На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Товарные знаки, историческая ретроспектива

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Кафедра бухгалтерского учета 
        Курсовая  работа по теме:
        «Товарные знаки, историческая ретроспектива»                                 
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Москва  – 2010 г.
 

Оглавление

 

Введение

 
                Действующее законодательство определяет товарный знак и знак обслуживания как обозначение, которое физическое или юридическое лицо использует или собирается использовать в хозяйственной и коммерческой деятельности для отличия своих товаров, работ или оказываемых услуг от однородных товаров, работ и услуг других физических или юридических лиц
                        (ст. 1 Закона о  товарных знаках).
       В современном мире, мире нано технологий и рыночной экономики необходимо очень тщательно относиться к  всевозможным мелочам и отступлениям от основной деятельности будь то реальная или интеллектуальная защита имущества, вспомогательные исследования рынка, использование дополнительного информирования  или распространение корпоративной этики.
       Одним из таких мелочей является товарный знак, но такой мелочью, без которой  сбыт продукции или даже её производство можно будет считать не рентабельным. Товарный знак – настолько универсальны компонент производства, что достаточно трудно подобрать совокупность всевозможных других средств, в сумме эквивалентных ему. Поэтому сегодня, особенно сегодня, очень важно изучения этого аспекта как можно тщательнее.
       Актуальность  данной тематики обусловлена еще  и тем фактом, что в процессе своего становления товарный знак прошел очень длинный путь и множество  трансформаций, что очень усложняет  его последующее использование с наивысшим КПД. Поэтому необходимо изучить историческую ретроспективу в полном объеме, выделив все этапы развития, отметив прообразы и их использование, проследив применение первых товарных знаков, отметить использование данных средств в современном мире и представить их виды и функции. 
 

ГЛАВА 1. История товарного знака: с древнейших времен до наших дней.

1.1. Становление товарного знака

 
       За  многовековую историю своего развития товарный знак прошел путь от метки, свидетельствующей о собственности на товар, и клейма, позволяющего идентифицировать его производителя, до мощного маркетингового инструмента, определяющего судьбу товара на рынке. В разное время он исполнял различные функции, однако всегда являлся важным движущим мотивом покупки и своеобразной гарантией качества товара.
       Потребность в отличии друг от друга товаров  различных видов при помощи знаков, которыми снабжаются данные товары, возникла в древние времена. При помощи специальных знаков, которые назывались тамгами, производителями и торговцы заявляли о своих правах собственности на товар.
       Товарный  знак, являясь продуктом рыночной экономики, тем не менее, в своей основе опирается на культурные, национальные традиции той страны, где он появился. Как продукт рыночной системы, построенной на принципах конкуренции, товарный знак играет роль идентификатора продукции и ее фирмы, реализуя, в конечном счете, те или иные дифференциальные преимущества, как товара, так и фирмы, его разработавшей. Его появление, по мнению К. Веркмана, связано с тем, что современная экономическая система Запада, базирующаяся на принципах конкуренции, уже не могла без них обходиться. Их применение стало единственным способом идентификации изделия с помощью одного-единственного слова или условного обозначения.
       В процессе жизни человек вынужден потреблять те или иные потребительские  стоимости. Люди постоянно нуждаются  в различных товарах и услугах  для обеспечения своей жизнедеятельности  и потому прилагают все усилия, чтобы добыть определенные блага, стать их обладателями — собственниками. Способы удовлетворения нужд и потребностей людей эволюционировали в ходе развития общества, совершенствуя не только производство и потребности людей, но и существующие формы обмена товарами и услугами.
               
       В свое время Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» отметил две исторические формы первобытного общества: «период преимущественного присвоения готовых продуктов природы» и «период овладения методами увеличения производства продуктов природы с помощью человеческой деятельности». В первом периоде обмен практически отсутствовал, и если осуществлялись какие-то обменные операции, то они были скорее исключением, нежели правилом. Этот тип хозяйства можно охарактеризовать как «не-воспроизводящий» или, по словам Ф. Броделя, как «не-экономику». В ходе подобной «хозяйственной» деятельности в определенном управлении и организации нуждался лишь процесс добывания готовых продуктов природы. Обмен не обусловливал жизнедеятельность коллектива, добывающего эти продукты. Его жизнь была самодостаточной, и ее обеспечение не предполагало контактов с внешним миром. Схематично это представлено на рис. 1. 
 
