На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Прошлое и настоящее отечественной культуры

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 
 

Введение
1) «ЗОЛОТОЙ ВЕК» русской культуры
2) «СЕРЕБРЯНЫЙ  ВЕК» русской культуры
3) Советская  культура
4) Особенности  развития современной культуры
5) Современная  культура
Заключение
Список используемой литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Нельзя понять настоящее, не зная прошлого. Исторический и культурный опыт прошлого помогает решить проблемы современности. В настоящее  время Россия находится на рубеже веков: двадцатого и двадцать первого. И российское государство испытывает переломный период в своем развитии.
Жесткое государственное  регулирование советского периода  нашего государства меняется на новые  общественные отношения. Внедряется рыночный механизм в экономике, соответственно претерпевают отношения и все  другие сферы жизни общества: социальная жизнь, политика, культура и т.д. В  этот период перестройки общественных отношений необходимо каждому гражданину понимание дальнейшего пути развития нашего государства, осознание своего места и роли в современный  период жизни. Поэтому меня заинтересовал  период развития культуры России ХIХ и ХХ веков.
В России конца 19 - начала 20 вв. в период «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей», научно-технического прогресса и  острых политических катаклизмов, произошли  глубокие и серьезные изменения  в искусстве, определившие новые  и уникальные пути его развития.
С одной стороны, искусство того времени – это  отказ от старых художественных традиций, попытка творчески переосмыслить  наследие прошлого. Никогда прежде художник не был так свободен в  своем творчестве – создавая картину  мира, он получал реальную возможность  ориентироваться на собственный  вкус и пристрастия.
Культура конца 19 – начала 20 столетий многогранна. Порой она представляется сплошным нагромождением стилей, направлений, течений  и школ, одновременно взаимодействующих  и противоборствующих между собой. Пережитые потрясения, войны, перемены в социальной структуре, веяния новых  ценностей и стремлений Запада, все  большая заинтересованность общества в науках и искусстве – все  это сильно повлияло на развитие культуры того времени. Прилив творческой энергии, появление новых жанров, изменение  и усложнение тем произведений стали  началом новой эпохи, которую  называют Серебряным Веком. Данный период до сих пор представляет огромный интерес как для профессионалов, так и для обычных любителей искусства. Поэтому меня заинтересовал период развития культуры России ХIХ и ХХ веков.
Целью моей работы является изучить прошлый и настоящий  период развития культуры России. . В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1) рассмотреть «Золотой век» русской культуры
2) рассмотреть «Серебряный век» русской культуры
3) рассмотреть  Советскую культуру
4) рассмотреть культуру в постсоветский период
5) проанализировать Особенности развития современной культуры
Методы исследования:
-наблюдение
-сравнительно-исторический
-анализ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«ЗОЛОТОЙ  ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ 

Начало XIX века время  культурного и духовного подъёма  России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа. Рост национального  самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавнокрепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет.
Литература 19 века в России.
В первой половине 19 века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях лицеях.
Продолжало развиваться  книгоиздательское и журнальногазетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий.
Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта  в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная  Национальная библиотека). Правда, в  то время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому  читателю.
Первую треть XIX называют “золотым веком” русской  культуры. Начало его совпало с  эпохой классицизма в русской  литературе и искусстве.
Здания, построенные  в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города. Петербургский классицизм это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, это шедевр мирового зодчества.
В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвыреки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.
В театральной  жизни России большую роль попрежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренёрами. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского “Ревизора”, где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки “Жизнь за царя”. Некоторые сцены в опере поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества. Вторую оперу Глинки “Руслан и Людмила” публика встретила холодно. В те времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В первой половине ХIX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту.
А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл  стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют “Золотым веком” русской культуры. В первые десятилетия века ведущим  жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтов декабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу. После разгрома декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось. Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. В произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный образ родины. А. С. Пушкин гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. Всё, что им создано, это классические образцы русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно... Уважение к минувшему вот черта, отличающая образованность от дикости...”
Ещё при жизни  Пушкина широкую известность  стал приобретать писатель Н. В. Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в Петербурге двумя частями вышли “Вечера  на хуторе близ Диканьки”. Первая печатная форма “Ревизора” появилась в 1836 году.
В его произведениях  воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков.
