Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совет министров СССР

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?СОЖЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
   С 1936 ПО 1977 ГОД…………………………………………………………..5
1.1   Совет Народных Комиссаров СССР………………………………………....5
1.2   Структурно-конституционные изменения в системе
исполнительной власти……………………………………………………….8
2          СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР – ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ
ОРГАН……………………………………………………………………….12
2.1   Порядок образования и состав Совета Министров СССР……………….12
2.2   Полномочия, направления и принципы деятельности, 
компетенция Совета Министров СССР……………………………………13
2.3   Деятельность Совета Министров СССР по
совершенствованию государственного управления……………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………29

ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальность темы. Система государственного управления — одна из самых наиболее сложных сфер в государстве. Её становление и развитие сопровождается на всех этапах истории России. Становление системы управление в Советский период представляет собой особый интерес. На обломках имперской российской государственности началось создание принципиально иной государственной системы.  Выполнение задач, стоящих перед советским народом во всех областях социальной жизни, во многом зависело от работы государственного механизма, его структуры, содержания, методов, форм деятельности. Ведущая роль в «машине» советского государственного управления  принадлежала Совету Министров СССР. Деятельности этого государственного органа посвящена данная работа.
Анализ изученных источников и литературы. Деятельность и функции Совета Министров СССР представлены в Конституциях СССР 1936  и 1977 года. На основе этих источников была исследована данная тема. Также при написании работы были использованы нормативно-правовые акты того времени и учебная литература следующих авторов: Н. А. Омельченко, В. Г. Игнатова, Т. П. Коржихиной. Наиболее значимой явилась работа Д. Н. Бахраха, в ней были освещены основные проблемы системы государственного управления  в СССР и раскрыта роль Совета Министров СССР в этой системе.
Цель работы. Целью курсовой работы является исследование деятельности Совета Министров СССР и раскрытие его роль в управлении государством.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
- проследить эволюцию системы исполнительной власти в 1936-1977 гг
- выявить структурно-конституционные изменения в системе власти
- определить роль Совета Министров СССР в государственном управлении.
Объектом исследования является Совет Министров СССР.
Предметом исследования – его деятельность как высшего исполнительного и распорядительного органа.
Хронологические рамки исследования: период 1936-1977 гг.
 
 

1 ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ С 1936 ПО 1977 ГОД
 
1.1    Совет Народных Комиссаров
 
Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза Советских Социалистических Республик является Совет Народных Комиссаров СССР.
Совет Народных Комиссаров СССР ответствен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета - перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен[1].
Совет Народных Комиссаров СССР издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов и проверяет исполнение.
Постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров СССР обязательны к исполнению на всей территории СССР.
Совет Народных Комиссаров СССР:
     а) объединяет и направляет работу общесоюзных и союзно-республиканских Народных Комиссариатов СССР и других подведомственных ему хозяйственных и культурных учреждений;
     б) принимает меры по осуществлению народнохозяйственного плана, государственного бюджета и укреплению кредитно-денежной системы;
     в) принимает меры по обеспечению общественного порядка, защите интересов государства и охране прав граждан;
     г) осуществляет общее руководство в области сношений с иностранными государствами;
     д) определяет ежегодные контингента граждан, подлежащих призыву на действительную военную службу, руководит общим строительством вооруженных сил страны;
     е) образует, в случае необходимости, специальные комитеты и Главные Управления при Совете Народных Комиссаров СССР по делам хозяйственного, культурного и оборонного строительства[2].
Совет Народных Комиссаров СССР имеет право по отраслям управления и хозяйства, отнесенным к компетенции СССР, приостанавливать постановления и распоряжения Советов Народных Комиссаров Союзных республик и отменять приказы и инструкции Народных Комиссаров СССР.
Совет Народных Комиссаров СССР образуется Верховным Советом СССР в составе:
     Председателя Совета Народных Комиссаров СССР;
     Заместителей Председателя Совета Народных Комиссаров СССР;
     Председателя Государственной плановой комиссии СССР;
     Председателя Комиссии советского контроля;
     Народных Комиссаров СССР;
     Председателя Комитета заготовок;
     Председателя Комитета по делам искусств;
     Председателя Комитета по делам высшей школы.
Правительство СССР или Народный Комиссар СССР, к которым обращен запрос депутата Верховного Совета СССР, обязаны не более чем в трехдневный срок дать устный или письменный ответ в соответствующей палате.
Народные Комиссары СССР руководят отраслями государственного управления, входящими в компетенцию СССР.
Народные Комиссары СССР издают в пределах компетенции соответствующих Народных Комиссариатов приказы и инструкции на основании и во исполнение действующих законов, а также постановлений и распоряжений Совета Народных Комиссаров СССР и проверяют их исполнение.
Народные Комиссариаты СССР являются или общесоюзными или союзно-республиканскими.
Общесоюзные Народные Комиссариаты руководят порученной им отраслью государственного управления на всей территории СССР или непосредственно или через назначаемые ими органы.
Союзно-республиканские Народные Комиссариаты руководят порученной им отраслью государственного управления, как правило, через одноименные Народные Комиссариаты союзных республик и управляют непосредственно лишь определенным ограниченным числом предприятий по списку, утверждаемому Президиумом Верховного Совета СССР.
К общесоюзным Народным Комиссариатам относятся Народные Комиссариаты: обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей, сообщения, связи, водного транспорта, тяжелой промышленности, оборонной промышленности.
К союзно-республиканским Народным Комиссариатам относятся Народные Комиссариаты: пищевой промышленности, легкой промышленности, лесной промышленности, земледелия, зерновых и животноводческих совхозов, финансов, внутренней торговли, внутренних дел, юстиции, здравоохранения[3].
 
