На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Органы дыхания

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
План.
 
 
1.      Значение и строение органов дыхания.
2.      Обмен газов между организмом и окружающей средой.
3.      Типы дыхания. Формирование правильного дыхания.
4.      Дыхательные движения. Механизм вдоха и выдоха.
5.      Легкие, их строение. Жизненная емкость легких.
6.      Нейрогуморальная регуляция дыхания.
7.      Гортань как голосовой аппарат. Строение и возрастные особенности гортани.
8.      Развитие органов дыхания. Гигиена дыхания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Значение и строение органов дыхания
 
 
 
Дыхание - жизненно необходимый процесс постоянного обмена газами между организмом и окружающей его внешней средой. Почти все сложные реакции превращения веществ в организме идут с обязательным участием кислорода. Без кислорода невозможен обмен веществ, и для сохранения жизни необходимо постоянное поступление кислорода. При окислительных процессах образуются продукты распада, в том числе и углекислый газ, которые удаляются из организма. При дыхании происходит обмен газов между организмом и окружающей средой, что обеспечивает постоянное поступление в организм кислорода и удаление из него углекислого газа. Этот процесс протекает в легких. Переносчиком кислорода от легких к тканям, а углекислого газа от тканей к легким является кровь.
Организм получает кислород в процессе дыхания. К органам дыхания относятся носовая полость, гортань, трахея, бронхи, лёгкие. Рассмотрим их по порядку.
Носовая полость, образованная костями лицевой части черепа и хрящами, выстлана слизистой оболочкой, которую образуют многочисленные волоски и клетки, покрывающие полость носа? Волоски задерживают частички пыли из воздуха, а слизь предотвращает проникновение микробов. Благодаря кровеносным сосудам, пронизывающим слизистую оболочку, воздух, проходя через носовую полость, очищается, увлажняется и согревается.
Глотка представляет собой трубку, которая берет начало в полости носа. В глотке пересекаются пищеварительные и дыхательные пути. Глотку можно назвать звеном соединения носовой полости и полости рта, а также глотка соединяет гортань и пищевод. Находится глотка между основанием черепа и 5-7 позвонками шеи. Носовая полость является начальным отделом дыхательной системы. Состоит из наружного носа и носовых ходов. Функцией носовой полости является фильтрация воздуха, а также его очищение и увлажнение. Ротовая полость — это второй путь поступления воздуха в дыхательную систему человека. Полость рта имеет два отдела: задний и передний. Передний отдел также называют преддверием рта.
Через носоглотку воздух поступает в гортань, образованную хрящами, которые соединены между собой связками и мышцами.
Гортань — орган дыхания, соединяющий трахею и глотку. В гортани находится голосовой аппарат. Гортань находится в районе 4-6 позвонков шеи и при помощи связок присоединена к подъязычной кости. Начало гортани в области глотки, а конец — раздвоение на две трахеи. Щитовидный, перстневидный и надгортанные хрящи составляют гортань. Это большие непарные хрящи. Также ее образуют малые парные хрящи: рожковидный, клиновидный, черпаловидный. Соединение суставов обеспечивается связками и суставами. Между хрящами находятся мембраны, выполняющие также функцию соединения.
Далее воздух поступает в трахею, имеющую форму трубки длиной 10–14 см. Хрящевые кольца, составляющие её стенки, не позволяют задерживаться воздуху при любых движениях шеи. Внизу трахея разделяется на два бронха, которые входят в правое и левое лёгкие. Здесь они ветвятся на бронхиолы и заканчиваются лёгочными пузырьками (альвеолами). Бронхиолы и альвеолы образуют два лёгких. В лёгких насчитывается более 300 миллионов альвеол.
Бронхи (греч. bronchos - дыхательное горло, трахея) - трубчатые воздухоносные ветви трахеи, расположенные в средостении, плевральных мешках и легких. Бронхиальное дерево состоит из ветвящихся бронхов, просвет которых постепенно уменьшается. Главные бронхи обладают выраженной упругостью, которая, как и способность к сопротивлению, с возрастом увеличивается, у детей же хрящи тонкие, мягкие, эластичные и обладают малой упругостью. Главные бронхи не делятся дихотомически, от них отходят вторичные, или долевые, бронхи. От правого -три: верхний, средний и нижний долевые, от левого - два: верхний и нижний долевые, делящиеся на более мелкие третичные, или сегментарные, бронхи (справа - 10, слева - 9), которые уже разделяются дихотомически.
Бронхиолы представляют собой ветви долькового бронха. Наиболее крупные, терминальные (конечные, мембранозные) бронхиолы отходят от долькового бронха в количестве 16 — 18. Их стенки лишены хряща, содержат гладкомышечные клетки, что позволяет регулировать воздушный поток. Терминальная бронхиола делится на 14 — 16 респираторных (дыхательных) бронхиол I порядка, которые имеют респираторные ветви II и III порядка. Последние образуют несколько генераций альвеолярных ходов, несущих альвеолярные мешочки и альвеолы. Система разветвлений каждой терминальной бронхиолы формирует ацинус.
Диафрагма (от лат.diaphragma) — непарная широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости, служащая для расширения лёгких. Условно её границу можно провести по нижнему краю ребер. Образована системой поперечнополосатых мышц, которые, по-видимому, являются производными системы прямой мышцы живота.
 
