Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Периодизация истории тюрко-татарской государственности. Хуннский и гуннский периоды, их историческое значение

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Министерство  образования и науки РФ
      Государственное образовательное учреждение
      Высшего профессионального образования
      Камская Инженерно-экономическая Академия
      Кафедра «История» 
 
 
 

      РЕФЕРАТ
      по  дисциплине «История Татарстана»
      на  тему «Периодизация истории тюрко-татарской государственности. Хуннский и гуннский периоды, их историческое значение» 
 
 
 
 
 

                                                       Выполнил: студент группы 4238-с
                                                               Александров К. В. 

                                                               Проверил: доцент кафедры «История»
                                                                                    кандидат политических наук
                                                               Сайфуллин Р. Г. 
 
 
 

      Набережные  Челны – 2011
      Содержание
     Введение…………………………………………………………………….3
      Глава I. Периодизация истории тюрко-татарской государственности……………………………………………………………….5
      Глава II. Хуннский и гуннский периоды, их историческое значение…………………………………………………………………………..15
      Заключение………………………………………………………………..30
      Список  использованной литературы…………………………………..31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение
      Долгое  время история рассматривалась  не как наука, а относилась к литературе и искусству. И действительно, первые  летописи, хроники, биографии посвящались, в основном, прославлению правителей.
      Итак, что же такое история? Слово «история»  заимствовано из греческого языка, где  так называлось повествование о  событиях. Представление о том, что  такое история и чем она  должна заниматься, исторически видоизменялось. В современной мировой исторической литературе встречаются самые разнообразные определения  предмета истории, вплоть до диаметрально противоположных.
      Изучение  истории это не просто изучение событий  прошлого времени, правителей или каких-либо других элементов. Это достаточно сложным процесс формирования знаний, основывающийся на определённой информации из различных источников. Установление прямой связи между историческими событиями прошлого и событиями происходящими в настоящее время так же относится к задачам истории. Кроме того изучение истории помимо просвещенческого характера носит ещё и воспитательный – каждое поколение должно знать историю своей страны, помнить её и гордиться ей.
      Темой данного реферата является история  Татарстана, а именно периодизация его политической истории от возникновения Древне-тюркской государственности до современного Татарстана, суверенной республики в составе Российской Федерации.
      Сегодня известно, что древне-тюркская государственность образована представителями тюркских племен. Но развитие истории государства начинается задолго до его непосредственного образования. Только в течение нескольких веков будущее население стекалось на земли, которые позже станут  их постоянным местом жительства. Никто из них не мог и подозревать о том, что когда-нибудь такое огромное количество кочевых племён станут единым государством и перейдут к устойчивому оседлому образу жизни.
      История сложилась таким образом, что  на Средней Волге оказались племена  родственные друг другу. Все они  были тюркоязычными. Это во многом определило дальнейший ход исторических событий  влияющих на образование государства.
      Главной задачей определяющей, цель данной работы является построение чёткой цепочки  становления и развития современного татарского государства. Кроме этого следует выделить причины, которые способствовали объединению народов, становлению, развитию Татарстана. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава I. Периодизация истории тюрко-татарской государственности.
      Татарский народ прошёл сложный путь многовекового  развития. В политике Тюркско-татарской  государственности выделяется 5 этапов:
      Древне-тюркская государственность.
      Волжская Булгария (920 – 1236 гг.).
      Улус Джучи (Золотая Орда) (1242 - 1419 гг.).
      Казанское ханство (1445 - 1552 гг.).
      Татарстан (1552 - по наше время).
      Более подробно о Древне-тюркской государственности и её историческом значении я расскажу во второй главе реферата. Для начала же можно сказать, что этот период включает в себя государство Хунну (209 г. до н. э. – начало 1-го тысячелетия н. э.), Гуннскую державу (375 – 453 гг.), Тюркский каганат (551 – 630 гг.) и длился достаточно долго. Это самый продолжительный период в истории Татарстана. 

