На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные закономерности и пирнципы менеджмента

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      1. ПОНЯТИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ МЕНЕДЖМЕНТА 

      1.1 Закономерности управленческой деятельности 

         Всякая наука характеризуется присущими только ей законами и закономерностями. В науке управления также имеются свои законы и закономерности, которые носят объективный характер, то есть не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознания и намерения. Осознанное использование экономических законов, осуществляясь через управление, позволяет привести деятельность людей в соответствие с объективными условиями развития. Именно менеджер выбирает оптимальный вариант управленческого решения.
          Закономерности управления отражают объективно существующие, повторяющиеся существенные взаимосвязи между различными элементами и явлениями в процессе управления. Они подразделяются на общие и частные. Общие закономерности присущи всем системам управления, а частные связаны с функционированием отдельных отраслей, предприятий и организаций.
          К общим закономерностям управления можно отнести закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства; преимущественной эффективности сознательного управления; соотносительности управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления. Рассмотрим эти закономерности.
      Закономерность  соответствия содержания управления формам собственности на средства производства предполагает создание систем управления, адекватных формам собственности на средства производства. Так, приватизация предприятий торговли обусловила многообразие организационно-правовых форм этих предприятий и ослабила централизованное руководство их деятельностью.
      Преимущественная  эффективность сознательного планомерного управления тоже закономерна, так как система управления с плановой регуляцией протекающих в ней процессов и потенциально, и фактически эффективнее систем управления со стихийной регуляцией этих процессов. Подтверждением служит широкое применение программно-целевого подхода, системного подхода и анализа на всех уровнях управления в современном обществе.
      Закономерность  соотносительности управляющей  и управляемой подсистем, субъекта и объекта управления означает соответствие сферы управления требованиям объекта управления. Так, качественные сдвиги, наметившиеся в 70-е годы в экономике Китая, потребовали определенной трансформации всего аппарата управления в этой стране, что получило отражение в комплексе реформ, осуществление которых началось с 1975г. В результате китайская экономика и управление ею стали более восприимчивы к требованиям научно-технического прогресса, обрели тенденцию устойчивого поступательного развития и без кризисов и потрясений был осуществлен переход к регулируемым рыночным отношениям. [14, с.9]
      К числу общих закономерностей  управления можно отнести и усиление процессов разделения и кооперирования труда. Эта закономерность отражает,  с одной стороны, дальнейшее горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении, что связано с развитием отраслей (в т.ч. и торговли), увеличением масштабов управляемых систем, появлением новых функций и видов деятельности. С другой стороны, разделение труда обусловливает его координацию, т.е. согласованность действий субъектов управления, что выражается в кооперации управленческого труда.
      Если  общие закономерности присущи управлению в целом, то частные закономерности  характерны для отдельных сторон систем управления. К частным закономерностям можно отнести закономерность изменения функций управления, оптимизации числа ступеней управления, концентрации функций управления и распространенности контроля.
      Закономерность  изменения функций управления означает возрастание одних функций и  убывание других на различных иерархических уровнях управления. Так, если на уровне торгового дома решаются стратегические задачи, охватывающие инвестиционную политику фирмы, распределение прибыли и т.д., то на уровне каждого входящего в торговый дом магазина решаются преимущественно тактические вопросы, связанные с реализацией товаров населению.
      Закономерность  оптимизации числа ступеней управления предполагает устранение излишних звеньев управления, что повышает его гибкость и оперативность. Так, осуществление приватизации предприятий торговли привело к упразднению такого звена управления, как торги, которые занимали промежуточное положение между предприятиями торговли и министерством. В новых условиях  хозяйствования торги были либо трансформированы в другие управленческие структуры, либо ликвидированы.
      Закономерность  концентрации функций управления состоит  в том, что каждая ступень управления стремится к большей концентрации функций, то есть к расширению и росту численности управленческого персонала. Эту закономерность убедительно иллюстрируют данные о росте численности бюрократического аппарата, который наблюдается во всех странах.
      Закономерность  распространенности контроля отражает зависимости между числом подчиненных и возможностями эффективного руководства их деятельностью и контроля за их действиями со стороны руководителя. Оптимальным считается наличие 7-10 подчиненных в непосредственном подчинении у одного руководителя. Эта закономерность учитывается в процессе управления персоналом при формировании наиболее эффективных групп [14, с.11] .