 
Обмен газов между организмом и окружающей средой
 
 
 
 
Газообмен — совокупность процессов обмена газов между организмом и окружающей средой; состоит в потреблении кислорода и выделении углекислого газа с незначительными количествами газообразных продуктов и паров воды. Интенсивность Г. пропорциональна интенсивности окислительно-восстановительных процессов, происходящих во всех органах и тканях, и находится под регулирующим влиянием нервной и эндокринной систем.
    Газообмен обеспечивается функциями нескольких систем организма. Наибольшее значение имеют внешнее, или легочное, дыхание, обеспечивающее направленную диффузию газов через альвеолокапиллярные перегородки в легких и обмен газов между наружным воздухом и кровью; дыхательная функция крови, зависимая от способности плазмы растворять и способности гемоглобина обратимо связывать кислород и углекислый газ; транспортная функция сердечно-сосудистой системы (кровотока), обеспечивающая перенос газов крови от легких к тканям и обратно; функция ферментных систем, обеспечивающая обмен газов между кровью и клетками тканей, т.е. тканевое дыхание.
 
 
Типы дыхания. Формирование правильного дыхания
 
 
В зависимости от того, какие мышцы участвуют в дыхательном процессе, можно говорить о четырех типах дыхания:
- Верхнее дыхание, когда вдох и выдох совершаются за счет сокращения мышц, поднимающих и опускающих плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это слабое поверхностное дыхание, при нем активно работают только верхушки легких.
- Грудное дыхание. В этом случае процесс дыхания совершается за счет изменения поперечного объема грудной клетки вследствие сокращения межреберных мышц. При этом диафрагма — главная дыхательная мышца — малоподвижна, поэтому выдох получается недостаточно энергичным.
-Диафрагмальное дыхание, когда процесс дыхания совершается за счет изменения продольного объема грудной клетки вследствие сокращения диафрагмы (при этом наблюдается сокращение межреберных дыхательных мышц, но очень незначительное).
Обычно мы используем все три типа дыхания, но у разных людей преобладает какой-то определенный тип. Так, женское дыхание в процессе эволюции сложилось как преимущественно грудное, а мужчины дышат преимущественно с помощью диафрагмы.
- Диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются за счет изменения объема грудной клетки в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Это дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого дыхания.
Формула правильного дыхания при нормальном состоянии организма выглядит следующим образом: выдох – вдох – выдох – задержка дыхания – вдох, через нос.
На дефекты дыхания, к сожалению, не всегда обращают должное внимание. Отчасти это понятно: они не очень заметны, нет ни повышенной температуры, ни резких изменений в общем состоянии ребенка. Но даже незначительная «неисправность» носового дыхания вредно отражается на всем организме растущего человека. Ведь в минуту ребенок делает более 20 вдохов и выдохов, а в сутки ему требуется почти 10 тыс. л воздуха! И весь этот воздух должен пройти без каких-либо препятствий через «входные ворота» — нос. Здесь он очищается, согревается, увлажняется и становится таким, какой нужен организму.
