На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Межбюджетные отношения и их составляющие

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема 5. Межбюджетные отношения и их составляющие
1. Сущность и  составляющие межбюджетных отношений  в Украине
2. Инструменты  регулирования межбюджетных отношений
3. Межбюджетные  трансферты: виды и порядок их  определения
4. Взаимные расчеты  как инструмент регулирования межбюджетных отношений
5. Разногласия  и пути совершенствования межбюджетных  отношений в Украине
1. Сущность и составляющие  межбюджетных отношений  в Украине
В бюджетной системе  Украины возникают взаимоотношения  между
различными бюджетами. Основанием для существования этих отношений являются законодательно установленные:
распределение полномочий между государственной властью и органами местного самоуправления;
гарантии со стороны государства по финансированию предоставленных органам местного самоуправления полномочий;
распределение доходов и расходов между звеньями бюджетной системы.
В процессе перераспределения  финансовых ресурсов бюджетной системой между бюджетами различных уровней складываются разнообразные типы отношений.
Составляющие  системы межбюджетных отношений:
1. Распределение  расходов в соответствии с  разделением полномочий между государственной властью и органами местного самоуправления.
2. Обеспечение  местных бюджетов источниками  доходов, необходимых для выполнения собственных и делегированных государством полномочий.
3. Перераспределение  через Государственный бюджет  финансовых ресурсов от «богатых» в финансовом понятии регионов «бедным».
4. Изъятие средств,  полученных органами местного  самоуправления, в Государственный бюджет.
5. Использование в процессе исполнения бюджета таких форм и методов взаимоотношений, как взаиморасчеты и займы.
6. Формирование  условий для увеличения заинтересованности  органов местного самоуправления в мобилизации доходов.
Именно эта  взаимозависимость, которая возникает между бюджетами различных уровней, а также между органами власти по поводу перераспределения и использования финансовых ресурсов, отражает межбюджетные отношения.
Межбюджетные  отношения – отношения между государством, Автономной Республикой Крым и местным самоуправлением по обеспечению соответствующих бюджетов финансовыми ресурсами, которые необходимы для выполнения функций в соответствии с Конституцией и законами Украины.
Объектом межбюджетных отношений являются финансовые ресурсы, которые перераспределяются между уровнями бюджетов для устранения диспропорций в экономическом развитии регионов.
Объективная необходимость межбюджетных отношений возникает в связи с необходимостью перераспределения средств в пользу малообеспеченных бюджетов.
Основой межбюджетных отношений является разграничение доходов и расходов между звеньями бюджетной системы в соответствии с полномочиями. Однако разграничение доходов по единым принципам не дает возможности сбалансировать все бюджеты. Причина этого заключается в значительных отличиях:
- во-первых, в  способах формирования доходов;
- во-вторых, в  составе и объемах расходов  бюджетов территорий. 

Эти отличия имеют  объективный характер и вызваны  следующими факторами:
- различными природно-климатическими  условиями и экологическим сост-м территорий;
- особенностями  размещения населенных пунктов,  административных центров;
- насыщенностью  путей сообщения;
- количеством  населения и его возрастным  составом;
- экономическим  развитием народного хозяйства  и его специализацией;
- состоянием социальной и бытовой инфраструктуры;
- др. факторами.
Эти факторы являются причиной несоответствия на различных территориях:
- во-первых, стоимости  услуг, которые предоставляются  органами местного самоуправления;
- во-вторых, налогового  потенциала, а, следовательно, и доходной базы местных бюджетов;
- в-третьих, потребностей  в средствах, направляемых на  поддержку социально незащищенных слоев населения и содержание объектов социально-культурной сферы.
Поэтому для целостного функционирования всех уровней бюджетной системы необходимо сбалансировать существующие потребности с финансовыми возможностями всех бюджетов. Функцию сбалансирования бюджетной системы Украины выполняет бюджетное регулирование.
2. Инструменты регулирования межбюджетных отношений
Равновесие бюджетной  системы достигается при условии равномерного и пропорционального обеспечения ресурсами и соответствующего осуществления расходов каждым звеном бюджетной системы.
Сбалансировать  бюджеты одного уровня невозможно только за счет разграничения их доходов и расходов. Это достигается с помощью перераспределительных процессов в пределах бюджетной системы.
Схема перераспределения  бюджетных ресурсов
Государственный бюджет
Изъятие средств  Бюджетные трансферты
Бюджеты территорий - доноров Бюджеты территорий - реципиентов
- собственные  доходы - собственные доходы
- закрепленные  доходы - закрепленные доходы
- регулирующие  доходы - регулирующие доходы
Эти межбюджетные отношения отражают процесс бюджетного регулирования, который заключается в сбалансированности бюджетов, входящих в бюджетную систему. Как видно из схемы, это достигается путем перераспределения бюджетных ресурсов.
