На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Юридическая ответственность и иные меры государственного принуждения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУ ВПО «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
 
 
             Кафедра теории права и государственно-  
            правовых дисциплин
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА
НА ТЕМУ:
«Юридическая  ответственность и иные меры
государственного  принуждения»
Специальность 030501 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
 
 
 
Выполнил: студент 1 курса
    11  группы
очного  отделения
Макарова  Марина Викторовна
 
Научный руководитель:
кандидат  юридических наук
Бреднева  Валентина Сергеевна
 
 
 
Южно-Сахалинск
2011
                                                    Содержание:
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и содержание юридической ответственности………………5
Глава 2. Сравнительная характеристика юридической ответственности и  мер государственного принуждения……………………………………………….. 11
Глава 3. Превентивные принудительные средства осуществления юридических обязанностей……………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………………………………...……23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
           
 
 
       
Введение.
Юридическая ответственность и иные меры государственного принуждения самые острые темы правовой науки, занимающие важное место в механизме правового регулирования общественных отношений. Без налаженной системы юридической ответственности право становится бессильным и ненадежным, не оправдывающим возлагаемых на него социальных ожиданий, так как она является важной мерой защиты интересов личности, общества и государства. На всех стадиях правового регулирования общественных отношений юридическая ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного, политического и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина.
Повышенное  внимание, уделяемое юридической  наукой проблеме ответственности, объясняется большим значением данного охранительного института. Социальная роль правовой ответственности, как и права в целом, определяется тем, что зачастую только наличие ответственности за те или иные антиобщественные поступки побуждает людей к определенному (позитивному)  варианту поведения, будучи стимулом к правомерному поведению и антистимулом к совершению правонарушений.
Юридическая ответственность является одним  из видом мер государственного принуждения. Государственное принуждение, с помощью которого охраняются право и правопорядок, более всего затрагивают личность, ее интересы, права и свободы. Если оно применяется для защиты несправедливого права, вне права или вопреки праву, проблема социального взаимодействия становится особенно острой. Обостренное восприятие обществом, его моральным и правовым сознанием проблем связи права и государственного принуждения обусловлено и тем, что на протяжении многих веков человеческой истории принуждение нередко применялось произвольно, по усмотрению власть имущих, а сами меры государственного принуждения часть были несоразмерно правонарушению предельно жестоки. Произвол, жестокость или слабость власти всегда были наиболее заметны в той сфере общественных отношений, где применяются меры наказания за совершение преступлений. Долгое время право и насилие воспринимались как одно и то же, тем более в обыденном сознании.
Целью данной работы является рассмотреть понятие  юридической ответственности и иных мер государственного принуждения и дать примерно представление об этом.
В соответствии с поставленной целью укажем задачи работы:
-рассмотреть понятие юридической  ответственности;
-рассмотреть понятие государственного  принуждения;
-провести сравнительную  характеристику юридической ответственности  и мер государственного принуждения;
-рассмотреть превентивные  принудительные средства.
Работа состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка используемой литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Понятие и содержание юридической  ответственности.
В настоящее  время в период формирования правового государства в Российской Федерации как никогда велика роль одного из основополагающих институтов права - юридической ответственности.
 Исследование вопросов ответственности следовало бы начать с ее определения, однако нужно заметить, что выработка такого определения представляет известные трудности. На уровне обыденного сознания всем известно что такое ответственность. Однако обыденного оперирования термином «ответственность» в той или иной науке уже недостаточно. Между тем при первой попытке дать научное определение понятия «ответственность» выясняется, что оно довольно многозначно, а сама проблема ответственности весьма многогранна.
