Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Влияние внешней среды на предприятие

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      введение 

        Любая организация находится  и функционирует  в среде  и чтобы выжить и  развиваться в современных условиях организация должна не только приспосабливаться  к внешней среде путем адаптации  своей внутренней структуры и  поведения на рынке, но и активно  формировать внешние условия  своей деятельности, постоянно выявляя  во внешней среде угрозы и потенциальные  возможности.
      Промышленное  предприятие в процессе своего функционирования и развития как открытая система постоянно испытывает воздействие внешней среды. Результаты и эффективность деятельности предприятия в значительной степени определяются его внешней средой. Воздействие внешней среды на предприятие является, во-первых, многофакторным, во-вторых, динамичным и, в-третьих, неопределенным.
      Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.
      Данная  тема является актуальной, как и  вся теория менеджмента. В новом  тысячелетии наша страна должна научиться жить в условиях рыночной экономики, важнейшим условием этого является высококвалифицированные управленцы. Умение выделить и проанализировать элементы организации и внешние  факторы является залогом успеха фирмы.
      Цель  данной курсовой работы - изучение и  учет факторов анализа внешней среды  предприятия, а так же разработать пути совершенствования учета факторов во внешней среды в развитии ОАО «Бакалымолоко».
      В рамках данной цели были выявлены следующие  задачи:
    рассмотреть понятие и содержание внешней среды;
    выявить основные подходы и методы анализа внешней среды предприятия;
    определить место анализа внешней среды предприятия в его стратегическом управлении;
    рассмотреть общую характеристику деятельности ОАО «Бакалымолоко»;
    рассмотреть факторы внешней среды в развитии ОАО «Бакалымолоко»;
    разработать пути совершенствования учета факторов во внешней среды в развитии ОАО «Бакалымолоко».
      Объектом  проведенного исследования выступает  деятельность ОАО «Бакалымолоко». Предметом являются факторы внешней среды  организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1 Теоретические аспекты влияния внешней среды на развитие предприятия 

      1.1 Понятие и содержание внешней среды 

      Любая организация существует и функционирует  во взаимосвязи со множеством факторов. Эти факторы по разному воздействуют на организацию и оказывают очень существенное влияние на возможности организации, ее перспективы и стратегию. Совокупность факторов взаимодействия рассматривается в менеджменте  как среда организации. В этой работе мы раскроем понятие и значение факторов внешней среды организации. Проблема взаимоотношения организации и среды в науке стала рассматриваться впервые в работах А. Богданова и Л. фон Берталанфи в первой половине ХХ века. Однако  в менеджменте значение внешней среды для организаций было осознано только в 50-е годы в условиях усиления динамизма ее факторов и нарастания кризисных явлений в экономике. Это послужило отправной точкой для интенсивного использования системного подхода в теории и практике управления, с позиций которого любая организация стала рассматриваться как целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, в свою очередь опутанных связями с внешним миром. Дальнейшее развитие данной концепции привело к возникновению ситуационного подхода, согласно которому, выбор метода управления зависит от конкретной ситуации, характеризуемой в значительной мере определенными внешними переменными.
      Внешняя среда организации представляет собой совокупность находящихся за ее пределами факторов (их число постоянно растет), с которыми та взаимодействует. Она сложна и иерархична, изменчива. Большинство современных управленческих теорий признает внешнюю среду главной организационной характеристикой. 
 

      Внешние факторы влияния - условия, которые  организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в  своей работе: потребители, правительство, экономические условия и т.д.
      Под внешней средой понимают все условия  и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.
      Однако  набор этих факторов  и оценка их воздействия на  хозяйственную деятельность различны  у каждой фирмы. Обычно предприятие  в процессе управления само  определяет, какие факторы, и в  какой степени могут воздействовать  на результаты его деятельности  в настоящий период и в будущей  перспективе. Выводы проводимых  исследований или текущих событий  сопровождаются разработкой конкретных  средств и методов для принятия  соответствующих управленческих  решений. Причем, прежде всего,  выявляются и учитываются факторы  внешней среды, оказывающие воздействие  на состояние внутренней среды  фирмы.
      Одним из способов определения окружения  и облегчения учета ее влияния на организацию состоит в разделении внешних факторов на две основные группы: микросреду (среду прямого воздействия) и макросреду (среду косвенного воздействия).
        Связь между средами подчеркивает  М. Бейкер: «Акцент на макроэкономический анализ основан на вере в то, что практика маркетинг-менеджмента на уровне отдельной  фирмы в значительной степени  определяется внешними факторами, внутри которых фирма действует. Это  макроэкономические факторы, которые  управляют структурой отраслей и  рынков и природой конкуренции, то есть микросредой»
      Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Первоначально внешняя среда организации рассматривалась как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что, для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях, любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке.
      Она должна активно формировать внешние  условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности. Это положение легло в основу стратегического управления, используемого передовыми фирмами в условиях высокой неопределенности внешней среды.   

