На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Географическая картина мира

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Как развивалась географическая мысль  во времени? Кто был творцом географических идей? Какие переломные этапы были в развитии теории географии? Без  ответа на эти вопросы разобраться  в научных проблемах современной  географии, ее теоретических положениях очень трудно.
    Наука - это мысль, а история науки - это  движение мысли. Любая наука как  форма общественного сознания проходит сложный путь развития от описательного  этапа (сбора, накопления и классификации  данных об объектах исследования) до этапа  теоретического и методологического осмысления. Развитие науки теснейшим образом связано также с запросами практической деятельности человека,  которые не остаются постоянными в различные эпохи.
    Обязательными атрибутами любой науки должны быть объект и предмет исследования, а также методология и теория, фундаментальные категории и понятия, принципы и схемы объяснения. Традиционно география считалась наукой, изучающей поверхность нашей планеты. Открытие и исследование этой поверхности началось еще на самой ранней ступени цивилизации и завершается уже в наше время. Главной целью географических исследований всегда являлось изучение географической действительности и географической картины мира, с которыми связана жизнь человека и общества. Отсюда и сам термин география родился как «землеописание». Однако, по мнению В.Бунге, история развития географии, ее «идеология» сложна и не очень безоблачна. В ней мало «руководящих идей и множество фактов».
    Другие  науки накапливали данные и на их базе создавали теорию науки, а  потом «новая» наука (например, новая физика) поглощала более старую, но не отвергала ее. В географии преобладал направленно-волновой характер развития с частой сменой направлений, целей, методологических и теоретических задач. Затянувшийся описательный этап накопления фактов и данных, сложность объекта и предмета изучения, влияние политических и социокультурных факторов общества не способствовали становлению инварианта географии как науки, формированию ее теории и методологии. Кроме того, становление географии как науки было связано с трудностью согласования интересов между синтезом  накопленных данных и погоней за новейшими фактами, что усиливало дифференциацию научных направлений и усложняло систему географических наук, приобретающих образ «Вавилонской башни». Не всегда совпадало желание лидеров географии соединить поиск истины, утверждающей престиж географии в научном обществе, и стремлением быть полезной обществу.
    Трудности становления географии как науки, по мнению В.С.Преображенского, были связаны:
— с  меняющимся статусом географии, ее превращением из школьной и вузовской географии в науку (конец XIX в.), а затем в 30-60-е годы XX в. в массовую сферу профессиональной деятельности;
—  с постоянным расширением границ объекта и границ предмета исследования;
— с  усложнением методики исследования (путешествия ® экспедиции ® стационары ® дистанционное зондирование ® корабли науки и санно-тракторные поезда) и методического перевооружения в области эмпирических обобщений (картографического ® математико-статистического ® картографо-математического моделирования на базе ЭВМ ® компьютерных систем и сетей);  
 —  с изменением информационных  функций географии: картографической  ® страноведческих описаний и многотомных сочинений ® национальных и мировых географических атласов ® функционально-ориентированных карт ® электронных банков данных ® геоинформационных систем.
    Вот почему в географии часто употребляются  понятия «современная» и «новая»  география, «кризис» и «революция». Если первые фиксируют лишь некоторые  изменения в теории и строении концептуальных моделей, то вторые свидетельствуют о решительном пересмотре устоявшихся теорий, видения предмета или методов его изучения.
    Наши  предшественники и современники неоднократно пытались выявить наиболее общие черты развития географии  от античных времен (Эратосфен и Страбон) и до наших дней (А.А.Григорьев, А.Г.Исаченко, И.М.Забелин, Ю.Г.Саушкин, К.Грегори, Н.К.Мукитанов, В.С.Преображенский, В.П.Максаковский и др.). А.А.Григорьев анализирует развитие физико-географических идей в России в XIX и начале XX в. А.Г.Исаченко издает монографию «История развития географических идей». О геогарфии в прошлом, настоящем и будущем написана интересная работа Ю.Г.Саушкина, а также «География  и географы» К.Грегори. Итог XX века подводит монография В.С.Преображенского, Т.Д.Александровой и Л.В.Максимовой «География в меняющемся мире». «Историческую географию мира» издает В.П.Максаковский. Первое учебное пособие по «Истории географии» предлагают М.М.Голубчик, Е.В.Евдокимов и Г.Н.Максимов 

    История географии - это история одной из наук, изучающей историю своего развития. И формировалась она на «перекрестке» не только географии и истории, но и науковедения, так как последнее изучает закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности. В компетенцию науковедения входит понятие о научной картине мира  (НКМ), которая рассматривается как целостная система представлений об общих свойствах мира в виде обобщения и синтеза научных понятий и принципов, наиболее фундаментальных концепций. В ее структуре выделяются два главных компонента: концептуальный (категории и принципы, общенаучные понятия и законы) и чувственно-образный (совокупности наглядных представлений о мире в виде планетарной модели, образа Метагалактики и др). НКМ является предпосылкой построения определенных фундаментальных теорий, служащих ее обоснованием. Однако, НКМ как форма систематизации научного знания отличается от научной теории. Если НКМ отражает объект, отвлекаясь от процесса получения знания, то научная теория содержит в себе логические средства как систематизации знаний об объекте, так и проверки их истинности (БЭС, 1983, с.407).
