На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность предпринимательского риска

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?5
 
ВВЕДЕНИЕ
Решения в деятельности предпринимательских организаций при­ходится принимать в условиях неопределенности, когда необходи­мо выбирать направление действий из нескольких возможных ва­риантов, осуществление которых сложно предсказать (рассчитать), как говорится, на все 100%. Риск присущ любой сфере человечес­кой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, приводящих к положительному или отрицательному исходу прини­маемых индивидуумами решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно стал проявляться в условиях всеобщности товарно-денежных отноше­ний, конкуренции участников хозяйственного оборота. Поэтому с возникновением и развитием капиталистических отношений появ­ляются различные теории риска, а классики экономической тео­рии особое внимание уделяют исследованию проблем риска в пред­принимательской деятельности.
 

I. Теоретическая часть
1. Сущность предпринимательского риска
Как показывает опыт, существует объективная причина появле­ния рисков при осуществлении предпринимательской деятельнос­ти, так как заранее нельзя просчитать влияние всех факторов на конечные результаты деятельности фирмы, а в процессе осуществ­ления намеченной деятельности многие факторы могут непредска­зуемо изменяться. Поэтому предприниматель может нести потери на всех стадиях жизненного цикла фирмы, на всех этапах воспро­изводственного процесса. В учениях классиков экономической тео­рии особо подчеркивается мысль, что предпринимательство — это рисковая деятельность. А. Смит в своем труде «Исследования о природе и причинах богатства народов» писал, что достижение даже обычной нормы прибыли всегда свя­зано с большим или меньшим риском. Известно, что получение прибыли предпринимателю не гарантировано, вознаграждением за затраченные им время, усилия и способности могут оказаться как прибыль, так и убытки.
Предпринимательский риск имеет объективную основу из-за неопределенности воздействия внешней среды по отношению к предпринимательской фирме. Внешняя среда включает объектив­ные экономические, социальные, политические и другие условия, в рамках которых осуществляет свою деятельность предпринима­тель и к изменению которых он вынужден приспосабливаться.
Неопределенность ситуации для предпринимателя предопреде­ляется тем, что она зависит от множества переменных, контраген­тов и лиц, поведение которых не всегда можно предсказать с при­емлемой точностью. Сказывается также и отсутствие четкости в определении целей, критериев и показателей их оценки (сдвиги в общественных потребностях и потребительском спросе, появление технических и технологических новшеств, изменение конъюнкту­ры рынка, непредсказуемые природные явления).
Предпринимательство всегда сопряжено с неопределенностью экономической конъюнктуры, которая вытекает из непостоянства спроса-предложения на товары, деньги, факторы производства, из многовариантности сфер приложения капиталов и разнообразия критериев предпочтительности инвестирования средств, из огра­ниченности знаний об областях бизнеса и коммерции и многих других обстоятельств.
Возникновение предпринимательского риска — это, по сути дела, оборотная сторона экономической свободы предпринимателей, своеобразная плата за нее. Свободе одного предпринимателя сопут­ствует одновременно и свобода других предпринимателей, следо­вательно, по мере развития рыночных отношений в нашей стране будут усиливаться неопределенность и предпринимательский риск. Таким образом, устранить неопределенность настоящего и будуще­го в предпринимательской деятельности весьма сложно, так как неопределенность является элементом объективной действительно­сти, поэтому риск присущ предпринимательству в любой сфере деятельности.
Каким же образом определить предпринимательский риск? Ведь без правильного понимания сущности риска невозможно дать ре­комендации по его анализу и учету в предпринимательской дея­тельности. Понятие риска используется в ряде наук. Право рассмат­ривает риск в связи с нарушением правовых норм. Теория катаст­роф применяет данный термин для описания аварий и стихийных бедствий. В последнее время исследования по анализу рисков мож­но найти в литературе по психологии, медицине, философии, в каждой из них изучение риска основывается на предмете исследо­вания данной науки и, естественно, опирается на собственные подходы и методы. Такое разнообразие направлений исследования риска объясняется многоаспектностью этого явления.
Предпринимательский риск в большей степени (зависимости) связан с понятием неопределенности осуществления предприни­мательской деятельности за определенный период времени, выра­жающейся в недостижении намеченных конечных результатов (при­были, дохода), в возникновении непредвиденных затрат всех фак­торов производства (ресурсов), сверх заранее планируемых для до­стижения поставленной цели.
Можно ли считать наступление риска и его последствий только объективной закономерностью развития предпринимательства во­обще, а отдельных видов предпринимательской деятельности — в частности? Видимо, нельзя. Ведь на возникновение предпринима­тельского риска и его последствий (как негативных, так и позитив­ных) оказывает влияние множество факторов, причин, условий осуществления предпринимательской деятельности.
Известный американский ученый П. Друкер считает, что теоре­тически предпринимательство — наименее, а не наиболее риско­ванное направление в экономической политике. В то же время он подчеркивает, что деятельность длительное время успешно работа­ющих компаний не застрахована от каких-либо неприятностей, неожиданностей и случайностей. Предпринимательство, по утвер­ждению Друкера, может оказаться рискованным потому, что очень многие так называемые предприниматели не обладают достаточ­ной компетентностью. У них отсутствует методология, и они не в ладах с элементарными, хорошо известными правилами'.
Предпринимательский риск является объективной категорией, так как возникает под воздействием непредвиденных заранее при­чин, в то же время его появление отражается на практической де­ятельности самого предпринимателя.
Предпринимательский риск, следовательно, можно понимать как экономическую категорию, количественно (да и качественно) вы­ражающуюся в неопределенности исхода намеченной к осуществ­лению предпринимательской деятельности, отражающей степень неуспеха (или и успеха) деятельности предпринимателя (фирмы) по сравнению с заранее планируемыми результатами.
 
2. Классификация предпринимательских рисков
В экономической и в другой научной литературе нет однознач­ного подхода (методологии) к классификации рисков вообще, и предпринимательских в частности. В экономической литературе боль­шее внимание уделено возникновению и предупреждению таких отдельных видов риска, как коммерческий, финансовый, кредит­ный, валютный, инвестиционный и др., отражающих определен­ные сферы предпринимательской деятельности. Предприниматель­ский риск — более широкое понятие, отражающее как сам про­цесс осуществления предпринимательской деятельности, как эко­номическое явление и как достигаемый (или недостигаемый) ре­зультат. В приложении 1 приведена примерная классификация предпри­нимательских рисков. Дадим краткую характеристику отдельным ти­пам (видам) риска.
Как известно, в рыночных условиях хозяйствования риск дея­тельности полностью несет предприниматель. Он может частично переложить риск на других хозяйствующих субъектов. Можно, на­пример, экономически обезопасить себя, осуществив определен­ные затраты на создание страховых фондов. Так, некоторые виды риска, такие, как риск гибели имущества, последствия пожара, аварий, несчастные случаи с работниками и др., предприниматель может застраховать. Именно эти риски составляют наибольшую груп­пу. Риск страховой — вероятное событие или совокупность собы­тий, на случай наступления которых осуществляется страхование. В зависимости от источника опасности следует разделять страховые риски на две группы: риски, связанные с проявлением стихийных сил природы (погодные условия, наводнения, землетрясения); рис­ки, связанные с целенаправленными действиями человека в про­цессе производства материальных благ (техногенные).
