На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Философия - "любовь к мудрости"

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   План: 
 

Введение
1. а) автор высказывания: «Знание сила»
    б) автор работы: «Опыт в человеческом разумении»
    в) содержание понятий: апория, политеизм, бессознательное
2. Можно ли  быть человеком цивилизованным, но не культурным? И наоборот, - культурным, но нецивилизованным?
Заключение
Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

   Пожалуй, ни об одном явлении культуры мыслящее человечество не высказывало столь  разнообразные и разноречивые суждения, как о философии.
   Философия - "любовь к мудрости" - возникает  в VII-VI веках до н.э. в Древней Греции и на Востоке - в Индии и Китае. С тех пор не утихают споры  о предмете философских размышлений, назначении философии, ее соотношении  с другими формами человеческой духовной деятельности.
   Для греческого философа Платона философия - это мышление о вечном и непреходящем. Пифагор усматривал в философии  не обнаружение окончательной истины, а лишь любовь к мудрости и к  нравственной жизни. Аристотель видел  корень философии в удивлении, а  предмет ее - в исследовании "первых начал и причин". Одновременно философия помогает познать и  цель деятельности. К философии стремятся  не ради пользы, "эта наука единственно  свободная, ибо она одна существует ради самой себя". - Аристотель. Соч. В 4-х тт. T.I. M., 1975. С.69.
   Рядом с уверенностью в высоком предназначении философии, с убежденностью в  ее привилегированном положении  в духовной жизни общества всегда существовало сомнение в ее возможностях; центр философских размышлений  переносился то в сферу науки, то в область нравственности; порой  философия оказывалась неотличима от поэзии.
   Такой широкий диапазон оценок статуса  философии - от способности проникновения  в первоначала мира до индивидуального  самовыражения - свидетельствует о  ее глубокой связи с основными  формами человеческой духовной деятельности - с наукой, искусством, нравственностью, религией.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. а) автор высказывания: «Знание сила» 

   Знание - сила Ф. Бэкона. Френсис Бэкон был первым мыслителем, сделавшим опытное знание ядром своей философии. Он завершил эпоху позднего Ренессанса и провозгласил вместе с Р. Декартом главные принципы, характерные для философии Нового времени. Именно Ф. Бэкон кратко выразил одну из основополагающих заповедей нового мышления: «Знание - сила». В этом кратком по содержанию афоризме можно усматривать лозунг и пафос всей философской системы Ф.Бэкона. Благодаря ему, по-новому понимается отношение человек-природа, которое трансформируется в отношение субъект-объект, и входит в плоть и кровь европейской ментальности, европейского стиля мышления, сохраняющегося и поныне, мы все ощущаем на себе влияние идей Бэкона. Человек представляется как познающее и действующее начало (субъект), а природа - как объект, подлежащий познанию и использованию. Активистский утилитаризм полагает, что с появлением человека природа распадается на субъект и объект, которые одновременно и разделены и связаны посредство инструментальной деятельности. "Естественнонаучный способ представления исследует природу, как поддающуюся расчету систему сил. В знании, в науке Бэкон видел мощный инструмент прогрессивных социальных изменений. Исходя из этого, он ставил «дом Соломона» - дом мудрости в его работе «Новая Атлантида» - в центр общественной жизни. При этом Ф. Бэкон призывал «всех людей к тому, чтобы они не занимались ею ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни ради того, чтобы пренебрегать остальными, ни ради корысти и славы, ни для того, чтобы достичь власти, ни для неких иных низких умыслов, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь». Для Бэкона природа выступает объектом науки, которая предоставляет средства человеку для упрочения его господства над силами природы (более подробно это будет описано далее).