Звонкую лиру Пушкина  принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской  публике во всей силе поэтического таланта. Творчество Лермонтова протекало  в годы николаевской реакции. Его  поэзия будила у молодого поколения  мысль; поэт отказывался принять  существовавшие деспотические порядки. Стихотворение “Смерть Поэта”, ходившее в рукописях и другие поэтические произведения возбудили  к автору такую ненависть со стороны  толпы, стоявшей у трона, что поэту  не дали дожить десяти лет до пушкинского  возраста.
Развитие русской  культуры первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ 

«Одной из самых  утонченных эпох в истории русской  культуры», эпохой «творческого подъема  поэзии и философии после периода  упадка» называл Н.А.Бердяев культурный Ренессанс начала века». Рождение нового века воспринималось многими как явление исключительное, знаменующее конец исторического цикла и начало совершенно иной эпохи.
Мистифицированное представление о мире одно из важных отличительных свойств русской  культуры 90х годов ХХ века. После  безвременья, депрессии 80х годов  начался прилив творческой энергии  во всех сферах жизни. 90е годы XIX в. важны  в плане не столько итогов, сколько  начал. Поэты восьмидесятники (С.Надсон, К.Случевский и др.) подготовили почву для декадентов 90х годов (или старшего поколения символистов). В 90е годы заявляют о себе новые художественные течения, определяются механизмы их развития. Одним из течений этого периода был авангард. Тень не востребованности, неосуществленности, часто сопутствуя авангардистам, усиливает присущий им драматизм, изначальную дисгармонию с миром, которую они носят в себе: одиночество внутреннее и внешнее, трагедию как жанр всей жизни и ее финал.
В принятой хронологии начало авангарда относят к 1900м, чаще к 1910м годам, в результате чего вне его сферы оказывается  символизм, бывший в России и на Западе если не первым словом, то предтечей  авангарда.
Основной тенденцией, характерной для рубежа веков, был  синтез всех искусств. В литературе, которая продолжала играть исключительно  важную роль в культурной жизни страны, эта тенденция выразилась в переходе от реализма к символизму. Д.Мережковский утверждал три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности. «В жизни символиста все символ. Не символов нет», писала М.Цветаева.
В 1900 г. младшие  символисты А.Блок, А.Белый, Вяч.Иванов и другие, стали искать исцеления от недугов декадентства в духовно-религиозных, нравственно-эстетических и общечеловеческих идеалах, пытаясь совместить общественные интересы с личными. Уже в первое десятилетие XX в. в России было так много поэтов, что XIX в. по сравнению с XX столетием кажется безлюдным. И.Анненский называет 45 имен от Бальмонта, Брюсова, Сологуба до Дм.Цензора и Поликсены Соловьевой.
Бурным и сложным  было это время. В литературе и  искусстве сосуществовали различные  течения и направления. Некоторые  из них были крайне эфемерными, преходящими.
К началу второго  десятилетия XX в. в литературу начинали входить новые крупнейшие русские  и будущие советские поэты  и прозаики: В.Маяковский, Б.Пастернак, С.Есенин, А.Ахматова, М.Цветаева, А.Толстой и др. На смену символизму в этот период приходят другие литературные течения. Черты символизма проявились в таких разных, соперничающих между собой направлениях, как футуризм, акмеизм, новокрестьянская поэзия.
Особый тип  миропонимания ренессансного человека XX в. проявился не только в литературе, но и в искусстве. Особенно тесно  с символизмом оказались художники  кружка «Мир искусства». В декоративно-прикладной области искания «Мира искусства» имели две тенденции. Одна из них шла из Абрамцева, имения С.Мамонтова, где в 80е годы многие художники работали над возрождением русской старины. Аналогичные работы велись в имении княгини М.Тенишевой Талашкино (Смоленской губернии). Другая тенденция представляла собой поиски современного стиля модерн. В рамках этого стиля зарождался конструктивизм.
В 1906 г. кружок друзей сплачивается, чтобы провести в жизнь  одну из своих старых идей: прославить русское искусство на Западе. Дягилев  находит применение своему таланту  организатора. Он устраивает в Париже выставку «Два века русской живописи и скульптуры», где наряду с художниками XVIII столетия были также широко представлены самые значительные мастера конца XIX начала XX в. Так начиналось покорение Парижа сердца культурной жизни Европы русским искусством. В 1907 г. парижан знакомят с русской музыкой. Успеху программы из пяти концертов современной русской музыки в немалой степени способствуют участие самих композиторов: С.Рахманинова, Н.Римского-Корсакова и др.