      Управление  производством носит двойственный характер. С одной стороны, управление выражает объективный процесс руководства трудом работников по производству потребительских стоимостей, то есть управление выступает как потребность производства (отношения управления обусловлены совместным трудом); с другой – производственные отношения сторон в процессе создания стоимости. Стороны – это работодатель и наемный работник, которые вступают друг с другом в отношения собственности. В соответствии с этим управление производством рассматривается в двух аспектах: организационно-техническом и социально-экономическом. В первом случае под управлением понимается объединение труда всех работников на базе организационной системы машин и технических средств. Его задача – соединить труд работников с предметами и орудиями труда, установить определенные пропорции, режимы и связи в производстве. Через организационно-техническое раскрывается содержание управления и состав его элементов.
      Социально-экономический  аспект заключается в том, что  собственник средств производства осуществляет процесс производства не только в своих интересах, но и в интересах объединенных для совместного труда работников и общества в целом.
      Различают общие и специфические законы управления.
      К общим законам управления относятся: закон специализации управления, закон интеграции управления, закон  экономии времени.
      Закон специализации управления – современное производство основано на использовании новейших технологических процессов, технологических средств, высокой степени организации производства и труда, информационных систем. Для управления таким производством необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и техники, что приводит к расчленению общих функций, их проявлению в конкретных условиях, на различных уровнях. Менеджмент включает экономические, социально-психологические, правовые и организационно-технические аспекты, поэтому менеджеры должны обладать высоким профессионализмом в области каждого из этих направлений.
      Свойственные  рыночной экономике риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений.
      Закон интеграции управления – интеграция, то есть объединение, в менеджменте вытекает из потребности самого производства и управления им. Это объединение, с одной стороны, специализированных управленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс, а с другой – подразделений, производств в единый производственный организм - предприятие. Предприятия в свою очередь могут объединяться в разные организационные формы рыночной экономики. Пределы этого объединения регулируются рыночными отношениями производства и управления. Интеграционные процессы осуществляются до тех пор, пока они способствуют высоким темпам нововведений, мобильности технологической переориентации, внедрению изобретений, высокому уровню занятости в условиях острой конкурентной борьбы.
      В качестве интегрирующих факторов могут  выступать цели, задачи, интересы, необходимость поддержания жизнедеятельности и развития системы, требования рынка.
      Интеграция  осуществляется путем установления временных и постоянных связей на всех уровнях проявления функций  управления и информационного обеспечения.
      Закон экономии времени справедлив не только для сферы материального производства. Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени. Это положение характерно для менеджмента, где этот закон выступает как закон управления временем.
      Эффективность управления и, следовательно, достижение поставленной цели зависят от скорости реакции менеджера на потребности рынка и мобилизации внутренних и внешних переменных для удовлетворения этих потребностей. Решение любого вопроса в менеджменте в более короткое время, чем конкурирующей стороной, всегда оказывает положительное влияние на конечные результаты деятельности фирмы. В глобальных масштабах закон экономии времени может влиять на уровень экономического развития региона или страны в целом [2, с.35]. 

                   1.2 Принципы менеджмента 

          Принципы менеджмента относятся  к числу важнейших категорий управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления.
           Принципы управления отражают  объективную реальность, существующую  вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов — это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.
      Впервые термин «принципы управления» ввел инженер-технолог Ф.Тейлор, который в 1911 г. Опубликовал работу под названием «Принципы научного менеджмента». На основе изучения способов выполнения работ и трудовых операций он сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:
      - научный подход к выполнению  каждого элемента работы;
      - научный подход к подбору, обучению  и тренировке рабочего;
      - кооперация с рабочими.
      Принципы  управления отражают теоретический  идеал управления, к достижению которого необходимо стремиться. Реализация этих принципов является критерием эффективности и научности управления на всех его уровнях.[20, с.58]
          Так же как и закономерности, принципы управления подразделяются на  общие и частные. Общие принципы характеризуются тем, что они имеют универсальный характер и распространяют действие на все сферы управления и на все отрасли народного хозяйства, а частные имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы и со стороны управления. Например, применительно к управлению предприятиями торговли выделяют обычно такие частные принципы, как ритмичность, непрерывность, параллельность и преемственность управленческих процессов.
      К общим принципам управления можно  отнести разделение труда, иерархичность, целенаправленность, планомерность, компетентность, дисциплину и многие другие.
