Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Взгляды К.Маркса и М.Вебера на проблемы общественного развития

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Взгляды К.Маркса и М.Вебера на проблемы общественного развития

1.1 Социология как наука об обществе

 
Процесс становления социологии как самостоятельной  науки об обществе был очень длительным. Социология как наука сформировалась в XIX веке в Европе. Однако начало исследования жизни общества уходит в древность, когда человека стали интересовать не только загадки природы, но и проблемы существования его среди других людей. Уже тогда люди задумывались над вопросами:
- почему люди стремятся жить  вместе?
- что их заставляет проводить  между собой границы?
- в чем причина конфликтов между  людьми?
- почему одни пользуются всеми  благами, а другим отказано  во всем?
  Поиск ответов на эти вопросы  заставил ученых и мыслителей  древности обратить свой взор  на человеческие общества.
От  «Государства» Платона и «Политики» Аристотеля (V–VI вв. до нашей эры) до «О духе законов» Ш. Монтескье и «Общественного договора» Ж. Руссо (XVIII в.) – таков длинный исторический путь обществознания. Эпоха Просвещения заложила социально – теоретические предпосылки формирования социологии. Появилась целая плеяда мыслителей, идеи которых стали не только основой разрушения здания феодализма и его социальных институтов, но и теоретической базой будущей науки социология. В этот период впервые выдвигается идея закономерности развития человеческого общества (Д. Вико, Ж. Руссо), идея прогресса и социальной справедливости (Ж. Кондорсе, Ж. Руссо), идея зависимости политики от права и естественных законов (Ш. Монтескье).
Большое значение для развития социологии имело  возникновение «социальной физики». Социальные философы (Спиноза, Беркли, Лейбниц, Декарт, Гоббс) стали рассматривать общество как часть природы и объявили о том, что подобно Галилею и Ньютону, которые смогли объяснить физический мир с помощью простых формул, они также найдут простые формулы объяснения общественной жизни. Декартовская идея рационализма и разведение понятий «общество» и «государство» также стали теоретическими предпосылками новой науки об обществе.
Параллельно с социально-философскими теориями развивались конкретные (эмпирические) социальные исследования – «политическая арифметика», заложившая основы количественного исследования социальной жизни (У. Петти, Д. Граунт, Грегори-Кинг, Галлей и др.). Все эти достижения социальной мысли стали теоретическими предпосылками создания социологии.
Большое влияние на возникновение социологии оказал процесс превращения самой науки во влиятельную форму общественного сознания. Ускоряется процесс дифференциации и «отпочкования» общественных научных дисциплин от философии.
Вслед за юриспруденцией и историей от философии  отделяются политэкономия, этнография, статистика, языкознание. Создается почва для возникновения нефилософской науки об обществе. Так XVIII век прокладывал дорогу социальной мысли XIX века, которая  создает новую науку - социологию.

1.2 Социология марксизма

 
Многие  ученые-социологи пытались осмыслить развитие общества конца XIX – начала XX века. Это время было представлено такими  виднейшими социологами, как Э.Дюркгейм, В.Парето, М.Вебер, К.Маркс, Ф.Энгельс и др. Каждый из них пытался  заглянуть в новое столетие. Они составляли одно поколение, но их представления о современном обществе были весьма различны.
Известнейшим  из этой плеяды был К.Маркс – основоположник научного коммунизма. Он родился 5 мая 1818 г. в немецком городе Трире (Рейнская провинция Пруссии) в семье адвоката, потомка раввинов, принявшего в 1816 г. протестантство.
Социология  марксизма – это теория развития общества ХIХ века, которое К.Маркс назвал капиталистическим. Создателями данной теории были К.Маркс (1818–1883) и Ф.Энгельс (1820–1895). Социологические воззрения К.Маркса и Ф.Энгельса содержатся в ряде их трудов: «К критике политэкономии. Предисловие». (1859), «Гражданская война во Франции» (1871), «Капитал» (1885–1894), а также в личных письмах.
Социальный анализ К.Маркса был основан на поисках внутренних причин кризиса общества, изучении и объяснении противоречий, присущих самой капиталистической системе.
К.Маркс  уделял большое внимание исследованию факторов, влияющих на развитие общества. Он разработал диалектико-материалистический метод анализа общества, его истории. Отстаивая решающую роль общественного бытия по отношению к общественному   сознанию, К.Маркс считал, что не духовные факторы (идеи, учения) определяют развитие общества, а материальные, прежде всего экономические, факторы.
К.Маркс  доказывал, что основу любого общества составляет способ производства и обмен его продуктов. Способ производства, как совокупность производительных сил и производственных отношений, составляет экономическую основу общества и обусловливает духовные процессы в нем.
  К производительным силам относят:
- людей с их знаниями, навыками и опытом производственной деятельности;
- средства производства (орудия и предметы труда, источники энергии, транспортные средства и т.д.).
Производственные  отношения — это отношения, в  которые вступают люди в процессе производственной деятельности.
К.Маркс  пытался доказать, что в основе социальных кризисов лежат противоречия между производительными силами и производственными отношениями. Исходным пунктом познания общества он считал изучение состояния производительных сил и материальных отношений между людьми, а не интерпретацию способа мышления или выяснение состояния человеческого разума.
Анализ  производственных отношений между  людьми дал возможность  К. Марксу подметить повторяемость явлений общественной жизни, объединить явления и процессы, происходящие в разных странах, понятием общественно – экономическая формация.