Сезоны 19091911 гг. становятся событиями в мировой  художественной жизни. Русское искусство  оказывает влияние на формирование мировой художественной культуры. Во втором десятилетии XX в. появились многие художественные группировки. В 1910 г. в  Москве, в помещении литературно-художественного кружка на Б.Дмитровке была открыта выставка «Бубновый валет», в которой приняли участие П.Кончаловский, М.Ларионов, Н.Гончарова, А.Лентулов, Р.Фальк левые представители изобразительного искусства. К ним примкнули футуристы и кубисты.
М.Ф.Ларионовым были организованы специальные выставки «Ослиный хвост», «Мишень». В 1913 г. он издает книгу «Лучизм» манифест абстрактного искусства. В эти же годы работают первые подлинные зачинатели абстракционизма: В.Кандинский, К.Малевич, В.Татлин. Ими созданы направления, получившие широкое распространение в истории зарубежного искусства 2030х годов нашего века: абстракционизм (Кандинский), супрематизм (Малевич), конструктивизм (Татлин).
Конец XIXначало XX в. отмечается появлением новых архитектурных стилей: модерна, новорусского стиля, неоклассицизма. Архитектурную истину зодчие видели в органической связи между строительным материалом, конструкцией и формой. Здесь также сказывается тенденция к синтезу искусств: в архитектуру вводятся элементы живописи, скульптуры (в архиве работают В.М.Васнецов, М.А.Врубель, А.Н.Бенуа, И.Э.Грабарь, С.В.Милютин, А.С.Голубкина и др).
Хотя в целом  русский авангард, как и западный, тяготел к асоциальности, к абсолютизации  творческого «я», однако русская  социально-культурная почва серебряного века сказывалась на творчестве авангардистов. Это и трагизм «немоты» («Черный квадрат» К.Малевича), и метафизические поиски нового религиозного сознания. Задачи авангарда выражать духовные абсолюты в формах, соответствующих глубинам психики. Отсюда стремление к синтезу искусств будущего, к их новому сосуществованию. Именно этому замыслу служила вся знаковая система художественной культуры серебряного века.
Русская история  культуры этого периода представляет собой итог сложного и огромного  пути. В развитии общественного сознания, искусства и литературы той эпохи  возникло и существовало множество  направлений, течений, кружков, большая  часть из которых оказалась очень  нестойкой. Это, в частности, и подтверждало мысли о распаде культуры, ее конце.
Ощущение потребности  в принципиально новом научном  и художественном истолковании действительности стало всеобщим в общественном сознании. Здесь и религиозно-философские искания, и новый тип человека, и становление либерально-государственной традиции установок на эволюцию и реформы, и начало философии ненасилия, и создание культурной ауры нового типа.
Непревзойденный, блестящий интеллектуализм обобщений  философии Ренессанса не был достойно оценен ни современниками, ни широкой  западной общественностью того периода, хотя дал новое направление культуре, философии, этике России и Запада, предвосхищая экзистенциализм, философию  истории, новейшее богословие.
Серебряный век  это эпоха выдающихся художников, писателей, поэтов, живописцев, композиторов, актеров, философов. Это время создания новых направлений и открытий. Ни в одной стране, ни в одной  национальной культуре мира XX век не дал такого ее взлета, как в России. Это был синтез, сплав реализма и романтизма, науки и полета фантазии, действительности и мечты, сущего и  должного, прошедшего и настоящего, озаряемых грядущим.
Серебряный век  в русской культуре это своеобразное время, которое поразному воспринимается различными деятелями культуры. Это время отказа от «социального» человека, эпоха тотального индивидуализма, интереса к тайнам подсознательного, к примату иррационального, время господства мистического в культуре. Это время создания нового менталитета, освобождения мышления от политики и социальности, время, породившее религиозно-философский Ренессанс. Эпоха серебряного века это культ творчества как интегрирующего элемента в разломе времени и личности художника.
Богатейшее культурное наследие этого периода составляет золотой фонд не только нашей отечественной, но и мировой культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА 

После высылки  из Советской России в 1922 году ведущих  философов немарксистского направления  фактически закончился «серебряный  век» русской культуры и было положено начало административному вмешательству  партии в сферу духовной культуры.
Писатели, оставшиеся в России и принявшие новую  власть, вынуждены были принять и  новую идеологическую доктрину. Она  называлась социалистическим реализмом. Его родоначальником явился М.Горький.
В Уставе Союза  советских писателей, созданного в 1934 году, формулировались основные принципы нового метода, указывалось, что он «требует от художника правдивого исторически конкретного изображения  действительности в ее революционном  развитии, которое должно сочетаться с задачей идейной переделки  и воспитания трудящихся в духе социализма».
