На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Курс лекций по "Првоохранительным органам"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Раздел 4. Краткий конспект лекций  

Раздел 1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН  

Лекция  1. Предмет и система курса «Правоохранительные органы  Республики Казахстан»
Основные  вопросы (положения) и краткое содержание
Понятие правоохранительной деятельности и ее признаки.
       Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Государство создает специальные органы, для которых правоохранительная деятельность является главной. Эти органы уполномочиваются особыми законами осуществлять правоохранительную деятельность в установленной законом форме.
       В юридической литературе выработан  ряд признаков, которым должен  соответствовать государственный  орган для того, чтобы его можно  было считать правоохранительным.
Основные  направления (функции) правоохранительной деятельности.
       Правоохранительная деятельность является многообразной и выражается в основных функциях (направлениях). Функции, присущие правоохранительному органу, определяют его организацию, структуру и компетенцию. Выделяют следующие правоохранительные функции: осуществление правосудия, расследование преступлений, оперативно-розыскная деятельность, административная деятельность, прокурорский надзор, исполнение судебных решений.
Система правоохранительных органов Республики Казахстан.
       Традиционно к правоохранительным органам относят суд, прокуратуру, органы внутренних дел, органы предварительного расследования, органы финансовой полиции.
       В последние годы, в связи с  развитием системы правоохранительных органов, к ним прибавились таможенные органы, органы обеспечения безопасности.
Предмет и система курса «Правоохранительные органы в Республике Казахстан».
        Предметом изучения курса «Правоохранительные органы в Республике Казахстан» является устройство правоохранительных органов, их организация,  как в отдельности, так и в качестве системы, определение задач, стоящих перед ними, и компетенции, которой они наделяются для их осуществления.
        Предмет курса определяет и его содержание, Оно изложено по определенной системе. Курс условно разделен на пять разделов.
        Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите и кратко охарактеризуйте основные признаки правоохранительной деятельности.
2. Назовите  и кратко охарактеризуйте основные направления (функции) правоохранительной деятельности.
3.  Перечислите  правоохранительные органы, выполняющие  эти функции.
4.  Какими критериями следовало бы руководствоваться при определении круга правоохранительных органов?
5. Определите предмет и систему дисциплины «Правоохранительные органы в Республике Казахстан».
Раздел 2. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И СИСТЕМА ОРГАНОВ, ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
Лекция  2. Судебная власть и правосудие. Принципы правосудия
Основные  вопросы (положения) и краткое содержание
Понятие судебной власти и ее основные признаки.
        Что понимается под судебной властью? Точного ответа на этот вопрос Конституция Республики Казахстан и другие законы не содержит. Поэтому в некоторых работах, посвященных правоохранительным органам, термин «судебная власть» понимается и как правомочия, и как система судебных органов, и как конкретный суд. Представляется, что термин «власть» все же следует понимать не как орган или систему органов, а как компетенцию, способность распоряжаться и управлять. Поэтому судебную власть можно определить как полномочия, предоставленные законом специальным государственным органам – судам и осуществляемые путем гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Судебная власть обладает рядом признаков, прямо вытекающих из закона.
Понятие и система принципов  правосудия.
        Принципы правосудия  можно определить как закрепленные в Конституции Республики Казахстан и законах основополагающие правовые идеи, определяющие организацию и деятельность судебных органов.
        Все принципы правосудия образуют  систему. К системе принципов  правосудия относятся принципы  законности, осуществления правосудия  только судом, независимости судей,  осуществления правосудия на  началах равенства всех перед  законом и судом, обеспечения каждому права на судебную защиту, состязательности и равноправия сторон, гласности судопроизводства, презумпции невиновности, обеспечения подсудимому права на защиту, участия граждан в осуществлении правосудия.
        Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте основные компоненты судебной власти.
2. Чем  отличается судебная власть от  других ветвей государственной  власти?
3. Дайте  определение презумпции невиновности  и назовите те положения, которые  вытекают из нее.
4. Охарактеризуйте  основную форму участия граждан в отправлении правосудия. 

Лекция  3. Судебная система в Республике Казахстан
Основные  вопросы (положения) и краткое содержание 