1.3 Теория общественно-экономических

      формаций К.Маркса

 
Главная идея учения Маркса — идея материалистического  понимания истории. Он акцентировал внимание на экономических условиях развития общества, особенно на методах организации производства. Он утверждал, что общество разделяется на тех, кто владеет средствами производства, и тех, кто не имеет таких средств, и что именно это обусловливает классовый конфликт. Согласно марксистской концепции, развитие основывается на единстве и борьбе противоположностей и создании новых, более совершенных структур в ходе этого процесса. Он считал, что каждый экономический строй развивается до достижения им состояния максимальной эффективности; одновременно с этим в нем развиваются внутренние противоречия. Ни одна общественно-экономическая формация не погибает раньше, чем разовьются все производственные силы, для которых она дает достаточно простора, а новые производственные отношения не появляются раньше, чем в лоне старого общества созреют материальные условия их существования.
Учение  марксизма об обществе как целостном  социальном организме нашло свое выражение в понятии “общественно-экономическая  формация”.
Общественно-экономическая  формация – это сложившаяся на основе данного способа производства конкретно-историческая форма бытия общества, специфический способ взаимодействия основных социальных структур (экономической, политической, социальной и идеологической).
В истории человечества К.Маркс выделял  пять общественно-исторических формаций:
- первобытнообщинную,
- рабовладельческую,
- феодальную,
- капиталистическую,
- коммунистическую.
В социологии марксизма большое место  уделено проблемам становления  и развития различных общественно-экономических формаций. К. Маркс признавал закономерный характер этих процессов. Он считал, что функционирование и развитие общественно-экономических формаций характеризуется действием двух видов законов: генетических и структурных. Генетические законы и закономерности связаны с развитием социальной системы в целом, а структурные – относятся к функционированию его различных подсистем (экономической, политической, духовной).
Одним из законов развития общества К.Маркс  считал смену общественно-экономических формаций. Он писал, что на известной ступени общественного развития материальные силы общества вступают в противоречие с существующими производственными отношениями, тогда возникает конфликт, наступает кризис общества и эпоха социальных революций.
Анализируя  конкретное капиталистическое общество XIX века, он объясняет наблюдаемые в нем кризисы и потрясения антагонизмом между буржуазными производственными отношениями и старыми производительными силами. Учение Маркса о законах развития общества, т.е. о социальной динамике, органически взаимосвязано с учением о законах его функционирования. Развитие производительных сил происходит постепенно, т.е. эволюционно, тогда как производственные отношения, к которым, в частности, относятся отношения собственности и которые связаны со всей социальной структурой общества вообще, способны лишь к скачкообразному, революционному изменению.
  Разрешение данного противоречия он видит в уничтожении частной собственности, которая становится препятствием на пути прогресса и может быть устранена только в результате социальной революции.
Серьезные трансформации в частной собственности  и самого капиталистического общества заставили К.Маркса в последние годы своей жизни искать альтернативные варианты. Одним из механизмов уничтожения частной собственности он стал рассматривать акционирование. Образование акционерных обществ, по мнению К.Маркса, позволят превратить частный капитал в капитал непосредственно ассоциированных индивидов, правительственные предприятия сделать общественными, превратить капиталиста в управляющего и т.д.