Регулирование межбюджетных отношений – процесс, в ходе которого упорядочиваются финансовые возможности и потребности в бюджетных ресурсах различных органов власти.
В процессе межбюджетного  регулирования решаются следующие
задачи:
- сбалансированность  бюджета;
- обеспечение  равномерности поступления доходов  с целью избежания перебоев в финансировании расходов;
- обеспечение  заинтересованности местных органов власти в полной мобилизации доходов на своей территории;
- обеспечение  самостоятельности в использовании  дополнительно полученных доходов;
- перераспределение  бюджетных ресурсов между финансово «богатыми» и «бедными» территориями;
- увязка объемов получ-й финн-й помощи с конкретными усилиями по мобилизации доходов;
- осуществление  финансового выравнивания.
Понятие «финансовое  выравнивание» впервые дано в  статье 1 Закона
Украины «О местном  самоуправлении»:
«Финансовое выравнивание - составляющая процесса бюджетного регулирования».
Финансовое  выравнивание – это процесс, направленный на устранение отклонений, которые приводят к неодинаковым условиям предоставления гарантированных государством социальных услуг.
В соответствии с  Конституцией Украины все граждане платят налоги и поэтому имеют право на одинаковый уровень социальных услуг независимо от места проживания.
Поэтому финансовое выравнивание призвано:
- во-первых, привести  в соответствие расходы бюджетов  к гарантированному государственному минимальному уровню социальных услуг на душу населения;
- во-вторых, устранить  значительные расхождения в осуществлении расходов на различных территориях.
Различают бюджетное регулирование:
- вертикальное;
- горизонтальное.
Целью вертикального бюджетного регулирования или «финансового выравнивания» является обеспечение доходами всех звеньев бюджетной системы в соответствии с полномочиями. Осуществляется путем распределения расходов между звеньями бюджетной системы и предоставлением доходов, достаточных для финансирования этих расходов.
Цель  горизонтального  бюджетного регулирования – устранение несоответствия между уровнями бюджетной обеспеченности. Смысл горизонтального бюджетного регулирования заключается в финансовом выравнивании бюджетов территорий. Горизонтальный дисбаланс возникает, потому, что существуют «богатые» и «бедные» территории.
Схема бюджетного регулирования
Горизонтальное  выравнивание осуществляется в пределах бюджетов местного самоуправления. Это осуществляется потому, что районные и областные бюджеты не имеют собственных доходов, а образуются за счет средств Государственного бюджета или местных бюджетов. Республиканский бюджет АРК Крым
Бюджеты г.Киева, г.Севастополя
Областные бюджеты
Районные бюджеты
Бюджеты органов  местного.
самоуправления
Государственный бюджет Украины
Горизонтальное  бюджетное регулирование
Вертикальное
бюджетное
регулирование
Состояние горизонтального  бюджетного регулирования можно охарактеризовать, исходя из анализа величины расходов из бюджетов в расчете на душу населения по направлениям функциональной классификации.
В Украине исторически  сложились значительные горизонтальные фискальные дисбалансы. Причина тому – неравномерное размещение налоговой базы, как следствие неравномерности размещения производительных сил на территории государства.
В Украине используются следующие инструменты межбюджетного регулирования:
собственные доходы;
закрепленные и регулирующие доходы (в процентном отчислении от общегосударственных налогов и доходов);
бюджетные трансферты;
межбюджетные взаиморасчеты;
бюджетные займы.
Регулирующие  доходы МБ
Процентные отчисления отобщегосударственных налогов и сборов, которые меняются ежегодно
Межбюджетные  трансферты
Дотация
выравнивания
Субвенции
Отдельным административно- территориальным единицам может не хватать закрепленных и собственных доходов для покрытия расходов в соответствии с программой экономического и социального развития. В этом случае формируются регулирующие доходы местных бюджетов ( см. схему )
В соответствии с  Бюджетным кодексом основным методом бюджетного регулирования является метод межбюджетных трансфертов.
Порядок и условия  их предоставления, а также использования  утверждается ВР Украины и решениями соответствующих органов самоуправления.
3. Межбюджетные трансферты: виды и порядок их определения
Местные бюджеты  должны иметь достаточно средств  для выполнения органами местного самоуправления собственных и делегированных полномочий, а также для обеспечения населения социальными услугами не ниже уровня минимальных социальных гарантий.
Если местные  бюджеты не могут быть сбалансированы с учетом этих условий, государство балансирует бюджеты путем передачи средств в виде бюджетных трансфертов.
Бюджетные трансферты – это основной инструмент межбюджетного регулирования, именно на него возлагается задача достижения одинаковой бюджетной обеспеченности всех регионов страны.
Межбюджетные  трансферты – это средства, которые бесплатно и безвозвратно передаются из одного бюджета в другой с целью выравнивания доходной способности различных бюджетов и реализации государственных программ.
