Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Популярность жанра репортаж в орловской прессе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ГОУ ВПО ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

    Курсовая  работа по дисциплине

    Основы  творческой деятельности журналиста

    На  тему «Популярность  жанра репортаж в орловской прессе»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Выполнила студентка
    филологического факультета
    отделение журналистики
    3 курс 8 группа
    Легостаева  А.С.
    Проверил  преподаватель
    Есин  В.И. 
     
     
     
     
     

    г.Орел 2010 год 

    СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение………………………………………………………………...3 

    Глава 1. История развития жанра репортаж. Современный газетный репортаж.
      Определение жанра……………………………………………..4

    1.2. Предмет,  цели, тематика  жанра…………………………………..6

    1.3. Авторское  «я» в репортаже………………………………………..7

    1.4. Главные   элементы репортажа…………………………….............8

    1.5. Композиция………………………………………………………..10

    1.6. Виды репортажа…………………………………………………...11

    1.7. Взаимодействие репортажа с другими информационными
    жанрами………………………………………………………………...16

    Глава 2. Популярность жанра репортаж на страницах орловской                                                               прессы

    2.1 Характеристика  печатных изданий………………………………18
    2.2 Репортажи в орловских газетах…………………………………...20
    Заключение……………………………………………………………..28
    Список  литературы…………………………………………………….29 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ВВЕДЕНИЕ 

    «Журналистика - это то, что гораздо интересней сегодня, чем завтра».
    Андре Жид 

          Отталкиваясь от этого замечательного высказывания, можно начать разговор о репортаже. Без этого жанра трудно представить журналистику вообще. Он самый оперативный и актуальный, популярен среди широкой аудитории за счет «эффекта присутствия» и злободневных тем.
          В прессе он занимает особое место. Без репортажа газеты стали бы очень «пресными», а судя по сегодняшнему состоянию медиарынка, они и так с каждым днем теряют свою популярность среди читателей из-за глобализации интернета и телевидения. Выживают только сильные издания, на страницах которых имеет место репортаж(!).
         Однако, по-видимому, не все редакции это понимают и дают некое подобие репортажей или вообще не используют этот жанр. С подобной проблемой я столкнулась в Орловской прессе. Меня заинтересовал вопрос, насколько популярен репортаж в наших изданиях, и выявить хоть какие-нибудь причины такого игнорирования. 

    Цель:   с помощью теории выявить характерные черты репортажа, соотнести их с практическим материалом. Понять, насколько часто он используется в орловской прессе (на примере нескольких газет).
    Задачи:  1. рассмотреть разные определения жанра репортаж;
    дать свое определение жанру;
    выявить главные черты репортажа, изучив его предмет, цели и тематику, разобраться в видах репортажа, соотнести его с другими жанрами, определить позицию автора;
    доказать, что выбранные мной материалы из орловских газет являются репортажами;
    раскрыть тему курсовой «Популярность жанра репортаж в орловской прессе».
    Объект:  газеты «Орловский меридиан», «Орловская среда», «Орловская правда», «Орловский вестник», и «Город Орел».
    Предмет:  репортажи. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Глава 1. История развития жанра репортаж. Современный газетный репортаж.

