На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Методы оценки работоспособности

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
3
1.
Понятие утомления и особенности утомления при мышечной и умственной работе……………………………………………………
 
4
2.
Субъективные и объективные признаки утомления………………
8
3.
Методы оценки работоспособности………………………………...
10
4.
Практическая работа на предприятии по диагностике утомления..
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...
23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Научно-технический прогресс, обусловивший резкое повышение скорости управляемых процессов, предъявляет повышенные требования к скорости и точности действий работника, которые нередко превосходят возможности воспринимающих аппаратов человека.
Как бы ни были могущественны производительные силы, человек остается центральным звеном в любой системе управления производственными процессами. Однако трудовая деятельность человека в связи с научно-техническим прогрессом, значительно изменилась и предъявляет теперь более высокие требования к психофизиологическим функциям и процессам. Поэтому роль современных научных дисциплин, как психология и физиология труда в настоящее время значительно возросла. Знание их основ – необходимое условие научного решения важнейших вопросов в области организации труда и управления.
Цель данной контрольной работы изучение, создания наиболее благоприятных производственных условий, которые обеспечивали бы оптимальный уровень работоспособности и сохранности здоровья человека, занятого трудовой деятельностью.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. ПОНЯТИЕ УТОМЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ УТОМЛЕНИЯ ПРИ МЫШЕЧНОЙ И УМСТВЕННОЙ РАБОТЕ
 
При любом виде как физического, так и умственного труда утомление всегда состоит в функциональных изменениях в общем звене – в деятельности центральной нервной системы, и прежде всего в высшей нервной деятельности человека.
Есть много причин, вызывающих в организме человека функциональные изменения. В их число входят вредные санитарно-гигиенические условия, большая физическая или умственная нагрузка, повышенное нервно-эмоциональное напряжение (связанное с избытком или дефицитом информации, повышенной ответственностью, плохим психологическим климатом или наличием реальной опасности), очень высокая или очень низкая температура, дефицит движений при повышенном нервно-эмоциональном напряжении, значительная физическая нагрузка при «информационном голоде» и др. Все эти причины взаимодействуют в различных сочетаниях и комбинациях, перечислить и учесть которые на современном уровне наших знаний не представляется возможным. Однако всех их объединяет одно - наличие общего следствия: реакции организма человека на воздействие совокупности факторов условий труда. Эта общая реакция состоит в формировании качественно определенного функционального состояния – нормального, пограничного, патологического.
Проблема утомления является одной из сложнейших научно-практических проблем, которые исследуются и изучаются представителями различных наук – экономистами, физиологами, психологами и др.
Утомление как временный упадок физических и духовных сил в организме возникает в результате выполнения той или иной работы.
Производственное утомление – это утомление, возникающее у исполнителя в результате работы в производственных условиях. Утомление проявляется в различных сферах. Поэтому различают технико-экономические, физиологические, психологические и медицинские признаки утомления.
К технико-экономическим признакам утомления относится снижение выработки, удлинение «штучного» времени, увеличение количества допущенного брака и др. К физиологическим признакам явления относятся лишние движения, снижение выносливости, наличие тремора (дрожания) в пальцах, удлинение времени зрительно-моторной реакции, повышение температуры кожи головы и рук и др. Психофизиологические признаки утомления – чувство усталости, замедление психических процессов и ошибочные действия при специальных, так называемых корректурных, пробах и др. Наконец, медицинскими показателями утомления служат травматизм и производственно обусловленные заболевания.
Физиологическую природу утомления связывают с корковой теорией утомления. На различных этапах развития корковой теории ее создатели и сторонники представляли убедительные доказательства, что утомление в человеческом организме – очень сложное явление. Возникновение утомления и его особенности можно понять на основе знаний о регулирующей деятельности центральной нервной системы и ее высшего уровня – коры больших полушарий.
Ученые конкретизировали связанные с утомлением различные стороны работы мозга: истощение нервных клеток в ходе их деятельности, нервные влияния, обеспечивающие поступление в работающие органы питательных веществ, нарушение координации, участие процесса торможения в утомлении и т.д.
В каждом виде трудового процесса есть элементы физического труда - труда, при кото­ром совершается мышечная нагрузка, и элементы умственного труда. Для объективной оценки организации производства, объективного назначения льгот и компенсаций, очеред­ности оздоровительных мероприятий, для регламентации режимов труда и отдыха и для многих других целей было предложено в каждом виде трудовой деятельности различать тяжесть и напряженность. Соответственно всякий труд классифицируется на категории или группы по его тяжести  и по напряженности.
Тяжесть труда - это фактически физиологическая стоимость работы. Тяжесть работы характеризует мышечные усилия (нагрузку на скелетные мышцы). Ее величина определя­ется энергетическими затратами организма, мощностью внешней работы или величиной статического усилия, требуемого при выполнении данной работы, массой и расстоянием перемещения поднимаемого или опускаемого груза, рабочей позой и характером рабочих движений, а также степенью напряжения физиологических функций (судя по данным частоты сердечных сокращений, проценту снижения выносливости, степени утомления), плот­ности загруженности рабочего дня. В нашей стране применяется классификация труда, пред­ложенная институтом гигиены труда АМН СССР. Она предусматривает деление труда по тяжести на 4 группы или категории.
Критерии
тяжести
Группы труда по тяжести
 
