На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Прокурорскому надзору"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



    1. Соотношение законности и прокурорского надзора в правовом государстве.
Рассматривая  соотношение прокурорского надзора  с законностью и с другими  видами контроля и надзора, следует  остановиться на особенностях, характерных  именно для прокурорского надзора  и определить его значимость для  укрепления законности в государстве. Цели прокурорского надзора закреплены в ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре в РФ". Это обеспечение верховенства закона, единства и укрепление законности, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение защиты, охраняемых законом интересов общества и государства.

      Правовым считается прежде всего в высшей степени цивилизованное, подлинно демократическое

    государство. В правовом государстве законы, подзаконные акты должны быть реальными, а нарушения

    законности, в какой бы сфере общественных отношений они ни совершались, от кого бы ни исходили, —

    нетерпимыми, а потому с ними необходимо вести настойчивую решительную борьбу.

       Законность нуждается в постоянной охране.  С возрастанием роли законности возрастает и роль

    прокурорского надзора в ее всемерном укреплении. Они неразрывно связаны между собой и служат

    непременными атрибутами правового государства.
 


2. Исторические этапы  развития прокуратуры
Прокуратура появилась в XIV веке во Франции. В  России прообразом прокуратуры можно  было бы назвать Тайный приказ царя Алексея Михайловича, но вообще-то появление  прокуратуры связывают с именем царя Петра I.
1722 год - Указ  об учреждении должности генерал-прокурора
в период царствования Анны Иоанновны – факт. бездействовала, восстановление при Елизавете. 1775 год - " Учреждение о губерниях", в котором были закреплены задачи и полномочия губернских прокуроров. В 1862 году были приняты "Основные положения о прокуратуре", в которых четко было определено ее назначение – наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской Империи.
С 1864 года с  принятием судебных уставов, главным  назначением прокуратуры становится уголовное преследование, надзор утратил  свое лидирующее положение.
После прихода  к власти Александра III – реакционный  орган, преследование «инакомыслящих».
1917 год - декрет "О суде" упразднил "институты  судебных следователей и прокурорского  надзора". Создан Народный комиссариат  юстиции, ВЧК, позднее переименованная  в ГПУ. 1922 год – «Положение  о прокуратуре». В 1936 году Постановлением  ЦИК и СНК СССР прокуратура  была выделена из системы народных  комиссариатов юстиции, и тем  самым завершилась ее централизация. 
В военный  период с 1941 по 1946 года деятельность прокуратуры  фактически была приостановлена. Основополагающие положения для прокуратуры были закреплены в Конституции СССР 1977 года.
Изменения, произошедшие в обществе в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века потребовали принятия новых  нормативных актов, касающихся деятельности прокуратуры. Первым таким актом  стал Закон РФ "О прокуратуре  Российской Федерации" от 17 января 1992 года. Далее он изменялся и дополнялся.
 
 

    3. Законодательное урегулирование прокурорского надзора.

    1 – Конституция РФ
2 – ФЗ «О прокуратуре» от 17 января 1992 года с изменениями  и дополнениями - основной НПА

    3 – процессуальные кодексы (ГПК, УПК, АПК, КоАП) – полномочия прокуроров

    4 – акты Президента РФ (напр., утверждено положение о чинах)
5 – приказы и указания Генпрокурора  РФ ("О разграничении компетенции  территориальных прокуроров и  прокуроров специализированных  прокуратур", "О регламенте  Генеральной прокуратуры РФ", «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», «Об организации надзора за исполнением Федерального закона РФ “Об оперативно-розыскной деятельности”» и другие)
6 - Различные предписания прокурорам  могут содержаться и в постановлениях  пленумов Конституционного и  Верховного судов. 
7 - международные договоры РФ (например, 22 января 1993 года была заключена  Минская конвенция "О правовой  помощи и правовых отношениях  по гражданским, семейным и  уголовным делам")
 

