Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Модель рентабельности продаж ЗАО "Торговый центр"

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Содержание
 
Введение
1. Теоретические аспекты повышения рентабельности продаж предприятия
1.1 Сущность и формы рентабельности предприятия
1.2. Общие и специфические особенности рентабельности предприятия
1.3 Выбор альтернативного алгоритма расчета рентабельности     предприятия
2. ЭКСпресс-диагностика рентабельности ЗАО «Челябинский торговый центр»
2.1. Расчет показателей формирования рентабельности ЗАО «Челябинский торговый центр»
2.2. Анализ тенденций формирования рентабельности
Список использованной литературы

Введение

 
Развитие рынка ставит по-новому и расширяет возможности деятельности предприятия, как основного ее звена. В новых условиях существенно поменялись правовые, финансово-экономические и социальные отношения как внутри предприятия, так и во внешней среде. Сложилось многообразие форм собственности, существенно изменились отношения предприятий с государством и другими субъектами рынка. Экономическая свобода, как условие и следствие рыночных отношений, предъявляет более высокие требования к уровню хозяйствования и экономической деятельности предприятия.
Торговые предприятия, с одной стороны, завершают производства, а с другой стороны, обеспечивают удовлетворение значительной части личных потребностей населения в товарах и услугах. Существенная роль предприятия торговли в функционировании кредитно-финансовой системы: около 90% всей денежной наличности, поступающей в банки, составляет выручка от продажи товаров и услуг.
Цель исследования – взаимосвязь управленческих решений и рентабельности ЗАО «Челябинский торговый центр» и разработка путей повышения рентабельности предприятия предприятия.
              Задачи исследования:
1. Исследовать теоретические основы прибыли и рентабельности торгового предприятия;
2. Исследовать организационную характеристику ЗАО «Челябинский торговый центр»;
3. Провести финансовый анализ ЗАО «Челябинский торговый центр»;
4. Оценить рентабельность ЗАО «Челябинский торговый центр»;
5. Разработать пути совершенствования управления прибылью.
Предмет исследования: прибыль и рентабельность торговых предприятий.
Объект исследования: ЗАО «Челябинский торговый центр».
В работе были использованы статистические, аналитические методы, метод сравнительного анализа, метод факторного анализа, приём цепных подстановок, приём разниц.
Научная постановка и разработка отдельных сторон исследуемой проблемы нашла свое отражение в работах отечественных и зарубежных ученых—экономистов: Д.С. Молякова, Р.С. Сайфулина, Г.Б. Поляка, Е.С. Стояновой, М.И. Ливина, ДЖ.К. Ван Хорна и др.
Теоретические и практические разработки вышеуказанных авторов относятся в основном к предприятиям, функционирующим в относительно стабильной и предсказуемой экономической среде, в то время как проблемы управления оборотными средствами в условиях кризиса и определенные трудности с реализацией этих разработок в реальной хозяйственной практике обусловили весьма ограниченное применение зарубежных методик в российских условиях.
Методическую базу исследования составляют методы финансового анализа: горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерской отчетности; методы, приемы и инструменты математической статистики: сбор и группировка статистических данных; анализ рядов динамики; современные методы управления оборотными средствами предприятия: управление текущими финансовыми потребностями предприятия.
Информационную базу исследования составляют данные бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия, внутризаводская нормативно техническая документация, информация из периодической печати, монографии и учебники отечественных и зарубежных специалистов в области финансового менеджмента.
Результаты исследования могут быть использованы в текущей финансовой деятельности предприятия с целью повышения эффективности деятельности предприятия.
В первой главе исследования раскрывается экономическая сущность прибыли и рентабельности предприятия, в которой исследованы понятие прибыли и ее виды, порядок формирования прибыли торгового предприятия, приведена система показателей рентабельности торгового предприятия.
Во второй главе исследования произведена оценка финансового состояния, проведен анализ формирования прибыли, осуществлена оценка показателей рентабельности ЗАО «Челябинский торговый центр».
В третьей главе исследования разработано прогнозирование прибыли, выявлены резервы увеличения прибыли и рентабельности ЗАО «Челябинский торговый центр».  
 

1. Теоретические аспекты повышения рентабельности продаж предприятия

 