Легкий
 
 
Средний
 
 
Тяжелый
 
 
Очень тяжелый
 
Мощность внеш­ней работы или энерготраты организма.ккал/час (ккал/мин)
 
 
до 150 (до 2,5)
 
150-200 (2,5-4,1)
 
250-360 (4,1-6)
 
больше 360 (больше 6)
Максимальная ве­личина переме­щаемого груза, кг
 
до 5
6-15
16-40
больше 40
Рабочая поза
Стационар­ное рабо­чее место,  свободная поза
Стационарное рабочее место. Вынужденные наклоны до 30° 50-100 раз за смену, или нахождение в наклоненном положении до 30° 10—25% времени
Стационарное рабочее место. Вынужденные наклоны до 30° 100-300 раз за смену, или нахождение в
наклоненном
положении до 50% времени
Стационарное рабочее место. Вынужденные наклоны до 30° больше 300 раз за смену, или нахождение в наклоненной позе до 30° более 50% времени
Рабочий пульс, уд/мин
до 80
80-100
100-120
120-140
 
Напряженность (нервная напряженность) труда отражает нагрузку на ЦНС, анализаторы, высшую нервную деятельность, психическую деятельность. Напря­женность труда характеризуется объемом воспринимаемой информации и определяет­ся степенью напряжения внимания, плотностью поступающих сигналов, состоянием ана­лизаторных систем, эмоциональным напряжением. По напряженности труд делят на 4 группы, или категории: ненапряженный, малонапряженный, напряженный, очень напря­женный.
Критерии напряженности
Группы труда по напряженности
Ненапряжен­ный
Мало-напряженный
Напряженный
Очень
напряженный
 
Внимание:
 
а) число произ­водственно важных объек­тов  одновременного наблюдения
б) длительность сосредоточен­ного внимания, в % к рабочему времени
в) плотность сообщений (сигналов в час)
 
 
 
до 6
 
 
до 25
 
 
до 75
 
 
до10
 
 
до 50
 
 
до 175
 
 
 
до 25
 
 
до 75
 
 
до 300
 
 
 
более 25
 
 
более 75
 
 
свыше 300
 
Эмоциональное напряжение
работа по ин­дивидуальному плану
работа по ус­тановленному плану с воз­можной кор­ректировкой в процессе дея­тельности
работа в условиях дефици­та времени с повышенной ответствен­ностью
личный риск, ответственность за безопасность других
Сменность
утренняя, 7-8 часов
2 смены, без ночной
3 смены, с ночной
нерегулярная сменность с ночной работой
Интеллектуаль­ная напряжен­ность
нет необходи­мости прини­мать решение
решение прос­тых альтерна­тивных задач по инструкции
решение слож­ных задач по алгоритму
творческая деятельность
Монотонность:
а) число эле­ментов в опе­рации
 
б)продолжи­тельность выполнения пов­торяющихся операций, сек.
 
