На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Современные формы правления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
(НОУ ВПО ЗУИЭП)
г. Пермь
Юридический факультет
Специальность «Юриспруденция»
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
По дисциплине: « Теория государства и права » 
 
  Тема: «Современные формы правления»
 
 
 
 
Проверил:
научный руководитель
к.ю.н.  Каминский Б.Б.
___________    ______________
(личная подпись)        (расшифровка подписи)
 
Оценка:
«___________»
«_____» ____________ 200_года
 
 
Выполнил:
Студент  1 курса,
группы ЮВБ-2011
Макаров Ю.В.
 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ
1.1.              Понятие и виды формы правления государства
1.2.              Монархия как форма правления
1.3.              Республика как форма правления
Глава 2. НЕТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 


ВВЕДЕНИЕ

С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Его определяют и как "общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства"; и как "естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка"; и как "союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью"; и как "союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории"; и как "союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти"[1].
Думается, что более точной будет следующая формулировка: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Каждое государство обладает формой. Категория "форма государства" означает, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов.
Если территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам, то в понятии "форма государства" выражается их внутренняя организация, способ устройства, с помощью которых они весьма существенно отличаются друг от друга. От формы государства в значительной степени зависит и политическая жизнь в обществе, и устойчивость государственных институтов.
Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.
Элементами формы государства являются: форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти.
Форма каждого государства отличается определенными особенностями, обусловленными тем или иным сочетанием формы правления, формы государственного устройства и государственного режима.
При этом по общему мнению, форма правления представляет собой ведущий элемент формы государства. В правовой науке существуют два подхода к определению формы правления - широкий и узкий. Первый в содержание формы правления включает порядок формирования и деятельности всех высших (центральных) органов государства, в том числе взаимоотношения их между собой, второй - порядок формирования и статус главы государства.
Целью данной работы является анализ современных форм правления.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1.      изучить понятие формы правления;
2.      раскрыть понятие, особенности и виды монархии как формы правления;
3.      рассмотреть понятие, специфику и виды республики как формы правления;
4.      проанализировать нетипичные современные формы правления.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников.
 


Глава 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ

1.1.           Понятие и виды формы правления государства

Форма правления – внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти.
Т.е. под формой правления понимается организация власти характеризуемая ее формальным источником,  то есть тем,  кому принадлежит власть в данном государстве.  Впрочем, некоторые юристы полагают, что к  этому определению стоит добавить порядок образования орга­нов государства и порядок их взаимодействия с населением.
Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновремен­но является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и.т.д.). В связи с этим все госу­дарства по форме правления делятся на монархии и республики.
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
?      как создаются высшие органы государства, и какого их строение;
?      как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
?      как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
?      в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:
?      монархические (абсолютные, конституционные)
?      республиканские (президентские, парламентские).
Монархия (от греческого monarchia - единовластие) - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.
Признаки монархии:
1) власть передается по наследству;
2) осуществляется бессрочно;
3) не зависит от волеизъявления населения.
Республика (от латинского res publica - государственное, общественное дело) - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.
Признаки республики:
1) выборность власти;
2) ограниченность срока полномочий власти;
3) зависимость от избирателей.
В целом, можно отметить, что форма правления есть наиболее внешнее выражение содержания государства, определяемое структурой и правовым положением высших органов государственной власти.
Характер формы правления, существующей в данном государстве, зависит от организации верховной государственной власти, точнее, от определения правового положения одного высшего органа государственной власти - главы государства. В конечном счете, различие между двумя основными формами правления - монархией и республикой - зависит от того, кто стоит во главе государства: монарх или президент, т.е. выборный глава государства или наследственный. Если глава государства выборный и сменяемый, то это республика, если глава государства наследственный, то это монархия (о некоторых исключениях из этого правила будет сказано ниже).
Существующие в настоящее время формы правления в большей степени говорят об исторической традиции, чем о сущностных характеристиках самого государства. Определяющие качественные особенности современного государства, такие, как демократизм или реакционность, централизация или децентрализация и некоторые другие, не находятся в прямой зависимости от формы правления. Тем не менее, форма правления существенна, т.к. она налагает определенный отпечаток на структуру государственного аппарата и существующие между его отдельными звеньями взаимоотношения.
 

