На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Планирование и бюджетирование в системе управленческого учета

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА
                                         
 
 
 
 
 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УПРАВЛЕНЧИСКИЙ УЧЕТ 
 
 

Курсовая  работа 

по теме: 

«Планирование и бюджетирование в системе управленческого учета» 

                                                                                   
    

                                                    
                                                                                                   Выполнила студентка  
                                                                                            6 курс, ФЭФ, 14 поток
                                                                                             
                                                                                                    Проверил:  

                  Трофимова И.Е.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                               
                   

Автозавод
Нижний  Новгород
2009
Содержание:
Введение……………………………………………………………3
Глава 1. Сущность и цели планирования…………………………5
Глава 2 Сущность и функции бюджетирования…………………10
Глава 3. Основные виды бюджетов и их использование  в системе управленческого учета……………………………………………..18
Заключение………………………………………………………….22
Список  используемой литературы…………………………………26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Переход российской экономики на рыночные отношения  потребовал переосмысления роли и места  планирования и бюджетирования в системе управленческого учета.
    Управленческий  учет - это определенным образом  упорядоченная и подчиненная  внутреннему регламенту корпорации система процедур определения, сбора, измерения, регистрации и обработки  информации о затратах и результатах  хозяйственной деятельности организации в разрезе определенных сегментов деятельности, а также передачи этой информации топ-менеджерам, осуществляющим контроль и принимающим управленческие решения.
    Принятие  управленческих решений на современных  предприятиях невозможно без внедрения эффективной системы планирования и бюджетирования финансово-хозяйственной деятельности.
    Планирование  представляет собой постановку целей  деятельности в виде количественных и качественных показателей, которых  предприятию необходимо достигнуть за определенный промежуток времени.
    Бюджетирование  – это процесс формирования бюджетов с использованием определенных правил. Бюджетирование - это система краткосрочного планирования, учета и контроля ресурсов и результатов деятельности коммерческой организации по центрам ответственности и/или сегментам бизнеса, позволяющая анализировать прогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управления бизнес-процессами.
    Эффективной системой бюджетирования является та, при которой плановый прогноз (расчет) имеет отклонение от фактического результата менее чем на 5%. При таком варианте затраты распределяются более точно и планомерно, в пределах нормы.
    В своей курсовой работе я хочу рассмотреть  сущность и цели планирования, сущность и функции бюджетирования, а так же основные виды бюджетов и их использование в системе управленческого учета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Сущность и цели планирования 

