Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Культура молодежи

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
    Отчет по практике
    по  социологии
      на тему: «КУЛЬТУРА МОЛОДЕЖИ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    г. Пермь 2005
      Содержание: 

    Введение…………………………………………………………...3
    Социологический аспект молодежной культуры…………….4
    Элементы молодежной культуры (досуг, отношение к религии, политические ориентации, ценности, культурная информированность, культурные потребности, влияние массовой культуры, отношение к девиантным формам поведения,…)…………………………………………………...7
    Молодежная субкультура…………………………………….12
    Молодежная контркультура………………………………….18
    Заключение……………………………………………………….19
    Список  использованной литературы……………………………20 

    Вторичный анализ………………………………………………..21
    Программа социологического исследования…………………..26
    Анкета…………………………………………………………….30
 

    Введение 

    Слово «культура» происходит от латинского «культивировать» или «возделывать», и именно в таком понимании («искусство земледелия») оно употреблялось до начала XVIII в. Позже его стали относить и к людям, отличавшимися изящными манерами, начитанностью, музыкальностью и т.п. В обыденной лексике, на уровне массового сознания, «культура» и по сей день ассоциируется с хорошим воспитанием, посещением театров и музеев, художественной эрудицией.
    Современное научное определение культуры значительно  шире. Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы1.
    Как социальная группа молодежь в контексте  культурного уровня выступает следующим  образом. Молодежь – это социальная возрастная группа молодых людей (иногда до 30 лет), с одной стороны они несут в себе результаты влияние различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а с другой стороны – их ценности остаются гибкими, подверженными различным влиянием. Жизненный опыт этой группы не богат, представление о морально-этических ценностях часто окончательно не определены. Сегодня юноша рано перестает быть ребенком (по своему физиологическому развитию), но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский возраст – время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. Психологически молодежь относится к миру взрослых, а социологически – к миру отрочества. Если в смысле насыщения знаниями человек созревает гораздо раньше, то в смысле положения в обществе, возможности сказать свое слово – зрелость ею отодвигается. «Молодежь» как феномен и социологическая категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых.
    Молодежь  выделяет свою культуру и свою субкультуру, что связано с неопределенностью  своих социальных ролей, неуверенностью в собственном социальном статусе.
    Но  правомерно ли вообще понятие «молодежная культура»? Что это такое – культура самой молодежи или культура для молодежи? И если она есть, то со знаком «плюс» или «минус» следует использовать это понятие? Как с ним соотносятся принятые в науке термины «субкультура» и «контркультура»?2    
    Ответить  на эти вопросы поможет социологическое  исследование культуры молодежи.
 