   Стремясь  соединить «мысль и вещи», Ф. Бэкон  сформулировал принципы новой философско-методологической установки. «Новая логика» противостоит не только традиционной аристотелевской  концепции мышления, его органону, но и средневековой схоластической методологии, отвергавшей значимость эмпирии, данные чувственно воспринимаемой реальности. По мнению К. Маркса, Ф. Бэкон  является родоначальником «английского материализма и всей современной  экспериментирующей науки» и «у Бэкона, как первого своего творца, материализм  таит еще в себе в наивной форме  зародыши всестороннего развития. Материя  улыбается своим поэтически-чувственным  блеском всему человеку».  

б) автор работы: «Опыт в человеческом разумении» 

   Джон  Локк (англ. John Locke; 29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия 28 октября 1704, Эссекс, Англия) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.
   Теоретические построения Локка отметили и более  поздние философы, такие как Давид Юм и Иммануил Кант. Локк был первым философом, который выражал личность через непрерывность сознания. Он также постулировал, что ум является «чистой доской», то есть вопреки декартовской философии Локк утверждал, что люди рождаются без врожденных идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.
   Опыт  О Человеческом Разумении ('An essay concerning human understanding', 1690) - главный труд Локка, посвященный преимущественно вопросам гносеологии. Целью своей работы Локк ставил исследование 'происхождения, достоверности и объема человеческого познания'. Работу над книгой он начал в 1671 и завершил ее в основном к 1686, продолжая далее частичную доработку. Книга вышла в Лондоне, в издательстве Томаса Бассета. Этому изданию предшествовало сжатое изложение основных идей Локка, опубликованное на французском языке в Голландии в 1688. При жизни автора вышло еще три издания 'О.оЧ.Р.' с изменениями и доработками (в 1694, 1695 и 1700), а также издания на французском и латинском языках. В посмертном архиве Локка сохранилось три черновых наброска 'О.оЧ.Р', которые относятся к 1671 и 1685. Их новое издание вышло в Оксфорде в 1980. Кроме черновых набросков в архиве философа было обнаружено также неоконченное произведение на тему о том, как 'управлять разумом' при поисках истины, которое он хотел добавить к 'О.оЧ.Р.'. Оно пронизано идеей практического использования знаний. Его напечатали в 1706 вместе с пятым изданием основного произведения. Одним из исходных положений теории познания Локка был тезис о происхождении всего человеческого знания из опыта, под которым он понимал чувственное восприятие внешних объектов. Для обоснования своих взглядов Локк подвергает критике популярную в то время в гносеологии теорию врожденных идей картезианцев, кембриджских платоников и Мальбранша, признававших особое внечувственное знание. Эта критика, которой посвящена вся первая книга 'О.оЧ.Р', опирается на глубокое убеждение философа в существовании внешних объектов, независимых от человеческого разума. Локк, придерживаясь мысли о том, что нет ничего в мыслях, чего бы не было в чувствах, пришел к утверждению, что на опыте основывается все наше знание. Это положение является исходным пунктом для всего мировоззрения философа. Сознание новорожденного, по мысли Локка, - это 'чистая доска' и только опыт, состоящий в первую очередь из ощущений, наполняет его содержанием. Опыт состоит из идей, под которыми Локк понимал любой 'объект человеческого мышления': чувства, представления, впечатления, понятия, продукты воображения, интеллект, эмоциональные и волевые акты души, а также иногда и чувственные качества в самих объектах. Вопросу о происхождении идей в уме человека посвящена вторая книга 'О.оЧ.Р'. Источник отображения внешнего мира Локк видит в самом объективном мире: 'простые идеи не выдумки нашего воображения, а естественные и закономерные продукты вещей, которые... действуют на нас'. Простые чувственные идеи Локк разделил на первичные и вторичные качества. Первичные качества не отделимы от тела, 'реально существуют' в самих телах, присущи им всем и всегда - это протяженность, фигура, толчок, механическое движение, покой и телесная непроницаемость. О вторичных качествах, по мысли Локка, нельзя сказать с полной уверенностью, что они отражают свойства внешних вещей, такими как они есть. Это идеи, возникающие в сознании субъекта только при соответствующих условиях восприятия. У Локка наличествуют несколько решений проблемы об отношении идеи вторичных качеств к вещам. Но в основном он считает, что идеи вторичных качеств соответствуют силам, которые присущи телам, находящимся