Однако существует еще одна группа рисков, которые не берутся страховать страховые компании, но именно взятие на себя нестра­хуемого риска является потенциальным источником роста прибы­ли предпринимателя.
Систематический риск характерен для всей экономической сис­темы или отдельного рынка и не поддается диверсификации. Дан­ный тип риска определяется факторами, влияющими на все отрас­ли и предприятия: возможные политические изменения в стране и мире, уровень инфляции, экономические колебания и т.д.
Несистематический риск связан со спецификой деятельности фирмы, сложностями ее функционирования, а также с проблема­ми отрасли, в которой она действует. Он может быть предопределен посредством диверсификации. Для предпринимателя наиболее слож­ной проблемой является оценка недиверсификационного риска, так как трудно предсказать возможность возникновения данного типа риска и его последствий.
В предпринимательской деятельности можно выделить риск в сфере принятия решений и в сфере их реализации. Существенным отличием этих рисков друг от друга является то, что на стадии принятия решения, когда оно только прорабатывается, можно вне­сти изменения и исправить положение, тогда как на стадии реали­зации предпринимательского проекта гораздо труднее что-либо су­щественно изменить.
С риском предприниматель сталкивается на разных этапах своей деятельности, в разное время, и, естественно, причин возникно­вения конкретной рисковой ситуации может быть множество. Обыч­но под причиной возникновения подразумевается какой-то источ­ник (фактор), вызвавший неопределенность ситуации. Для риска такими источниками являются: непосредственно хозяйственная деятельность, действия самого предпринимателя и особый вид зна­ний — информация. В связи с этим следует различать: хозяйствен­ный риск; риск, связанный с личностью предпринимателя; риск, обусловленный недостатком информации.
Последний тип риска наиболее важен в современных условиях хозяйствования. Недостоверность информации о партнерах (заказ­чиках или поставщиках), особенно об их деловом имидже и фи­нансовом состоянии, грозит предпринимателю риском быть обма­нутым. Неполная информация о конкурентах при выходе на новый рынок может также стать источником потерь для предпринимателя.
В условиях рыночной экономики можно выделить два типа рис­ка: глобальный и локальный. Глобальный риск является отражением экономической ситуации в стране, в отдельных отраслях, регионах. Локальный риск возникает на уровне фирмы. Следует отметить, что данные риски взаимообусловлены, воздействуют друг на друга и в то же время в известной степени автономны, из-за чего являются отражением противоречивых тенденций.
По сфере возникновения предпринимательские риски следует подразделять на внешние и внутренние. Источником возникнове­ния внешних рисков является внешняя среда по отношению к пред­принимательской фирме. Предприниматель не может оказывать на них влияние, он их может только предвидеть и учитывать в своей деятельности. К внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью предпринимателя. Речь идет о полити­ческих, экономических и других ситуациях и соответственно о по­терях предпринимателей, появляющихся в результате возникаю­щего экономического и финансового кризиса, высокого уровня инфляции, непредвиденного изменения уровня ставки рефинан­сирования, резкого ухудшения политической ситуации, начавшейся войны, национализации, введения эмбарго, отмены лицензий. Оче­видно, что все природные, политические риски могут быть отнесе­ны только к внешним.
Источником внутренних рисков является сама предприниматель­ская фирма, они возникают в результате неэффективного менедж­мента, ошибочной маркетинговой политики, некомпетентности самого предпринимателя и других внутренних факторов.
С точки зрения длительности во времени предпринимательские риски могут быть разделены на кратковременные и постоянные. К группе кратковременных относятся те риски, которые угрожают предпринимателю в течение известного отрезка времени, напри­мер, транспортный риск, когда убытки могут возникнуть во время перевозки грузов, или риск неплатежа по конкретной сделке. К постоянным рискам относятся те, которые непрерывно угрожают предпринимательской деятельности в данном географическом рай­оне или в определенном секторе экономики: например, общий риск неплатежей в стране, несовершенство правовой системы и др.
В экономической литературе выделяют спекулятивный и простой предпринимательские риски. Спекулятивный риск подразумевается как вариант получения прибыли илК убытка, например от приобретения и продажи ценных бумаг. Обычный риск рассчитан только на проиг­рыш и может быть классифицирован по типу потери: личный риск, имущественный риск и риск, связанный с обстоятельствами. Личный риск — один из случаев прямого ущерба для индивидуума; для украинских предпринимателей в настоящее время вероятность данного типа риска очень велика. Имущественный риск — это риск потери имущества предпринимательской фирмы, а риск, связанный с об­стоятельствами, — это риск, когда действиями одной фирмы нано­сится ущерб другому хозяйствующему субъекту.
Поскольку основная задача предпринимателя — рисковать рас­четливо, не переходя ту грань, за которой может произойти пол­ный крах, следует выделять допустимый, критический и катастро­фический типы риска. Допустимый риск — это угроза неполной по­тери прибыли от осуществления (неосуществления) того или ино­го проекта или от предпринимательской деятельности в целом. При данном риске потери возможны, но по размеру они меньше ожи­даемой предпринимательской прибыли. Критический риск характе-ризуется не только потерей прибыли, но и недополучением пред­полагаемой выручки. В этом случае предприниматель несет убыт­ки в сумме всех затрат, т.е. данный риск характеризуется опаснос­тью потерь, которые превышают ожидаемую прибыль и могут при­вести к невозмещаемой потере всех средств, вложенных предпри­нимателем в данную сделку. Катастрофический риск, как правило, приводит к банкротству предпринимательской фирмы, т.е. к потере предпринимателем всех средств.
По степени обоснованности предпринимательского риска могут быть выделены: оправданный(правомерный) и неоправданный (не­правомерный) риски. Возможно, это наиболее важный для пред­принимательского риска элемент классификации, имеющий наи­большее практическое значение. Для разграничения правомерного и неправомерного предпринимательского риска необходимо учесть в первую очередь то обстоятельство, что граница между ними в разных видах предпринимательской деятельности, в разных секто­рах экономики различна. Так, в области научно-технического про­гресса допустимая вероятность получения отрицательного резуль­тата на стадии фундаментальных исследований составляет 5-10%, прикладных научных разработок — 80-90%, проектно-конструктор-ских разработок — 90-95%. Таким образом, видно, что данная об­ласть деятельности характеризуется высоким уровнем риска; вмес­те с тем, следует заметить, что в атомной энергетике риск вообще не допускается.
В литературе по теории бизнеса, а также практике предприни­мательства часто можно встретиться с терминами «высокий риск» и «слабый риск». В данном случае речь идет о различных уровнях риска.
Итак, мы рассмотрели основные типы риска. Теперь для более полного представления о предпринимательском риске целесооб­разно рассмотреть основные его виды.
Поскольку предпринимательский риск — это риск, возникаю­щий при любых видах деятельности, связанной с производством продукции, товаров и услуг, их реализацией, товарно-денежными отношениями и финансовыми операциями, коммерцией, осуще­ствлением социально-экономических и научно-технических про­ектов, наиболее правильно, на наш взгляд, выделить следующие типы риска: экономический, технический, политический.