Проблема  ответственности, невзирая на многочисленные усилия представителей почти всех наук, - от философии до права, направленные на то, чтобы исследовать этот феномен, продолжает привлекать всеобщее внимание теоретиков, отчетливо осознающих социальное неблагополучие во всех сферах общественных отношений, регулируемых с помощью ответственности. 1
В теории права  сформулировано несколько вариантов определения ответственности. Наиболее распространенными являются следующие точки зрения:2
- юридическая ответственность  - реакция государства на правонарушение, выражающаяся в обязанности лица  претерпевать меры государственно-принудительного  воздействия за совершенное деяние  в форме лишения личного, организационного или имущественного порядка;
- ответственность как  исполнение юридической обязанности  на основе государственного или приравненного к нему общественного принуждения;
- как  признание государством  способности лица отдавать отчет  о своем противоправном деянии и претерпевать на себе меры государственного принудительного воздействия в форме лишения благ, непосредственно ему принадлежащих;
- определение ответственности как отношение, предусмотренное и урегулированное нормами права между нарушителем требований права и государством в лице определенных его органов.
Обращаясь к  определениям понятия «ответственность, мы видим, что главное в них – это акцент на государственное принуждение и то, что ответственность всегда есть мера принуждения.
Но П.П. Серков пишет, что «большинство определений, рассматривающих юридическую ответственность как меру государственного принуждения, сформулированы почти сорок лет тому назад.3 В настоящее время Российская Федерация представляет собой другой тип государства: кардинально изменилась общая политико-правовая и экономическая ситуация в стране». Например, согласно ч.1 ст.34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. На основании ст.149 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства, могут быть привлечены к дисциплинарной и материальной ответственности. Перечень дисциплинарных взысканий и их применение регулируются ст.192, 193 ТК РФ. Для нас важен тот факт, что такое взыскание применяет работодатель. В соответствии со ст.20 ТК РФ работодателем может выступать индивидуальный предприниматель.4 Поскольку понятие дисциплинарной ответственности является частью общего понятия юридической ответственности, которая, в свою очередь, редуцируется как государственное правовое принуждение, это значит, что работодатель осуществляет государственное принуждение. На самом деле это не так. Работодатель применяет нормы дисциплинарной ответственности, принятые государством, но делает это от своего имени. Правом применения государственного принуждения он не обладает.
Неоднозначным предстает определение юридической  ответственности как исполнения обязанности посредством государственного принуждения.5 «Посредством» не означает само принуждение, а говорит о том, что оно применяется, например, для погашения задолженности. Однако такое возможно в гражданско-правовой ответственности. В рамках дисциплинарной ответственности  в принципе не обсуждаются вопросы возмещения материального  или морального вреда. Кроме того, по многим уголовным делам об административных правонарушениях вопросов о возмещении ущерба также не возникает. Таким образом, приведенная характеристика применима не ко всем видам юридической ответственности.
Ученые до сих пор не могут определиться с понятием и содержанием юридической ответственности. Д.А. Липинский правильно отмечает, что «все ученые однозначно признают существование юридической ответственности за правонарушение».6 Однако на этом единство всех мнений заканчивается. Несмотря на то, что дискуссия о понятии «юридическая ответственность за правонарушения» длится уже боле пяти десятилетий, в общей теории права и отраслевых наук не наметилась тенденция к сближению различных концепций, наоборот, одни концепции противоположны другим.  Юридическая ответственность это: реализация санкции – О.Э. Лейст, Л.С. Явич; мера государственного принуждения – И.С.Самощенко, М.Х.Фарукшин; наказание – Н.С.Малеин; реакция общества на правонарушение – Р.З. Лившиц; обязанность претерпевать лишения – С.С.Алексеев, А.И. Петелин, М.Д. Шиндяпина и т.д.7
Также важно отметить, что волеизъявление законодателя должно быть сформулировано и изложено с достаточной степенью определенности, исключающей двойное толкование. Отсутствие в регулировании юридической ответственности каких-либо частностей или редакционные неясности привносят  особенно острые, поэтому ненужные коллизионные настроения. Дело в том, что толкованием правовых норм все проблемы не решаются, тем более в едином правовом русле. У каждого правоприменителя свое усмотрение. Приведем пример такого толкования, изложенного в одном из средств массовой информации.
