Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Предмет возрастной физиологии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Научная актуальность работы.
Рассматривая  актуальность данной работы, мы можем прийти к выводу о ее полезности и своевременности.
Важнейшей задачей государства  является воспитание человека коммунистических идеалов, гармонично сочетающего в  себе физическое и психическое совершенство. Вполне естественно, что выполнение  этой ответственной задачи невозможно без овладения будущим учителем и воспитателем сложнейшей техникой учебно – воспитательного процесса. Чтобы овладеть педагогическим мастерством, педагог должен в совершенстве владеть методами обучения и воспитания ребенка, имеющими естественно – научную основу. Решающее значение в развитии у будущих педагогов профессиональных знаний, умений и навыков имели и имеют такие основополагающие дисциплины психолого – педагогического цикла, как педагогика, психология и методики специальных предметов. Но такое построение педагогического образования было бы неполным, если бы в нем отсутствовали знания анатомо – физиологических особенностей детей и подростков и физиологических основ их обучения и воспитания, так как без этого невозможна истинно научная организация учебно – воспитательной работы.
Выдающийся деятель педагогической науки и организатор народного образования в СССР Н.К. Крупская отмечала: «Первое, что должен знать педагог, - это строение и жизнь человеческого тела – анатомию и физиологию человеческого тела и его развитие. Без этого нельзя быть хорошим педагогом, правильно растить ребенка».
Возрастная физиология имеет большое практическое и теоретическое значение и является одним из важнейших и необходимых компонентов педагогического образования. Прежде всего физиологические знания необходимы педагогу для активного и сознательного участия в работе по охране здоровья детей  подростков и созданию оптимальных условий для воспитания «физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил»
Знание анатомо - физиологических  особенностей детского и подросткового  возраста помогут педагогу рационально  организовать всю учебно – воспитательную работу в процессе игровой и учебной  деятельности детей и подростков, оптимизировать организацию их физического, трудового и военно – патриотического  воспитания.
Курс возрастной физиологии имеет важное значение в формировании диалектико – материалистического мировоззрения будущий учителей и воспитателей. В возрастной физиологии раскрывается материальная природа сложных психических и физиологических функций человека, показывается динамика их развития у детей и подростков, вскрывается роль социальной среды и наследственности в развитии психических и физических возможностей ребенка.
 
 
 
 
 
Предмет возрастной физиологии.
Физиология – наука  о функциях или процессах жизнедеятельности, протекающих в организме на всех его структурных уровнях: клеточном, тканевом, огранном, системном и  организменном.
В настоящее время физиология в результате научного прогресса  и постоянной дифференциации представляет собой сложный комплекс общих  и специальных научных дисциплин: общую физиологию, сравнительную и эволюционную физиологию, физиологию человека, физиологию животных, возрастную физиологию и т.п.
Таким образом, возрастная физиология является самостоятельной ветвью физиологии человека и животных, в задачу которой входит изучение закономерностей «становления и развития физиологических функций организма на протяжении его жизненного пути от оплодотворения до конца жизни».
Методы возрастной физиологии.
Возрастная физиология –  наука экспериментальная. Её методологическую основу составляет диалектический материализм. Физиологи стремятся изучать все явления и процессы в организме детей и подростков в их движении и развитии, в их взаимосвязи и взаимообусловленности, с учетом внутренних противоречий и выделением основных движущих сил развития.
Ученые, занимающиеся проблемами возрастной физиологии, пользуются тремя  основными методами научного исследования: наблюдением, естественным и лабораторным экспериментами.
Проведение экспериментальных  исследований в возрастной физиологии в последние годы осуществляют с  помощью сложнейшей оптической, радиотехнической и электронной аппаратуры, позволяющей  одновременно изучать десятки различных  функций. Такой методический подход можно назвать комплексным. В связи с этим возникла необходимость в своевременной фиксации и математической обработке многочисленных результатов исследований, что стало возможно с применением электронно-вычислительной техники и математической статистики.
Особенности онтогенеза человека.
