На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Логопедические технологии дифференциальной диагностики стертая дизартрия от дислалии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?1
 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
 
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
 
                                                           Допущена к защите
                                                                                  «___»_______________2011 г.
                                                                              Зав. кафедрой коррекционной
                                                                    педагогики и психологии,
                                                                         доктор педагогических наук,
                                                                          профессор Малашихина И.А.
       ___________________________
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Логопедические технологии»
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТЕРТАЯ ДИЗАРТРИЯ ОТ ДИСЛАЛИИ
 
                                                                   Выполнила:
                                                                   Солгалова Екатерина Андреевна,
                                                                   студентка 4 курса специальности
                                                                   «Логопедия.
                                                                  Специальная психология»
                                                                      
                                                                   Научный руководитель:
                                                                   Черепкова Наталья Викторовна,
                                                                   кандидат педагогических наук, доцент
                                                                   кафедры коррекционной педагогики
                                                                   и психологии
Дата защиты
«___»_______________2011 г.
 
Оценка__________________
 
 
Ставрополь, 2011
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы диагностики стертой формы дизартрии от дислалии………………………………………………………………………….6
1.1.  Исследования отечественных и зарубежных логопедов по вопросу дифференциальной диагностики стертой формы дизартрии и дислалии………………………………………………………………………….6
1.2. Критерии дифференциальной диагностики стертой формы дизартрии и дислалии…………………………………………………………………………14
Глава 2. Экспериментальное выявление стертой дизартрии с помощью современных логопедических технологий……………………………………………………………………..24
2.1. Организация и методики диагностирования стертой дизартрии……………………………………………………………………….24
2.2. Качественный и колличественный анализ результатов исследования…………………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………….36
Литература………………………………………………………………..39
Приложение……………………………………………………………...42
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Среди разнообразных речевых нарушений в детском возрасте набольшую трудность для дифференциальной диагностики и логопедической работы представляют дислалия и стертая форма дизартрии. Изучение дифференциальной диагностики стертой формы дизартрии и дислалии представляет интерес для логопедии, и требует дальнейшей разработки приемов ранней логопедической диагностики, совершенствования методов логопедической работы в доречевом периоде и в первые годы жизни.
Исследования, посвященные проблеме дифференциальной диагностики стертой формы дизартрии и дислалии (Поваляева М.А., Архипова Ф.Е., Мартынова Р.И. и др.), показывают, что стертые формы дизартрии довольно часто смешивают с дислалией. Однако коррекция звукопроизношения при дизартрии вызывает определенные трудности. Поэтому применение логопедических технологий дифференциальной диагностики позволит повысить эффективность коррекционного процесса, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации дошкольников.
Широкий анализ практики показал, что стертую форму дизартрии довольно часто смешивают с дислалией. В связи с этим, актуальность нашего исследования заключается в важности детального изучения анамнестических данных, анализа медико-педагогической документации и комплексного медико-педагогического исследования.
Целью данной работы стало изучение использования логопедических технологий и дифференциальных диагностик стертой дизартрии от дислалии.
Объект исследования: дети дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования: использование логопедических технологий для дифференциальной диагностики стертой формы дизартрии от дислалии.
Гипотеза данного исследования:
Дифференциальная диагностика стертой формы дизартрии и дислалии будет осуществляться наиболее эффективно при условии правильной
постановки диагноза, точной этиологии нарушения, своевременной коррекции.
В связи с тем, что сформулирована цель, объект, предмет в ходе опытно-эксперементального исследования необходимо решить следующие задачи:
1.              Анализ специальной психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
2.              Подбор методов и методик.
3.              Проведение опытно-эксперементального исследования по проблеме диагностики стертой дизартрии и дислалии.
4.              На основе изученного материала и проведённого исследования интерпретировать данные и подвести итоги.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ № 29 «Ромашка» г. Михайловска. В исследовании приняло участие 5 детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
Для проведения экспериментального исследования использовались следующие методы: теоретический анализ специально-психолого-педагогической литературы, беседа, наблюдение, констатирующий эксперимент, и  методики: «Диагностика нарушений моторного развития» и
«Обследование состояния артикуляционной и мимической моторики» Е. Ф. Архиповой.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что проведенный теоретический анализ расширяет представления об особенностях дифференциальной диагностики стертой формы дизартрии и дислалии.
Практическая значимость: результаты, проведенного нами исследования, могут быть использованы специальными педагогами и психологами, логопедами и родителями, так как указывают ориентиры, по которым можно понять причину неправильной диагностики стертой дизартрии и дислалии.
Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Теоретический анализ проблемы диагностики стертой формы дизартрии от дислалии
1.1.           Исследования отечественных и зарубежных логопедов по вопросу дифференциальной диагностики стертой формы дизартрии и дислалии
Проблема нарушения речи давно волновала отечественных и зарубежных педагогов и врачей. Целью анализа речевых нарушений является выяснение структуры дефекта и научное обоснование направления и содержания исследований речевой патологии в детском возрасте. Принципы анализа речевых нарушений составляют основу их классификации и разработки научно обоснованных путей и методов предупреждения, преодоления и коррекции [8, с.35].