вне нас. Особая структура сочетаний первичных качеств обладает способностью вызывать в уме человека идеи вторичных качеств. В качестве особого внутреннего опыта Локк выделяет так называемую рефлексию. В рефлексии ум познает свои чувственные и эмоциональные процессы. Вводя понятие рефлексии, философ, по сути, признает активность сознания и самосознания. При этом он указывает, что рефлексия может существовать только на основе чувственного внешнего опыта. Помимо внешнего опыта, рефлексия порождает идеи существования, времени и числа. Пытаясь объяснить относительную устойчивость сочетания идей внешнего опыта, Локк приходит к предположению о некоторой связующей их субстанции - материи, которую он понимал как 'плотную субстанцию'. В то же время понятие материальной субстанции представлялось Локку неотчетливым, а способ образования этого понятия - сомнительным. Идея субстанции - продукт воображения: люди представляют себе 'под' вещами с их многообразными качествами некоторую общую для них опору. В определенной степени Локк продолжает традиции номинализма: все вещи, которые существуют - единичны. Но у них есть сходство в тех или иных свойствах. Разум на основании этого сходства создает общие идеи, которые затем фиксируются в знаках. Процесс познания, начинаясь от простых идей, идет к сложным, в чем, согласно Локку, проявляется присущая сознанию активность. На основе сравнения, сопоставления и абстрагирования разум получает сложные идеи. Процесс обобщения идет следующим образом: единичные объекты определенного класса расчленяются на простые свойства, выделяются те, которые повторяются, что дает общую идею. Проводя различие между видами знания по степени достоверности, Локк считал исходным чувственное знание: оно содержит сведения о существовании вещей вне нас и в этом смысле является почти 'интуитивным'. Давая знания единичных свойств вещей, оно приближается к знанию более общего характера через использование аналогий, свидетельств различных лиц и пр. Это вероятностное знание. Второй вид знаний демонстративное - т.е. знание через умозаключения, среди которых Локк выделял умозаключение через сравнение и вообще отношения идей. Высший вид знания - интуитивное знание, т.е. непосредственное восприятие разумом соответствия или несоответствия идей друг другу. Дело в том, утверждал Локк, что еще до умозаключений активность ума проявляется в образовании сложных идей посредством невольного или активного комбинирования простых идей тремя способами. Первый представляет собой суммирование простых идей, благодаря чему появляются сложные идеи субстанций (здесь под субстанцией понимаются самостоятельные единичные объекты), а также идеи модусов (т.е. признаков и действий субстанций) - простых (образуемых соединением однородных простых идей) и смешанных (образованных посредством аналогичных соединений разнородных идей). Второй способ - это сравнение идей, благодаря чему получаются идеи отношений. В соответствии с концептуалистскими взглядами Локка на соотношение общего и единичного, он разрабатывает третий способ образования производных идей в третьей книге 'О.оЧ.Р.'. Третий способ представляет собой обобщение через предшествовавшую абстракцию, когда суммируются идеи, предварительно отвлеченные от предметов данной группы, в результате чего возникают общие идеи. Локк таким образом сформулировал теорию преобразования простых идей в сложные. Простые идеи - это только первичный материал для размышления (и именно это их объединяет). Их можно различить по источнику, из которого они исходят: простые идеи ощущения (зрение, чувство протяженности, пространства, движения) и рефлексии, которые разум находит в себе самом (восприятие, воля). Но существуют и такие простые идеи, которые опираются и на ощущения, и на рефлексию одновременно: удовольствие, печаль, могущество, существование. В этом контексте Локк различал несколько типов познания, в зависимости от их отношения к действительности. При восприятии простых идей душа пассивна. И наоборот, она активно участвует в процессе образования сложных идей из простых, протекающих в трех формах: соединении, сопоставлении и абстрагировании. Иными словами, деятельность разума заключается в соединении и разъединении простых идей. Согласно Локку, существуют три формы сложных идей: идеи субстанции (вещь существует сама по себе: идея свинца, идея человека), идеи модуса (вещь, представляемая ими, не существует сама по себе: идеи треугольника, убийства), идеи отношения, состоящие в сравнении двух отчетливых идей. Следовательно, познание заключается в анализе соответствия или несоответствия двух идей.  

