях;
- борьба с ядерным терроризмом;
- энергетическая безопасность и позиция США и России в Арктическом регионе;
- военная политика и  интересы США в Центральной  Азии и национальные интересы России в регионе.
 
    Российско-американские проблемы и политика «перезагрузки» в двусторонних отношениях на основе взаимных интересов и прагматичного сотрудничества.
Весной 2009 года, двухпартийная Комиссия по политике США в отношении России сформулировала повестку дня для  стратегической переоценки отношений  США с Россией с особым вниманием  к поиску общих интересов. С самого начала призывы к урегулированию российско-американских отношений основывались на убеждении в том, что обе стороны разделяют общие проблемы, к которым можно найти подход только через сотрудничество, и что взаимовыгодные отношения «делового» типа могут продолжаться, несмотря на несогласие по другим вопросам.
Вместе взятые, Россия и США контролируют 90 % мировых запасов ядерного оружия и являются единственными странами, реально способными атаковать друг друга и нанести решающие потери. Обе страны весьма заинтересованы в  предупреждении возобновления геополитического соперничества и войны между  великими державами масштаба мировых войн XX столетия, а так же укреплении стратегической ядерной стабильности. *[Эта позиция была четко сформулирована в апреле 2010 года в обзоре ядерной политики США]. Действительно, новое разжигание гонки вооружений и отношений соперничества с Россией в широком диапазоне стало бы крупнейшим откатом назад в преследовании базовых интересов американской национальной безопасности. Возобновление процесса контроля над вооружениями и предопределение места ядерного сдерживания в двусторонних отношениях стало первым шагом, предупреждающим подобное развитие событий. Усиление режима нераспространения, управление опасными ситуациями, создаваемыми Северной Кореей и Ираном, блокировка доступа международных террористических организаций к оружию массового поражения и принятие реальности ядерной многополярности в XXI веке являются вызовами, с которыми можно справиться только через сотрудничество.
Между тем, «складывается такое  впечатление, что российско-американская перезагрузка   подошла к   некоему   «естественному»  рубежу.   Дело  в   том, что   она как переход к новому качеству российско-американских отношений, что в частности подразумевало отказ американской стороны от действий, которые направлены против интересов России». *[В российско-американских отношениях, возможно, следует сделать паузу. Пушков Алексей (KMnews)]. Опубликовано 1.08.2011. В частности одним из пунктов, которые в июле 2009 года позволили президентам США и России заговорить о перезагрузке отношений между   их странами,  было  заявление хозяина Белого Дома о приостановке размещения элементов противоракетной обороны в Польше и Чехии. Но на деле «совершенно не собираясь начинать переговоры с Москвой о создании совместными усилиями европейской ПРО, Пентагон на практике ускорил размещение баз с элементами противоракетной обороны, опоясывающих Россию.
   Так, на настоящий момент  Администрация США подписала  договоры с Румынией, Польшей,  Болгарией, Норвегией, Турцией  и Испанией о размещении в  этих странах как пусковых установок ракет-перехватчиков, радиолокационных станций, так и нахождения своих военных кораблей в их прибрежных водах с той же целью». *[«Перезагрузка» в российско-американских отношениях может угаснуть. Антонио Рондон Гарсия ("Prensa Latina", Куба). Опубликовано 10.10.2011].
Но вопрос размещения США ПРО в Европе не единственный камень преткновения между двумя державами. «Перезагрузка в отношениях между Россией и США частично основывалась на личных отношениях между двумя президентами этих стран, то есть Барак Обамой и Дмитрием Медведевым - достаточно либерального и прозападного настроенного политика, который в 2008 году стал преемником власти Владимира Путина. Но в сентябре 2011 года российский  «правящий тандем»  Путин-Медведев  объявил,  что в  тандеме  планируется  рокировка,  после мартовских президентских выборов, в результате которой президентом России станет агрессивно настроенный Владимир Путин.
К 2013 году Путин собирается создать  «Евразийский союз» с Белоруссией  и Казахстаном. Идея «ЕВРАсоюза» заставляет Белый дом беспокоится о том, что несмотря на заверения об обратном Владимир Путин планирует создать в Восточной Европе и Центральной Азии что-то подобное СССР.