Одним из первых исследователей, сформулировавших принципы анализа речевых нарушений, адекватных средствам логопедии как педагогической науки, была Р. Е. Левина. Ею выделены три принципа: развития, системного подхода и рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка. Эти принципы остаются ведущими в логопедии при анализе речевых нарушений [12, с.98] .
Научно-обоснованные представления о формах и видах речевых нарушений являются исходными условиями для разработки эффективных методик их преодоления. На протяжении всей истории развития логопедии исследователи стремились к созданию классификации речевых нарушений, охватывающей все их многообразие. Но и в настоящее время проблема классификации остается одной из актуальных не только логопедии, но и других научных дисциплин, изучающих нарушения речевой деятельности: нейрофизиологии, медицины, пато- и нейропсихологии, отраслей специальной психологии и педагогики: олигофренопедагогики, сурдопедагогики, тифлопедагогики [6, c.17].
На начальных этапах своего становления логопедия не располагала собственной классификацией и даже не ставила вопроса о необходимости ее разработки, так как находилась под большим влиянием успехов европейской медицины в области изучения речевых расстройств и опиралась на сложившийся в ней к концу XIX — началу XX в. классификации.
Разрабатывая вопросы классификации речевых нарушений у детей, исследователи как бы разделились на два направления: сторонники одного направления сохранили традиционную номенклатуру речевых нарушений, имеющую обращение в общей логопедии, но наполнили ее новым содержанием, сторонники другого направления отказались от традиционной для логопедии номенклатуры речевых нарушений и ввели новую их группировку [27, c.38].
Таким образом, в настоящее время в отечественной логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений, одна — клинико-педагогическая, вторая — психолого-педагогическая, или педагогическая.  В клинико – психологической классификации выделяют одиннадцать видов речевых нарушений, среди которых выделяют дизартрию и дислалию.
Согласно определению Беляковой Л. И., «дизартрия» - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.
Основные проявления дизартрии:
- расстройство артикуляции звуков (речь нечеткая, смазанная)
- нарушение голосообразования
- изменение темпа и ритма речи
- изменение интонации.
Выше перечисленные проявления дизартрии проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта [25, c. 76].
Согласно таким специалистам, как Волкова Л. С., Левина Р.Е., выделяются такие формы дизартрии, как бульбарная, псевдобульбарная, экстрапирамидная (или подкорковая), мозжечковая, корковая [21, c.87].
Формы дизартрии различаются по местонахождению очага поражения головного мозга.
В отдельную форму дизартрии многие авторы выделяют стертую дизартрию [15, c.43]. Дети со стертыми формами дизартрии не отличаются резко от сверстников. Проявляется стертая дизартрия в стойких расстройствах звукопроизношения и просодики речи, возникающие, вследствие не выраженного микроорганического поражения головного мозга
Так же, по определению, данному Волковой Л.С., «дислалия» – это нарушение звукопроизношения при нормально развитом речевом аппарате. Выделяют механическую и функциональную дислалию [31, c.23].
Термин «дислалия» одним из первых в Европе ввел в научное обращение профессор Вильнюсского университета врач И. Франк. В монографии, вышедшей в 1827 г., он применил его в обобщенном значении как наименование всех видов произносительных расстройств различной этиологии. Несколько позже, в 30-е годы XIX столетия, швейцарский врач Р. Шультесс также вводит в свои работы термин «дислалия», но в более узком, нежели у И. Франка, значении: он причисляет к дислалии лишь произносительные нарушения, обусловленные анатомическими дефектами органов артикуляции. В классификации Куссмауля была принята точка зрения Шультесса, такое же понимание дислалии встречается в работах Гутцмана [16, c.67].
Несколько иную позицию занимал польский исследователь В. Олтушевский, который относил к дислалиям случаи нарушения произношения, не обусловленные анатомическими дефектами речевого аппарата. Он выделял две формы: функциональную и обусловленную снижением слуха (dislalia audiogenes). Дефекты произношения, обусловленные патологическими изменениями в артикуляционном аппарате, он обозначил термином «дисглоссия» и выделил четыре вида этого дефекта в зависимости от того, какой из артикуляционных отделов оказывается нарушенным: губную (labialis), язычную (lingualis), зубную (dentalis) и нёбную (palatalis) [12, c.26].
В отечественной логопедии начала XX в. объем понятия дислалии не отличался от принятого в работах Куссмауля и Гутцмана. Но уже в 30—50-е годы это понятие претерпевает существенные изменения. М. Е. Хватцев рассматривал дислалию как одну из форм косноязычия (под этот обобщающий термин подводились все типы нарушения произношения). Он включал в нее звукопроизносительные нарушения, обусловленные поражением или расстройством периферических органов речи: костно-хряще-мышечных частей, или «периферической или иннервацией», а также нарушения звукопроизношения, обусловленные периферической тугоухостью. Он полагал, что не менее 10% случаев дислалии обусловлены этим дефектом. М. Е. Хватцев выделяет три формы дислалии: механическую, обусловленную грубыми анатомическими дефектами органов речи (расщелинами нёба, короткой подъязычной уздечкой); органическую, обусловленную периферической тугоухостью, аномалиями челюстей, зубов, языка и нёба; функциональную, обусловленную мышечной вялостью мягкого нёба, недостаточной гибкостью кончика языка, слабостью выдыхаемой струи воздуха и т. д. [34, c. 23]
Начальное изучение дизартрии проводилось в основном невропатологами в рамках очаговых поражений мозга у взрослых больных. Большое влияние на современное понимание дизартрии оказали работы М. С. Маргулиса (1926), который впервые четко отграничил дизартрию от моторной афазии и разделил ее на бульбарную и церебральную формы. Автор предложил классификацию церебральных форм дизартрии на основе локализации очага поражения головного мозга, что в дальнейшем нашло отражение в неврологической литературе, а затем в учебниках логопедии (О. В. Правдина, 1969).