      1.2 Внешняя среда предприятия и факторы его развития 

      Вся совокупность факторов внешней среды  может быть дифференцирована на две группы: факторы прямого воздействия (факторы микросреды) и факторы косвенного воздействия (факторы макросреды) (рисунок).
      
      Рисунок 1. Основные факторы внешней среды, воздействующие на деятельность предприятия
      Факторы прямого воздействия прямо и  непосредственно влияют на темпы  и масштабы развития предприятия, на эффективность его деятельности. Весь спектр этих факторов выступает своеобразной системой ограничений. Так, в частности, государство, будучи одним из важнейших факторов прямого воздействия, выступает регулирующим, защищающим и руководящим (в первую очередь для государственных предприятий) звеном для предприятий. Эта роль государства проявляется в установлении налоговой системы, государственной защиты любого предприятия вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой его формы, в регулировании ставки процента по кредитам, в организации юридического контроля на нерегулируемом рынке (антимонопольное законодательство) и т.д. Особое место во влиянии микросреды на предприятие принадлежит такому фактору, как поставка сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих, энергии, топлива, оборудования и других ресурсов. Воздействие этого фактора на результаты производственно-хозяйственной деятельности может проявляться через уровень цен на данные ресурсы, качество, объемы и сроки их поставки. В этой связи предприятие не должно оставаться пассивным потребителем, а разрабатывать и реализовывать стратегию и тактику выбора поставщиков путем анализа и оценки возможных альтернативных вариантов поставки необходимых ресурсов. В условиях конкурентной среды у каждого предприятия появляются реальные возможности такого выбора. Основными критериями принятия окончательного решения по выбору поставщика и установлению с ним договорных отношений должны выступать уровень цен (с учетом транспортной составляющей), надежность поставщика с точки зрения выполнения договорных обязательств по номенклатуре, объему и срокам поставок, уровень качества поставляемых ресурсов. Важнейшим инструментом уменьшения силы воздействия этого фактора (поставщики) должны выступать маркетинговые исследования в сфере приобретения необходимых предприятию-потребителю ресурсов.
      Успешная  реализация главной цели функционирования предприятия, заключающаяся в максимизации прибыли и удовлетворении рыночной потребности во многом зависит от такого фактора прямого воздействия, как потребители. Конкретными потребителями продукции, производимой предприятием, являются: физические лица; предприятия; сбытовые или торговые организации, выступающие посредниками; государственные учреждения. Воздействие этого фактора на эффективность деятельности и перспективы развития каждого конкретного предприятия обусловливает необходимость обязательного и постоянного осуществления маркетинговой деятельности предприятиями-производителями. Изучение рыночного спроса, постоянный поиск возможностей расширения сегментов рынка потребителей с установлением наиболее рациональной ценовой политики — основной путь успешного решения всех задач предприятия.
      Конкуренты, как фактор прямого воздействия, оказывают свое влияние на другое предприятие не только на рынке аналогичной продукции, но и на поставщиков различных ресурсов, и на посредников. Конкуренция, будучи главным, сущностным условием развития рыночной экономики, характеризуется следующими силами своего влияния: угроза появления новых конкурентов; угроза появления новых товаров-заменителей; способность предприятий-поставщиков торговаться, отстаивая свои интересы; способность и возможность покупателей торговаться; соперничество на рынке уже имеющихся конкурентов между собой. Вследствие действия этих сил предприятия ради сохранения «своих» сегментов рынка вынуждены нести дополнительные издержки за совершенствование организации сбыта, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские раз­работки, на рекламу. В противном случае предприятие будет вынуждено в целях реализации произведенных товаров снижать цены на них, отдавая тем самым часть своей прибыли потребителю.
      К внешним факторам косвенного воздействия (факторы макросреды) относятся: экономические, научно-технические, социальные, демографические, природно-климатические и политические. Все эти факторы хотя и несут определение «косвенного» воздействия, тем не менее степень их влияния не менее существенна, чем воздействие факторов микросреды.
      Состояние экономического микроокружения предприятия влияет на многие аспекты деятельности предприятия, в том числе на уровень экономической эффективности и возможности развития предприятия. К экономическим факторам косвенного воздействия на предприятия можно отнести состояние финансовой системы страны, покупательную способность населения, уровень инфляции, реальные доходы населения.
      Научно-технические  факторы макросреды, являющиеся факторами  косвенного воздействия, имеют решающее значение для появления технологических инноваций в области процессов производства. Развитие и эффективное функционирование любого предприятия возможно тогда и только тогда, когда оно в полной мере ис­пользует все достижения научно-технического прогресса.
      К социальным факторам внешней среды  косвенного воздействия относятся организационная и потребительская культура населения, нравственные нормы его поведения, профессиональные и личностные качества работников предприятия, уровень здравоохранения. Социальная среда во многом определяет номенклатуру, объемы про­изводства и, порой, качество продукции, которую покупает население. Социальные факторы определяют специфические установки для предприятия: жизненные ценности, традиции и т.д., которые оказывают существенное влияние на результаты его деятельности.
      Демографические факторы косвенного воздействия относятся к числу важнейших факторов макросреды, поскольку население, динамика изменения его численности во многом определяет, с одной стороны, реальные возможности обеспечения предприятия трудовыми ресурсами, а с другой — формирует уровень и масштабы ры­ночных потребностей. Для учета влияния данных факторов на результативность работы предприятия и своевременного реагирования на изменение их влияния руководство предприятия должно отслеживать: динамику населения города (поселка), где расположено предприятие, региона и страны в целом; возрастную структуру и этнический состав населения; уровень смертности и рождаемости; миграционные процессы; уровень образования; региональные особенности и структуру домашних хозяйств.
      Политические  факторы играют важную роль, определяют политическую обстановку и степень стабильности в обществе. Стабильность политической ситуации внутри страны в равной мере как и внешнеполитическая обстановка имеет большое значение для предприятий как с точки зрения привлечения инвестиций, в том числе и зарубежных, так и с позиций развития внешнеэкономической деятельности предприятия.
      Природно-климатические  условия, в которых осуществляется деятельность предприятия, должны обязательно учитываться в процессе принятия любого управленческого решения. К этим факторам макросреды относятся геологические условия добычи сырьевых ресурсов, наличие энергоресурсов, воды, транспортных коммуникаций, климатические условия. Названные факторы оказывают прямое воздействие на размещение предприятия, а следовательно, на издержки предприятия на добычу, транспортировку, материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов и цену рабочей силы.
      Особо важное место среди факторов воздействия  внешней среды на перспективы  развития и эффективность деятельности предприятия занимают экологические факторы. Механизм их действия на предприятия настолько сложен и многогранен, что они в равной степени являются как факторами прямого, так и косвенного воз­действия. Важность и значимость изучения влияния экологических факторов определяется природой этих факторов и ростом силы их воздействия в современных условиях общественного производства. Чаще всего экологические факторы выступают в качестве ограничений как с точки зрения возможностей использования первичного природного сырья, так и с позиций загрязнения окружающей среды отходами, выбросами и сбросами, образующимися в процессе производства. Предприятия многих отраслей промышленности в планах и прогнозах развития своего производства должны учитывать ограниченность и даже дефицитность большинства видов природных невозобновляемых ресурсов, усложнение горно-геологических и природно-климатических условий добычи и переработки этих ресурсов, что и обуславливает существенное их удорожание. Не менее важное значение с точки зрения эффективности деятельности и перспектив развития любого предприятия имеют устанавливаемые государственными органами достаточно жесткие ограничения по загрязнениям окружающей природной среды действующими производствами.
      Таким образом, можно сделать вывод, что  внешняя среда представляет собой совокупность находящихся за ее пределами факторов, с которыми та взаимодействует. Внешняя среда организации делится на две группы: микросреда (поставщики, законы и государственные органы, потребители и конкуренты) и макросреда (технология, состояние экономической среды, социокультурные факторы, законодательно-политические факторы и международные изменения). Так же существует перечень характеристик внешней среды: взаимосвязанность факторов,  сложность, подвижность и неопределенность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Организационно–экономическая характеристика ОАО «БАКАЛЫМОЛОКО» 

