На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Право собственности на природные объекты и ресурсы. Право природопользования

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Рязанская правовая академия
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экологическое право»

 
тема: «Право собственности на природные
объекты и ресурсы. Право природопользования»
 
 
 
 
 
Выполнил:
Слушатель  3  курса  1  группы
Булатов Алексей Петрович
Зачетная  книжка № 12
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дата  получения работы:_____________

 
 
 
 

г.Рязань

2010
План
 
 
 
 

Введение…………………………….………………………………. стр.

 
 
    Понятие и основные признаки права собственности на
природные ресурсы………………………………………………стр.
 
 
2. Механизм  приобретения и прекращения права  собственности
   на  землю и другие природные ресурсы………………………….стр.
 
 
3. Правовые  формы использования природных  ресурсов………..стр.
 
 
4. Эколого-правовой  статус человека………………………………стр.
 
 
Заключение…………………………………………………………...стр.
 
 
Задача…………………………………………………………………стр.
 
 
Библиографический список…………………………………………стр.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
 
В правовой литературе по вопросам собственности  традиционно отмечается, что собственность  на природные ресурсы как научное  понятие употребляется в экономическом  и юридическом аспектах.
 
При оценке собственности на природные  ресурсы и особенно при реализации правомочий собственника по распоряжению и пользованию природными богатствами  принципиально важно иметь в  виду, что природные ресурсы, в  отличие, к примеру, от таких вещей, как предприятие, дорога, удовлетворяют  как объекты собственности различные  потребности человека – экологические, экономические, оздоровительные, культурные и иные, т.е. имеют различную потребительную стоимость. В совокупности соответствующие  характеристики природных ресурсов и объектов образуют благоприятную  окружающую среду. Соответственно, природные  ресурсы как объекты собственности  имеют не только экономическое, но и  экологическое, оздоровительное, рекреационное, эстетическое, культурное, историческое и иное значение.
 
Собственность как экономическая категория  является наиболее эффективным и  гарантированным средством реализации экономических интересов граждан, их отдельных групп и общества в целом в области производства и удовлетворения их потребительских  нужд. Экономические отношения собственности  определяют отношение участников производства к предметам производства (орудиям, средствам, продуктам производства). В результате закрепления экономических  отношений в правовых нормах возникает  право собственности как юридическая  категория.
 
 
 
 
 
 
      Понятие и основные признаки права собственности на
природные ресурсы
 
 
Право собственности на природные  ресурсы в юридическом аспекте  можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника.
 
Право собственника на природные ресурсы  как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности  на природные ресурсы. Отношения  права собственности на природные  ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права  – конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая  земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле.
 
Основы права собственности  на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 земля и другие природные  ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и  иных формах собственности. Положения  Основного закона получили развитие в Гражданском кодексе РФ. Согласно ст. 129 ГК РФ земля и другие природные  ресурсы могут отчуждаться или  переходить от одного лица к другому  в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле  и других природных ресурсах. В  статье 209 ГК РФ воспроизведено положение  ст. 36 Конституции РФ относительно того, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственниками свободно, если это  не наносит ущерба окружающей среде  и не нарушает прав и законных интересов  других лиц. Специфические отношения  собственности на конкретные природные  ресурсы регулируются природоресурсным законодательством РФ.
 
Таким образом, Конституция РФ и  Гражданский кодекс РФ определяют общее  содержание и формы собственности  на природные ресурсы, в законодательстве об окружающей среде закрепляются специфические  черты и формы собственности  на конкретные природные ресурсы, а  также особенности механизма  реализации правомочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д. Именно это  дает основание утверждать, что отношения собственности на природные ресурсы образуют предмет права окружающей среды.
 
Под правом собственности на природные  ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами  и другими объектами собственности1.
 