Понятие и структура  судебной  системы  в  Республике Казахстан.
        Судебная система – это совокупность всех судов, действующих на территории Республики Казахстан. Судебная система строится в соответствии с Конституцией РК и  Конституционным законом РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 года. В этом Конституционном законе закреплено, что учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.
        Судебную систему РК составляют  Верховный Суд Республики Казахстан,  местные и другие суды, учреждаемые  в соответствии с Конституцией  РК и Конституционным законом. Единство судебной системы республики обеспечивается:
1) конституционными  принципами правосудия;
2) осуществлением  судебной власти в установленных  законом формах судопроизводства;
3) применением  судами единого законодательства;
4) порядком формирования судов;
5) системой исполнения  вступивших в законную силу  судебных решений на всей территории республики;
6) финансированием  всех судов за счет средств  республиканского бюджета. 
Местные суды.
        К местным судам относятся:
1) областные и приравненные к ним суды (городской суд столицы Республики, городские суды городов республиканского значения);
2) районные  и приравненные к ним суды (городской  суд, межрайонный суд).
Специализированные  суды.       
         В соответствии с Конституционным законом в стране могут создаваться не только местные суды, но и другие суды, в том числе специализированные суды РК ( военные, финансовые, экономические, административные, по делам несовершеннолетних и другие).
Верховный Суд   Республики  Казахстан, его компетенция.
        Верховный Суд РК является  высшим судебным органом по  гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
         Структура Верховного  Суда РК - Верховный Суд РК  состоит из Председателя, председателей коллегий и судей. 
         Председатель Верховного Суда, председатели коллегий и судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента Республики. Председатели областных и приравненных к ним судов, председатели их коллегий и судьи назначаются на должность Президентом Республики по рекомендации Высшего Судебного Совета Республики.

          Дела в порядке надзора в Верховном Суде рассматривают: надзорная судебная коллегия по гражданским и административным  делам, надзорная судебная коллегия по уголовным делам. В предусмотренных законом случаях - Пленарное заседание.
          Председатель Верховного Суда РК  - Бекназаров Бектас Абдыханович.  

Статус  судей.
         Правосудие осуществляется судом.  Суд – это, прежде всего судьи – лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
        Судьи всех судов РК обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями.
        Правовое положение судей определяется  Конституцией РК, Конституционным  законом РК «О судебной системе  и статусе судей Республики Казахстан» и иными законами. В Конституционном законе  РК закреплено, что на судью не могут быть возложены внесудебные функции и обязанности,  не предусмотренные законом.
        Вопросы для самоконтроля:
1. Расскажите о полномочиях местных судов.
2.   Расскажите о структуре Верховного суда РК и его полномочиях.
3.   Какие судебные коллегии созданы  в Верховном Суде РК, из кого  они состоят и каковы их  полномочия?
4.   В чем правовая природа разъяснений  Пленарного заседания Верховного  Суда РК?
5.   В чем суть общего понятия статуса судьи?     

Лекция  4. Организационное обеспечение деятельности судов
Основные  вопросы (положения) и краткое содержание.
Организационное и материально-техническое обеспечение судов.   Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Верховного суда, местных и других судов, а также ведение судебной статистики осуществляются уполномоченным органом, образуемым Президентом Республики Казахстан. 
          Единую систему уполномоченного органа образуют соответствующий государственный орган и канцелярии судов в областях, городах Астаны и Алматы. 
           Компетенция уполномоченного органа определяется положением, утверждаемым Президентом Республики Казахстан. 
           Структура и штатное расписание уполномоченного органа утверждаются председателем Верховного суда в установленном законодательством порядке в пределах лимита штатной численности, утвержденного Президентом Республики Казахстан. 
           Правовое положение и оплата труда работников уполномоченного органа регулируются законодательством Республики Казахстан о государственной службе.

       
Органы, осуществляющие организационное  обеспечение судов.
        В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 17 августа 2010 года № 1039 «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан» Комитет по судебному администрированию при Верховном Суде Республики Казахстан упразднен с передачей функций и полномочий по:
   исполнению исполнительных документов, организации работ по учету, хранению, оценке и дальнейшему использованию имущества, обращенного (поступившего) в республиканскую собственность по отдельным основаниям - Министерству юстиции Республики Казахстан;
   организационному, материально-техническому и иному обеспечению деятельности областных, районных и приравненных к ним судов, организационному и методическому руководству деятельностью судебных приставов - вновь образованному Департаменту по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде (аппарату Верховного Суда Республики Казахстан).
Об  исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей   