Важным этапом в развитии проблемы дизартрии является изучение локально-диагностических проявлений дизартрических расстройств (работы Л. Б. Литвака, 1959 и Е. Н. Винарской, 1973). Е. Н. Винарской впервые было проведено комплексное нейролингвистическое изучение дизартрии при очаговых поражениях мозга у взрослых больных [26, c.30].
В настоящее время проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях. Наиболее подробно она описана у детей с церебральным параличом (М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская, 1959; К. А. Семенова, 1968; Е. М. Мастюкова, 1969, 1971, 1979, 1983; И. И. Панченко, 1979; Л. А. Данилова, 1975, и др.) [14, c. 32].
В начале 50-х годов А. М. Смирнова на основе большого клинического материала публикует классификацию дефектов произношения, которая заметно отличается от классификации, предложенной М. Е. Хватцевым [34, c.41].
В это же время О. В. Правдина дает иную трактовку дислалии: в частности, были исключены нарушения, обусловленные дефектами слуха. Она в отличие от М. Е. Хватцева выделила только две формы: функциональная и механическая, в состав последней была включена и ринолалия [8, c. 42].
В дальнейшем в 60-е годы, в работах С. С. Ляпидевского и О. В. Правдивой прослеживается тенденция к делению произносительных дефектов на дизартрию и дислалию и отказу от обобщающего термина «косноязычие». В эти же годы в работе С. С. Ляпидевского и Б. М. Гриншпуна ринолалия была выделена из механической дислалии в отдельное речевое нарушение. Это определенным образом сузило понятие дислалии и сделало его более четким. В дальнейшем деление дислалии на функциональную и механическую стало разделяться большинством авторов. Лишь в отдельных работах стала упоминаться органическая дислалия, хотя содержание этого словосочетания не у всех авторов совпадало: в работе Е. Ф. Pay и В. А. Синяка термин «органическая дислалия» просто заменен термином «механическая дислалия», а в работе Л. В. Мелеховой понятием «органическая дислалия» охватывались случаи произносительных нарушений, переходные между дизартрией и дислалией. В последнее время такие нарушения определяются как стертая дизартрия [20, c. 65].
В настоящее время термин «дислалия» приобрел международный характер, хотя его содержание, а также виды нарушений, определяемых им, не всегда совпадают. Эти несовпадения связаны с тем, какие основания берутся исследователями при описании нарушений: анатомо-физиологические, психологические или лингвистические. В традиционных описаниях, в которых используются клинические критерии, различные произносительные нарушения типа дислалии рассматриваются нередко как рядоположные. Описания, в основу которых положены психологические и лингвистические критерии, в понятие дислалии включают то разные ее формы и виды, то фонетические и фонетико-фонематические нарушения звукопроизношения (например, в работах Р. Е. Левиной) [23, c. 12].
Критический анализ учения о дислалии с современных научных позиций требует пересмотра установившихся в логопедии представлений [35, c. 38]. Произносительные дефекты по своему нейрофизиологическому и психологическому механизму, по вызывающим их причинам, по роли в общем речевом развитии ребенка и методам преодоления нередко оказываются различными [18, c.34].
Обзор литературы свидетельствует, что стертые формы дизартрии остаются недостаточно изученными, недостаточно освещен вопрос дифференциальной диагностики стертых форм дизартрии и сложной дислалии, не разработан системный подход к коррекции данного речевого нарушения [27, c.54].
Чтобы отграничить стертые формы дизартрии от сложной дислалии, необходимо комплексное медико-педагогическое исследование: анализ медико-педагогической документации, изучение анамнестических данных [2,c.37].
Изучение дифференциальной диагностики стертой формы дизартрии и дислалии представляет интерес для неврологии и логопедии, и требует дальнейшей разработки приемов ранней неврологической и логопедической диагностики, совершенствования методов логопедической работы в доречевом периоде и в первые годы жизни с детьми, имеющими перинатальные поражения мозга, и с детьми группы риска, совершенствования методов коррекционной работы с детьми 5-6 лет, а также усиления взаимосвязи в работе невропатолога и логопеда [5, c.57].
Для рассмотрения вопроса дифференциальной диагностики данных нарушений речи мы изучили взгляды отечественных логопедов, таких как М.А. Поваляева, Р.И. Мартынова на данную проблему.