      Определение жанра
 
       Понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX в. Происходит от латинского слова «reportare» - «передавать», «сообщать».
             В начале XIX века, когда в Европе и в России развивается ежедневная периодическая печать, а жанровая палитра не отличалась многообразием форм, под репортажем подразумевались любые оперативные сообщения из залов суда, городских сборищ, заседаний парламента (7, с.30).
             В современном языке понятие «репортаж» трактуется так:
       (от франц. reportage, от англ. report – «сообщать») – информационный жанр журналистики, оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор. В зависимости от канала массовой коммуникации (печать, радиовещание, телевидение), для которого предназначен репортаж, способы подачи материала имеют некоторые специфические особенности. Репортаж в печати (главным образом в газете) может быть как событийным, так и тематическим, описывающим события, объединённые одной темой, но происходящие в разное время; обычно иллюстрируется фотоснимками с места событий, широкое распространение получают и самостоятельные фоторепортажи. Репортаж, передаваемый по радио, всегда придерживается хронологической последовательности событий, стремясь образным словом воспроизвести картину происходящего. Репортаж на телевидении зачастую перерастает в комментирование события, демонстрируемого на экране (БСЭ, 12, с.30).
      Понятие жанра репортаж теоретики журналистики раскрывают по-разному.
         Например, А.А.Тертычный утверждает, что репортаж всё-таки склоняется к художественно-публицистическому жанру, так как при создании репортажа «используется метод наглядного изображения действительности, но как самоцель, а не средство обобщения или «оживления» текста» (13, с.30).
          А вот С.М. Гуревич выделяет репортаж как один из информационных жанров, хоть и не отрицает его «родство с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими)» (11, с.30)
       Автор статьи в сборнике «Основы творческой деятельности журналиста» доктор филологических наук, профессор Л.Е. Кройчик называет репортаж жанром публицистики, а точнее «оперативно-исследовательскими текстами», где на первый план выступает истолкование информации. В этих жанрах «анализ - не самоцель, а естественно возникающий итог воспроизводимого события или его комментария». Определение жанра дает так: «репортаж - публицистический жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора - очевидца или участника события». Активная и субъективная роль журналиста состоит и в том, что он «волен отбирать наиболее значимые, с его точки зрения, эпизоды происходящего».
      «Репортаж - один из самых эффективных жанров публицистики, поскольку соединяет в себе преимущества оперативной передачи информации с ее анализом» - пишет Кройчик (13, с.30)
          А. Кобяков даёт своё определение жанра: «репортаж - изложение актуального фактического материала, полученного с "места происшествия". Рассказчик - непосредственный участник события или наблюдатель. Здесь допустимы эмоциональность, междометия, субъективные ощущения. Зачастую используется прямая речь, короткие диалоги. Объем газетного репортажа - от 100 строк». А. Кобяков считает, что «репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.)» (13, с.30)
           Сегодня репортаж воспринимается многими как синоним оперативности, актуальности и документальной точности. Познавательные и выразительные возможности репортажа позволяют современным журналистам наглядно и предметно отображать даже самые сложные явления действительности в периодической печати.

    1.2. Предмет, цели, тематика  жанра

 
           Цель репортажа по сравнению с отчетом усложняется. Репортер стремится быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития – от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Это – «жанр-разведчик», к нему обращаются журналисты, стремясь сообщить о том, что происходит в нашей стране и за ее рубежами.
      Сенсация как одна из целей в работе репортера.
           Она неизменная, желанная спутница репортерства. В работе журналиста необходимы акценты на новое, свежее. Целый ряд «классических элементов новости» : конфликтность, известное имя, повышенный «человеческий интерес», неумолимо ориентируют репортера на материал, имеющий качества сенсации.
           Предметом репортажа всегда является ход события, сочетающего визуальную и устную форму выражения его содержания. Поэтому автор репортажа должен организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие. Другие способы добавления информации при этом вовсе не исключаются. Полезно почитать что-то близкое к теме. Можно задавать вопросы, реконструировать ход события по свидетельству очевидцев. Но в результате для читателя должен быть создан «эффект присутствия» (читатель как бы сам видит происходящее).
            Как утверждает С.М. Гуревич, «роль репортера велика: он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором»(11, с.30)
          Тематический круг явлений действительности, для отображения которых используют репортаж, почти не ограничен. В зависимости от сферы жизни человека и общества выделяются различные тематические виды этого жанра: научный репортаж, спортивный, социальный и др. Задача, которую ставит перед собой автор, определяет особенности его произведения. Стремясь оперативно информировать читателей об актуальном событии, он создает событийный репортаж. Но он может и не связывать свой текст с определенным одномоментным событием, а рассказать о каком-либо изобретении, творческом процессе или об интересном человеке. Тогда в газете появляется познавательный репортаж – из мастерской художника, из музея, научной лаборатории, книгохранилища или из кабинета писателя. Такие репортажи не столь оперативны, как событийные, обычно их планируют заранее. 
     