«Прокурор города Урай Ханты-Мансийского автономного  округа подал в конце 2007г. иск в суд на таксиста, который перевозил 6-летнего ребенка без детского кресла. Суд признал действия таксиста незаконными и обязал его установить детское удерживающее устройство или отказаться от перевозки детей до 12 лет вообще. Однако по каким-то причинам водитель такси проигнорировал решение суда и через месяц вновь перевозил ребенка таким же ненадлежащим образом и опять совершил указанное правонарушение. Тогда против таксиста возбудили уголовное дело по признакам п. «в» ч.2 ст.238 УК РФ (хранение, сбыт или перевозка товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). Прокурор утвердил обвинительное заключение по указанному составу преступления и направил дело для рассмотрения по существу в городской суд. Как известно юристам, за данное преступление предусмотрена санкция в виде штрафа от 100тыс. до 500тыс.руб. или лишение свободы на срок до шести лет». Далее по этому поводу «Российская газета» пишет: «Каким будет решение суда – пока неизвестно. Но сам факт того, с какой легкостью административное нарушение переквалифицируется в уголовное, должен насторожить водителей. Если исходить из этого опыта, то за решетку можно смело отправлять половину таксистов России»8.
Проблематика юридической ответственности столь многоаспектна, исследования юридической ответственности столь многочисленны, а высказанные по всем аспектам этой многогранной темы позиции так разнообразны (даже в пределах одной и той же отрасли науки права), что российская общая теория государства и права начала XXIв. (да и любой отраслевой правовой науки) находится или рискует оказаться в тупиковой, «застойной» ситуации завалов разнообразными, многоаспектными, порой довольно сложными и специфическими авторскими теориями и концепциями юридической ответственности, каждая из сторон которых во многом автономна. Слабо прослеживаются совпадающие позиции при попытках их выявления не только в научной, но и в учебной литературе. 9
В современном  государстве бытие юридической  ответственности возможно лишь  в рамках законов, определяющих составы правонарушений и санкции за их совершение, а также порядок (процедуру) исследования обстоятельств правонарушения, принятие обоснованного решения о правонарушении и (если он действительно было) применении санкции, порядок исполнения принятого решения.
Основная  и главная проблема ответственности  – обеспечение законности, предупреждение и пресечение правонарушений, максимально возможное устранение ущерба, применяемого ими обществу и правопорядку. В этой теме концентрируются две крайне важные социальные задачи: во-первых, общество и каждый гражданин должны быть уверены, что правонарушения пресекаются с помощью соразмерных им мер государственного принуждения, что права и охраняемые законом интересы защищены от противоправных посягательств; во-вторых, что борьба с правонарушителями ведется строго на основе закона, обеспечивающего неприкосновенность, права и свободы гражданина, не совершившего ничего противоправного.10
  Изучение проблем юридической ответственности должно вестись строго на основе изучения норм и принципов права, за пределами которого нет ни правонарушений, ни санкций, а потому не должно быть ни ответственности, ни принуждения. Поэтому при теоретическом исследовании проблем ответственности попытки выйти за пределы права, а то и вообще уйти от права как предмета исследования, подменить ту часть права, которая определяет основания и порядок осуществления ответственности, чем-то другим, постороннему праву, не могут дать положительного результата.
Вышеизложенное  свидетельствует о том, что теория юридической ответственности в настоящее время переживает не лучшие времена. На это указывают следующие обстоятельства: во-первых, несмотря на существующий интерес к проблемам юридической ответственности, наблюдается некоторый застой в развитии ее общей теории; во-вторых, достижения общей теории юридической ответственности крайне неумело используются в отраслевых исследованиях, что приводит к появлению множества заблуждений по поводу сущности юридической ответственности, ее оснований, закономерностей возникновения, реализации и т.п.11 Думается, что пришло время всем заинтересованным исследователям всерьез задуматься о том, к чему может привести такая тенденция в развитии теории юридической ответственности.
В этой связи, очевидно, что для дальнейшего  развития общей теории юридической  ответственности по стоянию российской юридической науки на начало третьего тысячелетия актуальным является не только создание новых авторских  теорий и концепций юридической  ответственности, но первоначально-эффективная систематизация и дифференциация уже наработанных материалов.
 