         С точки зрения М. А. Поваляевой, широкий анализ практики показал, что стертые формы псевдобульбарной дизартрии довольно часто смешивают с дислалией. Однако коррекция звукопроизношения при дизартрии вызывает определенные трудности [16, c.30]. Анализ случаев детей с дислалией и легкой дизартрией показал, что для понимания данных речевых расстройств недостаточно изучение особенностей собственно речевого нарушения. Патология речи (нарушение звукопроизношения) ограничивает способности и социальные возможности ребенка, отражается на всей его личности, в ряде случаев является причиной отрыва от коллектива. Стесняясь своего речевого дефекта, ребенок становится замкнутым, неуверенным в своих силах и возможностях. Дефекты речи в большинстве случаев являются причиной неуспеваемости его в школе [35, c.37].
М. А. Поваляева рассмотрела вопрос о схожести двух нарушений, доказав, что стертую форму дизартрии по праву можно отождествлять со сложной дислалией. Это явилось одним из главных шагов на пути изучения данной проблемы [13, c.26].
Благодаря Р. И. Мартыновой было проведено всестороннее клинико-педагогическое исследование детей с функциональной дислалией, легкой дизартрией и детей с нормальной речью [24, c.89].
Таким образом, исследованию по вопросу дифференциальной диагностики стертой формы дизартрии и дислалии было посвящено не мало работ как отечественных, так и зарубежных логопедов. Обзор литературы свидетельствует, что стертые формы дизартрии остаются недостаточно изученными, недостаточно освещен вопрос дифференциальной диагностики стертых форм дизартрии и сложной дислалии, не разработан системный подход к коррекции данного речевого нарушения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2.           Критерии дифференциальной диагностики стертой формы дизартрии и дислалии
В логопедической практике часто встречаются легкие (стертые) формы псевдобульбарной дизартрии, которые могут ошибочно смешиваться с дислалиями, однако в процессе коррекции они заявляют о себе особыми трудностями преодоления [34, c.38].
Вопрос о формах нарушения произношения, при которых необходимы длительные занятия был впервые поставлен Г. Гуцманом (отметил общую характеристику у всех расстройств – «смытость», стертость артикуляции [36, c.79].
М.Б. Эйдинова и Е.Н. Правдина-Винарская описывают аналогичные случаи и объясняют нарушения артикуляционного аппарата недостаточной иннервацией [24, c.40]. Стертые формы дизартрии выделяет О.В. Правдина. Л.В. Мелехова, анализируя «сложные формы дислалии», обращает внимание на разные проявления дислалии и выделяет функциональную, механическую и органическую (церебральную) формы. В случае органической дислалии отмечается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата (губ, языка, мягкого неба), общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы [18, c. 49]. М.Е. Хватцев отмечает, что к косноязычию относятся отсутствие, искажение, замещения, пропуски отдельных звуков, слогов, недоговаривание, гнусавое или невнятное, смазанное произношение их, а также  искажения, вызванные недочетами регулирования дыхания в процессе произношения. Наблюдаются случаи, когда речь ребенка настолько отягощена разными неправильностями, что становится непонятной даже для родителей [20, c.63]. Л.Т. Журба и Е.М. Мастюкова выделяют менее выраженные формы дизартрии, которые могут наблюдаться у детей, не имеющих явных двигательных расстройств, но перенесших легкую асфиксию, родовую травму, другие нерезко выраженные неблагоприятные воздействия во время внутриутробного развития или во время родов. В этих случаях легкие (стертые) формы дизартрии сочетаются с другими признаками ММД [27, c.94].
Таким образом, стертая дизартрия по своим проявлениям очень близка к сложной дислалии. При обеих формах речевой патологии чаще страдают отдельные группы звуков (сенсорные, шипящие, свистящие). Остальные при изолированном произнесении звучат четко, но в спонтанной речи отмечается смазанность, назализация, палатализация, ускоренный/замедленный темп речи. Дети часто говорят конец фразы на вдохе, им не хватает выдоха на полную фразу. Голос у детей слабый, тихий, хриплый. Нарушение звукопроизношения у таких детей может сочетаться с различными уровнями речевого недоразвития [32, c. 25].
Чтобы отграничить стертые формы дизартрии от сложной дислалии, необходимо комплексное медико-педагогическое исследование: анализ медико-педагогической документации, изучение анамнестических данных.
Необходимо начинать с тщательного изучения анамнестических данных  (как протекали внутриутробное развитие и роды). Оценка по Апгар  характеризует рефлексы  новорожденного сразу после рождения и через 5 минут  жизни. В норме – это 9-10 баллов. Если оценка немного снижена или соответствует 7-8 баллам, то это говорит о легкой асфиксии плода или резидуальной энцефалопатии, что в дальнейшем приводит к ММД или церебрастеническому синдрому [28, c.19].
Раннее развитие детей со стертой формой дизартрии обычно бывает благополучным (они вовремя начинают держать голову, сидеть, ползать). Но несколько задерживаются более сложные локомоторные функции  (ходить начинают с 1г. 2 мес., позднее - моторная неловкость – быстро устают во время ходьбы, не умеют прыгать, бегать, держать ложку в руке). В раннем возрасте при кормлении (акт сосания) у детей часто возникают срыгивание или поперхивание, в более старшем возрасте дети предпочитают есть жидкую пищу, густую медленно жуют, долго держут за щекой [26, c.62].