      Одним из важных принципов управления является принцип разделения труда, то есть специализация  управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности. Данный принцип имеет две формы: горизонтальное и вертикальное разделение труда. Горизонтальное разделение труда – деление всей работы на составляющие компоненты и закрепление выполнения их за специалистами. Вертикальное разделение труда означает отделение работы по координации от непосредственного выполнения задания.
      Принцип иерархичности предусматривает  вертикальное разделение управленческого труда. Этот принцип учитывается при построении аппарата управления, при расстановке кадров.
      Процесс управления должен быть целенаправленным, то есть всегда осуществляться не «просто так», а быть ориентированным на решение конкретных проблем, стоящих в данный момент перед организацией.  Поставленная цель должна быть реальной, достижимой и сформулированной предельно конкретно, чтобы здравый смысл мобилизовал персонал на ее выполнение.
      Для торговой организации и ее подразделений  в качестве целей устанавливаются обычно конкретные задания по объему товарооборота.
          Принцип целенаправленности предполагает не только установку целей, но и соотнесение этих целей с ресурсами. При этом важно обеспечить увязку целей с главными ресурсами, необходимыми для достижения, и акцентировать внимание на самом слабом звене, которое может помешать достижению целей. 
      Принцип планомерности управления тоже связан с программно-целевым управлением и предусматривает составление программы действий, ее реализацию. Планомерность проявляется в нормализации условий работы и ее распределении между исполнителями, в координации действий исполнителей и их инструктировании, а также в организации учета и контроля выполнения каждой работы и программы в целом. Принцип планомерности  тесно связан с такими функциями управления, как стратегическое планирование и реализация стратегии, организация взаимодействия, мотивация и контроль. Реализация этого принципа на практике придает плановую организацию всей системе управления.
      Принцип компетентности предполагает знание менеджером объекта управления  или по крайней мере способность руководителя воспринимать компетентную консультацию специалистов при принятии решений. Принцип компетентности связан с горизонтальным разделением труда по функциям.
      Многие  должности в аппарате управления торговой организации  требуют особой компетенции, то есть обширных теоретических  знаний и наличии практического опыта.
      Возрастание популярности торговой деятельности в  современных условиях и увеличении числа лиц, не имеющих специальной подготовки, но фактически занятых в торговле, а также учащающиеся случаи реализации населению недоброкачественных товаров выдвигают проблему лицензирования торговой деятельности и осуществление специального обучения лиц, получающих лицензии, в целях обеспечения необходимой компетенции [14, с.12].
      Едва  ли не самым важным из них можно  считать научность в сочетании  с элементами искусства. Научный подход необходим, поскольку сложным современным хозяйством фирмы практически невозможно управлять «по наитию», без тщательной проработки решений. В то же время ситуация может меняться столь стремительно и непредсказуемо, что на ее изучение попросту нет времени. Тогда приходится импровизировать, использовать нетрадиционные подходы, чутье, опыт. Таким образом, фактор неопределенности функционирования и развития социальной системы превращает управление в искусство.
      Важным  принципом менеджмента является его функциональная специализация в сочетании с универсальностью. Их суть состоит в том, что к каждому объекту управленческой деятельности существует индивидуальный подход, соответствующий направленности и особенностям его функционирования.
        Футбольной командой нельзя управлять так же, как и с актерами на сцене, а научным коллективом по аналогии с воинским подразделением. Но если посмотреть с другой стороны, поскольку во всех этих случаях имеют место управленческие действия, они должны содержать в себе некие универсальные моменты.[1, с.16]
      Любой управленческий процесс должен основываться на принципе последовательности. Все управленческие действия осуществляются в строго определенном порядке как во времени, так и в пространстве. Нельзя, например, сначала принимать решения,  а затем уже осмысливать ситуацию. В ряде случаев последовательность управленческих действий может иметь циклический характер, предполагающий их повторение в том же виде  через определенные промежутки времени. Циклическими часто являются текущее планирование, контроль, составление бухгалтерских отчетов.
      Непрерывность осуществления хозяйственных процессов  в организации требует соответственно и непрерывности управления ими, контроля и координации деятельности персонала. Это позволяет своевременно обнаруживать и решать возникающие проблемы, а следовательно, обеспечивать стабильное развитие и функционирование организации, что требует оптимального сочетания централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации.
      Поскольку саморегулирование осуществляется людьми, оно, в свою очередь невозможно без соблюдения такого принципа как учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей межличностных отношений и группового поведения. Это создает благоприятный морально-психологический климат в организации , принятие взвешенных решений и их надлежащее исполнение.