   2 апреля 2010 года Президентом Республики  Казахстан был подписан Закон РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей». Данный Закон был введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования, за исключением статьи 34 (Временные ограничения в сфере выдачи и действия лицензий и разрешений). Данная статья  в течение трех лет после введения в действие Закона распространяется только на исполнительные документы о взыскании алиментов.
   Закон от 2.04.2010 г. призван заменить собой ныне действующий Закон РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» от 30 июня 1998 года.
   В соответствии с законом, задачами исполнительного  производства являются обязательное и  своевременное исполнение исполнительных документов, выдаваемых на основании судебных решений, определений и постановлений по гражданским и административным делам, приговоров и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также постановлений иных органов.
   Согласно  ст. 3 данного Закона, исполнительное производство осуществляется на принципах:
   1) законности;
   2) своевременности и прозрачности  совершения исполнительных действий  и применения мер принудительного  исполнения;
   3) уважения чести и достоинства  человека;
   4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника и членов его семьи;
   5) соотносимости  объема требований  взыскателя и мер принудительного  исполнения;
   6) пропорциональности распределения  взысканных сумм между взыскателями  одной очереди при их недостаточности для полного удовлетворения всех требований очереди;
   7) возмещения за счет должника  расходов по принудительному  исполнению исполнительного документа;
   8) свободы обжалования в суде  процессуальных действий и постановлений  судебного исполнителя.
   Если  говорить об основных отличиях между двумя  законами, то нужно  отметить следующее:
   - новый Закон от 02.04.2010 г. значительно  обширнее Закона от 30.06.1998 г., имеет  более разветвленную и четкую  структуру, и, соответственно, регламентирует данную сферу более детально;
   - кроме того, в новом Законе  от 02.04.2010 г. прописаны новые нормы,  которых не было в ныне действующем  Законе от 30.06.1998 г.;
   - основным и самым значительным  нововведением Закона от 02.04.2010 г.  является введение в Казахстане института частных судебных исполнителей, в связи с чем, были значительно изменены многие положения Закона от 30.06.1998 г.;
   Согласно  Закону от 2.04.2010 г., частный судебный исполнитель - это гражданин Республики Казахстан, занимающийся частной практикой по исполнению исполнительных документов без образования юридического лица на основании лицензии частного судебного исполнителя, выданной уполномоченным органом.
   Частный судебный исполнитель действует  беспристрастно и независимо, от своего имени и под свою ответственность, руководствуясь при этом как законодательством РК, так и международными договорами. Частный судебный исполнитель осуществляет свою деятельность на возмездной основе. Налогообложение деятельности частного судебного исполнителя осуществляется по правилам, установленным для индивидуальных предпринимателей.
   Кроме того, частный судебный исполнитель  имеет удостоверение, личную печать с указанием своей фамилии, имени  и отчества, наименования региональной коллегии частных судебных исполнителей, исполнительного округа, номера лицензии, а также штампы, личные бланки и жетон.
     Судебный пристав.
         Задачами судебных приставов  при отправлении правосудия  являются:
1) поддержание  общественного порядка в зале  во время судебного заседания,  а также во время совершения судебными исполнителями исполнительных действий;
2) контроль   исполнения  наказаний не связанных  с лишением свободы; 
3) содействие  суду в выполнении процессуальных  действий;
4) обеспечение  охраны зданий судов, охрана  судей и других участников процесса, а также охрана судебных исполнителей и лиц, участвующих в исполнительных действиях, во время совершения этих действий;
5) оказание содействия  судебным исполнителям в принудительном  исполнении исполнительных документов  судов и других органов.
        В целях выполнения возложенных  на него задач судебный пристав  имеет право: 
1) требовать  от граждан соблюдения установленного  порядка деятельности суда, а  также прекращения противоправных  действий в помещении суда  и в зале судебного заседания;
1-1) требовать  от граждан соблюдения установленного  порядка и прекращения противоправных  действий во время совершения  судебными исполнителями исполнительных  действий;
2) производить  в помещении суда (в случае  проведения выездного заседания  - в помещении, где проводится судебное заседание) и во время совершения судебными исполнителями исполнительных действий административное задержание правонарушителя;
3) составлять  протокол о правонарушении для  привлечения к ответственности  в установленном законодательством порядке;
4) доставлять  правонарушителя в органы внутренних  дел; 
5) применять  огнестрельное оружие, специальные  средства и физическую силу  в порядке, предусмотренном законодательством  Республики Казахстан. 
2. Судебный пристав  обязан:
1) использовать предоставленные ему права в строгом соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и юридических лиц;
2) осуществлять  охрану судей и иных лиц,  участвующих в судебном процессе, а также лиц, участвующих в исполнительных действиях, во время совершения таких действий;
3) обеспечивать  охрану совещательных комнат, других  судебных помещений и зданий;
4) в соответствии  с законодательством об исполнительном  производстве участвовать в совершении  исполнительных действий;
5) предупреждать  и пресекать правонарушения в  зале судебного заседания и  помещения суда, а также во  время совершения исполнительных  действий;
6) обеспечивать  по поручению судьи доставку  уголовного дела и вещественных  доказательств и их сохранность при проведении судебного разбирательства вне места постоянного пребывания суда;
7) выполнять  распоряжение судьи, связанные  с соблюдением порядка проведения  судебного разбирательства; 
8) осуществлять  привод лиц, уклоняющихся от  явки, в суд, к судебному исполнителю или на место совершения исполнительных действий;
9) взаимодействовать  с сотрудниками конвойной службы  по вопросам охраны и безопасности  лиц, содержащихся под стражей.
        Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы  основные функции органов, осуществляющих организационное и материально-техническое обеспечение судов.
2. Каковы  задачи и принципы  исполнительного  производства?
3. Какие  требования предъявляются к частному  судебному исполнителю?
4. Охарактеризуйте  правовое положение судебных приставов, и каковы  их задачи?  