 
 
 
1.2             Структурно-конституциооные изменения в системе государственного управления
 
5 декабря 1936 года на VIII Чрезвычайном Всесоюзном съезде Советов была принята Конституция СССР. Её принятие ознаменовало завершение   построения   основ   социализма, формирование единоукладной плановой экономики и утверждение   социалистической   собственности   как   основы   советского строя, разгроме кулачества и победе колхозного строя. Власть заявила о своем намерении строить управление обществом и демократических  (а не  классовых)  принципов. Были отменены  существовавшие в первых советских конституциях ограничения в избирательных правах,  вводилось всеобщее,  прямое и равное избирательное, право, что, однако, не меняло существа дела в условиях сохранения однопартийной системы, не предполагавшей проведение альтернативных выборов.
Конституция 1936 г. внесла существенные изменения в систему высших органов власти.  Прекратила существование и система съездов Советов. Высшим органом государственной власти  стал   Верховный   Совет   СССР,   первые   выборы   в  который были проведены в декабре 1937 г. В круг его полномочий входили: принятие и внесение изменений в Конституцию СССР утверждение государственного бюджета и государственных планов экономического   и   социального   развития,   принятие   в состав СССР новых союзных республик, образование новых автономных республик и автономных областей[4].
Верховный Совет СССР состоял из двух палат — Совета Союза и Совета Нацио­нальностей, в равной мере наделенных правом законодательной инициативы.
Основной фор­мой работы Верховного Совета СССР являлись сессии, созывае­мые  согласно   Конституции два раза  в  год.   Верховный  Совет СССР на совместном заседании обеих палат избирал Президиум Верховного   Совета   СССР  в   составе   37   человек. В его функции, входили: со­зыв сессий Верховного Совета, толкование законов, издание ука­зов, роспуск палат и назначение новых выборов. Верховные советы союз­ных республик не были двухпалатными, поэтому национальные Меньшинства  этих  республик  могли  отстаивать  свои  интересы только через Совет Национальностей Верховного Совета CCCР.
Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти и управления оставался Совет Народных Комиссаров CCCP, осуществлявший управление отраслями народного хозяйства через наркоматы, комитеты и комиссии. Определение СНК как высшего распорядительного органа было предложено Сталиным в процессе создания Конституции с целью принизить значение Верховного Совета СССР как органа государственной власти и упрочить автономность правительства по отношению к высшему представительному органу.
В соответствии с Конституцией 1936 г. была изменена также система местных Советов. Прежние Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов были преобразованы в Советы депутатов трудящихся. Упразднялись съезды Советов. Распорядительными органами на местах, как и прежде, являлись исполкомы Советов, в руках которых находилась реальная власть.
Главным отличием новой Конституции было законо­дательное закрепление в ней положения о руководящей роли в по­литической системе советского общества Коммунистической пар­тии (ст. 126 Конституции), обладавшей теперь государственной властью не только де-факто, но и де-юре. Хотя властные полно­мочия партии не были прямо зафиксированы в статьях Консти­туции, были умело замаскированы изобретенным сталинским ру­ководством тезисом о ее «руководящей роли»[5].
Специфику советского строя составляло принятие совместных партийно-государственных нормативных актов — постановлений ЦК ВКП(б) и Правительства СССР, имеющих силу закона.
В организации управления усиливались общесоюзные начала, централизация, бюрократизация, роль административно-штатного персонала, укреплялась дисциплина исполнения, повышалась ответственность за реализацию «директив партии и правительства», огосударствление управления охватило сферы науки искусства.
Резко возросли объем, параметры государственного управления, роль его союзных органов и исполнительного, раздробленного по ведомствам контрольного аппарата, численно рос управленческий аппарат, который становился все более громоздким, многоступенчатым. Исполнительный аппарат становился главным звеном управления, послушным инструментом правящей верхушки, действовал директивно, жестко, преследовал зачастую свои аппаратные интересы в ущерб управляемым объектам.
В 1977 г. была принята новая Конституция, ставшая преемницей предшествующих основных законов 1924 и 1936 гг. Главной отличительной особенностью этой Консти­туции являлось законодательное закрепление в    6-й статье руководящей и направляющей роли Коммунистической партии, объявленной ведущей силой общества.
Конституция законодательно зафиксировала постро­ение в СССР общества «развитого социализма» и утвер­ждала принципы общенародного государства. Однако в реальной действительности социалистические народовла­стные идеалы не были не только в полной мере реализо­ваны на практике, но, более того, не было настоящих га­рантий против реставрации капитализма. Наличие всего лишь основ развивающегося социализма при сохранении ряда негативных тенденций объясняет сложившуюся ре­альность, в которой Конституция расходилась с реальной политической практикой функционирования авторитарно-номенклатурного политического режима.
В Конституции законодательные функции закрепля­лись за Верховным Советом СССР, состоявшим из Пала­ты Совета Союза и палаты Совета Национальностей. Он возглавлял всю стройную систему Советов сверху до низовых сельских и районных советов депутатов. Советы являлись органами общего руководства, а непосредствен­ное управление осуществляли выборные исполнительные комитеты, которые непосредственно руководили хозяй­ственной, культурной жизнью, здравоохранением, образо­ванием, органами МВД и т.д. При Верховном Совете был постоянно действующий орган — Президиум Верховного Совета СССР, который толковал законы, издавал указы, организовывал работу постоянных комиссий, ратифици­ровал мирные договоры.
Высшим исполнительным органом управления и ис­полнительной власти являлось правительство — Совет Министров СССР, образуемый Верховным Советом ново­го очередного созыва. Центральными органами управле­ния являлись министерства и государственные комитеты, опиравшиеся на свои структуры.
 