Речевое развитие в раннем возрасте было благополучным. Гуление и лепет появлялись своевременно, но затем лепет исчезал, и дети некоторое время молчали. Затем речь детей развивалась с задержкой. Слова, неясно произносимые, появлялись в возрасте 1,5-2 лет, в 2-3 года дети пользовались фразовой речью, однако она была непонятна для окружающих. К 4-5 годам некоторые звуки спонтанно корригировались, речь становилась несколько яснее, но в целом оставалась фонетически несформированной. У некоторых детей наблюдалось ОНР [16, c. 28].
Результаты комплексного медико-педагогического исследования детей со стертыми формами дизартрии показали соответствие физического развития детей их возрасту, достаточную контактность при обследовании: при неврологическом обследовании – преимущественно односторонняя неврологическая микросимптоматика, у некоторых детей - легкое косоглазие. Наблюдались следующие симптомы: напряжение жевательных мышц ослаблено, рот приоткрыт, носогубные складки – одна или обе – в покое сглажены, оскаливание зубов недостаточно с одной стороны, язык напряжен, утолщен, движения его вперед и в стороны возможны, но удержание в заданном положении затруднено. Кончик языка недостаточно подвижен, изолированные движения выполняются неточно, при ускорении темпа движении язык становится напряженным и остается неподвижно лежать на дне ротовой полости [19, c.54]. При передвижении кончика языка из угла в угол рта становится заметным нарастающее утомление мышц, движения теряют свою четкость, темп, координацию, повышается саливация.
При проведении функциональной пробы можно выявить ограничение активных движений верхних и нижних конечностей, что указывает на преимущественно односторонние паретические явления  в верхних  и нижних конечностях [34, c.76]. Сила в мышцах на стороне пареза ослаблена, тонус слегка повышен. В рефлекторной сфере сухожильные рефлексы оживлены и вызываются с расширенной зоны со стороны пареза. Кожные рефлексы на стороне пареза снижены. Чувственная и координаторная сферы не нарушены [29, c. 17].
Таким образом, исследование неврологического статуса выявляет отклонения со стороны нервной системы, проявляющиеся в форме нерезко выраженного одностороннего или двухстороннего паретического синдрома. Паретические синдромы наблюдаются в арт. и общей мускулатуре.
Мозаичность симптомов лицевого, языкоглоточного и подъязычного нерва определяют особенности и разнообразие фонетических нарушений у детей. В случаях преобладающего поражения лицевого и подъязычного нервов наблюдаются расстройства артикуляции звуков, обусловленные неполноценной деятельностью губных мышц и мышц языка. В случаях преобладающего нарушения функции подъязычного нерва – отклонение кончика языка в сторону, ограничение подвижности кончика языка и средней его части [18, c.45]. При подъеме кончика языка зазубно, он быстро опускается на стороне пареза, обуславливая возникновение боковой струи воздуха. В случаях нарушения языкоглоточного нерва – ведущий симптом – расстройства фонации, назализация, искажение или отсутствие заднеязычных звуков [31, c.29].
Таким образом, характер речевых расстройств находится в тесной зависимости от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции.
По проявлению неврологических симптомов детей с данной патологией можно разделить на три группы:
?                  Дети с преобладанием правостороннего гемипареза;
?                  Дети с преобладанием левостороннего гемипареза;
?                  Дети с легким двустороннем парезом [34, c.47].
Паретические явления в мышцах артикуляционного аппарата сочетаются с общемоторными расстройствами, указывая на заинтересованность всего пирамидного пути [20, c. 52].
По уровню развития речи детей со стертыми формами дизартрии можно разделить на две группы:
1.   дети со стертой формой дизартрии на фоне ОНР 2 и 3 уровня;
2.   дети со стертой формой  псевдобульбарной дизартрии на фоне ФФН [18, c.30].
Сочетания звуковых расстройств при стертой форме псевдобульбарной дизартрии:
- межзубное произношение переднеязычных звуков сочетается с отсутствием или гортанным произношением звука [р];
- боковое произношение свистящих, шипящих звуков и аффрикат;
- спастическое напряжение средней части спинки языка делает всю речь ребенка смягченной;
- шипящие звуки формируются в более простом нижнем варианте произношения и заменяют свистящие звуки;
- искаженные свистящие звуки заменяют шипящие звуки;
- часто встречаются дефекты озвончения (рассматривать как частичное нарушение голоса) [19, c.10].
При стертой дизартрии могут прослеживать не только фонетические, но и фонационные, просодические и дыхательные нарушения, выражающиеся в назализации, договаривании фразы на вдохе.
Случаи расстройства звукопроизношения, сочетающиеся с нарушением голоса и дыхания, нельзя рассматривать как сложную дислалию или задержку речевого развития. В этих случаях правильным является заключение: стертая форма дизартрии, при которой необходимо вести специальную комплексную коррекционную работу, сочетающуюся с  массажем, ЛФК, специальной артикуляционной гимнастикой, массажем артикуляционного аппарата. Только после проведения лечебных мероприятий, массажа и гимнастики для артикуляционного аппарата можно приступать к коррекции звукопроизношения, а затем и проявлений ОНР и фонематического восприятия [17, c.61].
Именно Архипова Ф.Е. разработала параметры сравнения детей со стертой формой дизартрии и дислалией, внеся тем самым вклад в вопрос дифференциальной диагностики дизартрии и дислалии [1, c. 28].