   в) содержание понятий: апория, политеизм, бессознательное 

   Апори?я (греч. ??????, «безысходность, безвыходное положение») — это вымышленная, логически верная ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая не может существовать в реальности. Следует различать апорию, антиномию и парадокс. Парадокс, в отличие от апории, является ситуацией (высказыванием, утверждением, суждением или выводом), которая может существовать в реальности, но не имеет строго логического объяснения. Парадоксальные ситуации возникают тогда, когда друг другу противоречат либо два эмпирических факта, либо эмпирический факт и некоторое теоретическое суждение. Антиномия, как правило, фиксирует логическое противоречие между двумя теоретическими суждениями в тезисно-антитезисной форме (наиболее известны антиномии Иммануила Канта). Апоретическое (апорийное) суждение фиксирует несоответствие эмпирического факта и описывающей его теории. Апории известны со времён Сократа. Наибольшую известность получили апории Зенона из Элеи. 

   Политеи?зм (от греч. ?????, «многочисленный, много» + греч. ????, «Бог, божество» — «многобожие») — религиозное мировоззрение, совокупность верований, основанная на вере в нескольких богов, которые имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения с другими богами и имеют специфическую сферу влияния.
   Политеизм противостоит монотеизму — вере в  единого Бога, и атеизму — отрицающему  существование Бога или богов. Происхождение  и связь политеизма с монотеизмом  является предметом дискуссий среди  антропологов и историков религий. Большинство исследователей склоняются к мнению, что политеизм является древнейшей формой религиозной жизни  человека, из которой вырос монотеизм. В Библии политеизм отождествляется  с язычеством (понимается как измена единому Богу), в которое впадал еврейский народ на протяжении всей своей истории. Во времена царя Соломона и позднейших царей в Израиле  легально существовали священные горы и священные рощи, в которых  совершалось поклонение языческим  богам: Ваалу, Дагону, Астарте и другим божествам, распространенным в Средиземноморье  и Передней Азии.
   В парадигме политеизма мир представляется в виде иерархии различных божеств, обладающих большей или меньшей  властью, имеющих свой облик (часто  антропоморфный) и свою определённую сферу управления в природе и  обществе. Пантеон богов представляет собой сложную систему взаимоотношений. Сфера деятельности каждого бога отделена от сферы деятельности других. Например, в др. Греции Посейдон —  бог водной стихии, Гея — богиня земли; в социальной сфере — Гермес — бог торговли, славянский Велес  — бог скотоводства и т. д. Во главе  пантеона обычно стоит верховный  бог, но не единственный, в отличие  от монотеизма. В рамках политеизма поклонение племенным богам не исключает  признания богов других народов.
   Выделяют  различные виды политеизма: анимизм, считающий все явления природы  одушевленными, источником которых  служит вмешательство духов и  демонов; фетишизм — почитание материальных предметов, наделенных сверхъестественными  свойствами; тотемизм — вера в родственную  связь между племенем с одной  стороны и определенным животным, растением или явлением природы  — с другой. Для архаичных форм политеизма также характерен культ  предков, которые магически участвуют  в жизни потомков. Эти формы  первобытных религиозных представлений  существовали в тесном переплетении друг с другом.