Экономический риск включает следующие риски: производствен­ный; коммерческий; кредитный; инвестиционный; валютный; ин­фляционный; финансовый и др.
Производственный риск связан с производством продукции, то­варов, услуг; с осуществлением любых видов производственной деятельности. Среди наиболее важных причин возникновения производственного риска — возможное снижение предполагаемых объе­мов производства, рост материальных и/или других затрат, уплата повышенных отчислений и налогов, потери от низкого качества и несертифицированной продукции и др.
Коммерческий риск — это риск, возникающий в процессе реали­зации товаров и услуг, произведенных или купленных предприни­мателем. Основные причины коммерческого риска: снижение объе­мов реализации из-за изменения конъюнктуры рынка или других обстоятельств, повышение закупочной цены товара, непредвиден­ное снижение объемов закупок, потери товара в процессе обращения, повышение издержек обращения. Коммерческий риск вклю­чает риски, связанные с: реализацией товара (услуг) на рынке; транспортировкой товара; приемкой товара (услуг) покупателем; платежеспособностью покупателя, а также риск, связанный с форс-мажорными обстоятельствами.
Следует отметить, что в отечественной экономической литера­туре нередко коммерческий риск отождествляется с предпринима­тельским, однако коммерческий риск — это один из видов пред­принимательского риска.
Одним из важнейших рисков в деятельности предприниматель­ской фирмы в условиях рыночной экономики является кредитный риск. Он связан с возможностью невыполнения предприниматель­ской фирмой своих финансовых обязательств перед инвестором в результате использования для финансирования деятельности фир­мы внешнего займа. Таким образом, кредитный риск возникает в процессе делового общения предприятия с его кредиторами: бан­ком и другими финансово-кредитными организациями; контра­гентами: поставщиками и посредниками, а также с акционерами.
Следующий вид экономического риска — инвестиционный риск, который связан со спецификой вложения предпринимательской фирмой денежных средств в различные проекты. Данный риск вклю­чает все возможные риски, возникающие при инвестировании де­нежных средств.
Валютный риск — это вероятность финансовых потерь в резуль­тате изменения курса валют, которое может произойти в период между заключением контракта и фактическим осуществлением рас­четов по нему. Следует отметить, что предпринимательские фир­мы, не имеющие выхода на международный рынок, также подвер­жены риску, связанному с валютными операциями, поскольку их внутренние рынки сбыта могут переключаться на иностранных по­ставщиков. Негативные последствия валютного риска на развитие предпринимательства наглядно проявились после финансового кри­зиса, разразившегося в августе 1998 г.
На конечные результаты деятельности предпринимателей суще­ственное негативное влияние оказывает инфляционный риск, прояв­ляющийся в снижении покупательской способности национальной валюты, росте цен на товары (работы, услуги) и снижении уровня покупательского спроса.
Технический риск проявляется при непредсказуемых остановках производства из-за выхода из строя оборудования, нарушении тре­бований технологических процессов, что приводит к непредвиден­ным потерям материальных ресурсов, снижению качества продук­ции и т.п.
 
3. Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска
Предпринимательская фирма — это сложная система, под­верженная влиянию различных внутренних и внешних фак­торов риска. Проявление их порождает неопределенность, при этом у предпринимателя есть определенные шансы получения прибыли, но одновременно он находится под угрозой возмож­ных потерь.
Предпринимательские риски возникают в результате дей­ствия многочисленных факторов. Они могут быть заложены в организации деятельности или в стратегии фирмы либо вы­ступать результатом действий самого предпринимателя. Рис­ки могут быть следствием внутренних для фирмы решений или воздействия окружающей среды бизнеса—действий конкурен­тов, поставщиков, мнения общественности, изменения конъ­юнктуры рынка, отсутствия полноценной информации и т. д.
Определенный интерес при рассмотрении факторов, вли­яющих на уровень риска, представляет опрос, проведенный в 1988 г. Национальной ассоциацией производителей США ты­сячи крупнейших компаний по списку «Форчун-4» с целью выяснить, каковы наиболее часто встречающиеся факторы, отрицательно влияющие на деятельность этих компаний. Ока­залось, что в среднем около десяти раз в год компании оказы­вались в затруднительной ситуации, при этом наиболее часто упоминались следующие причины кризисных ситуаций:
• рекламации и штрафы за бракованную продукцию;
• аварии на предприятиях и поломки оборудования;
• утечка конфиденциальной информации;
• поломка компьютеров;
• влияние необоснованных слухов.
Реже встречаются, но по ущербу и последствиям являются гораздо более тяжелыми следующие форс-мажорные обстоя­тельства:
• стихийные бедствия;
• аварии в энергетических сетях;
• пожары и взрывы;
• смерть руководителя и ведущих специалистов;
• внезапное появление сильных конкурентов;
• враждебное отношение правительства и прессы.
Среди других причин, вызывающих увеличение уровня ри­ска, указывались также нарушение авторских прав, забастов­ки, мошенничество, недобросовестная конкуренция.
Анализ современного состояния экономики позво­ляет выделить следующие причины, усугубляющие предпри­нимательский риск:
• необязательность и безответственность хозяйствующих субъектов всех видов;
• нечеткость и непрерывная изменчивость законодатель­ных и нормативных актов, регулирующих предприни­мательскую деятельность;
• высокие темпы инфляции;
• политическая нестабильность;
• отсутствие реального хозяйственного права, что препят­ствует снижению общего уровня риска через контракт­ные отношения;
• отсутствие персональной ответственности значительной части предпринимателей за результаты своей деятель­ности, что увеличивает уровень риска любой сделки;
• зависимость предпринимателя от криминального мира, неспособность правоохранительных органов защитить его;
• неправильное безграничное вмешательство политиков в экономику;
• резкое увеличение численности работников аппарата уп­равления;
• неустойчивое налоговое законодательство;
• недобросовестная конкуренция;
• низкий уровень образования предпринимателей по про­блемам рынка и предпринимательства.
Поскольку риск имеет объективную основу из-за неопре­деленности внешней среды и субъективную в результате при­нятия решения самим предпринимателем, успехи и неудачи предпринимательской фирмы следует рассматривать как вза­имодействие целого ряда факторов. Одни из них являются внешними по отношению к предпринимательской фирме, а другие — внутренними.
 
3.1 Внешние факторы, влияющие на уровень риска
Под внешними факторами следует понимать те условия, ко­торые предприниматель, как правило, не может изменить, но должен учитывать, поскольку они сказываются на состоянии его дел.
Необходимо отметить, что с каждым годом увеличивается число внешних факторов, оказывающих влияние на уровень риска и требующих учета в предпринимательской деятельно­сти.
На наш взгляд, логичным является разделение внешних факторов на две группы:
?      факторы прямого воздействия;
?      факторы косвенного воздействия.
 
3.1.1. Факторы прямого воздействия
Налоговая система. Экономическая практика свидетельству­ет о том, что изъятие у налогоплательщика до 30% его доходов — тот рубеж, за которым начинается процесс сокращения инвести­ций в экономику. Если же налоги лишают 40—50% прибыли — это ведет к практической ликвидации стимулов для предприни­мательской инициативы и расширения производства.