до10
 
 
более 100
10-7
 
 
100-46
6-3
 
 
45-21
3-2
 
 
20-2
 
Используя представленные в таблицах критерии, можно оценить любой труд по тяжес­ти и напряженности.
 
Существует также классификация труда, учитывающая характер работы: 1) труд требующий значительной мышечной активности; 2) механизированные виды труда; 3) автома­тизированные и полуавтоматизированные виды труда; 4) групповые (конвейерные) рабо­ты; 5) труд, связанный с дистанционным управлением (операторский труд).
 
2. СУБЪЕКТИВНЫЕ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ УТОМЛЕНИЯ
 
Психологи отмечают, что при развитии утомления у человека появляется особое состо­яние психики, которое называется утомляемостью - субъективное отражение возникаю­щих в организме процессов, приводящих к утомлению. Так, например, возникает чувство слабосилия. Оно появляется задолго до снижения производительности труда и заключается в том, что возникает переживание особого тягостного напряжения и неуверенности. Чело­век чувствует, что не в силах должным образом продолжать работу. При этом возникает расстройство внимания - при развитии утомления человек легко отвлекается, становится вялым, малоподвижным или, наоборот, у него появляются хаотическая подвижность, неус­тойчивость. Возникают расстройства в сенсорной области - при утомлении изменяется работа рецепторов, например, возникает зрительное утомление - снижается способность перерабатывать информацию, идущую через зрительный анализатор; при продолжитель­ной ручной работе снижается тактильная и кинестетическая чувствительность. Возникают нарушения в моторной сфере: происходит замедление движений, появляются торопливость движений, расстройства ритма, ослабление точности и координированности движений, деавтоматизация движений. Наблюдаются дефекты памяти и мышления, ослабляются воля, решительность, выдержка, самоконтроль. При сильном утомлении появляется сонливость.
Выраженность изменений зависит от глубины утомления. Например, при слабом утом­лении существенных изменений в психическом статусе почти нет, а при переутомлении все эти изменения крайне выражены.
В связи с изменением психического состояния ряд психофизиологов предлагает выде­лять 3 стадии утомления:
1-я стадия: при ней проявление чувства усталости незначительно, производительность труда не снижена;
2-я стадия - характеризуется значительным сниже­нием производительности труда и выраженными психическими изменениями;
3-я стадия, которую некоторые исследователи расценивают как острое переутомление, сопровождает­ся выраженным переживанием утомления.
Утом­ление может быть физическим (мышеч­ным) или нервно-психическим (центральным). Обе формы утомления сочетаются при тяжелой работе, и их нельзя строго отделить одну от другой. Тяжелая физическая работа приводит в первую очередь к мышечному утомлению, а усиленная ум­ственная или монотонная работа вызывает утомле­ние центрального происхождения. Следует четко разграничивать утомление и усталость, обуслов­ленную потребностью во сне.
Кроме того, определяют первичное утом­ление, которое развивается достаточно быстро, в начале рабочей смены и является призна­ком недостаточного упрочения трудовых навыков; оно преодолимо в процессе работы, в результате чего возникает "второе дыхание" - значительное повышение работоспособно­сти. Вторичное, или медленно развивающееся утомление - собственно утомле­ние, которое возникает примерно спустя 2,5-3 часа от начала рабочей смены, а для его снятия необходим отдых.
Переутомление, или хроническое утомление - еще один вид утомления. Оно обусловлено отсутствием надлежащего отдыха между рабочими днями, рассматривается как патологическое состояние. Проявляется общим падением производительности труда, увеличением заболеваемости, замедлением роста культурно-технического уровня и квалификации работающего; снижением творческой активности и умственной работоспособности, изменением в деятельности сердечно-сосудистой системы.
Согласно К. К. Платонову выделяют четыре степени пере­утомления - начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое, каждая из которых требует соответствующих методов борьбы. Так, для снятия начинающегося переутомления доста­точно регламентировать режим труда и отдыха. При легкой степени переутомления необ­ходимо дождаться отпуска и эффективно использовать его. При выраженном переутомле­нии необходим срочный отдых, лучше - организованный. При тяжелой степени переутом­ления необходимо лечение.
 
3. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
 
Надежность исполнителя в системе «человек – машина», регулирование интенсивности его труда и профилактика производственного утомления – все это обеспечивается совокупностью организационно-технических средств, в том числе путем внедрения рациональных режимов труда и отдыха.
Научно обоснованные режимы труда и отдыха призваны не только обеспечивать высокую эффективность производства, правильное использование и развитие физических и умственных способностей рабочих, но и способствовать превращению труда в первую жизненную потребность.
Рациональный режим труда и отдыха – это распорядок в трудовой деятельности, который регламентирует такое соотношение работы и отдыха, при котором высокая производительность труда сочетается с высокой устойчивой работоспособностью человека как можно более длительное время.
Работоспособность человека и его уровни зависят от внешних и внутренних факторов. Внешние, определяющие специфику работы – это интенсивность, длительность, сложность (количество и упорядоченность элементов проблемной ситуации).
К внутренним факторам относятся: уровень квалификации, индивидуально-психологические особенности, функциональное состояние.
Работоспособность оценивается по двум группам показателей:
- производительность труда (количество выпущенной продукции, наличие брака, сбоев, снижение темпа работы и др.);
- показатели психофизиологических систем и психики человека.
Изменение психологических функций человека играет решающее значение для определения работоспособности. В период вырабатываемости происходит активизация большинства показателей работоспособности, затем их активизация и стабилизация и последующее снижение работоспособности вследствие утомления. Изменение работоспособности во времени называют динамикой работоспособности и выделяют несколько стадий или фаз работоспособности.
Работоспособность человека, даже в обычных условиях, колеблется в течение рабочего дня. Выделяются следующие стадии работоспособности: 1) вырабатывания; 2) оптимального выполнения деятельности; 3) утомления; 4) конечного порыва (при высокой мотивации).
Фаза мобилизации. Человек непроизвольно или через инструктаж мобилизуется, чтобы начать работу. В «мобилизацию» включаются все системы организма. Особенно это проявляется в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах. Таким образом активизируются энергетические ресурсы, происходит активизация функции долговременной и оперативной памяти, мыслительное «проигрывание» разрешения наиболее вероятных проблемных ситуаций, возникающих вначале работы, планирование тактики и стратегии поведения.
Предрабочее психофизиологическое состояние может быть адекватным и неадекватным специфике предстоящей деятельности. В первом случае оно называется состоянием готовности. Во втором случае, как правило, выделяют два состояния. При дисбалансе процессов возбуждения и торможения в пользу последнего возникает состояние предстартовой апатии. Второй вариант характеризуется значительным преобладанием процесса возбуждения – это состояние предстартовой лихорадки.
Степень адекватности предрабочего состояния зависит в основном от двух факторов: квалифицированности работника и его психофизического состояния (фонового), предшествующего фазе мобилизации. На фоне состояния монотонии, пресыщения, утомления и переутомления, как правило, возникает состояние предстартовой апатии. Состояния психической напряженности могут провоцировать возникновение предстартовой лихорадки.
Время возникновения (длительность) и интенсивность предрабочего состояния зависит от уровня квалификации, индивидуальных особенностей характера, предшествующего состояния работника, сложности и значимости предстоящей деятельности.
Высокая квалификация, слабость и подвижность нервной системы, большая интенсивность фонового состояния способствует быстрой мобилизации и кратковременности предрабочего состояния. Сложность и особенно важность предстоящей работы, напротив, являются факторами более раннего возникновения предрабочего состояния. Известно, что работоспособность в предстоящей деятельности во многом зависит от соотношения интенсивности предрабочего состояния и характера предстоящей деятельности. Высокий уровень благоприятствует работоспособности в интенсивной, кратковременной и операционно-простой деятельности. Низкий уровень более оптимален для малоинтенсивной, операционно-сложной и длительной работы. Вместе с тем, для высококвалифицированных специалистов наиболее оптимальным является высокий уровень интенсивности предрабочего состояния.
Фаза первичной реакции может возникать в начале деятельности и характеризуется кратковременным снижением почти всех показателей психофизиологического состояния. Эта фаза является результатом внешнего торможения, вызванного в основном изменением характера, поступающей информации и ее непредсказуемости.
При адекватном предрабочем состоянии и у специалистов высокой квалификации эта фаза, как правило, не возникает. Она не появляется и в процессе выполнения операционно-простой интенсивной деятельности. Возникновению этой фазы способствуют высокий уровень тревоги в предрабочем состоянии и тревожность как свойство личности.
Фаза гиперкомпенсации. Эта фаза возникает также в начальном периоде работы и характеризуется поиском энергетически оптимального режима деятельности. Если в предыдущей фазе организм и психика человека подготавливаются к общему алгоритму работы, то на этой фазе посредством борьбы неосознаваемых установок на максимизацию и на экономизацию происходит избыточное приспособление к конкретным условиям деятельности, формирование четкого динамического стереотипа. В отличие от предыдущей фазы эта фаза существует всегда, но у высококвалифицированных работников она длиться короткое время. Быстроте ее прохождения способствует также высокая подвижность нервной системы. Окончание фазы гиперкомпенсации свидетельствует об окончании стадии врабатывания.