Почему вредно дышать через рот? Во-первых, воздуха в легкие попадает значительно меньше, работать будут лишь их верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода. Во-вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребенок начинает гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее есть, прожевывать пищу. Да и обоняние притупляется из-за «плохого носа», пропадает аппетит. Неправильное дыхание сказывается и на зубах: они постепенно искривляются, может развиться кариес. И это не все. Застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней накапливаются вредные для нервной системы вещества. Вот почему так раздражительны, плаксивы, рассеянны и вялы дети, которые дышат ртом. Нередко появляется шум в ушах, ощущение тяжести в голове и даже приступы удушья, переходящие в астму.
Дыхание можно тренировать или, как говорят, правильно его поставить, овладеть им так же, как голосом. Рекомендуются специальные упражнения, суть которых сводится к тому, чтобы научиться дышать только носом. Отдельные приемы следует отрабатывать до тех пор, пока нормальное носовое дыхание не станет привычным.
Вот простейшее упражнение — закрывание рта «на замок»: рот зажимают пальцами либо закрывают ладонью и просят ребенка дышать только носом. Постепенно рот закрывают на все более продолжительное время. Через несколько дней упражнение усложняют: проделывают его во время ходьбы.
Для укрепления мышц носа, рта, глотки полезно больше читать вслух. Говорить нужно четко, понятно. Ребенок может контролировать себя сам, громко произнося согласные звуки б, в, ж, м, п, т, ф, ш, следя за дыханием при выполнении данного упражнения. Очень полезно следующее упражнение: 5—6 раз вдыхать и медленно выдыхать воздух, закрыв рот. Кисти рук при этом нужно положить на шею сзади или на верхнюю часть живота.
 
 
Дыхательные движения. Механизм вдоха и выдоха
 
 
Легочное дыхание обеспечивает переход кислорода из альвеол в кровь легочных капилляров и удаление углекислого газа из крови в альвеолярный воздух. Внешнее дыхание осуществляется в результате ритмических дыхательных движений грудной клетки, обеспечивающих вдох и выдох.
Вдох является следствием сокращения наружных межреберных мышц, изменения положения ребер и диафрагмы. При сокращении наружных межреберных мышц грудная клетка увеличивается в объеме, расширяясь в двух направлениях — переднезаднем и боковых. Увеличение грудной клетки в верхне-нижнем направлении происходит за счет уплощения диафрагмы, вдающейся куполом в грудную полость. Вслед за грудной клеткой растягиваются легкие в силу эластичности своей ткани и отрицательного давления в плевральной полости. По мере увеличения объема легких давление в них падает, становится ниже атмосферного и в альвеолы извне поступает воздух через воздухоносные пути. Происходит вдох.
Выдох происходит после вдоха. Дыхательная мускулатура расслабляется, что приводит к опусканию грудной клетки, купол диафрагмы принимает прежнее положение, органы брюшной полости поднимаются, растянутая легочная ткань сжимается под давлением грудной клетки, объем которой уменьшается. Давление внутри легких становится выше атмосферного — происходит выдох. В глубоком выдохе участвуют определенные группы мышц. Прежде всего, это внутренние межреберные мышцы, оттягивающие ребра книзу, и мышцы живота, надавливающие на брюшные внутренние органы, которые поднимают купол диафрагмы, увеличивая его высоту. По времени вдох всегда короче выдоха.
 