Во всех развитых странах законодательство устанавливает предельные ставки налогов надоходы предпринимателей. Так, в США они составляют 34%, в Англии — 35, в Японии — 42, во Франции — 42, в Швеции — 52, в ФРГ — 53.
В нашей стране действует более 100 видов различных налогов, пошлин, тарифов, сборов, среди которых наиболее существенное зна­чение для развития предпринимательства имеют налоги на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество, акцизы и др. Такое количество налогов тяжело осилить любому пред­приятию, но особенно непосильным это бремя является для малых фирм. Налоги съедают почти всю прибыль, в то время как мировой опыт показывает, что абсолютный предел нало­говых изъятий не должен превышать критический уровень.
Наряду с существующим налоговым прессом бичом пред­принимательства являются бесконечные изменения сущест­вующего законодательства, причем начинающие действовать задним числом.
Постоянно вносимые поправки и дополнения лишают предпринимателей уверенности в надежности своей деятель­ности. Таким образом, уровень предпринимательского риска увеличивают не только высокие ставки налогов, но и неста­бильность налогового законодательства, вероятность того, что ставки налогов могут быть изменены, как правило,-в сторону увеличения.
Данное положение в налоговом законодательстве явно от­рицательно сказывается на развитии отечественного предпри­нимательства. В целях экономии налоговых платежей и избе­жания высокого уровня риска в связи с этим все больше пред­принимателей принимают решение открыть фирму за рубе­жом.
Взаимоотношения с хозяйствующими партнерами. Следую­щий фактор, оказывающий значительное влияние на уровень предпринимательского риска, — это взаимоотношения с хо­зяйствующими партнерами. Усиливать уровень риска в этом случае могут нарушения договорных обязательств, с одной сто­роны, поставщиками, с другой — покупателями. Предприни­мательская фирма рискует получить заказы на изготовление и сбыт продукции, оказание услуг неплатежеспособным поку­пателям. При этом их платежеспособность может выявиться в процессе выполнения фирмой своих обязательств по изготов­лению и поставке, когда изготовитель, поставщик уже произ­вел необходимые затраты, которые не окупятся. В данном слу­чае предпринимательской фирме приходится искать альтер­нативных партнеров и источники покрытия возникающих за­долженностей, идти на дополнительные издержки, отклады­вая таким образом получение прибыли. То же происходит и в случае невыполнения своих обязательств поставщиками пред­принимательской фирмы.
Данные таблицы показывают, что более трети опрошенных предпринимателей часто сталкиваются с нарушением деловых обязательств, более половины — иногда. В результате такого положения предприниматель всегда подвержен риску того, что его партнер не выполнит свои обязательства, в результате чего фирма понесет потери.
Основная проблема — это невыполнение договорных обя­зательств и по срокам, и по качеству. Данная ситуация объ­ясняется тем, что в Украине не существует механизма, обеспе­чивающего выполнение договорных обязательств. Это, как правило, касается всех видов договоров, несмотря на стро­гие формулировки в них. При этом следует отметить, что раз­решение хозяйственных конфликтов официальным путем часто не имеет смысла: арбитражные суды перегружены, рас­смотрения дела можно ожидать несколько месяцев, а резуль­тат неэффективен даже в случае положительного решения вопроса, так как законодательство не предусматривает пол­ного возмещения ущерба.
Однако часто договоры не выполняются по независящим от предпринимателя причинам — из-за крайне сложной эко­номической ситуации в стране, политической нестабильнос­ти, разрыва хозяйственных связей и т. д. Одной из причин не­выполнения договорных обязательств является несовершен­ство законодательства в сфере договорных отношений, а так­же неспособность законодательства регулировать практичес­кую деятельность предпринимательских фирм.
В результате роста неплатежей усиливается спад производ­ства. Внутренний рынок гибнет вследствие необеспеченности денежными средствами, при том, что спрос остается неудов­летворенным, а производственные мощности предприятий-поставщиков незагруженными.
Возможность задержки выполнения партнерами текущих договорных обязательств приводит к опасности потерь, свя­занных с нарушением графика работ, платежей и получения дохода предпринимательской фирмой. Неплатежеспособность партнеров может возникать в том случае, если они:
• не в состоянии выполнить своих обязательств из-за от­сутствия необходимых средств, в том числе из-за тяже­лого финансового положения;
• не в состоянии выполнить своих обязательств из-за не­выполнения перед ними обязательств их контрагентами;
• неправомочны входитьвподобныедоговорныеотношения;
• изначально не намереваются (не намеревались) выпол­нять свои договорные обязательства;
• намечают в будущем преобразования в форме смены собственников или субъектов контроля при отсутствии четкой преемственности во взятых обязательствах по­сле преобразования.
На уровень риска оказывает влияние не только невыпол­нение партнерами своих обязательств, но и возможность вы­хода партнеров из совместного проекта или совместного пред­приятия. В данном случае предпринимательская фирма несет потери из-за того, что тот или иной партнер изменил свое от­ношение к проекту либо к фирме вследствие смены собствен­ников или ведущих менеджеров, из-за переоценки возможных перспектив, а также из-за возникновения конфликтов.
Законодательство, регулирующее предпринимательскую дея­тельность. Влияние на уровень предпринимательского риска законодательства и государственных органов противоречиво. С одной стороны, они упорядочивают деятельность предпри­нимательских фирм, так как в рыночной экономике взаимо­действие между покупателями и продавцами подпадает под воздействие многочисленных правовых ограничений. Каждая предпринимательская структура имеет определенный право­вой статус, и именно это определяет, как фирма может вести свои дела и какие налоги должна платить. Для предпринима­теля особенно важны акты и нормы, регулирующие налого­вые и финансовые отношения. Без знания норм налогового и финансового права невозможно эффективно организовать и успешно проводить предпринимательскую деятельность.
Но, с другой стороны, законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность, характеризуется подвиж­ностью, а иногда и неопределенностью, что проявляется в форме неожиданного, определяемого политическими сообра­жениями изменения условий хозяйствования, создающих не­благоприятную для предпринимателя среду, а это увеличивает уровень предпринимательского риска.
Конкуренция предпринимателей. Рынок — это жесткая систе­ма, требующая от предпринимателя большой физической и интеллектуальной отдачи.
Риск и конкуренция — неразрывно связанные между со­бой экономические категории, оказывающие взаимное влия­ние друг на друга. Именно риск включает предпринимателя в систему отношений естественного отбора через острую кон­курентную борьбу. С другой стороны, усиливающаяся конку­ренция заставляет предпринимателя искать новые виды дея­тельности, выходить со своей продукцией на новые рынки сбы­та, что усиливает уровень предпринимательского риска. По­этому конкуренция предпринимателей относится к основным факторам, влияющим на уровень предпринимательского рис­ка. Успех в конкурентной борьбе способствует лишь тому, кто определит новые потребности, выпустит новые товары и вве­дет новые технологии. Тем самым конкуренция создает меха­низм экономического соревнования, заставляя предпринима­телей пересматривать свою стратегию.