Фаза компенсации (оптимальной работоспособности). Все показатели качества деятельности повышаются и стабилизируются, что достигается сбалансированной активностью установок на экономизацию и мобилизацию усилий. Уровень работы различных систем оптимален, необходимая и достаточная мобилизация основных и компенсаторных механизмов уже осуществлена. Возникшая в результате предыдущих фаз мобилизация функций полностью компенсирует минимальными средствами возросшие требования, предъявляемые деятельностью. На этой фазе достигается стабильное и сбалансированное соотношение между энергетическими затратами и восстановительными процессами. Процессы восстановления в соответствии с временными и интенсивными требованиями деятельности полностью компенсируют энергетические затраты. Эффективность труда в этот период наибольшая.
Чем выше квалификация работника, тем дольше продолжается эта фаза. Кроме того, ее длительность может зависеть от соответствия специфики деятельности и особенностей нервной системы. В монотонных, операционно-простых и неинтенсивных условиях деятельности фаза компенсации длиннее у лиц с инертной и слабой нервной системой. В операционно-сложной работе или деятельности, требующей максимальной и длительной мобилизации, преимущество на стороне лиц с сильной нервной системой и низкой тревожностью. Это же относится к работе, связанной с риском.
В процессе подготовки специалистов и их тренировки необходимо создавать такие условия, чтобы длительность этой фазы была максимальной. Наибольшая ее длительность достигается тогда, когда работник имеет 30% времени, непосредственно не занятого выполнением трудовых операций.
Фаза субкомпенсации возникает как при снижении интенсивности и сложности деятельности, так и при их повышении. На этой фазе постепенно начинает действовать уровень резервной работоспособности.
При определенном росте интенсивности и сложности деятельности оптимальный уровень функционирования перестает обеспечиваться. Происходит своеобразная перестройка работы функциональных систем: мобилизация наиболее специфически важных функций поддерживается за счет ослабления контроля за менее важными функциями. Внешне эта фаза характеризуется избирательным повышением или поддержанием наиболее значимых и небольшим понижением второстепенных показателей качества деятельности, т.е. более экономичным использованием резервов работоспособности. Дальнейшее продолжение деятельности в таком режиме приводит к росту утомления, на фоне которого все больше используется уровень резервной работоспособности. Фаза субкомпенсации переходит в свою крайнюю стадию. Включение компенсаторных механизмов резервного уровня обеспечивает только сохранение наиболее важных показателей деятельности при значительном ухудшении всех менее важных. Эта фаза наступает и дольше длится у высококвалифицированных специалистов и лиц с сильной нервной системой.
Фаза конечного порыва возникает, когда работа заканчивается в фазе оптимальной работоспособности или в фазе субкомпенсации. Она характеризуется срочной мобилизацией через мотивационную сферу дополнительных сил организма, эмоциональным подъемом, притуплением чувства усталости и повышением работоспособности. Чем сильнее социальные и материальные стимулы, тем более выражена фаза конечного порыва, изменяющая естественную динамику работоспособности, вызванную ростом утомления. При продолжении работы происходит истощение вспомогательных энергетических резервов и развивается следующая фаза.
Фаза декомпенсации. На этой фазе уровень резервной работоспособности перестает соответствовать основным требованиям деятельности. Снижаются не только второстепенные, но и основные показатели деятельности. Она наступает в двух случаях. В первом случае, при резком увеличении интенсивности или сложности деятельности может возникнуть состояние эмоциональной напряженности. Ухудшение основных показателей работы происходит не столько в связи с истощением резервной работоспособности, сколько вызвано чрезмерным эмоциональным возбуждением. Это состояние характеризуется такой степенью эмоционального реагирования, которая определяет временное понижение устойчивости специфических психических процессов и профессиональной работоспособности, и такой степенью, которая способствует возникновению фазы срыва. Состояние эмоциональной напряженности чаще возникает у лиц, отличающихся повышенной тревожностью, слабостью нервной системы.
В другом случае, при длительном продолжении работы в предыдущей фазе, фаза декомпенсации возникает уже в связи с истощением уровня резервной работоспособности. Рост утомления приводит к неуклонному ухудшению функционирования систем, снижаются показатели, наиболее важные для данного вида труда. Эта фаза характеризуется как выраженными вегетативными нарушениями – учащением пульса и дыхания, так и нарушением точности и координации движений, появлением большого количества ошибок в работе, за которыми уже лежат более выраженные ухудшения функций внимания, памяти, мышления. Изменяется ведущая мотивация, основным становится мотив прекращения работы. При продолжении работы эта фаза может перейти в фазу срыва.
Фаза срыва характеризуется значительным расстройством регулирующих механизмов резервного уровня работоспособности. Возникает неадекватность реакции организма и психики на сигналы внешней среды. Наступает резкое падение работоспособности, вплоть до невозможности продолжения работы. Нарушение работы вегетативных функций и внутренних органов может привести к обморочному состоянию и срыву адаптационных механизмов. Организм человека приходит в состояние переутомления и требует длительного отдыха или даже лечения.
Вышеописанная динамика работоспособности позволяет сделать следующие выводы.
 