Субъективное право собственности  на природные ресурсы определяет сущность и содержание юридического отношения собственности. Оно закрепляет за его обладателем экономическую  власть над условиями производства (его предпосылками и результатами), ведущегося на базе использования собственником  принадлежащего ему имущества. Это  право предопределяет использование  находящихся в собственности  природных ресурсов свободно, по своему усмотрению. Соответствующее правило  закреплено в ст. 36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами  осуществляются их собственниками свободно. Но это правило, как и право  собственности, не является абсолютным. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии с той же ст. 36 собственник  природных ресурсов свободен в осуществлении  принадлежащих ему полномочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
 
Наряду с тем, что в п. 3 ст. 209 ГК РФ воспроизведено приведенное  положение ст. 36 Конституции, Гражданский  кодекс предусматривает и иные основания  ограничения гражданских прав, в  том числе прав собственности. Так, согласно ст. 1 гражданские права  могут быть ограничены на основании  федерального закона и только в той  мере, в какой это необходимо в  целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и  безопасности государства. Анализ положений  данной статьи, касающихся, в частности, защиты основ конституционного строя  и здоровья, позволяет сделать  вывод о том, что предусмотренные  в этой статье ограничения могут  быть введены федеральным законом  по экологическим соображениям.
 
Реализация правомочий собственника природных ресурсов по пользованию  и распоряжению ими должна быть строго урегулирована в законодательстве с учетом того, что природные ресурсы  имеют разный потенциал. Как выше отмечалось, они имеют экономическое, экологическое, оздоровительное, рекреационное, эстетическое, культурное, историческое и иное значение. Количественные и  качественные характеристики в их динамике находят отражение в отраслевых (природоресурсных) и комплексных (территориальных) кадастрах. Как правило, в процессе природопользования человеком потребляются отдельные удовлетворяющие его потребности свойства природного ресурса. Важно, чтобы при этом не нарушались, не умалялись, т.е. сохранялись, другие потребительские свойства того или другого природного ресурса и чтобы при распоряжении собственностью, определении судьбы природного ресурса, исходя из его кадастровой оценки, соответствующие условия природопользования находили четкое отражение в лицензиях и договорах, закрепляющих право пользования ими.
 
Соблюдение этих требований, продиктованное общественным характером природных  ресурсов, также является ограничением свободы права собственности  на природные ресурсы, независимо от его формы.
 
Применительно к реализации правомочия по распоряжению природными ресурсами  необходимо закрепить в законодательстве дифференцированный подход к распоряжению ресурсами с учетом их исчерпаемости. Правовые требования по предоставлению в пользование исчерпаемых природных  ресурсов (минеральных ресурсов) должны быть особенно четко определены с  учетом интересов будущих поколений.
 
Праву собственника на владение, пользование  и распоряжение природными ресурсами  корреспондирует возлагаемая на него законодательством обязанность  обеспечения рационального использования  природных ресурсов, их воспроизводства  и охраны окружающей среды. Эта обязанность  практически означает, что в процессе природопользования, если собственник  сам реализует свое правомочие пользования, он обязан выполнить соответствующие  требования, предусмотренные законодательством. Если собственник природных ресурсов передает их в пользование другим лицам, что, как правило, особенно часто  встречается применительно к  государственной собственности, то на нем лежит обязанность обеспечить контроль за выполнением пользователем  положений законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, их воспроизводстве и охране окружающей среды.
 
Что касается форм права собственности  на природные ресурсы, то они предусмотрены  в законодательстве. Е.А. Суханов  считает, что «на самом деле юридически есть лишь одно право собственности, у которого могут быть разные субъекты: физические или юридические лица, государство»1. При реализации такого подхода собственность подразделяется на частную и публичную.
 
До 1990 г. в России была единственная форма права собственности на природные ресурсы – исключительная государственная (в отличие от таких  товарно-материальных ценностей, как  предприятия, сооружения, которые как  объекты права собственности  находились в «простой» государственной  собственности). Сущность исключительной государственной собственности  на природные ресурсы состояла в  том, что земля, ее недра, воды и леса были неизменной принадлежностью государства. Советское государство монополизировало владение и распоряжение данными  материальными благами. Никто иной не мог распоряжаться ими.
 