1.1 Сущность и формы рентабельности предприятия

 
Одной из главных задач любого хозяйствующего субъекта - от микропредприятия до крупнейшей международной компании является повышение эффективности и устойчивости ее финансового положения. Путями такого повышения является внедрение инноваций в производство, улучшение внутренней инфраструктуры организации, модернизация применяемых способов реализации товаров, работ, услуг, формирование максимально благоприятной среды для осуществления предпринимательской деятельности. Конечно, благотворно на успехе от осуществления предпринимательской деятельности сказались бы и внешние факторы, такие как устранение в экономике административных барьеров, сокращение контрольных полномочий проверяющих органов, замена разрешительных процедур при открытии и ведении бизнеса на уведомительные и т.д. Но предпринимателю, кем бы он ни был - руководителем организации либо индивидуальным предпринимателем - при определении путей развития своего бизнеса следует прежде всего опираться на свои собственные ресурсы.
В условиях современного экономического роста для решения указанных задач верным шагом может стать получение кредита. Именно действия по получению кредита могут служить стимулом для расширения производства, осваивания новых сфер предпринимательской деятельности и повышения качества конечного продукта. Получение доступа к дешевым источникам финансирования особенно актуально для предприятий малого и среднего бизнеса. Только крупные компании могут позволить себе выход на международные рынки заимствования, поэтому для подавляющего числа субъектов предпринимательской деятельности единственным способом получения дополнительной финансовой поддержки является банковский кредит.
Однако получение кредита является не таким доступным, как хотелось бы. Далеко не в каждом случае кредитные организации готовы становиться партнерами своих клиентов и делить вместе с ними финансовые риски.
Данная статья направлена на формирование основных практических рекомендаций, которые призваны разъяснить, как получить кредит.
Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров, является функцией торгового предприятия (как оптового, так и розничного), которое осуществляет свою деятельность на основе коммерческого расчета.
Основная задача торгового предприятия – закупка и продажа товаров в целях удовлетворения потребности населения, при минимальном уровне издержек обращения и получения достаточно высокого уровня прибыли.
Результат деятельности фирмы оценивается системой показателей, основным из которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.
Таким образом, обеспечивая интересы государства, собственников и персонала предприятий, прибыль является одним из важнейших показателей оценки эффективности деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Высокий уровень рентабельности дает преимущество любому предприятию в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и др., что определяет конкурентоспособность, а также степень его независимости от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры. В связи с этим вопросы экономического анализа уровня рентабельности в торговле с целью выявления резервов для ее повышения приобретают исключительно важное значение.
Для оценки целесообразности осуществления той или иной предпринимательской деятельности, следует учитывать не только явные, но и неявные (имплицитные) издержки предприятия. Иногда их определяют как скрытые или вмененные издержки. Неявные издержки представляют собой издержки, не носящие денежный характер, то есть альтернативные издержки использования любых ресурсов (материальных, трудовых, денежных), принадлежащих владельцам предприятия или предприятию как юридическому лицу. Неявные издержки возникают вследствие утраченных возможностей осуществить иное альтернативное решение.
В настоящее время предприятиям оптовой, розничной торговли и общественного питания независимо от подчиненности и форм собственности предоставлено право самостоятельно устанавливать размеры торговых надбавок (наценок) при формировании свободных (рыночных) цен на отечественные и импортные товары с учетом их качества, конъюнктуры рынка и сложившегося уровня цен в регионе.
Для принятия управленческих решений обычно используется структурированная система показателей, ориентированная на определенную цель. Система показателей позволяет избежать опасности одностороннего и неполного отражения деятельности предприятия, поскольку отдельные показатели обладают ограниченной информационной ценностью, что может привести к неадекватной их интерпретации. Система показателей особенно важна в тех случаях, когда необходимо учесть несколько целей и установить взаимосвязи между элементами системы.
Состав системы показателей в определенной степени зависит от вида проводимого анализа. Принято выделять два вида финансового анализа: внутренний и внешний. Внешний финансовый анализ производится независимыми аналитиками и в основном базируется на общедоступной информации, поэтому он менее детализирован и более формализован. Информационная база внутреннего анализа гораздо шире, соответственно расширяются и возможности самого анализа.
Комплексная оценка рисков предполагает оценку финансовой состоятельности проекта и оценку его экономической эффективности. Однако, например, банк не интересует финансовая состоятельность отдельно проекта. Если они собираются вкладывать деньги в организацию в целом, их интересует финансовая состоятельность заемщика также в целом.
С другой стороны, организация при оценке проекта может ставить вопрос о финансовой состоятельности выделенного проекта, например, если это незначительный по масштабам проект или это территориально обособленный проект.
То же касается вопросов экономической эффективности. Банк может профинансировать проект, имеющий невысокие показатели эффективности в случае, если он уверен в возвратности средств от результатов действующего производства. Если крупное предприятие реализует небольшой по объему проект, то вопросы эффективности проекта, с точки зрения банка, могут быть вторичны по отношению к вопросам финансовой состоятельности предприятия в целом.
В то же время эффективность масштабного для реализующего его предприятия, проекта принципиально важна для принятия решения о кредитовании.
С точки зрения организации, необходимо, прежде всего, определить наиболее эффективные способы вложений средств, а затем определяться с тем, каким образом обеспечить финансовую состоятельность проекта и предприятия. И наоборот, если большая часть средств уже вложена, то эффективность новых вложений будет вероятнее всего весьма значительная (стоимость завершения проекта сравнивается с эффектами, обусловленными преимущественно ранее осуществленными вложениями), и, соответственно, точное определение параметров эффективности не представляет особого интереса.
В то же время вопрос о финансовой состоятельности ранее начатого проекта может встать с особой остротой в ходе его реализации.
Деятельность любого хозяйствующего субъекта определяется конечным финансовым показателем. Финансовым результатом деятельности организации является прибыль, которая обеспечивает потребности самого предприятия и государства в целом, или убыток [1, с. 58].
Предприятие считают успешным, если рентабельность его активов постоянно повышается. Однако рост этого показателя способствует снижению ликвидности фирмы. Поэтому финансовому работнику компании приходится делать выбор: повышать первый показатель или второй. Выход есть - рентабельность и ликвидность организации можно сбалансировать.
Прежде чем приступить к поиску оптимального соотношения между двумя финансовыми показателями, напомним, что они означают. Ликвидность баланса - совокупность его статей и разделов, которая отражает скорость возврата в оборот денег, вложенных в различные виды имущества и обязательств. От того, сколько времени займет этот процесс, зависит степень ликвидности.
Рентабельность - один из основных показателей эффективности работы предприятия. Эта величина характеризует уровень окупаемости затрат и степень использования материальных, трудовых и денежных средств в процессе производства и реализации продукции.
Рентабельность представляет собой один из показателей экономической эффективности деятельности торговой организации. По принципу построения рентабельность - это величина, рассчитываемая как отношение полученного (или планируемого) эффекта (результата) к базе (к тому источнику средств, рентабельность которого необходимо узнать), выраженная в процентах. Это довольно общее определение рентабельности, однако оно дает четкое представление о применении показателей рентабельности для анализа эффективности деятельности компании.
Во-первых, эффект, или результат деятельности торговой организации, может быть выражен при помощи различных показателей: выручки от реализации продукции, валовой прибыли (выручка от реализации минус переменные расходы), прибыли от продаж (валовая прибыль минус коммерческие и управленческие расходы), прибыли до налогообложения (прибыль от продаж плюс доходы, не связанные с основным видом деятельности, и минус прочие расходы), чистой прибыли (прибыль до налогообложения минус налоговые платежи) и др.
Во-вторых, база, или тот источник средств, за счет которого был достигнут результат, может быть различной. Это могут быть активы компании, а также основной капитал, который может рассматриваться в разрезе собственных и заемных средств. Как правило, в организациях, осуществляющих торговлю несколькими видами продукции, товаров или услуг, рентабельность рассчитывается по каждой группе товаров, для того чтобы рационально сформировать структуру ассортимента.
Итак, показатель рентабельности рассчитывается как отношение эффекта и базы, которые определяются в связи с целями проводимого анализа, и рассматривается в комплексе показателей экономической эффективности. Только при такой методике оценка рентабельности приведет к рациональному управленческому решению со стороны руководителя.
Таким образом, показатель рентабельности - это параметр, который отражает эффективность деятельности торговой организации за определенный период. Однако показатель рентабельности может использоваться и как инструмент управления деятельностью торговых организаций.
Сам по себе расчет показателей рентабельности не имеет для руководителя никакого смысла - важны непосредственно анализ полученных данных и принятие на их основе каких-либо решений. В связи с этим выделяют несколько способов проведения анализа рентабельности торговой организации.
1. Факторный анализ.
Методика факторного анализа заключается в том, что в структуре показателя рентабельности вычленяются экономически обоснованные факторы, которые оказывают непосредственное влияние на уровень и динамику этого показателя. Строится своего рода факторная модель, в которой устанавливается определенная последовательность факторов. Затем при помощи вычисления темпов роста выясняется, в какой мере динамика рентабельности обусловлена изменением того или иного фактора, входящего в модель. Факторный анализ является одним из самых эффективных способов анализа рентабельности, поскольку позволяет организации прицельно влиять на те или иные факторы, чтобы добиться необходимого уровня рентабельности.
2. Сравнительный анализ.
Сравнительный анализ базируется на сопоставлении данных, относящихся к одному периоду деятельности организации (например, организации и конкурентов), а также на сопоставлении информации, относящейся к разным периодам функционирования компании (например, за предыдущий и текущий периоды деятельности).
3. Анализ по отклонениям.
Данный способ анализа предполагает наличие в торговой организации специально разработанных нормативов рентабельности. Оценка осуществляется на основе отклонения, т.е. несовпадения нормативного и расчетного уровней показателей рентабельности.
 