При создании новой фирмы, нового товара или услуги не­обходимо тщательно выявить и изучить возможных конкурен­тов; как правило, это делается на стадии разработки бизнес-плана. Однако возможность появления непредвиденных кон­курентов при этом остается в следующих случаях:
• при входе в отрасль деятельности предпринимательской фирмы диверсифицирующихся фирм из других отрас­лей. В основном это характерно для фирм, деятельность которых нацелена на создание новой, более производи­тельной технологии изготовления продукта, по которо­му на рынке есть неудовлетворенный спрос и который зарекомендовал себя как высокорентабельный, в то вре­мя как капиталовложения в организацию его производ­ства (включая покупку необходимых лицензий) по сво­ей величине доступны для основной массы фирм — тог­да вероятна диверсификация фирм из других отраслей в сторону производства данного продукта в порядке пе­ретока капиталов из менее прибыльных в более при­быльные отрасли;
• при появлении непредвиденных товарных или функци­ональных аналогов производимого товара, услуги;
• при образовании новых фирм-конкурентов. В частнос­ти, это может произойти в том случае, если из действу­ющей фирмы по каким-либо причинам уходит ведущий специалист или группа специалистов, которые органи­зовывают самостоятельную новую фирму аналогичной специализации;
• при появлении на местном рынке зарубежных экспертов.
На силу конкурентной борьбы предпринимательских фирм влияет множество факторов, при этом некоторые из них по­вторяются наиболее часто. В первую очередь борьба усилива­ется при увеличении числа конкурирующих фирм в том слу­чае, если они относительно сравнимы с точки зрения разме­ров и возможностей. Чем больше фирм, тем больше вероят­ность новых стратегических инициатив.
Конкурентная борьба также усиливается, если спрос на производимый товар, услуги растет медленно, так как фирмам необходимо бороться за рыночную нишу. Эта борьба приво­дит к выбыванию слабых и менее эффективных фирм. Борьба за рыночную долю стимулирует появление новых стратегиче­ских идей, прямо направленных на завоевание потребителей товара,услуги.
Соперничество усиливается в соответствии с размером от­дачи от стратегических идей. В том случае, если они принесли положительных результат, фирмы-конкуренты будут заинте­ресованы использовать те же идеи в своих интересах.
Усиливается конкурентная борьба также тогда, когда вы­ход изданного бизнеса дороже затрат на продолжение конку­ренции. Чем дороже выход из бизнеса, тем больше фирмы за­интересованы в том, чтобы остаться на рынке и конкуриро­вать, при этом они могут смириться со снижением доходов. В данной ситуации борьба для продолжения бизнеса ведется до тех пор, пока издержки по выходу фирмы из бизнеса не ста­нут дешевле затрат по продолжению конкуренции.
Для того чтобы выдержать в конкурентной борьбе, пред­принимательской фирме необходимо изучать своих рыночных соперников, знать их сильные и слабые стороны и учитывать их в своей деятельности.
Для более полного изучения своих конкурентов американские специалисты предлагают найти ответы на следующие вопросы:
• удовлетворен ли конкурент своим настоящим положе­нием;
• какие вероятные шаги или изменения в стратегии пред­примет конкурент;
• в чем уязвимость конкурента;
• что может спровоцировать самые крупные и наиболее
эффективные меры со стороны конкурента. Интересны также рекомендации американских экономис­тов в отношении созидательной конкуренции:
• не ввязывайся в конкуренцию без оглядки, взвесь все;
• убедись, что обе стороны, для того чтобы одержать по­беду, будут стоять в конкурентной борьбе до конца, и тогда вырабатывай стратегию и тактику;
• не раздражай своего соперника чрезмерными усилиями в конкурентной борьбе;
• не наступай своему сопернику на мозоли;
• информируй своего конкурента только о самом необхо­димом;
• не пользуйся запрещенными приемами.
Использование недобросовестной, недостоверной и не­этичной рекламы конкурентами предпринимательской фир­мы может привести к потерям прибыли, но, с другой стороны, использование такой рекламы самой предпринимательской фирмой приводит к возникновению риска уголовной ответст­венности. Это, в свою очередь, грозит потерей прибыли и ими­джа предпринимателя.
Коррупция и рэкет. Также оказывают непосредственное вли­яние на предпринимательскую деятельность и, следователь­но, усиливают уровень предпринимательского риска корруп­ция со стороны государственных чиновников и рэкет
Особую обеспокоенность вызывает мощный и все более усиливающийся прессинг на сферу частного бизнеса со сто­роны преступных группировок. Учащаются такие противо­правные действия, как создание баз данных (досье) на пред­принимателей, хищение важной для них информации, в том числе данных о банковских счетах и доходах, прослушивание линий связи, установка в офисах специальных подслушиваю­щих устройств и т. п.
Криминальное насилие стало инструментом запугивания и устранения конкурентов по бизнесу, несостоятельных долж­ников или настойчивых кредиторов.
 
3.1.2. Факторы косвенного воздействия
Факторы косвенного воздействия обычно влияют на уро­вень предпринимательского риска не так заметно, как факто­ры прямого воздействия. Однако влияние этих факторов мо­жет быть значительным, и предпринимателю необходимо учи­тывать это в процессе деятельности. Рассмотрим основные из них.
Состояние экономики. На результаты предпринимательской деятельности оказывает влияние как экономическая ситуация в стране деятельности, так и экономическое положение отрас­ли деятельности. Конъюнктура рыночной экономики имеет тенденцию изменяться циклически. Высокий уровень спроса сменяется периодамидепрессии, когда предприятию становит­ся трудно продавать произведенные продукты по приемлемым ценам. Многие фирмы очень чувствительны к такого рода подъемам и спадам, поэтому кризисы перепроизводства все­гда приводят к увеличению степени предпринимательского риска.
Последнее десятилетие характеризуется нестабильностью международной торговли, вызванной неравномерностью ин­фляционных процессов в различных странах, колебаниями цен на энергоносители. В этих условиях отдельные страны ведут себя аналогично предприятиям со слабым финансовым пла­нированием. Они берут денежные средства в долг, часто поддерживая неэффективную структуру собственного производ­ства. С ростом долговых обязательств условия займов ужесто-чаются, возможности защиты собственной промышленности и торговли слабеют и ценовой шок, который приближает вну­тренние цены к мировым, ставит предприятия перед резким удорожанием производства.
Отдельной предпринимательской фирме не под силу бо­роться с кризисами, имеющими национальные масштабы, но в ее возможностях проводить гибкую политику, способствую­щую снижению негативных последствий общего спада.
Значительное влияние на уровень риска предприниматель­ских фирм оказывает уровень инфляции в стране деятельнос­ти. Инфляционные процессы подрывают стимулы экономи­ческого роста, повышение эффективности производства на базе научно-технического прогресса, ибо внедрение новой тех­ники обходится все дороже; становится выгодным сохранять устаревшее, но относительно дешевое оборудование, старую трудоемкую технологию. Кроме этого, инфляция обесценивает ресурсы амортизационных фондов предпринимательских фирм, и поэтому на замену изношенного оборудования не хва­тает средств.