 
 
Глава 2. Сравнительная характеристика юридической ответственности и  мер государственного принуждения.
В системе  средств обеспечения охраны интересов  личности, общества, законности и правопорядка в стране важное место принадлежит  и государственному принуждению, как одному из методов государственного руководства обществом и правового регулирования общественных отношений.
Во все  времена необходимым условием существования  государства являлось подчинение населения законам того или иного государственного образования, а для этого была необходима система принуждения, которая и обеспечивала бы выполнение и соблюдение законов гражданами государства. Сама суть государства подразумевает наличие системы или аппарата принуждения, без которого могло бы воцариться безвластие и анархия, что неминуемо повлекло бы за собой гибель государства, как такового. Такова и природа человека, что он нуждается в периодическом принуждении к чему-либо. Ведь и воспитание, по сути, является принуждением делать «то» и не делать «этого».
Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в незащищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическими и реакционными режимами – тираническим, деспотическим или тоталитарным. Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных нормах, то есть в четких процедурах. 12Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю и может быть обжаловано в независимом суде.
Чем выше уровень  правовой организации государственного принуждения, тем он в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.
Государственное принуждение и его применение целиком зависит от нравственно-идеологической основы власти и общества в целом. Если государство и властвующий субъект имеют высокий уровень развития, то и все системы такого государства высокоорганизованны, мобильны и гибки в своей деятельности.
Государственное принуждение – осуществление  физического, психического иди организационного принуждения в целях соблюдения и исполнения правовых предписаний на основе закона государственными органами, иными уполномоченными на то организациями, должностными лицами. 13
Нередко государственное  принуждение сводится исключительно  к юридической ответственности  и всякое принудительное воздействие  со стороны государства трактуется как юридическая ответственность. Однако оснований для такого вывода нет. Юридическая ответственность не единственная мера государственного принуждения. Поскольку государственная принудительность есть объективное свойства права, и государственное принуждение преследует различные цели в процессе правового регулирования. Каковы же эти меры?14
Это меры субъективных прав. Суть их заключается в том, что в указанных в законе случаях государство применяет принудительны меры в целях восстановления нарушенного права и защиты субъективных прав без привлечения нарушителя к ответственности. Таковыми являются принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения (виндикация), принудительное взыскание алиментов на содержание детей и т.д. И хотя в данном случае принуждение направлено на правонарушителя (например, на родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов), цели кары, наказания виновного здесь отсутствуют. Названные меры закреплены не в санкциях юридических норм, а в их диспозициях.
К мерам государственного принуждения относятся и меры пресечения. Они применяются для  предупреждения, пресечения правонарушения. Поскольку в этом случае правонарушение отсутствует, нет и цели наказания виновного. К мерам пресечения относятся задержание, обыск, досмотр багажа и т.д.15
Законодательство  предусматривает и иные специфические  меры государственного принуждения, не являющиеся ответственностью.  Это, например, принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним (недееспособным) лицам за совершение опасных деяний (ст.90.91 УК РФ). Они также не несут элементов кары.