    4. Концепция прокурорского надзора на современном этапе. 
Изучая вопрос о перспективах развития прокурор. системы, следует обратиться к концепции развития прокуратуры.
Выработанная  научно-обоснованная концепция прокурорского  надзора, опирается на передовую  практику и позволяет определить место прокуратуры в системе  государственных органов, процессуальное положение прокурора в различных  сферах деятельности. Среди проблем  развития прокурорской системы наиболее ярко высвечиваются проблемы существования  прокуратуры вообще как государственного органа, концептуальное обоснование  развития следственного аппарата, развитие и совершенствование законодательства о прокуратуре и т.д. На современном  этапе развития органов прокуратуры  обнаруживается необходимость тесной доктринальной увязки существования  прокуратуры с направлением развития всей правоохранительной системы. Кроме  того, новые задачи и функции прокуратуры  требуют от ее работников дополнительных мер по совершенствованию профессионализма.
 
 

    5. Система органов прокуратуры.
  «Прокуратура – единая федеральная  централизованная система органов,  осуществляющих от имени РФ  надзор за соблюдением Конституции  Российской Федерации и исполнением  законов, действующих на территории  РФ».

    Прокуратуру как системный государственный институт характеризует следующее:

    а) замкнутость - никакой другой орган, кроме входящих в эту систему не вправе осуществлять надзор заисполнением;

    б) эта система внутренне упорядочена. Это проявляется в единстве и стройной организации органов прокуратуры.

    Компонентами прокурорской системы являются:

    - генеральная прокуратура;

    - территориальные прокуратуры (существует два вида – прокуратуры субъектов и прокуратуры городов (районов));

    - специализированные прокуратуры (существует пять видов – военные, природоохранные, транспортные,

    прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях и прокуратуры за исполнением

    законов в закрытых административно-территориальных образованиях);

    - учреждения образования – это институты повыш. квалиф., НИИ проблем закон. и правопоряд., институты прокурат.
 



    6. Особенности организации и деятельности специализированных прокуратур.
  Специализированные прокуратуры построены по предметному принципу. Их появление вызвано тем, что прокуратура должна была обеспечивать законность в специф. сферах, требующих определенных навыков, познаний.
  Специализированные прокуратуры можно подразделить на две группы в зависимости от объема выполняемых функций. 1 – это военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы и другие военные прокуратуры. 2 - все остальные специализированные прокуратуры – транспортные, природоохранные, по надзору за исполнением законов в исправ. учреждениях, и по надзору в ЗАТО, которые действуют только на правах прокуратур районов (городов).
!Приказ Ген. прокурора №  54 от 9 сент. 2002, в котором он разграничивает  компетенцию терр. и специал. прокуратур.
  Полномочия специализированных прокуроров в соответствии с данным приказом сводятся к следующему:
* они осуществляют надзор за исполнением законов и соответствием законам правовых актов;
* они осуществляют надзор за исполнением законов органами осуществляющими дознание, следствие и ОРД;
* проводят предварительное следствие по определенной категории дел с учетом своей специфики;
* поддерживают гос. обвинение в судах по делам, за рассмотрением которых они осуществляли надзор;
* в касс.порядке они обжалуют незак. судебные решения по делам, в рассмотрении которых принимали участие;
* участвуют в судах при рассмотрении гражд. и арбитраж. дел, вправе приносить надзорные представления..
 
 

    7. Принципы организации и деятельности прокуратуры. 

     Принципы прокурорского надзора – это основополагающие начала, которые законодатель взял за основу правового

    регулирования организации органов прокуратуры и их деятельности. в ст. 4 Закона "О прокуратуре РФ" выделяет

    принципы: законности, единоначалия, единства и централизации, независимости, гласности,внепартийности.

    1. При выполнении своих полномочий прокуратура действует на основании законности. Это единственный критерий

    деятельности прокуратуры, никакие другие соображения - целесообразности, справедливости не должны

    учитываться при принятии прокурором решений.

    2. Принцип независимости гласит, что органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных

    органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, местного  самоуправления

    3. Единс.и централиз.- все прокуратуры составляют единую систему, создание прокуратур, не вход. не допускается.

    4. Принцип единоначалия проявляется в формах руководства прокуратуры – только единолично (не коллегиально)

    5. Гласность -  органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в которой это не противоречит законодательству.