    НКМ, как образ, является лишь частью мировоззрения, под которым понимается знание мира, дополненное ценностной ориентацией  и принципами познания. На основе мировоззрения НКМ осуществляется и овеществляется в культуре поколений, поэтому в ряду человеческой деятельности и знания занимает свое особое место: культура - мировоззрение - НКМ - теория - закон.
    Различают общенаучную картину мира, картины наук, близких по объекту исследования, и картины мира отдельных наук (физическая, астрономическая, биологическая и т.д.). Можно говорить и о географической картине мира, понятие о которой сформулировали У.И.Мересте и С.Я.Ныммик (1984). По их мнению географическая картина мира (ГКМ) лежит в основе научных знаний, полученных и проверенных в ходе исследовательской и практической работы в области современной географии, и отражает представление человека о природе и обществе, его отношении к ним.
    В историческом аспекте представления о ГКМ менялись неоднократно. На первом этапе развития ГКМ совпадала с картиной земной поверхности (расширяющаяся Ойкумена древних) и была реализована в виде картографической модели земной поверхности с указанием всех размеров и путей, а также описанием всех мест.
    В XIX в. сложилась новая модель ГКМ - компонентно-отраслевая и комплексно-региональная. Разрабатываются концепции о природном комплексе и его компонентах, о региональных социально-экономических системах и отраслях хозяйства, о географическом районе - природном, хозяйственном, демографическом.
    Новая ГКМ середины XX в. исходила уже из ограниченности земного мира, поэтому разрабатывается концепция управления территориальной организацией общества на основе системного подхода, а также положения о ресурсах территории, устойчивости и емкости геосистем.
    В чем же особенности ГКМ? Присущи  ли ее структуре концептуальный и  чувственно-образный компоненты? Почему нет географии как науки, а  есть система географических наук? Пока однозначных ответов на эти вопросы не получено.
    ГКМ лежит в основе знаний, отражающих «представление человека о природе  и обществе». Уже в этом определении  ее сущности заложены не только дуализм (двойственность), но и многоаспектность предмета изучения. Вот почему исторически сложились две частные картины - физико-географическая и социо-географическая. Долгое время они развивались в автономном режиме научного поиска и добились определенных успехов. Примером может служить физико-географическая картина мира, на базе которой сложился образ общего объекта - географической оболочки и ее составной части - природного территориального комплекса (ландшафта).
    Работами  Э.Неефа, В.С.Преображенского, Т.Д.Александровой  и Т.П.Куприяновой обобщены и приведены  в систему ведущие аксиомы и аксиоматические положения, отражающие современный методологический и теоретический уровень развития физико-географических дисциплин:
    1. Аксиоматическое положение: географическая  субстанция немыслима иначе, как  существующая во времени и  пространстве.
    2. Географическая аксиома: все географические  явления, в какой бы форме  они не выступали, принадлежат  планете Земля.
    3. Фундаментальные теоретические  представления в географии: 
    а) о географической оболочке как о  сфере взаимопроникновения и  взаимодействия атмосферы, литосферы, гидросферы и биосферы;
    б) единстве континуальности и дискретности географической оболочки;
    в) об иерархии природных геокомплексов, входящих в состав географической оболочки и их качественной определенности;
    г) о природном геокомплексе как многокомпонентной динамической системе;
    д) о природном геокомплексе как  системе взаимодействующих морфологических  частей.     