 
Легкие, их строение. Жизненная емкость легких
 
 
Легкие (pulmones) находятся в грудной полости. Строение легких человека сложное. Их два — правое и левое. Каждое легкое имеет форму конуса. Верхняя суженная часть его называется верхушкой; она выступает в область шеи. На поверхности легкого, обращенной к средостению, различают углубление — ворота легкого; через ворота легкого проходят бронх, нервы, легочная артерия, две легочные вены и лимфатические сосуды, составляя общий пучок, носящий название корня легкого. Главный бронх, войдя в легкое, внутри него делится древовидно на бронхи меньшего калибра. Самые мелкие разветвления бронхов называются бронхиолами. В стенках бронхиол в отличие от бронхов нет хрящей и желез, но бронхиолы, как и бронхи, снабжены гладкими мышечными волокнами. Бронхиолы переходят в расширения — альвеолярные ходы, на стенках которых находятся выпячивания в форме пузырьков (диаметром 0,2— 0,3 мм) — альвеолы. Стенки альвеол очень тонки. К альвеолам прилежит сеть кровеносных капилляров. Через стенки альвеол и кровеносных капилляров и происходит газообмен. В легких взрослого человека насчитывается около 300—400 млн. альвеол; общая поверхность их составляется около 100 м2.
Правое легкое состоит из трех, а левое — из двух долей. В каждой доле легкого различают отделы — сегменты, в свою очередь состоящие из множества легочных долек. Каждая долька включает 12—18 ацинусов, являющихся структурно-функциональными единицами легкого. В ацинус входит так называемая дыхательная (респираторная) бронхиола с принадлежащими ей альвеолярными ходами и альвеолами (от лат. acinus — гроздь).
Воспаление легких называется пневмонией (от греч. pneu-mon — легкое). Каждое легкое покрыто серозной оболочкой— плеврой.
Плевра около каждого легкого образует плевральный мешок. В ней различают два прилежащих друг к другу листка: один сращен с тканью легкого, другой — со стенками грудной клетки. Между двумя листками плевры (внутренностным и пристеночным) имеется щелевидное пространство — полость плевры; в ней находится небольшое количество серозной жидкости, которая увлажняет листки плевры. Благодаря этому уменьшается трение плевры во время дыхания. Полость плевры имеет запасные пространства — плевральные углубления (карманы или синусы). Самое большое углубление— реберпо-диафрагмальное, в него заходит нижний край легкого во время вдоха. Давление в полости плевры отрицательное. При травме грудной клетки с повреждением пристеночного листка плевры в плевральную полость поступает воздух. При этом давление в полости плевры будет равно атмосферному. Соответствующее легкое вследствие своей эластичности спадается и не участвует в акте дыхания. Наличие воздуха в полости плевры обозначается термином пневмоторакс. При ранениях грудной клетки в полость плевры может поступать и кровь. Накопление крови в плевральной полости называется гемотораксом. Возникновение пневмоторакса возможно и при разрыве внутренностной (висцеральной) плевры. В этом случае воздух поступает в плевральную полость из легкого.
Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) — максимальное количество воздуха, выдыхаемое после самого глубокого вдоха. Жизненная ёмкость лёгких является одним из основных показателей состояния аппарата внешнего дыхания, широко используемым в медицине. Вместе с остаточным объемом, т.е. объемом воздуха, остающегося в легких после самого глубокого выдоха, жизненная ёмкость лёгких образует общую емкость легких. В норме жизненная ёмкость лёгких составляет около 3/4 общей емкости легких и характеризует максимальный объем, в пределах которого человек может изменять глубину своего дыхания. При спокойном дыхании здоровый взрослый человек использует небольшую часть жизненная ёмкость лёгких: вдыхает и выдыхает 300—500 мл воздуха (так называемый дыхательный объем). При этом резервный объем вдоха, т.е. количество воздуха, которое человек способен дополнительно вдохнуть после спокойного вдоха, и резервный объем выдоха, равный объему дополнительно выдыхаемого воздуха после спокойного выдоха, составляет в среднем примерно по 1500 мл каждый. Во время физической нагрузки дыхательный объем возрастает за счет использования резервов вдоха и выдоха.
Определяют жизненную ёмкость лёгких с помощью спирографии. Величина жизненной ёмкости лёгких в норме зависит от пола и возраста человека, его телосложения, физического развития, а при различных заболеваниях она может существенно уменьшаться, что снижает возможности приспособляемости организма больного к выполнению физической нагрузки.
 
