На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Своеобразие античной философии и ее основные проблемы

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема 2. Философия античности
      Своеобразие античной философии и ее основные проблемы.
      Философия Сократа.
      Основные идеи философии Платона и Аристотеля.
 
 
    Своеобразие античной философии  и ее основные проблемы.
 
 
     Античная философия зародилась в VI в. до н.э. в Греции и просуществовала до VI в. н.э. Ее завершение связано с закрытием императором Юстинианом в 529 г. последней греческой философской школы, Платоновской Академии и с гибелью «последнего римлянина» Боэция в 524 г.
     При всех существенных различиях философских  систем античности им свойственны некоторые  общие черты, обусловленные их принадлежностью  к античному типу рабовладельческой  формации и единому социокультурному комплексу. Прежде всего следует  отметить, что становление и развитие античной философии было связано  с высвобождением от мифологических представлений о мире и человеке и с переходом к их рациональному  постижению, то есть с переходом  от «Мифа к Логосу». Своеобразной чертой античной философии являлась также ее первоначально тесная связь  с учениями о природе, выступавшая  в виде натурфилософии. В ходе дифференциации последней происходит выделение  самостоятельных наук и философии  как особого компонента духовной культуры. Характерной чертой античной философии является космоцентризм. Центральным элементом этого  типа мировоззрения стало учение о космосе, включающем в себя природу, людей и богов. Важной чертой этой философии является также то, что  в ней на основе созерцательности вырабатывается первая историческая форма  диалектики. Космос мыслится как находящийся  во взаимосвязи его составных  частей, в изменении, движении, становлении. В отличие от древневосточной  философии, которая стремилась к  практической полезности, к социально-психологической и этической проблематике, античная философия лишь на закате своего существования выходит на эту проблематику, переходя от общеметафизических проблем к социально-этической проблематике и углублению во внутренний мир человека.
     Ее  основная периодизация связана в  первую очередь с общекультурным развитием античности. В эволюции античной философии, на основе ее содержательного  анализа, выделяются следующие взаимопроникающиеся, а порою накладывающиеся друг на друга, пять периодов:
     1) космологический, с его онтологией  и вытекающей из него гносеологией  и этикой, называемый порою досократическим  или натурфилософским (VI-V вв. до н.э.);
     2) антропологический, представленный  софистами, Сократом и сократическими  школами (2-я пол. V-IV вв. до н.э.);
     3) классический, связанный с деятельностью  Демокрита, Платона и Аристотеля (V-IV вв. до н.э.);
     4) эллинистический, связанный с  возникновением и распространением  эпикуреизма, стоицизма и скептицизма,  а также неоплатонизма (конец  IV в. – I в. до н.э.);
     5) римский, представленный философией  Цицерона, Лукреция Кара, а также  римским стоицизмом, эпикуреизмом, скептицизмом и философией позднеримского  мыслителя Боэция (I в. до н.э. - VI в. н.э.).
      Античная  философия возникла и жила в «силовом поле», полюсами которого являлись, с  одной стороны, мифология, а с  другой – формирующаяся именно в Древней Греции наука.
     Скачок  в развитии производительных сил  вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии  и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных знаний – вот некоторые факторы, их которых складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии.
     В античной Греции философия формируется  в тот период, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок  оказываются под угрозой, когда  прежние традиционно-мифологические представления рабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять  новые мировоззренческие запросы.
     Кризис  мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную роль здесь  сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем в IX – VII веках до н.э.: расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и прилив его в города. В результате развития торговли, мореходства, колонизаций новых земель расширялся географических горизонт греков, Средиземное море стало известным до Гибралтара, куда достигали ионийские торговые суда, а тем самым гомеровское представление о Вселенной обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.
     В Греции в VI веке до н.э. происходит постепенное разложение традиционного типа социальности, предполагавшего более или менее жесткое разделение сословий, каждое из которых имело свой веками устоявшийся уклад жизни и передавало как этот уклад, так и свои навыки и умения из поколения в поколение. В качестве той формы знания, которая была общей для всех сословий, выступала мифология; и хотя каждая местность имела своих собственных богов, по характеру своему и способу отношения к человеку эти боги принципиально друг от друга не отличались.
     Социально-экономические  изменения, происходившие в VII – VI веках до н. э., вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Она предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру — думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье ставилась под вопрос.
     К социокультурным предпосылкам возникновения античной философии прежде всего можно отнести поэмы Гомера и творчество гномических поэтов VII-VI вв. до н.э. (от «гнома» – изречение, греческое – стихотворный афоризм), создававших стихотворные афоризмы.
     Протофилософское  значение гомеровского эпоса можно  выразить в следующих позициях: Гомеровские  поэмы структурированы в соответствии с чувством гармонии, пропорции, меры, которые впоследствии в контексте  философии станут онтологическими  принципами; Гомеровский стих обнаруживает подлинное искусство мотивации, то есть поэт не просто излагает факты, а находит им объяснение, отыскивает их причины и мотивы. Данный способ изложения фактов подготовил греческую  ментальность к восприятию философии, которая тоже будет искать истоки, основания вещей; Гомеровский эпос представляет реальность мифопоэтическими средствами, но во всей ее полноте. Имплицитно гомеровский стих содержит вопрос: какова роль человека в универсуме? Вопрос, который станет «классическим» вопросом греческой философии. Философия  также будет стремиться выразить реальность во всей ее полноте, но в  форме рациональных понятий.
     К социокультурным предпосылкам античной философской мысли можно, конечно же, отнести и общественную религию, орфические мистерии. В греческой религии различают две формы: публичную и религию мистерий. В определенной части собственного содержания они совпадают, но порой антиномичны, к примеру, в интерпретации понятий смысла жизни, предназначения, судьбы, человека. При этом для интерпретации генезиса философии важнее рассмотрение религии мистерий. По мнению Б. Рассела, именно благодаря религиозным мистическим сообществам «возникла концепция философии как образа жизни (way of life)».
     Публичная религия представлена поэмами Гомера и Гесиода. Боги этой религии –  персонифицированные явления природы. Тем самым, публичная религия  натуралистична. Свой характер она  передает и философии. Ссылка на природу  есть константа греческой мысли.
     Возникнув в конце VII – начале VI в. до н.э., древнегреческая философия до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н.э., оставалась характерным, своеобразным и значительным явлением культурной жизни античного общества. Она возникла в греческих городах-государствах на рубеже VII–VI вв. до н. э. Сначала на западном побережье Малой Азии (в Ионии), затем в греческих городах Южной Италии, в прибрежных греческих городах острова Сицилия и, наконец, в собственно Греции – в Афинах (V в. до н. э.). Испытав период блестящего расцвета в VI–V вв. до н. э., философия античной Греции продолжала развиваться в эпоху образования монархии Александра Македонского (IV в. до н. э.) и при его приемниках, а затем под властью Римской империи и в период разделения ее – в Восточной империи – вплоть до начала VI в. н. э.
     Греческие философы принадлежали в большинстве  к различным слоям «свободных», то есть по преимуществу рабовладельческого класса. Их общественно-политические, нравственные и педагогические учения выражали взгляды и интересы этого класса. Тем не менее в разработке даже этих вопросов, а особенно в разработке основ философского мировоззрения, древние греки создали учения, высокого поднимающиеся над тесным историческим горизонтом рабовладельческого общества.
     Основоположником  древнегреческой философии считается Фалес (ок.625-547гг. до н.э.), а его продолжателями были Анаксимандр (ок.610-546гг. до н.э.) и Анаксимен (ок.585-525 гг. до н.э.).
     Древнегреческая философия возникла не как область  специальных философских исследований, а в неразрывной связи с  зачатками научных знаний – математических и естественнонаучных, в связи  с зачатками политических знаний, а также в связи с мифологией и искусством. Только в эпоху так  называемого эллинизма, начиная  с III в. до н.э., некоторые науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в специальные области исследования. Однако и после этого древнегреческая философия продолжает развиваться как мировоззрение, заключающее ответы не только на вопросы собственно философские, но и на вопросы наук: математических, естественных и общественных.
     Философия Древнего Рима возникла в конце республиканского периода Рима (II–I вв. до н. э.) и развивалась  параллельно с греческой философией – во времена Римской империи  приблизительно до времени ее падения (конец V – начало VI в. н. э.).
     Характерная особенность древнегреческой философии  состоит прежде всего в противопоставлении философских размышлений практической деятельности, в ее своеобразном отношении  к мифологии. Духовное развитие в VII–IV вв. до н. э. шло от мифологии и  религии к науке и философии. Важным звеном и условием этого развития оказалось усвоение греками научных  и философских понятий, выработанных в странах Востока – в Вавилоне, Иране, Египте, Финикии. Особенно велико было влияние вавилонской науки – математики, астрономии, географии, системы мер. Космология, календарь, элементы геометрии и алгебры были заимствованы греками от их предшественников и соседей на востоке.
     Постепенно  в античной философии возникает  два основных типа философского мировоззрения  – материализм и идеализм. Их борьба составляет основное содержание философского развития во все последующее  время. Одновременно возникает противоположность  двух основных методов мышления –  диалектики и метафизики.
     V в. до н.э. был временем дальнейшего развития греческой науки и философии, которые по-прежнему оставались тесно связанными. В этот период дальнейшего развития античного общества и государства, происходившего в условиях ожесточенной классовой и политической борьбы, возникают также политические теории и публицистика. 