      Для того чтобы управленческий процесс  протекал нормально, необходимо соблюдение такого принципа как обеспечение  единства прав и ответственности каждого субъекта управления. Избыток прав приводит на практике к управленческому произволу; недостаток – парализует деловую активность и инициативу, поскольку даже небольшой «перебор» здесь может привести к крупным неприятностям [1, с.17].
      Важным  принципом менеджмента считается состязательность участников управления на основе личной заинтересованности в успехе, поддерживаемой с помощью разнообразных мотиваторов, таких как материальное поощрение, возможность продвижения по службе, самореализации, получения новых знаний и навыков.
      В современных условиях управление не может быть по-настоящему результативным без соблюдения такого принципа как максимально широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений, причем уже на самых ранних его стадиях. Он исходит из того непреложного факта, что решения, в которые вложен собственный труд и идеи, будут реализовываться с большей активностью и заинтересованностью, чем «спущенные сверху»[1,  с.18].
      Неотъемлемым принципом управления является дисциплина, которая должна соблюдаться в любой системе управления на любом уровне. Дисциплина предполагает безусловное выполнение указаний руководителей, должностных обязанностей, инструкций, приказов и других директивных документов. Уровень дисциплины в значительной мере определяет культуру управления. Применительно к торговле роль этого принципа особенно велика, так как специфика отрасли предъявляет повышенные требования не только в отношении исполнительской дисциплины, но и финансовой дисциплины в коммерческой деятельности и самодисциплина всего персонала, от менеджера до продавца. Вместе с тем дисциплина не должна стеснять инициативу работников и препятствовать творческому отношению к работе.
      Все принципы управления тесно взаимосвязаны  и взаимообусловлены. Так, например, невозможно добиться четкого функционирования иерархичной системы управления, игнорируя остальные принципы управления (целенаправленность, планомерность, компетентность, стимулирование, дисциплину), так же, как нельзя обеспечить целенаправленную деятельность организации без планомерности, компетентности, дисциплины и иерархичности [14, с.13].
      В трудах по теории управления приводится свыше 30 принципов управления. Причем  в ходе общественного развития некоторые принципы управления, характерные для функционирования административно-командной системы хозяйствования, потеряли свою актуальность, например, принцип демократического централизма в существовавшей в последнее время интерпретации. В то же время вырабатываются новые принципы управления, адекватные современным условиям, например, принцип устойчивости к воздействию факторов внешней среды.[20, с.63]
 

       2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМУЛИРОВКЕ НАУЧНЫХ ШКОЛ 

      
      Принципы  управления с позиции школы научного управления
 
      На  рубеже ХIХ и ХХ столетий происходило формирование фабричных производственных систем, которое поставило перед руководством организации новые проблемы – оснащение заводов оборудованием, организация управленческих структур, обучение работников, составление графиков сложных технологических процессов, проявления недовольства со стороны рабочих, забастовки. Менеджеры индустриальной Америки искали и находили всевозможные решения, что и означало развитие классического направления менеджмента, для которого был характерен научный, рациональный подход к исследованию процессов управления и формированию его принципов.
      Развитие  принципов управления связано с  деятельностью таких направлений, как научная школа менеджмента, административная  и бюрократическая  школы.
      Научное управление было первым подходом в  истории управленческой теории. Его самая фундаментальная черта была связана с поиском наиболее продуктивного использования человеческих и материальных ресурсов. Отцом научного управления считается американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915). Свою карьеру он начал с простого рабочего, а затем, получив заочно высшее образование, за 8 лет дослужился до должности главного инженера сталелитейной компании в г. Бетлехеме.
      Идеи  Тейлора сформировались в результате его практической деятельности в трех компаниях: «Мидвэйл Стил», «Симондс Роллинг Машин» и «Бетхелем Стил».
      Суть  экспериментов Тейлора заключалась  в исследовании с помощью секундомера процесса подрезки чугунных чушек, который выполнялся самыми сноровистыми рабочими. Разделив операции на отдельные элементы, Тейлор определял продолжительность каждого из них и в итоге выводил средние нормы, которые впоследствии были распространены на всех рабочих. В результате производительность труда возросла в 3,5 – 4 раза, а заработная плата – на 60%. Причем это было достигнуто не за счет интенсификации труда, как это довольно часто сейчас считают, а прежде всего – за счет его рационализации [1, с.21].