    1. Социологический аспект молодежной культуры 

    Во-первых возникает вопрос о том, ограничена ли молодежная культура какими-то временными рамками, или же это понятие вневременное? Иными словами, заданы ли некие неизменные черты молодежной культуры в силу того, что она присуща определенной социально-возрастной группе, или же каждое новое поколение приходит со своей собственной культурой и является зеркалом своей эпохи и своего поколения?
    Однозначного  ответа на эти вопросы нет и  быть не может.  С одной стороны, молодежная культура является зеркалом культуры общества с присущими ему  ценностями, мировосприятием, социокультурными установками, с другой – она всегда есть большее или меньшее отрицание общепринятых позиций, хотя бы в силу генерационных особенностей, и в этом смысле элементы контркультуры закономерно присутствуют в содержании культуры поколения в целом3.
    Отвечая на эти вопросы важно подчеркнуть  особенности молодежной культуры. В современных условиях чрезвычайной подвижности всех социальных процессов в российском обществе культуру молодежи следует рассматривать в нескольких плоскостях, равно обуславливающих уровень и направленность культурной самореализации, которая является содержательной стороной культурной деятельности молодого человека. Состояние молодежной культуры, как считает В.Я. Суртаев, обусловлено следующими факторами4:
    1. Системный кризис, затронувший социальную структуру с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых «западных» ценностей не могла не привести к состоянию социальной анемии и фрустрации населения, непосредственным образом повлиявшему на ценностный мир молодежи, крайне противоречивый и  хаотичный. поиск своего пути в новых социально-экономических условиях, ориентация на ускоренное статусное продвижение и в то же время прогрессирующая социальная неадаптивность – все это обусловило специфический характер культурной самореализации молодого человека.
    2. Современная российская культура, как на институциональном, так  и на субъектно-деятельностном уровне сегодня находится в кризисном состоянии, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного развития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознается органами управления, с другой – коммерциализация культурного процесса, все более заметный отход от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры, наиболее явственно проявляющийся в электронных средствах массовой информации, также не может не отразится на системе установок, ориентаций и культурных идеалов молодого человека.
    3. Попытки реализации целостной  программы гуманитарной социализации  в государственном масштабе не  увенчались успехом. Сегодня единая  система гуманитарной социализации  практически отсутствует, а частные инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных учебных заведениях, охватывают лишь немногочисленные группы молодежи крупных российских городов. В большинстве же школ гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарных дисциплин и так называемой «внеучебной работой», которая не столько приобщает молодых людей к культурным ценностям, сколько отвращает от них в пользу рекреативно-развлекательной самореализации. Нередко гуманитарная социализация носит коммерческий характер (так называемое «элитное образование»), и характер гуманитарной социализации все заметнее обусловлен уровнем доходов родителей школьника или самого молодого человека.
    4. Юношеский возраст (15 – 18 лет), а в какой-то мере и весь период взросления отличают черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, усугубляемые переживаниями амбивалентности социального статуса (уже не ребенок, еще не взрослый). именно эта специфика приводит юношей в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников, которые удовлетворяют типичные юношеские потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении. группы сверстников выполняют социально-психологическую терапевтическую функцию – преодоления социального отчуждения. естественно, в подобных группах складываются собственные культурные нормы и установки, обусловленные в первую очередь эмоционально-чувственным восприятием действительности и юношеским нонконформизмом.
    5. Особенности поколения оказывают существенное влияние на молодежную субкультуру, обладающую не столько возрастными, сколько генерационными особенностями. в этом феномене наиболее отчетливо проявляются молодежные формы сознания и поведения5.
    Тем не менее, некоторые стабильные, неизменные черты молодежной культуры существуют, хотя  каждое новое поколение молодежи вступает в жизнь с несколько иным отношением к культуре общества и собственным культурным поведением и самовыражением.
    Молодому  человеку в силу его возрастных и  общепсихологических особенностей свойственно, прежде своего, эмоционально-чувственное отношение к культуре в целом и к художественной в частности. Молодой человек стремится к глубокому личностному восприятию художественной информации, когда он как бы идентифицирует себя с героями произведений, переносит на самого себя события, происходящие с ними, наяву переживает иллюзорную жизнь созданных воображением автора персонажей.
    Сопереживание с одновременным подражанием  – знак и сегодняшней молодежной рок-культуры. И как в 60-е, когда все сочиняли песни под Б.Окуджаву, А. Городницкого, так и теперь подростки собираются в свои команды и пытаются играть поп рэпп или рок. Каждое поколение имеет свою массовую культуру и своих кумиров, которым подражает.
    Известно, что юношеству ближе событийные, динамические сюжеты, действующие, а не рассуждающие герои. многие учителя-словесники отмечают, что в школьные годы «Война и мир» интересует читателей «приключениями» Наташи и князя Андрея, а похищение героини Анатолием Курагиным для них значительно увлекательнее судьбы Платона Каратаева, столь важной для самого Толстого. Лишь с возрастом интерес к сюжету сменяется истинным проникновением в философские глубины этого великого русского романа.
    В юношеской психологии кроется причина  и того, что молодежь предпочитает зрелищные виды искусства (кино, телевидение), ведь даже художественная литература воспринимается молодыми людьми как бы в картинках (давно ли они зачитывались сказками – самыми зрелищными из словесных жанров!).
    И в более широком плане контекст культурной жизни, культурная атмосфера становятся для юношества возможностью для эмоциональной самореализации и предметом чувственного обожания. В этом одна из причин экстремального, недопустимого с точки зрения общественных норм поведения части молодежной публики на концертах рок-звезд или на стадионах (ведь и посещение спортивных зрелищ есть своего рода эмоциональная разрядка для юного фаната). Все это психологически закономерная черта молодежной субкультуры, воспринимаемая зрелыми людьми (нередко вполне правомерно) как выражение контркультуры и своего рода общественный вызов.
    Чувственное восприятие культуры, стремление к  однозначному противопоставлению «добра»  и «зла», ожидание непременной и безусловной победы «своих» над «чужими» приводят у молодежи, особенно в юношеском возрасте, к преобладанию нравственных оценок над художественными, к внеэстетическому восприятию искусства. Молодой человек иногда сознательно, а чаще неосознанно, открывая книгу или отправляясь в кинотеатр, хочет очиститься нравственно, стать лучше, благороднее, свободнее.
    Поиски  эмоционально-нравственного, с одной  стороны, и развлекательного содержания, с другой, в культурной сфере сопровождаются у молодежи явлением группового стереотипа и группового поведения в границах своего поколения.
    Наиболее  наглядный пример группового стереотипа – мода, с ее эклектичностью и  размытой индивидуализированностью. «Я» как «мы»: «Я люблю или мне нравится кинофильм «Черный Бумер», группа «Авария», крассовки «Адидас»», а «Мы любим или нам нравится «Черный Бумер», «Авария», крассовки «Адидас»». Молодой человек как бы растворяется в группе своих сверстников, а подчас и противопоставляет «свои» «чужим», к которым причисляет родителей, преподавателей, всех «отцов». Сам того не осознавая, он теряет свою индивидуальность, личную неповторимость в компании, в толпе своих.
    Как часто можно услышать от молодежи запальчивое: «Вы нас не понимаете», и это «нас» приобретает смысл  генерационный: нас – значит «всех  моих сверстников». Конечно, этот феномен  носит более универсальный характер, чем одно лишь отношение к сфере художественного или даже культурного. Здесь проявляется страх одиночества, отчуждения от ровесников (не случайно постоянные посетители дискотек называют их «средством от одиночества»), наконец, искаженное представление о коллективизме – чувство «толпы», «компании», «команды» вполне искренне понимается как чувство коллектива. но прежде всего групповой стереотип объясняется недостаточным уровнем сформированности самой личности в период прохождение социализации, индивид не приобрел еще личностной определенности и завершенности. А эта «размытость» в толпе не так заметна.
    Парадокс  подобного явления состоит в  том, что противопоставляя себя миру взрослых, молодой человек все  равно остается по сути «одинаковым», только эта «одинаковость» - внутри своего поколения и поэтому им самим не воспринимается. Молодежная мода – лучший тому пример. В выборе одежды молодой человек ориентируется, прежде всего, на свое окружение, чтобы соответствовать, не быть хуже или не достаточно модно одетым.
    Итак, молодежную культуру как культуру определенной возрастной группы характеризует  эмоционально-нравственное самоутверждение  молодежи наряду с  поисками развлекательного содержания, под воздействием групповых стереотипов  отношений, установок и интересов6.
 

     2. Элементы молодежной культуры 

    Досуг
    Сегодня досуг все чаще становится основной сферой жизнедеятельности молодого человека. Не учеба, не работа, а именно досуг. От удовлетворенности им зависит удовлетворенность жизнью. В школе «отсиживают» положенное количество часов, в вуз приходят «за дипломом», на работу устраиваются туда, где «больше дадут»… Подлинная жизнь начинается за порогом школы, вуза, завода7
    Что касается интересов молодежи, связанных  с досугом, то они далеко не многообразны, не осознанны, с трудом дифференцируются, причем у 42% опрошенных ограничиваются сферой «зарабатывания денег», а у 15% никак не проявляются в заявлениях типа «делать нечего», «никаких увлечений». В свободное время молодые люди в основном гуляют с друзьями, встречаются с ними дома, смотрят телевизор, слушают музыку (63% опрошенных). читают художественную литературу на досуге лишь 7% респондентов. Еще реже молодежь занимается спортом – 3%. Большинство опрошенных (72%) практически никогда не посещают концерты, выставки, спортивные соревнования; лишь 2% занимаются в кружках, секциях8. 