1.2.           Монархия как форма правления

Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Историческим предшественником современной монархии является монархия абсолютная, сформировавшаяся как политическое учреждение в поздний период Средневековья. Для абсолютной монархии (самодержавия) характерно отсутствие каких-либо представительных учреждений, сосредоточение всей государственной власти без остатка в руках монарха.[2]
В настоящее время абсолютная монархия фактически сохраняется в Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, Омане. Хотя в этих странах и есть конституции, они дарованы монархами (в ОАЭ - Советом эмиров) и провозглашают, что вся власть исходит от монарха. Парламента как органа законодательной власти не существует. В Саудовской Аравии король вместо парламента назначает совещательный совет, в Объединенных Арабских Эмиратах эмир назначает Национальное собрание, которое является совещательным учреждением.
В тех странах, где буржуазная революция осуществлялась сравнительно мирным путем, заканчивалась компромиссом между дворянством и буржуазией, абсолютная монархия эволюционизировала в монархию конституционную. Конституционная монархия подразделяется на два вида - дуалистическую и парламентарную.
Дуалистическая монархия является переходной формой правления, она специфична главным образом для тех стран, где существуют сильные пережитки феодализма. Для дуалистической монархии характерны определенные признаки, прежде всего одновременное существование двух политических учреждений - монархии и парламента, которые делят между собой государственную власть.
Эта двойственность (дуализм) выражается в том, что монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти. Он назначает правительство, которое несет ответственность только перед ним. Парламент, которому конституция предоставляет законодательные полномочия, никакого влияния ни на формирование правительства, ни на его состав, ни на его деятельность не оказывает. Дуалистическая монархия не знает института парламентской ответственности правительства. Законодательные полномочия парламента сильно урезаны монархом, которому предоставляется право вето, право назначения в верхнюю палату, право роспуска парламента.
Дуалистическая монархия сохраняется в настоящее время в Иордании, Кувейте, Марокко; 28-летний эмир Катара в конце 1999 г. объявил о переходе страны к дуалистической монархии и подготовке ко всеобщим выборам.
Парламентарная монархия в настоящее время существует в целом ряде развитых стран, в экономике которых не сохранилось сколько-нибудь существенных пережитков феодализма (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия и др.). В парламентарной монархии нет никакого дуализма. Власть монарха ограничена не только в области законодательства, но и в сфере государственного управления и контроля над правительством. Юридически за монархом сохраняется право назначения главы правительства и министров, но делает он это только в соответствии с предложениями лидеров партийной фракции, располагающей большинством мест в парламенте (точнее, в нижней палате парламента).
В отличие от дуалистической монархии, в парламентарной монархии центральное место в системе государственных органов занимает правительство, которое не только осуществляет полномочия и прерогативы монарха, но и направляет всю деятельность парламента. Наиболее типичным примером парламентарной монархии является современная Великобритания. Полномочия британского монарха не подвергались значительным юридическим ограничениям, однако в силу действующих конституционных соглашений, нигде не зафиксированных, но неукоснительно соблюдающихся, Корона практически лишена каких-либо дискреционных полномочий. Все юридические акты, исходящие от монарха, нуждаются в министерской скрепе, причем ответственность за них несет только Правительство, что находит свое выражение в известной формуле: "Корона не может поступить неправильно".[3]
Монархическая форма правления существует во многих странах вплоть до настоящего времени. Однако распространены монархии по континентам далеко не равномерно. В Европе насчитывается 10 монархий: Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция. На американском континенте тоже 10 монархий: Канада, Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Гренада, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Кристофер и Невис, Сент-Лусия, Ямайка. В Австралии и Океании 6 монархий: Австралия, Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Соломоновы острова, Тонга, Тувалу. В Азии 13 монархий: Бахрейн, Бруней, Иордания, Малайзия, Камбоджа, Кувейт, Катар, Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия, Таиланд и Япония. И, наконец, в Африке всего 3 монархии: Лесото, Свазиленд и Марокко.
В современных развитых странах монархия является большей частью слабым политическим учреждением, не играющим существенной роли в осуществлении государственного руководства обществом.
Существует представление, что монархия и федерация друг с другом плохо уживаются. Имеющиеся сегодня примеры монархических федераций (в Австралии, Бельгии, Канаде, Малайзии, ОАЭ и Папуа - Новой Гвинее) доказывают, что это не так. Монархическая федерация - реальное, но довольно сложное явление.
Теоретически термин "федерация" акцентирует внимание на структурной, прежде всего организационной, стороне государства, как состоящего из "соединенных" частей. В своей основе это понятие отражает не столько динамику, процессы, сколько статику, в том числе сложившуюся систему отношений[4].
Современный федерализм выполняет две важнейшие функции: децентрализует власть посредством ее разделения по вертикали и интегрирует территориальные сообщества. Выполняя эти функции, федерализм предоставляет социально-культурную и политическую автономию территориальным частям государства.
Вообще федерализм в той или иной мере может в перспективе оказаться одной из оптимальных форм сочетания тенденций интеграции и децентрализации в современном мире, упрочнения целостности мира при сохранении суверенности наций. Д. Элейзер, несомненно, прав, констатируя, что концепция федерализма, обосновывающая образец должного политического порядка, по своей нормативной силе близка теории естественного права[5].