    Волжская  Булгария (920 – 1236 гг.).
     На  рубеже IX-X вв. возникает одно из крупнейших средневековых государств Восточной Европы - Волжская Булгария. В её истории запечатлена большая страница истории народов Среднего Поволжья и Прикамья, прежде всего татарского народа.
     Волжская Булгария – первое государство в крае, на территории которого проживали прямые предки современных татар. По уровню своего экономического, общественно-политического и культурного равития она ничем не уступала не только своему соседу – Киевской Руси и древнерусским княжествам, - но и западноевропейским государствам. Булгары явились создателями одной из ярких средневековых цивилизаций Европы. Поступательное развитие Волжской Булгарии как самостоятельного государства было прервано монгольским нашествием.
     Волжская  Булгария была основана в следствии четырёх волн переселения булгар. Впервые булгары появились в наших краях в конце VII – начале VIII вв. Следующая волна переселения, произошедшая в VIII в. После крупного поражения Хазарами от арабов в 737 г., привела на территорию Татарстана, Ульяновской и Самарской областей очередную часть булгар и родственных им племён. Третья волна миграции булгар на территорию Средней Волги относится к IX в. Последнее, четвёртое, переселение булгар произошло в конце IX – начале Х вв. Причиной его явилось мощное наступление на Хазарский каганат новых кочевников, прежде всего печенегов, пришедших с востока.
     Волжская  Булгария была государством раннефеодального типа. Во главе государства стоял  эмир или эльтебер (предводитель, глава  государства). Сведений о булгарских правителях сохранилось очень мало. Первым эмиром был Алмуш, который  после принятия ислама стал называться мусульманским именем Джагфар ибн  Абдулла. Его имя стоит на первых булгарских монетах 902-908 гг.
     Основное  население Волжской Булгарии составляли булгары - выходцы из Приазовья, подчинившие себе местные финно-угорские и тюркоязычные племена. Самые крупные города - Болгар и Биляр - по площади и населенности превосходили Лондон, Париж, Киев, Новгород, Владимир того времени.
     Волжская Булгария торговала со Средней Азией, Китаем, Византией, Русью мехом, лесом, кожей, обувью, оружием и другими ремесленными изделиями. Столица Волжской Булгарии город Булгар в X-XIV веках застраивался каменными и кирпичными зданиями; в городе был водопровод. До наших дней сохранились развалины "Черной палаты", Малого минарета, Северного мавзолея, Ханской усыпальницы, Соборной мечети.
     Булгары были язычниками. В 922 году в Булгарию приезжает посольство из Багдада, и съезд всех булгарских племен принимает государственную религию - ислам. С принятием ислама древняя тюркская письменность заменяется арабской (в 1928 году, уже после образования ТАССР, арабская графика заменяется латинским алфавитом, а в 1938 г. вводится современный татарский алфавит, составленный на базе кириллицы). С начала Х века в булгарских селениях уже имелись школы.
     У булгар были свои ученые и поэты. В  первой половине ХII в. жил Якуб ибн-Ногман, составивший "Историю Булгарии". Ученый Бурхан ибн-Булгари написал книги по риторике и о лекарствах. Поэма Кул Гали "Сказание о Юсуфе" (ХIII в.) была известна далеко за пределами Булгарии и оказала заметное влияние на все последующее развитие литературы булгарского и татарского народов.
     Характерными  элементами Булгарской бытовой культуры являлись ювелирные изделия из золота, серебра, бронзы, меди; гончарная посуда с резным орнаментом; металлические  ажурные украшения; бронзовые замки  в виде животных; изделия из кожи; одежда, расшитая бисером и серебром.
     Осенью 1236 г. Волжская Булгария, несмотря на отчаянное  сопротивление, была завоёвана монголами. Города и сёла были разрушены, жители – угнаны в рабство. Началась новая страница в её истории. 