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ПРЕДПРИЯТИИ ПО ДИАГНОСТИКЕ УТОМЛЕНИЯ
 
Успешное осуществление различных форм трудовой деятельности человека возможно при обязательном учете физиологических основ умственного и физического труда, проведении необходимых мер по повышению работоспособности организма, создании комфортных условий для трудовых коллективов и отдельных работников.
Мероприятия по профилактике утомления:
1. физиологическая рационализация труда по экономии и ограничению движений при работе;
2. равномерное распределение нагрузки между различными мышечными группами;
3. соответствие производственных движений привычным движениям человека;
4. рационализация рабочей позы;
5. освобождение от излишних подсобных операций;
6. правильная организация перерывов в работе;
7. механизация и автоматизация производства;
8. санитарное благоустройство производственных помещений (кубатура, микроклиматические условия, вентиляция, освещенность, эстетическое оформление).
Важной мерой профилактики утомления является обоснование и внедрение в производственную деятельность наиболее целесообразного режима труда и отдыха, т. е. рациональной системы чередования периодов работы и перерывов между ними. Это необходимо в производственных процессах, которые сопровождаются большими затратами энергии или постоянным напряжением внимания. Следует учитывать также, что длительность перерывов при выполнении одинаковой работы должна соответствовать возрастным особенностям организма.
При разрешении проблемы утомления следует иметь в виду, что в период отдыха происходит не только ликвидация утомления, но и потеря положительных свойств, приобретаемых во время выполнения работы, т. е. состояния «врабатываемости» или «рабочей установки», имеющих последствием повышение количества и качества выполняемой работы.
Таким образом, длительность и чередование перерывов должны не только восстанавливать основные физиологические функции, но и сохранять положительные факторы, способствующие повышению производительности труда.
Различают три вида внутрисменного отдыха: микропаузы, макропаузы и обеденный пе­рерыв. Перерывы, предусмотренные регламентом производства, называются регламенти­рованными. Их эффективность как восстановительного мероприятия - выше перерывов, которые совершаются «без разрешения» - нерегламентированных.
Микропаузы
Это промежутки между отдельными операциями или между отдельными элементами операций. Обычно продолжительность каждой микропаузы 1-2 сек. В среднем за весь рабочий день сумма всех микропауз должна составлять 7-10% от рабочего времени, например, при 8-часовой смене - 48 минут. Отсутствие микропауз в условиях конвейерного производства вызывает глубокое утомление. Поэтому микропаузы должны предусматриваться при расчетах нормы выработки. Во время микропауз возникают условия для кратковремен­ного отдыха, что предотвращает развитие глубокого утомления.
Макропаузы
Представляют собой перерывы на отдых длительностью 5-10 минут или больше. Чем выше мощность выполняемой работы (чем выше тяжесть работы), тем больше требуется времени на отдых. Например, шахтеры примерно 50% времени пребывания под землей вынуждены отдыхать: в противном случае, если длительность отдыха будет умень­шена, их производительность труда существенно упадет. Итак, суммарное время отдыха (сумма макропауз) определяется тяжестью работы. При легком по тяжести и напряженно­сти трудовом процессе достаточно в каждой половине рабочей смены 1-2 перерыва на отдых длительностью 5-10 минут. Длительные (более 10 минут) или частые перерывы снижают работоспособность и требуют дополнительного времени для врабатывания.