    Отношение к религии
      Среди студенческой молодежи выявлено 4,3% неверующих, 50% верующих, 45,7% - колеблющихся между верой и неверием.
    Что касается групп неверующих, то они в основном относят себя к последователям православия, в Библии читали отдельные места или не читали ее вообще. Церковные богослужения посещали случайно. Эта группа считает, что с помощью науки нельзя ни доказать, ни опровергнуть бытие Бога; что религия человека делает нравственнее, добрее; указывает на положительную и отрицательную роль православия в истории нашей страны, на частичную неоправданность борьбы против религии и церкви в советское время.
    В целом религиозность студентов  резко возросла, если учесть такие ее показатели, как посещаемость церковных богослужений для удовлетворения личных потребностей (42,6%), осведомленность о «священной книги» христиан Библии, убежденность в полезности религии в нравственной жизни (65,2%), позитивной роли православия в истории нашей страны (19.5%) и т.п.
    Границы между группами верующими и колеблющимися  между верой и неверием недостаточно четко выражены. Так, мнение о том, что наука опровергает бытие  Бога разделяют 7,6% верующих респондентов и 2,5% колеблющихся между верой и неверием. Среди опрошенных к последователям православия отнесли себя не только 89,3% верующих, но и 73,4% колеблющихся между верой и неверием. В этих двух группах относительно высокий уровень не определивших своего отношения к религии9. 

    Политические ориентации
    Политические  ориентации – это направленность личности на определенные политические идеи и ценности, на те или иные политические силы, в совокупности являющиеся внешними факторами, регулирующими и детерминирующими мотивацию личности и ее поведение в политической сфере10.
  Политика  не является приоритетной сферой интересов  и потребностей современных студентов. Важнейшей детерминантой отношения  молодежи к политике становится ухудшение  ее материального положения. Политическая заинтересованность современной молодежи имеет «избирательный» характер и появляется от случая к случаю.
  Основная  форма интереса молодежи к политике сегодня – информационная. В среднем  интерес к политической информации отметил каждый второй респондент и  это весьма весомо. Большинство молодых людей отдают предпочтение демократическим реформам. Даже в условиях, когда многие студенты непосредственно ощущают негативные последствия этих реформ, общедемократическая направленность их ориентации сохраняется. Хотя – и это нужно предвидеть – дальнейшая переоценка ценностей и снижение престижа в глазах студентов демократических партий и движений вполне возможны.
  Отношение к политике, когда реальностью  становится все большее неучастие  в ней, студенты все чаще соотносят  с готовностью и способностью властных структур любого уровня решать конкретные социальные проблемы. Вполне нормальной можно считать характерную для молодежного сознания переориентацию с ценностей глобального уровня на конкретные острые и переменные проблемы11. 

  Ценностные  ориентации
    В ряду наиболее значимых ценностей (отмечены половиной и более студентов):
    - дело по душе, интересная работа;
    - высокий заработок, материальное  благополучие – этот параметр тоже общезначим;
    - хорошие, верные друзья, хорошие  отношения в семье, удовлетворенность в интимной жизни, любви. Эти параметры однопорядковые, эмоционально окрашенные и личностные. В ответах девушек они отмечались чаще.
    В целом можно сказать: студенчество становится практичнее, прагматичнее. Но одновременно сохраняется ориентация на творческий, интересный труд, возрастает значимость для успеха нематериальных ценностей (Дружба, Любовь, Семья).
    Наименее  значимыми оказались для студентов  слава, связи, знакомства, власть, возможность  командовать людьми, спокойная жизнь12. 

    Культурная информированность
    На  вопрос «Что Вы сейчас читаете?» - ответили: «Ничего» 54% респондентов из политехнического и 36% - из педагогического институтов. Остальные читали на момент опроса в основном развлекательную литературу – детективы, приключения. Только некоторые в тот момент овладели наследием Достоевского, Хемингуэя, Данте, Бальзака (все студенты педагогического института). Что касается газет и журналов, то вообще не читают ни каких газет 30% опрошенных. Из остальных 70% читающих подавляющее большинство предпочитают газетки рекламно-развлекательного характера.
    Информация, получаемая из такого рода прессы, не может быть оценена позитивно. Молодые люди узнают сплетни, сенсационные подробности событий, получают советы типа «Как познакомиться с девушкой» или «Как понравиться мужчине», читают гороскопы и рассматривают рекламные картинки. Молодежь относится к подобной прессе серьезно, тем не менее, она незаметно, но существенно оказывает влияние на их духовный мир, ориентируя на мимолетность чувств, отношений, эгоизм. Такое же влияние оказывает в целом массовая культура.
    Что касается интереса молодежи к различным  видам искусств, то телевидение как  вид искусства занимает первое место  у студентов политехнического и  третье у студентов педагогического  института по уровню интереса. В целом респонденты отдают предпочтение передачам игрового характера и различным ток-шоу, а также откровенно развлекательным передачам.
    Кино  «существует» для респондентов в  основном на экранах телевизора. Менее 2% студентов ответили, что ходят в кинотеатр на каждый новый фильм. 37% респондентов никогда не ходят в кино по своей инициативе. Остальные ходят изредка или по возможности.
    Несколько иное отношение к театру. В среднем около 3% респондентов ходят на каждую премьеру, 26% посещают театр как только им предоставляется возможность, половина опрошенных хоть изредка, но бывает в театре. Никогда не ходят в театр по собственной инициативе 22% респондентов.
    Хуже  отношение к изобразительному искусству. Никто из опрошенных не ответил, что  посещает каждую новую выставку, 30% отметили, что вообще никогда не посещают выставок по собственной инициативе. Остальные делают это редко или по возможности. Поэтому неудивительно, что взгляды студентов на изобразительное искусство не отличаются широтой. Они мало видели картин и знают только хрестоматийно известных художников13.  
 