Для правильного понимания сущности федерализма и принципов федеративного государства необходимо также рассматривать вопрос о соотношении и взаимосвязи федерализма и политической демократии. Именно процессы либерализации и демократизации в монархиях способствовали как появлению новых концепций федерализма, так и становлению новых федеративных государств. Поэтому нельзя не согласиться с И. Духачеком, который, подчеркивая неразрывную связь демократии и федерализма, отмечал, что федерализм - это "территориальное выражение внутреннего кредо демократии"[6].
Современное применение системного подхода переключило акценты на систему связей и отношений. Согласно этому подходу "федеративное государство представляет собой нечто большее, чем сумма составляющих его компонентов".[7]
Думается, исключая признаки, которые не относятся к монархии, можно было бы в самом общем виде охарактеризовать современное федеративное монархическое государство как союзную государственно-территориальную организацию, состоящую из государств или государственных образований, опирающуюся на принцип согласия, основанную одновременно на целостности государственной власти и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами при верховенстве федерации.
Исторически монархические федерации возникали двумя способами: договорным и конституционным.
При договорном способе самостоятельные монархические государства объединялись в федерацию, заключив между собой договор об объединении. Так, ОАЭ были образованы в 1971 г. путем соглашения между семью эмиратами, на территории которых существовал родоплеменной строй, где глава общины получал свою должность по наследству и обладал неограниченными полномочиями[8].
Конституционные федерации при монархической форме правления создавались на основе конституции или иного конституционного документа, в котором центральная власть признает федеративное устройство и автономию отдельных территорий. Так, Конституция Бельгии 1831 г. закрепляла унитарную форму государственного устройства. Между тем в дальнейшем конституционном развитии этой страны возникли проблемы, обусловленные тем, что население этой страны неоднородно[9]. Радикальная реформа государственной системы Бельгии вызывает на данном этапе неоднозначные оценки в бельгийском обществе.
Федеративное устройство монархий в наибольшей степени отвечает обеспечению мирного, соревновательного сосуществования государственных образований, усилению объективных преимуществ и ослаблению негативных сторон в функционировании монархий. Через систему сдержек и противовесов, а также широкое участие общественности в политическом процессе такое устройство позволяет исключить принятие крайних решений, поощрять многообразие в общественном развитии и противодействовать единообразию[10].
Монархические федерации построены на чисто территориальном или этнотерриториальном принципе. Как правило, монархические федерации создавались не для решения национального вопроса, а с целью децентрализации государственного руководства монархией.
В зарубежной науке распространено деление федераций на образования по ассоциации, т.е. в результате образования союза (Канада, Малайзия, ОАЭ), и на образования по диссоциации, т.е. по разделению, когда унитарное государство преобразуется в федеративное (Бельгия, Австралия)[11].
Положение федерации и ее субъектов в каждом отдельном случае имеет свои особенности. Анализ таких особенностей дал основание выделить различные концепции федерализма. Следует отметить, что идеи кооперативного федерализма получили развитие во всех современных монархических федерациях. В Австралии, например, Союз и штаты принимают на основе согласованных позиций законодательные акты, наделяющие каждую из сторон соглашения соответствующими правами по совершению тех или иных действий[12].
Таким образом, при современной монархической форме правления федеративное государственное устройство базируется на основе принципов кооперации, интеграции и субсидиарности. Федерация возникает на основе союза государств и иных образований, а управляется путем делегирования федеральной власти тех политических, экономических и других функций, которые не могут эффективно выполняться субъектами федерации.
Субъекты монархических федераций могут иметь форму правления, отличную от федерации. Так, в ОАЭ - все они монархии, а из 13 субъектов Малайзии 9 - монархии. Субъекты же федерации Канады, Австралии, Бельгии и Папуа - Новой Гвинеи - республики.
Право выхода за субъектами федераций не признается ни в одной из конституций, а попытки сецессии подавляются политико-правовыми средствами либо силой оружия. Например, было отказано в праве выхода штату Западная Австралия в 1938 г. В этой стране попытка сецессии была остановлена путем принятия судебного решения. Следует, правда, отметить, что на практике в ряде случаев сецессия осуществлялась. В 1965 г. из состава Малайзии вышел штат Сингапур[13]. Но в этом случае сецессия была произведена в экономически слаборазвитой стране.
В целях обеспечения стабильности федерации субъектный состав, как правило, напрямую закрепляется основным законом. Однако такая традиция соблюдается не всегда. В ряде конституций субъектный состав указан не полностью, а по состоянию на момент принятия конституции. Таков Конституционный Акт Канады 1867 г.
Конституционная традиция допускает различное наименование субъектов федерации, но, как правило, не предусматривает дифференциацию их статуса, а следовательно, и наименований в рамках одной федерации. Исключением здесь является только особый статус столичных мегаполисов. В вопросе о количестве субъектов федерации нет и не может быть единства.
Общие принципы организации государственной власти в субъектах федерации в той или иной форме закреплены конституциями практически всех федераций. Однако пределы федерального регулирования данной сферы общественных отношений весьма разнятся: от "поверхностных" до относительно "детализированных".
 