    Планирование, наряду с контролем, является одной  из важнейших функций управления. Планирование представляет собой постановку целей деятельности в виде количественных и качественных показателей, которых предприятию необходимо достигнуть за определенный промежуток времени.
    При плановом подходе к управлению компанией  можно выделить несколько уровней  планирования, которые отличаются между собой горизонтом и степенью точности данных. Обычно выделяют три уровня: стратегический (долгосрочный), административный (среднесрочный) и оперативный (краткосрочный).
    Стратегический  план является самым долгосрочным (от 3 лет) и наименее точным. При его подготовке используются гипотезы и экспертные оценки. Главной задачей такого плана является определение основных направлений развития компании. Этот документ носит индикативный характер.
    В качестве среднесрочного планирования выступает бизнес-план деятельности компании. Он разрабатывается на 1 - 3 года и имеет более высокую точность расчетных данных. При их подготовке используются аналитический и статистический аппарат, экстраполяция фактических данных для подтверждения гипотез и экспертных оценок, заложенных при стратегическом планировании.
    Под оперативным контуром планирования понимается бюджет компании. Это краткосрочный  документ, который разрабатывается  на один год с разбивкой по месяцам. Он имеет самую высокую точность плановых данных и формируется на основе актуальной информации. Оперативное планирование имеет цель создания системы управления достижения текущих целей предприятия и принятия своевременных решений.
    В некоторых компаниях не выделяют стратегический план в отдельный документ, все его составляющие включаются в бизнес-план компании.
    Наличие всех уровней планирования весьма важно  для успешной деятельности компании, так как позволяет задавать вектор движения в долгосрочной перспективе  и оперативно следить за его реализацией, а также в процессе бюджетирования (оперативного планирования) учитывать долгосрочные инвестиционные потребности компании.
    Для составления бюджетных планов используются следующие информационные источники:
    - данные бухгалтерской отчетности (формы N N 1, 2, 4, 5) и выполнения финансовых планов за предшествующий период (месяц, квартал, год);
    - договоры (контракты), заключаемые с  потребителями продукции и поставщиками  материальных ресурсов;
    - прогнозные расчеты продаж продукции  или планы сбыта исходя из  заказов, прогнозы спроса, уровень цен и другие условия рыночной конъюнктуры. На основе показателей сбыта рассчитывается объем производства, затраты на выпуск продукции, прибыль, рентабельность и иные показатели;
    - экономические нормативы, утверждаемые  законодательными актами (налоговые ставки, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента, минимальная месячная оплата труда и т.д.);
    - утвержденная учетная политика.
    Разработанные на основе этих данных финансовые планы  служат руководством (ориентиром) для финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов.
    Для организации эффективной системы  бюджетного планирования деятельности предприятия предлагается составлять следующую сквозную систему бюджетов:
    - материальных затрат;
    - потребления энергии;
    - фонда оплаты труда;
    - амортизационных отчислений;
    - прочих расходов;
    - погашения ссуд банков;
    - налогового бюджета.
    С позиции количественных оценок планирование текущей деятельности заключается  в построении так называемого генерального бюджета, представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов. Данная система бюджетов охватывает весь денежный оборот предприятия. Генеральный бюджет предприятия равен сумме всех бюджетов структурных подразделений. Дирекции предприятия целесообразно добиваться более активного участия всех структурных подразделений в подготовке бизнес-плана и консолидированного бюджета. При составлении бюджетов структурных подразделений и служб предприятий необходимо руководствоваться принципом декомпозиции. Он заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты цехов и отделов входят в сводный (консолидированный) бюджет предприятия. Оптимальным считается такой бюджет, в котором доходный раздел равен расходной части. При дефиците сводного бюджета возникает необходимость его корректировки посредством увеличения доходов или снижения расходов.
    Существует  способ планирования денежных поступлений, основанный на составлении графика погашения задолженностей покупателей. Так, если по результатам анализа состава дебиторской задолженности и характера ее движения известно, что в среднем 40% задолженности погашается в квартале ее возникновения, 30% - в следующем квартале, 20% - в третьем квартале, а 10% обязательств остаются неоплаченными, можно составить график ожидаемых поступлений. Прогнозирование прочих поступлений, как правило, бывает затруднено вследствие их эпизодического характера (штрафы, пени, неустойки к получению и т.д.).
    Для составления бюджетных планов используются следующие информационные источники:
    - данные  бухгалтерской отчетности (формы  N N 1, 2, 4, 5) и выполнения финансовых  планов за предшествующий период (месяц, квартал, год);
    - договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов;
    - прогнозные  расчеты продаж продукции или  планы сбыта исходя из заказов,  прогнозы спроса, уровень цен  и другие условия рыночной  конъюнктуры. На основе показателей  сбыта рассчитывается объем производства, затраты на выпуск продукции, прибыль, рентабельность и иные показатели;
    - экономические  нормативы, утверждаемые законодательными  актами (налоговые ставки, нормы  амортизационных отчислений, учетная  ставка банковского процента, минимальная месячная оплата труда и т.д.);
    - утвержденная  учетная политика.
    Разработанные на основе этих данных финансовые планы  служат руководством (ориентиром) для  финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов.
    Для организации эффективной системы  бюджетного планирования деятельности предприятия предлагается составлять следующую сквозную систему бюджетов:
    - материальных  затрат;
    - потребления  энергии;
    - фонда  оплаты труда;
    - амортизационных  отчислений;
    - прочих  расходов;
    - погашения  ссуд банков;
    - налогового  бюджета.
    С позиции количественных оценок планирование текущей деятельности заключается  в построении так называемого  генерального бюджета, представляющего  собой систему взаимосвязанных  операционных и финансовых бюджетов.  