     Улус  Джучи (Золотая Орда) (1242 - 1419 гг.).
     Золотая Орда - монголо-татарское феодальное государство (в вост. источниках Улус Джучи), основано в начале 40-х годов XIII века ханом Батыем (1208-1255), внуком Чингисхана в результате завоевательных походов монголов. В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Болгария, Северный Кавказ, Крым, Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь от Иртыша до Дуная). Крайним юго-восточным пределом Золотой Орды был Южный Казахстан (ныне г. Джамбул), а крайним северо-восточным - г. Тюмень и Искер (близ современного г. Тобольска) в Западной Сибири. С севера на юг Орда простиралась от среднего течения р. Камы до г. Дербента. Вся эта гигантская территория была достаточно однородна в ландшафтном отношении - в основном это была степь.
     Вся власть в Золотой орде была сосредоточена в руках хана. Все правители государств и княжеств, находящихся от Золотой Орды в вассальной зависимости, приезжали в ставку хана за ярлыком, подтверждающим их великокняжескую власть, иногда подолгу жили здесь, далеко не всегда по своей воле. Сюда они привозили дань, так называемый "ордынский выход", и богатые подарки ордынским вельможам.
     Власть  хана была неограниченной. В окружении  хана, кроме членов его дома (сыновей, братьев и племянников) были крупные  представители золотоордынской  знати - беги (нойоны). Государственными делами руководил бекляре-бек (князь  над князьями), отдельными отраслями - визиры. В города и области (улусы) рассылались даруги, главной обязанностью которых был сбор налогов и  податей. Наряду с даругами назначались военачальники - баскаки. Государственное устройство Орды носило полувоенный характер. Наиболее важные должности занимали члены правящей династии, царевичи (огланы), владевшие уделами в Золотой Орде и стоявшие во главе войска. Из среды бегов (нойонов) и тарханов выходили основные командные кадры войска: темники, тысячники, сотники, а также бакаулы (чиновники, распределявшие военное содержание, добычу и т.д.).
     Орда  была основана на очень удобно расположенных  землях: здесь пролегала магистраль древней караванной торговли, отсюда было ближе к другим монгольским  государствам. Купцы из далекого Египта, Средней Азии, Кавказа, Крыма, Волжской Булгарии, Западной Европы, Индии приезжали в Сарай-Бату со своими товарами. Ханы поощряли развитие торговли и ремесел. На берегах Волги, Яика (Урал), в Крыму и др. территориях строились города.
     Население Орды представляло самые различные  народности и верования. Завоеватели-монголы  не составляли большинства населения. Они растворились в массе покоренных народов, главным образом тюркского  происхождения, в первую очередь, кыпчаков. Самое же главное заключалось  в том, что культурная полоса на Нижней Волге оказалась такой близкой  от степи, что здесь легко сочеталось оседлое и кочевое хозяйство. Основным населением городов и степи оставались половцы. В степи также действовал феодальный закон - вся земля принадлежала феодалу, которому подчинялись рядовые кочевники. Все средневековые города, расположенные в низовьях Волги и ее протоков, со временем были затоплены водой, и жителям пришлось их покинуть.
     Исторически это гигантское полугосударство-полукочевье  просуществовало недолго. Государственное  устройство Золотой Орды было самым  примитивным. Единство Орды держалось  на системе жестокого террора. Наивысшего расцвета Золотая Орда достигла при  хане Узбеке (1313-1342 гг.). После хана Узбека Орда переживала период феодальной раздробленности. Падение Золотой Орды, ускоренное Куликовской битвой (1380г.) и жестоким походом Тамерлана в 1395 году, было столь же скорым, как и ее рождение.
     В XV веке Золотая Орда распалась на Ногайскую Орду (начало XV века), Казанское (1438г.), Крымское (1443г.), Астраханское (1459г.), Сибирское (конец XV века), Большую Орду и другие ханства. 