   Религиозная практика политеизма (его ритуалы) направлена на установление контакта с божеством  и получение от него какой-либо помощи в обмен на приношения (жертвоприношение) со стороны человека. Знание законов взаимодействия с богами и умение применять их на практике дает власть над окружающей реальностью. Утверждение власти над реальностью с помощью ритуала — это магизм. Политеизм магичен по своей сути, поскольку мир богов не является трансцендентным, он растворен в природе; поэтому любая хозяйственная, военная или политическая деятельность человека входит в соприкосновение с тем или иным богом и правильный ритуал обеспечивает её успешность. Поскольку ритуал есть повторение сакрального акта сотворения мира, как и каждое действие — повторение перводействия бога-демиурга, миф утверждает данную реальность как абсолютно значимую. Ничему новому, никакой инициативе, спонтанным актам в этой реальности нет места. Поэтому политеистическое общество является традиционным обществом, в котором любое развитие и изменение не имеют ценности.
   Политеизм представлен в современном мире в таких религиях как индуизм, синтоизм, африканские культы и других. Теоретическим обоснованием политеизма является мифология. Поэтому исследования политеизма тесно связаны с изучением мифов, которые представляют собой свод сказаний о богах и героях. Различают теогонические мифы — мифы о происхождении богов и космогонические — мифы о происхождении мира. В первобытных и традиционных обществах миф, повествующий о происхождении вселенной и человека, о возникновении социальных институтов, о культурных приобретениях, о жизни и смерти, выполняет функции религии, идеологии, философии, истории и науки. Первобытный миф — это простая, образная и часто поэтическая схема мира, объясняющая и предписывающая определенный способ существования в нём.
   Научный подход к изучению политеизма возник в эпоху Возрождения. Однако вплоть до XVIII века в Европе изучалась главным  образом античная мифология. В христианской традиции политеизм считался вторичным  по отношению к естественному  монотеизму. Политеизм, как деградация и забвение единого Бога, связан с моральным упадком человечества; это состояние, которое должно быть преодолено. Однако в Новое время в связи с секуляризацией религиозных исследований появляются теории, считающие политеизм первичным состоянием человечества. Так, Юм называет политеизм «первобытной религией невежественного человечества», сформированной «заботами о житейских делах, надеждами и страхами». Соответственно, развитие человеческого разума и созерцание творений природы привело человечество к монотеизму. Знакомство с историей, культурой и мифологией других стран, таких как Египет, Америка, Индия, Китай дало возможность перейти к сравнительному изучению политеизма и отойти от теории мифа как «первобытного невежества». Так, английский поэт Дж. Макферсон, немецкий писатель и философ И. Г. Гердер и другие трактовали мифологию как выражение общенародной мудрости, зашифрованной в поэтических образах. В XX веке политеизм изучается в ракурсе его мифологической составляющей. Миф понимается как особый способ рационализации мира. Леви-Брюль говорит о первобытном мышлении как «дологическом», принципиально отличном от современного мышления. Структурная антропология (французский учёный Леви-Стросс) видит в мифологии поле бессознательных логических операций, призванных разрешить противоречия человеческого сознания. Юнг находит в мифологии источник архетипов коллективного бессознательного. Почти во всех теориях мифа есть указание на первостепенную роль бессознательного в первобытной ментальности. Особый интерес к политеизму в его мифологической составляющей доказывает значимость религиозных истоков любой рационализации. 

   Бессозна?тельное  или неосознава?емое  — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Термин «бессознательное» широко употребляется в философии, психологии и психоанализе, а также в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное (Ид) и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: многое из того, что относится к двум другим структурам психики (Я и Сверх-Я) так же отсутствует в сознании.
   Несколько основных классов проявлений бессознательного.
   Неосознаваемые  мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами
   Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие  в привычной ситуации, осознание  которых излишне в силу их отработанности
   Подпороговое  восприятие, которое в силу большого объёма информации не осознается.