В настоящее время формы права  собственности на природные ресурсы  определяются Конституцией РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 земля и другие природные  ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и  иных формах собственности. Что понимать под иными формами собственности, в законодательстве пока не расшифровывается.
 
Но закрепляется принцип равных, одинаковых обязанностей по обеспечению  рационального использования природных  ресурсов и охране окружающей среды  для всех видов собственников.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Механизм приобретения  и прекращения права собственности
на землю и другие природные  ресурсы
 
 
Основания приобретения и прекращения  права собственности на природные  ресурсы определяются законодательством  и в значительной степени зависят  от формы права собственности.

В статье 218 Гражданского кодекса РФ, устанавливающей общие основания  приобретения права собственности, предусматривается, что право собственности  на имущество, которое имеет собственника (что вполне относится к природным  ресурсам), может быть приобретено  другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или  иной сделки об отчуждении этого имущества.

 
Право частной собственности на природные ресурсы может возникнуть на основе передачи в соответствии с действующим законодательством  о природных ресурсах, находящихся  в государственной или муниципальной  собственности, частным лицам.
 
Природные ресурсы, находящиеся в  частной собственности, могут быть обращены в государственную собственность  в случаях:
    обращения взыскания на имущество по обязательствам;
    изъятия для государственных нужд путем выкупа;
    изъятия объекта, используемого с нарушением требований законодательства;
    перехода наследства государству;
    реквизиции, т.е. изъятия у собственника в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и при других обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущества в интересах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества;
    конфискации, т.е. безвозмездного изъятия по решению суда имущества у собственника в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения. В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке;
    национализации, т.е. обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц.
 
Природные ресурсы, находящиеся в муниципальной  собственности, могут быть обращены в частную или государственную  собственность в случае их передачи частному лицу (физическому или юридическому) или государству в соответствии с законом.
 
Общие основания  прекращения права собственности  определены в гл. 15 ГК РФ. Право собственности  прекращаются при отчуждении собственником  своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества  и при утрате права собственности  на имущество в иных случаях, предусмотренных  законом. Принудительное изъятие у  собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:
    обращение взыскания на имущество по обязательствам;
    отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу;
    реквизиция;
    конфискация;
    отчуждение имущества в случаях, предусмотренных ГК РФ (ст. 235).
 
По решению  собственника в порядке, предусмотренном  законодательством о приватизации, имущество, находящееся в государственной  или муниципальной собственности, отчуждается в собственность  граждан и юридических лиц1.
 
Согласно  ст. 278 ГК РФ, обращение взыскания  на земельный участок по обязательствам его собственника допускается только на основании решения суда.
 
Гражданский кодекс РФ предусматривает также, что  земельный участок может быть изъят у собственника для государственных  или муниципальных нужд путем  выкупа (ст. 279). Решение об изъятии  принимается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. При этом собственник  земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия письменно уведомлен  об этом органом, принявшим решение  об изъятии. Выкуп земельного участка  до получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. Статья 280 устанавливает права собственника земельного участка, подлежащего изъятию.
 
Земельный участок может быть изъят у  собственника в случаях, когда участок  предназначен для сельскохозяйственного  производства либо жилищного или  иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование (ст. 284 ГК РФ).
 
Согласно  ст. 285 ГК РФ, земельный участок может  быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального  использования земли, установленных  земельным законодательством, в  частности, если участок используется не в соответствии с его целевым  назначением или его использование  приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической  обстановки. В статье 286 определен  порядок изъятия земельного участка  в связи с его ненадлежащим использованием.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Правовые  формы использования природных  ресурсов
собственности на природные ресурсы
 
В настоящее время согласно действующему законодательству существуют такие  формы собственности на природные  ресурсы, как частная, государственная  и муниципальная. Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции  РФ, в частной, государственной, муниципальной  и иных формах собственности могут  находиться земля и другие природные  ресурсы. Кроме земли природными ресурсами являются недра, воды, леса, атмосферный воздух, растительный мир  вне лесов.
 