1.3.           Республика как форма правления

Республика представляет собой такую форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Существует два основных вида республиканской формы правления - президентская и парламентарная республика.
Президентская республика представляет собой форму правления, которая, прежде всего, характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальной отличительной особенностью президентской республики является отсутствие должности премьер-министра. Президентская республика теоретически строится по принципу жесткого разделения властей. Это означает, что в конституционном законодательстве соответствующих стран проводится строгое разграничение компетенции между высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Соответствующие высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Наряду с объединением полномочий главы государства и главы правительства в руках президента президентская республика отличается следующими характерными особенностями: внепарламентский метод избрания президента; внепарламентский метод формирования правительства и отсутствие института парламентской ответственности; отсутствие у президента права роспуска парламента. Исторически президентская республика впервые была введена в Соединенных Штатах Америки на основе Конституции 1787 г. Североамериканская форма правления послужила образцом для многих стран и наибольшее распространение получила в государствах Латинской Америки. Одним из типичных примеров президентских республик является Бразилия.
В отдельных странах президентская республика при сохранении существенных признаков может подвергаться значительным изменениям. Так, во многих президентских республиках (Мексика, Бразилия, Боливия, Гватемала, Гондурас, Колумбия, Венесуэла, Доминиканская Республика, Панама и некоторые другие) президент избирается посредством прямых выборов. В ряде президентских республик сохранились либо были восстановлены некоторые черты парламентской формы правления. В Чили, например, отдельные акты Президента контрасигнуются министрами; Конституция Венесуэлы предусматривает ограниченную возможность вынесения вотума недоверия отдельным министрам; Конституция Перу учреждает должность председателя Совета министров.
Президентская республика представляет собой весьма гибкую и легко приспосабливающуюся к различным условиям форму правления (эта форма правления получила достаточно широкое распространение в государствах, освободившихся от колониальной зависимости). Однако не следует абсолютизировать оценку тех либо иных политико-правовых форм без учета их конкретного политического содержания. При фактической оценке президентской республики следует иметь в виду особенности политического режима в этой стране.
Парламентарная республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью парламентарной республики является наличие должности премьер-министра. В парламентарной республике правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате (о некоторых исключениях из этого правила будет рассказано в гл. 10). Участие главы государства - президента - в формировании правительства носит чисто номинальный характер. Правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. В парламентарной республике при соблюдении режима конституционной законности правление всегда носит партийный характер, что вовсе не является правилом для президентской республики.
Парламентарная республика - менее распространенная форма правления, чем республика президентская. В настоящее время парламентарными республиками являются Италия, ФРГ, Австрия, Швейцария, Ирландия, Исландия, Греция, Индия, Израиль, Ливан, Турция и некоторые другие.[14]
В практике государственного строительства современных стран иногда встречаются такие формы правления, которые не укладываются в принятую в науке конституционного права классификацию. Речь идет о смешанных формах правления, в которых сочетаются различные элементы, порой крайне противоречивые. Так, существуют формы правления, которые сочетают в себе элементы монархии и республики. Типичным примером подобного политико-правового гибрида является форма правления Малайзии. По действующей ныне Конституции Малайзия представляет собой редкую разновидность конституционной монархии - выборную (или избирательную) монархию.