Рекомендуемые правовые источники ко второму  разделу:
1. Конституция Республики Казахстан. Раздел VII. Суды и правосудие (статьи 75 – 82).
2. О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан. 
Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года N 132 // "Ведомости Парламента Республики Казахстан", 2000 г., N 23, ст.410; "Казахстанская правда" от 30 декабря 2000 года N 334-335; "Юридическая газета" от 10 января 2001 года N 1.

3. О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан. Закон Республики Казахстан от17ноября 2008 года № 79-IV // "Казахстанская правда" от 20 ноября 2008 года № 252 (25699); "Юридическая газета" от 21 ноября 2008 года № 178 (1578); "Официальная газета" от 6 декабря 2008 года, № 49 (415)
4. О внесении  изменений и дополнений в Конституционный  закон Республики Казахстан «О  судебной системе и статусе  судей Республики Казахстан».   Конституционный закон Республики Казахстан от 29 декабря 2010 года № 370-IV// "Казахстанская правда" от 13.01.2011 г., № 9-10 (26430-26431); "Егемен Ќазаќстан" 2011 жылєы 14 ќантардаєы № 9-10 (26412); Ведомости Парламента РК, 2010 г., № 24 (2577), ст. 147
5. Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей. Закон Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года № 261-IV// "Казахстанская правда" от 20.04.2010 г., № 97-98 (26158-26159); "Егемен Ќазаќстан" 20.04.2010 ж., № 144-146 (25992)
6. О судебных  приставах.  Закон Республики Казахстан от 7 июля 1997 года N 150.
7. Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 « О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года» //"Казахстанская правда" от 27.08.2009 г., № 205 (25949); "Егемен Ќазаќстан" 2009 жыл, 28 тамыз, N 281-283 (25680)   
 