     2.1 Краткая характеристика и назначение предприятия 

      Предприятие находится на территории Бакалинского района РБ.
      ОАО "Бакалымолоко"- коммерческая фирма, главной целью деятельности которой является получение прибыли. Как экономический субъект, данное предприятие является производителем товаров и услуг, необходимых на российском рынке, т.е. удовлетворяет платежеспособный спрос на эти товары и услуги. Также предприятие способствует решению проблемы занятости населения.
        Имущество Общества формируется  за счет активов Общества, вкладов акционеров в Уставный капитал, полученных Обществом доходов, продукции, произведенной Обществом в результате хозяйственной деятельности, иных источников, не запрещенных действующим законодательством.
      Имущество Общества может использоваться им в  качестве обеспечения по всем видам своих обязательств, включая привлечение заемных средств.
      В качестве обеспечения обязательств Общества могут также служить принадлежащие ему имущественные права и иное имущество, приобретенное Обществом по другим основаниям, допускаемым действующим законодательством.
      ОАО "Бакалымолоко" в своей деятельности  руководствуется действующим законодательством и несет всю полноту ответственности за соблюдением интересов государства, граждан, выполнения принятых на себя обязательств. 
 

      ОАО «Бакалымолоко» основан и введен в эксплуатацию в 1963 году. Организационно – правовая форма – открытое акционерное общество. Основным учредителем является Министерство имущественных отношений Республики Башкортостан с долей в капитале 76%, 24% принадлежат работникам предприятия.
      Место нахождения Общества: Российская Федерация, Республика Башкортостан, Бакалинский район, село Бакалы, ул. Ленина, 202.
      Учредительным документом предприятия является его  устав, который содержит сведения о  размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли. 

      2.2 Анализ основных технико-экономических и финансовых показателей 

      Основными видами деятельности Общества являются заготовка и переработка молока, выработка сыра, масла и другой продукции, а также реализация молочной продукции, пользующаяся большим спросом у потребителей.
      Основной  целью данного предприятия является получение прибыли и удовлетворение общественных потребностей в товарах, услугах, производимых Обществом.
      В таблице 2.1 приведена информация о поступлении молока и производстве основных видов продукции.
      Таблица 2.1 Поступление молока и производство основных видов продукции
  2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. в % к  2007 г.
Принято молока всего, т 11354 12723 15046 133
Производство  основных видов продукции: 788 878  
1138
 
144
Сыр голландский, т
Масло крестьянское, т 97 113 149 154
Цельномолочная продукция, т 215 264 333 155
      Как видно из таблицы поступление  молока в 2009 году по сравнению с 2007 годом  увеличилось на 3692 т. в основном из-за увеличения цен на молоко с 4руб.10коп. в 2007 году до 6 руб. в 2009 году, что способствовало соответственно увеличить выпуск основных видов продукции при эффективном использовании сырья и производственных мощностей.
      Изменение производственных показателей в  определенной степени повлияли на экономические показатели деятельности Общества, что видно из таблицы 2.2.
     Таблица 2.2 Основные показатели оценки производственно-финансовой деятельности
Показатели 2007г. 2008г. 2009г. 2009г. в % к  2007г.
Стоимость основных средств, тыс. руб. 26919 27391 32542 121
Стоимость оборотных средств, тыс. руб. 10324 32757 26317 255
Выручка от продажи продукции (по обычным  видам деятельности), тыс. руб. 81392 98365 136536 168
Чистая  прибыль, тыс. руб. 1644 15 43 3
Среднегодовая численность работников, чел. 122 121 132 108
Затраты на производство, тыс. руб. 76999 95652 132684 172
На 100 руб. основных средств, руб.:                            
     выручки от продажи 302 359 420 139
     чистой  прибыли 6,11 0,05 0,13 2
На 100 руб. оборотных средств, руб.:                            
     выручки от продажи 788 300 519 66
     чистой  прибыли 15,92 0,05 0,16 1
На 100 руб. оборотных и основных средств, руб.:                            
     выручки от продажи 219 164 232 106
     чистой  прибыли 4,41 0,02 0,07 2
На 1 среднегодового работника, руб.:                            
     выручки от продажи 667147 812934 1034364 155
     чистой  прибыли 13475 124 326 2
Уровень рентабельности 0,02 0,0002 0,0003 1,5
Норма прибыли, % 4,41 0,02 0,07 2
      Анализируя  структуру фондов (таблица 2.2) можно  сделать следующие выводы: наиболее высокие показатели финансово-хозяйственной  деятельности предприятия были в 2007 году. В 2009 году по сравнению с 2007 годом большинство показателей возросли (стоимость основных средств на 21%, стоимость оборотных средств на 155%, затраты на производство на 72%, численность работников на 8%, выручка от продажи продукции на 68%), но показатель чистой прибыли резко уменьшился. Это связано с тем, что себестоимость продукции растет опережающими темпами, чем увеличение выручки.
     Рассмотрим  основные показатели платежеспособности ОАО «Бакалымолоко».
     Таблица 2.3 Показатели платежеспособности
     Показатели 2007г. 2008г. 2009г. 2009г. в % к  2007г.
Коэффициент текущей ликвидности 3,97 1,35 1,28 32
Коэффициент быстрой ликвидности 2,08 0,53 0,62 30
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,28 0,01 0,01 4
Рентабельность  основной деятельности, % 0,02 0,0002 0,0003 1,5
Рентабельность  продаж, % 0,05 0,03 0,03 60
Рентабельность  внеоборотного капитала, % 12,96 0,13 0,26 2
Рентабельность  оборотного капитала, % 15,92 0,05 0,16 1
Рентабельность  собственного капитала, % 7,14 0,03 0,10 1,4
Рентабельность  заемного капитала, % 63,18 0,06 0,19 0,3
      Из расчетов, полученных в таблице 2.3 видно, что в 2009 году по сравнению с 2008 годом наблюдается незначительный рост относительных показателей платежеспособности предприятия, например, уменьшился коэффициент текущей ликвидности, а коэффициент быстрой ликвидности увеличился, коэффициент абсолютной ликвидности не изменился. Из расчетов видно, что ни один из показателей ликвидности не соответствует норме, следовательно, платежеспособность предприятия находится в крайне критическом положении. Рентабельность основной деятельности в отчетном периоде в целом снижалась с 41,1% в начале года до 27,1% в конце. Это произошло из-за того, что темпы роста себестоимости в целом превышали темпы роста выручки предприятия, что говорит о снижении эффективности управления затратами предприятия. Снижение рентабельности активов, рентабельности продаж и рентабельности собственного капитала обусловлено резким падением чистой прибыли в течение года и увеличением размера собственного и совокупного капитала. Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что в 2009 году по сравнению с 2007 годом эффективность основной деятельности предприятия снижалась. 
 