    Культурные  потребности
    В структуре культурных потребностей молодежи сегодня происходят серьезные  изменения. Наряду с их обеднением прослеживается тенденция к прагматизму. Если ранее в потребностях молодежи превалировала ориентация на творческие виды деятельности (художественное, техническое творчество), то сегодня приоритет творческой деятельности и, тем более, нравственных потребностей утрачен. На первый план выходят познавательные потребности (образование, чтение и т.п.) и потребление различного рода художественной культуры (театр, кино, музей, телевидение)14. 

    Влияние массовой культуры
    Как пишет К. Разлогов, для того, чтобы  по-настоящему насладиться произведениями массовой культуры, лучше быть художественно необразованным человеком – «художественная образованность здесь не опиум, а препятствие, потому что массовая культура, обращенная главным образом к эмоциональной сфере, по определению не требует каких либо дополнительных знаний, мешающих по достоинству оценить произведения такого типа»15.
    Все-таки влияние массового искусства  ощущается весьма заметно. Массовая культура, видимо, помогает молодым  людям в их стремлении отгородиться и защититься от сложных жизненных  проблем. В период общественных катаклизмов важнейшими становятся компенсаторная и развлекательная функции искусства. Именно эти функции выполняет массовое искусство.
    Однако  «масскульт» наносит большой  вред людям, особенно молодым, ибо сознательно  обедняет духовный мир человека. Массовая культура преподносит суррогат как подлинное. Это приводит к тому, что у молодежи путаются понятия, портится вкус. Например, музыку Моцарта молодой человек впервые слышит не в исполнении оркестра, а в пародийном исполнении на электрогитаре, а «Джоконду» видит не на хорошей репродукции в художественном альбоме, а на обложке компакт-диска, притом опять-таки в искаженном виде: поработало постмодернистское воображение оформителя обложки16.
    Культ моды, вещизма и потребления овладевает сознанием и приобретает универсальный характер. Классическая культура начинает терять ценностную привлекательность, становясь чуждой и архаичной17. 

    Отношение к девиантному поведению
  Студенты  толерантны к тем формам поведения, которые распространены в студенческой среде и характеризуют сегодня лицо постсоветского общества вообще: пьянству, свободной сексуальной жизни, курению, азартным играм, проституции, мистицизму.
  Максимальное  неприятие вызывают те форму девиации, которые связаны с насилием, преследуются как уголовные преступления: воровство, «дедовщина», вымогательство, рэкет, наркомания.
  Некоторым образом разнятся мнения мужской  и женской части студенчества. Мужчины воспринимают как социально  приемлемые формы поведения свободные  секс-отношения и курение, в то время как женская половина склонна вкладывать в них социально-негативный смысл. Женщины настроены более критично к перечисленным формам девиантного поведения, чем мужчины, за исключением мистицизма и религиозного фанатизма, при оценке которого они проявляют большую толерантность18. 

    Профессиональное  самоопределение
   Обратим внимание на мотивацию выбора студентами своей специальности, вуза. В пятерке  приоритетных мотивов – интерес  к профессии, возможность проявить свои способности, авторитет вуза, перспектива хорошей работы по окончании вуза и влияние семейной традиции, совет родителей. Ясно, что имеется специфика мотивации по направлениям подготовки и отдельным вузам.
   В университете, медицинском, архитектурном, юридическом вузах на первое место  среди мотивов поставлены «интерес к профессии» - от 50 до 66% ответов, в политехническом и экономическом на первом месте – «престиж вуза» (40 – 45% ответов), в педагогическом – «наилучшие способности в этой области» (52%), в горном – «стремление избежать армии» - 31% ответов.
   Важное  место в мотивации студентов отводится надежде в перспективе найти хорошую работу. В наибольшей степени эта ориентация выражена у юристов (51%), несколько меньше – у экономистов (39%).
   Семейная  традиция в наибольшей степени проявляется  у студентов-медиков (39%), у юристов (30%). Такой мотив, как «совет учителей, специалистов по профориентации» теряет свой вес.
  В число мотивов выбора вуза включен  и такой как «стремление продлить беззаботный период жизни». В тех  вузах, где интерес к профессии  и желание реализовать свои способности наиболее высоки, соответственно и меньше доля тех, кто настроен на беззаботный образ жизни. Снижение же интереса к профессии сопряжено с увеличением почти в два раза тех, кто настроен продлить трудовой период жизни, либо уклониться от службы в армии.
  В среднем 4 из 5 опрошенных студентов  своим выбором вуза и специальности  удовлетворены.
  Профессиональное  самочувствие третьекурсников уже  обращено и к перспективам. Как  планируют респонденты свою жизнь  после окончания вуза? В целом четвертая часть студентов планирует работать в государственном секторе; 42 % - в коммерческих структурах, по избранной специальности. Соотношение желающих работать в госструктурах и в коммерческих структурах составляет 1 : 2, по специальности и не по специальности 5 : 1.
  Около 16 % студентов планируют продолжить образование и заняться научно-исследовательской  деятельностью.
  Нужно отметить, что от 18 до 20 % студентов  различных вузов уже сейчас не намериваются работать по специальности, 14 % студентов собираются посвятить себя семье, дому. Особенно высок последний показатель у женщин – 21 %. Хотели бы уехать за границу учиться и работать – 16 % студентов19.
 

     3. Молодежная субкультура 

    В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура – это подкультура или культура в культуре.
    В более узком смысле субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.  

    Фролов  С.С. предложил следующую  типологию субкультур: 

      Романтико-эскапистские субкультуры – ориентированы  на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры).
      Анархо-нигилистические группы – отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки).
      Развлекательно-гедонистические – ориентированны на обеспечение досуга («золотая молодежь», рейверы, сноубордисты, рэпперы).
      Криминальная субкультура – ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники, люберы).
 