 
Нейрогуморальная регуляция дыхания
 
 
Дыхание регулируется дыхательным центром, расположенным в продолговатом мозге. Он представлен центром вдоха и центром выдоха. Нервные импульсы, возникающие в этих центрах поочередно, по нисходящим путям доходят до двигательных диафрагмальных и межреберных нервов, управляющих движениями соответствующих дыхательных мышц. Информацию о состоянии органов дыхания нервные центры получают от многочисленных механо- и хеморецепторов, расположенных в легких, воздухоносных путях, дыхательных мышцах.
Гуморальная регуляция дыхания заключается в том, что увеличение в крови углекислого газа повышает возбудимость центра вдоха благодаря получению нервных импульсов от хеморецепторов, расположенных в крупных артериальных сосудах, стволе мозга.
Помимо дыхательного центра в регуляции дыхания принимает участие и кора больших полушарий. Благодаря ее контрольным функциям человек способен произвольно изменять ритм и глубину дыхания и задерживать его на непродолжительное время. Защитные дыхательные рефлексы — чихание и кашель — способствуют удалению попавших в дыхательные пути инородных частиц, излишков слизи и т. д.
 
 
 
Гортань как голосовой аппарат. Строение и возрастные особенности гортани.
 
 
Гортань - это полый орган, состоящий из хрящевого скелета, связочного аппарата и мышц. Полость гортани выстлана слизистой оболочкой. Некоторые части гортани можно легко прощупать на шее (например, «кадык» - у мужчин, дуга перстневидного хряща – у женщин и детей), ориентируясь на них проводится трахеостомия. Сверху в гортани находится отверстие, оно называется входом в гортань. Внизу гортань переходит в трахею. По бокам от гортани находятся доли щитовидной железы, а также рядом проходят сосудисто – нервные пучки шеи . Гортаноглотка находится сзади гортани. Гортань состоит их хрящей и связочного аппарата, соединяющего эти хрящи. Гортань занимает очень важное место в строении человека, так как именно благодаря гортани образуется голос.
Хрящи, разнообразные по форме и структуре, образуют скелет гортани. Перстневидный хрящ(его форма похожа на перстень) – гиалиновый с помощью двух суставных площадок соединяется с другими хрящами. Первая площадка находится на верхних углах печатки с помощью нее перстневидный хрящ соединяется с черпаловидными хрящами, вторая находится в месте, где дуга переходит в пластинку – для соединения с щитовидным хрящом. Самый большой хрящ в гортани - щитовидный (гиалиновый). Он находится над перстневидным хрящом. Две пластинки четырехугольной формы образуют хрящ, спереди они соединяются под углом и немного выступают вперед. Позади пластинок щитовидного хряща находится черпаловидный хрящ, он парный и лежит сверху на перстневидном хряще. По форме он напоминает пирамиду. Рожковидный хрящ находится в складках перстневидного хряща. Все названные хрящи образуют стенку гортани. Все хрящи - гиалиновые, только голосовые отростки черпаловидных хрящей - эластические.
Сверху вход в гортань закрывает надгортанник, это непарный лепесткообразный хрящ.