Глава комитета по международным делам  Госдумы Алексей Пушков, несколько  дней назад, заявил в интервью российской газете «Ведомости» о том, что  перезагрузка «отменена». А также  добавил, что Владимир Путин является воплощением идеи России как мирового центра силы и центра Евразийского союза». По словам Пушкова Соединенные Штаты это не устраивает.
В настоящее время Белый дом, как минимум публично, уверяет  в том, что он стремится к конструктивным отношениям с Россией несмотря на то, кто будет новым российским президентом. Период «перезагрузки» дал определенные результаты в двустороннем сотрудничестве - такие как подписание нового договора о СНВ, которое состоялось в апреле 2010 года. Этот договор несет в себе ограничение ядерного вооружения. А в ноябре того же года было подписано соглашение с Североатлантическим альянсом о том, что грузы НАТО могут транзитом проходить в Афганистан по российской территории. Кроме этого в декабре 2011 года Россия вошла в ВТО». *[ Близок конец «перезагрузки» в российско-американских отношениях. Чарльз Кловер ("The Financial Times", Великобритания). Опубликовано 3.01.2012].
По мнению аналитика Алексея Пушкова вопрос выборов оказался ключевым «это стало особенно ясно после того, как власти России и США, которые до этого демонстрировали достаточно высокую степень согласия по целому ряду международных вопросов, в итоге столкнулись с проблемами, которые как мне кажется, могут оказаться непреодолимыми. А именно это война в Ливии. США настаивают на праве НАТО вести военные действия на территории этой страны. В то время как Москва (в том числе устами Президента Медведева) постоянно подчеркивает, что резолюция ООН, на которую ссылаются страны НАТО на самом деле была попросту попрана Западом и что она не дает такого права. Второй камень преткновения – это Сирия. США, Франция и Великобритания хотят принятия резолюции в Совбезе относительно того, чтобы каким-то образом наказать Башара Ассада и принять такие меры, которые помогут свергнуть его власть в Сирии. Тогда как Россия наотрез отказывается поддержать такую резолюцию. И третий момент, который находится в плоскости двусторонних отношений это т.н. "поправка Магнитского", на которую Россия решила отреагировать своим собственным законопроектом, который в настоящее время находится в Госдуме. То есть в ответ на намерения американской стороны законодательно утвердить право США создавать некий черный список российских официальных лиц, которым может быть отказано во въезде в США и счета которых в США (если такие наличествуют) могут быть заморожены, Россия намерена создать свой собственный черный список американских лиц, действия которых нанесли ущерб интересам российских граждан». *[Русская народная линия (информационно-аналитическая служба) «Алексей Пушков: В российско-американских отношениях следует сделать паузу». Опубликовано 1.08.2011].
Законодательство, которое персонифицирует  санкции против России, считает Алексей  Пушков, это   чрезвычайно    чувствительный удар, который   пытаются   нанести     по      Москве. Россия вступают в предвыборный год, когда накал полемики обычно нарастает, а риторика выходит на первый план, потому что кандидаты в обеих странах будут стараться  понравиться  своим  избирателям.  В  США  по-прежнему  остаются  достаточно  сильные антироссийские настроения. А в России по-прежнему распространенны достаточно выраженные критические настроения по отношению к США. Таким образом, мы получаем общий политический фон, крайне неблагоприятный для перезагрузки. Притом, что размена модернизации на "демократизацию" не произошло. В том числе и потому, что США нам ничего в плане модернизации не предложили.
Сейчас в российско-американских отношениях, возможно, следует сделать  паузу, не пытаясь форсировать их дальнейшее развитие в условиях неблагоприятной  политической и предвыборной конъюнктуры. Чтобы вернуться к теме перезагрузки уже после выборов. Когда будет  более ясная ситуация как в  России, так и в США.
 
    Борьба с ядерным терроризмом.