Раздел 3. ИНЫЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ  

Лекция  5. Органы прокуратуры в Республике Казахстан
Основные  вопросы (положения) и краткое содержание
Понятие прокурорского надзора  в Республике Казахстан.
        Прокуратура является вторым важнейшим после судов правоохранительным органом государства. О важности деятельности прокуратуры свидетельствует тот факт, что конституционная норма, закрепляющая организацию прокуратуры (ст.83 Конституции РК) следует непосредственно за нормами, посвященными судебной власти.
        Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве. Организация и деятельность прокуратуры, помимо Конституции Республики Казахстан, закрепляется Законом  Республики Казахстан от 21декабря 1995 г. N 2709 «О Прокуратуре».
         Прокуратура Республики Казахстан  от имени государства осуществляет  высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства.
          Прокуратура принимает меры по  выявлению и устранению любых  нарушений законности, опротестовывает  законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и  законам Республики, представляет  интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование.
Принципы  организации и  деятельности прокуратуры.
        Прокуратура Республики Казахстан составляет единую централизованную систему органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору Республики.
         Прокуратура Республики Казахстан  осуществляет свою деятельность  независимо от других государственных  органов и должностных лиц,  политических партий и других  общественных объединений и подотчетна лишь Президенту Республики Казахстан.
          Запрещается вмешательство в  деятельность органов прокуратуры  при осуществлении ими своих  полномочий, установленных законодательством.
          Акты прокурорского надзора, вынесенные  на основании и в порядке, установленном законом, обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан.
          Органы прокуратуры действуют  гласно в той мере, в какой  это не противоречит требованиям  законодательства Республики об  охране прав и свобод граждан, защите государственных секретов.
Основные  направления и  содержание деятельности органов прокуратуры 
В целях  обеспечения верховенства Конституции  и законов Республики Казахстан, защиты прав и свобод человека и  гражданина прокуратура от имени  государства:
1) осуществляет  высший надзор за точным и  единообразным применением Конституции,  законов и указов Президента  Республики Казахстан и иных  нормативных правовых актов;
2) выявляет  и принимает меры к устранению  нарушений Конституции, законов,  указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов;
3) опротестовывает  законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и  законам Республики Казахстан;
4) осуществляет  надзор за соблюдением прав  и свобод человека и гражданина, законных интересов юридических лиц и государства; 
5) осуществляет  надзор за законностью оперативно-розыскной  деятельности;
6) осуществляет  надзор за законностью дознания  и следствия;
7) осуществляет  надзор за законностью административного  производства;
8) осуществляет надзор за законностью исполнительного производства;
9) участвует  в нормотворческой деятельности  государственных органов в пределах  своей компетенции;
10) представляет  интересы государства в суде;
11) в  порядке и пределах, установленных  законом, осуществляет уголовное преследование;
12) формирует  государственную правовую статистику  с целью обеспечения целостности,  объективности и достаточности  статистических показателей, ведет  специальные учеты, осуществляет  надзор за применением законодательства  в сфере правовой статистики и специальных учетов;
13) координирует  деятельность по обеспечению  законности, правопорядка и борьбы  с преступностью;
14) осуществляет  надзор за применением законов  в сфере международного правового  сотрудничества;
15) осуществляет  иные функции, определенные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Система и организация  прокуратуры Республики  Казахстан.
        Единую систему органов прокуратуры Республики Казахстан образуют Генеральная прокуратура, прокуратуры областей, прокуратуры городов республиканского значения и столицы Республики, межрайонные, районные, городские и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры.
         К специализированным  прокуратурам относятся военная, природоохранная, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и другие. Все они действуют на правах областных или районных прокуратур.
         При прокуратуре Республики Казахстан  могут быть образованы ведомства,  учреждения.
          Органы прокуратуры имеют свои  символы, описание которых утверждается  Президентом Республики Казахстан.
  Система правовых актов прокуратуры
         Систему правовых актов прокуратуры  составляют:
1) акты прокурорского  надзора: протест, постановление, предписание, заявление, санкция, указание, представление, обращение, предостережение, разъяснение закона;
2) акты, регулирующие вопросы организации  и деятельности прокуратуры: приказы,  указания, распоряжения, положения,  инструкции.
        Акты прокурорского надзора, приостанавливающие действие нормативных правовых актов, подлежат опубликованию.
         Положения и инструкции прокуратуры  утверждаются приказами соответствующих  прокуроров.
Рекомендуемый  правовой  источник:
1. О прокуратуре. Закон Республики Казахстан от 21 декабря 1995 г. N 2709 //Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., N 24, ст. 156.       
         Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте  понятие прокурорского надзора  как вида правоохранительной  деятельности.
2. Каковы  направления деятельности прокуратуры?
3. Охарактеризуйте  систему органов прокуратуры.
4. Перечислите  виды правовых актов прокуратуры.
Лекция  6. Органы внутренних дел Республики Казахстан
Основные  вопросы (положения) и краткое содержание 
Статус  и задачи органов  внутренних дел Республики  Казахстан.
     Статус органов внутренних дел Республики Казахстан.      
 Органы внутренних  дел Республики Казахстан (в  дальнейшем - органы внутренних дел)  являются специальными государственными  органами, осуществляющими в соответствии с Законом Республики Казахстан от 21 декабря 1995 г. N 2707 «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, а также исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства.
       Закон Республики Казахстан от 21 декабря 1995 г. N 2707 «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» определяет статус, структуру, полномочия и организацию деятельности органов внутренних дел Республики Казахстан.             

 
     Задачи органов  внутренних дел.     

Задачами органов  внутренних дел являются:      
1) охрана общественного  порядка и обеспечение общественной  безопасности, в том числе в  условиях чрезвычайного или военного  положения;      
2) предупреждение, выявление, пресечение преступлений  и административных правонарушений, раскрытие и расследование преступлений, а также розыск преступников;  
      2-1) профилактика правонарушений;     

3) осуществление  предварительного следствия, дознания  и административного производства  в пределах их компетенции, установленной законодательством ;      
4) исполнение  административных взысканий;      
5) обеспечение  правопорядка и поддержание режима  содержания лиц в местах содержания  административно арестованных;      
6) выявление  и пресечение безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних;      
7) в необходимых  случаях оказание содействия  органам государственной противопожарной  службы в обеспечении пожарной  безопасности;      
8) государственный надзор и контроль над обеспечением безопасности дорожного движения;      
 8-1) государственный контроль над оборотом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров;      
8-2) государственный  контроль гражданского и служебного  оружия и боеприпасов к нему;      
 8-3) государственный контроль над деятельностью субъектов, осуществляющих охранную деятельность, а также монтаж, наладку и техническое обслуживание средств охранной сигнализации;      
9) охрана государственных  и иных объектов, физических лиц,  конвоирование арестованных и  осужденных, участие в освобождении  заложников;      
10) осуществление визовой работы, контроль над соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания на территории Республики Казахстан;      
11) выполнение  отдельных задач в системе  территориальной обороны Республики  Казахстан в военное время;      
11-1) участие  в проведении совместно с иными  государственными органами карантинных,  санитарных и природоохранных  мероприятий, в том числе при  чрезвычайных ситуациях, содействие  природоохранным органам в борьбе  с браконьерством;      
11-2) осуществление  лицензионной и разрешительной  деятельности в соответствии  с законодательством Республики  Казахстан ;      
11-3) осуществление  режимных и охранных мероприятий  на особо важных и особорежимных  объектах, территориях Республики  Казахстан;      
12) осуществление  международного сотрудничества по вопросам, отнесенным к ведению органов внутренних дел;      
13) осуществление  государственной политики в области  оборота наркотических средств,  психотропных веществ, прекурсоров  и противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими; 
      14) участие в проведении антитеррористической операции и обеспечении правового режима антитеррористической операции с правом применения мер и временных ограничений, предусмотренных Законом Республики Казахстан "О противодействии терроризму".