Инфляция искажает все экономические расчеты, делает неопределенными перспективы развития, усиливает риск, свя­занный с новыми инвестициями. Растущая неуверенность, отсутствие необходимой достоверности в прогнозах динами­ки цен становятся причинами отказа от долгосрочных проек­тов. Одновременно делается невыгодным предоставление дол­госрочного кредита, поскольку возврат долгов осуществляет­ся обесценившимися деньгами, что несет потери для предпри­нимательской деятельности.
Однако предпринимателю необходимо учитывать не толь­ко экономические изменения, происходящие в стране деятель­ности, но и экономическое положение отрасли деятельности, так как негативные процессы, происходящие в отрасли, ока­зывают значительное влияние на уровень предприниматель­ского риска.
Политические условия. Такой фактор косвенного воздейст­вия, как политическая нестабильность, вызывает повышенную неуверенность предпринимателя не только в успешности ре­зультатов деятельности, но и в возможности ведения дела. Политическая нестабильность не позволяет наладить надеж­ные и долговременные связи с партнерами, что постоянно ста­вит проблему выбора партнера (и поставщика, и потребителя) в качестве важнейшего условия успеха дела. Низкая договор­ная дисциплина, усиливаемая разрушением некогда единого экономического пространства, внутри республиканских и межреспубликанских связей приводит к возникновению рис­ков срыва договоров, нарушению сроков поставок, что в усло­виях недостаточности ресурсов, характерных для стран СНГ, ведет к нарушению циклов производства и другим рискам. Таким образом, политическая нестабильность усиливает об­щий уровень предпринимательского риска, причем как для отечественных предпринимателей, так и для их партнеров за рубежом.
К факторам косвенного воздействия, влияющим на уровень предпринимательского риска, относятся также такие факто­ры, как: международные события, стихийные бедствия, науч­но-технический прогресс.
 
3.2 Внутренние факторы, влияяющие на уровень риска.
Не менее многочисленны и внутренние факторы, влияю­щие на уровень предпринимательского риска. В экономичес­кой литературе, посвященной проблемам предприниматель­ства, выделяются следующие четыре группы факторов:
• стратегия фирмы;
• принципы деятельности фирмы;
• ресурсы и их использование;
• качество и уровень использования маркетинга. Следует заметить, что эти четыре группы факторов вклю­чают в себя десятки конкретных, действующих в каждой фир­ме избирательно факторов.
По различным американским данным, около 90% неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или слу­жебными некомпетентностью и несоответствием. Очень вели­ко влияние на степень риска тажх факторов, как: отсутствие профессионального опыта руководителя фирмы, слабые обще­экономические знания руководства и персонала фирмы, финан­совые просчеты, плохая организация труда сотрудников, утеч­ка конфиденциальной информации по вине служащих, плохая приспосабливаемость фирмы к переменам в окружающей ры­ночной среде, недостаток знаний в области маркетинга и др.
Утечка конфиденциальной информации — еще один внут­ренний фактор, усиливающий уровень риска предпринима­тельской фирмы. По оценкам экспертов, потеря лишь четвер­ти информации, относимой к категории коммерческой тай­ны, обеспечивает весомые преимущества конкурентам и в те­чение нескольких месяцев приводит к банкротству половины фирм, допустивших утечку сведений. Для эффективной рабо­ты любой предпринимательской организации, особенно с вы­соким уровнем развития, со сложной структурой и со значи­тельным уровнем диверсификации наряду с прочими важны­ми факторами, требуется некоторый уровень сохранения того множества сведений, которые при попадании в руки конку­рентов, а также нелояльно настроенных к организации лиц могут привести к экономическому, социальному и морально­му ущербу различной степени.
На практике довольно часто предприниматели не вполне четко представляют себе, что входит в понятие «коммерчес­кая тайна», как ее следует охранять и как утечка информации может влиять на экономическое положение фирмы, в резуль­тате чего предпринимательский риск возрастает.
Под коммерческой тайной предприятия следует понимать сведения, не являющиеся государственными секретами, но связанные с производством, технологией, НИОКР, управле­нием, финансами и дцугой деятельностью предприятия, раз­глашение которых может нанести ущерб его интересам. Ком­мерческой тайной предприятия не может быть информация, сокрытие которой способно нанести ущерб обществу.
Перечень сведений, которые составляют коммерческую тайну, включает в себя:
1. Производственную информацию:
• способы производства и технология;
• объем выпуска и планы реализации продукции;
• уровень складских запасов;
• планы инвестиций в новое строительство и реконструк­цию производства;
• методы и организация управления;
• система организации труда;
• планы рекламной деятельности;
• предполагаемое время выхода на рынок;
• характер и условия заключенных контрактов;
• сведения о поставках, потребителях, посредниках.
2. Финансовую информацию:
• структура капиталов;
• размер прибыли и уровень себестоимости продукции;
• механизм формирования цен на продукцию;
• банковские и торговые операции;
• состояние расчетов с торговыми клиентами;
• уровень платежеспособности предприятия;
• фактическое состояние рынков сбыта;
• сведения об эффективности экспорта и импорта;
• сведения о финансовом положении поставщиков, по­требителей, посредников;
• сведения о планируемых кредитах, их размерах и усло­виях предоставления;
• планируемое создание совместных, смешанных, акци­онерных предприятий.
3. Научно-техническую информацию:
• характер исследовательских работ;
• применяемые (готовящиеся к внедрению) технологии;
• направления расширения (свертывания) производства;
• ведущая НИОКР, проектные работы и их результаты;
• модификация и модернизация применяемой ранее тех­ники, технологии;
• анализ конкурентоспособности выпускаемой продук­ции;
• содержание патентов и лицензий.
В Украине в настоящее время отсутствует действенная зако­нодательная защита коммерческой тайны, не практикуется широкое применение мер экономической ответственности при решении этой проблемы, не наработана соответствующая су­дебная практика. Именно поэтому в реальной деятельности предпринимательских организаций процветает явное и тайное заимствование интеллектуальной собственности и коммерче­ской информации. В общем виде потери предпринимателей от несоблюдения условий конфиденциальности сводятся к тому, что:
• снижаются возможности продажи лицензий на собст­венные научные разработки, теряется приоритет в ос­военных областях научно-технического прогресса, рас­тут затраты на переориентацию деятельности исследо­вательских подразделений;
• появляются (или искусственно создаются конкурента­ми) трудности в закупках сырья, технологии, оборудо­вания;
• ограничивается сотрудничество предпринимателей сде-ловыми партнерами, снижается вероятность заключения выгодных контрактов, возникают проблемы в выполне­нии договорных обязательств;
• растут затраты предпринимательской организации на создание новой рыночной стратегии, изменение струк­туры маркетинговых исследований и др.
Однако в силах предпринимательской фирмы снизить до минимума потери, связанные с утечкой информации, отно­симой к категории коммерческой тайны, и соответственно снизить уровень риска. Возможные действия предпринимате­лей по защите коммерческой тайны будут изложены далее.
Уровень предпринимательского риска усиливается не толь­ко в случае похищения коммерческой тайны конкурентами, но и в том случае, если предпринимательская фирма сама не­законным путем получает сведения, составляющие коммер­ческую тайну, в целях использования их в процессе деятель­ности.
Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну, без согласия их владель­ца, совершенные из корыстной или иной личной заинтересо­ванности, наказываются штрафом в размере от 200 до 500 ми­нимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода за период от двух до пяти месяцевлибо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда или в размере за­работной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.
Следующий внутренний фактор, оказывающий значитель­ное влияние на уровень предпринимательского риска, — это качество продукции, услуг. Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности коммерческой организации. Повышение качества продукции в значительной степени определяет выживаемость предпринимательских фирм в условиях рынка, темпы научно-технического прогрес­са, рост эффективности производства. Соответственно ухуд­шение качества продукции приводит к снижению конкурен­тоспособности фирмы и как следствие к увеличению уровня риска.
Нарушение качества продукции может быть следствием как внешних (поставка некачественного сырья), так и внутренних (нарушение технологического цикла) факторов. Поэтому на предприятии должна действовать четко организованная сис­тема управления качеством, ориентированная на интересы потребителей, затрагивающая все подразделения и приемле­мая для всего персонала.
Всеобщий контроль качества, осуществляемый фирмами США, Японии и Западной Европы, предполагает три обяза­тельных условия:
• качество как основная стратегическая цель деятельнос­ти признается высшим руководством фирм. При этом устанавливаются конкретные задачи и выделяются сред­ства для их решения. Поскольку требования к качеству определяет потребитель, не может существовать такого понятия, как постоянный уровень качества. Повышение качества должно идти по нарастающей, либо конкурен­тоспособность продукции снизится;
• мероприятия по повышению качества продукции долж­ны касаться всех подразделений;
• непрекращающийся процесс обучения и повышение мо­тивации персонала.
Кроме перечисленных, к внутренним факторам, усилива­ющим предпринимательский риск, относятся также нерацио­нальное использование материальных и людских ресурсов предприятия; низкая мотивация персонала; болезнь и/или смерть ведущих специалистов и руководителей и др.
 
4. Управление предпринимательскими рисками
Каждая предпринимательская фирма имеет собственные пред­почтения деятельности, направленно связанные с риском, и на основе этого выявляет риски, которым может быть подвержена, решает, какой уровень риска для нее приемлем, и ищет способы, как избежать нежелательных рисков. Такие действия называются системой управления риском. Это особый вид деятельности, направ­ленный на смягчение воздействия риска на результаты деятельнос­ти предпринимательской фирмы.
Управление рисками — специфическая область деятельности, требующая знаний в области теории фирмы, страхового дела, ана­лиза хозяйственной деятельности фирмы, математических методов оптимизации экономических задач и других знаний. Деятельность предпринимателя в этой области направлена на защиту своей фир­мы от действия рисков, угрожающих ее прибыльности, и способ­ствует решению основной задачи предпринимателей — в зависи­мости от ситуации выбрать из альтернативных проектов оптималь­ный, учитывая при этом, что, чем более прибылен проект, тем выше степень риска для фирмы.
Деятельность предпринимателя по управлению рисками назы­вается политикой риска. Под политикой риска понимается совокуп­ность различного рода мероприятий, имеющих целью снизить опас­ность ошибочного принятия решения в момент самого его приня­тия и сократить возможные негативные последствия этих предпри­нимательских решений.
Знать о существовании риска предпринимателю необходимо, но далеко недостаточно. Важно установить, как влияет на результаты деятельности конкретный вид риска и каковы последствия данного влияния. Причем сначала следует оценить вероятность того, что некое событие действительно произойдет, а затем, как оно повлияет на экономическое положение фирмы.
В процессе управления риском для предпринимателя весьма важно решить вопрос: входить или не входить в рисковую ситуацию? Различное поведение предпринимателей, принимающих аналогичное решение в одной и той же ситуации, объясняется их индивидуаль­ными склонностями к риску, уровнем притязаний на извлечение прибыли (дохода).
В зависимости оттого, к какой категории относится предприни­матель — к людям с повышенной степенью готовности идти на рисковое предприятие или же к людям с более осторожным подхо­дом к риску, — он может решать, идти ему на выполнение очень рискованных проектов или иметь дело с бизнесом с небольшой степенью риска, поскольку, если предприниматель осторожно от­носится к риску, ему труднее рационально определить шансы на успех проекта с высокой степенью риска и наоборот. Следует отме­тить, что наибольших успехов достигает тот предприниматель, ко­торый может одновременно просчитать или же интуитивно опреде­лить степень риска и несмотря на возможность неудачи рискнуть.
Оценивая риск, который в состоянии принять на себя фирма, предприниматель прежде всего исходит из профиля ее деятельнос­ти, наличия необходимых ресурсов для реализации программы финансирования возможных последствий риска, стремится учесть отношение к риску партнеров по бизнесу и построить свои дей­ствия так, чтобы наилучшим образом способствовать реализации основной цели фирмы.
Степень допустимого риска определяется с учетом таких пара­метров, как размер основных фондов, объем производства, уро­вень рентабельности и др. Следует отметить, что чем большим ка­питалом обладает предприятие, тем оно менее чувствительно к риску и тем смелее предприниматель может принимать решение в риско­вых ситуациях.
Комплексный подход к управлению риском позволяет предпри­нимателю более эффективно использовать ресурсы, распределять ответственность, улучшать результаты работы фирмы и обеспечи­вать ее безопасность от действия риска. Управление предпринима­тельским риском связано с разработкой мероприятий по миними­зации последствий рисков.
 
5. Основные механизмы нейтрализации предпринимательских рисков
После выявления рисков, с которыми может столкнуться фир­ма в процессе осуществления предпринимательской деятельности, после определения факторов, оказывающих влияние на уровень риска, и после проведения оценки рисков, а также выявления свя­занных с ними потенциальных потерь перед предпринимательской фирмой стоит задача разработки программы минимизации выяв­ленных рисков, т.е. специалист по риску должен принять решение о выборе наиболее приемлемых механизмов нейтрализации пред­принимательских рисков.
Предпринимательская фирма в процессе осуществления произ­водственно-хозяйственной деятельности может отказаться от со­вершения финансовых операций или от вида деятельности, свя­занных с высоким уровнем риска, т.е. уклониться от риска. Данное направление нейтрализации рисков является наиболее простым и радикальным. Оно позволяет полностью избежать потенциальных потерь, связанных с предпринимательскими рисками, но с другой стороны, не позволяет и получить прибыли, связанные с риско­ванной деятельностью. Кроме этого, в отдельных случаях уклоне­ние от риска может быть просто невозможным, а избежание одно­го вида риска может привести к возникновению других. Поэтому, как правило, данный способ применим лишь в отношении очень серьезных и крупных рисков.
Решение об отказе от определенных предпринимательских рис­ков может быть принято как на предварительной стадии принятия решения, так и позднее, путем отказа от дальнейшего осуществле­ния деятельности, в том случае, если риск оказался выше предпола­гаемого. Однако большинство решений об избежании риска прини­мается на предварительной стадии принятия решения, так как отказ от продолжения деятельности часто влечет значительные финансо­вые и иные потери для фирмы, а иногда затруднителен в связи с контрактными обязательствами предпринимательской фирмы.