Вашингтон и Москва разделяют общее  восприятие угрозы терроризма, связанного с движением радикального джихадизма. Россия, испытывающая трудности в попытках достичь соглашения с растущим внутри страны исламским движением, отнеслась к предложенному США определению террористической угрозы с большим пониманием, чем многие другие их союзники. Двадцать процентов населения России составляют мусульмане, а южные границы страны совпадают с важнейшей границей между христианской и исламской цивилизациями. Геополитическое положение России, а также имеющееся в ее распоряжении мощные средства обеспечения безопасности (включая разведывательный потенциал, военные и политические силы), делают ее важным партнером в затяжной войне против террористической угрозы.
«Предотвращение угрозы ядерной войны давно стало общим интересом и для Вашингтона и для Москвы. За прошедшие десятилетия обеим странам удалось преодолеть ряд серьезных трудностей, и посредством заключения договоров и соглашений, которые в конечном итоге позволили сократить ядерные арсеналы и понизить уровень напряженности, тем самым уменьшив вероятность ядерной войны, а попутно и повысив уровень взаимного доверия. Угроза ядерной атаки, которая на протяжении длительного времени являла собой инструмент запугивания, ныне может превратиться в предмет сотрудничества, если США и России удастся договорится о том, каким путем им следует двигаться для достижения прогресса в этом направлении.
Насколько опасна угроза ядерного терроризма? Президент Обама считает ядерный  терроризм величайшей угрозой для  США. Президент Медведев также называет ядерный терроризм в числе  главных угроз для России.
При поддержки Фонда «Инициатива по сокращению ядерной угрозы» бывшего сенатора Сэма Нанна Институт государственного управления имени Джона Ф. Кеннеди при Гарвардском университете запустил осенью 2009 года Американо-Российскую инициативу по предотвращению ядерного терроризма. Данная инициатива была запущена в так называемом формате второго канала сотрудничества, который предусматривает неофициальный диалог на уровне неправительственных организаций. Целью этой инициативы является поддержка усилий правительств США и России по предотвращению ядерного терроризма. Отставной офицер ЦРУ Рольф Моэтт-Ларссен и возглавивший инициативу бригадный генерал в отставке Кевин Райан
сначала отправились в Москву чтобы узнать, что следует предпринять в связи с угрозой ядерного терроризма. Затем с той же целью русские побывали в Вашингтоне. Положительным моментом в данной ситуации является то, что и для американского и для российского бюрократических аппаратов предотвращение ядерного терроризма является сравнительно новой задачей, а поэтому обе стороны могут подходить к сотрудничеству в этой области со сравнительно чистого листа, поскольку расхождений по тому, какую политику следует проводить в этой области, у них было мало, как мало у них было и негативного опыта сотрудничества в этой области. Большей частью эта новая угроза для США и России проистекает от третьих стран, а не от них самих. (Хотя следует и признать, что США и Россия владеют более 90 процентами ядерных материалов в мире, а следовательно могут стать невольными или даже незаконными источниками делящихся материалов и ядерных технологий). Обе страны обладают действенными программами обеспечения физической безопасности ядерных материалов и объектов, что является следствием тех десятилетий, в течение которых эти страны создавали, испытывали и хранили ядерные материалы пригодные для использования в ядерном оружии и на АЭС. Сообщества специальных и разведывательных служб обеих стран осознают, что существует угроза того, что террористические группы могут заполучить или создать ядерное взрывное устройство. Более того, обе страны считают, что именно к этому террористы и стремятся. Обе страны также являются основателями Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма. Указания на сей счет, поступают из высших эшелонов власти США и России синхронно и обе страны кажется движутся в одном направлении в деле противодействия угрозе ядерного терроризма. В этом смысле сотрудничество по предотвращению ядерного терроризма продвинулось гораздо дальше чем сотрудничество по противоракетной обороне». *[Вместе против ядерного терроризма. Кевин Райн. (Газета «Независимое военное обозрение»). Опубликовано 06.10.2011].
 
     Энергетическая безопасность и позиция США и России в Арктическом регионе.