     2.3 Анализ эффективности использования производственных ресурсов организации. 

       Основные  фонды - важнейшая и преобладающая часть всех фондов в промышленности (имеются в виду основные и оборотные фонды, а также фонды обращения). Они определяют производственную мощь предприятий, характеризуют их техническую оснащенность, непосредственно связаны с производительностью труда, механизацией, автоматизацией производства, себестоимостью продукции, прибылью и уровнем рентабельности.
     Состав  и  структура  ОС  показывают количественное  и  качественное
состояние МТБ организации. Общее требование к составу и структуре ОС заключается  в  том,  чтобы  каждое  сельскохозяйственное  предприятие обеспечивалось ОС в целях своевременного выполнения всего объема работ.
     Таблица 2.4 Состав и структура основных средств организации
     Виды основных средств Среднегодовая стоимость основных производственных фондов
2007г. 2008г. 2009г.
тыс. руб. в % к итогу
тыс. руб.
в % к итогу
тыс. руб.
в % к итогу
Здания 13910 52 13910 51 13910 43
Сооружения 1043 4 1043 4 1463 5
Машины  и оборудования 9411 35 9483 35 9482 29
Транспортные  средства 2190 8 2525 9 7257 22
Производственный  и хозяйственный инвентарь 365 1 430 1 430 1
Другие  виды основных средств - - - - - -
Итого 26919 100 27391 100 32542 100
      Всего стоимость основных фондов в  2007 году составила 26919 тыс. руб., в 2008 году – 27391 тыс. руб., а в 2009 году - 32542 тыс. руб., Стоимость основных производственных фондов в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на  21%  или на 5623 тыс. руб. Это произошло в основном за счет увеличения транспортных средств более чем в 3 раза. В связи с увеличением производства продукции предприятием были приобретены молоковозы (4 шт.), прицеп к легковому автомобилю, автобус, газель, автомашина.
      Эффективность использования основных средств  на предприятии характеризуется такими показателями, как фондовооруженность труда работников, фондоотдача, фондоемкость и другими коэффициентами.
      Фондоотдача — важнейший показатель использования  основных фондов.
      Фондоемкость  продукции  —  величина,   обратная   фондоотдаче. Она показывает долю стоимости основных  фондов,  приходящуюся  на  каждый  рубль выпускаемой продукции.  Если   Фондоотдача   должна   иметь   тенденцию   к  увеличению, то Фондоемкость — к снижению.
      Эффективность  работы  предприятия  во  многом   определяется   уровнем фондовооруженности труда, определяемой стоимостью основных  производственных  фондов к числу рабочих (работников промышленно-производственного  персонала) предприятия. Эта величина должна непрерывно увеличиваться, так  как  от  нее зависит техническая вооруженность, а,  следовательно,  и  производительность труда.
      В таблице 2.5 приведен расчет показателей экономической эффективности использования основных средств в ОАО «Бакалымолоко».
      Таблица 2.5 Показатели экономической эффективности использования основных производственных фондов ОАО «Бакалымолоко»
Показатели  эффективности 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. в % к  2007 г.
Фондовооруженность  труда, тыс.руб. 217,1 205,9 246,5 113
Фондоотдача, руб. 3,02  3,59 4,2 139
Фондоемкость, руб. 0,33 0,28 0,24 73
Фондорентабельность 0,06 0,0005 0,001 2
Коэф. обновления 0,07 0,02 0,2 286
Коэф. выбытия 0,02 0,001 0,02 100
Коэф. физ. износа 0,5 0,6 0,01 2
Коэф. годности 0,5 0,4 0,99 198
Коэф. прироста 0,05 0,019 0,18 360
      Согласно  данным таблицы 2.5 в ОАО «Бакалымолоко» наблюдаются тенденции увеличения фондовооруженности труда (среднегодовой стоимости основных средств, приходящейся на одного среднегодового работника).
             Эффективность работы хозяйства во многом определяется уровнем фондовооруженности труда. Эта величина должна непрерывно увеличиваться, т. к. от нее зависит техническая вооруженность, а, следовательно, и производительность труда.
       Фондоотдача на предприятии в 2009 г. по сравнению с 2007 г.  увеличилась на 39%. Фондоемкость уменьшилась на 27%. Это связано с увеличением выручки и увеличением стоимости основных производственных средств.