Механизм межбюджетных трансфертов должен:
- во-первых, содействовать  гармонии социально-экономическому развитию регионов;
- во-вторых, учитывать  интересы местных органов власти;
- в-третьих, учитывать  потенциальные возможности экономики регионов.
Межбюджетные  трансферты могут быть:
- позитивными, которые предусматривают получение средств соответствующим бюджетом в процессе бюджетного регулирования;
- негативными, которые предусматривают изъятие доходов из местных бюджетов в Государственный, если наблюдается превышение доходов над плановыми расходами.
В соответствии со статьей 96 Бюджетного кодекса межбюджетные
трансферты подразделяются на следующие виды:
1. дотации выравнивания;
2. субвенции;
3. средства, которые  передаются в Государственный  бюджет и другие местные бюджеты из других местных бюджетов;
4. другие дотации.
Дотации выравнивания – это межбюджетный трансферт на выравнивание доходной обеспеченности бюджета. Этот вид межбюджетных трансфертов предоставляется из Государственного бюджета на расходы, не имеющие целевого назначения. Предоставление других видов нецелевых трансфертов из Государственного бюджета запрещено Бюджетным кодексом.
Субвенции – это межбюджетные трансферты, предоставляемые для использования на конкретную цель и в порядке, который определяется органом, принявшим решение о выдаче субвенции. Субвенция предоставляется бюджету низшего уровня с четко определенным назначением как финансовая помощь на выполнение определенных
программ и  мероприятий, которые призваны обеспечить гарантированный
законодательством минимум социальных услуг населению территории, где
такой минимум  не обеспечен собственными доходами по причинам, не зависящим от них.
Субвенция предоставляется  на компенсацию недополученных доходов в связи с неравномерностью их разделения между регионами, а также на финансирование мероприятий, связанных с выравниванием социального развития территорий.
Предоставление  местным бюджетам субвенций позволяет  центральной власти проконтролировать эффективность использования переданных средств.
В современной  практике бюджетного регулирования  доходов значительная роль принадлежит субсидиям.
Субсидия – денежная помощь, предоставляемая государством за счет бюджетных средств, а также специальных фондов, юридическим и физическим лицам и местным органам власти.
Как инструмент межбюджетного  регулирования субсидии
применяются с  целью укрепления доходной базы и  сбалансирования местных
бюджетов. Субсидии передаются высшими звеньями бюджетной  системы
низшим всегда бесплатно и безвозвратно.
Субсидия может  иметь целевой характер и может  быть не связана непосредственно с финансовым состоянием бюджета, который ее получает. В Украине субсидии не нашли должного распространения, как за рубежом.
В зарубежных странах  субсидии подразделяются на прямые и непрямые.
Прямые  субсидии направляются на финансирование капиталовложений в приоритетные отрасли, на переподготовку кадров, создание рабочих мест, фундаментальные исследования и т.д.
Непрямое субсидирование осуществляется путем налоговой и кредитной политики.
Наиболее распространенный метод субсидирования в Украине  – налоговый кредит.
Налоговый кредит – отсрочка уплаты налога на доходы, которая предоставляется предприятию государственной налоговой службой на условиях возвратности, срочности и платности при наличии согласия финансового органа, который контролирует исполнение бюджета.
Порядок распределения межбюджетных трансфертов
В соответствии со ст. 98 Бюджетного кодекса распределение  объемов межбюджетных трансфертов осуществляется на основе формулы, утвержденной Кабинетом Министров Украины. Эта формула учитывает следующие параметры:
1. финн-е нормативы бюджетной обеспеченности и корригирующие к ним коэффициенты;
2. количество  жителей и количество потребителей социальных услуг;
3. индекс относительной  налогоспособности соответствующего района или города;
4. прогнозный  показатель корзины доходов бюджетов  местного самоуправления;
5. коэффициент  выравнивания (от 0,6 до 1).
Распределение межбюджетных трансфертов установлено Бюджетным кодексом и осуществляется в следующем порядке.
Министерство  финансов определяет прогнозные объемы расходов местных бюджетов и распределение их между уровнями бюджетов. Для этого используются финансовые нормативы бюджетной обеспеченности.
Этот норматив равен частному от деления общего объема финансовых ресурсов, которые направляются на бюджетные услуги на количество жителей или потребителей социальных услуг. Финансовый норматив бюджетной обеспеченности является общим для всех бюджетов и равен средним расходам на одного жителя или потребителя по каждому виду расходов бюджета.
Для того, чтобы  учесть социально-экономические, демографические, климатические и другие факторы, вводится корригирующий коэффициент финансовых нормативов бюджетного обеспечения, который утверждается Кабинетом Министров Украины (статья 95 Бюджетного кодекса).