Иные задачи на органы внутренних дел могут быть возложены только законом.
 
Принципы деятельности органов внутренних дел.      

 Деятельность  органов внутренних дел строится  на принципах законности, единоначалия, единства системы органов внутренних дел, гласности, взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами, должностными лицами, организациями и гражданами.
Понятие системы органов внутренних дел.
       Единую систему органов внутренних дел образуют Министерство внутренних дел Республики Казахстан (далее - Министерство внутренних дел), входящие в его состав департаменты и иные структурные подразделения, подчиненные ему департаменты внутренних дел областей, города республиканского значения и столицы Республики, на транспорте, городские, районные, районные в городах, поселковые, линейные органы внутренних дел, внутренние войска, организации образования, учреждения и иные организации.      
 В составе  органов внутренних дел образуются: криминальная полиция, административная полиция и иные службы полиции, а также военно-следственные органы и военная полиция Министерства внутренних дел, имеющие статус воинского формирования.      
 Создание, реорганизация  и упразднение подразделений криминальной, административной и иных служб полиции, а также военно-следственных органов и военной полиции Министерства внутренних дел осуществляются Министром внутренних дел Республики Казахстан.      
 Типовая организационная  структура и лимит штатной численности системы органов внутренних дел утверждаются Правительством Республики Казахстан по представлению Министра внутренних дел Республики Казахстан.  
     Криминальная полиция.

    Основными задачами криминальной полиции являются: выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений, производство дознания по делам о преступлениях, относящихся к ведению органов внутренних дел, организация и осуществление розыска лиц, скрывшихся от следствия, дознания и суда, уклоняющихся от исполнения и отбытия уголовного наказания, без вести пропавших и в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.      
 Криминальную  полицию образуют оперативно-розыскные,  следственные, научно-технические и  иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач, непосредственно подчиненные Министерству внутренних дел Республики Казахстан.  
     Административная полиция.
     
 Основными  задачами административной полиции  являются: охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, осуществление дознания и административного производства в пределах компетенции, установленной законодательством Республики Казахстан, обеспечение правопорядка в местах содержания задержанных и арестованных лиц, в том числе лиц без определенного места жительства, документов, выявление и пресечение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, государственный надзор и контроль за обеспечением безопасности дорожного движения, осуществление лицензионной и разрешительной деятельности, возложенных на органы внутренних дел в соответствии с законодательством Республики Казахстан .      
 Административную полицию образуют службы участковых инспекторов полиции и участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних, подразделения патрульной службы, лицензионной и разрешительной системы, природоохранной и ветеринарной полиции, дорожной полиции, специальные учреждения органов внутренних дел и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед административной полицией задач.       
     Военно-следственные органы.      

 Основными  задачами военно-следственных органов  являются выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование воинских преступлений и преступлений, совершенных военнослужащими, относящихся к подследственности органов внутренних дел.      
 Военно-следственные  органы образуют военно-следственный  департамент, военно-следственные управления и отделы, состоящие из следственных, оперативно-розыскных, оперативно-технических и иных подразделений, необходимых для решения стоящих перед ними задач.      
 Военно-следственные  органы в лице уполномоченных  на то должностных лиц в пределах своей компетенции пользуются всеми правами и исполняют обязанности органов внутренних дел в соответствии с законодательством Республики Казахстан.      
 Военно-следственные  органы обеспечиваются служебными  помещениями, средствами связи  за счет Вооруженных Сил.  
     Военная полиция Министерства внутренних дел.
    
   Военная полиция Министерства внутренних дел является специальным органом и предназначена: для обеспечения правопорядка во внутренних войсках, осуществления дознания по воинским преступлениям, а также по другим преступлениям, совершенным военнослужащими внутренних войск, предупреждения, выявления, пресечения преступлений и административных правонарушений среди них, раскрытия воинских преступлений, розыска военнослужащих внутренних войск.      
 Военная полиция  Министерства внутренних дел  в лице уполномоченных на то  должностных лиц для выполнения  возложенных задач в пределах  своей компетенции пользуется  полномочиями органов внутренних  дел. При этом имеет право  осуществлять проверку документов у военнослужащих и иных лиц, находящихся на территории военных городков, подразделений воинских частей и соединений внутренних войск.      
 Военная полиция  обеспечивается служебными помещениями,  автотранспортом и средствами  связи за счет внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Казахстан, которые также несут расходы по их эксплуатации и содержанию.      
 Военнослужащие  военной полиции носят военную  форму одежды со знаками различия  в соответствии с воинскими  званиями. При этом она может дополняться специальными нагрудными, нарукавными отличительными знаками военной полиции установленного образца.  
     