Трудовые  ресурсы предприятия и их использование

 
    Сельскохозяйственное  производство входит в число наиболее трудоемких отраслей народного хозяйства. Трудовые ресурсы являются важнейшей частью производительных сил. Они представляют собой совокупность людей, обладают способностью трудиться. Улучшение их использования, то есть повышения производительности труда является главной задачей сегодняшнего времени. Рациональное использование трудовых ресурсов при прочих равных условиях дает возможность получить максимум валовой продукции, способствует росту производительности труда, эффективности и рентабельности производства. Важным показателем, характеризующим степень использования трудовых ресурсов, является время, отработанное каждым работником в общественном производстве, т.е. фактическая годовая выработка, и использование реального фонда рабочего времени. Одной из причин недостаточного полного использования трудовых ресурсов в сельхозпредприятиях является сезонность сельскохозяйственного производства. Неравномерно используется труд в сельском строительстве, на транспортных работах по обслуживанию земледелия.
       Производительность  труда – важнейшая экономическая  категория, которая характеризует эффективность использования рабочей силы /13/.
       Повышение эффективности сельскохозяйственного производства и конечные результаты труда непосредственно зависят от уровня квалификации кадров и степени использования кадров. Данные о составе и структуре трудовых ресурсов представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6 Состав и структура трудовых ресурсов
Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г.
среднегодоваяя численность, чел в % к итогу среднегодоваяя численность, чел в % к итогу среднегодоваяя численность, чел в % к итогу
По  организации - всего 124 100 133 100 132 100
В т. ч. Руководители
10 8 10 7,5 10 7,5
Специалисты 9 7,2 10 7,5 10 7,5
Секретарь 1 0,8 1 0,7 1 0,7
МОП 1 0,8 1 0,7 1 0,7
Работники цехов: Приемно-аппаратный цех
13 10,5 13 9,8 12 9
Сыродельный цех 19 15,3 19 14,3 19 14,4
Сырохранилище 12 9,8 13 9,8 13 9,8
Лаборатория 8 6,4 8 6 8 6
Электроцех 3 2,4 3 2,3 3 2,3
Мех. служба 7 5,5 9 6,8 9 6,8
Котельный цех 5 4 5 3,8 4 3
Компрессорный цех 2 1,6 3 2,3 2 1,5
Тарный  цех 1 0,8 1 0,7 1 0,7
Водители 16 12,9 18 13,5 20 1,5
Грузчики-экспедиторы 8 6,4 9 6,8 10 7,5
Охранная  служба 10 8 10 7,5 9 6,8
      Из  этой таблицы следует, что наибольший удельный вес составляет работники, занятые производством сыра – в 2007 году 15,3% , 14,3% в 2008 и 14,4% в 2009 году, т. к. производство сыра является одним из перспективных направлений деятельности предприятия.
        Анализ использования трудовых  ресурсов в ОАО «Бакалымолоко»  рассмотрен в таблице 2.7.
     Таблица 2.7 Использование трудовых ресурсов
     Показатели 2007г. 2008г. 2009г. 2009г. в % к  2007г.
Среднегодовая  численность  работников  основного производства, всего чел. 122 121 132 108
Отработано  работниками всего:  чел. - дней
 
34941
 
35264
 
38734
 
111
 чел.-час. 244588 246850 271139 111
в том  числе в расчете на 1 работника                            
чел- дней 286 291 293 102
чел.-час. 2005 2040 2054 102
     Из  этой таблицы можно сделать вывод  о том, что трудовые ресурсы в 2007-2009 гг. использовались в полной мере. В 2009 году в расчете на одного работника отработано 2054 чел.-час., тогда как годовой норматив рабочего времени на одного работника 1960 чел.-час. Это говорит о большой нагрузке выполняемых работ на одного работника, это связано с тем, что в 2009 г. некоторые работники работали 2 смены на производстве сыра. 