1.2. Общие и специфические особенности рентабельности предприятия

 
Умение прогнозировать финансовые результаты является показателем профессионализма и владения менеджерами эффективными методами расчета. Прогнозирование позволяет оценить экономические и финансовые перспективы развития предприятия, выработать стратегию и тактику действий при осуществлении производственно-сбытовой и финансовой деятельности.
Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности подводит менеджмент к необходимости осуществления системных действий в части бизнес-планирования и составления прогнозной финансовой отчетности. При составлении такой отчетности эффективным является метод бюджетирования, который является основным инструментом прогнозирования предприятий малого и среднего бизнеса. По крайней мере, один раз в квартал менеджеру приходится корректировать составленные бюджеты и финансовый план.
Практические методы бюджетирования, как правило, ограничиваются составлением трех бюджетов: продаж, расходов и денежных потоков по принципу отражения "план", "факт" и определения причин перерасхода денежных средств. Для этого используются как относительно простые методы экспертных оценок и обработки пространственных и временных совокупностей, так и сложные на основе ситуационного анализа. Одни методы не всегда приводят к желаемым результатам, а другие - трудоемки в исполнении и дорогие в реализации для предприятий малого бизнеса.
Методы составления прогнозной финансовой отчетности должны быть универсальными по отношению к деятельности предприятия, должны обеспечивать решение задач в части учета осуществленных капитальных вложений и текущих расходов, коммерческое кредитование покупателей предприятием и поставщиками предприятия, учитывать колебания курса базовой валюты, в которой проводится бюджетирование, систему налогообложения деятельности предприятия, иметь программную реализацию, позволяющую систематически проводить прогнозирование и формировать бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Решение вышеуказанных задач и разработка методики прогнозирования и автоматизации расчета результатов деятельности и было целью работы в условиях работы малого бизнеса в рамках упрощенной системы налогообложения (УСН) и при утере им права этого права и при переходе на общий режим налогообложения
Предприятия в сложных условиях российского налогового климата могут иметь различные интересы в вопросах регулирования массы и динамики прибыли, преумножения имущества акционеров, контроля за курсовой стоимостью акций, дивидендной политики, повышения стоимости предприятия, но все эти и многие другие аспекты деятельности предприятия поддаются управлению с помощью унифицированных методов, наработанных рыночной цивилизацией.
Процесс функционирования любого предприятия носит циклический характер. В пределах одного цикла осуществляются: привлечение необходимых ресурсов, соединение их в производственном процессе, реализация произведенной продукции и получение конечных финансовых результатов.
Результативность функционирования большинства организаций чаще всего оценивается показателями прибыли и рентабельности. Любой хозяйствующий субъект обладает определенными возможностями для достижения целей, ради которых он был создан. В нашей стране основными оценочными показателями традиционно считаются объем реализации и прибыль.
По оценкам специалистов, увеличение на 5% числа потенциальных клиентов к различным торговым сетям способно повысить объемы продажи товаров на 100%. Лояльный клиент приносит в 11 раз большую прибыль.
Любое изменение выручки от реализации всегда вызывает более сильное изменение прибыли.
Например, выручка от реализации в первом году составляет 11 000 тыс. руб. при переменных затратах 9 300 тыс. руб. и постоянных затратах 1 500 тыс. руб. Прибыль равна 200 тыс. руб. Предположим, что выручка от реализации возрастает до 12 000 тыс. руб. (+9,1%). Увеличиваются и переменные затраты на 9,1% и составят 9 300 + 846,3 = 10 146,3 (тыс. руб.). Постоянные затраты не изменяются: 1 500 тыс. руб. Общие затраты равны 11 646,3 тыс. руб., прибыль - 353,7 тыс. руб., что на 77% больше прибыли прошлого года. То есть выручка от реализации увеличилась всего на 9,1%, а прибыль - на 77% в результате экономии постоянных затрат.
Важнейшим способом снижения текущих финансовых потребностей является ускорение оборачиваемости оборотных средств.
Приведем отрывок из книги профессора Цюрихского университета Иоганна Шерра "Учение о торговле", впервые изданной в России в 1925 г. и переизданной в 1993 г.
Именно калькуляция должна убедить купца, что расстояние между покупной и продажной ценой, единовременная прибыль от единичного оборота является лишь одним из трех факторов, из которых составляется весь доход предприятия. Двумя другими факторами служат величина оборота и продолжительность обращения отдельной коммерческой операции, т.е. быстрота оборота. Пример пояснит взаимоотношение между этими двумя факторами.
Предположим, что три конкурирующих купца - А, Б и В - торгуют пшеницей.
Купец А покупает 100 центнеров пшеницы по 20 марок и продает по 21, причем количество оборачивается каждый месяц. Его годовой доход составит 1 x 100 x 12 = 1 200 марок.
Купец Б оборачивает в месяц 400 центнеров, покупает по 20,2 марки, продает по 20,8, зарабатывает на центнер только 60 пфеннигов и при двенадцатикратном обороте по 400 центнеров имеет в год 0,60 x 400 x 12 = 2 880 марок.
Купец В покупает 400 центнеров по 20,4 и продает по 20,6 марки, но может еженедельно делать оборот в 400 центнеров, хотя его заработок составляет всего 20 пфеннигов на один центнер, тем не менее он получает в год прибыль 4 160 марок.
Первый торгует по принципу: дешево купить и дорого продать; второй - меньшая надбавка при большом обороте дает большую прибыль, чем большая надбавка при маленьком обороте. Третий также признает принцип - обеспечение большего оборота, но к этому прибавляет ускорение оборота, продавая то же количество товара не за месяц, а в неделю, и таким путем достигает высшей торговой прибыли, хотя и дороже всех покупает и дешевле всех продает. Его новый принцип торговли гласит: достижение быстрого оборота.
Из этого примера можно сделать еще дальнейшие выводы. Купец А платит производителю 20 марок, купец Б - 20,2 и купец В - 20,4, поэтому купец В при покупке побьет своих конкурентов или оттеснит их в менее выгодные места закупок, поставит их в менее выгодные условия. Но так как купец В еще приходит к потребителям, т.е. к своим покупателям, с самой низкой ценой в 20,6 марки, тогда как купец Б требует 20,8, а купец А - даже 21 марку, то и здесь купец В выйдет победителем из конкурентной борьбы, отобьет у своих конкурентов первых и лучших покупателей и оттеснит их в самые невыгодные торговые центры.
Большая предприимчивость, коммерческая подвижность, более усовершенствованная организация у купца В по сравнению с купцами А и Б идет к тому же на пользу связанным через него хозяйственным субъектам, производителю и потребителю.
Этот пример показывает, что принцип выгоды автоматически переходит в высший экономический принцип; больше того, что коммерческое правило о дешевой покупке и дорогой продаже ни в коем случае не является руководящим, а должно следовать другим принципам, в особенности принципу крупного и скорого оборота.
Простой цифровой расчет показал, что достижение большого оборота имеет величайшее значение в торговле.
Резюмируя выкладки швейцарского профессора, мы можем сделать вывод, что в условиях конкуренции имеет больший смысл ускорять оборачиваемость оборотных средств, чем упорствовать на максимизации нормы прибыли на каждую единицу реализуемого товара.
Установлено, что около 60% решений о покупке совершается в торговой точке, а не у телевизора и не у рекламного щита. Если выделить товар непосредственно в торговом зале, то он будет замечен и шансы на его покупку увеличиваются в разы! Правильная выкладка и оформление товара в торговом зале зачастую являются теми аргументами, в пользу которых голосует покупатель своим кошельком.
То есть вступают в действие принципы мерчендайзинга, которые на предприятии торговли включают в себя создание правильной планировки зала и планирование потоков покупателей, зонирование торгового зала, выгодное сочетание товарных групп, уникальный дизайн торгового зала, стратегию выкладки товара и специального торгового освещения магазина.
Председатель совета Центросоюза Евгений Кузнецов называл критерии современного торгового предприятия: товарообороте одного квадратного метра торговой площади - в размере 15 тыс. руб. и средняя торговая наценка - в размере 26%.