   Надсознательные процессы: интуиция, творческое озарение, вдохновение.
   Общая идея о бессознательном, восходящая к учению Платона о познании-воспоминании (анамнезе), оставалась господствующей вплоть до нового времени. Иной характер она получила после постановки Р. Декартом проблемы сознания. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного  и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами  сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга. Концепция бессознательного впервые четко сформулирована Г. Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознательное как низшую форму  душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий). Первую попытку строго материалистического  объяснения бессознательного предпринял Д. Гартли (Англия), связавший бессознательное  с деятельностью нервной системы. Немецкая классическая философия касалась в основном гносеологического аспекта  бессознательного. И. Кант связывает  бессознательное с проблемой  интуиции, вопросом о чувственном  познании (бессознательный априорный  синтез). Иной характер обрело бессознательное  у поэтов-романтиков и теоретиков романтизма, развивавших в противовес рационализму Просвещения своего рода культ Б. как глубинного источника  творчества. Иррационалистическое учение о бессознательном выдвинул А. Шопенгауэр, продолжателем которого выступил Э. Гартман, возведший Б. в ранг универсального принципа, основы бытия и причины  мирового процесса. В XIX веке началась линия собственно психологического изучения бессознательного (И. Ф. Гербарт, Г. Фехнер, В. Вундт, Т. Липпс — Германия). Динамическую характеристику бессознательного вводит Гербарт (1824), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств. Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали  применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально  — гипноз). Исследования, особенно французской  психиатрической школы (Ж. Шарко  и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом.
   Бессознательное в работах Фрейда. Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют неосмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия влечений. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих анализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.
   Бессознательное в работах Юнга. В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. В частности Карл Густав Юнг в рамках созданной им научной дисциплины — аналитической психологии — ввёл термин «коллективное бессознательное», и существенно изменил его значение по сравнению с психоанализом.
   По  мнению Юнга, существует не только бессознательное  субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека. В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статичных паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации. Так же бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики. Принципиально иначе бессознательное понимается в психоанализе.
   Бессознательное в работах Лакана. Французский психоаналитик Жак Лакан предложил гипотезу, что «бессознательное структурировано как язык», именно поэтому психоанализ — в отличие от психотерапии и психологии — работает с речью пациента, с его включённостью в мир значений, с его субъективным становлением в языке. Одной из психоаналитических техник, разработанных Лаканом стала «клиника означающего»: в самом основании субъекта лежит его встреча со словом, поэтому и возможен перевод, перезапись внутри психического аппарата, а talking cure может выступать действенным терапевтическим механизмом даже в самых тяжёлых психотических случаях. Вместе с тем, нельзя понимать тезис Лакана буквально и настаивать на том, что бессознательное — это и есть язык, а психоанализ представляет собой своеобразную языковую игру между аналитиком и анализантом. Тезис Лакана представляет собой метафору: бессознательное подобно языку, работает по схожим правилам, но не исчерпывается законами лингвистики, поэтому и «клиника означающего» является лишь одним из возможных методов работы с бессознательным, развиваемых в современных лакановских школах.
   Бессознательное в исследованиях советской школы. В советской психологии проблема бессознательного разрабатывается особенно в связи с теорией установки Д. Н. Узнадзе. Психофизиологические аспекты бессознательного, изучавшиеся И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, исследуются в связи с анализом сна и гипнотических состояний, корковых и подкорковых образований, явлений автоматизма в трудовой и спортивной деятельности и т. д. В последнее время обсуждаются возможности применения кибернетических представлений и методов моделирования бессознательного. 
 

   2. Можно ли быть человеком цивилизованным, но не культурным? И наоборот, - культурным, но нецивилизованным? 

   Что значит быть культурным человеком и  нужно ли быть им?
     Для того чтобы понять, что  значит быть культурным человеком  нужно обратиться к понятию  культуры.