      Второй  эксперимент Тейлора, проводившийся  в той же компании, был связан с определением оптимальных способов постановки заготовок на станки и скоростей резания металла. Тейлор провел несколько десятков тысяч опытов и выявил 12 независимых переменных, влияющих на конечный результат. Для облегчения этого титанического труда ему пришлось даже изобрести специальную счетную линейку.
      Система научной организации труда Тейлора, описанная в его книгах «Управление  фабрикой» (1903) и «Принципы научного управления»(1911), была построена на пяти основных принципах:
    Научный отбор рабочего. Эффективность требовала подбора к каждому виду работы соответствующего рабочего, который имел для этого какие-то особые способности. Для проверки способностей работников выполнять определенные виды деятельности разрабатывались различные тесты. Так, Тейлор разработал тест на скоростную реакцию для инспекторов по контролю качества.
    Научное изучение и обучение рабочего. Научное изучение затрат времени, движений, усилий должно развиваться, чтобы тренировать и обучать рабочего для достижения максимальной эффективности.
    Специализация работы. Производство было разделено на составные части и рабочие стали специалистами в своих видах работ
    Важность побудительных мотивов заработной платы. Рабочие получают оплату за то, что они сделали, и премируются, если они превысили установленную норму.
    Справедливое распределение ответственности между рабочими и управляющими. Самое эффективное использование персонала и ресурсов требует дружеской кооперации между трудом и управлением.
      Тейлор  пришел к важному выводу, что главная причина низкой производительности кроется в несовершенной системе стимулирования рабочих. Поэтому он разработал систему материальных стимулов. По утверждению Тейлора, именно награда представляет собой тот принцип, которым следует овладеть всякому, кто хочет эффективно управлять человеком.
      В целом Тейлору удалось достичь устойчивого роста производительности труда до 200% и выше. Его идеи получили широкое распространение в Соединенных штатах, а также во Франции, Германии, России и Японии [12, с.52].
      Усилия  «отца научного менеджмента» Ф. Тейлора  были поддержаны другими исследователями. Широкую известность получил предложенный Генри Ганттом график Гантта, отображающий плановые и реальные объемы на всех стадиях процесса производства. Гантт интересовался уже не отдельными операциями и движениями производства, а производственными процессами в целом. Он объяснил низкую производительность тем фактом, что задачи и методы их решения формируются на основе того, что сделано ранее, или вследствие чьего-нибудь мнения относительно того, как выполнять работу. Согласно Гантту, «основные различия между наилучшей сегодняшней и прежними системами состоят в способах планирования и распределения поощрений за их выполнение». Следуя этому принципу, Гантт поставил цель усовершенствовать механизмы функционирования предприятий за счет обновления систем формирования задач и распределения поощрений и премий.
      Крупнейшими последователями Тейлора были его  соотечественники Лилиан и Френк  Гилберты. Посвященный анализу движений работников в процессе труда исследования Ф. Гилберта во многом совпадали с научными интересами Ф. Тейлора,  но проводились независимо от него. В России наиболее известны их книги «Азбука научной организации труда и предприятий» и «Изучение движений» (1911), «Психология управления» (1916).
      Современником и в значительной мере единомышленником Ф. Тейлора был Г. Эмерсон, вершиной исследований которого было формулирование знаменитых 12 принципов производительности:
    Точно поставленные идеалы или цели, к достижению которых стремятся каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления;
    Здравый смысл, то есть подход с позиций здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей;
    Компетентная консультация, то есть необходимость специальных знаний и компетентных советов по всем вопросам, связанным с производством и управлением. Подлинно компетентный совет может быть только коллегиальным;
    Дисциплина – подчинение всех членов коллектива установленным правилам и распорядку;
    Справедливое отношение к персоналу;
    Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведениями;
    Диспетчирование, обеспечивающее четкое оперативное управление деятельностью коллектива;
    Нормы и расписания, позволяющие точно измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери;
    Нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, условий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты;
    Нормирование операций, предполагающее установление времени и последовательности выполнения каждой операции;
    Письменные стандартные инструкции, обеспечивающие четкое закрепление всех правил выполнения работ;
    Вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда каждого работника.
      Г. Эмерсон выступал как идеолог устранения всех потерь вообще в интересах всего человечества и всеобщего блага. Его теория была направлена на то, чтобы отыскать такие способы и методы организации труда, которые позволили бы повышать производительность труда не так болезненно, как это было задумано системой Ф. Тейлора.