Одной из главных  задач советского искусства стало  создание образа положительного героя, активного преобразователя жизни, беззаветно преданного партии и государству, на которого должны были равняться  все советские люди, особенно молодежь. Отличительной чертой искусства  стал социальный оптимизм. Им пронизаны  романы М.Шолохова, Л.Леонова, В.Катаева, Н.Островского, фильмы «Чапаев» С. и Г.Васильевых, «Земля» А.Довженко, «Депутат Балтики» И.Хейфица и А.Зархи, «Комсомольск» С.Герасимова, трилогия о Максиме Г.Козинцева и др.
Наиболее талантливые  произведения тех лет отразили сохранившуюся  инерцию революционного подъема, романтическое  видение событий революции и  гражданской войны, энтузиазм созидателей  нового общества, искренне веривших в  возможность осуществления своей  мечты.
Главным критерием  оценки произведений культуры в 30е  годы являлось их соответствие официальной  идеологии. С деятелями культуру, произведения которых не соответствовали  жестким требованиям «социалистического реализма», велась непримиримая борьба. Так, во второй половине 30х годов  была проведена кампания за преодоление  в искусстве «формализма» и «натурализма». В формализме обвинялись Д.Шостакович, С.Эйзенштейн, Н.Заболоцкий, Ю.Олеша, И.Бабель. Художники А.Лентулов и Д.Штеренберг были названы «пачкунами со злостными намерениями ».
Важнейшей особенностью советской культуры стал жесткий  контроль над ней со стороны партии и государства. Уже в 20е годы были национализированы учреждения культуры, начала складываться система управления ею, которая просуществовала вплоть до 90х годов. В 19221923 гг. были созданы  Главлит и Главрепертком, которые следили за соблюдением цензурных требований в прессе и за репертуаром театров и кинотеатров.
По отношению  к культурному наследию был провозглашен принцип переосмысления, переоценки духовного наследия прошлого под  углом зрения классовых интересов  пролетариата. Всю культуру разделили  на прогрессивную и реакционную, которую можно и нужно было отбросить. В результате для целого ряда поколений советских людей литература, искусство, философия начала XX века остались неизвестными.
Годы войны  особый период в развитии советской  культуры.
Чувство ответственности  рождало чувство собственной  значимости, достоинства, а значит чувство  свободы. Поэтому, несмотря на все тяготы, потери и лишения, годы войны остались в памяти многих, прошедших через  нее, как лучшие годы их жизни. Эти  чувства также нашли отражение  в целом ряде произведений литературы и искусства. О.Берггольц, например, писала в дни блокады Ленинграда:
В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
Где смерть, как  тень, тащилась по пятам,
Такими мы счастливыми  бывали.
Такой свободой бурною дышали.
Что внуки позавидовали б нам.
Об этом позже  писал и Б.Пастернак: «Война была благом. Люди вздохнули свободнее, всею грудью и бросились в горнило грозной борьбы, смертельной и спасительной».
Деятели культуры, таким образом, многое сделали для  завоевания победы. Советские ученые внесли ценный вклад в развитие военной  техники, в организацию работы военной  промышленности, в освоение природных  богатств восточных районов страны. В произведениях литературы и  искусства выражалась общая коллективная воля к победе, дух сопротивления.
В эти годы усилилась  изоляция советской культуры от мировой. В 19481949 гг. в Москве были закрыты  Музей нового западного искусства  и Государственный музей изобразительных  искусств имени А.С.Пушкина, в которых хранились коллекции произведений западного искусства. Объектами партийной критики стали литература, кинематограф, театр, т.е. сферы культуры, наиболее доступные широким массам. В 19461948 гг. последовала целая серия постановлений, в которых нападкам подверглись известные деятели культуры М.Зощенко, А.Ахматова, Д.Шостакович, С.Эйзенштейн и др. Все они обвинялись в аполитичности, безыдейности, формализме, пропаганде буржуазной идеологии. Подобная политика привела к значительному сокращению количества новых фильмов и спектаклей в 1951 г. было выпущено на экран всего девять художественных фильмов. Каждый фильм или спектакль принимался и обсуждался по частям, авторы должны были постоянно переделывать свои произведения в соответствии с указаниями вышестоящих инстанций. Произведения, которые выходили за рамки реализма как бытового правдоподобия, не доходили до читателей и зрителей. Из одного произведения в другое кочевали расхожие сюжеты о конфликте новатора с консерватором, о превращении отсталого колхоза в передовой, причем выход из трудностей всегда связывался с приходом нового руководителя или перевоспитанием старого. Даже горячий поборник социалистического реализма М А.Шолохов вынужден был признать в 1954 г. на II съезде писателей, что «нашим бедствием остается серый поток бесцветной посредственной литературы». Однако и в эти годы создавались талантливые произведения, среди них книги А.Твардовского, В. Гроссмана, К.Паустовского, фильмы А.Довженко и С.Герасимова, картины П.Корина, П.Кончаловского и многое другое.