     Оборотные средства 

      Оборотные средства предприятия – это совокупность денежных и материальных средств, авансированных в средства производства, однократно участвующих в производственном процессе и полностью переносящих свою стоимость на готовый продукт. Оборотные средства играют важную роль в процессе сельскохозяйственного производства, которые состоят из производственных оборотных фондов и фондов обращения (таблица 2.8).
     Таблица 2.8 Динамика изменения состава и структуры оборотных активов  организации
Виды  основных средств Стоимость оборотных средств, тыс. руб. 2009 г.  в % к 2007 г.
2007 г.        2008 г.         2009 г.
тыс.руб. в % к итогу тыс.руб. в % к итогу тыс.руб. в % к итогу
Запасы 4886 47,3 19579 59,8 12954 49,2 265
в т.ч. сырье и материалы 3898 37,7 4994 15,2 4958 18,8 127
готовая продукция  897 8,7 14458 44,1 7426 28,2 828
расходы будущих периодов 91 0,9 127 0,4 570 2,2 626
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 34 0,3 286 0,9 527 2 1550
Дебиторская задолженность 4675 45,3 12627 38,5 12278 46,6 263
Денежные  средства 729 7,1 265 0,8 558 2,1 76
Итого оборотных активов 10324 100 32757 100 26317 100 255
      Сделаем вывод о том, что на предприятии наблюдается рост оборотных средств, наибольшую долю в составе оборотных средств в хозяйстве составляют запасы, а из них сырье и материалы и готовая продукция. Это связано с увеличением приема молока и производством основных видов продукции. Наблюдается тенденция увеличения всех видов оборотных средств, кроме денежных средств. Также наблюдается резкое увеличение налоговых выплат, по сравнению с 2007 годом в 2009 году они увеличились в 15 раз. 

2.4 Анализ финансовых результатов, рентабельности организации и финансового состояния 