    При плановом подходе к управлению компанией  можно выделить несколько уровней  планирования, которые отличаются между  собой горизонтом и степенью точности данных. Обычно выделяют три уровня: стратегический, тактический и оперативный.
    В качестве тактического планирования выступает  бизнес-план деятельности компании. Он разрабатывается на 3 - 5 лет и имеет  более высокую точность расчетных  данных. При их подготовке используются аналитический и статистический аппарат, экстраполяция фактических данных для подтверждения гипотез и экспертных оценок, заложенных при стратегическом планировании.
    Под оперативным контуром планирования понимается бюджет компании. Это краткосрочный  документ, который разрабатывается  на один год с разбивкой по месяцам. Он имеет самую высокую точность плановых данных и формируется на основе актуальной информации.
    В некоторых компаниях не выделяют стратегический план в отдельный  документ, все его составляющие включаются в бизнес-план компании.
    Наличие всех уровней планирования весьма важно для успешной деятельности компании, так как позволяет задавать вектор движения в долгосрочной перспективе и оперативно следить за его реализацией, а также в процессе бюджетирования (оперативного планирования) учитывать долгосрочные инвестиционные потребности компании. 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2 Сущность и функции бюджетирования 

    Бюджетирование - это процесс подготовки, организации  и контроля бюджетов в целях разработки и принятия оптимальных управленческих решений.
    Бюджет  представляет собой финансовый план предприятия, отражающий в количественном выражении стратегические и тактические цели его деятельности и мероприятия по их достижению. Наиболее важными требованиями к бюджетам являются: соответствие целям и задачам финансовой стратегии предприятия, целостность, системность, доступность, сопоставимость, корректность, согласованность, оперативность и функциональность.
    В качестве основных принципов бюджетного планирования можно привести следующие:
    -  унификация всех бюджетных форм, бюджетных периодов и процедур разработки для предприятия и всех структурных подразделений независимо от специфики их хозяйственной деятельности;
    - совместимость бюджетных форм, форматов с установленными формами государственной отчетности;
    -  совместимость вспомогательных бюджетных документов с основными бюджетными формами;
    -   обеспечение возможности составления сводного бюджета;
    - стабильность, неизменность процедур бюджетирования и установленных целевых нормативов на протяжении всего бюджетного периода;
    - разделение накладных расходов на затраты структурных подразделений и компаний в целом по формуле, единой для всех подразделений;
    непрерывность процедуры составления бюджетов, что предусматривает регулярный пересмотр и корректировку ранее  сделанных прогнозов на новый  период, не ожидая завершения действующего;
    заблаговременная  формулировка финансовых целей всех подразделений в виде заданий  определенных норм рентабельности;
    учет  доходов и расходов, поступлений  и списаний денежных средств в  сопоставимых по времени единицах учета;
    детальный учет наиболее важных статей расходов, доля которых в чистых продажах достаточно велика.
    Система бюджетирования предполагает многовариантный  анализ финансовых последствий реализации намеченных планов, анализ различных  сценариев изменения финансового состояния предприятия, оценку финансовой устойчивости в изменяющихся условиях внешней хозяйственной среды.
    Бюджетирование  выполняет три основные функции:
    1. Планирование. Данная функция самая важная, так как бюджетирования является основой для внутрифирменного планирования. Исходя из стратегических целей предприятия бюджеты обеспечивают решение задач по распределению финансовых ресурсов, находящихся в его распоряжении. Их разработка придает количественную определенность выбранным перспективам деятельности, все затраты и результаты приобретают денежное выражение. Бюджетирование способствует правильному и четкому целеполаганию на предприятии, выработке стратегии бизнеса;