 
 
 
 

       Рис. 1. Экономические отношения обмена в условиях самодостаточности товаропроизводителей (первый этап — преимущественно присвоение готовых продуктов, обмен как исключение)
       Исторически сложившееся деление собственности  на частную и коллективную потребовало создания системы отличительных обозначений — тамги, позволившей выделить имущество того или иного собственника.
       Второй  период — «воспроизводящего хозяйства» — характеризовался тем, что произошло  первое крупное разделение труда, в  результате которого стал возможен регулярный обмен. В этот период впервые стало выгоднее обменивать свой продукт на тот, в котором человек также испытывал нужду, чем производить (добывать) его самому. Это привело к производству потребительских стоимостей для продажи (обмена). Обмен на этом этапе имел децентрализованный характер, осуществлялся в специфических формах и по своей сути не определял процесс воспроизводства, но уже способствовал удовлетворению нужд людей, что схематически показано на рис. 2.
       На  первом этапе проблема реализации товара практически отсутствовала из-за небольшого объема производства и прямых товарообменных связей между производителями. Обмен не нуждался в каких бы то ни было регулирующих воздействиях, проблемы управления обменом как таковой не существовало. Первые примеры прямого обмена товаров по принципу «из рук в руки» встречаются на рынках фараоновского Египта, в Вавилонии, Древнем Китае и даже среди индейских племен в нынешней Мексике во времена ее колонизации.
               
       Рис. 2. Экономические отношения обмена в условиях развития товарного производства (обмен на регулярной основе)
               
       В последующем возникновение частной собственности приводит к объективным изменениям как в производстве, так и в обмене. В экономической жизни общества происходят второе и третье крупные общественные разделения труда, возникает торговый капитал и начинает развиваться торговля. Торговец-коммерсант становится «центром», вокруг которого объединяются производители, т. е. создаются условия для возникновения централизованного обмена, что наглядно представлено на рис.3. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Рис. 3. Экономические отношения обмена в условиях возникновения частной собственности и появления торгового капитала (второе и третье разделение труда)
       Эволюция  экономических отношений обмена способствовала специализации и  расширению товарообменных операций. Роль рынков и коммерсантов в глазах общества возросла.
       Процесс обмена требовал создания новых форм влияния на покупателя при помощи цены, маркировки товара, приложения дополнительных усилий по разъяснению свойств, качественных характеристик, убеждения, а иногда и давления. Еще в древности и Средневековье были заложены начала ценовой, информационной, рекламной и сбытовой политики, которые впоследствии прочно вошли в систему логистики как инструментарий маркетингового обеспечения результативности продвижения товара.

    1.2. Прообразы товарного знака. Тамга

 
 