1 параметр: общая моторика
• У детей с легкой формой дизартрии отмечается моторная неловкость. Они плохо бегают, неловко переступают по ступенькам лестницы, часто спотыкаются. Отмечается некоторая недостаточность координации движений. У логопеда в кабинете при обследовании ребенок плохо стоит на одной ноге, не может прыгать на одной ноге.
• У ребенка с дислалией нет никаких нарушений со стороны моторики. Невропатолог при обследовании не обнаруживает у него неврологической симптоматики.
2 параметр: мелкая моторика
• У ребенка с дизартрией поздно формируются навыки самообразования. Плохо держат карандаш, сильно напрягают мышцы руки. И, наоборот, из-за снижения тонуса мышц рук, ребенок недостаточно нажимает на карандаш, линии рисунка вялые. При работе с вырезной картинкой сложенный рисунок сдвигается с места, части его точно не смещаются одна с другой. Кажется, что ребенок неаккуратен при выполнении работы, но на самом деле это нарушение моторики. Впервые проявляется дефект нарушения ориентировки на листе бумаги вследствие нарушения пространственных представлений. В школьном возрасте это приводит к зеркальному письму, недостаточной ориентировки в тетради. Дети могут испытывать трудности на уроке черчения в старшем возрасте при выполнении геометрических заданий. При обследовании ребенок не выполняет пальчиковые упражнения. Характерным является поиск движений, требующих тонкой дифференцированной работы пальцев: «замок», «коза».
• У ребенка с дислалией со стороны моторики таких нарушений нет.
3 параметр: артикуляционный аппарат
• У ребенка со стертой дизартрией выявляются:
- гипертонус: лицо ребенка маскообразное, мышцы при пальпации твердые; губы - характерно положение верхней губы - она натянута и прижата к верхней десне, а во время речи она неподвижна; язык всегда толстый (или меняет форму «осеннего огурчика»); голос ослабленный, отсутствуют модуляции (не может изобразить как мычит корова); не выполняет задание «Эхо»; речь немного ускоренная; ослаблен речевой выдох; страдают согласные и гласные звуки.
- гипотонус: лицо гипомимично (мимика недостаточная); при пальпации мышцы лица дряблые; рот приоткрыт; ребенок не удерживает позу закрытого рта (но надо исключить лорпатологию); речевое дыхание поверхностное; ребенок не договаривает окончаний слов, как бы допускает грамматические ошибки, страдают обычно согласные.
- гиперсаливация: (повышенное слюноотделение) особенно при увеличении нагрузки. При этом надо исключить заболевания желудочно-кишечного тракта (гастриты, состояние голода).
- девиация языка (отклонение языка от средней линии) при функциональной нагрузке на речевой аппарат. Например, при выполнении упражнения «маятник» нужно посмотреть в какую сторону отклоняется язык.
- гиперкинезы: (насильственные движения языка) выделяются степени гиперкинезов: тяжелая (язык подергивается в переднее-заднем направлении), средняя (по языку пробегают волны, то в продольном, то в поперечном направлении, иногда, это наблюдается только при функциональной нагрузке), легкая (тремор кончика языка при функциональной нагрузке, иногда сопровождается цианозом - посинением).
- нарушение качества артикуляционных движений: движения выполняются, но страдает их качество; ослаблена мышечная сила (много щелчков языком сделать не может, страдает ритмичность); сокращено время удержания артикуляционной позы.
• У ребенка с дислалией обычно нет таких симптомов.
4 параметр: звукопроизношение
• При стертой дизартрии постановка звуков ведется по классической схеме, т.е. способы те же, приемы, можно использовать фонетическую ритмику. Причем здесь звуки ставятся легко, но длителен процесс автоматизации. Иногда, приходится отрабатывать в спонтанной речи каждую позицию звука в слове.
• При дислалии постановка звука также ведется по классической схеме, но поставленный звук усваивается в речи ребенка надолго и не требует длительного процесса автоматизации.
5 параметр: общее речевое развитие
• Детей со стертой дизартрией условно можно разделить на три группы:
- дети, у которых нарушено звукопроизношение, просодика, но у них хороший фонематический слух, богатая лексика, не нарушен грамматический строй языка - ФН (нарушение погранично с дислалией, их трудно дифференцировать).
- дети, у которых не закончился процесс формирования фонематического слуха. Это группа ФФН + стертая форма дизартрии. Таких детей может быть до 50%.
- дети, у которых недоразвитие фонематического слуха сказывается на недоразвитии слоговой структуры слова; бедный словарный запас, агграматизмы в речи. В 5 лет такой ребенок может сказать «на санок» вместо «на санках». Эта группа детей у которых формируется ОНР + стертая форма дизартрия. Их в группе с ОНР может быть 8 человек.
6 параметр: просодика
• У детей со стертой формой дизартрии отмечается невнятная, неразборчивая речь - «каша во рту». Бедные интонации, тихий голос, иногда нозальный оттенок речи. Чаще темп речи быстрый, ускоренный, ребенок не договаривает окончаний слов и очень сокращает произношение гласных звуков (редуцирует до минимума). У ребенка угасающий голос, начинает говорить громко, спадает по мере речевой нагрузки. Интонационная окраска ухудшается. Для детей с дизартрий характерно ухудшение качества речи с увеличением нагрузки.