     В условиях рыночных отношений целью деятельности любого хозяйственного субъекта является получение прибыли. Прибыль обеспечивает предприятию возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников предприятия. На основе налога на прибыль формируются бюджетные доходы. Поэтому одна из важнейших составных частей экономического анализа  это анализ формирования прибыли. Прибыль часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения. Только после продажи продукции доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и небюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции.
     Таблица 2.9 Таблица анализ динамики прибыли организации
Показатель Базисный период Отчетный период Абсолютное отклонение Темп  изменения, %
тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб.
Прибыль  от продажи продукции 2713 3852 1139 +42
Прочие  доходы 710 805 95 +13
Прочие расходы 1538 2391 853 +55
Прибыль  от обычных  видов 
деятельности
15 43 28 +187
      Анализ  динамики прибыли показал, что прибыль  от продажи продукции увеличилась на 1139 тыс. руб., т. е. на 42%, также возросли прочие доходы на 13%, но с опережающими темпами увеличиваются прочие расходы (на 55%). Прибыль от обычных видов деятельности увеличилась почти в 3 раза, это связано с увеличением объема производства продукции.
     Показатели  рентабельности  более  полно,  чем  прибыль,  характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.
     Рентабельность  производственной  деятельности  (окупаемость  издержек) исчисляется путем отношения балансовой (Пб) или чистой прибыли
(Пч)  к сумме затрат по реализованной  или произведенной продукции (З): 3852/132684= 0,03 руб.   
     Она показывает,  что предприятие имеет 3 коп. прибыли с каждого рубля, затраченного  на  производство  и  реализацию  продукции. 
     Рентабельность  продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки  (РП).  43/136436=0,0003 руб.
     Характеризует эффективность предпринимательской  деятельности: 0,0003 руб. прибыли имеет предприятие с рубля продаж.
      Финансовое  состояние предприятия и его  устойчивость в значительной степени зависят от того, каким имуществом располагает предприятие, в какие активы вложен капитал и какой доход они ему приносят. Имущество предприятия представлено в таблице 2.10.
      Таблица 2.10 Имущество ОАО «Бакалымолоко»
Показатель 2007 год 2008 год 2009 год 2009 г. в % к  2007 г.
Основные  средства 12400 11624 16387 132
Незавершенное строительство 234 34 18 8
Долгосрочные  финансовые вложения 50 73 73 146
Запасы 4886 19579 12954 265
в т.ч. сырье и материалы 3898 4994 4958 127
готовая продукция 897 14458 7426 828
расходы будущих периодов 91 127 570 626
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 34 286 527 1550
Дебиторская задолженность 4675 12627 12278 263
Денежные  средства 729 265 558 76
Итого активов 23008 44488 42795 186
      Данные  таблицы показывают, что имущество  предприятия увеличилось приблизительно в 2 раза. На это повлияло увеличение  основных средств на 32%, долгосрочных финансовых вложений на 46%, запасов почти в 2 раза, налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям в 15 раз и дебиторской задолженности на 163%.
      В следующей таблице представим источники  покрытия имущества.
     Таблица 2.11 Динамика источников покрытия имущества организации
Показатели 2008 г.  2009 г. Абс.изм.,  тыс. руб.
Темп при- роста, %
Общие источники покрытия, в том числе, тыс. руб.:
44488 42795 -1693 -4
капитал и резервы 20266 19559 -707 -3
долгосрочные  обязательства - 2640 +2640 +100
краткосрочные кредиты и займы 10300 7000 -3300 -32
кредиторская  задолженность 13922 13596 -326 -2
      Данные  таблицы 2.11 показывают, что уменьшение источников покрытия активов  связано  со  значительным  уменьшением  заемных  средств:    краткосрочные кредиты за 2009 год уменьшилась на 32%, кредиторская задолженность на 2% по сравнению с 2008 годом. При этом у предприятия появились долгосрочные обязательства (приобрели транспортные средства). Капитал и резервы представляют собой собственный капитал организации. Его величина в балансе по уточненному варианту определяется следующим образом: капитала и резервы +доходы будущих периодов.