 

2 СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР – ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН
 
2.1       Порядок образования и состав Совета Министров СССР
 
Совет Министров СССР  образуется  Верховным  Советом  СССР  на совместном заседании  Совета  Союза  и  Совета  Национальностей  в составе Председателя Совета Министров СССР,  первых заместителей и заместителей  Председателя Совета Министров СССР,  министров СССР, председателей государственных комитетов СССР.
В состав   Совета   Министров   СССР    входят   по  должности председатели Советов Министров союзных республик. По представлению  Председателя Совета Министров СССР Верховный Совет  СССР   может   включить   в   состав   Правительства   СССР руководителей других органов и организаций СССР.
Изменения в  персональном  составе   Совета   Министров   СССР производятся  Верховным  Советом  СССР.  В  период  между сессиями Верховного Совета СССР  освобождение  от  должности  и  назначение отдельных   лиц,   входящих   в   состав  Совета  Министров  СССР, производятся по представлению Председателя Совета  Министров  СССР Президиумом Верховного Совета СССР с последующим представлением на утверждение Верховного Совета СССР на его очередной сессии[6].
Совет Министров  СССР  слагает  свои  полномочия  перед  вновь избранным Верховным Советом СССР на его первой сессии.
Он ответствен перед Верховным Советом  СССР  и  ему  подотчетен,  а  в  период  между  сессиями Верховного  Совета  СССР  —  перед  Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен.
Он также регулярно отчитывается о  своей  работе перед Верховным Советом СССР.
 