Полость гортани состоит из трёх отделов: верхний, средний и нижний. Полость гортани напоминает форму песочных часов. Происходит это потому, что верхний и нижний отделы расширены, а средний сужен. Песочные часы образуются из-за того, на боковых стенках есть 2 складки слизистой оболочки, выступающих в просвет гортани и расположенных одна над другой. Верхняя пара называется ложными голосовыми складками. Нижние складки называются истинными голосовыми.
              Преддверие гортани или верхняя её часть - это часть полости гортани, расположенная между входом в гортань и ложными голосовыми складками. Вход в гортань - это отверстие между глоткой и гортанью, где первая переходит во вторую. Оно ограничено надгортанником и несколькими парами складок. Средняя узкая часть полости гортани включает в себя ложные и истинные голосовые складки, щели между ними. Благодаря такому устройству щель (она называется голосовой) ограниченная этими складками делится на две неравные части.
Голос образуется у человека благодаря колебанию голосовых складок и соответственному изменению просвета голосовой щели. Помимо этого в голосообразовании (точнее в формировании определённого тембра голоса) участвуют пазухи носа. ?
Гортань у новорожденных располагается выше, чем у взрослых. Вследствие этого ребенок одновременно может дышать и глотать. Гортань в раннем возрасте имеет форму воронки, у которой фронтальный диаметр больше саггитального. С возрастом она принимает цилиндрическую форму. Гортань и голосовая цель у новорожденных узкие. Длина ее относительно велика: 1,53 см, т.е. 1/32 длины тела. Гортань растет в разные годы неравномерно. ДО 3 лет растет быстро, и в это время у мальчиков и девочек она одинакова. С 3 до 12 лет ее рост незначителен, но сильно изменяются форма хрящей, их плотность, строение слизистой оболочки и др.
Надгортанник у новорожденных располагается близко к языку, он невелик, его края загнуты внутрь так, что он имеет вид желоба. Он широкий и короткий - ширина 1 см, длина 0,5 см. Размеры надгортанника к 16 гадам увеличиваются в два раза. Надгортанник постепенно уплощается и к 10 годам у мальчиков приобретает такую же форму, как у взрослого. У женщин этот процесс заканчивается к 20 годам.
Истинные голосовые связки прикрепляются у годовалых детей спереди к щитовидному хрящу выше, чем у взрослых. У детей раннего возраста они короче абсолютно и по отношению к голосовой щели, чем в последующее время. Довольно быстро голосовые связки у мальчиков длиннее (1,65 см), чем у девочек (1,5 см). Длина голосовых связок у новорожденного 0,42-0,45 см.
Половые различия в развитии гортани до 2 лет не обнаружены. После 2-3 лет у девочек гортань отстает в росте. Еще ярче это выражено в 10-15 лет. У девочек гортань короче и меньше, чем у мальчиков. У мальчиков переднезадний диаметр гортани увеличивается с 3-5 лет и становится больше, чем у девочек. Эта закономерность сохраняется у взрослых. Половые различия гортани больше всего заметны на щитовидном хряще и голосовых связках.
 
 
Развитие органов дыхания. Гигиена дыхания.
 