     Казанское ханство (1445 - 1552 гг.).
     Конец позднего средневековья и начало Нового времени – на такой период европейской истории пришлось время существования Казанского ханства. Это относительно короткое время, чуть более столетия, оставило глубокий след в истории не только татарского народа, но и других народов края.
     Казанское ханство выделилось в 1438 году из состава  Золотой Орды на территории бывшей Волжско-Камской Булгарии, от Вятки  до Волги, от Оки до Камы и устья  Белой. Основателем династии казанских  ханов был Улу Мухаммед (правил в 1438-1445). Столицей ханства стал г. Казань. Население — казанские булгары, мари, чуваши, удмурты, мордва, башкиры. Основное население в связи с установлением на царском престоле династии ханов Татарской империи (Золотой Орды) постепенно приобретает название "татары". Основная масса населения состояла из свободных и зависимых крестьян, плативших ясак и др. подати: поземельный (ер-хаблясы), подымный, или подворный (тютюн-саки), сельский (сала-хараджи) налоги, таможенную пошлину (кулуш култыка, бадж), продовольствие для проезжающих чиновников (сусун) и фураж для лошадей (гулюфе). Основным занятием населения было земледелие. В городах было развито ремесленничество. Значительную роль играла торговля с Русским государством, Сибирью, странами Кавказа и Востока. Высшая государственная власть принадлежала хану.
     В 1487 году Казань была взята войсками Ивана III, который принял титул "Великого князя Булгарского" и посадил  на престол угодного ему Мухаммед-Эмина. Однако русский протекторат длился недолго: борьба местных феодалов за власть и частая смена ханов привела к захвату престола в 1521 году династией крымских ханов Гиреев, агрессивно настроенных против Московской Руси. Усилились набеги казанских войск на русские земли. К середине XVI века в Казанском ханстве находилось около 100 тыс. русских пленных.
     В результате Казанских походов Ивана  Грозного 1545-1552 годов ханство было ликвидировано и Среднее Поволжье присоединено к России.
     Зимой 1550-1551 годов в лесах под г. Угличем  в вотчине бояр Ушатых втайне срубили  крепость-городок. Стены, башни, жилые  избы, церкви - все было срублено и  собрано впрок. К весне 1551 года городок  разобрали по бревнышку, разметили  и погрузили на суда. Караван отправили  вниз по Волге и 24 мая выгрузили  в устье реки Свияги, в 30 км от Казани. Здесь, на Круглой горе, за 4 недели вновь  собрали мощную крепость и основали г. Свияжск. Сооружение Свияжской крепости - случай уникальный. По своим размерам крепость превосходила аналогичные  сооружения Новгорода, Пскова и даже Московского Кремля. Свияжская крепость, как опорная база русских войск, ускорила падение Казани. В 1552 году осада и штурм Казани (2 октября) завершились взятием города.
     Казанское ханство прекратило своё существование. Его территорию включили в состав Руси, а Иван Грозный стал именовать себя «царём Казанским».
     Население завоёванного края ещё в течении нескольких лет вело вооружённую борьбу. Однако его сопротивление в условиях превосходства сил Русского государства не могло привести к восстановлению независимости. 