Россия, как крупнейший производитель, и США, как крупнейший потребитель  энергоресурсов, заинтересованы во взаимовыгодном регулировании глобальных рынков, обеспечивая  надежность поставок, стабильность рынков и предсказуемость цен. Россия способна выступать стабилизирующим фактором на мировых энергетических рынках, включая узкоспециализированные сектора, такие как сжиженный природный газ и атомная энергия, однако для разработки своего потенциала она нуждается в доступе к западным технологиям. Сильная позиция России в Арктическом регионе, одном из самых перспективных новых источников углеводородных ресурсов, должна усилить ее привлекательность в качестве энергетического партнера. США и европейские партнеры  стремятся к диверсификации источников поставок, включая усилия по развитию производства сланцевого газа из внутренних источников, однако Россия является на сегодняшний день и останется в будущем основным поставщиком на мировые и региональные рынки.
«Потепление климата дает доступ к  глубинным энергетическим ресурсам арктического региона и открывает  новые судоходные пути. Поэтому в  России он рассматривается как главная  ресурсная база будущего (в принятой в 2008 г. арктической стратегии этого  планируется достичь к 2020 г.). Кроме  того, Москва, обладая крупнейшим северным флотом (сегодня немного постаревшим), намерена стать лидером региона  в области судоходства. С учетом того, что у России самая длинная  граница с Арктикой, эти планы  не выглядят такими уж наивными, как  может показаться на первый взгляд».* [Приоритеты и политика России в арктическом регионе. Римвидас Рагаускас. (Источник: inosmi.ru). Опубликовано 27.04.2011].
Вашингтон также уделяет повышенное внимание освоению Арктики и разрабатывает  стратегии для доминирования  в этом регионе: с одной стороны, здесь увеличивается политическая, экономическая и военная активность Соединенных Штатов, а с другой – ведется поиск рычагов воздействия  на деятельность других факторов. Курс военно-политического руководства страны в Арктическом регионе определяется закрепленными в Стратегии национальной безопасности представлениями о сохранении лидерства США на международной арене. Согласно этими представлениям Соединенные Штаты должны обладать всеми необходимыми ресурсами для оказания решающего влияния на ситуации в ключевых регионах планеты. Арктика становится именно таким регионом.
С международно-правовой     точки      зрения в    современных условиях Арктика остается "ничейной землей", части которой периодически подвергаются самозахвату. На международном уровне пока не решен вопрос о способах "дележа" Арктики, его юридических основах и о том, кто имеет право делить: только соседние с Арктикой страны или все мировые государства. *[На Конференции по Северному Ледовитому океану (Дания, 2008 г.) её участниками была принята декларация, призванная направить в конструктивное русло дискуссии о территориальной принадлежности того или иного арктического района. Государства взяли на себя обязательства не обострять конфликт, который вызван противоречиями между "арктическими" странами].
Одной из ключевых проблем политики Вашингтона в Арктике является участие  США в освоении континентального шельфа арктической зоны. Исследования шельфа координируются через Межведомственный комитет по арктическим исследованиям. Он действует на основе законов "О  политике в области научных исследований США в Арктике" (1984 г.) и "О  защите национальных интересов США  в Арктике"(1986 г.). В исследовании Арктики принимают участие 12 американских министерств и ведомств и около 30 университетов.
Однозначное неодобрение Белого дома вызывают действия России. Курс Москвы на юридическое закрепление за РФ территорий арктического шельфа рассматривается  как угроза национальным интересам  США. "США исключены из обсуждения заявления России по границам ее континентального шельфа в Арктике – вопроса, который  напрямую затрагивает интересы США. Страна, которая делает самую большую  ставку на нефть и газ и обладает самой полной геологической информацией, не входит в состав Комиссии ООН по континентальному шельфу, в то время как Россия и другие страны начинают заявлять там свои претензии на континентальный шельф. США тоже должны предъявлять свои права", – заявляет Дж. Тернер. Таким образом, активизация участия в соответствующих международных институтах и присоединение к международным договорам рассматриваются Вашингтоном как необходимое условие для сдерживания "территориальной экспансии" России в регионе".