• У дислаликов с повторением упражнений качество речи улучшается.
Изучение данной проблемы представляет интерес для неврологии и логопедии и требует дальнейшей разработки приемов ранней неврологической и логопедической диагностики минимальных проявлений дизартрии у детей, совершенствования методов логопедической работы в доречевом периоде и в первые годы жизни с детьми, имеющими перинатальные поражения мозга, и с детьми группы риска, совершенствование методов работы с детьми 3-6 лет, а также усиления взаимосвязи в работе невропатолога и логопеда.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что:
1. Стертая дизартрия - одно из самых распространенных речевых нарушений, встречающихся в логопедической практике [2, c. 15].
2. Вопросы диагностики и содержания коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией остаются недостаточно разработанными как в теоретическом, так и в практическом плане.
3. Сложная структура речевого нарушения при стертой дизартрии требует комплексного подхода в организации и проведении коррекционных мероприятий [4, c. 72].
4. Изучение стертой дизартрии является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин. Вместе с тем вопрос терминологии данного нарушения в разных направлениях исследований трактуется по-разному.
5. В специальной литературе выбор термина, определяющего стертую дизартрию, остается дискуссионным.
6. В отечественной логопедии сложилась концепция дислалии как такого вида нарушений звукопроизношения, который не обусловлен органическими нарушениями центрального порядка. Является наиболее распространенным дефектом речи [9, c. 16].
7. Важно отметить, что устранить дислалию необходимо еще в дошкольный возраст, т.к. она может повлечь за собой целый ряд осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи. В концепции дислалии функционально обусловленные нарушения произношения и органически обусловленные нарушения (при анатомических аномалиях органов артикуляции) разделены на самостоятельные формы дислалии. Для современной логопедии продолжает оставаться актуальным поиск методически оправданных путей выработки правильного звукопроизношения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Экспериментальное выявление стертой дизартрии с помощью современных логопедических технологий
2.1. Организация и методики диагностирования диагностика стертой дизартрии
Экспериментальное исследование выявления стертой дизартрии с помощью современных логопедических технологий проводилось на базе МДОУ № 29 «Ромашка» г. Михайловска, в котором участвовало 5 детей старшей подготовительной группы в возрасте 5-6 лет, из них 2 девочки и 3 мальчика c дизартрией.
Для реализации намеченных целей и решения поставленных задач нами было проведено экспериментально-педагогическое исследование, которое состояло из следующих этапов:
I этап - теоретический этап. Включает в себя определение темы исследования, предварительную постановку проблемы, изучение необходимой научной литературы, выбор объекта и предмета исследования, формирование гипотезы.
II этап - подготовительный этап. Предполагает составление программы наблюдения, в том числе выбор  испытуемых, выработку способов подсчёта и анализа результатов, анализ путей достижения «чистоты» наблюдения, а так же подбор и апробация методик экспериментально-педагогического исследования.
III этап - экспериментальный этап. Предполагает в ходе организации констатирующего этапа наблюдения сбор первичных данных, необходимых для подтверждения выдвинутой гипотезы, их систематическое и графическое представление.
IV этап – интерпретационный этап. Заключается в формулировании выводов о подтверждении или опровержении гипотезы на основе процедур анализа полученных результатов, а так же подготовка научного отсчета, который опирается на факты, существование которых до начала исследования лишь гипотетически предполагалось.
С целью выявления стертой дизартрии с помощью современных логопедических технологий мы использовали пособие «Стертая дизартрия у детей», автором которой является  Е. Ф. Архипова, которое включает в себя 2 методики: 1) Диагностика нарушений моторного развития; 2) Обследование состояния артикуляционной и мимической моторики.
Методика № 1: «Диагностика нарушений моторного развития»
Цель исследования: получить информацию о моторном развитии ребенка.
Материалы и оборудование: бумага, ручка.
   Проведение исследования:
Для проведения исследования двигательной сферы и состояния мелкой ручной моторики у детей предлагаются следующие тесты:
1. Обследование общей произвольной моторики.
2. Исследование ориентации в сторонах собственного тела и тела сидящего напротив.
3. Исследование зрительно-пространственной ориентации движения (проба Хэда).
4. Определение конструктивного праксиса.
5. Выявление синкинезий.
6. Исследование скорости движений (начертание вертикальных линий).
Общемоторная сфера детей со стертой дизартрией характеризуется замедленными, неловкими, скованными, недифференцированными движениями.
Может отмечаться ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, преимущественно с одной стороны, встречаются синкинезии, нарушения мышечного тонуса, экстрапирамидная недостаточность двигательной сферы. Иногда подвижность резко выражена, движения являются непродуктивными и бесцельными. Отмечаются нарастание мышечного тонуса руке при подъеме их вверх, легкий тремор пальцев, уход языка в больную сторону, легкие гиперкинезы языка.
Наиболее ярко недостаточность общей моторики у дошкольников со стертой дизартрией проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений. Также характерны нарушения ручной моторики, которые проявляются преимущественно в нарушении точности, быстроты и координации движений. Между уровнем несформированности ручной и артикуляционной моторики установлена существенная корреляция.
Все эти симптомы при стертой дизартрии у детей проявляются в нерезко выраженной форме.