     Татарстан (1552 - по наше время).
     В XVII в. продолжается укрепление Русского государства на территории Среднего Поволжья. Постепенно начали возрождаться торговые отношения татар со Средней Азией, Ираном, Индией, Кавказом и Сибирью. Восстанавливалась экономика, сельское хозяйство, оживление и развитие культуры. Наступивший гнет со стороны Русского государства лишь укрепил мысль о борьбе за свободу. Цель многочисленных вороженных восстаний в XVII является тому свидетельством.
     Период XVIII в. ознаменовался крупными реформами, которые коснулись Казанского края. Территория края в 1708г. вошла в состав вновь организованной Казанской  губернии, тем самым потеряв последние, признаки  самостоятельности. В 1775г. Казанская губерния вошла в состав 13 уездов. Со второй половины XVIII в. стала зарождаться и промышленность. В крае появляются промышленные предприятия. Среди отраслей следует выделить кожевенное, мыловаренное и свечное, суконное, медеплавильное, текстильные производства. Большое значение в экономике края играло возникшее в 1718г. Казанское адмиралтейство. XVIII век характеризуется дальнейшим усилителем попытки национального угнетения. Татарское население отвечало на такие репрессии новыми восстаниями (1718,1735,1739). Однако все они жестоко подавлялись.
     После подавления Пугачёвского восстания, Екатерина II пошла на некоторые послабления. Так, в 1773г. был издан указ, который запрещал насильственное крещение, с 1776г, было решено вести торговлю по всей России, с 1784г, мурзы были приравнены к русскому дворянству, было разрешено строить мечети. Открывалось поле экономической и духовной деятельности, открывались мектебе и медресе. В 1758г, в Казани открывается первая гимназия, в 1789г, главное народное училище. В XVIII в. Казань становиться объектом изучения русских ученых.
     Основой экономики края в первой половине XIX в. продолжало оставаться сельское хозяйство. В этот период продолжается развитие промышленности типа мануфактур с наемными рабочими. Большой удельный вес в крае продолжала занимать торговля. Национальный гнет изменился. Большое значение в культуре народов края сыграло открытие в начале XIX в. университета, который стал центром передовой научной и общественно – политической мысли Казани.
     В конце 50-х гг. губерния насчитывала  около 1,5 млн. человек. Более 90% жило в сельской местности. Казань явилась одним из самых крупных городов России - в ней жило более 60 тыс. человек. В конце века на заводах и фабриках трудились более 10 тыс. человек. Тяжелые условия труда рабочих создавали  благоприятную почву для распространения среди них революционных идей.
     Начало XX века отмечено ростом революционного движения в обществе. Эти движения серьезно затронули и мусульманские регионы страны, в первую очередь татар, в силу ряда объективных причин наиболее восприимчивых в то время и подобным идеям. Свержение самодержавия было практически поддержано всем народом. В Казани, как и во всей стране, создаются органы Временного правительства и Советы.
     Октябрьский переворот, приведший большевиков  к власти, был сравнительно легок  и успешен почти на всей территории России. В Казани с 23 октября 1917г. шли вялотекущие бои революционно настроенных солдат и красногвардейцев с правительственными войсками. Когда в Казань пришло сообщение о падении Временного правительства в столице, бои кончились победой восставивших. Была установлена советская власть.