    1.3. Авторское «я»  в репортаже.
           Активная роль личности самого репортера позволяет не только увидеть событие глазами рассказчика, но и побуждает аудиторию к самостоятельной работе воображения: «В репортаже ключевая роль отводится автору, так как именно он является главным распорядителем всего действия. В репортаже позиция автора является доминирующей, так как именно через его личностное восприятие читателю передается весь колорит происходящего. Для создания «эффекта присутствия» автор может поделиться с читателями своими непосредственными чувствами и впечатлениями, описать свои внутренние переживания и эмоции, оценить, привести собственные рассуждения и комментарии.
           Репортаж – один из самых эффективных жанров публицистики, поскольку соединяет в себе преимущества оперативной передачи информации с ее анализом. Стержнеобразующим жанровым элементом здесь является отражение события в том виде, в каком оно происходило на самом деле. Как и любому публицистическому жанру, репортажу свойственно специфическое воспроизведение времени и пространства. Это жанр фабульный (как и отчет): основу повествования составляет последовательное описание события. В сочетании с наглядностью последовательность описания создает эффект присутствия репортера на месте события. Активная и субъективная роль журналиста как раз в том и состоит, что он волен отбирать наиболее значимые с его точки зрения эпизоды происходящего. Жанр репортажа дает журналисту проявить свой талант наиболее ярко. Именно поэтому репортаж является одним из наиболее излюбленных жанров современной журналистики. 

    1.4. Главные  элементы репортажа

 
             М.И.Шостак, автор ряда обстоятельных работ, посвященных труду репортеров, пишет о том, что репортажу «вовсе не всегда нужна последовательная констатация хронологических моментов» и далее: «Участие автора в событии очень желательно». Однако репортаж не может быть написан со слов очевидцев. Реконструкция события – прерогатива очерка, зарисовки. Журналист волен отбирать наиболее значимые, с его точки зрения, эпизоды происходящего. Но избирать для повествования композицию, разрушающую реальный ход происходившего, значит разрушить жанр: вместо репортажа читатель увидит корреспонденцию с элементами репортажа, статью, обозрение и т.д. Репортер имеет право привести свидетельства других участников или очевидцев событий, но они будут лишь своеобразной цитатой в тексте, в котором главенствует автор (10, с.30).   Автор репортажа – не обязательно действующее лицо события (хотя может и быть им, например, в материалах типа «репортер меняет профессию»), но он всегда – активный наблюдатель и комментатор действия. События в репортаже не инсценируются (как иногда принято думать), а воспроизводятся во всей их полноте. Иными словами, репортаж – жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника события.
           Главные элементы репортажа:
    последовательное воспроизведение события – динамизм повествования, связанный с протяженностью действия во времени и пространстве;
    •  наглядность – создание образной картины происходящего путем использования предметного описания деталей, приведения подробностей ситуации, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц;
    • предельная документальность – репортаж не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции, ни творческого вымысла (который возможен в очерке и фельетоне);
    • образная аналитичность – отвечая на вопрос, каким образом происходило событие, публицист выступает как исследователь (вспомним знаменитые репортажи В. Гиляровского);
    • эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий рассказу дополнительную убедительность;
    •   активная роль личности самого репортера, позволяющая не только увидеть событие глазами рассказчика, но и побуждающая аудиторию к самостоятельной работе воображения.

    1.5. Композиция

 
            В журналистском произведении (в силу особенностей публикационного отображения действительности – прерывисто и мозаично) могут связываться различные события, разделенные во времени и пространстве; смысловые блоки, раскрывающие суть того или иного явления; разнородные факты и наблюдения; мнения и оценки людей и т.д. Однако подразумевается не простое их «скрепление», а такое соединение различных содержательных компонентов, которое способствовало бы созданию целостного произведения.
            В журналистской практике выработана устойчивая схема репортажного описания. Как пишет о композиции М.Н. Ким: «В журналистской практике выработана устойчивая схема репортажного описания. Вначале дается зарисовочная заставка (как правило, яркий жизненный эпизод), с помощью которой журналист вводит читателя в курс события. Роль такой заставки – привлечение внимания читателя к материалу. Далее следует собственно репортажное описание. Здесь присутствуют различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления. С содержательной точки зрения именно эти элементы способны создать в репортаже так называемый эффект присутствия. Напрямую обращаясь к своим читателям, автору можно апеллировать не только к их разуму, но и к чувствам. В основной части важны и удачно подобранные детали, и подробности, с помощью которых воссоздается отображаемая действительность» (5, с.30).
              Такова структурно-композиционная схема репортажа, которая при желании может быть видоизменена. Например, репортаж можно построить на ассоциативных связях или на исторических параллелях. Но чаще всего репортаж строится на фабульной основе. При этом колоритность репортажного описания зависит от удачно подмеченных деталей, пейзажных и портретных зарисовок, диалогов и т.п. 