1.4 Социальная структура общества

 
В марксистской социологической теории дан анализ социальной структуры общества.  К.Маркс отмечал его классовый характер. В любом обществе люди принадлежат к определенным классам и социальным группам, занимающим разное место на социальной лестнице. Разделение индивидов на классы происходит по признакам владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения.
В основе деления общества на классы лежит неравенство и прежде всего экономическое, а это означает, что класс собственников на средства производства находится в более выгодном положении, чем остальные и присваивает себе часть результатов труда других классов. Он занимает более высокую ступень на социальной лестнице и пользуется большими правами и привилегиями. К. Маркс рассматривал классы как изменяющиеся компоненты и на каждой стадии развития человечества выделяет основные и неосновные классы. Основными классами рабовладельческого общества были рабовладельцы и рабы, феодального – землевладельцы и крестьяне, индустриального – буржуазия и пролетариат. В рамках каждой формации существуют и промежуточные социальные слои и группы. Например, ремесленники, крестьяне в капиталистическом обществе.
К.Маркс  считал, что в основе развития общества лежит закон классовой борьбы, которая является движущей силой  его развития. Все изменения в  обществе, разделенном на классы, основаны на постоянном конфликте и борьбе между имущими и неимущими.
К. Маркс является одним из предшественников теории социального конфликта. Он всесторонне обосновал механизмы возникновения и развития социальных конфликтов.
Особое  внимание он уделял классовым конфликтам, вызванным социальным  неравенством, которое постоянно усиливается при доминировании одних классов над другими. К. Маркс считал, что конфликты в обществе можно преодолеть путем классовой борьбы, которая позволит реализовать идеи равенства и социальной справедливости. С уничтожением классов исчезнут социальные конфликты.
К.Маркс предложил совершенно иной подход к пониманию и развитию общества через уничтожение его и замену новым, более справедливым. Он в отличие от всех других социологов-реформистов выступал за революционный путь изменения общества.

1.5 «Понимающая» социология и теория

      социального действия М.Вебера

 
Макс  Вебер (1864–1920) – немецкий социолог, основоположник «понимающей социологии» и теории социального действия. Он применил принципы «понимающей социологии» к исследованию экономической жизни общества, политической власти, религии, права. Главная идея веберовской социологии заключается в обосновании возможности максимальной рационализации общественной жизни. В его трудах блестяще исследованы феномены бюрократии и прогрессирующей рационализации общества.
Основные  труды: «Протестантская этика и дух капитализма»(1904-1905 г.г.), «О категориях понимающей социологии» (1913 г.), «История хозяйства» (изд. в 1923 г.), «Город» (изд. в 1923 г.).
М. Вебер считал, что предметом анализа  общества не может быть общество в целом или отдельные социальные факты. Общество – это, прежде всего, люди и, чтобы изучать его, необходимо «понять» поведение людей, которые всегда вкладывают в свои действия определенный смысл. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием.
Социология  должна ориентироваться на социальное действие людей, которое включает субъективную мотивацию и ориентировано на других. Итак, М. Вебер сводил предметную область социологии к социальному действию, а основным методом познания в социологии М. Вебер считал метод «понимания».
Социология, по М. Веберу, означает науку, которая  хочет истолковывающим образом понять социальное действие и благодаря этому причинно объяснить его. Субъектом социального действия могут быть только индивиды, а не «коллективности» (нация, семья, государство). Нельзя понять действие «народа», «государства», хотя вполне можно понять действие составляющих их индивидов.
В зависимости от мотивов индивида М.Вебер выделял четыре типа социального действия:
- традиционное, адекватное человеческим привычкам, находящееся на грани того, что называется «осмысленным»;
- аффективное (эмоциональное), основанное на чувствах и аффектах, находящееся на грани «осознанного» (любовь, страх, ненависть, гнев и т.д.);
- ценностно-рациональное, независимое от успеха, последствий, основанное на понятиях о долге, достоинстве, этической ценности;
- целерациональное, имеющее рационально направленную и регулируемую цель, критерием его является успех.
Наиболее  рациональным, осмысленным М.Вебер  считал целерациональное действие, которое наиболее «понятно», и именно оно должно быть предметом анализа социолога.
М. Вебер вывел следующую закономерность: в разных типах обществ преобладают те или иные виды социального действия: в традиционных обществах преобладают традиционные и аффективные действия, в индустриальных-целерациональные и ценностно-рациональные действия, с тенденцией доминирования первого. Целерациональность для социолога является средством анализа социальной реальности, но не характеристикой ее.
Важнейшим инструментом в методологии Вебера является понятие “идеальный тип”. Он трактовал идеальный тип как “интерес эпохи, выраженный в виде теоретической инструкции”. Понятие идеального т
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.