Когда меняется структура спроса, в том числе и территориальная, следует, видимо, менять и структуру сети. Если в малых отдаленных населенных пунктах проживает все меньше покупателей, надо постепенно заменять стационарную торговлю высокоэффективным разъездным обслуживанием, а капиталовложения концентрировать на тех направлениях, где есть серьезные покупательские потоки.
Надо следовать за структурой спроса и в другом смысле. Доходы людей будут постепенно возрастать. А чем выше доходы людей, тем меньшую часть они тратят на приобретение дешевых продуктов питания, зато больше - на услуги, на покупку автомобилей, мебели, на строительство, обустройство дома, мобильную связь, компьютеры, хорошую бытовую технику и т.д. А раз меняется структура спроса, надо менять и структуру предложения, причем немного опережая изменения, оценивая потребительские ожидания и предпочтения на небольшую перспективу.
Выгода развития крупной торговой сети внутри потребительской кооперации состоит еще и в том, что этот процесс затрагивает не только торговлю. Под достаточно мощные торговые сети можно развивать серьезное кооперативное производство, причем специализированное, когда каждый на паритетной основе выпускает объемы, рассчитанные на несколько территорий. Это в свою очередь позволяет по-другому строить и закупочную деятельность, сказывается на развитии оптовой торговли, собственного транспорта. То есть можно получить эффект не в одной отрасли, а в целом ряде взаимосвязанных отраслей. Это очень важно в условиях, когда конкуренция объективно будет нарастать.
Факторами достижения конкурентоспособных показателей являются:
- объединение закупок;
- единый бренд (единое лицо) у кооперативных магазинов;
- логистика и использование систем автоматизации;
- ассортимент товаров.
Значимым является ценообразование. Цены привлекают множество покупателей, покупатели обеспечивают большие объемы и высокую скорость товарооборота. Объемы и скорость товарооборота позволяют делать массовые закупки с соответствующими скидками и уменьшают накладные расходы - цены снижаются. Кроме того, скорость оборота позволяет и при низких наценках получать достаточные для накопления и окупаемости вложений объемы прибыли.
В розничном торговом предприятии может быть принята классическая система ценообразования, при которой на избранные социально значимые товары, а также товары-индикаторы устанавливаются исключительно привлекательные цены. На остальную часть товаров наценки формируются в "рваном" режиме. Методами материального стимулирования ориентируют персонал на продвижение дорогого товара, увеличивая таким образом прибыль.
Увеличению продажи товаров способствуют:
I. Функционирование супермаркетов, гипермаркетов, посттерминалов, которые позволяют не только пробивать чеки, но и собирать оперативную информацию.
II. Интернет-торговля.
Предпосылки развития торговли через Интернет:
1) производителям многих товаров Интернет дает возможность обойти традиционную розничную сеть. В отличие от рекламы в СМИ реклама в Интернете не требует значительного бюджета и позволяет точно следить за результативностью. Производители развивают свои сайты и крупно обозначают их названия на упаковках товаров;
2) Интернет-торговля легче приспосабливается к территории и не следует беспокоиться из-за ежегодного роста цен на недвижимость;
3) раньше посещение торговых предприятий являлось развлечением и культурным времяпрепровождением для населения. Сейчас ориентиры изменились;
4) демографическая ситуация. По данным статистики, в России мужское население составляет 46,5%, женское - 53,5%. Женщинам трудно выполнять функции водителя, грузчика, экспедитора в процессе покупок, поэтому востребованными становятся услуги по доставке крупных и тяжелых товаров;
5) автомобильные пробки;
6) увеличение продолжительности рабочего дня;
7) развитие технического обеспечения и повсеместное распространение домашнего Интернета;
8) конкуренция между магазинами у "дома", супермаркетами, гипермаркетами. Глубиной ассортимента могут похвастаться специализированные магазины и отчасти Интернет. На сайтах можно заранее получить различную информацию о товарах и консультации специалистов;
9) цена приобретения покупки;
10) экономия времени.
Условия успешной покупки через Интернет:
1) покупатель уверен в качестве товара из данного источника;
2) покупатель уже имеет опыт покупки;
3) о товаре достаточно информации на сайте продавца;
4) покупатель не должен предварительно оплачивать покупку;
5) покупатель может отказаться от покупки товара в момент, когда его привезли. Имеется возможность замены товара;
6) разнообразные формы доставки и оплаты товаров.
Итак, у передового магазина или торгового центра должно быть еще одно лицо - виртуальное, и это поможет торговым работникам в конкурентной борьбе и получении дополнительной прибыли.
III. Развитие франчайзинга.
Франчайзинг - способ развития бизнеса под уже существующей известной торговой маркой, когда он становится частью сети компании.
По оценкам Российской ассоциации франчайзинга, более 150 компаний в России объявили о готовности развиваться на основе франчайзинга. Больше всего преуспели сети "Эконика", "Спортмастер", "Копейка", "Пятерочка", "Магнит".
IV. Побуждение персонала к активной работе:
- четкое формулирование функциональных обязанностей работников;
- соответствие фиксированной части оплаты труда (должностного оклада) среднему рыночному уровню;
- прямая зависимость переменной части заработной платы от приносимой прибыли;
- правильная организация труда;
- своевременное проведение прогноза и анализа продаж;
- самообразование, инициативность, деловой риск, активность в работе.
Итак, для улучшения результатов деятельности торговых предприятий и организаций, для повышения их конкурентоспособности необходимо внедрение современных методов торговли, развитие федеральных торговых сетей под единым брендом, разработка фирменного стиля и товарного знака; использование системы накопительных скидок, бонусных систем, дисконтных карт, продажи товаров в кредит, в том числе за счет банковского кредита; автоматизация управления процессами товародвижения; освоение зарубежных рынков для реализации своей конкурентоспособной продукции; проведение маркетинговых исследований для изучения потребительских предпочтений; внедрение Интернет-торговли, ускорение оборачиваемости товаров; развитие оптового звена, совершенствование организации работы с поставщиками; создание единой логистической системы на уровне субъекта Федерации и межрегиональном уровне.
В развитии любого предприятия существует вероятность наступления кризиса. Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях его жизненного цикла (становление, рост, зрелость и спад). Кризис выявляется, когда результаты производственной деятельности катастрофически падают или появляются серьезные проблемы с ликвидностью, что ставит предприятие в безвыходное положение. В результате исследований, проведенных на российских предприятиях, находящихся в кризисной ситуации, был обнаружен комплекс причин, из-за которых предприятие попадает в кризис. Их можно подразделить на две группы:
внешние причины, которые не зависят от предприятия или на которые оно может повлиять в незначительной степени;
внутренние причины кризиса, которые возникли в результате деятельности самого предприятия.
Краткосрочные кризисные ситуации не меняют сущности предприятия как производителя прибыли, они могут быть устранены с помощью оперативных мероприятий. Важнейшим направлением преодоления влияния указанных факторов и повышения эффективности промышленных предприятий является их реформирование на основе реструктуризации. Оно должно быть не разовым мероприятием или очередной кампанией, а представлять собой перманентный процесс. Функционирование хозяйствующих субъектов происходит в условиях нестабильности, постоянного изменения внешней среды, поэтому необходима разработка стратегии реформирования. Стабильность положения предприятий зависит от умения руководства адаптироваться к изменяющимся внешним условиям в процессе реструктуризации. В качестве основной проблемы реструктуризации хозяйствующих субъектов следует выделить сложность выбора критериев оценки эффективности предлагаемых мер.
Если предприятие в целом неэффективно, экономический кризис приобретает затяжной характер, вплоть до банкротства. Негативные последствия кризиса можно уменьшить, если учесть его особенности и вовремя распознать. При таком подходе управление предприятием следует рассматривать как антикризисное, когда учитываются возможность и опасность кризиса. Комплексная диагностика состояния предприятия - это первый этап в разработке стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия. В целях выявления причин кризиса необходимо провести анализ внешних факторов, включающий следующие этапы:
анализ макросреды, которую условно подразделяют на четыре сектора - политическое окружение, экономическое окружение, социальное окружение и технологическое окружение;
анализ конкурентной среды по ее пяти основным составляющим: покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, потенциальные новые конкуренты, товары-заменители.
Сформировав достаточный объем информации о внешней среде, можно разработать сценарии ее развития. Сценарии - это реалистическое описание того, какие тенденции могут проявиться в той или иной отрасли в будущем. Они дают возможность определить наиболее важные факторы внешней среды, которые необходимо учитывать предприятию. Вместе с анализом внешней среды важно провести углубленное исследование его текущего состояния.
Зарубежные исследователи отмечают повышение подвижности и неопределенности факторов внешней среды, усиление их влияния на функционирование хозяйственных субъектов и, следовательно, необходимость учета при определении стратегии развития субъекта и организационной структуры его управления.
При реализации антикризисной стратегии следует сконцентрировать внимание на том, как изменения будут восприняты персоналом, какие силы будут сопротивляться, какой стиль поведения надо выбрать. Сопротивление необходимо снизить до минимума или устранить независимо от типа, сущности и содержания изменения. На стратегию предприятия оказывают влияние и накладывают определенные ограничения существующие структура и система управления, управленческая культура, навыки и ресурсы. Структура предприятия во многом определяет его способность реагировать на изменения внешней среды.
В случае если предприятие имеет слишком жесткую организационную структуру, она может стать преградой на пути гибкого приспособления к новым реальным условиям, тормозить процесс инноваций и препятствовать творческому подходу к решению новых проблем и задач. В основном менеджеры стремятся избежать структурных изменений, которые обычно сопровождаются неразберихой, недовольством со стороны персонала. В результате реорганизация откладывается на максимально длительный период.
На основе анализа отечественного опыта антикризисного управления предприятиями можно выделить основные типы реструктуризации:
реструктуризация внутренней организационно-функциональной структуры предприятия, формирование оптимального соотношения между его производственной, воспроизводственной, маркетинговой и инновационной политикой;
реструктуризация системы принятия решений и системы управления предприятием, в том числе взаимоотношений предприятия с его крупными акционерами (повышение ответственности за принимаемые решения) и мелкими акционерами (обеспечение прав участия в принятии решений);
взаимодействие и координация предприятий в рамках отрасли;
реструктуризация каналов влияния общества на деятельность предприятия, а также предприятий на деятельность государства;
реструктуризация системы регистрации и ликвидации предприятий;
реструктуризация системы внутреннего планирования деятельности предприятий во взаимосвязи с системой прогнозирования.
Конечной целью реструктуризации является устойчивое и эффективное функционирование предприятия и его развитие в современных условиях. Достижение данной цели сопряжено с решением следующих задач:
оптимизация количественных и качественных параметров структуры активов в целях минимизации издержек и повышения качества производимой продукции и достижения на этой основе достаточно высокого уровня ее конкурентоспособности;
формирование организационной структуры управления предприятием, максимально соответствующей его внутренней специфике и обеспечивающей быструю реакцию на изменение внешней среды, упрочение и расширение его рыночной ниши, оптимизацию трансакционных и внутрифирменных издержек;
обеспечение инвестиционной привлекательности и возможностей для бизнес-партнерства на первых порах и за счет перехода на международные стандарты учета, предполагающие прозрачность и достоверность информации об общей стоимости и структуре активов и пассивов, собственном и акционерном капитале, долгах, общей сумме доходов, валовой и чистой прибыли, дивидендах, общей численности и фонде оплаты персонала и т.д.
Таким образом, реализация антикризисной стратегии предприятия следует осуществлять в два этапа.
Первый этап - реструктуризация. Мероприятия данного этапа должны путем оптимизации структуры хозяйствующего субъекта и размера его производственных мощностей обеспечить, как минимум, достижение точки безубыточности на основе эффективного распределения и использования имеющихся ресурсов и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Одновременно с улучшением баланса предприятия повышается и его инвестиционная привлекательность, что является позитивным в стратегическом плане.
Второй этап - закрепление результатов реструктуризации. Для этого необходимо привлечь дополнительные финансовые средства (как оборотные для текущей деятельности, так и инвестиционные), создать эффективный механизм управления, заняться повышением квалификации работников (как на предприятии, так и в возникших на его базе новых структурах).
Одним из перспективных подходов к формированию и реализации антикризисных стратегий развития отечественных предприятий является подход, основанный на реинжиниринге бизнес-процессов. BPR (Business Process Reenginecring) - это метод кардинальной перестройки бизнес-процессов в целях достижения качественно иного, более высокого уровня показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия; используется как комплексное средство реорганизации предприятия или его отдельных организационных единиц. М. Хаммер, основатель метода BPR, характеризовал его как фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения скачкообразного улучшения показателей деятельности предприятий: стоимости, качества, сервиса и темпов. Приведем принципиальные положения реинжиниринга бизнес-процессов:
перестройка бизнес-процессов должна осуществляться как бы с чистого листа, т.е. без учета предыдущего опыта;
метод BPR ставит под сомнение общепринятые предположения, которые делаются относительно множества вещей и явлений;
для реинжиниринга требуется значительный объем инноваций;
радикальные изменения осуществляются на основе применения современных информационных технологий.
При разработке антикризисной стратегии следует уделять особое внимание следующим моментом;
эффективность текущей стратегии. Определяются место предприятия среди конкурентов, затем границы конкуренции (размеры рынка) и группы потребителей, на которые оно ориентируется. Анализируются функциональные стратегии в области производства, маркетинга, финансов и кадров;
сила и слабость, возможности и угрозы для предприятия. Здесь самым удобным и опробированным способом оценки стратегического положения предприятия является SWOT-анализ. Антикризисная стратегия должна быть направлена на устранение слабых сторон, которые способствовали кризисной ситуации. Рыночные возможности и угрозы также во многом определяют антикризисную стратегию предприятия. Для этого необходимо оценить все возможности отрасли, которые могут обеспечить потенциальную прибыльность предприятия, и угрозы, отрицательно воздействующие на его деятельность;
конкурентоспособность предприятия с позиций цен и издержек. Должно быть известно, как цены и затраты предприятия соотносятся с ценами и затратами конкурентов, для этого используется стратегический анализ издержек;
оценка прочности конкурентной позиции предприятия. Помимо оценки конкурентоспособности по издержкам необходимо оценить такие показатели, как качество товара, финансовое положение, технологические возможности, продолжительность товарного цикла;
выявление проблем, вызвавших кризис на предприятии.
В современной российской экономической литературе реструктуризацию предприятий, как правило, связывают с приведением их организационной и производственной структур в соответствие с объемами продукции, на которую имеется платежеспособный спрос, что позволит оптимизировать соотношение между затратами и доходами, обеспечит конкурентоспособность выпускаемой ими продукции и инвестиционную привлекательность. Исходя из этого можно заключить, что реструктуризация на всех уровнях организации производственно-хозяйственной деятельности обусловливается необходимостью адаптации внутренней среды предприятия к качественно изменившимся условиям внешней среды его жизнедеятельности.
 