Министерство  внутренних дел.      
Министерство  внутренних дел является центральным  исполнительным органом Республики Казахстан, возглавляющим единую систему органов внутренних дел.
Полномочия  органов внутренних дел.      
Обязанности органов внутренних дел.     
  1. Органы внутренних дел в соответствии с поставленными перед ними задачами и в пределах своей компетенции обязаны:      
1) защищать права  и свободы человека и гражданина  от противоправных посягательств;       
2) охранять общественный  порядок и обеспечивать общественную  безопасность, в том числе при  содействии государственных органов  и должностных лиц, добровольном  участии организаций и граждан;      
3) предупреждать,  выявлять, пресекать и раскрывать  преступления;      
4) предупреждать,  выявлять и пресекать административные  правонарушения;      
5) в соответствии  с Законом Республики Казахстан  "Об оперативно-розыскной деятельности" осуществлять мероприятия, направленные на предупреждение, выявление и раскрытие преступлений, обеспечение безопасности системы органов внутренних дел, а также на поддержание в изоляторах временного содержания органов внутренних дел режима, установленного законодательством . При этом перечень подразделений и сотрудников органов внутренних дел, правомочных осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, устанавливается Министром внутренних дел;      
6) осуществлять  предварительное следствие, производить дознание;      
7) осуществлять  производство по делам об административных  правонарушениях;      
8) принимать  предусмотренные законодательством меры по охране жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества участников уголовного процесса и иных лиц;      
9) осуществлять  розыск лиц, совершивших преступления, скрывшихся от дознания, следствия  и суда, уклоняющихся от исполнения  и отбытия уголовного или административного  наказания, пропавших без вести  и в иных случаях, предусмотренных  законодательством , а также розыск похищенного имущества;      
10) в установленном законодательством порядке осуществлять проведение оперативно-розыскных и заградительных мероприятий, операций по задержанию лиц, совершивших преступления, а также оказывать содействие в их проведении и осуществлении иным правоохранительным и специальным государственным органам;      
11) исполнять  определения судов, постановления  судей, письменные поручения прокурора,  следователя и дознавателя при  производстве розыскных, следственных  и иных предусмотренных законом процессуальных действий;     
12) исполнять  административные взыскания, обеспечивать  трудовую занятость лиц, подвергнутых  административному аресту;      
12-1) исполнять  постановления прокурора о принудительном  доставлении (приводе) граждан и должностных лиц, а также исполнять иные письменные поручения и требования прокурора, вынесенные в пределах его компетенции;      
13) принимать  участие в правовом воспитании  населения, изучать общественное  мнение о состоянии правопорядка и мерах по повышению эффективности деятельности органов внутренних дел;      
14) обеспечивать  общественный порядок и безопасность  при ликвидации последствий аварий, пожаров, стихийных бедствий и  других чрезвычайных ситуациях;       
15) оказывать  помощь гражданам, пострадавшим от противоправных посягательств, происшествий и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;      
16) участвовать  в соответствии с законодательством в обеспечении режима чрезвычайного или военного положения, выполнять отдельные задачи в системе территориальной обороны Республики Казахстан в военное время;      
17) разрабатывать  и осуществлять меры по оборонно-мобилизационной  подготовке органов внутренних  дел, повышению устойчивости их работы при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и в условиях военного времени, обеспечению постоянной готовности к полному и своевременному отмобилизованию специальных подразделений Министерства внутренних дел;      
18) осуществлять контроль за соблюдением правил дорожного движения и иных нормативов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения; определять порядок государственной регистрации и учета, а также производить государственную регистрацию и учет легковых, грузовых автомобилей и автобусов, включая изготовленные на их базе специальные автомобили, мотоциклов и мотороллеров, прицепов, предназначенных для движения в составе с автомобилями, проводить их государственный технический осмотр, производить регистрацию и учет лиц, пользующихся ими, в том числе по доверенности, принимать экзамены и выдавать удостоверения на право их управления и управления троллейбусами и трамваями, регулировать дорожное движение;      
19) содействовать  органам государственной противопожарной службы в осуществлении контроля за состоянием противопожарной безопасности на объектах всех форм собственности;      
20) осуществлять  государственный контроль за  приобретением, хранением, перевозкой, ношением, ввозом, вывозом и использованием  оружия и боеприпасов (за исключением воинских), контролировать соблюдение установленных правил обращения и функционирования оружия и боеприпасов, взрывчатых и сильнодействующих ядовитых веществ , наркотических средств , психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров, радиоактивных материалов и веществ ; осматривать с участием администрации помещения, где находятся указанные предметы, вещи, материалы; учитывать и изымать оружие в случаях, предусмотренных законодательством ; осматривать имеющиеся у граждан оружие, боеприпасы и места их хранения с целью контроля за соблюдением правил обращения с ними ; ставить вопрос об изъятии у организаций и граждан оружия и боеприпасов при нарушении правил их хранения и использования , а также в других случаях, предусмотренных законодательством;      