 
У новорожденного грудная клетка узкая, как бы сжатая с боков. Купол диафрагмы стоит очень высоко, что объясняется давлением со стороны брюшных органов, особенно печени. Высоко расположен и сильно выдается вперед нижний край грудины. Книзу грудная клетка у взрослого сужена, а у новорожденного, наоборот, расширена. 
У грудных детей и взрослых дыхательные движения происходят по-разному. У взрослых все ребра, особенно нижние, отходят от позвоночника в косом направлении книзу, причем верхний край грудины находится на уровне 2—3-го позвонка, а ее нижний край, к которому подходит 7-е ребро, на уровне 9-го позвонка. У новорожденного нижний край грудины находится на уровне 6—7-го позвонка.
У взрослого наружные межреберные мышцы поднимают ребра, переводя их из косого положения в близкое к горизонтальному. При этом объем грудной клетки увеличивается. У новорожденного положение ребер соответствует максимальному вдоху. Всякое перемещение ребер вверх или вниз могло бы лишь уменьшить объем грудной клетки. Иными словами, сокращение межреберных мышц не может вызвать вдоха. Поэтому у новорожденных вдох осуществляется в основном сокращением диафрагмы, а частично сокращением шейных мышц, которые тянут вверх всю грудную клетку. При этом грудина поднимается, и ее нижний конец сильнее выпячивается вперед. В результате во время вдоха воздух входит в основном в среднюю часть легких. 
Легкие новорожденного малоэластичны, относительно велики. Растяжение во время вдоха увеличивает их объем только на 11—15 мл. Чтобы удовлетворить весьма большую потребность организма в кислороде, дыхательные движения новорожденного должны быть очень частыми. При покое их частота достигает 50—60 в минуту, а минутный объем дыхания превышает 600 мл. При повышении потребности в кислороде во время крика   или двигательной активности объем дыхательных движений если и изменяется, то крайне незначительно, а потому увеличение минутного объема происходит за счет их учащения до 100—150 в минуту. Изменения частоты дыхательных движений можно наблюдать не только при возбуждении ребенка, но и во время покоя. Нерегулярный ритм дыхательных движений характерен для всего грудного возраста. Через 8—10 дней после рождения объем легких несколько увеличивается. Рост легких происходит в основном за счет ветвления мелких бронхов и особенно образования новых легочных пузырьков. К концу 1-го года вес легких доходит до 150 г, а их объем до 250—280 мл. К этому же времени окружность грудной клетки увеличивается почти в полтора раза: с 30—34 до 45—48 см. Поперечный диаметр грудной клетки увеличивается сильнее, чем переднезадний, и уже к  5—6 месяцам оба диаметра становятся равными, а к концу 1-го года поперечный диаметр примерно на 6—8% больше переднезаднего.
Со второй половины 1-го года жизни заметно изменяется направление ребер, которые начинают отходить от позвоночника всё более наклонно. Соответственно опускается книзу и грудина. Если в первые месяцы жизни объем грудной клетки изменяется почти исключительно за счет сокращения диафрагмы, то к году в дыхательных движениях начинают участвовать межреберные мышцы. Диафрагмальное дыхание превращается в диафрагмальнореберное, при котором облегчается вентиляция верхней части легких.
Дыхательные движения по мере роста грудной клетки и легких становятся более интенсивными и менее частыми. Так, при покое в среднем у шестимесячного ребенка объем дыхательных движений около 50 мл, а их частота — 40 в минуту; у годовалого — 70—80 мл при частоте 35 в минуту. Значительно возрастает минутный объем воздуха: около 2000 мл у шестимесячного ребенка и 2600 мл у годовалого. Уже у месячных детей при сильной двигательной активности или крике минутный объем может увеличиваться путем не только учащения дыхательных движений, но и некоторого их усиления. В последующие месяцы способность к усилению дыхательных движений становится все более выраженной.
Во второй половине 1-го года жизни максимальный объем дыхательных движений вдвое больше, чем объем при покойном дыхании. Интенсивность обмена газов между кровью и воздухом в раннем детском возрасте значительно ниже, чем у взрослых. Так, у взрослых выдыхаемый воздух содержит 16,4% кислорода и 4,4% углекислого газа, а у годовалых детей—18% кислорода и 2,4% углекислого газа. Следовательно, в раннем детском возрасте кровь почти вдвое меньше поглощает кислорода и отдает углекислоты. В основном это объясняется большой частотой и малым объемом дыхательных движений.