Обеденный перерыв
В отличие от микро- и макропауз, не входит в понятие «рабочее время», так как согласно трудовому законодательству, время на обеденный перерыв идет за счет личного бюджета времени работающего. Его продолжительность не должна быть мень­ше 30 минут, т. к. более короткий промежуток времени не дает полноценного восстанови­тельного эффекта. Этот перерыв предназначен не только для приема пищи (кстати, при работе не рекомендуется обильный обед), но и для отдыха - пассивного или активного, что определяется характером работы. При умственной деятельности, как правило, во всех случаях рекомендуется активный отдых во время макропауз и обеденного перерыва. При умственной деятельности макропаузы назначаются каждые 45 минут, в основном по 5 ми­нут, а ближе к обеденному перерыву - по 10 минут. Обеденный перерыв назначают в сере­дине рабочей смены.
Большое значение в профилактике утомления имеет активный отдых, в частности физические упражнения, проводимые во время коротких производственных перерывов.
Физкультура на предприятиях повышает производительность труда от 3 до 14% и улучшает некоторые показатели физиологического состояния организма работающих.
Последнее время для снятия нервно-психического напряжения, борьбы с утомлением, восстановления работоспособности довольно успешно используют функциональную музыку, а также кабинеты релаксации или комнаты психологической разгрузки. В основе благоприятного действия музыки лежит вызываемый ею положительный эмоциональный настрой, необходимый для любого вида работы. Вместе с тем музыка не только улучшает настроение работающих, но и повышает работоспособность и производительность труда.
Большую роль в организации производственного процесса играет ритм работы, который тесно связан с механизмом образования динамического стереотипа. Факторы, нарушающие ритмичность труда, не только снижают его производительность, но и способствуют быстрому утомлению. Например, ритмичность и относительная несложность работы на конвейере доводят рабочие движения до автоматизма, делая их более легкими и требующими меньшего напряжения нервной деятельности.
Однако излишний автоматизм рабочих движений, переходящий в монотонность, может привести к преждевременной усталости и сонливости. Последнее объясняется тем, что однообразные и слабые раздражения могут привести к развитию торможения в коре головного мозга. Так как работоспособность человека колеблется в течение дня, необходим переменный ритм движения конвейера с постепенным ускорением в начале рабочего дня и замедлением к концу смены.
Важность этих мероприятий определяется тем обстоятельством, что чем больше мышечных групп участвует в рабочих движениях, тем больше импульсов устремляется в нервную систему, способствуя более быстрому развитию утомления. Физиологическая рационализация трудовых процессов требует в ряде случаев определенной реконструкции станков, оборудования и рабочего инструмента, а также изменений устройства производственной мебели.
Важное значение для борьбы с утомлением имеют механизация и автоматизация производства, устраняющие необходимость чрезмерных мышечных усилий при работе и пребывания работающих в неблагоприятных условиях. Однако степень механизации и автоматизации процессов в ряде отраслей промышленности до сих пор остается недостаточной и требует более активного их внедрения.
Необходимым фактором для профилактики утомления,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.