21) осуществлять  выдачу лицензий и разрешений  в соответствии с законодательством  по вопросам , относящимся к компетенции органов внутренних дел;      
22) обеспечивать  охрану объектов государственной  важности и исправительных учреждений; контролировать состояние охраны организаций;      
23) участвовать  в пресечении массовых беспорядков,  в том числе в исправительных  учреждениях, осуществлять розыск  осужденных, совершивших побег из-под  охраны воинских караулов;      
24) охранять и конвоировать задержанных, заключенных под стражу и осужденных лиц;      
25) контролировать  соблюдение гражданами и должностными  лицами иностранными гражданами  и лицами без гражданства установленных  для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Республики Казахстан;      
26) организовывать  специальные и военные перевозки;       
27) участвовать  в проведении карантинных, санитарных  и экологических мероприятий,  в том числе при чрезвычайных  ситуациях;      
28) осуществлять привод в учреждения здравоохранения по их представлениям уклоняющихся от явки по вызову лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, венерическими заболеваниями или зараженных вирусом иммунодефицита человека;      
29) принимать  неотложные меры по обеспечению сохранности бесхозяйного имущества и кладов до передачи их в ведение соответствующих государственных органов и должностных лиц; обеспечивать сохранность найденных и сданных в органы внутренних дел документов, вещей, ценностей и другого имущества, принимать меры по их возврату собственникам либо по реализации в установленном порядке ;      
30) сотрудничать  с соответствующими органами  иностранных государств, международными  организациями на основе соответствующих  международных договоров Республики Казахстан;      
30-1) вести учет  и применять меры воздействия  в целях предупреждения преступности  среди несовершеннолетних: освобожденных  из мест лишения свободы и  специальных организаций образования  закрытого типа; не достигших  к моменту совершения деяния возраста, по достижении которого, согласно закону, возможно возложение уголовной ответственности; употребляющих спиртные напитки, наркотические средства и токсичные вещества; совершающих иные правонарушения, за которые предусмотрено применение мер административного наказания;      
30-2) обеспечивать  оформление материалов гражданства;       
30-3) контролировать  деятельность юридических лиц  в части соблюдения правил привлечения иностранной рабочей силы, выдачи визы на пребывание в стране иностранцев, принимать в соответствии с законодательством Республики Казахстан решения об ограничении выезда граждан за границу и оставлении иностранцев на постоянное жительство;      
30-4) рассматривать  заявления и сообщения о любых  совершенных или готовящихся противоправных посягательствах, в том числе и не относящихся к их ведению, регистрировать их, своевременно принимать меры по их пресечению, раскрытию, задержанию лиц, их совершивших, недопущению общественно опасных последствий; для содержания в условиях изоляции лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения избран административный арест, иметь изоляторы временного содержания;      
30-5) создавать  и использовать специализированные  учеты, информационные системы, обеспечивающие решение задач по охране правопорядка, в том числе учет лиц, взятых под административный надзор и подлежащих профилактическому воздействию, лиц, совершивших административные правонарушения, повторность совершения которых влечет повышенную меру ответственности; осуществлять контроль и надзор за поведением лиц, состоящих на учетах;      
30-6) задерживать  и содержать в порядке, установленном   законодательными актами Республики Казахстан, в центрах временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста и совершивших правонарушения, если необходима их немедленная изоляция, а также направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения;      
30-7) доставлять  и содержать в центрах временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних безнадзорных детей и подростков в возрасте от трех до восемнадцати лет, а также оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, с последующей передачей органам опеки и попечительства;      
30-8) доставлять  в специальные медицинские учреждения  либо в дежурные части органов  внутренних дел и содержать  в них до вытрезвления лиц,  находящихся в общественных местах  в нетрезвом состоянии, оскорбляющих  человеческое достоинство и общественную нравственность либо могущих принести вред окружающим или себе, а лиц, находящихся в жилище и нарушающих общественный порядок, - по заявлению проживающих с ними граждан;      
31) контролировать  и осуществлять в соответствии  с законодательством Республики Казахстан лицензирование видов деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;      
32) контролировать  в пределах своей компетенции  целевое использование технической  помощи и инвестиций, поступающих в сферу оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими;      
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.