      В близком к Эмерсону направлении формировал свои взгляды на проблемы организации управления известный всему миру автомобильный король начала XX столетия Генри Форд. Он выделил следующие общеэкономические принципы:
      Экономический принцип – суть этого принципа заключается в способности человеческого труда превращать вещества природы – сырье и материалы – в готовый товар, пригодный для потребления. Человек перерабатывает природное вещество, уменьшая затраты. Принцип экономичности находит свое завершение в следующем.
      Принцип служения, в основе которого мысль Г. Форда  о том, что «нельзя жить за счет общества – нужно жить в обществе»,  «во имя сбережения человеческого труда». Г. Форд высоко ценил потребителя, который своим спросом на автомобили поддерживал его предприятие. А сила предприятия – в «силе услуг», то есть служении населению.
      Хозяйственный принцип, содержание которого определяется трудом. Труд – это человеческая стихия, обращающая себе на пользу «плодоносные времена года». Этот принцип связан с «экономическим принципом» и «принципом служения».
      Нравственный  принцип, сущностью которого является «право человека на труд». «Человек, заработавший на хлеб, заработал и право на него. Если другой человек крадет управления него этот хлеб, он крадет управления него больше чем хлеб, крадет священное человеческое право».
      Принцип высокой зарплаты заключается в  том, что высокая заработная плата  должна выплачиваться заслуженно –  за хороший конечный результат, от которого будет в выигрыше как предприятие, так и общество. Рабочий должен быть поставлен в «соотношении с услугами, которые он оказывает обществу». Поэтому Г. Форд напоминал, что «труд создает заработную плату». Более того, общество не может «существовать на покупательную силу людей, доход которых не зависит от выполняемой ими работы». Постоянно надо помнить о том, что результатом высокой заработной платы является «постоянство работы», тогда как понижение заработной платы влет за собой «уменьшение работы, так как этим уменьшается спрос, от которого зависит работа».
      Принцип приоритета производства над деньгами и прибылью, в основе которого лежит такой жизненный критерий: «Капитал должен течь из фабрики, а не из банка». Этим определением Г. Форд выразил то, что называется «коммерческим расчетом» предпринимателя. Предприятие должно работать без убытка – на самоокупаемость и зарабатывать столько прибыли, сколько необходимо для превращения ее в собственный капитал с целью расширения производства, результатом которого должны быть высокие производительность труда, качество продукта и заработная плата рабочих. В этом «секрет» производственно-экономической системы Г. Форда [7, с.89].
      Основные  идеи научного менеджмента представлены в таблице 1 [5, с.54]
      Таблица 1 - Основные принципы, достоинства и недостатки научного менеджмента
      Общий подход       -Разрабатываются  стандартные методы выполнения  рабочих заданий
      -Проводится  отбор работников, обладающих способностями  для выполнения конкретных заданий
      -Работники  обучаются стандартным методам  труда
      -Менеджмент  обеспечивает поддержку выполнения  рабочих заданий (планирование и устранение помех)
      -Использование  материальных стимулов способствует  увеличению производительности труда
      Достоинства       -Получил  подтверждение тезис о значении  высокой оплаты труда
      -Были  проведены научные исследования  процессов выполнения различных работ и задач
      -Была  продемонстрирована важность отбора  и обучения работников
      Недостатки       -Не  учитывался социальный контекст  работы и возрастающие потребности  работников
      -Не  признавались различия между  индивидами
      -Менеджеры,  как правило, низко оценивали уровень профессионализма рабочих и игнорировали их идеи и предложения
 
      Использование данного подхода предполагало разработку менеджментом стандартных процедур для каждого вида деятельности, предварительный отбор работников, обладающих соответствующими способностями, обучение наиболее эффективным методам труда, обеспечение процесса выполнения рабочих заданий и устранение возможных препятствий, а также обеспечение материального стимулирования.
      Практическое  применение принципов научного менеджмента позволило добиться повышения производительности труда, но недостаточное внимание к возрастающим потребностям сотрудников и социальному контексту труда привело к усилению конфликта между менеджментом и рабочими. Распространение научного менеджмента способствовало более интенсивной эксплуатации наемных работников, что отнюдь не способствовало гармонии и сотрудничеству, к которым стремились Ф. Тейлор и его последователи. 