    2. Учет. Бюджетирование также является основой для управленческого учета. Система учета должна представлять точные факты по подразделениям, видам продукции, районам торговли или комбинации этих показателей. Благодаря бюджетированию на предприятии появляется возможность получать точную информацию, сравнивать намеченные цели с действительными результатами его деятельности.
    Роль  бюджетирования в управленческом учете  состоит в том, чтобы отражать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия  в максимально удобной форме, своевременно представлять соответствующие показатели финансовой деятельности в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде;
    3. Контроль. Эта функция тоже важна для предприятия: как бы ни был хорош план, он остается бесполезным, если нет эффективного контроля за его осуществлением. Бюджет представляет собой набор показателей или критериев, которые должны использоваться при контроле за его деятельностью. Путем непрерывного сопоставления фактических данных с плановыми показателями можно оценивать деятельность на любом этапе.
    Контроль  за исполнением бюджета базируется на следующих основополагающих принципах:
    4. Темпоральность - контроль за исполнением бюджета осуществляется множественно и параллельно во времени на базе соответствующего отчетным интервалам информационного обеспечения. Предварительный и текущий контроль возможен при совершенствовании электронно-документированного управленческого (оперативного) учета, контроль по завершению отчетного периода базируется на данных бухгалтерского учета;
    5. Объективность - к информационному обеспечению, на базе которого выполняется контроль за исполнением бюджета, предъявляются требования системности и целостности. Априори целостной системой учета хозяйственных операций на предприятии является бухгалтерский учет. Объективности предварительного и текущего контроля можно достичь при гармонизации данного учета с бухгалтерской отчетностью;
    6. Сравнимость - необходима однозначная идентификация хозяйственных операций и их параметров, что, естественно, обусловливает требование о наличии единого бюджетного классификатора, таблиц соответствия регистров бухгалтерского и бюджетного учета, а также системы согласования информации в параллельных контурах учета;
    ответственность - руководители структурных подразделений  ответственны за формирование, утверждение и последующее исполнение бюджета в рамках их компетенций, определенных регламентом. Персональная ответственность также распространяется на достоверность используемой в бюджетном процессе информации.
    Бюджеты на предприятии должны постоянно  пересматриваться и корректироваться по мере необходимости, для того чтобы сохранять их контролирующую роль.
    По  формам можно выделить следующие  группы бюджетов:
    финансовые (основные, главные) - бюджеты доходов  и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс;
    операционные - бюджет продаж, бюджет производства, бюджет затрат на основные материалы, бюджет затрат труда, бюджет накладных  расходов производства, бюджет управленческих расходов и др.;
    вспомогательные - инвестиционный бюджет, кредитный  план и др.
    Финансовые  бюджеты - это конечные документы, разрабатываемые  при бюджетном планировании. Они  являются обязательными для предприятия.
    Операционные  бюджеты используются для увязки натуральных показателей планирования со стоимостными, а также для определения наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые следует учитывать при составлении основных бюджетов. Операционные и вспомогательные бюджеты составляются для разработки финансовых бюджетов. Их состав является произвольным исходя из целесообразности их разработки и определяется руководством предприятия.
    Наиболее  общая классификация бюджетов предприятия  по основным классификационным признакам  приведена в таблице. 