2.2                       Полномочия, направления и принципы деятельности,  компетенция Совета Министров СССР
 
Совет  Министров  СССР  правомочен  решать все вопросы государственного управления,  отнесенные к ведению  Союза ССР, поскольку они не входят, согласно Конституции, в компетенцию Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР.
В пределах своих полномочий Совет Министров СССР[7]:
1.      обеспечивает   руководство    народным    хозяйством    и социально-культурным строительством; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и  культуры  народа,  по развитию  науки  и техники,  рациональному использованию и охране природных ресурсов,  по укреплению денежной и кредитной системы, проведению   единой   политики  цен,  оплаты  труда,  социального обеспечения,  организации государственного страхования  и  единой системы учета и статистики;  организует управление промышленными, строительными, сельскохозяйственными     предприятиями и объединениями, предприятиями транспорта и связи, банками, а также иными организациями и учреждениями союзного подчинения;
2.      разрабатывает и вносит в Верховный Совет СССР  текущие  и перспективные  государственные планы экономического и социального развития СССР,  государственный бюджет СССР;  принимает  меры  по осуществлению  государственных  планов  и  бюджета;  представляет Верховному Совету СССР отчеты о выполнении  планов  и  исполнении бюджета;
3.      осуществляет меры по защите интересов государства, охране социалистической  собственности  и  общественного   порядка,   по обеспечению и защите прав и свобод граждан;
4.      принимает    меры    по    обеспечению    государственной безопасности;
5.      осуществляет общее руководство строительством Вооруженных Сил  СССР,  определяет ежегодные контингенты граждан,  подлежащих призыву на действительную военную службу;
6.      осуществляет общее  руководство  в  области  отношений  с иностранными  государствами,  внешней  торговли,  экономического, научно-технического   и   культурного сотрудничества   СССР   с зарубежными  странами;  принимает  меры  к обеспечению выполнения международных   договоров   СССР;   утверждает   и    денонсирует межправительственные международные договоры;
7.        образует   в   случае   необходимости  комитеты,  главные управления и другие ведомства при Совете Министров СССР по  делам хозяйственного, социально-культурного и оборонного строительства.  
В соответствии с главными   задачами   социалистического   общенародного   государства   Совет   Министров  СССР  в   пределах   своей   компетенции   осуществляет   деятельность по следующим основным направлениям[8]:
1.      проведение единой  социально-экономической  политики на основе  всемерного  использования  экономических  законов  и   преимуществ социализма;
2.      обеспечение динамичного,  планомерного   и   пропорционального развития   народного   хозяйства,   ускорение  научно-технического прогресса,  повышение эффективности производства и качества работы в целях  наиболее  полного  удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей советских людей;
3.      повышение благосостояния  и  культуры  народа,  защита  прав и  свобод граждан,  создание благоприятных условий для  всестороннего развития личности;
4.      дальнейшее укрепление сплоченности всех  наций  и  народностей страны  в  целях совместного строительства коммунизма, обеспечение сочетания интересов Союза ССР и союзных республик;
5.      обеспечение рационального  использования  и  охраны  природных богатств в интересах настоящего и будущих поколений;
6.      совершенствование государственного управления;
7.      защита интересов   государства,    охрана    и    преумножение социалистической      собственности,     дальнейшее     укрепление  социалистической законности и государственной дисциплины;
8.      обеспечение безопасности  и  обороноспособности страны в целях защиты социалистических  завоеваний  и  мирного  труда  советского народа;
9.      осуществление ленинской политики мира, неуклонное проведение в жизнь принципов внешней политики, закрепленных в Конституции СССР.
Совет Министров  СССР,  руководствуясь  в  своей  деятельности принципами   демократического    централизма,    социалистического федерализма,   социалистической   законности,  гласности  и  учета общественного мнения:
- обеспечивает сочетание централизованного   решения    вопросов государственного управления с развитием инициативы республиканских и местных органов,  коллегиального рассмотрения и решения вопросов Советом  Министров  СССР  с  персональной  ответственностью членов Совета Министров СССР за проведение в  жизнь  принятых  решений  и состояние дел на порученных участках работы;
- организует выявление     и     использование    при    решении соответствующих вопросов  предложений  государственных  органов  и общественных   организаций,   трудовых   коллективов   и  граждан, информирует  население  о  своей  работе  и   о  принятых основных решениях;
- обеспечивает неуклонное соблюдение Конституции  СССР,  законов СССР и иных решений Верховного Совета СССР и его Президиума.