1.3 Выбор альтернативного алгоритма расчета рентабельности предприятия

 
Существует несколько трактовок прибыли в зависимости от методов исчисления: бухгалтерская, экономическая и налоговая.
Бухгалтерская прибыль - прибыль от предпринимательской деятельности, рассчитанная по бухгалтерским документам без учета документально не зафиксированных издержек самого предпринимателя, в том числе упущенной выгоды.
Экономическая прибыль - разница между доходами и экономическими издержками, включающими наряду с общими издержками альтернативные (вмененные) издержки; исчисляется как разность между бухгалтерской и нормальной прибылью предпринимателя.
Несоответствие бухгалтерской и экономической прибыли выражается в том, что первая не отражает экономического содержания прибыли, а следовательно, реальный результат деятельности организации за отчетный период. Экономический характер прибыли раскрывает то, что будет получено в будущем.
Представление в отчетности данных об экономической прибыли организации будет способствовать получению пользователями полезной деловой информации [2, с. 76].
Бухгалтерский, или учетный метод измерения конечных результатов основывается на исчислении прибыли или убытка по учетным документам. По нашему мнению, действующая на данный момент бухгалтерская отчетность не позволяет получить объективную оценку деятельности организаций, поскольку является в некоторой степени выражением субъективного мнения экономистов, ее формирующих, которое проявляется в выборе того или иного варианта учетной политики.
В настоящее время нет четкой трактовки элементов отчетности и критериев их признания. Несоответствие бухгалтерского и налогового учета еще более усложняет формирование прибыли. Имеются серьезные различия в определении доходов, расходов и прибыли.
Прямой метод анализа по видам деятельности организации позволяет оценить:
- объемы и источники получения денежных средств, а также направления их использования в процессе осуществления текущей (обычной) деятельности;
- достаточность собственных средств организации для инвестиционной деятельности;
- необходимость привлечения дополнительных заемных средств в рамках финансовой деятельности;
- прогноз в обеспечении постоянной платежеспособности, т.е. полной и своевременной оплаты текущих обязательств в будущем [37].
Косвенный метод анализа денежных средств более предпочтителен с аналитической точки зрения, так как позволяет объяснить причины расхождений между финансовыми результатами и свободными остатками денежной наличности.
Косвенный метод осуществляется путем соответствующей корректировки чистой прибыли на сумму изменений в запасах, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений и других статей актива, относящихся к текущей деятельности.
Косвенный метод анализа позволяет определить влияние различных факторов финансово-хозяйственной деятельности организации на чистый денежный поток, установить, какие факторы сыграли наиболее существенную роль в отвлечении денежных средств и какие источники были привлечены организацией для компенсации денежной массы.
Коэффициентный анализ включает расчет следующих показателей (коэффициентов): текущей платежеспособности, достаточности чистого денежного потока, эффективности денежных потоков, реинвестирования денежных потоков, рентабельности положительного денежного потока по текущей деятельности.
Дополнительными показателями могут быть: коэффициент оборачиваемости и период обращения активов, коэффициент абсолютной ликвидности, рентабельность активов. Анализ изменений их величины покажет взаимосвязь использования активов с результатами экономической и финансовой деятельности организации.
В результате изучения экономической литературы по вопросу оценки денежных потоков можно выделить несколько основных направлений.
1 направление  - модель Дюпона.
2 направление -  факторная методика Гиляровской Л.Т., Соболевой А.В..
3 направление  - методика Савицкой Г.В. [39].
Рассмотрим каждую из этих методик и выберем методику для исследования.
В методике Савицкой Г.В. активы организации характеризуют экономический потенциал по генерированию выручки, а, следовательно, прибыли. Использование активов показывает, насколько быстро средства, вложенные в ресурсы, превращаются в выручку. Тем самым использование активов отражает интенсивность оборачиваемости активов.
Активы имеют сложную структуру и их производительность зависит от неё и оборачиваемость каждого вида активов:
 