Пренатальный (внутриутробный) период онтогенеза. Подразделяется на эмбриональный и фетальный (плодный). На эмбриональной стадии происходит морфогенез. В фетальный период увеличиваются размеры плода, и завершается органообразование.   
   Постнатальный онтогенез. Начинается с момента рождения. Сразу после рождения наступает период новорожденности. В наши дни период новорожденности ограничивают временем вскармливания ребенка молозивом, которое длится 8-10 дней. Среднестатистическая длина тела доношенного зрелого новорожденного составляет 48-52 сантиметра, вес тела 3200-3750 г. Следующий период продолжается до 1 года и называется грудным. Длительность вскармливания ребенка в среднем составляет 4-6 месяцев. Интенсивность ростового процесса в этот период возрастает. Средний вес тела в 1 год достигает 9.8-10.3 кг, длина тела – 72-77 см. В каждом месяце первого года жизни появляются новые показатели развития. Период раннего детства длится от года до 3 лет включительно. На втором-третьем году жизни заканчивается прорезывание молочных зубов. Начинают изменяться пропорции тела. С 4 лет начинается период первого детства, который заканчивается в 7 лет. Вторичные половые признаки выражены слабо. Возраст от 1 до 7 лет называют также периодом нейтрального детства. Формирование взаимосвязей гипоталамус-гипофиз-гонады заканчивается к 1.5-2 годам. В конце периода первого детства зафиксирован первичный ростовой скачек. Начиная с 6 лет начинается смена молочных зубов на постоянные.
Перипубертатный период. Это период полового созревания. Обычно выделяют две фазы: препубертатную и пубертатную. Во время первой фазы происходит первый ростовой скачек. Фаза пубертатного периода захватывает подростковый и юношеский возраст. Важным событием этой фазы является спурт. У девочек начинается рост молочных желез, формируются фолликулы. У мальчиков усиливается рост и развитие половых органов, формируется вторичное обволошение по мужскому типу.
Акселерация. Вековая тенденция темпов развития. Акселерация – ускорение соматического, полового и психического развития. Проявления:
- У новорожденных отмечается большая длина тела и больший вес.
- Наблюдается опережение в росте и прибавке в весе у маленьких детей.
- Увеличение парциальных размеров (сегментов конечностей)
- Ускорение сроков прорезывания  молочных зубов.
- У детей и подростков фиксируется  отчетливое опережение пубертатного  развития.
- Наступление сроков полового  созревания подростков ускорилось  примерно на 2 года за последние  100 лет.
- Увеличиваются размеры тела взрослых людей, но в меньшей степени, чем у детей и подростков.
- Происходит ускорение в темпах  физиологического созревания
- Ускорение развития двигательных  функций.
Тем не менее, ученые приходят к выводу, что современные  дети остались на том же уровне психического развития, что и 30-40 лет назад. Вероятно так же процесс акселерации зависит  от пола, конституционального типа, расовой и этнической принадлежности, экологических и социальных факторов.
Проблема классификации возрастных периодов. Современная схема возрастной периодизации.
Развитие  ребенка представляет собой непрерывный  процесс, в котором этапы медленных количественных изменений закономерно приводят к резким скачкообразным качественным преобразованиям структуры и функции детского организма.
Каждая такая  качественная ступень в индивидуальном развитии человека характеризуется  рядом морфофункциональных особенностей, изучить которые – задача большого практического значения, так как без этих исследований невозможно действительно научное построение схемы возрастной периодизации.
Сегодня наши знания биологических особенностей постнатального развития человека еще  недостаточны и мы пока не в состоянии  строго очертить даже его отдельные этапы. Поэтому проблема возрастной периодизации остается одной из актуальных для всего комплекса наук, исследующих развитие человека. Ее решения ждут медики, гигиенисты, психологи и педагоги.