В рассмотрении вопросов,  решаемых Советом Министров  СССР,  в случаях, предусмотренных законодательством СССР, принимают участие общесоюзные органы общественных организаций в  соответствии  с  их уставными задачами.
Совет Министров СССР использует достижения науки  при  решении вопросов государственного управления.
  Совет Министров   СССР   в   пределах    своих    полномочий, предусмотренных  Конституцией  СССР,  настоящим  Законом и другими законами СССР:
- обеспечивает руководство   народным  хозяйством,  социально-культурным   строительством   и другими  сферами  государственного управления; осуществляет руководство отраслями союзного подчинения и общее руководство отраслями союзно-республиканского подчинения;
- организует управление      промышленными,       строительными, сельскохозяйственными предприятиями и объединениями, предприятиями транспорта и связи,  банками, научными учреждениями, а также иными организациями   и   учреждениям  союзного  подчинения;  определяет порядок  создания,  реорганизации  и  ликвидации   государственных предприятий, объединений, других организаций и учреждений;
- определяет задачи   и   функции,   порядок    организации    и деятельности органов государственного управления; принимает меры к совершенствованию  системы  органов  государственного  управления, стиля и методов их работы.
Совет Министров СССР в случае необходимости  может  передавать решение отдельных вопросов государственного управления, входящих в его компетенцию,   Советам    Министров    союзных    республик, министерствам    и    государственным   комитетам   СССР,   другим подведомственным ему органам.
Полномочия Совета Министров распространяются во многих областях. Например, в области развития экономики, социального развития и культуры, финансов, кредитов и цен, труда и заработной платы, науки и техники, безопасности и обороноспособности страны, внешней политики и международных отношений.
Рассмотрим некоторые из них. В области развития экономики:             
1.      обеспечивает     развитие     экономики    как      единого народнохозяйственного  комплекса  на основе государственных планов экономического и социального  развития,  с  учетом  отраслевого  и территориального   принципов,   при   сочетании  централизованного управления  с  хозяйственной  самостоятельностью   и   инициативой предприятий, объединений и других организаций;
2.      принимает меры по обеспечению оптимальных  темпов  развития общественного  производства,  роста  национального  дохода  и  его рационального  распределения;  организуют   создание   необходимых государственных резервов;
3.      разрабатывает предложения по основным направлениям развития народного хозяйства, организует управление группами его однородных отраслей,  координирует  развитые  отраслей  народного  хозяйства; принимает   меры   к   обеспечению  ускорения  научно-технического прогресса, повышения эффективности производства, высокого качества выпускаемой продукции;
4.      обеспечивает решение важнейших комплексных общегосударственных,   межотраслевых   и  территориальных  проблем развития народного хозяйства;
5.      обеспечивает активное использование хозяйственного расчета, прибыли, себестоимости и других экономических рычагов и  стимулов; принимает  меры  к максимальному использованию внутренних резервов социалистического производства, усилению режима экономии;
6.      решает вопросы,  связанные с охраной и научно обоснованным, рациональным использованием земли  и  ее  недр,  водных  ресурсов, растительного  и  животного мира,  сохранением в чистоте воздуха и воды, обеспечением воспроизводства природных богатств и улучшением окружающей человека среды.
В области социального развития и культуры следующие:
1.      разрабатывает  и  осуществляет  меры по повышению на основе роста  производительности  труда  уровня  оплаты  труда,  реальных доходов трудящихся, по увеличению общественных фондов потребления;
2.      определяет    направления    развития   и совершенствования государственной системы   здравоохранения   и  его  материально- технической  базы,  осуществляет  меры  по  охране  и   укреплению  здоровья  граждан,  содействует  развитию  физической  культуры  и спорта;
3.      разрабатывает и  осуществляет  меры  по  проведению  единой политики социального обеспечения и совместно с ВЦСПС устанавливает основные условия выдачи  и  размеры  пособий  по  государственному социальному страхованию;
4.      осуществляет меры по развитию и охране  государственного  и общественного  жилищного  фонда,  по  содействию  кооперативному и индивидуальному жилищному строительству;
5.      определяет  направления развития и совершенствования единой системы народного образования; обеспечивает охрану, преумножение и широкое   использование   духовных  ценностей  для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня;   содействует   развитию   профессионального  искусства  и  народного художественного творчества;
6.      направляет  деятельность  государственных систем торговли и общественного  питания,   бытового   обслуживания  и коммунального хозяйства;   способствует   деятельности  кооперативных  и  других общественных организаций во всех сферах обслуживания населения
 