Юридическая ответственность является государственным  принуждением, однако, далеко не всякая принудительная мера является юридической ответственностью.16 Основное отличие юридической ответственности от иных форм государственного принуждения состоит в том, что она применяется за совершенное правонарушение. Ответственность носит ретроспективный характер, поскольку представляет собой реакцию государства на прошлое и только противоправное виновное деяние. Реквизиция, меры предупредительного, профилактического характера по причинам, не связанным с реакцией государства на правонарушителей и поэтому справедливо не рассматриваются как вид юридической ответственности. Равным образом нельзя рассматривать в качестве юридической ответственности меры принудительного медицинского характера, применяемые к неделиктоспособным лицам, страдающим психическим расстройством. Ибо это противоречило основным принципам современного права. Именно потому, что невменяемые не могут привлекаться к ответственности, уголовное законодательство и предусматривает особый институт государственного принуждения к лицам, которые совершают общественно опасные деяния, но не могут нести ответственность в общем порядке. Не несет юридической ответственности и добросовестный приобретатель, поведение которого с точки зрения законности является безупречным. Имущество возвращается собственнику в силу приоритетности его прав на имущество перед правами добросовестного приобретателя. Добросовестный приобретатель лишается только имущества, которым он незаконно владел и пользовался. Каких-либо дополнительных, негативных  мер к нему не применяется.
Юридическая ответственность в механизме  правового регулирования реализует 3 функции: правовосстановительную, частнопревентивную и общепревентивную. 17
Правовосстановительная  функция юридической ответственности  сконцентрирована на восстановлении нарушенного ранее права и полное удовлетворение потребностей и интересов управомоченных лиц. Законодательство допускает также замену реального исполнения обязательства денежной и иной компенсацией. Исполнив взыскание или наказание, правонарушитель должен к тому же привести в исполнение и возложенные на него обязанности.
Компенсировать  вред, нанесенный неправомерными действиями, также обязано и государство, и его органы. Чаще всего государство  возмещает вред, который оно причинило  гражданам незаконным содержанием  под стражей, незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной  ответственности и др. государство  обязано полностью возместить причиненный материальный ущерб гражданам.
Применение  санкций к правонарушителю конкретной нормы - суть частнопревентивной функции ответственности. Частнопревентивная функция не должна заключаться в неоправданной жестокости наказания. Государство одними лишь репрессиями никогда не могло достичь тотального и беспрекословного послушания закону. Правоохранительное отношение, возникающие между органом государства и правонарушителем, приводят к принятию решения о том, какую именно меру необходимо применить к правонарушителю. Правопременитель в настоящее время должен учитывать и личность правонарушителя, и тяжесть совершенного правонарушения,  и форму его вины.
Государственный орган, когда устанавливает санкцию  нормы права, оказывает влияние  на сознание граждан и иных лиц. Все  понимают, что при несоблюдении определенного  запрета или невыполнения возложенной  обязанности грозит определенными мерами, которые будут применены в этом случае. И чем эффективнее государство выявляет правонарушителей и наказывает виновных лиц, тем более усиливается угроза наступления такой ответственности. А также случаи использования санкции нормы к конкретным лицам, понимание реальности юридической ответственности выступает результативным предупредительным средством, сдерживающим некоторую часть населения от нарушений. Общепревентивная функция юридической ответственности в этом и состоит.
Основной  целью применения принуждения в  нашей стране является упрочение  режима законности и правопорядка в  стране, всемерная охрана прав и  законных интересов личности, общества и государства.18
 