Статья 9 Конституции России установила, что земля и другие природные  ресурсы могут находиться в частной собственности. Согласно ст. 36 Водного кодекса РФ, обособленные водные объекты также могут принадлежать на праве собственности гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством. Также и Лесной кодекс РФ предусматривает в незначительной мере право частной собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке.
 
Но правовое регулирование отношений  частной собственности развито  в основном применительно к земле. Возрождение частной собственности  на землю является одним из главных  проявлений осуществляемой в России земельной реформы. Право частной  собственности на землю регулируется многими законодательными и иными  нормативными актами, основным из которых  является Земельный кодекс РФ. В  связи с нерешенностью в законодательстве многих вопросов правового регулирования  земельных отношений для обеспечения  защиты конституционных прав граждан  на землю впредь до принятия Земельного кодекса РФ был принят Указ от 1 марта 1996 г. «О реализации конституционных  прав граждан на землю», который  установил, что земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 года и находящиеся в их пожизненном  наследуемом владении и пользовании, в том числе сверх установленных  предельных размеров, и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, жилищного или дачного строительства, сохраняются за гражданами в полном размере.
 
Собственнику  земельной доли без согласия других участников долевой собственности  предоставлен широкий круг прав, включая  право:
    передавать земельную долю по наследству;
    использовать земельную долю для ведения крестьянского (фермерского) или личного подсобного хозяйства;
    продать земельную долю;
    подарить земельную долю;
    обменять земельную долю на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве;
    передать земельную долю в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства
    и т.д.
 
В соответствии со ст. 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над  и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами и не нарушает прав других лиц.
 
Гражданский кодекс РФ также регулирует порядок  совершения сделок с землей (купля-продажа, залог, дарение, наследование).
 
В части  регулирования российским законодательством  отношений частной собственности  на природные ресурсы очевидна тенденция  установления на землю главным образом  права частной собственности, без  чего невозможно развитие рыночной экономики. Частная собственность на землю  призвана способствовать развитию рынка  в сельском хозяйстве.
 
Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности. Право государственной собственности установлено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира, другие объекты.
 
В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация  и ее субъекты должны по взаимной договоренности разграничить права собственности  на природные ресурсы.
 
К федеральным  природным ресурсам могут относиться:
    земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти;
    земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики и т.п.;
    земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников и т.п.;
    виды растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
    месторождения полезных ископаемых, имеющих общегосударственное значение;
    водные объекты, расположенные на территории двух или более субъектов Российской Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты
    и т.д.
 
Природные ресурсы, кроме  земельных, преимущественно остаются федеральной собственностью. Федерация, распоряжаясь природными богатствами  от имени народа, должна обеспечивать интересы общества и государства, в  том числе территорий. Распоряжение природными ресурсами, т.е. предоставление их в пользование, должно осуществляться под взаимным контролем федеральных  органов и территориальных. Этому, в частности, способствует единая система  органов государственного управления по использованию и охране природных  ресурсов в пределах территории Российской Федерации. Законодательное регулирование  отношений по распоряжению природными ресурсами осуществляется таким  образом, что право пользования  ими устанавливается главным  образом на основе лицензии, выдаваемой специально уполномоченным органом, который  входит в федеральную систему  управления природопользованием, и  договора, заключаемого правительством субъекта Федерации и природопользователем.
 
Управляет государственной  собственностью на природные ресурсы  в соответствии со ст. 114 Конституции  РФ Правительство России. Законом  устанавливаются правовые рамки  управления. Чтобы предупредить истощение  природных ресурсов, особенно невозобновимых, важно установить в законодательстве четкие лимиты использования природных  ресурсов, в пределах которых Правительство  вправе в определенный период времени  распоряжаться тем или иным природным  ресурсом.
 