       В истории тамга имела разное значение: тавро, клеймо, оттиск печати, таможенный сбор, пошлина. У Махмуда Кашгарского, известного исламского ученого-энциклопедиста и путешественника XI в., в его «Диване туркских слов» находим такое определение тамги: «печать-штамп царя или прочих лиц».
       Тамги выполняли несколько очень важных функций: они использовались как  подпись человека, были родовым знаком, который передавался по наследству и играл символическую и защитную функцию как семейный или домовой  знак. Таким образом, тамга информировала не только о происхождении, но и была знаком собственности, так как наносилась на все, что принадлежало роду: имущество, недвижимость, скот.
       Именно  тамга стала одним из прообразов товарного знака. Это подтверждают и археологические находки. Например, каменщики, возводя усыпальницы царей, вырезали на камнях знаки местности, откуда был доставлен камень. Гончары выдавливали на глиняной посуде свои тамги, а владельцы скота выжигали на теле своих коров и лошадей, вырезали на ушах мелкого рогатого скота клейма, чтобы не спутать их с чужими.
       Клеймение домашнего скота существовало уже  в Древнем Египте в XXI в. до н. э. Там его применяли, чтобы отметить быков, принадлежащих храму. Тамга — знак, наносимый на скот и символизирующий его принадлежность конкретному владельцу. Их выжигали на телах животных (лошадей, коров), вырезали на ушах мелких животных или выдавливали на заготовках глиняной посуды и впоследствии обжигали на огне. Они высекались на камнях, столбах, деревьях, чурбанах, очерчивая с их помощью границы землевладений или государств.
       По  свидетельству многих исследователей, клеймение скота — довольно старый обычай, запечатленный еще на древнеегипетских барельефах.
       Тамги находили на кирпичах Древнего Рима и  на старинном китайском фарфоре. Приблизительно с 5000 г. до н. э. человечество начинает массовое производство и продажу глиняной посуды. Именно на этой посуде и появились обозначения, которые в наше время классифицируются как товарные знаки. Посуда, произведенная в Китае в период царствования императора Хонг-То, была маркирована первыми (из обнаруженных к настоящему времени) отчетливыми обозначениями, которые указывали имя правящего императора и имя производителя или место производства.
       Древние римляне, греки и египтяне пользовались ярлыками ремесленников и художников, служившими указаниями на происхождение изделия из какой-либо мастерской или из какого-либо города.
       Эллинистический автор Горапполон написал «Иероглифику»  предположительно в V в. н. э. Гораполлон рассматривал иероглифы не как элементы египетского языка, а как идеограммы, передающие понятия. Некоторые «иероглифы» из книги Гораполлона, например птица Феникс, прочно вошли в эмблематику.
 

        Таблица 1
       «Иероглифы» из книги Гораполлона
       
       
       Почти за 4000 лет до н. э. мастера Ассирии и Вавилона врезали в камни построенных зданий свой фирменный знак. Эти знаки, обнаруженные археологами в XX в., можно считать предшественниками товарных знаков.
       С тех пор практика применения клейма для обозначения владельца распространилась во многих странах мира.

1.3. Клеймо — гарантия качества товара

 
       С развитием производства товаров  и товарно-денежных отношений укрепилась роль специальных обозначений, которые либо указывали на особые свойства товара, обусловленные особенностями их изготовления, либо подтверждали качество товара.
       Мастера стали помечать свои товары клеймами, что свидетельствовало о соответствии качества товара определенным требованиям (например, в Средние века очень высоко ценилось холодное оружие с клеймом оружейников г. Пассау на клинке, схематически изображавшим фигуру волка). Ну и конечно же мастер нес ответственность за каждое изделие, несущее его клеймо.
       Постепенно  клеймение стало обязательным. Были изданы специальные указы, предписывающие наносить клейма. Первый законодательный акт, касающийся товарных знаков, был принят английским Парламентом в 1266 г. В соответствии с этим актом каждый пекарь обязан был проставлять свой знак на хлебе, чтобы «если хлеб выпечен недостаточного веса, было известно, кто является виновным».
       Каждый  ремесленник отвечал за качество производимого им товара, который  должен нести на себе его клеймо (товарный знак). Часто несколько  ремесленников участвовали в производстве одного продукта, например нож производился кузнецом, который ковал лезвие, плотником, который делал рукоятку, и кожевенником, изготовлявшим чехол. В этом случае каждый из них мог проставлять свое клеймо на результате своего труда.
       В США эмблемы на клеймах — комбинации букв и другие обозначения — были одновременно и эмблемой ранчо. Они должны были иметь название, т. е. словесное выражение эмблемы (рис. 4.). Ковбой, владельцы ранчо, скотопромышленники и индейцы — все они по-своему стремились выразить себя при этом, и их эмблемы зачастую оказывались совершенно не похожими на те, которые были приняты в Англии или в других европейских странах. Эмблема ранчо — клеймо — трансформировалась из характеристики собственности товара в символ происхождения товара, его знак качества. Другими словами, она стала товарным знаком владельца товара. Впоследствии клейма переросли в коммерческие символы ряда форм США в своем первозданном виде. Э. Флетчер и Э. Хофман подробно описали использованную американскими фермерами тавровую символику, вобравшую в себя наряду с традиционными символами букв алфавита и творческую фантазию владельца знака. Каждый район США (Техас, Аризона, Алабама и др.) имел клеймо собственного стиля, что позволяло легко определить происхождение товара.
       