   В мире существует большое количество философских и научных мнений, именно поэтому культура имеет несколько  определений. Обобщив их можно смело  сказать, что в современном понимании  культура — есть социально значимая информация, передающаяся из поколения  в поколение и выражающаяся через  ценности, нормы, смыслы и знаки (символы).
   И это так, ведь культура человека состоит  не только из культурного общения  и обходительности, но и из умения трудится на общее благо.
   Культурного человека легко заметить в толпе, он совершенствуется и ему всё  удаётся. Чем богаче его культура, накопленная поколениями, тем большее  преимущество он имеет.
   Но  нельзя забывать, что стремление играет решающую роль. Без цели быть культурным и жить в культурном обществе, человек  даже не задумается о том, чтобы сотрудничать с другими, не просто потому что это  выгодно, а для того чтоб совершенствоваться.
   Не  культурный человек, никогда не станет известным для следующих поколений, а дурная слава так же быстро угаснет, как вспыхнула.
   Культурный  человек, ведёт себя так же и в  общении с близкими ему людьми, и в общении со своей второй половинкой.
   Но  не следует вдаваться в крайности  и угождать всем, нужно вежливо  говорить нет, когда нужно сказать  нет.
   Но  одного стремления и семейного воспитания не достаточно. Чтобы быть культурным нужно жить в культурном обществе. В этом случае усилия не будут напрасны.
   Культура  человека проявляется как посредством  социальных отношений, так и через  его связь с природой. Он стремится  понять социокультурный смысл окружающего  его мира.
   Высшее  состояние культуры отражено в понятии  идеала, который разворачивается  последовательно в своей самореализации через символы, ценности, отношения  и деятельность. Данная последовательность обусловлена нисхождением к конкретному  от идеала к воплощению в человеческой деятельности через исторически  укорененную символику. Символы  культуры находят свое выражение  в многообразии ценностных отношений, предопределяющих иерархию ценностей  разных исторических эпох, а приоритетные ценностные ориентиры оказывают  влияние на направленность творческой деятельности.
   «Человек  впервые реально понял, что он житель планеты и может — должен — мыслить и действовать в  новом аспекте, не только в аспекте  отдельной личности, семьи или  рода, государств или их союзов, но и  в планетарном аспекте» (В.И. Вернадский).
   Понятие некультурного человека также привлекает многих людей. Оно как бы привораживает  и подчиняет себе человека, разрушая личность и увлекая за собой разрушение цивилизации, обращая в варварство любые ее достижения.
   Современное понятие «культуры» как цивилизации  в основном сформировалось в XVIII —  начале XIX веков в Западной Европе. В дальнейшем это понятие, с одной стороны, стало включать различия между разными группами людей в самой Европе, а с другой стороны — различия между метрополиями и их колониями по всему миру. Отсюда то, что в данном случае понятие «культуры» является эквивалентом «цивилизации», то есть антиподом понятия «природа». Используя такое определение, можно с лёгкостью классифицировать отдельных людей и даже целые страны по уровню цивилизованности. Отдельные авторы даже определяют культуру просто как «всё лучшее в мире, что было создано и сказано» (Мэтью Арнольд), а всё, что не попадает в это определение, — хаос и анархия. С этой точки зрения, культура тесно связана с социальным развитием и прогрессом в обществе. Арнольд последовательно использует своё определение: «…культура является результатом постоянного совершенствования, вытекающего из процессов получения знаний обо всём, что нас касается, её составляет всё лучшее, что было сказано и помыслено» (Арнольд, 1882).
   На  практике, понятие культуры относится  ко всем лучшим изделиям и поступкам, в том числе в области искусства  и классической музыки. С этой точки  зрения, в понятие «культурный» попадают люди, каким-либо образом связанные  с этими областями. При этом люди, причастные к классической музыке, находятся по определению на более  высоком уровне, чем любители рэпа из рабочих кварталов или аборигены  Австралии.