    1.6. Виды репортажа

 
             В современном репортаже с успехом могут сочетаться как информационные, так и аналитические и публицистические начала. Именно по этой причине и возникают определенные сложности не только с оценкой функциональных особенностей репортажа, но и с его внутрижанровой классификацией.
            Задача классификационного построения репортажа видится  том, чтобы, во-первых, более четко определить предметно-тематическую заданность различных видов репортажа; во-вторых, охарактеризовать задачи, стоящие перед репортером, в-третьих, выявить основные авторские методы  отображения действительности. Важны при этом, как пишет Б.Я.Мисонжников, не только и не даже столько, «констатация и фиксация какой-либо данности, а выработка особого методологического инструментария для более полного и глубокого познания феноменов предметно-практического характера» (6, с.30).
            Репортажи  по предметно-тематическому признаку делятся на событийный, проблемный (аналитический) и познавательно-тематический.

    Событийный  репортаж

             К основным признакам событийного репортажа можно отнести оперативность и актуальность. Первое качество проявляется в том, что событийный репортаж-это всегда моментальный и даже сиюминутный отклик на происходящее. Поэтому именно данной разновидности репортажа особенно характерно хронологическое следование за событием, точное указание места и времени действия, за счет чего и создается "эффект присутствия". Предметом репортажного описания выступает событие, которое происходит на глазах репортера и находит свое наглядное отображение в тексте как результат непосредственно авторских наблюдений. С точки зрения актуальности событийный репортаж всегда посвящен общественно-значимой теме.
             Чтобы показать события в динамике, репортеру необходимо в центр произведения поставить самые яркие и эмоционально насыщенные моменты. При этом автор должен не только четко описывать разворачивающиеся на его глазах действия, но и отслеживать все его повороты и коллизии. В репортаже позиция автора является доминирующей, так как именно через его личностное восприятие читателю передается весь колорит происходящего. Для создания "эффекта присутствия" автор может поделиться с читателями своими непосредственными чувствами и впечатлениями, описать свои внутренние переживания и эмоции, оценить, привести собственные рассуждения и комментарии.
             Документальность и точность изображения достигаются и за счет создания "эффект наглядности". Средства, с помощью которых достигается этот эффект, очень разнообразны.
    ? использование ярких деталей и подробностей. Через подобного рода содержательные элементы можно описать различные предметы или объекты материального мира, охарактеризовать поведение людей, обрисовать внешнюю обстановку события;
    ? использование речевых стратегий. Мини-диалоги, мини-интервью, реплики и т.д. помогают воспроизвести в репортаже речь действующих героев, тем самым внося в ткань репортажа живые голоса реальных людей.
             Таким образом, можно отметить, что в основе событийного репортажа, с одной стороны могут лежать события, требующие своего оперативного освещения, а с другой - те из них, которые нуждаются в проникновении во внутреннюю суть. Но и в том, и в другом случае требуется отбор наиболее ярких и значимых элементов события, а также показ их через динамичное действие или через описание внутренней напряженности. Особенно важным является создание "эффекта присутствия". Читатель должен видеть глазами автора, сопереживать вместе с ним, наглядно представлять время и место репортажного действия.
       Примеры: «Орловский меридиан» №11 от 17 марта 2010 года. «Орловские дети позвонили в космос». Автор Н.Орлов.
    «Орловская  правда» №65 (25216) от 12 мая 2010 года. «Священный праздник страны». Автор А.Ухин.
    «Город  Орел» №16(123) от 28 апреля 2010 года.  «Играй, рассказывай, тальяночка!». Автор К.Ветрова.