Для педагогов  более удобной является периодизация, построенная также на основе педагогических и социологических критериев  и охватывающая возраст от рождения до 17-18 лет. Эта схема включает следующие  периоды:
 
Младенческий. . . . . . . . . . . . . . . до 1 года
Преддошкольный. . . . . . . . . . . . с 1 до 3 лет
Дошкольный. . . . . . . . . . . . . . . .  с 3 до 7 лет
Младший школьный. . . . . . . . . .с 7 до 11-12 лет
Средний школьный. . . . . . . . . . .с 11-12 до 15 лет
Старший школьный. . . . . . . . . . .с 15 до 17-18 лет
Всякая возрастная периодизация довольна условна, но она необходима для учета меняющихся в процессе онтогенеза физиологических и морфологических свойств организма детей и подростков, для разработки научно обоснованной системы охраны их здоровья, для создания таких предметов воспитания и обучения, которые были бы адекватны каждой возрастной ступени и способствовали бы оптимальному развитию физических и психических возможностей детей и подростков.
Значение органов чувств. Сенсорная  информация как фактор развития детей  и подростков.
Элементарная  рефлекторная деятельность человека, его сложные поведенческие акты и психические процессы зависят  от функционального состояния его  органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, соматической и висцеральной чувствительности, с помощью которых  осуществляется восприятие и анализ бесконечного потока информации из окружающего нас материального мира и внутренней среды организма. Органы чувств – это «окна», через которые внешний мир проникает в наше сознание, отмечал В. И. Ленин. «Иначе, как через ощущения,- писал он,- мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем». Без этой информации была бы невозможна оптимальная организация как самых примитивных, «животных», функций нашего организма, так и высших познавательных психических процессов человека, дающих ему неограниченную власть нал природой.
Ощущения  – это элементарные процессы психического отражения отдельных особенностей предметов и явлений окружающего  мира и внутренних состояний нашего организма. На их основе формируется  восприятие, являющееся более сложным  наглядно-образным отражением целостных  предметов и явлений.
Физиологическую основу ощущений и восприятий составляет деятельность сложных функциональных систем, включающих в себя периферические и центральные части нервной  системы и называемых анализаторами.
Сенсорная информация, которую мы получаем с помощью органов чувств (анализаторов), имеет значение не только для организации деятельности внутренних органов и поведения соответственно требованиям среды. Сенсорная информация является и важным фактором развития ребенка.
В экспериментах  на животных было показано, что их содержание в условиях сенсорного голода, т.е. в  условиях ограниченного притока  информации из окружающей среды, не только приводит к недоразвитию нервных  клеток и мозговых структур, но и  задерживает развитие организма  в целом.
Многочисленные  примеры из практики дефектологии показывают, что нормальное развитие ребенка, имеющего дефекты в развитии некоторых  органов чувств, возможно только при  самоотверженном труде педагогов, владеющих специальным образованием
Важное значение в процессе обучения и воспитания детей с дефектами органов чувств имеет высокая пластичность нервной системы, позволяющая компенсировать выпавшие функции за счет оставшихся органов чувств. 
Чем более  выражена степень поражения органов  чувств у ребенка, тем более трудоемкой становится и учебно-воспитательная работа с ним. При полном поражении  всех органов чувств педагогическая работа была бы невозможна. К счастью, даже дефектологам не приходится сталкиваться с подобными ситуациями.
Особо важное значение для нормального физического и психического развития детей и подростков имеют органы зрения и слуха. Это обусловлено тем, что подавляющая часть всей информации из окружающего мира поступает в наш мозг через зрительные и слуховые каналы.
Развитие органов зрения у детей  и подростков.
В процессе постнатального развития органы зрения человека претерпевают значительные морфофункциональные  перестройки. Например, длина глазного яблока у новорожденного составляет 16 мм, а его масса – 3,0 г, к 20 годам  эти цифры соответственно увеличиваются  до 23 мм и 8,0 г. В процессе развития меняется и цвет глаз. У новорожденных в  первые годы жизни радужка содержит мало пигментов и имеет голубовато-сероватый  оттенок. Окончательная окраска  радужки формируется только к 10-12 годам.