                                         (1.1)
 
где - доля i-го вида активов в их общей сумме.
Тогда рентабельность активов можно представить следующим образом:
*(1-S)                                                                     (1.2).
Следовательно, рентабельность активов отражает уровень:
- Управление дебиторской задолженностью;
- Управление запасами через коэффициент оборачиваемости запасов;
- Управление основными средствами;
- Управлению ликвидностью.
Рентабельность продаж – относительная мера эффективности производства. Этот показатель относится к тактическим факторам роста рентабельности активов. Действие тактических факторов устремлено на выбор адекватной ценовой политики, расширение рынков сбыта, т.е. на рост объёмов продаж (реализации) и прибыли организации, повышение скорости оборота всего капитала. Оба рассматриваемых фактора подвержены внешнему воздействию прежде всего рыночной конъюнктуры.
Рентабельность активов = Рентабельность продаж * Оборачиваемость активов
                      (1.3)
Наиболее общий показатель использования активов – их производительность (оборачиваемость) – рассчитывается по формуле:
 
.                                                                                                    (1.4)
 
В экономическом анализе широко используется также показатель, обратный производительности активов, характеризующий продолжительность периода, в течение которого финансовые средства, вложенные в активы, совершают полный кругооборот.
Производительность активов существенно различается по отраслям в соответствие с особенностями производственного процесса. Так, фондоёмкие производства с высокой долей основных средств в составе имущества организации характеризуются длинным (более одного года) периодом оборачиваемости всех активов и относительно низким уровнем (менее единицы) производительности активов.
Повышение производительности активов может обеспечить рост прибыли без увеличения ресурсов организации и даже при снижении рентабельности производства.
В то же время, наращивание активов, не сопровождаемое улучшением их использования, может негативно сказаться на финансовом результате деятельности организации и по экономическому содержанию является прямой потерей (упущенной выгодой).
Низкая производительность активов может затруднить реализацию преимуществ организации, достигнутых в области управления рентабельностью производства (путём рационализации ценовой политики, экономии издержек, использования эффекта производственного рычага).
В анализе используется формула Дюпона, хотя эта двухфакторная модель, хотя часто в формулу Дюпона включается дополнительный элемент – финансовый леверидж, отражающий рискованность стратегии финансирования.
С определённой степенью условности можно считать, что показатель прибыльности продаж зависит от ситуации на товарных рынках и положения предприятий на конкретном сегменте рынка. Высокое значение прибыльности продаж является результатом удачной ассортиментной и товарной политики, а также политики ценообразования, и в целом отражает состояние конъюнктуры товарных рынков.
Показатель оборачиваемости активов зависит от эффективности работы самого предприятия, от усилий менеджеров и работников. Уменьшение оборачиваемости отражает недостаток усилия менеджеров по эффективному использованию активов предприятия.
Высокая прибыльность продаж характерна для растущих и не насыщенных рынков, где конкуренция невысока, однако высокая (растущая) рентабельность активов позволяет извлекать доходы из менее привлекательных и прибыльных на данном этапе сегментов рынка. Что и характерно для пищевой промышленности в этот период. На предыдущих графиках представлены фактические варианты сочетания показателей прибыльности продаж и оборачиваемости активов, по отношению к среднему по выборке. Средние значения выделены жирной линией. Таким образом, всё множество сочетаний и соответственно предприятий можно разбить на четыре группы.
Гиляровская Л.Т., Соболева А.В. в своей методике в факторном анализе используют следующие виды наиболее часто встречающихся моделей [12, C. 13].
1. Когда результативный показатель получается как алгебраическая сумма или разность результирующих факторов, применяются аддитивные модели, например:
,                                                                          (1.5)
где – прибыль от реализации продукции,
– выручка от реализации,
– производственная себестоимость реализованной продукции,
– коммерческие расходы,
– управленческие расходы.
2. Мультипликативные модели применяются, когда результирующий показатель получается как произведение нескольких результирующих факторов:
                                                                       (1.6)
где – рентабельность активов,
– рентабельность продаж,
– фондоотдача активов,
– средняя стоимость активов организации за отчетный год.
3. Когда результативный показатель получаем делением одного фактора на другой, применяются кратные модели:
                                                                                               (1.7)
Различные комбинации вышеперечисленных моделей дают смешанные или комбинированные модели:
                                                                                         (1.8)
                                                                                          (1.9)
и т.д.                                                                                    (1.10)
В практике экономического анализа существует несколько способов моделирования многофакторных моделей: удлинение, формальное разложение, расширение, сокращение и расчленение одного или нескольких факторных показателей на составные элементы.
Например, методом расширения можно следующим образом построить трехфакторную модель рентабельности активов организации:
;                                                                            (1.11)
,                                                                                             (1.12)
где – оборачиваемость собственного капитала организации,
– коэффициент независимости или доля собственного капитала в общей массе активов организации,
– средняя стоимость собственного капитала организации за отчетный период.
Таким образом, мы получили трехфакторную мультипликативную модель рентабельности активов организации. Данная модель широко известна в экономической литературе как модель Дюпона. Рассматривая эту модель, можно сказать, что на рентабельность активов организации оказывают влияние рентабельность продаж, оборачиваемость собственного капитала и доля собственного капитала в общей массе активов организации.
А теперь рассмотрим следующую модель рентабельности активов:
=
=;                               (1.13)
,                                                                                    (1.14)
где – доля выручки, приходящейся на 1 руб. полной себестоимости продукции,
– доля оборотных активов в формировании активов,
– доля запасов в формировании оборотных активов,
– оборачиваемость запасов.
Первый фактор этой модели говорит о ценовой политике организации, он показывает ту базовую наценку, которая заложена непосредственно в цене реализуемой продукции.
Второй и третий факторы показывают структуру активов и оборотных активов, оптимальная величина которых дает возможность экономить оборотный капитал.
Четвертый фактор обусловлен величиной выпуска и реализации продукции и говорит о эффективности использования производственных запасов, физически он выражает количество оборотов, которое запасы совершают за отчетный год.
При анализе коэффициентов рентабельности наиболее широкое распространение получила факторная модель фирмы «DuPont». Назначение модели — определить факторы, влияющие на эффективность работы предприятия и оценить это влияние. Поскольку существует множество показателей рентабельности, аналитиками этой фирмы выбран один, по их мнению, наиболее значимый — рентабельность собственного капитала. Для проведения анализа необходимо смоделировать факторную модель коэффициента рентабельности собственного капитала. В основе приведённой схемы анализа лежит коэффициент:
                                                                                      (1.15),
- чистая прибыль,
S – объём реализации,
A – всего активов.
Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трёх факторов: рентабельность продаж, ресурсоотдачи и структуры источников средств, авансированных в данное предприятие. Значимость выделенных факторов с позиции текущего управления объясняется тем, что они в определённом смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его статику, динамику и, в частности, бухгалтерскую отчётность: первый фактор обобщает «Отчёт о прибылях и убытках», второй – актив баланса, третий – пассив баланса.
Этим факторам и по уровню значимости, и по тенденциям изменения присуща отраслевая специфика, о которой необходимо знать аналитику. Так, показатель ресурсоотдачи может иметь не высокое значение в высокотехнологичных отраслях, отличающихся капиталоёмкостью, напротив, показатель рентабельности хозяйственной деятельности в них будет относительно высоким.
Финансовый рычаг (леверидж).
Данный показатель отражает структуру капитала, авансированного в деятельность предприятия. Он рассчитывается как отношение всего авансированного капитала предприятия к собственному капиталу.
, где                                                                                         (1.16)
- авансированный капитал,
- собственный капитал.
Уровень финансового левериджа можно трактовать, с одной стороны, как характеристику финансовой устойчивости и рискованности бизнеса, и с другой стороны, как оценку эффективности использования предприятием заемных средств.
Рентабельность капитала (активов) организации как показатель эффективности хозяйственной деятельности
Рентабельность всего капитала (совокупных активов) рассчитывается по бухгалтерской (балансовой) прибыли – это наиболее общий показатель в системе характеристик рентабельности, отражающий величину прибыли на единицу стоимости капитала (всех финансовых ресурсов организации независимо от источников их финансирования). Данный показатель называют нормой прибыли.
Уровень рентабельности капитала должен быть достаточен, чтобы обеспечить ожидаемую рентабельность собственного капитала, выплату процентов за кредит и налоги.
Рентабельность капитала определяется формулой:
                                                          (1.17)
Приведённое выражение характеризует зависимость рентабельности капитала от рентабельности продаж и оборачиваемости (производительности) активов. Отсюда следует, что значительная доля прибыли в объёме продаж не всегда обеспечивает высокую рентабельность активов; это становится возможным лишь при большой оборачиваемости активов.
По методике Н.П. Любушина традиционный подход к проведению такого анализа предполагает включение в модель следующих факторов: изменение объема продаж, цены, себестоимости и структуры реализации (ассортимента) [4, с. 286].
Проблематика применения аналитических процедур в этой области заключается в том, что авторами предлагаются различные подходы к формированию не только базовой системы показателей, но и методик анализа показателей рентабельности. Кроме того, очень незначительное внимание уделяется факторному анализу рентабельности. Поэтому, на практике возникают определенные сложности.
В этой связи нами предлагается апробация методики факторного анализа показателей рентабельности активов, предложенная Г.В. Савицкой [43], на примере фирмы ЗАО "Челябинский торговый центр".
В результате анализа существующих методик сформируем расчетный алгоритм стратегии управления денежными потоками предприятия.