     В числе лидеров большевиков были М. Вахитов, К. Грасис, Н. Ершов и др. В годы гражданской войны территория республики дважды становилась местом ожесточенных боев (1918,1919), но противники большевизма были разгромлены. На развалинах Российской империи создавались новые государства. Образование Татарской Автономной Советской Социалистической Республики было провозглашено 25 июня 1920г. Республика создавалась КПК многонациональное государство, входящее в состав РСФСР.
     В период 1920-1940 гг. ТАССР стала индустриально  – аграрной республикой. Проведена  коллективизация. Созданы новые  промышленные предприятия. Ряд предприятий  восстановлены и реконструированы.
     Тяжелым бременем война 1941-1945 гг. легла на плечи  жителей Татарстана. Более 560 тыс. жителей  республики ушли на поля сражений, свыше 300 тыс. не вернулись дамой. Республика стала одним из крупнейших центров производства современной боевой техники. В сложнейших военных условиях женщины, дети, старики – основной трудовой поляны сельского хозяйства, дали стране миллионы тон зерновых. В Казани и городах республики были открыты 50 госпиталей, где получили медицинскую помощь 340 тыс. офицеров и солдат.
     В 1943г, на юго-востоке республики, в Шугурове, получена первая промышленная нефть. Настоящий рассвет нефтеперерабатывающей отрасли произошел в середине 50-х гг. В 70-х гг., Татарстан давал ежегодно до 100 млн. тонн нефти. Там где находились основные месторождения нефти выросли новые города и поселки – Альметьевск, Лениногорск, Джалиль и др. В начале 70-х гг. на берегах Камы создаются самые крупные в стране заводы по производству грузовых автомашин, каучука, автошин, возводится ГЭС.
     С 1990 года начинается новый переход  в современной истории Татарстана – возражения и развития государственности. В 30-е годы Татарстан фактически лишился всех своих прав и лишь номинально назывался республикой. 30 августа 1990 г. законодательный орган Татарстана провозгласил государственный суверенитет. Декларация о суверенитете стала актом реализации неотъемлемого права татарской нации, всего народа республики на самоопределение. В соответствии с Декларацией земля, ее недра, природные богатства и др. ресурсы стали собственностью народа республики. Два языка – татарский и русский – были объявлены государственными. Конституция и законы республики стали обладать верховенством на всей территории Татарстана. В декларации так же была зафиксирована необходимость заключения договора с Российской Федерацией. В ноябре 1992г. Верховным Советом была принята Конституция Татарстана, юридически закрепившая основы суверенитета.
     В августе 1991г. между делегациями Татарстана и России начались официальные перемены, завершившиеся 15 февраля 1994г. подписание двухстороннего политического договора. Этот договор стал первым межгосударственным документом за последние четыреста  сорок лет, определившим отношения  между Москвой и Казанью. Договор  руководствуется в ровной степени  Конституцией России и Конституцией Татарстана. Договор определил полномочия федерального центра и республики, закрепил раздел собственности, предложил  механизм нового типа отношений в государстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II. Хуннский и гуннский периоды, их историческое значение. 