Методика № 2: «Обследование состояния артикуляционной и мимической моторики»
Цель исследования: получить информацию о состояния артикуляционной и мимической моторики ребенка.
Материалы и оборудование: бумага, ручка.
  Проведение исследования:
Для оценки состояния артикуляционной и мимической моторики детей со стертой дизартрией используются приемы, рекомендуемые Л.В. Лопатиной, Г.В. Дедюхиной.
В программу обследования артикуляционной и мимической моторики входят:
– обследование динамической координации артикуляционных движений;
– обследование мимической мускулатуры;
– обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики.
После завершения всего обследования составляется профиль структуры двигательного нарушения ребенка со стертой дизартрией.
Балльная оценка функции позволяет оценить не только наличие патологической симптоматики, но и степень ее выраженности.
После проведения коррекционных мероприятий на графике отражается динамика в виде второй кривой. Таким образом, на графике можно увидеть результаты коррекционной работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.2.           Качественный и колличественный анализ результатов исследования
Результаты исследования по методике № 1: «Диагностика нарушений моторного развития» [приложение 1]
Для диагностики нарушений моторного развития ребенку нужно было выполнить некоторые инструкции. За каждое выполненное задание начислялись баллы.
Проведенное нами исследование позволило получить следующие результаты:
1. Обследование общей произвольной моторики
1)                 Руслан Р. (6 лет) в обследовании общей произвольной моторики
внимательно слушал инструкции для выполнения, старался, но был немного медлительным. Единственное затруднение вызвали прыжки на двух ногах с продвижением. За данное упражнение набрал 3 балла.
2)                 Дима А. (6,5 лет) в данном обследовании все задания выполнял правильно, старательно. Набрал 4 балла.
3)                 Ира Г. (6 лет) плохо удерживала равновесие, помогала себе руками, быстро оступается, ищет опору. Набрала 1 балл.
4)                 Леша У. (7 лет) так же задания выполнял недостаточно точно, вытягивал руки в стороны для сохранения равновесия. Набрал 2 балла.
5)                 Олеся И. (6,5 лет) все задания выполняла правильно, но в замедленном темпе. Набрала 3 балла.
2.                  Исследование ориентации в сторонах собственного тела и тела сидящего напротив
1)     Руслан Р. все две инструкции сделал правильно, но замедленно. Задания выполнял неуверенно. Набрал 3 балла.
2)     Дима А. задания выполнял правильно, быстро. Набрал 4 балла.
3)     Ира Г. затруднялась с ориентацией в сторонах собственного тела и тела сидящего напротив, задания выполняла плохо. Набрала 1 балл.
4)     Леша У. ориентируется в сторонах собственного тела, но с затруднением ориентируется в сторонах тела сидящего напротив. Набрал 1 балл.
5)     Олеся И. все задания выполняла правильно, но замедленно. Внимательно слушала указания. Набрала 3 балла.
3.                  Исследование зрительно-пространственной ориентации движения (проба Хэда)
1)                 Руслан Р. все задания выполнил правильно, но в замедленном темпе, набрал 3 балла.
2)                 Дима А. так же все задания выполнил правильно, но в замедленном темпе, набрал 3 балла.
3)                 У Иры Г. эхопраксия возникает при выполнении первого задания и удерживается при выполнении последующих, ошибки девочка замечает самостоятельно. Набрала 1 балл.
4)                 У Леши У. стойкие эхопраксии, ошибок самостоятельно не замечает. С заданием не справился. Набрал 0 баллов.
5)                 Олеся И. все задания выполняет правильно, но в замедленном темпе. Набрала 3 балла.
4.                  Определение конструктивного праксиса
1)     Руслан Р. Набрал 4 балла, т.к. все задания выполнял правильно, без ошибрк и с интересом.
2)     Дима А. задания выполнял с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно. Набрал 3 балла.
3)     Ира Г. Задания выполняла медленно, не решительно, но с минимальной помощью взрослого. Набрала 2 балла.
4)     Леша У. задание выполнил только после демонстрации готового образца. Набрал 1 балл.
5)     Олеся И. все задание выполнила правильно, без помощи взрослого. Набрала 4 балла.
5.                  Выявление синкинезий
1)                 При выполнении данного задания у Руслана Р. обнаруживались односторонние синкинезии. Он набрал 2 балла.
2)     У Димы А. наблюдались односторонние синкинезии в части заданий. Мальчик набрал 3 балла.
3)     У Иры Г. наблюдались перекрестные синкинезии. Она набрала 1 балл.
4)     У Леши У. наблюдались двусторонние синкинезии. Набрал 0 баллов.
5)     В части заданий у Олеси И. проявлялись односторонние синкинезии. Она набрала 3 балла.
6.                  Исследование скорости движений (начертание вертикальных линий)
1)                 Руслан Р. выполнил задание в быстром темпе для одной руки (с указанием для какой руки выполнено задание), начертиле более 20 линий. 3 балла.
2)                 Дима А.  выполнил задания в замедленном темпе, начертил более 16 линий правой рукой и 9 линий левой, имеют место многочисленные нарушения границ горизонтальных линий, перемена скорости движений. Набрал 2 балла.
3)                 Ира Г. начертила менее 10 линий ведущей рукой, сделала многочисленные нарушения грани
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.