Процесс развития и совершенствования зрительного  анализатора, как и других органов  чувств, идет от периферии к центру. Миелинизация зрительных нервных путей заканчивается уже к 3-4 месяцам постнатального онтогенеза. Причем развитие сенсорных и моторных функций зрения идет синхронно. В первые дни после рождения движения глаз независимы друг от друга. Механизмы координации и способность фиксировать взглядом предмет, образно говоря, «механизм точной настройки», формируется в возрасте от 5 дней до 3-5 месяцев. Функциональное созревание зрительных зон коры головного мозга по некоторым данным происходит уже к рождению ребенка, по другим – несколько позже. 
Аккомодация у детей выражена в большей  степени, чем у взрослых. Эластичность хрусталика с возрастом уменьшается, и соответственно падает аккомодация. У дошкольников вследствие более  плоской формы хрусталика очень  часто встречается дальнозоркость. В 3 года дальнозоркость наблюдается  у 82% детей, а близорукость у 2,5%. С  возрастом это соотношение изменяется, и число близоруких значительно  увеличивается, достигая к 14-16 годам 11%. Важным фактором, способствующим появлению  близорукости, является нарушение гигиены  зрения: чтение лежа, выполнение уроков в плохо освещенной комнате, увеличение напряжения на глаза и др. 
В процессе развития существенно меняются цветоощущения  ребенка. У новорожденного в сетчатке функционируют только палочки, колбочки еще незрелые и их количество невелико. Элементарные функции цветоощущения у новорожденных, видимо, есть, но полноценное включение колбочек в работу происходит только к концу 3-го года. Однако на данной возрастной ступени оно еще неполноценно. Своего максимального развития ощущение цвета достигает к 30 годам и затем постепенно снижается. Важное значение для формирования этой способности имеет тренировка. Усиленные упражнения ускоряют развитие цветоощущений.
С возрастом  повышается также острота зрения и улучшается стереоскопическое  зрение.
Наиболее  интенсивно стереоскопическое зрение изменяется до 9-10 лет и достигает  к 17-22 годам своего оптимального уровня. С 6 лет  у девочек острота стереоскопического зрения выше, чем у мальчиков. Глазомер у девочек и мальчиков 7-8 лет  значительно лучше, чем у дошкольников, и не имеет половых различий, но приблизительно в 7 раз хуже, чем  у взрослых. В последующие годы развития у мальчиков линейный глазомер становится лучше, чем у девочек.
Поле зрения особенно интенсивно развивается в  дошкольном возрасте, и к 7 годам  оно составляет приблизительно 80% от размеров поля зрения взрослого. В развитии поля зрения наблюдаются половые особенности. По данным Б. Г. Ананьева и сотрудников (1968), в 6 лет поле зрения у мальчиков больше, чем у девочек, в 7-8 лет наблюдается обратное соотношение. В последующие годы размеры поля зрения сравниваются, а с 13-14 лет его размеры у девочек больше. Указанные возрастные и половые особенности развития поля зрения должны учитываться при организации дифференцированного индивидуального обучения детей и подростков. Как мы уже указывали выше, поле зрения определяет объем учебной информации, воспринимаемой ребенком, т.е. пропускную способность зрительного анализатора и, следовательно, учебные возможности учащихся. В процессе онтогенеза пропускная способность зрительного анализатора также изменяется. До 12-13 лет существенных различий между мальчиками и девочками не наблюдается, а с 12-13 лет у девочек пропускная способность зрительного анализатора становится выше и это различие сохраняется в последующие годы. Интересно, что уже к 10-11 годам этот показатель приближается к уровню взрослого человека, который в норме составляет 2-4 бит/с.
Возрастные особенности слухового  анализатора.
В процессе постнатального развития слуховой анализатор человека не претерпевает столь существенных изменений, как его органы зрения. Есть данные, что уже на 8-9 месяце пренатального развития ребенок воспринимает звуки в пределах 20-5000 Гц и реагирует на них движениями. Четкая реакция на звук появляется у ребенка в 7-8 недель после рождения, а с 6 месяцев грудной ребенок способен к относительно тонкому анализу звуков. Слова дети слышат много хуже, чем звуковые тоны, и в этом отношении отличаются от взрослых. Окончательное морфофункциональное формирование органов слуха у детей заканчивается к 12 годам. К этому возрасту значительно повышается острота слуха, которая достигает максимума к 14-19 годам и после 20 лет уменьшается. С возрастом также изменяются пороги слышимости, и падает верхняя частотная граница слуха. У детей она иногда достигает 30 000 Гц, а в 35 лет составляет лишь 15 000 Гц.