Россия занимает место главного соперника США в борьбе за преобладание в Арктике. В этой связи одной  из задач американской стратегии  становится получение Вашингтоном, как минимум, высокой степени  влияния на военную, экономическую  и экологическую деятельность России в регионе. Американские нефтяные компании, допущенные к проектам на территории российской Арктики, становятся проводниками этой линии. А для торможения проектов, непосредственно не связанных с  американскими финансовыми и  промышленными кругами, задействуются  различные международные и российские экологические организации, создающие  общественный резонанс вокруг вреда, якобы  наносимого РФ окружающей среде в  Арктике.
Другой задачей США становится установление контроля над российским Северным флотом. Имевшие место инциденты  на ВМФ РФ используются военно-политическим руководством США для оказания   давления на Россию с целью вывода на выгодный для Вашингтона уровень программ по утилизации объектов российских военно-морских сил (в том числе программы Нанна-Лугара). США уже сегодня требуют прямого доступа своих представителей к российским военным объектам и технологиям.
Стремясь ослабить российский военный  потенциал в регионе, США одновременно наращивают свои военные возможности  в Арктике. Усиливается военное  значение Аляски. На территории этого  штата расположены военно-воздушные  базы, армейская и морская базы и ещё 54 других военных объектов. Территория Аляски была задействована в первом этапе развертывания американской системы ПРО. На базе в Форт-Грили расположены ракетно-пусковые комплексы, призванные выполнить роль первого наземного "щита" ПРО США.
Опасения США здесь можно  понять, ведь «в рамках классического  противостояния «Восток – Запад» Арктика была и остается своего рода северной стеной, сдерживающей крупнейшую континентальную державу на планете. Однако XXI в. вносит свои коррективы в  обычный ход вещей: растущая доступность  Арктики (ее энергетических и рыбных ресурсов, новых транспортных путей  и т.д.) может значимо изменить геополитический статус России, усилив морской вектор ее развития. Если таяние арктических льдов продолжится, Москве удастся разорвать ледяной  пояс окружения и перейти на совершенно новый уровень коммерческих и  военно-стратегических отношений с  внешним миром.
Изменения, происходящие сегодня в  Арктике, наряду с усилением там  «русского фактора» вызывают все  большую озабоченность у северных стран, заставляют их задуматься об общей  безопасности в этом регионе и  возможном вовлечении НАТО в процесс  ее укрепления. Арктика без льда (даже только летом) способна серьезно скорректировать оборонные приоритеты, а, возможно, и стратегические концепции сдерживания различных стран, особенно с учетом вероятного столкновения арктических интересов США и России. Таким образом, сложная конъюнктура политических (стратегических), экономических и географических факторов на ближайшую перспективу превращает Арктику в один из самых интересных и значимых регионов мира».*                     [Приоритеты и политика России в арктическом регионе. Римвидас Рагаускас. (Источник: inosmi.ru). Опубликовано 27.04.2011].
 
4. Военная политика и интересы США в Центральной Азии и национальные интересы России в регионе.
Начало активного военного внедрения  США в Центрально-Азиатский регион (ЦАР) можно отнести к 1980-м гг., когда Вашингтон принял решение  использовать в своих целях вмешательство  Советского Союза в гражданскую  войну в Афганистане. С помощью  пакистанцев американские спецслужбы создали, подготовили и вооружили  сначала отряды «моджахедов», а затем  организацию Талибан, ставшую впоследствии базой и резервом Аль-Каиды –  международной террористической организации, преследующей цели создания всемирного исламского халифата. Так Америка  своими руками создала себе непримиримого  и опасного противника.
События 11 сентября 2001 г. дали американской администрации уникальный предлог  под видом бескомпромиссной борьбы с терроризмом легитимно проникнуть в Центральную Азию (ЦА) и закрепиться  там. Не ограничиваясь действиями против террористических организаций и их лидеров, Вашингтон, используя международную поддержку и военную мощь США/НАТО, предпринял самые решительные шаги по кардинальному изменению стратегической обстановки на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, в первую очередь по устранению неугодных ему режимов и закреплению своего контроля над ключевыми государствами региона. Это существенно изменило расстановку сил как на постсоветском пространстве, так и в некоторых странах Среднего Востока и Южной Азии.