     Далее проведем оценку структуры общих источников покрытия имущества организации, а также анализ структуры заемного капитала в динамике. Особое место при анализе отводится анализу текущих обязательств организации, то  есть анализу  составной части заемных средств, поскольку их размер существенно влияет на уровень платежеспособности организации.
     К текущим обязательствам относятся: кредиторская задолженность, краткосрочные обязательства, задолженность участникам по выплате доходов, резервы предстоящих расходов, прочие краткосрочные обязательства.
     Таблица 2.12 Динамика текущих обязательств организации
Показатели Базис, тыс. руб.
Отчет, тыс. руб.
Абс.изм., тыс. руб.
Темп при- роста, %
Источники покрытия 44488 42795 -1693 -4
1.Текущие  обязательства, в том числе: 24222 20596 -3626 -15
2. Краткосрочные  кредиты и займы 10300 7000 -3300 -32
3. Кредиторская  задолженность, в том числе: 13922 13596 -326 -2
-перед  поставщиками и подрядчиками 11932 10721 -1211 -10
- перед  персоналом 453 259 -194 -43
- перед  бюджетом 1480 2545 +1065 +72
- прочие кредиторы 57 41 -16 -28
4. Резервы  предстоящих расходов 0 0 0 -
      Уменьшение текущих обязательств произошло за счет уменьшения краткосрочных кредитов и займов на 32%, перед кредиторами на 28%, перед  поставщиками и подрядчиками на 10%, перед персоналом на 43%,  при этом значительно возросла  задолженность перед бюджетом  — на  72%, 
     Особое  место отводится анализу  кредиторской задолженности,  поскольку она занимает значительное место в текущих обязательствах организации. Увеличение доли  кредиторской задолженности, с одной стороны, является благом для организации, она использует «бесплатные источники» покрытия потребности в оборотных средствах, с другой стороны, отрицательно влияет на деловую репутацию предприятия. Поэтому необходим анализ не только изменения ее, но нужно  и  оценивать  динамику  скорости,  с  какой  организация  погашает  свою кредиторскую задолженность.
     Ликвидность предприятия рассматривается как  фактор платежеспособности и включает в себя два составных элемента:
    - ликвидность  баланса,
    - ликвидность  активов.
    Рассмотрим  ликвидность баланса ОАО «Бакалымолоко» за 2009 год.
      Таблица 2.13 Группировка активов и обязательств ОАО «Бакалымолоко» по степени ликвидности на 2009 год
Актив На начало года На конец года Пассив На начало года На конец года
А1. Наиболее ликвидные активы 265 558 П1. Наиболее срочные обязательства 13922 13596
А2. Быстрореализуемые активы 12627 12278 П2. Краткосрочные пассивы 10300 7000
А3. Медленно реализуемые активы -486 -1170 П3. Долгосрочные пассивы - 2640
А4. Труднореализуемые активы 11858 17048 П4. Постоянные пассивы 20266 19559
Баланс 24264 28714 Баланс 44488 42795
      Баланс  считается абсолютно ликвидным, если: A1>П1, А2>П2, А3>П3, А4 <П4. Баланс предприятия нельзя считать абсолютно ликвидным, т. к. выполняются не все неравенства.
      Оценим  ликвидность актива предприятия  на основе следующих коэффициентов:
    Коэффициент текущей  ликвидности = 26317/20596=1,3 тогда, когда норматив равен 1-2.
    Коэффициент быстрой ликвидности=(558+12278+7426)/20596= 0,98, норматив 0,8-1.
    Коэффициент абсолютной ликвидности = 558/20596= 0,03, норматив не ниже 0,2.
    Коэффициент маневренности = -1170/((558+12278-1170)-(13596 + +7000)) = 0,1, т. е. 0,1 часть капитала предприятия обездвижена в производственных запасах и  долгосрочной дебиторской задолженности.
    Коэффициент перспективной ликвидности = -1170- 2640= -3810, этот показатель свидетельствует о неплатежеспособности в будущем.
    Коэффициент обеспеченности собственными средствами = (558 + +12278)/(558+12278 – 1170) = 1,1, норматив не ниже 0,5. значит предприятие обеспечено собственными средствами.
      Проведем  диагностику риска банкротства  ОАО «Бакалымолоко» за 2009 год.
      Таблица 2.14 Диагностика риска банкротства за 2009 год

и т.д.................


Показатели На начало года На конец года Изменения (+/-)
Доля  собственного капитала  в  формировании  оборотных активов (Х1) 0,62 0,74 +0,12

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.