    Характеристика  отдельных субкультур 

    Хиппи. Социальный состав хиппи неоднороден, но в первую очередь это творческая молодежь: начинающие поэты, художники, музыканты.
    Внешний вид, форма одежды: независимо от пола – длинные волосы причесанные на прямой пробор, особая лента вокруг головы («хайратник» от англ. Hair – волосы), на руках – «фенечки», т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего сделанные из бисера, дерева или кожи, часто несоразмерно большой вязанный свитер, украшенный бисером или вышивкой джинсовый мешочек на шее для хранения денег и документов («ксивник»: от ксива – документ, воровской жаргон), цвет одежды в основном светлый (опытные хиппи никогда не носят черного), но не броский. Последнее поколение хиппи отличают такие атрибуты, как рюкзачок и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Музыкальный стиль: из западной музыки хиппи предпочитают психоделический рок, любят группу «Doors». Среди российских исполнителей высоко копируется Борис Гребенщеков. Язык, жаргон: большое количество английских заимствований, таких как «болт» - бутылка, «вайн» - вино, «флэт» - квартира, «хайр» - волосы, «пипл» - люди (распространенные обращения: «человек», «люди»), «рингушник» - записная книжка (от англ. Ring – звонок). Кроме того, характерно частое использование уменьшительных суффиксов и слов, не имеющих аналогов в литературном языке для обозначения специфических понятий, свойственных только хиппи (например, уже упоминавшиеся «фенечка», «ксивник» и т.п.). Развлечения: из алкогольных напитков хиппи предпочитают вина и портвейны. Замечено частое использование наркотиков (обычно легких). Частью хипповской идеологии является «свободная любовь» - со всеми вытекающими последствиями. Хиппи не воинственны, они, как правило, пацифисты. Одним из первых был лозунг «Make love, not war». (Занимайся любовью, а не войной). Идеология: сами хиппи часто выражают ее словами «Мир, дружба, жвачка». Типично пренебрежение к материальным ценностям, таким как деньги и дорогие вещи; наблюдалось искреннее возмущение хиппи при попытке кем-то приобрести дорогие вещи вместо дешевых. Популярные восточные религии и учения, среди которых можно выделить движение растоманов, почитателей культа Джа. Места встреч: в первой половине 90-х годов излюбленным местом тусовки хиппи в Москве был Гоголевский бульвар («Гоголя»). Сейчас либо единственного места нет, либо автору оно не известно.
    В молодежной культуре 90 гг. появились  толкиенистское движение и связанная  с ним, порожденная им толкиенистская субкультура. Толкиенисты и вообще ролевики (любители ролевых игр) изначально были частью субкультуры хиппи, но в последнее время их движение настолько разрослось, что в свои ряды они начали включать многих не-хиппи. Толкиенисты – поклонники известного английского филолога и писателя Джона Рональда Руэла Толкиена, (на сленге толкиенистов – Профессор), он родился в 1892, а умер в 1973г. Книги Дж. Р.Р. Толкиена «Властелин колец», «Сильмарион» и другие относятся к жанру fantasy – сказочной фантастики. Толкиен создал в своих произведениях волшебный мир Средиземье, населенный чудесными существами, одной из которых были заимствованы им из фольклора различных народов мира (эльфы, тролли, гномы и т.д.), другие – выдуманы писателем (например, хоббиты, гибрид человека и кролика), каждый со своей историей, географией и даже зачатками своего языка (скажем, эльфийского). Толкиенисты вживаются в этот мир воображая себя его жителями. Отсюда необычные модели поведения в обыденной жизни. Так, толктенист, считающий себя эльфом, старается вести себя подобно тому, как, по его мнению поступил бы настоящий эльф. Во время игр («хичек» на толкиенистском жаргоне) группа молодых людей выезжает в лес, где распределив роли, разыгрывает сценки из произведений Толкиена. Внутри себя движение подразделяется на два напряжения: представители первого предпочитают разыгрывать сценки из книги, ничего не меняя в сюжете, сторонники другого берут лишь установочные данные (имена и характеры героев, время, место и цели действия) и приводят настоящее состязание, напомиющее пионерскую игру «Зарницу», где нужно хорошо бегать, прыгать, плавать, драться на мечах, ориентироваться на местности.
    Можно констатировать, что субкультура  толкиенистов и ролевиков развивается  в последние годы наиболее активно  и динамично.
    Панки (от англ. Punk – отбросы, гнилье, что-то ненужное) в какой-то степени являются антагонистами хиппи, при том, что имеют с ними много сходного. Социальный состав: в отличие от элитарных хиппи большинство Панков – дети рабочих районов, хотя, разумеется, встречаются исключения. Внешний вид, форма одежды: стандартной панковской прической считался «ирокез» - полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженной голове, но распространены также бритые полголовы с длинными волосами и даже просто выбритые виски при длинных волосах. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Часто можно видеть панка в джинсах, где полоски ткани чередуются с дырами, закрепленными булавками и цепочками (вообще любовь Панков к английским булавкам чрезвычайно велика, они вставляют повсюду – в куртки, майки, джинсы и даже в уши). Из обуви панки носят в основном высокие армейские ботинки. Музыкальный стиль: основоположником панк-культуры считается английская группа «Sex pistols». Кроме нее в почте «Ramones» и «Dead Kenedies». В середине 80-х появилась группа          «Exployted», которая играла жесткий панк, получивший название «хардрок» и ставший самостоятельным музыкальным стилем. В России яркими представителями панка являются сибирские коллективы (самый известный – «Гражданская оборона», поклонники которого выделились в самостоятельное поддвижение – панки-летовцы, по имени основателя коллектива Егора Летова).
Язык, жаргон: характерно употребление слов из воровского жаргона («маза», «хавать», «лабать») и маргинальное употребление «умных» слов («параллельно» в значении «все равно», «сугубо» в значении «безразлично»). Развлечения: в отличие о хиппи панки из алкогольных напитков предпочитают водку, охотно употребляют наркотики. Интересно еще одно развлечение – «ходить по ништякам», т.е. доедать остатки пищи, недоеденной кем-то, подбирать и докуривать сигаретные бычки. Идеология Панков довольно близка к хипповской во всем, что касается пренебрежения материальными ценностями, однако, если идею хиппи выразить как «зачем деньги, мир и так бесконечно прекрасен», то у Панков скорее это «мир все равно г…о и ничего ему не поможет». В отличие от хиппи панки довольно агрессивны по политическим пристрастиям считаются анархистами (с легкой руки «Sex pistols», написавший культовую для панков пенсию «Anarchy in the UK»). Места встреч: в начале и середине 90-х годов основными местами в Москве была Пушкинская площадь и рок-магазин «Давай-давай».
    Чрезвычайно близок к хардроку (жесткому панку) музыкальный стиль «ой», любимая  музыка не так давно появившийся  в Москве скинхедов, или скинов (от англ. Skin head – бритоголовый, букв. Кожа-голова). Внешний вид:  соответственно своему самоназванию скины выделяются прежде всего начисто выбритой головой. Стандартной одеждой скина являются высокие армейские ботинки, камуфляжные штаны или высоко закатанные джинсы с подтяжками и другая куртка («бомбер»). Идеология: практически все российские скины исповедаются крайне агрессивный национализм и расизм. Идеальным режимом – немецкий национал-социализм. На западе существуют «шарпы», «шарп-скинз» (от англ. Sharp – острый, резкий), выступающие под лозунгом «скины против расовых предрассудков» и являющие крайне левой, прокоммунистической эксперемистской организацией, также «гей-скинз» (от англ. Gay – гомосексуалист), хотя обычные скины ненавидят сексуальные меньшинства еще больше, чем расовые. Развлечения: частым развлечением скинов являются драки с неграми в окрестностях Университета Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы, а также избиение представителей других национальных и расовых меньшинств, где бы те ни встретились. Кроме того, большинство скинов, особенно молодые («пионеры»), - фанаты какого-либо футбольного (хоккейного) клуба. Они объединены в группировки и часто матчи любимой команды, где устраивают драки с фанатами других клубов. Самые известные в Москве фанатские группы: «Flint's crew» и «Gladiators» (Спартак),      «Red Blue Warrions» (ЦСКА)    «Blue White Dinamite» (Динамо), а в Санкт-Петербурге – «Невский фронт».