2.3 Деятельность Совета Министров СССР по совершенствованию государственного управления
 
Совершенствование государственного аппарата — одно из важнейших направлений развертывания социалистической демократии, развития политической системы советского общества. Выполнение задач, стоящих перед советским народом во всех областях социальной жизни, во многом зависит от работы государственного механизма, его структуры, содержания, методов, форм деятельности. Ведущий элемент государственного механизма — аппарат государственного управления. Можно с полным основанием утверждать, что он несет на себе основную тяжесть текущего управления.
Ведущая роль в данном процессе принадлежит Совету Министров СССР. В числе основных направлений его деятельности Закон о Совете Министров СССР называет совершенствование государственного управления и поручает ему принимать меры к совершенствованию системы органов государственного управления, стиля и методов их работы.
Высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти СССР уделяет большое внимание организационной структуре аппарата государственного управления. Как центр аппарата он обеспечивает проведение единой научно обоснованной политики в этой области, а также разработку и осуществление многих организационных мероприятий[9].
Создание и изменение организационной структуры осуществляется, во-первых, путем изменения связей между существующими частями, во-вторых, путем образования (преобразования, ликвидации) структурных единиц, всего аппарата. В определенной степени это деление организационных мероприятий условно, так как изменение строения всегда отражается на сложившихся взаимоотношениях. Поэтому можно сказать, что совершенствование организационной структуры производится посредством решения вопросов о компетенции или, одновременно, о строении и компетенции какой-то части аппарата управления.
Можно говорить о трех способах решения Советом Министров СССР проблем организационной структуры. Во-первых, он подготавливает соответствующие материалы и вносит предложения в Президиум Верховного Совета СССР (например, о создании министерства СССР, преобразовании комитета при Совете Министров СССР в государственный комитет СССР, передаче предприятий и организаций из ведения союзно-республиканского министерства союзной республики в непосредственное подчинение министерства СССР). Для решения структурных, вопросов Совет Министров может использовать и предоставленное ему Конституцией СССР право законодательной инициативы. Во-вторых, многие структурные дела Правительство СССР решает самостоятельно. Так, оно образует ведомства при Совете Министров СССР, утверждает структуры центральных аппаратов специальных ведомств, государственных комитетов и министерств СССР, генеральные схемы их построения, вводит (ликвидирует) должности заместителей министров. В-третьих, своими актами Совет Министров СССР поручает, разрешает, рекомендует правительствам союзных республик, министерствам, государственным комитетам, иным непосредственно подведомственным ему органам, исполнительным комитетам местных Советов вносить определенные коррективы в организационную структуру.
Совет Министров СССР последовательно осуществляет научно обоснованную программу совершенствования организационной структуры аппарата управления. Обобщение практики государственного строительства, исследования советских ученых и прежде всего экономистов, юристов, философов создали определенную теоретическую базу для научного подхода к решению структурных вопросов. В 70-х годах эта работа осуществляется более планомерно, чем прежде, организационные мероприятия теснее увязываются между собой, а также с экономическими, идеологическими и иными вопросами. О повышении научности, комплексности, планомерности этой деятельности свидетельствует широкое применение экспериментальных структур, включение в планы экономического и социального развития разделов о совершенствовании управления, об использовании механизма программно-целевого управления, генеральных схем управления.
Среди основных направлений совершенствования организационной структуры аппарата управления важнейшее место принадлежит концентрации и специализации линейного управления, улучшению механизмов межведомственной координации, дальнейшему развитию демократических начал.
Процесс специализации и концентрации линейного управления наиболее очевиден в тех случаях, когда образуются новые системы отраслевого управления, призванные руководить организациями, выполняющими определенную деятельность. Довольно часто концентрация управления осуществляется путем передачи соответствующих организаций в ведение специализированных ведомств. Так, в подчинение Министерству путей сообщения переданы метрополитены, промышленный рельсовый транспорт, специализированные предприятия по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, принадлежащих гражданам. Концентрация управления производится и путем передачи предприятий и учреждений из ведения министерств союзных республик в ведение министерств СССР.
Наряду с этим происходит внедрение хозрасчетных начал в деятельность линейных систем, преобразование систем, созданных на базе административного подчинения организаций единому центру, в хозрасчет
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.