Классификационный признак Вид бюджета            
По  сферам деятельности    
предприятия             
Бюджет по операционной деятельности  
Бюджет  по инвестиционной деятельности
Бюджет  по финансовой деятельности    
По  видам затрат          Бюджет текущих  затрат                
Бюджет  капитальных затрат            
По широте номенклатуры    
затрат                  
Функциональный  бюджет                
Комплексный бюджет                   
По  методам разработки    Фиксированный бюджет                 
Гибкий  бюджет                        
По  длительности           
планируемого периода    
Ежедневный, понедельный, месячный,     
квартальный, годовой бюджет          
По  периоду составления   Оперативный бюджет                   
Текущий бюджет                       
Перспективный бюджет                 
По  непрерывности          
планирования            
Самостоятельный бюджет               
Непрерывный (скользящий) бюджет      
По  степени содержания     
информации              
Укрупненный бюджет                   
Детализированный  бюджет              
 
    В условиях современной российской экономики  для обеспечения эффективной  работы предприятия необходимо организовать качественную и научно обоснованную систему управления. Достижение этого  требует организации системы  управленческого учета, основным элементом которой является бюджетирование.
    Несмотря  на значительный объем имеющихся  в российской научной практике разработок в области организации и развития системы бюджетирования, актуальной остается проблема повышения ее результативности. Под бюджетированием мы понимаем систему планирования будущих доходов, расходов и финансовых результатов производственной деятельности предприятия, а также контроль и анализ исполнения бюджетов.
    По  сути, бюджетирование не требует наличия  отдельного структурного подразделения или должности, оно лишь предполагает наличие определенной области задач, которые вполне могут выполняться сотрудниками организации. Однако в такой ситуации возникает опасность неэффективного выполнения задач системы бюджетирования по причине чрезмерной загруженности уполномоченных на то сотрудников. Поэтому, на взгляд автора, есть вполне обоснованная необходимость в создании обособленного (самостоятельного) структурного подразделения или должности. Бюджетирование рассматривается нами как процесс, который возникает на пересечении деятельности менеджера и бухгалтера, поэтому сотрудника, ответственного за решение задач системы бюджетирования, целесообразней будет называть бухгалтер-менеджер. В условиях ограниченной стабильности окружающей среды бухгалтер-менеджер выполняет функции "навигатора", осуществляя координацию и оказывая всевозможную помощь в решении проблем предприятия.
    Подвергаясь влиянию изменений, происходящих во внутренней и внешней среде, организационная  структура системы бюджетирования, ее задачи и применяемые инструменты и методы также подлежат периодическому пересмотру и изменению.
    Обеспечить  адаптацию системы бюджетирования к быстро меняющимся требованиям  рыночной экономики возможно путем  постоянного ее совершенствования.
    Процесс повышения результативности уже  имеющейся бюджетной системы  следует начинать с определения  места и роли бюджетирования в  системе управления предприятием. Для  этого периодически бухгалтером-менеджером проводится опрос руководителей  различных уровней управления. Предметом такого опроса выступают требования к желаемой системе бюджетирования. После чего определяются направления функционирования системы, которые будут подвержены изменениям.
    Следующий этап - это анализ и оценка выбранных  направлений реформирования системы бюджетирования. Бухгалтер-менеджер производит примерный расчет затрат на создание и внедрение инновационных продуктов и услуг, позволяющих модернизировать систему бюджетирования. Далее определяет степень удовлетворенности внутренних пользователей и дает оценку результативности применения разработанных им продуктов и услуг. После того как были определены все мероприятия по повышению результативности функционирования системы бюджетирования, переходим к этапу реализации намеченных изменений. Бухгалтер-менеджер разрабатывает форму и содержание бюджетов, устанавливает сроки и порядок осуществления контроля..
    Проведение  регулярной модернизации системы бюджетирования будет способствовать ее эффективному функционированию, что позволит формировать более качественную информационную базу системы управления.
    Важным  моментом обеспечения эффективной  работы системы бюджетирования является рациональное распределение функций  и задач бюджетирования. По мнению экспертов, существенным недостатком  современной организационной структуры системы бюджетирования является то, что более 50% рабочего времени бухгалтеру-менеджеру требуется только на осуществление контроля исполнения бюджетов. И в этом случае бухгалтер-менеджер все в большей степени выполняет не аналитическую, а регистрационную функцию, что противоречит его роли "навигатора" в системе управления предприятием.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.