    Одной из самых «суровых» субкультур, как  у нас, так на Западе, всегда считались  байкеры (от англ. разг. Bike – велосипед, мотоцикл), которых с легкой руки советской пропаганды часто называли рокерами. Однако рокерами себя считают практически все поклонники рока – панки, металлисты и многие другие. Посему данное определение нельзя считать корректным. Внешний вид:  достаточно широко тиражировался советскими фильмами, изображающими развращенный Запад. В таком виде он и пришел в Россию, где претерпел значительных изменений: длинные волосы, зачесанные назад, и, как правило, завязанные в хвост, платок на голове («бандан», «бандана» или даже «банданно») борода, кожаная куртка с косыми молниями («косуха»), кожаные штаны, ковбойские сапоги («казаки»). Музыкальный стиль: тяжелый рок. Вообще байкеры отличаются довольно большим разнообразием музыкальных пристрастий, что заметно хотя бы по ежегодно проводящемуся в Подмосковье байк-шоу, где выступают совершенно не похожие друг на друга исполнители: Гарик Сукачев и группа «Мальчишник», Тайм-Аут и «IFK». Язык, жаргон: кроме слов, обозначающих специфическое понятия, относящиеся к мотоциклу или «прикиду», иной специфики язык байкеров не имеет, кроме, может быть, значительных вкраплений нецензурной лексики. Идеология: основное понятие в идеологии байкеров – мотоцикл. Весь мир делится на тех кто передвигается на нем, и на тех, кто предпочитает любой другой способ, причем вторые никакого интереса к себе у байкеров не вызывают. Места встреч: байкеры делятся на членов какого-либо мотоклуба и на одиночек. Из всех мотоклубов самым известным, бесспорно являются «Ночные Волки» (лидер по прозвищу «Хирург»). Каждый год летом в течение нескольких дней проводится байк-шоу, которое могут посещать все байкеры, демонстрирующие искусство «верховой езды».
    По  внешним признакам к байкерам близки металлисты, или металлеры, наверное, самая известная из нынешних молодежных субкультур (сами металлисты протестуют против данного термина, считая его как и название музыкального стиля, «металлом»). По их мнению существуют как минимум три основных направления «металла» (на самом деле гораздо больше): трэш, дум и дэд (от англ. thrash – бить, doom рок, судьба и dead – мертвец соответственно) и, следовательно, трэшеры, думеры и дэд-металлисты. Внешний вид: фактически такой же, как у байкеров. Из всех цветов предпочтение отдается черному. Для метиллистов конца 80-х – начала 90-х характерно наличие в одежде большого количества металлических заклепок и цепец, сейчас же так одеваются в основном «пионеры». Идеология: из всех движений металлисты наименее идеологичны. В чем-то они близки к панкам, но без презрения к материальным ценностям. Места встреч: основное место в Москве – «труба», подземный переход от метро «Арабская» к ресторану «Прага», где вплоть до середины 1996 г. каждый выходной день устраивались концерты тяжёлой музыки.
    Практически совсем исчезли, как масштабное явление, такие субкультурные движения как  алисоманы и киноманы (многочисленные в начале 90-х группы любителей «Алисы» и «Кино»). Бум Виктора Цоя. Сразу же после этого один из арбатских переулков был негласно переименован фанатами в переулок Виктора Цоя, а стена около него стала излюбленным местом тусовок. Во внешнем облике преобладает черная одежда, а на ней значок с изображением Цоя. Алисоманы (самоназвание «армия Алисы») состояли из подростков, «разочаровавшихся в жизни» и находивших в утешение только в зажигательных песнях любимых артистов. Основной тезис бытия алисоманов можно выразить так: «мы лучше всех, но нас никто не понимает». Довольно активно культивировался суицид как выход из духовного тупика.
    Молодежная  субкультура индеанисты. Они изучают культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точному воспроизведению их обычаев о обрядов. По наблюдению Т. Щепанской, индеанисты – нечто среднее между клубом американских индейцев и религионо-мистическим движением20. При всей «этнографической» атрибутике индеанистской субкультуры ценности ее: коллективизм (общинность), экологизм, космизм, - перекликаются с традиционными российскими ценностями. В 70 – начале 80 гг. Казань была одним из центров зарождавшихся индеанистского движения и индеанистской субкультуры. Позже инициатива перешла к более многочисленным и энергичным группам индеанистов Ленинграда и Москвы. Пик индеанистского движения приходится на 1985-90 гг. К настоящему он пройден, и в Казани индеанисты представлены немногим более чем десятком человек. Они не замкнуты, но контакты с представителями других молодежных субкультур индеанистов интересуют мало.
    Хакеры (компьютерные фанаты) – молодежная субкультура, находящаяся в процессе формирования. Численность характеров пока незначительна – в основном это студенты технических университетов, старшеклассники школ с физико-математическом уклоном. Установить точно численность характеров затруднительно еще и потому, что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все компьютерные фанаты осознают себя неаой общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем. Вероятно, это дело будущего21.
    Криминальная  молодежная субкультура. Молодежные группировки, превратившись в структуры организованной преступности, поделили сферы влияния и предпочитают выяснить отношения, не прибегая к массовым дракам. Сведение счетов стало осуществляться в большинстве случаев путем заказных убийств.
    В середине 90 гг. появляется новое поколение  «гопников», неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рейверов, роллеров и т.д. Любой подросток, не только принадлежащий к иною субкультуре, может быть избит, подвернут сексуальному насилию, ограблен. Противостояние молодежных банд также не ушло в историю, но переместилось на периферию.
    Футбольные  болельщики. Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Футбольные фанаты – сложное по организации сообщество. Среди фанатов московского «Спартака» выделяются, в частности, такие группы, как «Ред-уайт хулиганс», «Гладиаторы», «Восточный фронт», «Северный фронт» и др. Группировка, удерживающая контроль над всем сообществом, - «правые». В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в армии. «Правые» выезжают на все матчи команды, их основная функция – заводить стадион, организовывать реакцию болельщиков («волну» и т.д.), но также и командовать «военными действиями» - битвами с болельщиками враждебных команд и милицией. Выезды в другие города очень часто связаны с драками – нередко уже на вокзальной площади. В целом хулиганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями) из «Правых»22.
    Субкультура сатанистов. Еще в 80 гг. от субкультуры хэвиметалистов отделилась группа «черных металлистов», сблизившаяся с приверженцами Церкви сатаны. К середине 90 гг. уже можно говорить о формировании в России сатанистской субкультуры. Время от времени в процессе появляются интервью с лидерами сатанистов; последние, разумеется, пытаются отрицать или затушевать антиобщественный и античеловеческий характер ритуалов и ценностей сатанизма.
    Субкультура рэйва (от англ. Rave – бред, бессвязная речь) возникает в США и Великобритании. В России распространяется с 1990-91 гг. В музыкальном отношении стиль рэйв – преемник стилей техно и эйсидхауса. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни – ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды рэйверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик). Базовые ценности, лежащие в основе данной субкультуры: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде… Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности, «экстази». Принятие галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе ди-джеи – ключевые фигуры рейв-субкультуры – высказывали и высказывают крайне негативное отношение к приему наркотиков23.
    Среди относительно недавно появившихся  в России субкультур следует отметить следующие четыре: роллеров, рэпперов и скейтбордистов.
    Роллерами называют любителей роликов коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок: также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. Идеология роллеров сходна с байкерской, с той разницей, что мотоцикл заменен роликами. В основном роллеры – школьники старших классов (13-16 лет), но есть и студенты, младшие школьники. Интересно, что роллерские компании возглавляются девушками. Роллеры, как правило, дети из обеспеченных семей, что обусловлено, вероятно, не в последнюю очередь ценой роликов – от 50 до 150 долларов и выше24.
    Субкультура скейтбордистов, любителей езды на скейтборде (доске на колесах). Идеология и внешний вид схожи с роллеровскими.
    Субкультура рэппа. Рэпп – это музыка черных американцев. Российские реперы одеваются как черные американские реперы (в основном спортивный стиль с преобладанием ярких цветов), заимствуют у них многие слова и даже иногда делают себе прически, свойственные только афроамериканцам. Субкультура рэппа во многом пересекаются с субкультурами роллеров и скейтбордистов, так как многие роллеры и скейтбордисты слушают рэпп, а рэпперы катаются на роликах и скейтбордах.
 