Применение такого метода нейтрализации финансовых рисков, как уклонение от риска, эффективно при выполнении определен­ных условий:
1) отказ от одного вида предпринимательского риска не влечет за собой возникновение других видов рисков более высокого или однозначного уровня;
2) уровень риска намного выше уровня возможной доходности предпринимательской сделки или деятельности в целом;
3) финансовые потери по данному виду риска предпринима­тельская фирма не имеет возможности возместить за счет соб­ственных финансовых средств, так как эти потери слишком высоки.
Естественно, что не от всех видов предпринимательских рисков фирма может уклониться, большую часть из них она «принимает на себя», т.е. сознательно идет на риск и занимается бизнесом до тех пор, пока убытки от последствий наступивших рисков не при­ведут к невосполнимым потерям. Некоторые риски принимаются, так как несут в себе потенциал возможной прибыли, другие при­нимаются в силу своей неизбежности.
При принятии риска на себя основной задачей является изыс­кание источников необходимых ресурсов для покрытия возможных потерь. В данном случае потери покрываются из любых ресурсов, оставшихся после наступления предпринимательского риска и как следствие — наступление потерь. Если оставшихся ресурсов у фир­мы недостаточно, то это может привести к сокращению объемов бизнеса.
Ресурсы, имеющиеся в распоряжении предпринимательской орга­низации для покрытия потери, можно разделить на две группы;
1) ресурсы внутри самого бизнеса;
2) кредитные ресурсы.
Ресурсы внутри самого бизнеса. При возникновении потерь крайне редко бывают повреждены все виды собственности одновременно, поэтому к внутренним ресурсам относятся:
• наличность в кассе, которая не страдает при физическом повреждении зданий и сооружений, принадлежащих пред­приятию;
• остаточная стоимость поврежденной собственности;
• доход от частичного продолжения как финансовой, так и производственной деятельности;
• дивиденды и процентный доход от ценных бумаг и доход­ных инвестиций;
• дополнительные средства, вносимые владельцами бизнеса с целью его поддержания и пр.
• нераспределенный остаток прибыли, полученной в отчет­ном периоде, до его распределения может рассматриваться как резерв финансовых ресурсов, направляемых в необхо­димом случае на ликвидацию негативных последствий от­дельных финансовых рисков;
• резервный фонд фирмы, который создается в соответствии с требованиями законодательства и устава предпринима­тельской фирмы. На его формирование направляется не менее 5% суммы прибыли, полученной фирмой в отчетном пе­риоде.
Кредитные ресурсы. В том случае, если предпринимательская фирма не в состоянии покрыть все потери, возникающие в резуль­тате воздействия предпринимательских рисков, из внутренних ре­сурсов, часть из них можно покрыть с использованием кредитных ресурсов.
Однако в данном случае доступность кредитных ресурсов имеет существенные ограничения. И главным из них является перспекти­ва будущей прибыльности фирмы. Доступность кредитных ресурсов во многом зависит от остаточной стоимости бизнеса после возник­новения потерь. В финансовых кругах ходит такая шутка: «Для того чтобы получить кредит, необходимо доказать, что ты в нем нужда­ешься». Поэтому фирме еще до возникновения потерь необходимо иметь план их преодоления, чтобы убедить кредитные организации в перспективах деятельности фирмы. Другим ограничением в при­влечении кредитных ресурсов после возникновения рисков может быть их цена. Использование кредитных ресурсов может ослабить финансовое положение предпринимательской фирмы.
Следующий возможный метод нейтрализации рисков, возника­ющих в процессе осуществления предпринимательской деятельности фирмы, — это передача, или трансферт, риска партнерам по отдельным сделкам или хозяйственным операциям путем заключе­ния контрактов. При этом хозяйственным партнером передается та часть предпринимательских рисков фирмы, по которой они имеют больше возможностей нейтрализации их негативных последствий и, как правило, располагают более эффективными способами внут­ренней страховой защиты. В современной практике управления рис­ками получили распространение следующие основные направле­ния передачи финансовых рисков.
1. Передача рисков путем заключения договора факторинга. Пред­метом передачи в данном случае является кредитный риск пред­принимательской фирмы, который в преимущественной его доле передается коммерческому банку или специализированной факто­ринговой компании, что позволяет фирме в существенной степени нейтрализовать негативные финансовые последствия кредитного риска.
2. Передача риска путем заключения договора поручительства. В силу договора поручитель обязывается перед кредитором третьего лица отвечать за исполнение последним его обязательства полнос­тью или частично. При неисполнении или ненадлежащем исполне­нии должником обеспеченного поручительством обязательства по­ручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно. Пред­принимательская фирма использует поручительства для привлече­ния заемного капитала и при этом несет ответственность перед поручителем за четкое исполнение договора поручительства. Таким образом, фирма-кредитор передает риск невозврата кредита и свя­занные с этим потери поручителю.
Существует еще один вид гаранта — это банковская гарантия. Это письменное обязательство кредитной организации, выданное по просьбе другого лица-прин­ципала, уплатить кредитору принципала-бенефициару в соответ­ствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования об ее уплате. За выдачу банковской гарантии принципал уплачива­ет гаранту вознаграждение. Банковская гарантия позволяет пред­принимательской фирме избежать рисков при заключении сделок с оплатой в будущем или по факту предоставления услуг, оказания работ, отгрузки товаров.
3. Передача рисков поставщикам сырья и материалов. Предметом передачи в данном случае являются прежде всего риски, связан­ные с порчей или потерей имущества в процессе их транспорти­ровки и осуществления погрузочно-разгрузочных работ. Однако потери, связанные с падением рыночной цены продукции, несет предпринимательская фирма, даже если подобное падение вызва­но задержкой в доставке груза.
4. Передача рисков путем заключения биржевых сделок. Этот метод передачи риска осуществляется путем хеджирования и будет рас­смотрен далее как самостоятельный метод нейтрализации рисков.
В целом же передача риска происходит, если в заключенном сторонами контракте существует специфическое положение отно­сительно передачи конкретных (или всех) предпринимательских рисков контрагенту. Сторона, принявшая на себя риск, обычно вторично передает его , заключив договор страхования ответствен­ности.
Наиболее опасные по своим последствиям риски подлежат ней­трализации путем страхования. В принципе это также передача рис­ка. Стороной, принимающей предпринимательские риски, в дан­ном случае выступает страховая компания.
Прибегая к услугам страховой компании, предпринимательская фирма должна в первую очередь определить объект страхования, т.е. те виды предпринимательских рисков, по которым она намере­на обеспечить страховую защиту. При определении состава страху­емых рисков фирме необходимо учитывать определенные условия, основными из которых являются:
• высокая степень вероятности возникновения риска;
• невозможность полностью возместить финансовые потери по риску за счет собственных финансовых ресурсов;
• приемлемая стоимость страхования риска.
Страхование вероятных потерь служит не только надежной за­щитой от неудачных решений, что само по себе очень важно, но также повышает ответственность руководителей предприниматель­ской фирмы, принуждая их серьезнее относиться к разработке и принятию решений, регулярно проводить превенти
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.