Функциональное  состояние слухового анализатора  находится в зависимости от действия многих факторов окружающей среды. Специальной  тренировкой можно добиться повышения  его чувствительности. Например, занятия  музыкой, танцами, гимнастикой вырабатывают тонкий слух. С другой стороны, физическое и умственное утомление, высокий  уровень шумов, резкое колебание  температуры и давления значительно  снижают чувствительность органов  слуха. Более того, сильные звуки  вызывают перенапряжение нервной системы, способствуют развитию нервных и  сердечно-сосудистых заболеваний. Необходимо помнить о том, что порог болевых ощущений для человека составляет 120-130 дБ, но даже шум в 90 дБ может вызывать у человека болевые ощущения. Ниже приведены значения уровня интенсивности разных звуков:
                                    Звук                                                Уровень интенсивности, дБ
Едва слышимый звук . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   0
Шелест листьев  при ветре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  10
Обычный шепот (около уха)  . . . . . . . . . . . . . . . . . .  25-30
Шумовой фон  в городе ночью . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Шум спокойной  улицы днем . . . . . . . . . . . . . . . . . .  50-60
Речь средней  громкости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  60-70
Оркестр, громкая  музыка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  80 
Шум в поезде метро . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   90
Очень громкая  музыка (крик) . . . . . . . . . . . . . . . . .   90
Удары молота по стальной плите . . . . . . . . . . . . . .  100
Шум авиационного мотора . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   100
В связи с  этим каждый педагог должен научить  своих питомцев беречь общею тишину, довести до их сознания тот факт, что, создавая шум в учебных классах  и аудиториях, они наносят вред не только своему здоровью, но и здоровью всех окружающих.
Физиологические основы речи.
Речь является одной из сложнейших человеческих функций. Она связана с напряженной  работой органов зрения, слуха  и периферического речевого аппарата. Сложная координация деятельности этих органов осуществляется нервными клетками различных корковых зон. Среди  корковых зон, ответственных за речь, особенно важное значение имеют центр Вернике, расположенный в левой височной доле мозга, и центр Брока, расположенный в нижней части левой лобной доли мозга. Последний представляет собой двигательный центр речи, при его разрушении нарушается речевая артикуляция. Человек понимает все услышанное, но сам не в состоянии произнести ни одного слова. Сохраняется лишь способность издавать отдельные звуки. Центр Вернике называют также слуховым, его повреждение приводит к нарушению восприятия слов – к словесной глухоте. Больной все слышит, но не понимает речи. Не понимает он и тех слов, которые произносит сам. В результате его собственная речь характеризуется отсутствием смысла. Часто такие больные не могут также читать про себя и вслух, плохо воспринимают музыку. Нарушается письменная речь. Следует отметить, что письменная речь связана со многими отделами коры: регулирующими движение рук, ответственными за зрение, с центрами Брока и Вернике и другими.
В состав речевого аппарата входят многие органы дыхания: нос, глотка, рот, гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка и диафрагма. С их помощью осуществляется голосообразование – фонация – и образование звуков речи – артикуляция. Воздушная струя, необходимая для образования голоса, возникает в фазе выхода. Выдыхаемый воздух, проходя через гортань, приводит в колебание находящиеся там специальные голосовые связки. В результате их колебания воздух, проходящий через гортань, также начинает колебаться. Именно эти колебания воздуха и воспринимаются затем слуховым аппаратом как звукового голоса. Сила голоса будет зависеть от амплитуды колебания голосовых связок, которая определяется силой выдоха. Важное значение как усилителя звука имеют также глотка, полость рта, носовая полость. Пространство или проход от голосовых связок до губ называется речевым трактом.