Вторая половина 50хначало 60х годов время духовного  обновления. Общественная жизнь была очень бурной, страсти кипели, дискуссии  по самым разным вопросам проходили  одна за другой. Приметами времени  стали поэтические вечера в Политехническом  музее, открытие театра « Современник», первые выставки западных художников, учреждение международных кинофестиваля  и конкурса им. П.И.Чайковского. Начали издаваться новые литературные журналы. Признанным кумиром читающей публики на протяжении 60х годов был «Новый мир», возглавляемый А.Твардовским. После долгого перерыва увидели свет произведения А.Ахматовой, М.Зощенко, М.Булгакова. Стали исполняться почти забытые произведения западноевропейских и русских композиторов конца XIXначала XX в. На художественных выставках появились извлеченные из запасников картины 2030х годов. Была восстановлена экспозиция Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
Перемены в  жизни страны служили импульсом  для художественного осмысления событий недавнего прошлого. Большой общественный резонанс получили рассказ А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», фильмы «Тишина» (реж. В.Басов), «Чистое небо» (реж. Г.Чухрай), в которых впервые затрагивалась тема репрессий. Значительным вкладом в восстановление исторической правды, в исследование духовного мира человека стала «лейтенантская проза» произведения о Великой Отечественной войне, созданные писателямифронтовиками Ю.Бондаревым, В.Быковым, В.Астафьевым, К.Воробьевым, В.Богомоловым, Г.Баклановым и др.
Особым вниманием  читателей пользовались появившиеся  в это время многочисленные публикации воспоминаний, мемуаров, писем и  дневников, которые также помогали разрушать мифы официальной истории.
Наибольшую остроту  приобрела проблема взаимоотношений  художника и власти, свободы творчества. О праве художника, писателя быть искренним, субъективным, отстаивать свою точку зрения писали К.Паустовский, О.Берггольц, И.Эренбург, Л.Чуковская. Они считали, что даже в рамках одного художественного метода должна существовать свобода формотворчества, что нельзя социалистический реализм отождествлять со славословием политическому режиму.
Однако позиции  партийного руководства по вопросам культуры были противоречивы. Попрежнему выход в свет книги, премьера спектакля, фильма зависели от большого числа инстанций. Попытки художников с нравственноэтических позиций осмыслить отдельные эпизоды революции и гражданской войны, правдиво рассказать о 3040х годах, о жизни деревни, обращение к национальным корням, исторической судьбе русского народа предопределяли трудный путь произведения к массовой аудитории. Так, были отправлены «на полку» или выпущены в ограниченном количестве копий такие фильмы, как «Застава Ильича» М.Хуциева, «Интервенция» Г.Полоки, «Андрей Рублев», «Сталкер», «Зеркало» А.Тарковского, «Цвет граната» С.Параджанова и др. С трудом пробивались к зрителю спектакли А.Эфроса, Ю.Любимова. Запрещались и закрывались выставки художниковнонконформистов О.Рабина, Э.Булатова, И.Кабакова, О.Целкова, Л.Кропивницкого, М.Шемякина, В.Комара, А.Меламида, Э.Неизвестного и др. В 1966 г. состоялся процесс над писателями Ю.Даниэлем и А.Синявским. Началась волна вынужденной эмиграции творческой интеллигенции. Среди вынужденных эмигрантов И.Бродский, М.Ростропович, Г.Вишневская, А.Солженицын.
Идеологический  диктат, ограничение свободы творчества, отказ от политики реформ привели  в 7080х годах к углублению конфликта  между властью и интеллигенцией, к возникновению духовной оппозиции  режиму. Одним из ее проявлений стало  движение диссидентов. Основные требования движения соблюдение прав человека, свобода  слова, творчества, свобода совести. В нем приняли активное участие  академик А.Сахаров, генерал П.Григоренко, писательница Л.Чуковская и многие другие деятели культуры.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.