       Рис. 4. Эмблемы и их словесные выражения
               
 
       В клеймах американский ковбой всегда обращается к заглавным буквам. При этом он использует всю свою фантазию и так варьирует возможностями алфавита, как не смог бы никто другой. Во-первых, он использует обычные буквы.
       Но  иногда в руках ковбоя буквы начинают наклоняться назад и вперед: кувыркающиеся, прыгающие и падающие буквы.
               
       Ковбой  приделывает буквам ножки и отправляет их прогуливаться — гуляющие буквы;
       
       Иногда  вместо ножек он приделывает некоторым  буквам крылышки — летающие буквы.
               
               
       Буквы, написанные на бумаге прописью, с помощью  ручки или карандаша, называются бегущими буквами.
       Также существуют буквы, волочащие ноги,
         

       ленивые (лежащие лицом вверх или вниз)
       
         и сумасшедшие (неправильно написанные) буквы.
       
       То, что ковбой вытворяет с буквами, он может делать и с цифрами (гуляющие, летающие, ленивые цифры, а также  цифры, волочащие ноги).
       
       Летающие  цифры:
       
       Цифры, волочащие ноги:
       
       Ленивые цифры:
       
       Существует  еще и комбинация цифр, но они  настолько замысловаты, что определить их значение можно, только обладая ковбойским воображением.
          

       Читать  клейма следует слева направо, сверху вниз, извне внутрь.
       И в настоящее время в США  на товарных знаках ряда фирм встречаются  изображения, заимствованные из символов клеймения скота, но не связанные в своей текущей деятельности со скотоводством.
       В Германии с помощью различных  клейм и обозначений маркировали гончарные изделия, клеймили скот, определяли право на владение землей и пр. Дж. Кашн и В. Хони отмечали, что в немецких землях верховная знать часто проявляла большой интерес к гончарному ремеслу, и многие мастерские пользовались особым покровительством местных князей. На протяжении XVIII в. маркировка товаров в Германии была крайне нерегулярной, известные фабрики, гордившиеся своим товаром, помечали изделия уже известными знаками и даже делали их частью декоративного оформления. В большом ходу была имитация знаменитых росписей, да и самих клейм. Еще один вид клейм, а именно знаки владельца, собственника, встречаются преимущественно на изделиях из мейсенского и восточного фарфора (рис 5)
       Во  Франции существовало большое разнообразие меток и знаков — религиозных символов, масонских знаков, денежных знаков, клейм владельцев собственности, геральдических символов, личных знаков печатников, пробирных клейм. Часть из них было унаследована от доримских времен, но большинство возникло в Средние века или в более позднее время (рис 6).
               
       Знаки на гончарных изделиях уничтожались, когда некоторые их виды выходили из моды и продавались без росписи или когда бракованные экземпляры продавались по заниженной цене. Обычно это делалось посредством выскабливания знака на отделочном круге. Известны также случаи, когда мастера устраняли знак, полностью вырубая его и оставляя на поверхности изделия не покрытое глазурью углубление.
       