 
 
 
Глава 3. Превентивные принудительные средства осуществления
юридических обязанностей.
Понятие превентивных мер традиционно являлось объектом рассмотрения наук уголовного, административного права и криминалистики.
Превентивные  принудительные средства есть предусмотренные  законом, применяемые компетентными государственными органами правовые средства, направленные на предотвращение правонарушений или иных вредных последствий, которые вызываются стечение определенных обстоятельств.19  Юридическое основание применения таких мер – правовая презумпция, заключенная в диспозиции нормы закона, фактическое основание – наличие обстоятельств, позволяющих предполагать реальную возможность совершения тем или иным лицом или их группой правонарушения в будущем либо возникновение ситуации, угрожающей тем или иным объектам правовой охраны.
Превентивные  средства и методы должны осуществляться заранее, системно и интенсивно на стадии зарождения и развития негативных факторов, конфликтов и процессов. Именно на тех этапах, когда формируются мотивация и замысел противоправных проступков.20
Приведем  применение превентивных мер на примере Японии. Газета «Ведомости» пишет:21
«В результате произошедшего  в Японии 11 марта мощного землетрясения  на станции «Фукусима-1» отказала система охлаждения реакторов. Авария уже привела  к двум взрывам  – в первом и третьем энергоблоках. Режим чрезвычайной ситуации действует и на соседней АЭС «Фукусима-2», где также отказала система охлаждения. Для защиты населения от возможного радиационного поражения в эвакуационные центры направлены 230 000 доз стабильного йода. В результате аварии ядерного реактора происходит выброс в окружающую среду значительных количеств радиоизотопов йода. При попадании в организм они избирательно накапливаются в щитовидной железе, вызывая ее поражение. Препараты йода снижают накопление в щитовидной железе радиоизотопов йода и ее облучение». Препараты йода пока не являются обязательным к применению населением. «Их распределение является превентивной мерой» - подчеркивается в заявлении атомного агентства ООН.
Превентивные  меры могут рассматриваться в  узком и широком смыслах. В широком смысле превентивные меры охватывают все меры государственно-принудительного воздействия постольку, поскольку частной целью всякой меры принуждения является недопущение правонарушений в будущем. Такой взгляд особенно распространен в науке уголовного права, где в качестве целей уголовного наказания традиционно рассматриваются цели общей и частной превенции. Другое широкое понимание превентивных мер связано с их трактовкой не только как правоохранительных, но и как регулятивных акций (правовая пропаганда, государственный контроль и надзор, обобщение правоприменительной практики, повышение квалификации кадров и т.д.).
Превенция в  праве – это предупреждение отклоняющегося от нормы поведения физических и  юридических лиц, недопущение предполагаемых вредных последствий, которые можно  заранее предвидеть. Понятие превенции широко распространено в юридических науках. Принято говорить об общем (т.е. на всех граждан) и частном (на конкретного правонарушителя) превентивном воздействии уголовного, административного, дисциплинарного наказания, которое в определенной мере удерживает других лиц от совершения новых правонарушений.22 В какой-то мере превентивный характер имеют и защиты правопорядка (например, возвращение дела для доследования, чтобы не допустить вынесение ошибочного приговора, или отмена незаконного приговора, чтобы предупредить вынесение других подобных приговоров), а также меры юридической ответственности (например, удаление из зала судебного заседания лица, нарушающего порядок, чтобы пресечь его недопустимое поведение и предупредить аналогичные нарушения со стороны других граждан).  
   Превентивный характер имеют и такие меры, как признание права и установление факта, имеющего юридическое значение. В практике нередко встречаются случаи предъявления в суде исков о признании, например, права собственности на строение, права авторства на произведение науки или искусства, на изобретение и т.п. Речь идет о том, что право данному лицу принадлежит, но отсутствуют необходимые доказательства, вследствие чего требуется решение суда, которое устранит возникновение спора по данному поводу в будущем.
В отличие  от этого признание факта имеет  место тогда, когда необходимо признать определенное состояние, например, гражданина, имеющее для него юридическое значение. Так обстоит дело, например, с признанием факта нахождения гражданина в определенной степени родства с умершим. Установление судом указанного факта дает основание признать данного гражданина (или не признать его) наследником умершего.
Важной мерой  предупредительного характера является признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. Особенность названной меры состоит в том, что она имеет двоякое значение. С одной стороны, она пресекает уже возникшее нарушение, а с другой - устраняет возможность возникновения правонарушений в будущем. Согласно ст. 13 ГК ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления (а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт), не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.23 В приведенной норме речь идет о признании недействительными актов государственного органа или органа местного самоуправления. Вместе с тем в конкретных случаях закон разрешает признавать недействительными наряду с актами этих органов акты иных органов. Так, в силу нормы п. 2 ст. 22 ГК несоблюдение указанных в законе условий и порядка ограничения дееспособности граждан или их права заниматься предпринимательской либо иной деятельностью влечет недействительность акта государственного или иного органа, устанавливающего соответствующее ограничение.
По общему правилу недействительными могут  быть признаны акты государственных органов и органов местного самоуправления, имеющие ненормативный характер. Нормативные акты данных органов могут быть признаны судом недействительными только в случаях, предусмотренных законом. Подобная возможность предусмотрена п. 3 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". В соответствии с данным пунктом судам подведомственны заявления прокуроров о признании недействительными противоречащих закону правовых актов, принятых местными органами власти и управления. Федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Госуд
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.