    6. Принцип внепартийности - работники не могут быть членами общественных организации, партий, объединений
 
 

    8. Сущность, задачи и пределы надзора за исполнением законов (общий надзор).

    Предмет надзора за исполнением законов указан в ст. 21 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации":

    * соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными

    министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной

    власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов

    РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными
лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и  некоммерческих организаций;

    * соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными выше.

    Сущность состоит в деятельности прокуроров по изучению поступившей информации о нарушениях, в получении

    разного рода материалов, статистических данных о работе поднадзорных объектов, оценке нормативных актов с

    точки зрения соответствия их законам и в принятии мер прокурорского реагирования в целях устранения.

    Задачи - посредством использования полномочий прокурора в этой сфере добиваться строгого и

    неуклонного исполнения законов.

    Пределы надзора за исполнением законов состоят в том, что прокуратура, осуществляя деятельность, не вправе:

    - вторгаться в административно-хозяйственную деятельность предприятий, учреждений и организаций;

    - подменять другие государственные органы, осуществляющие контрольные функции
 
 

    9. Нравственные начала в деятельности прокуроров. Прокурорская этика.
  В Законе о прокуратуре содержатся требования как профессионального, так и нравственно-этического характера в отношении лиц, назначаемых на должность прокурора. В соответствии с Законом (ст. 40.1) прокурорами могут быть назначены граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возложенные на них обязанности.
  Вступая в должность принимает присягу. Принятая присяга обязывает будущих следователей и прокуроров к образцовому исполнению своего служебного долга.
  Выполняя свои профессиональные обязанности, каждый работник прокуратуры призван действовать не только в рамках закона, но и общечеловеческого гуманизма, проявлять доброжелательность, чуткость и внимание к людям. Работники органов прокуратуры должны обладать такими качествами, как принципиальность и непримиримость в борьбе с нарушениями законности и правопорядка.
  Должность прокурора всегда у граждан должна увязываться с понятием справедливости. В каждом случае требуется объективность, непредвзятость, справедливость, недопущение обвинительного уклона.
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
10 вопрос: акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона при осуществлении надзора за исполнением законов
Акты прокурорского реагирования должны быть посвящены актуальному  событию, требующему вмешательства  прокурора. Они должны быть своевременны, обоснованны и грамотны.
  Протест приносится прокурором либо его заместителем на противоречащий закону правовой акт должностному лицу либо в орган, который издал данный незаконный правовой акт, либо вышестоящему должностному лицу, либо в вышестоящий орган, либо прокурор вправе обратиться в установленном законом порядке в суд. Орган, куда будет направлен протест, либо необходимость обращения в суд определяет сам прокурор. Форма протеста, как правило, письменная, хоть закон не запрещает и устную. Принесение протеста не приостанавливает действие акта. Протест должен быть рассмотрен в течение 10 дней. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору. Прокурор, автор протеста, может его отозвать до начала рассмотрения.
  Представление об устранении нарушении закона приносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые вправе устранить допущенные нарушения. Представление подлежит безотлаг. рассмотрению. В 1мес срок должны быть приняты конкретные меры и направлено сообщение об этом в прокуратуру.
  Предостережение о недопустимости нарушения закона – это предупредительное средство прокурорского надзора, направляемое в письменной форме в адрес должностных лиц, склонных к нарушению закона, прокурором либо его заместителем на основании информации, поступившей в прокуратуру из любого источника. Предостережение предъявляется должностному лицу под подпись. В случае несогласия с представлением должностное лицо вправе его обжаловать вышестоящему прокурору.
 