       Рис. 6. Символы, возникшие во Франции в Средние века
       Вместе  с тем в XVIII в. практика маркирования не подвергалась жесткому регулированию со стороны властей, и многие гончарные предприятия наносили на свои изделия собственные знаки, которые очень походили на знак мейсенского фарфора — скрещенные мечи.
       В связи с интенсивным развитием ювелирного дела возникла необходимость в создании единого стандарта содержания драгоценного металла в сплаве. Были созданы пробирные палаты и специальными указами мастеров обязали клеймить ювелирные изделия. Самое раннее французское ювелирное клеймо датируется 1272 г. А в 1275 г. обязательное клеймение золотых и серебряных изделий было введено по всей Франции. Специальный декрет предписывал все изделия маркировать клеймом города и именником мастера. В Германии первое упоминание о клеймении серебряных изделий относится к 1239 г. Историю возникновения и создания товарных знаков в Англии ряд авторов связывают именно с клеймением драгоценных металлов. Этой точки зрения придерживается и Дж. Блай в работе «Познакомьтесь с клеймами английского серебра». «Пробирные клейма, — говорит Дж. Блай, — должны были указывать на соблюдение требований закона; покупатель при этом мог не сомневаться в том, что качество его покупки соответствует узаконенным стандартам, а в случае подделки без труда можно было выявить и наказать виновных».
       В 1300 г. король Англии Эдуард I издал закон, обязывающий проверять'и маркировать все производимые ювелирные изделия. Также законодательно была определена допустимая норма содержания меди в серебряном сплаве, которая соответствовала 75 частям меди на 925 частей серебра. Только такой металл признавался серебряным и имел 925-ю пробу, что и подтверждалось официальным клеймом, изображавшим голову Британского льва в короне, известным как «королевская марка». Изделия, не имеющие клейма пробирной палаты, ломались, а тем, кто осмеливался ставить поддельные клейма, грозила смертная казнь. В последующий период был принят закон короля Эдуарда III от 1363 г., по которому каждый ювелир должен был иметь свое собственное клеймо, клеймо мастера. По сути это было чем-то средним между фабричной маркой и товарным знаком. Для клейма мастера использовали рисунки, а не свои инициалы. Неграмотность населения в Англии и во всей Европе была основной причиной использования ювелирами рисунков в качестве собственных клейм.
       Маркировка  гончарного ремесла не получила в  Англии такого же развития, как в  других странах Европы (рис 7). В числе  первых начал маркировать свою продукцию  Джон Дуайт, которому в 1672 г. был дарован  патент «на таинство производства прозрачных глиняных изделий, обычно известных под названием «порцелан», или китайского и персидского фарфора, а также на таинство керамических изделий».
       