 

      2.2 Принципы управления с позиции административной и бюрократической школ  

      В значительной степени ограниченность и недостатки рационалистической школы Тейлора и его последователей были преодолены представителями классического направления в менеджменте, у истоков которого стоял француз Анри Файоль (1841-1925). Как и Тейлор, Файоль придерживался рационалистических взглядов, но объектом его интересов была организация в целом, а не отдельные направления ее деятельности, и кроме того, что самое главное – он изучал и описывал управленческую деятельность как таковую, чем до него не занимался никто. Для этого существовали определенные предпосылки в виде осмысления огромного личного опыта – Файоль в течение 30 лет был руководителем крупной горнодобывающей и металлургической компании «Комамбо», которая в момент его назначения на пост генерального управляющего (1888 г.) находилась на грани банкротства, а ко времени его отставки (1918 г.) стала одним из мощных, славящихся своими административными, техническими и научными кадрами французских концернов.
      Обобщая свои многолетние наблюдения, А. Файоль создал «теорию администрации» и достиг известности благодаря своим идеям, которые однако, были приняты слишком поздно. Лишь в 1916 г. был опубликован труд Файоля «Основные черты промышленной администрации – предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль». Этот труд основной вклад Файоля в науку об управлении.
      Целью административной (классической) школы Файоля было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация, несомненно достигнет успеха.
      А. Файоль утверждал: управлять – значит вести организацию к ее цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся  в ее распоряжении ресурсов. Понятие  «управление», по его мнению, объединяет в себе шесть основных функций: техническая, коммерческая, финансовая, страховая, учетная, административная. Все операции взаимозависимы. Например, технические операции не могут осуществляться без наличия сырья, возможности сбыта, капитала, страховых мероприятий. Административные операции Файоль разделил на планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию. Позднее они стали называться функциями управления.
      Глубоко осмыслив закономерности функционирования организации, Файоль сформулировал  знаменитые 14 принципов административного управления:
    Разделение труда. Цель разделения труда – увеличить объем и повышать качество производства при затрате тех же усилий.
    Власть – ответственность. Власть – есть право отдавать распоряжения и сила, принуждающая подчиняться. Власть немыслима без ответственности, то есть без санкции – награды или кары, сопровождающих ее действия. Всюду, где действует власть, возникает и ответственность.
    Дисциплина – это, по существу, повиновение, усердие, манера держать себя, внешние знаки уважения, проявленные соответственно установленному между предприятием 1.Разделение труда. Цель разделения труда – увеличить объем и повышать качество производства при затрате тех же усилий.
    Единство распорядительства. Служащему может давать приказания относительно какого-либо образа действия только один начальник. Ни в одном из случаев не бывает приспособления социального организма к дуализму распорядительства. Ввиду того, что это правило нельзя не признавать фундаментальным, я его включаю в число принципов.
    Единство руководства. Этот принцип можно выразить так: один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель.
    Подчинение частных интересов общим. Этот принцип гласит, что на предприятии интересы служащих или группы служащих не должны становиться выше интересов предприятия. Здесь сталкиваются две категории интересов различного порядка, но одновременно заслуживающие признания; необходимо постараться их согласовать. Это одна из трудностей управления.
    Вознаграждение персонала есть оплата исполненной работы. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять персонал предприятия, нанимателя и служащего.
    Централизация не является хорошей или плохой системой управления: она может быть принята или опровергнута в зависимости от тенденций управления руководителя и от обстоятельств, но в большей или меньшей степени она существует всегда. Вопрос о централизации или децентрализации – вопрос меры. Дело сводится к нахождению степени централизации, наиболее благоприятной для предприятия.
    Иерархия есть ряд руководящих должностей, начиная с низких и кончая высокими.
    Порядок. Общеизвестна формула материального порядка: определенное место для каждой вещи и всякая вещь на своем месте. Форма социального порядка такова же: определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте.
    Справедливость. Для того чтобы поощрить персонал к исполнению своих обязанностей с полным рвением и преданностью, надо относиться к нему благожелательно. Справедливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием.
    Постоянство состава персонала. Текучесть персонала является одновременно причиной и следствием плохого состояния дел. Тем не менее, смены в составе неизбежны: возраст, болезни, отставки, смерть нарушают состав социального образования; некоторые служащие теряют способность выполнять свои функции, другие же оказываются неспособными брать на себя более ответственную работу. Таким образом, подобно другим принципам, принцип текучести рабочего состава имеет свою меру.