Право муниципальной собственности на природные ресурсы устанавливается в общем виде ст. 9 Конституции России и рядом законов. Согласно действующему законодательству в муниципальной собственности могут находиться земельные участки, горные отводы, природные объекты (водоемы, леса, луга и др.).
 
Федеральный закон от 28 августа 1995 года «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 устанавливает в ст. 29, что в состав муниципальной собственности входят муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности. Управляют муниципальной собственностью органы местного самоуправления. Они в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут также в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.
 
В земельном  законодательстве объекты муниципальной  земельной собственности не определены. Вне федеральной земельной собственности  земли принадлежат субъектам  РФ.
 
Водный  кодекс РФ прямо установил право  муниципальной собственности на водные объекты. Согласно ст. 39, муниципальной  собственностью являются обособленные водные объекты, принадлежащие на праве  собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным  образованиям. В муниципальной собственности  находятся обособленные водные объекты, предназначенные для муниципальных  нужд.
 
Лесной  кодекс РФ не устанавливает непосредственно  права муниципальной собственности  на леса. В нем дается лишь отсылка  к федеральному закону, который может  установить формы собственности  на леса, расположенные на землях городских  поселений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4. Эколого-правовой  статус человека
 
 
В ст. 2 Конституции России говорится, что «человек, его права и свободы  являются высшей ценностью».
 
Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.
 
По уровню правового регулирования  эти права подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды.
 
Основные права закреплены в Конституции РФ, в международно-правовых документах по правам человека, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России (Всеобщая декларация прав человека (1948г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950г.), Европейская социальная хартия (1961г.)).
 
Перечень  основных прав дается в гл. 2 Конституции  РФ: право частной собственности  на землю (ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную  информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его  здоровью или имуществу экологическим  правонарушением (ст. 42) и т.д. В соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные экологические права относятся  к категории неотчуждаемых, естественных прав человека.
 
К категории иных экологических прав человека относятся права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Например: право человека на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды (ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), право граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, на радиационную безопасность (ФЗ «О радиационной безопасности населения) и др.
 
Каждый  человек в России выступает в  качестве субъекта права общего природопользования, поскольку он обладает вытекающими  из закона возможностями пользоваться водами, лесами, землей. При этом надо иметь в виду следующее обстоятельство. В рамках права общего природопользования человек может использовать природные  ресурсы лишь для собственных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности. Это прямо предусмотрено водным и лесным законодательством. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин-водопользователь может использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование, т.е. становясь субъектом права специального природопользования. Аналогичным образом решен вопрос и в лесном законодательстве. Устанавливая право граждан пребывать в лесах, ст. 86 Лесного кодекса РФ подчеркивает, что граждане могут собирать дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы лишь для собственных нужд.
 
Категория «иных экологических  прав» юридически не менее значима, чем основные права, и также подлежит государственному обеспечению и  защите. Эколого-правовой статус человека, как субъекта природопользования, определяется его правами и обязанностями, установленными в законе.
 
Основы правового статуса природопользователей закреплены в ряде статей Конституции  РФ: так, владение, пользование и  распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36); права и законные интересы всех лиц, в том числе природопользователей, должны рассматриваться в контексте  права каждого на благоприятную  окружающую среду (ст. 42); и наконец, природопользователям (и не только им) адресована ст. 58: каждый обязан сохранять  природу, бережно относиться к природным  богатствам.
 
Право каждого  человека на благоприятную окружающую среду, как и право на жизнь, впервые  закреплены в России в Конституции 1993 г. Право на жизнь объединяет с  правом на благоприятную окружающую среду то, что первое, несомненно, связано с качеством окружающей среды, в которой проживает человек. Состояние здоровья человека на 20-30 % определяется условиями среды его  обитания1.
 
Окружающая  среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным  в законодательстве об окружающей среде  критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической  устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.
 
Право на благоприятную окружающую среду  – одно из фундаментальных и всеобъемлющих  субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы  его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни. Другие экологические права граждан – требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, на возмещен
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.