     Возникновение государства хуннов.
     Хунны — исторические предки тюрков. Общими предками народов, говорящих сейчас на родственных тюркских языках, были хунны. Первую историческую государственность всех тюркских народов также создали хунны. Культура, обряды и обычаи, политический опыт хуннов оказали своё воздействие почти на все тюркские племена.
     Хунны, основавшие кочевую империю в  Центральной Азии, начиная с IV-V вв. до н. э. были северо-западными соседями государств, занимавших территорию по берегам реки Хуанхе в Древнем  Китае. А на северо-западе от хуннов проживали предки древних кыргызов и родственных им тюркских племён. Все они в середине I тысячелетия  до н. э. жили первобытно-общинным строем.
     Кочевые племена хуннов периодически производили  набеги на своих соседей. Одним из таких соседей являлись китайские  государства. Поэтому в мирные времена хунны в китайских источниках не упоминаются (большинство знаний о хуннах дошли до нас именно из китайских источников - они и стали традиционными в исторической науке). Начиная с IV в. до н. э., хунны стали соседями мелких китайских царств. В III в. до н.э. одному из китайских полководцев удалось разгромить вторгшихся в Китай хуннов. Но эта победа не остановила набеги кочевников. Со второй половины II века до н.э. конные войска хуннов беспрестанно вторгались в северо-западные китайские владения. Для защиты от набегов была возведена Великая китайская стена, сохранившаяся до наших дней.
     Нам не известно, кто стоял у истоков  образования племенного союза хуннов. А первым единоличным хуннским правителем был Toy Ман (так свидетельствуют китайские источники, сохранившие нам имя этого человека). Он носил царский титул - шаньюй. Во времена правления Тумен-шаньюя хунны оказались между могущественными дунху и юэчжами. Это было в последней четверти III в. до н.э. В 215 г. до н. э. Тумен-шаньюй потерпел поражение от китайского войска. Узнав, что хунны обессилели, правитель юэчжей потребовал от Тумен-шаньюя сына в заложники. Так старший сын Тумен-шаньюя, Маодунь (Модэ) оказался у юэчжей.
     Спустя  некоторое время Тумен-шаньюй вновь собрал войско, которое вновь обрело былую мощь, и пошёл против юэчжей. Узнав об этом, Модэ тайно выбрал быстроногого иноходца и ускакал к хуннам. Этот побег был своеобразным образцом отваги и принес Модэ уважение и любовь многих хуннов. Тумен-шаньюй выделил своему старшему сыну часть войска.
     Модэ  начал обучать своё войско меткой стрельбе из лука со свистящими стрелами. Постепенно он пополнил свой отряд  дисциплинированными, беспрекословно выполняющими приказ, воинами. Как свидетельствуют  китайские источники, в один из дней он выстрелил из лука свистящей стрелой  в своего самого любимого иноходца, предупредив перед этим, что казнит каждого, кто не последует его  примеру. Позже Модэ пускает свистящую стрелу в свою любимую жену. Наконец, во время охоты Модэ стреляет из лука в коня, на котором восседает его родной отец. Не дрогнул ни один из его воинов: наученные горьким опытом прошлого, все они пустили свои стрелы в коня шаньюя.
     Надеясь на такую отменную подготовку, Модэ решился выступить против отца. Когда  он пустил свистящую стрелу в Тумен-шаньюя, все его воины тут же направили  свои стрелы в правителя хуннов. Это событие произошло в 209 г. до н. э.
     Чтобы не потерять свою власть, он убил младшую  жену Тумен-шаньюя и её сына, всех людей, которые были преданы его отцу, а сам объявил себя шаньюем  хуннов.
     Слухи о перевороте в ставке хуннов дошли  до их заклятых врагов на востоке —  дунху. Уверенные, что ослабевшие хунны  исполнят любое их требование, правители  дунху, воспользовавшись таким удобным  случаем, потребовали от Модэ-шаньюя отдать им пограничную территорию.
     Соблюдая  обычай своей эпохи, Модэ-шаньюй созвал Совет старейшин и познакомил их с требованием повелителя дунху. Для шаньюя хуннов был обязательным в ту эпоху учет мнения большинства  старейшин при решении вопросов войны и мира. Опасаясь могущества дунху и не желая быть с ними в ссоре, большинство старейшин  советовали своему вождю отдать дунху  те владения, которые они просили. Они объясняли это тем, что  пограничная полоса земли абсолютно  бесплодна, на ней нельзя пасти скот, поэтому она бесполезна для хуннов. Этот совет вызвал гнев у Модэ-шаньюя. Как записал китайский историк  Сыма Цянь, Модэ-шаньюй раздражённо ответил своим советникам: «Ведь земля - основа государства, как же можно её отдать!» Он отдал приказ казнить всех старейшин, которые советовали ему уступить землю дунху. На деле это означало, что отныне Совет старейшин теряет свое значение. После этого происшествия в число советников входили лишь те, кто не перечил шаньюю, давал совет, который совпадал с его замыслом, поддерживал и беспрекословно выполнял его приказы. Шаньюй превратился в правителя с абсолютной властью.
     Модэ-шаньюй, сосредоточив всю полноту власти в своих руках, сразу же приступил  к усилению боеспособности своего войска, увеличению его численности. Зная его  решительность и жестокость, вожди  племен хуннов спешили явиться к  нему со своим войском по первому  вызову.
     Войска  Модэ-шаньюя внезапно напали на владения дунху. Войска дунху были разгромлены. Их правитель попал в плен и был убит. Хунны захватили много пленных и многочисленный скот.
     Расправившись со своим врагом на востоке, Модэ-шаньюй «направил поводья своего коня»  на запад. Юэчжи, желая спастись от хуннов, были вынуждены бежать дальше на запад.
     В 205-204 годах до н. э. Модэ шаньюй покорил  еще ряд соседних племен и совершил свой первый поход в Китай.
     В 203-201 годах до н. э. хунны продолжали свои походы на север и северо-запад. В китайских источниках повествуется об участии в этих походах других племён, которые были выходцами из древних владений тюркских родов. 

     Великая империя хуннов и  её соседи.
     Покорив соседние кочевые народы или же изгнав их с родных земель, основатель империи хуннов Модэ-шаньюй вновь собрал свое грозное войско и двинулся на север.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.