    Инициативой называется возможность создания и осуществления плана. Свобода предложения и осуществления его также относится к категории инициативы.
    Единение персонала. Не надо разделять персонал. Разделять враждебные нам силы для того, чтобы их ослабить, - дело искусное; но разделять собственные силы в предприятии – тяжкая ошибка.
      Считая  предложенные им принципы универсальными, Файоль тем не менее считал, что  применение этих принципов на практике должно носить гибкий характер, зависеть от  ситуации, в которой осуществляется управление. Он отмечал, что система принципов никогда не может быть завершена, напротив, она всегда остается открытой для дополнений, изменений, преобразований, основанных на новом опыте, его анализе, осмыслении, обобщении.
      Легко заметить, что некоторые из приведенных  принципов обращены к человеческому фактору. Файоль доказывал, что менеджмент, предназначенный главным образом для интенсификации производственных процессов, основан на знании психологии и что учет человеческого фактора в управлении крайне важен. Сегодня ясно, что успех фирмы на 80% определяется эффективностью управления персоналом и лишь на 20% - технологией и финансами [13, с.12].
      Многие  принципы управления, сформулированные А. Файолем, сохранили практическую ценность. Например, японская компания «Мицусита электрик» руководствуется следующими семью принципами управления: объективность, справедливость, сплоченность, благоустройство, скромность, гармония, оценка. Все они перекликаются с принципами, разработанными Файолем .
      После А.Файоля многие исследователи изучали  принципы управленческой деятельности, однако все они были только последователями Файоля, развивавшими, дополнявшими и конкретизировавшими его учение    (Л.Ф. Урвик, Дж. Муни) [13, с.12].
      Основные  положения Файоля были развиты в  работах Л. Урвика. Главное внимание Л. Урвиком было уделено разработке принципов построения формальной организации. Основные из этих принципов:
    Соответствие людей структуре. Указывается, что сначала необходимо детально разработать структуру организации, а затем подбирать специалистов.
    Создание специального и «генерального» штаба. Специальный штаб, по его мнению, должен разрабатывать рекомендации для руководителя, «генеральный» - заниматься подготовкой и передачей приказов руководителя, контролировать текущую работу и оказывать помощь руководителю в координации деятельности штабных специалистов.
    Сопоставимость прав и ответственности. Руководителей следует наделять властью, равной ответственности.
    Диапазон контроля – число лиц, непосредственно подчиняющихся руководителю.
    Специализация. Выделяют три типа специализации управленческих работников: по признаку цели, операции, типу потребителя или географическому признаку.
    Определенность. Для каждой должности в организации должны быть определены права, обязанности, ответственность, взаимоотношения и взаимосвязи с другими лицами.
      Еще одна научная школа классического  направления менеджмента, разработанная европейским ученым Марксом Вебером (1864-1920), систематическая, предполагающая анализ организации как единого целого концепция бюрократических организаций.
      Если  Ф.У. Тейлор пытался найти ответ на вопрос, как сделать так, чтобы рабочий работал, как машина, то М. Вебер искал ответ на вопрос, что нужно сделать, чтобы вся организация работала как машина. Ответ на данный вопрос Вебер видел в разработке правил и процедур поведения в любой ситуации  прав и обязанностей каждого работника.
      В конце ХIХ в. многие европейские компании управлялись на «личной», семейной основе, то есть работники трудились на определенного человека, а не на организацию. Данная практика имела ряд негативных особенностей: организационные ресурсы использовались скорее для удовлетворения индивидуальных желаний, нежели целей компании (обслуживания покупателей). М.Вебер отстаивал мнение о том, что компании должны управляться на безличной, сугубо рациональной основе, и определил эту организационную форму как бюрократию. Итак, концепция бюрократической организации представляет собой одну из областей классического менеджмента, в которой основное внимание уделяется рациональному, безличному управлению посредством четкого определения должностных обязанностей и ответственности работников, ведения формальной отчетности, разделения собственности и управления.
      Вебер считал, что бюрократическая организация  должна обеспечить скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость. Им были сформулированы следующие принципы бюрократической организации: иерархия власти и ответственность; разделение труда и специализация; профессиональное знание на каждой ступеньки иерархии; процедура решения проблемных ситуаций; правила поведения должностных лиц; вознаграждение по чину; ограничение власти чина; имперсональность контактов; упор на письменные коммуникации; рационализация дисциплинарных требований;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.