    2. Философия Сократа 

     В период своего становления человеческое познание направлено "вовне", на объективный  мир. И впервые греческие философы стремятся сконструировать картину  мира, выявить всеобщие основания  бытия этого мира. Накопление философией объема знаний, разработка инструментария мышления, изменения общественной жизни, под влиянием которых формируется  человеческая личность, формирование новых общественных потребностей обусловили дальнейший шаг в развитии философской  проблематики. Происходит переход от преимущественного изучения природы  к рассмотрению человека, его жизни  во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистско-антропологическая  тенденция в философии. Родоначальниками этой тенденции являются софисты  и Сократ.
     Начало  в исследовании проблемы человека положили софисты Протагор (480-410 гг. до н.э.), Горгий (480-380 гг. до н.э.) и другие. Слово "софист", первоначально означавшее "мудрец", "искусственник", "изобретатель", со второй половины IV века до н.э. становится кличкой, означавшей особый тип философа, философа-профессионала, учителя философии. Новый тип философа появляется в  период расцвета рабовладельческой  демократии, благодаря потребности  в общем и политическом образовании, порожденной развитием политических и судебных учреждений, научной, философской  и художественной культуры. Софисты  способствовали развитию логического  мышления, гибкости понятий, позволяющих  соединить и даже отождествить как  будто бы несовместимые вещи. Логическая доказуемость считалась у них  основным свойством истины. Доказать – значило убедить, уговорить. Софисты  считали, что доказать можно все, что угодно. "Познай самого себя" – этот призыв, помещенный у входа  в храм Аполлона в Дельфах, становится у софистов и Сократа ведущим  содержанием всех их философских  размышлений.
     В философии софистов и Сократа  человек становится единственным бытием. Человек только в себе самом может  найти истину. Эта идея очень четко  была сформулирована другим известным  софитом Протагором: "Человек  есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют". Со времени  софистов и Сократа проблема человека, человеческой личности становится одной  из важнейших проблем философии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.