3. Молодежная контркультура 

    Контркультура – форма выражения ограниченными  социальными группами, прослойками  своей культурной специфики и  образа жизни, отличающихся от общепринятых в данном обществе.
    Контркультура – определенное мироощущение и мировосприятие, схема образа жизни, принципов поведения  молодежи. 

    Существует  три направления  молодежной контркультуры:
    Левоэксцентристская направленность (критика образа жизни).
    Смесь экзистенциализма, фрейдизма, анархизма, марксизма (критика массовой культуры)
    Раскрепощение сферы бессознательного, в том числе и с помощью наркотиков; нарушение общественных приличий.
 
    Выделяют  следующие причины возникновения контркультуры:
    Противоречия внутри капиталистической системы
    Безработица
    Несовершенство системы образования
    Духовный разрыв между поколениями
    Буржуазно-мещанский образ жизни
    Утилитаризм, конформизм массовой культуры
    Угнетение индивидуальной свободы
    Отсутствие общения с природой
    Буржуазное общество – общество организованного насилия
    Угнетение творческих порывов, жизненной энергии.
 
    Ценности  молодежной контркультуры:
    - акцент  на бессознательной, эмоциональной  сфере;
    - сексуальные  влечения;
    - переоценка  кожных и слуховых чувствований с помощью музыки, наркотиков;
    - отрицание  дисциплины и науки;
    - утверждение  неограниченной свободы и любовно-дружеских  отношений;
    - общение  с природой;
    - выступление  против насилия, за неограниченные  творческие порывы, за революцию  с помощью сознания25.
 