   Однако  в рамках такого мировоззрения, существует своё течение — где менее «культурные» люди рассматриваются, во многом, как  более «естественные», а «высокой»  культуре приписывается подавление «человеческой природы». Такая точка  зрения встречается в работах  многих авторов уже начиная с XVIII-го века. Они, например, подчёркивают, что народная музыка (как созданная  простыми людьми) честнее выражает естественный образ жизни, в то время  как классическая музыка выглядит поверхностной  и декадентской. Следуя такому мнению, люди за пределами «западной цивилизации» — «благородные дикари», не испорченные  капитализмом Запада.
   Сегодня большинство исследователей отвергают  обе крайности. Они не принимают  как концепцию «единственно правильной»  культуры, так и полное противопоставление её природе. В данном случае признаётся, что «неэлитарное» может обладать столь же высокой культурой, что  и «элитарное», а «незападные» жители могут быть столь же культурными, просто их культура выражается другими  способами. Однако в данной концепции  проводится различие между «высокой»  культурой как культурой элит и «массовой» культурой, подразумевающей  товары и произведения, направленные на потребности простых людей. Следует  также отметить, что в некоторых  работах оба вида культуры, «высокая»  и «низкая», относятся просто к  различным субкультурам.
   Немецкий  представитель философии жизни  Освальд Шпенглер излагал взгляд на культуру как на множество самостоятельных  организмов (различных народов), которые  проходят собственный эволюционный цикл, длящийся несколько сотен лет, и, умирая, перерождаются в свою противоположность  — цивилизацию. Цивилизация противопоставляется  культуре как сменяющий её этап развития, где не востребован творческий потенциал  отдельной личности и главенствующим является мёртвый, бесчеловечный техницизм.
   Расширил  и углубил толкование слова культура, его современник, русский художник, философ, публицист, археолог, путешественник и общественный деятель — Николай  Константинович Рерих. В его статье  «Синтез» он четко определяет границы  между культурностью и цивилизованностью:
   «Теперь же хотелось бы уточнить определение  двух понятий, с которыми ежедневно  приходится сталкиваться в обиходе  нашем. Многозначительно приходится повторять понятие о Культуре и цивилизации. К удивлению, приходится замечать, что и эти понятия, казалось бы, так уточненные корнями своими, уже подвержены перетолкованиям и извращению. Например, до сих пор множество людей полагает вполне возможным замену слова Культура цивилизацией. При этом совершенно упускается, что сам латинский корень Культ имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни. Казалось бы, совершенно ясно, что каждая страна проходит степень общественности, то есть цивилизации, которая в высоком синтезе создает вечное, неистребимое понятие Культуры. Как мы видим на многих примерах, цивилизация может погибать, может совершенно уничтожаться, но Культура в неистребимых духовных скрижалях создает великое наследие, питающее будущую молодую поросль.
   Каждый  производитель стандартных изделий, каждый фабрикант, конечно, является уже  цивилизованным человеком, но никто  не будет настаивать на том, что каждый владелец фабрики уже непременно есть культурный человек. И очень  может оказаться, что низший работник фабрики может быть носителем  несомненной Культуры, тогда как  владелец ее окажется лишь в пределах цивилизации. Можно легко себе представить  «Дом Культуры», но будет очень неуклюже звучать: «Дом Цивилизации». Вполне определительно звучит название «культурный работник», но совсем иное будет обозначать —  «цивилизованный работник». Каждый профессор университета вполне удовлетворится названием культурного работника, но попробуйте сказать почтенному профессору, что он работник цивилизованный; за такое прозвище каждый ученый, каждый творец почувствует внутреннюю неловкость, если не обиду. Мы знаем выражения  «цивилизация Греции», «цивилизация Египта», «цивилизация Франции», но они нисколько  не исключают следующего, высшего  в своей нерушимости, выражения, когда говорим о великой Культуре Египта, Греции, Рима, Франции…» 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.