Высота голоса зависит от частоты колебания голосовых связок, которая определяется их структурой: длиной, толщиной и степенью натяжения. Изменение структуры голосовых связок осуществляется в процессе речи благодаря деятельности мышечного аппарата гортани. Существует также мнение, что важное значение для частоты колебания голосовых связок имеет частота нервных импульсов, поступающих в мышечный аппарат гортани из центральных нервных структур.
Образование элементов языка (звуковые феномены) связано с деятельностью активных органов произношения: нижняя челюсть, губы, язык и мягкое нёбо. Благодаря их движению, которое и называется артикуляцией, осуществляется усиление голоса и образование звуков речи. Эти движения в основном связаны со сближением и разведением стенок речевого тракта.
Таким образом, речеобразующий аппарат человека представляет собой чрезвычайно сложную многокомпонентную функциональную систему, тонкое управление которой осуществляется различными зонами КГМ. Об удивительно высокой точности управляющих нервных структур речеобразующего аппарата свидетельствует тот факт, что ошибочная замена в словах даже одной фонемы приводила бы к бессмысленности языка.
 
 Правильное восприятие речевых звуков зависит от их интенсивности и скорости произношения. Начиная со 160 слов/мин, точность восприятия начинает резко падать. Оптимальным считается темп 120 слов/мин при уровне интенсивности, превышающем уровень шума на 6 дБ. Однако при увеличении интенсивности шума и речи, несмотря на сохранение этого отношения, точность восприятия начинает падать.
Органы речи у детей и подростков имеют  свои морфофункциональные особенности. Гортань у детей значительно  меньше, чем у взрослых. Наиболее высокие темпы ее роста наблюдаются  в 5-7 лет и в период полового созревания (у девочек в 13-14 лет, у мальчиков  в 14-16 лет). Приблизительно до 10 лет половых  различий в строении гортани у  девочек и мальчиков почти  не существует. У мужчин гортань  значительно больше, чем у женщин. Длина голосовых связок у мужчин и женщин также различна; у мужчин колеблется от 20 до 24 мм, у женщин –  от 18 до 20 мм. Увеличение длины голосовых  связок у мальчиков в сравнении  с девочками начинается с 12 лет, поэтому  до 12 лет голоса девочек и мальчиков  довольно похожи.
В связи с  морфофункциональным созреванием  органов речи и прежде всего гортани  с 11-12 лет и до 17-18 лет идет перелом  голоса – мутация. У девочек мутация  наступает обычно на полгода или  один год раньше. В среднем период мутации составляет 1,5-2 года. В северных странах мутация голоса наступает много позже – с 14-15 лет, а в южных раньше – с 10-12 лет. В период мутации следует оберегать голос подростков, не допускать громкого чтения, частых выступлений на концертах с пением или чтением стихов.
Более ранняя или более поздняя мутация  голоса может быть отнесена уже к  патологическим явлениям и обычно бывает связана с эндокринными нарушениями. В этих случаях обязательна консультация врача-специалиста.
Классификация высшей нервной деятельности И. П. Павлова:
    Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильной нервной системой и преобладанием процессов возбуждения над торможением. 
    Сильный уравновешенный подвижный тип отличается высокой подвижностью нервных процессов, их силой и уравновешенностью.
    Сильный уравновешенный инертный тип имеет при значительной силе нервных процессов их низкую подвижность.
    Слабый тип характеризуется низкой работоспособностью корковых клеток и, следовательно, слабостью нервных процессов.
 
Сон у детей и подростков.
Взрослый  человек в среднем спит 7-8 ч, у  разных людей этот период колеблется от 4 до 10 ч. Дети для своего отдыха нуждаются  в большей продолжительности  сна, а детям до 7-8 лет необходим  также дневной сон.
Важным этапом в жизни ребенка является возраст 5-6 лет, когда он перестает спать  днем и впервые делит сутки  на два периода: бодрствования и  сна. По данным ЭЭГ у детей в  течение 1 мин после пробуждения  могут наблюдаться медленный волны, характерные для фазы медленного сна. Сновидения дети видят только с 2-3 лет и даже позже, при этом есть данные, что сюжеты сновидений у них менее содержательны, чем у взрослых. Различные факторы: переутомление, болезни, нарушение режима питания – могут нарушать нормальный сон ребенка, вызывать у него бессонницу. 