Расчет  объемов доходов, закрепленных за бюджетами производится:
- во-первых, в  пределах прогнозного объема  доходов сводного бюджета Украины;
- во-вторых, в  соответствии с основными прогнозными макропоказателями экономического и социального развития Украины на плановый год;
- в-третьих, с  применением индекса относительной  налогоспособности территориальной единицы.
Доходные возможности  местного бюджета определяются на основе расчета корзины доходов бюджета.
Корзина доходов бюджетов местного самоуправления – это налоги и сборы, закрепленные Бюджетным кодексом на постоянной основе за бюджетами местного самоуправления и учитываемые при определении объемов межбюджетных трансфертов.
Объем корзины доходов  соответствующего бюджета рассчитывается с применением индекса относительной налогоспособности административно- территориальной единицы.
Этот индекс равен  частному от деления среднедушевой  корзины доходов местного бюджета соответствующего уровня на среднее значение по Украине.
Индекс  относительной налогоспособности - коэффициент, который определяет уровень налогоспособности административно-территориальной единицы по сравнению с аналогичным средним показателем по Украине в расчете на 1-го жителя.
Индексы применяются  при расчете межбюджетных трансфертов, в соответствии с законодательством они не могут изменяться и пересматриваться чаще 1-го раза в 3 года.
Определение дотаций выравнивания
Объем дотаций  выравнивания из Государственного бюджета, который предоставляется бюджетам АР Крым, областным бюджетам, бюджетам городов республиканского и областного подчинения, бюджетам районов, или объем средств, которые передаются из этих бюджетов в Государственный бюджет, определяется по общему фонду административно- территориальной единицы по единой формуле и равен разнице между объемом расходов и прогнозным показателем объема доходов, которые формируются на его территории, с учетом коэффициента выравнивания .
Расчет дотации  выравнивания, которая передается из Государственного бюджета в местный бюджет и из местного бюджета в Государственный представлен на схеме . Государственный бюджет Местные бюджеты
Схема расчета  дотации выравнивания, которая передается из Государственного бюджета в местный бюджет и из местного бюджета в Государственный.
Формула для определения
трансфертов ( ) i 1 i i T =? V ? D
Доходы Di, которые
учитываются при
определении трансфертов
Расходы Vi, которые
учитываются при
определении трансфертов
Трансферт в
местный
бюджет
Перечисление
Результаты расчета  в Гос. бюджет
С целью стимулирования местных органов власти к увеличению собственных доходов государство не изымает лишние средства в
Государственный бюджет в случае, если расчетная  потребность по расходам меньше ожидаемых доходов. С этой целью вводится коэффициент выравнивания ?=0,6-:-1,0.
Если ?= 0,6, это означает, что из каждой дополнительной гривни
(превышения доходов  над расходами, которое учитывается  при определении межбюджетных трансфертов) бюджет оставит в своем распоряжении дополнительно 40 копеек.
Однако, при этом в пропорционально меньшем объеме поступят дотации в бюджеты-реципиенты из бюджетов-доноров. То есть, в случае применения коэффициента выравнивания, дотация выравнивания будет равна сумме средств, передаваемых в Государственный бюджет. Поэтому при расчете межбюджетных трансфертов в 2002 г. ? был принят за 1 для всех дотационных бюджетов.
Так как трансферты местному бюджету определяются на основе объективной оценки потребностей в расходах и доходной способности, местные органы власти самостоятельно определяют объемы трансфертов на основе формульного метода. Поэтому ошибки и неточности в расчетах могут быть ликвидированы на стадии подготовки Государственного бюджета.
Бюджетный кодекс не ограничивает использование дотаций выравнивания, но регулирует направления использования их только на текущие расходы, что стимулирует эффективное их использование. Эти трансферты направлены на выравнивание расходного потенциала различных уровней местных бюджетов.
Формульный  метод определения дотаций выравнивания имеет ряд
преимуществ:
1. Способствует  расширению и укреплению доходной  части местных бюджетов.
2. Способствует  формированию реальной расходной  части местных бюджетов.
3. Улучшается  процесс подготовки проекта местного  бюджета.
4. Повышается прозрачность бюджетных решений.
5. Стимулируется  экономия местных расходов и  мобилизация доходов.
6. Исчезает необходимость  в лоббировании завышения объемов межбюджетных трансфертов.
7. Методика ввела  единый подход при распределении  бюджетных ресурсов и устранила практику субъективизма, т.е. центральная власть отказалась от индивидуального согласования объемов финансовых ресурсов и перешла к отношениям между Министерством финансов и местными бюджетами на основе формулы.
С принятием Бюджетного Кодекса местные органы власти имеют возможность формировать свои бюджеты сразу же после утверждения проекта Государственного бюджета во 2-ом чтении, когда доводятся объемы межбюджетных трансфертов.
4. Взаимные расчеты как инструмент регулирования межбюджетных
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.