    Аналитический (проблемный) репортаж

            Данный вид репортажа ориентирован не только на описание одномоментного события, но и на выяснение причин его возникновения и развития. Поэтому в данной разновидности репортажа мы наблюдаем симбиоз различных жанровых элементов. В аналитическом репортаже могут присутствовать:
    - зарисовочные элементы (описание места действия, характеристика его участников);
    - информационные (факты, цифры, свидетельства);
    - аналитические (оценка, комментарий, прогноз).
            Все эти разнородные элементы, как правило, объединяются  единой темой, которая раскрывается автором в логической последовательности. Движение темы разворачивается по схеме: тезис-аргумент - вывод. Поэтому в аналитическом репортаже автору важнее всего показать логику развития события, все предшествующие и сопутствующие факты и случаи, которые в той или иной степени могут пролить свет на жизненную ситуацию.
            Для раскрытия сути той или иной проблемы журналист может рассмотреть не одно, а несколько однородных событий, происшедших в разное время и в разных местах, но обусловленных одними и теми же причинами. Поэтому в аналитическом репортаже возможны временные и пространственные смещения.
            Динамика повествования может быть достигнута за счет развертывания авторских мыслей, суждений и версий, а также показа внутренних движущих сил проблемы.
            В отличие от других разновидностей, в аналитическом репортаже факты даются в обобщенном виде, то есть как некий итог уже осмысленных автором данных.
            Пример: «Орловский вестник» № 3(879) за 21 апреля 2010 года. «Заживо обескровленные». Автор М.Арбенина.

    Познавательно-тематический репортаж

          По своему функциональному назначению эту разновидность репортажа можно разделить на:
    ? специальный;
    ? расследовательский;
    ? комментированный.
           Во всех этих разновидностях на первое место выдвигается описание репортером интересной жизненной ситуации. Поэтому главное здесь не оперативный повод, а раскрытие и познание новых и неизвестных сторон жизни социума.
           Специальный репортаж готовится в тех случаях, когда та или иная ситуация или проблема требует от репортера тщательного и всестороннего изучения.  Как правило, специальные репортажи пишутся на самые актуальные и общественно значимые темы. Чтобы выделить из числа многочисленных событий самое интересное, необходимо особое репортерское чутье. При этом, как отмечают, теоретики, «специальный репортаж должен оправдывать свое название. Поэтому стоит задуматься: можно ли именно из этого события сделать репортаж с ремаркой "специальный"».
          Итак, в основе специального репортажа всегда должна лежать актуальная тема. Важнее не оперативная подача фактов, а, скорее, их актуальность и значимость для общественности.
           В отличие от специального репортажа, в репортаже-расследовании главный акцент делается на самом процессе познания репортером ситуации. При этом здесь многое зависит от той роли, которую выбирает журналист. Как правило, в таких репортажах используют метод "включенного наблюдения". Именно с этой целью меняют профессию или же активно включаются в различного рода эксперименты. Родоначальниками метода "смены профессии" в отечественной журналистике были Л.Рейнснер и М.Кольцов.
           Репортаж - расследование, по мнению исследователей, это "динамическое описание полосы препятствий", преодолеваемой журналистом в поиске информации, которую пытаются скрыть.

           Репортаж- комментарий ориентирован не на подробное освещение события, а на его детальный комментарий. Пользуясь элементами комментария, репортер может разъяснить или растолковать читателям суть события, то есть, как отмечают теоретики, "вычленить из происходящего самое главное, но не интерпретировать его глубоко, с привлечением дополнительных аргументов, без которых невозможен серьезный анализ, а дать простор для размышления и воображения самим читателям и слушателем".

           В репортаже-комментарии могут использоваться следующие виды комментария:
    - расширенный комментарий - пространное разъяснение факта; пример: «Орловская среда» №14 от 12 мая 2010 года «Военнослужащий стал героем в день победы». Автор А.Чикунова.
    - синхронный комментарий - разъяснение фактов до мельчайших подробностей; пример: «Орловский меридиан» №19(580) от 12 мая 2010 года.«Мост не выдержал победы».  Автор Н.Орлов.
    - комментарий специалиста - факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком;
    - полярный комментарий-толкование - разъяснение факта различными специалистами.
            Во всех этих случаях репортажный комментарий должен быть обязательно соотнесен с описываемым событием или с тем или иным документом, человеческим поступком, жизненной ситуацией.
            Таким образом, рассмотрев различные виды репортажа, мы  можем отметить, что данный жанр можно классифицировать по различным основаниям: по предмету отображения и функциональному назначению (событийный, аналитический), познавательно-тематический (специальный, расследовательский, репортаж-комментарий). Во всех этих случаях, подчеркнем, репортаж сохраняет свою информационную природу, даже, если в нем присутствуют элементы анализа. 

    1.7. Взаимодействие репортажа с другими информационными жанрами.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.