       Рис. 7. Маркировка гончарного ремесла
       Ряд авторов видят основное отличие  маркировки предшествующих периодов от современных товарных знаков в альтернативности приоритетов: приоритет знака или приоритет товара. Гончарные и пробирные клейма прошлого исходили из идеи товара, клейменного мастером, его изготовившим, в то время как современный маркетинг берет за основу товарный знак, способный оказать ощутимую поддержку продвижению товара на рынке.
       Но, несмотря на все указы, маркировка и  клеймение товаров в Средние  века велись крайне нерегулярно. Ограниченное применение товарных знаков связано  и с тем, что товары часто были трудно различимыми, поскольку отпускались на вес из ящиков или сосудов. Хотя известные цехи, мастера, которые гордились своим товаром, помечали изделия уже известными клеймами, делая их частью декоративного оформления. Клеймо стало по своей сути чем-то средним между фабричной маркой и товарным знаком. Чаще всего собственные клейма исполнялись в виде рисунков, которые легче воспринимались и запоминались, так как население Европы было большей частью неграмотным. Клейма имели особую ценность, мастера настолько высоко ценили свои клейма, что не передавали их ни собственным детям, ни лучшим ученикам. После смерти мастера клеймо ломали или хоронили вместе с его владельцем.
       Если  в европейских странах первые законы, регламентирующие нанесение  клейм на изделия, появились еще в XIII в., то первый российский законодательный акт, в котором упоминаются товарные клейма, вышел только в XVII столетии. Им стал Новоторговый устав, принятый 22 апреля 1667 г. в царствование Алексея Михайловича. Устав содержал правовые нормы, регулирующие внутреннюю и внешнюю торговлю. Согласно Уставу клеймо свидетельствовало об уплате пошлины и позволяло отличить русские товары от иностранных.
       В указе Сената от 13 марта 1744 г. сказано, что клейма служат для того, чтобы  «материи и всякие вещи тщиться приумножать и в лучшую доброту приводить, дабы со временем впредь, заморских, товаров не ввозить и можно было бы довольствоваться своим без нужды». В указах Сената от 1753 и 1778 гг. предписывается «класть свои особые от других клейма» для «лучшего распознавания доброты и исправности фабриканта». В 1754 г. при Елизавете Петровне по предложению мануфактур-коллегий был издан первый российский Правительственный Указ об обязательном клеймении всех русских товаров особыми фабричными знаками, «со всеми благами и повинностями». Согласно этому документу требовалось на все товары наносить клейма, а также предусматривалось уголовное наказание за фальшивые клейма.
       После окончания войны с Наполеоном Россия вступает в эпоху промышленного переворота. Наиболее быстро переход от мануфактуры к фабрике происходил в хлопчатобумажной промышленности — к 1829 г. в одной только Москве насчитывалось около 100 фабрик по производству хлопчатобумажных тканей. Еще при Екатерине II в 1783 г. было велено «иметь хозяевам и содержателям фабрик и мануфактур каждому свой собственный штемпель». Образец штемпеля предоставлялся в губернское правление по местонахождению фабрики, а его копия доставлялась в Коммерц-коллегию. Однако с ростом количества товаропроизводителей возникает острая необходимость разработки более эффективной и упорядоченной системы регулирования использования товарных клейм.
        5 февраля 1830 г. указом Сената  было принято Положение о клеймении  фабричных изделий, в котором описывалось значение товарных клейм, определялся порядок их наложения и регистрации образцов клейм, устанавливалась уголовная ответственность за подделку. Положением регламентировалось содержание товарных клейм: они должны были содержать обозначение имени и фамилии фабриканта и местонахождения фабрики. Согласно Положению обязательное клеймение товаров было отменено.
       С 1830 г. было начато ведение официального реестра русских производителей, зарегистрировавших свои клейма в Департаменте торговли и мануфактур. В первый год их было заявлено 14, в следующем — 78, а до 1883 г. в реестре было зарегистрировано 2913 знаков. С 1857 г. в России начинают регистрироваться знаки иностранных фирм, и за четверть века в реестр было занесено более 400 иностранных товарных знаков.
       По  мере развития российской промышленности и усиления конкурентной борьбы Положение о клеймении фабричных изделий постепенно стало устаревать. В частности, в этом документе не было четкой регламентации вопросов защиты товарных знаков, не были предусмотрены механизмы для разрешения конфликтов между фабрикантами. В связи с этим в 1857 г. в Уставе о промышленных, фабричных и заводских изделиях появляется положение о преследовании за подделку зарегистрированных фабричных клейм и знаков. А начавшееся после отмены в 1861 г. крепостного права интенсивное развитие производства обусловило необходимость принятия нового, соответствующего требованиям времени закона о товарных знаках, и в 1880-х гг. такой закон начал разрабатываться Министерством финансов. В 1896 г. вступил в действие более совершенный Закон «О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)». Товарными знаками признавались «всякого рода обозначения, выставляемые промышленниками и торговцами на товарах или на упаковке и посуде, в коих они хранятся, для отличия оных от товаров других промышленников и торговцев». Использование товарного знака признавалось правом, но не обязанностью лица, кроме случаев, специально установленных законом (клеймение изделий из золота и серебра, обязательная маркировка табачных и водочных изделий и пр.).

1.4. Вывески

 
       Еще одним прообразом товарного знака  являлись всевозможные торговые вывески, а также вывески, говорящие о  предоставлении платных услуг, например ночлега и пищи. Торговая вывеска — изобразительный, словесный или комбинированный знак, информирующий о наличии товара или об оказании услуг, иногда гарантирующий их качество. Так, кузнецы ставили возле своей кузницы шесте колесом наверху. Городские портные, сапожники, парикмахеры выставляли на примитивных витринах атрибуты своего ремесла, а над входной дверью вешали большие бутафорные изображения туфель, сапог, ножниц, иголок с ниткой, имеющие объемную форму, в виде силуэтов или рисунков.
       В Англии с XIV по XIX вв. сложились типичные рекламные знаки — символы: бутылки с подкрашенной жидкостью у аптекарей; шест с красными и белыми лентами у парикмахеров; три куска сахара у бакалейщиков; три шара у ростовщиков; изображение шотландца в национальной одежде у табачников.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.