    Долгое  время объединяющим началом знаний о двух частных географических картинах мира были страноведение и хорология, создавшие образ идеографической географии, т.е. географии, описывающей уникальные явления и свойства отдельных «пространств - территорий» с помощью метода районирования и общегеографического языка - языка карты. Были обозначены и основные категории географического мышления, сущность которого впервые раскрыл Н.Н.Баранский. «Географическое мышление, - писал он, - это мышление, во-первых, привязанное к территории, кладущее все суждения на карту, и, во-вторых, связанное, комплексное, не замыкающееся в рамках одного «элемента» или «отрасли» (1956, с.143). К этим двум признакам географического мышления - территориальности и комплексности - добавились еще конкретность и глобальность. Они послужили основой формирования общегеографических методологических признаков. Однако это было недостаточно для построения фундаментальной теории ГКМ (рис.1).
    В середине XX в. наметился переход к номотетической географии, пытающейся установить общие законы ГКМ на основе непротиворечивой теории. Н.К.Мукитанов в своей работе «Методологические проблемы теоретизации географии» (1979) приводит перечень многочисленных концепций, принадлежащих разным авторам: «модельная парадигма» (Т.Кун, П.Хаггет, Р.Чорли), «системная парадигма» (Д.Харвей), «теоретическая география» (В.Бунге), концепция «географической формы движения» (А.А.Григорьев), «математической географии» (Ю.Г.Саушкин), «конструктивной географии» (И.П.Герасимов), а также «территориализации» общественной практики (Б.М.Ишмуратов). Предпочтение отдавалось конструктивной географии, так как в ней реализуется деятельностный принцип теоретизации науки, отражающий освоение человеком географической среды. Однако чувственно-образного объекта ГКМ  эти концепции не содержат.
    В.П.Максаковский, систематизируя теоретические знания по географии в работе «Географическая культура», предлагает их следующую иерархическую соподчиненность: учение - теория - концепция - гипотеза - понятие - термин. Из теории сразу же исключаются законы, так как «вопрос о географических законах и закономерностях разработан еще крайне недостаточно». В каждом из иерархических соподчинений выделены группы - общенаучные, общегеографические, физической и социально-экономической географии, картографические. Остановимся лишь на перечне общегеографических представлений:
    1. Учения: о географической среде, о геосистемах, о геоэкологии, о конструктивной географии.
    2. Теории: регионального развития, географических оценок, географии риска (и все!!).
    3. Концепции: геотехнических систем, мониторинга окружающей среды, географической экспертизы, проблемного страноведения, поляризованного ландшафта.
    4. Гипотезы: космогоническая, дрейфа материков, парникового эффекта, стабилизации численности населения.
Простой перечень общегеографических учений, теорий и концепций показывает, что  никакой системы теоретических знаний, отражающих ГКМ, не сложилось. Не сложилась и их  географическая культура. Есть набор не связанных между собой концепций и методов исследования, отобранных из составных частей системы географических и пограничных наук. Описание теорий не соответствуют логической структуре, сложившейся в науковедении. В них нет исходной эмпирической основы, теоретической основы, логики теории и тем более утверждений с их доказательствами. Отмечается лишь вербальное описание понятий с использованием различных точек зрения ученых.
    Естественно возникает вопрос: будет ли современная  география жить по законам теории или, как и прежде, только по понятиям? В свое время В.Б.Сочава писал, что  географические науки, вместе взятые, пока что не образуют целого, состоящего из органически сочетающихся частей. Нужна хорошая междисциплинарная теория, без которой система географических наук не может  функционировать. «Она должна быть обширной областью научных знаний, интересующей отдельные разделы наук, относящихся к основному назначению географии, оставляя негеографическое содержание геологии, геофизике, биологии, экономике и др. наукам»  (1974, с. 480; подчеркнуто нами - В.Ш.).
    История создания теоретических идей географии  напоминает поведение человека во время  пожара, когда он не может определить, что ценнее и что надо «выносит» в первую очередь. В современных условиях, когда продолжается размывание общегеографических проблем за счет дальнейшей дифференциации наук, с одной стороны, и введения  в обиход эклективных научных направлений типа геоэкологии, с другой, создается угроза потери географией даже тех скромных позиций, которые она завоевала к концу XX в.
    Вот почему актуальным становится создание теории и методологии географии  на базе общегеографического объекта и предмета изучения. Без этого система ГКМ и географических наук напоминает вавилонскую башню, которую пытались строить народы, говорящие на разных языках и не понимающие друг друга.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.