С точки зрения международного права, санкционированная СБ ООН контртеррористическая операция, проводимая США и её партнерами на территории Афганистана, соответствует Уставу ООН. Ее проведение силами коалиции осуществляется в интересах безопасности основных государств  региона  и  является   легитимным с   точки   зрения   национально-правовых   норм операция США и их союзников по НАТО против талибов в Афганистане преследует цели уничтожения баз подготовки международных террористов, пресечения торговли оружием, наркотиками, восстановления мира и стабильности на территории страны, а потому отвечает интересам безопасности как центрально-азиатских государств и России, так и их партнеров по ОДКБ. Центрально-азиатские страны способствуют её проведению путем временного предоставления силам антитеррористической коалиции возможности использовать ряд объектов своей военной инфраструктуры в регионе. Россия предоставляет развединформацию и коридоры прохождения через свою территорию для материального обеспечения сил и средств коалиции.
Военное присутствие США и их союзников по коалиции в Центральной  Азии имеет и другие положительные  стороны. По мнению члена-корреспондента РАН доктора экономических наук В.В. Михеева, Соединенные Штаты с  союзниками взяли на себя часть военно-политической нагрузки и финансовых расходов по поддержанию политической стабильности в регионе, способствовали продвижению  рыночных реформ и социально-экономическому развитию центрально-азиатских обществ.* [Проблемы становления Шанхайской организации сотрудничества и взаимодействия России и Китая в Центральной Азии. – М.: ИДВ РАН, 2005. – 205 с].
С течением времени у военных  экспертов ОДКБ стали возникать  вопросы относительно намерений  и долгосрочных интересов военного присутствия в Центральной Азии Соединенных Штатов, отстоящих от этого региона на десятки тысяч  километров. Ключ к пониманию целей и намерений дает анализ доклада министра обороны США Д. Рамсфельда «Всесторонний обзор состояния и перспектив развития Вооруженных сил США» (2001 г.), раскрывающего характер американской военной политики в регионе.
В качестве одной из приоритетных «региональных угроз» Соединенным  Штатам в докладе рассматривалась обстановка в Азии, где «может возникнуть крупномасштабное военное соперничество» и существует реальная возможность появления «военного соперника, обладающего значительными ресурсами». Поскольку американская стратегия, нацеленная на сохранение однополюсного мира, предусматривает «исключение лидерства враждебных США режимов» в основных регионах, становится понятным стремление закрепить военное присутствие США в Центральной Азии, в глубоком тылу своих потенциальных соперников – России и Китая. Кроме того, США беспокоит существование в «полосе нестабильности от Ближнего Востока до Северо-Восточной Азии» государств с «достаточно мощными вооруженными силами», обладающих ядерным оружием или способных его приобрести.
Западноевропейский и восточноазиатский  центры мировой торговли и потребления  расположены в непосредственной близости от пяти «географически смыкающихся  нефтегазовых провинций: Аравийской (на территории Саудовской Аравии), Мосульской (Иран и Ирак), Каспийской, Волго-Уральской и Западносибирской. Они представляют собой уникальную концентрацию планетарных ресурсов нефти и газа, содержащую около 80% разведанных мировых запасов углеводородов».*[ Восток. 2003. № 3. С. 73].
Поскольку постоянно подчеркивается, что «Соединенные Штаты, их союзники и партнеры и в будущем будут  зависимы от энергетических ресурсов», то одной из задач ВС США, предназначенных  «для защиты и продвижения американских интересов», как следует из доклада Д. Рамсфелда, является обеспечение доступа к названным «ключевым рынкам и стратегическим ресурсам». * [Клименко А. Стратегия развития ШОС: проблема обороны и безопасности. – М.: ИДВ РАН, 2009. – 348 с.]
Таким образом, гарантированный доступ к ресурсам, которыми богат регион, к системам их транспортировки, а  также контроль над набирающими  силу потенциальными соперниками –  эти и некоторые другие геоэкономические, геополитические и геостратегические  факторы обусловили желательность  для Соединенных Штатов длительного  военного присутствия в регионе. И это закономерно, ибо США – государство с ограниченной геоэкономической и геостратегической базой, но глобальными потребностями и геополитическими притязаниями. Это внутреннее противоречие постоянно ста
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.