После 1-го года жизни рост грудной клетки сначала заметно замедляется, а затем снова увеличивается. Так, окружность грудной клетки   увеличивается за 2-й год жизни на 2—3 см, за 3-й — примерно на 2 см, за 4-й—на 1—2 см. В последующие два года рост окружности возрастает (за 5-й год на 2—4 см, за 6-й на 2— 5 см), а за 7-й—снова снижается (1—2 см).
За тот же период жизни (от 1 до 7 лет) существенно меняется форма грудной клетки. Увеличивается наклон ребер, особенно нижних. Ребра тянут за собой грудину, которая не только растет в длину, но и опускается книзу, причем уменьшается выпячивание ее нижнего конца. В связи с этим окружность нижней части грудной клетки увеличивается несколько медленнее и к 2—3 годам становится такой же, как и окружность ее верхней части (при измерении под мышками).
В последующие годы верхняя окружность начинает превышать нижнюю (к 7 годам примерно на 2 см). Одновременно изменяется соотношение переднезаднего и поперечного диаметров грудной клетки. За шесть лет (от 1 до 7 лет) поперечный диаметр увеличивается на 3'/2 см и становится примерно на 15% больше переднезаднего, который за тот же срок вырастает меньше чем на 2 см.
На долю легких к 7 годам приходится почти 3/4 объема грудной клетки, причем их вес достигает примерно 350 г, а объем — приблизительно 500 мл. К этому же возрасту легочная ткань становится почти столь же эластичной, как и у взрослого человека, что облегчает дыхательные движения, объем которых за шесть лет (с 1 до 7 лет) увеличивается в 2—2,2 раза, достигая 140—170 мл.
Частота дыхания при покое в среднем снижается с 35 в минуту у годовалого ребенка до 31 в 2 года и 38 в 3 года. Небольшое снижение происходит и в последующие годы. В 7 лет частота дыхания бывает всего 22—24 в минуту. Минутный объем дыхания за три года (от 1 до 4 лет) увеличивается почти в два раза.
Необходимость гигиены дыхания очень хорошо и точно выразил В. В. Маяковский:
Нельзя человека закупорить в ящик,
Жилище проветривай чище и чаще.
Для сохранения здоровья необходимо поддерживать нормальный состав воздуха в жилых, учебных, общественных и рабочих помещениях, постоянно их проветривать.
Зеленые растения, выращиваемые в помещениях, освобождают воздух от избытка углекислого газа и обогащают его кислородом. На производствах, загрязняющих пылью воздух, используются промышленные фильтры, специализированная вентиляция, люди работают в респираторах — масках с фильтром для воздуха.
Большой вред организму наносит курение, так как в табаке и табачном дыме содержится никотин — сильный растительный яд, действующий отрицательно на центральную нервную систему. Вредное действие никотина на органы дыхания проявляется в уменьшении жизненной емкости легких, в хроническом раздражении слизистых оболочек дыхательных путей, вызывающем хронический бронхит курящего.
Среди болезней, поражающих органы дыхания, есть инфекционные, аллергические, воспалительные. К инфекционным относятся грипп, туберкулез, дифтерия, пневмония и др.; к аллергическим — бронхиальная астма, к воспалительным — трахеит, бронхит, плеврит, которые могут возникнуть при неблагоприятных условиях: переохлаждении, действии сухого воздуха, дыма, различных химических веществ или, как следствие, после инфекционных заболеваний.
Предупредить заболевания органов дыхания можно самому, придерживаясь некоторых гигиенических требований:
1. В период эпидемии инфекционных заболеваний своевременно пройти вакцинацию (противогриппозную, противодифтерийную, противотуберкулезную и др.)
2. В этот период не следует посещать многолюдные места (концертные залы, театры и др.)
3. Придерживаться правил личной гигиены.
4. Проходить диспансеризацию, то есть медицинское обследование.
5. Повышать устойчивость организма к инфекционным заболеваниям путем закаливания, витаминного питания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список литературы.
 
 
1. Воробьева, Е.А. Анатомия и физиология [Текст] /  Е.А. Воробьева, А.В. Губарь, Е.Б. Сафьянникова. - Медицина 1975.
2. Ермолаев, А.Ю. Возрастная физиология [Текст] / Ю.А. Ермолаев. -  Просвещение 1976.
3. Зверев, И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека [Текст] / И.Д. Зверев. - М.: Просвещение, 1978.
4. Кабанов, А. Н. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста [Текст] /  А.Н. Кабанов, А.П. Чабовская. - Просвещение, 1969.
5. Леонтьева, Н.Н.  Анатомия и физиология детского организма [Текст] / Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринова, Э.Г. Каплун. - Высшая школа, 1985.
6. Покровский, В.И. Медицинская энциклопедия [Текст] / В.И. Покровский. –М.: 1992.
7. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков [Текст] / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – Асадема, 2004.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.