Заключение 

    Какой же смысл надо вкладывать в понятие  «молодежная культура»? Это прежде всего возрастная ассимиляция, переработка  общей культуры, присущей обществу на данном этапе социального развития, это культура определенного молодого поколения, но в то же время это и культура определенного возрастного этапа в жизни каждого человека, когда происходит формирование личности, самоопределение и самореализация индивида, которые не могут не включать и культурный аспект.
    Вместе  с тем молодежная культура обусловлена и социумом, в котором она функционирует, общественной психологией, нормами, потребностями, идеалами социального организма. Таким образом, молодежная культура носит одновременно временной и вневременной характер, отражая социальный и психологический облик своего времени и общества.
     Молодежная  субкультура — частичная, относительно когерентная система внутри общей системы культуры. Ее возникновение связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. В онтогенетическом аспекте молодежная субкультура представляется как фаза развития, через которую должен пройти каждый. Ее сущность — поиск социального статуса. Посредством нее юноша "упражняется" в исполнении ролей, которые в дальнейшем должен будет играть в мире взрослых.
     Контркультура – форма выражения ограниченными  социальными группами, прослойками  своей культурной специфики и  образа жизни, отличающихся от общепринятых в данном обществе.
     Контркультура – определенное мироощущение и мировосприятие, схема образа жизни, принципов поведения молодежи.
     Итак, с одной стороны, молодежная культура культивирует протест против общества взрослых, его ценностей и авторитетов, но, с другой стороны, именно она призвана способствовать адаптации молодежи к тому же обществу. 

 

    Список  использованной литературы 

    А.Л. Маршак. «Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи»1998 г. № 12
    А.С. Воторопин. «Политические ориентации студенчества». Социологические исследования. 2000 г. № 6.
    В.А. Луков «Особенности молодежных субкультур в России». 2002 г. № 6.
    В.А. Попов, О.Ю. Кондратьева «Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи». Социологические исследования. 1999 г. № 6.
    В.Г. Васильев, В.О. Мазеин, Н.И. Мартыненко «Отношение студенческой молодежи к религии». Социологические исследования. 2000 г. №1.
    Волков Ю.Г., Добренков В.И. и др. Социология молодежи. 2001.
    Л.С. Щенникова «Духовные ориентиры псковских студентов». Социологические исследования. 1999. № 8.
    О.И. Карпухин «Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации». Социологические исследования. 1998 г. № 12.
    Сергеев «Молодежные субкультуры в республике». Социологические исследования 1998 г. № 11
    Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против. 1990 .
    Социология культуры. Теоретический курс. М. 1993 г.
    Социология молодежи. Под ред. В.Т. Лисовский. СПб. 1996.
    Суртаев В.Я. Молодежная культура. 1999.
    Ю.Р. Вишневский, Л.Я. Рубина «Социальный облик студенчества 90-х годов». Социологические исследования. 1997 г.
 
 

    Вторичный анализ

    Смысложизненные и этические предпочтения студентов

 
                                                                                                                                    Таблица 1

Варианты  ответов

1993 г. 1995 г. 1997 г. 1999 г.
 
1. Иметь хорошую профессию 2. Иметь хорошую  семью, детей
3. Иметь много  друзей
4. Встрерить  большую любовь
5. Иметь много  денег
6. Открыть свое  дело, предприятие
7. Иметь квартиру, много вещей, квартиру
8. Стать сильным  и независимым 
 
48 57
39
37
21
14
18
10
 
67 63
41
35
25
19
24
18
 
84 77
63
52
40
30
40
24
 
84 78
64
54
38
36
35
19
 
 
   Первые  четыре позиции, представленные в Таблице 1, можно отнести к классическим ценностям нормального здорового общества. Однако прагматизм последних лет жизни нашего общества прямо коснулся и студенческой молодежи, о чем свидетельствует распределение ответов по следующим четырем позициям. С одной стороны мы убеждаемся, что усиливается прагматизм, стремление к материальному достатку среди молодежи, а с другой, эти тенденции не доминируют, не отодвигают на задний план ценности нашего общества.
   Приведем  и другую шкалу ценностей, ориентированную  на выбор предпочитаемых человеческих качеств (см. табл. 2). Здесь также  очевидна традиционная иерархия ценностей, что отражает доминирование первых трех позиций.
   Следует отметить рост предпочтения добра и  терпения, умения дружить и жертвовать ради Друга; устойчивое понижение рейтинга индекса «физическая сила», упавшего вдвое за 6 лет, и повышение рейтинга позиции 
«интеллект, образование». Значимыми выглядят индексы «духовная сила, сила характера», «самостоятельность, независимость», «честь, достоинство». Отметим, что значимость параметров «красота» и «физическая сила» несколько снижается с возрастом, школьники отдают им предпочтение в два раза чаще чем студенты. При этом с возрастом вдвое возрастают значение параметров «интеллект» и в четыре раза – «напористость и энергичность. 
   Вторую  группу предпочтений составили позиции 13-16 таблицы 2. Нужно заметить, что  рейтинг позиции «свобода и раскрепощенность» резко упал при введении позиции «самостоятельность и независимость». Быстро возвращает свои позиции, постоянно возрастая, «утонченность, чувство прекрасного», снижается рейтинг оказавшегося модным принципа «умение жить красиво», еще в 1993г. занимавшего 7-е место.
 

   

Варианты  ответов

1993 г. 1995 г. 1997 г. 1999 г.
 
1. Красота 2. Доброта,  терпение
3. Умение  дружить, жертвовать ради Друга
4. Духовная  сила, сила характера
5.Любовь  к детям
6. Интеллект,  образование
7. Самостоятельность, независимость
8. Скромность
9. Вежливость  и интеллигентность
10. Честь,  достоинство
11. Физическая  сила
12. Аккуратность  и точность
13. Утонченность, понимание прекрасного
14. Умение  жить красиво (роскошно)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.