Форма правления Федерации Малайзия представляет собой сочетание монархии и республики, но республиканский элемент несуществен.
Республиканская форма правления представлена в наши дни мно­жеством разновидностей. Некоторые из них, имеющие авторитарный или тоталитарный характер (суперпрезидентская, президентско-монократическая, милитарно-президентская республики), должны быть сразу исключены из нашего анализа как не соответствующие демо­кратической природе современной конституции. Президентская, пар­ламентарная и полупрезидентская-полупарламентарная формы прав­ления существуют в демократических странах. Президентская респуб­лика в ее традиционной форме существует, например, в США, парламентарная – в Италии, полупрезидентская – во Франции. Анализи­руя те или иные формы правления, важно, однако, обращаться не к деталям (да и объем настоящей работы не позволяет на них останав­ливаться), а к тенденции их развития в современных условиях.
Различные разновидности республик имеют свои плюсы и минусы. Президентская республика обеспечивает стабильное правительство, если такой коллегиальный орган есть, и во всяком случае – стабиль­ность исполнительной власти. Но эта власть, министры недостаточно контролируются, а то и совсем не контролируются органом народного представительства – парламентом, его нижней палатой. В президент­ской республике всегда присутствуют элементы авторитаризма и мало конституционных препятствий, мешающих этим элементам разрас­тись. Институт пожизненного президента (Гвинея, Заир, Кения, Мелави, Тунис и др.) возникал именно на базе президентских республик. Парламентарная республика обеспечивает действенный контроль пар­ламента в отношении правительства, министров. Но если правитель­ство коалиционное (однопартийные правительства крайне редки в де­мократических республиках), то оно всегда очень непрочное. Распад коалиций, вотум недоверия правительству, резолюции порицания вле­кут отставку правительства. В парламентарной республике Италии после Второй мировой войны сменилось 60 составов правительств. Нестабильность исполнительной власти – отрицательная черта пар­ламентарной республики[15].
Необходимость укрепления стабильности правительства при рас­тущем вмешательстве государства в дела общества, усиления парла­ментского контроля, с одной стороны, и стремление к «рационализи­рованному парламентаризму», специализации управления в условиях научно-технической революции и постиндустриального информаци­онного общества – с другой, привели к тому, что после Второй ми­ровой войны (особенно начиная с Конституции Франции 1958 г., разработанной под руководством сторонника сильной государственной власти генерала де Голля), а затем – после краха тоталитарных ре­жимов на рубеже 80-90-х гг. в развитии республиканской формы правления и, следовательно, во взаимоотношениях президента, парламента и правительства обнаружились новые тенденции. Некоторые из них имеют общий характер, относятся ко всем или большинству разновидностей этой формы, другие проявляются в рамках отдельно взятых разновидностей, но так или иначе все они находят выражение в новых конституциях.
К общим тенденциям относятся:
1)  отход от прежних жестких схем организации государственной власти, создание смешанных и гибридных форм правления, сочетающих черты президентских и парламентарных республик, возникающих в результате такого смешения, и, следовательно, существенное видоизменение отношений президента, парламента и правительства. В результате изменяется подход к осуществлению принципа разделения властей, устраняются прежние жесткие или излишне гибкие границы между ними;
2) создание механизмов, имеющих целью обеспечить стабильность правительства. В большей мере это относится к парламентарной республике, но может иметь значение и для президентской (особенно тех ее форм, где, например, в отличие от США, Бразилии или Мексики, в развивающихся странах, существует Совет министров во главе с «административным» премьером);
3)  установление ограниченной ответственности правительства и министров перед парламентом в президентской и полупрезидентской республиках и снижение ответственности правительства и министров перед парламентом в парламентарной республике;
4)  р
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.