Снижение  длительности ночного сна, в свою очередь, нарушает все процессы жизнедеятельности, ухудшает общее самочувствие ребенка, а у школьников значительно снижает  физическую и умственную работоспособность. Для улучшения сна необходимо соблюдать следующие условия: избегать чрезмерных умственных и физических напряжений в конце дня; ужин должен быть умеренным, и после него желательно короткое пребывание на свежем воздухе; необходимо также перед сном хорошо проветривать помещение, следить за чистотой постели. 
Патологические изменения высшей нервной деятельности у детей  и подростков.
К патологическим изменениям высшей нервной деятельности следует относить длительные хронические  её нарушения, которые могут быть связаны как с органическими  структурными повреждениями нервных  клеток, так и с функциональными  расстройствами их деятельности. Функциональные расстройства высшей нервной деятельности называют нервозами. Длительные функциональные нарушения высшей нервной деятельности могут затем переходить в органические, структурные и становятся необратимыми.
В современной  патологии высшей нервной деятельности и психиатрии различают три основные формы неврозов: неврастею, невроз навязчивых состояний и истерию. Иногда к группе неврозов относят также психастею.
Невростения характеризуется перенапряжением тормозного или возбудительного процесса в коре головного мозга. Особенно часто при неврастении страдают процессы условного торможения. Причиной этих нарушений могут быть чрезмерные умственные и физические нагрузки и различные травмирующие психику ситуации. Проявление неврастении бывает различными: наблюдается расстройство сна, потеря аппетита, потливость, головные боли и др. Больные становятся раздражительными, им свойственна излишняя суетливость и неловкость движений.
Неврозы навязчивых состояний характеризуются навязчивыми мыслями, страхами или влечениями. Различают отвлеченные, или абстрактные, навязчивости: бесплодное мудрствование, навязчивое воспроизведение памяти мелодии, цифр и др. Причина этих неврозов бывает связана с переутомлением, болезнями и особенностями высшей нервной деятельности.
Истерия связана с патологическим преобладанием первой сигнальной системы над второй, подкорки над корой головного мозга, что выражается в значительном ослаблении второй сигнальной системы. Этот невроз характеризуется повышенной чувствительностью к внешним раздражителям, чрезвычайной лабильностью настроения и повышенной внушаемостью.
Психастения характеризуется преобладанием второй сигнальной системы и слабостью подкорки, поэтому больные отличаются бедностью влечений и эмоций. У них часто можно наблюдать склонность к бессмысленному мудрствованию.
Для детей  проявление невротических реакций  имеет одну общую для всех возрастных групп особенность. Чем старше ребенок, тем невротические симптомы более  стойки, постепенно обретая качества, типичные для неврозов в зрелом возрасте.
Проблема полового воспитания детей  и подростков.
С началом  полового созревания мальчиков и  девочек ко всем трудностям подросткового  возраста добавляется еще одна –  проблема их полового воспитания. Естественно, что оно должно быть начато уже  в младшем школьном возрасте и  представлять собой лишь составную  часть единого воспитательного  процесса. Выдающийся педагог А. С. Макаренко  писал по этому поводу, что вопрос полового воспитания становится трудным  только тогда, когда его рассматривают  отдельно и когда ему придают  слишком большое значение, выделяя  из общей массы других воспитательных вопросов. Необходимо формировать у  детей и подростков правильные представления  о сущности процессов полового развития, воспитывать взаимное уважение между  мальчиками и девочками и их правильные взаимоотношения. У подростков важно  сформировать правильные представления  о любви и браке, о семье, ознакомить их с гигиеной и физиологией половой  жизни.
 
Роль движения в физическом и  психическом развитии детей и  подростков.
Движения  являются важнейшим фактором нормального  развития ребенка. Согласно данным известного советского физиолога И. А. Аршавского, уже в эмбриональном периоде  двигательная активность в значительной степени определяет темпы общего развития организма. 
Около 50% своего времени младенец проводит в 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.