Рис. 1.1. Алгоритм расчета
 
В рамках выбранной методики будет проведен расчет согласно следующему алгоритму.
 
 
Блок 1. Анализ показателей деятельности предприятия
1. Основные экономические показатели;
2. Оценка платежеспособности;
3. Оценка финансовой устойчивости.
Таблица 1.1
Основные экономические показатели
Показатели
2009
2010
2011
Отклонение по годам (+;-)
Темп роста  по годам (%)
2010
2011
2010
2011
1
2
3
4
5
6
7
8
1.Товарооборот, тыс. руб.
 
 
 
 
 
 
 
2. Валовой доход, тыс. руб.
 
 
 
 
 
 
 
3. Уровень валового дохода, %
 
 
 
 
 
 
 
4. Издержки обращения, тыс. руб.
 
 
 
 
 
 
 
5. Уровень издержек обращения, %
 
 
 
 
 
 
 
6. Товарные запасы, тыс. руб.
 
 
 
 
 
 
 
7. Товарооборачиваемость, дн.
 
 
 
 
 
 
 
8. Среднесписочная численность  работников, человек
 
 
 
 
 
 
 
9. Затраты на оплату труда, тыс. руб.
 
 
 
 
 
 
 
10. Производительность труда, тыс. руб.
 
 
 
 
 
 
 
11. Торговая площадь, м?
 
 
 
 
 
 
 
12. Товарооборот на 1 м? торговой площади, тыс. руб.
 
 
 
 
 
 
 
13. Прибыль от реализации, тыс. руб.
 
 
 
 
 
 
 
14. Балансовая прибыль, тыс. руб.
 
 
 
 
 
 
 
15. Рентабельность продаж по прибыли от реализации, %
 
 
 
 
 
 
 
16. Рентабельность продаж по балансовой прибыли, %
 
 
 
 
 
 
 

 
Таблица 1.2
Оценка платежеспособности
Показатели
2009 г.
2010 г.
2011 г.
Оборотные активы, тыс. руб. в том числе:
 
 
 
- запасы
 
 
 
- НДС по приобретенным ценностям
 
 
 
- дебиторская задолженность
 
 
 
- краткосрочные финансовые вложения
 
 
 
- денежные средства
 
 
 
2. Краткосрочные обязательства, тыс. руб.
 
 
 
3. Коэффициент абсолютной ликвидности (не ниже 0,2…0,5)
 
 
 
4. Коэффициент промежуточной ликвидности (не ниже 1,0)
 
 
 
5. Коэффициент общей ликвидности (в пределах 1,0…2,0)
 
 
 
             
Таблица 1.3
Оценка финансовой устойчивости
Показатели
2009
2010
2011
1. Инвестированный капитал, тыс. руб.
 
 
 
2. Собственный капитал, тыс. руб.
 
 
 
3. Внеоборотные активы, тыс. руб.
 
 
 
4. Собственные оборотные средства, тыс. руб.
 
 
 
5. Оборотные активы, тыс. руб.
 
 
 
6. Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами (не ниже 0,5…0,8)
 
 
 
7. Коэффициент маневренности собственных средств (в пределах 0…1,0)
 
 
 
8. Коэффициент автономии предприятия (не ниже 0,5)
 
 
 
             
Блок 2. Анализ структуры и динамики прибыли
1. Динамика прибыли
2. Анализ прибыли от реализации
Таблица 1.4
Динамика прибыли

и т.д.................


Показатели
2010
2011
Изменения по сравнению
Сумма
Уд. вес в бал. приб.

План

Факт.
С планом
2010
сумма
структура, %
сумма
структура, %
В сумме
По уровню, %
В сумме
По уровню, %
Балансовая прибыль
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Прибыль от реализации
 
 
 
 

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.