 
 
 
 11 вопрос:ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НАРУШЕНИИ ЗАКОНА, ПО УСТРАНЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Полномочия прокурора  изложены в ст. 22 ФЗ "О прокуратуре  РФ". Прокурор имеет право:
беспрепятственно входить  на территорию поднадзорных объектов; знакомиться со всей документацией  по
предъявлению своего служебного удостоверения; привлекать для надзорных  проверок специалистов из различных
областей знаний; вызывать в прокуратуру для получения  объяснений должностных лиц и  граждан; освобождать лиц,
незаконно подвергнутых административному  задержанию на основании решения  несудебных органов.
Выявив нарушения закона, прокурор вправе отреагировать на них  следующим образом:
* при наличии поводов  и основании вправе возбудить  уголовное дело путем вынесения  об этом постановления;
* возбудить производство об административном правонарушении;
* обратиться в суд с  заявлением (исковым заявлением) о  признании правового акта недействительным.
  Прокурор вправе также вынести один из следующих актов прокурорского реагирования: протест, представление,
предостережение о недопустимости нарушения закона.
 
 
11 вопрос: стадии  общего надзора и из значение
Основным средством выявления  прокуратурой правонарушений являются надзорные проверки. Различают четыре вида прокурорских проверок:
а) целевая – проверка конкретной жалобы, информации, исполнения отдельного нормативного акта;
б) комплексная – всестороннее исследование нескольких групп вопросов, например исполнение закон-ва о труде;
в) сквозная – проверка исполнения законов в рамках нескольких предприятий, учреждений и организаций, например,
выше и нижестоящих, партнеров  по хозяйственной деятельности;
г) совместная – это проверка прокуратурой с участием контролирующих органов в плане координирующей
деятельности правоохранительных органов, с привлечением специалистов и т.д.
Основные составляющие элементы любой проверки – стадии, их три:
* выявление нарушений  закона и обстоятельств им способствующих, анализ полученных сведений;
* реагирование на выявленные нарушения закона и обстоятельства, им способствующие;
* проверка результативности актов прокурорского реагирования.
Позволяет: принять меры к  нарушителям закона; принять меры к устранению нарушения закона; принять  меры по
профилактике правонарушения. Меры, предпринимаемые к нарушителям  закона, по мнению Генерального
прокурора, должны соответствовать  характеру и степени общественной опасности выявленного нарушения.
 
 
 

    13. Соотношение прокурорского надзора с другими формами надзора и контроля за исполнением законов.
  Прокурорский надзор не единственный способ обеспечения законности в нашем государстве. В тех же целях реализуются и другие формы надзора и контроля.
! Надзор и контроль – не  тождественные понятия. О.Ю. Шубина - понятие контроля шире понятия  надзора 
  В литературе контроль высших органов государственной власти именуется верховным (ВС, ВАС, КС). Прокурорский же надзор является производным от верховного контроля, ибо осуществляется от имени указанных органов, но имеет иную сферу воздействия, ибо касается органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
  Контроль за соблюдением законности (но не верховный) осуществляют и другие органы государства. Можно выделить три вида контроля и надзора: общий, ведомственный и специализированный. 
Общий — это контроль, выполняемый краевой, областной администрацией, а также органами местного самоуправления. Ведомственный (внутренний) контроль применяется в системе министерств, ведомств. Специализированный контроль касается тех сфер деятельности которые связаны со строго определенным режимом работы.
  Прокурорский надзор по сравнению с другими видами надзора и контроля характеризуется следующими особенностями:
1) он является представительным, ибо осуществляется от имени  и по поручению высших органов  власти РФ;
2) по целевому назначению он  строго специализированный, что  выражается только в надзоре  за соблюдением законности, так  как прокуроры не управляют,  а лишь надзирают за исполнением  законов; 
3) данный надзор имеет широкую  сферу действия, ибо распространяется  на все регулируемые правом  общественные отношения; 
 
 
 
 

    14. Полномочия прокуроров при осуществлении надзора в стадии предварительного расследования.

    Полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу указаны в ст. 37 УПК РФ. Он вправе:
1) проверять исполнение  требований ФЗ при приеме, регистрации  и разрешении сообщений о преступлениях;
2) выносить постановление  о направлении соответствующих  материалов в следственный орган  или орган дознания;
3) требовать от органов  дознания и следственных органов  устранения нарушений ФЗ;
4) давать дознавателю письменные  указания о направлении расследования,  производстве процессуал действий;
5) давать согласие на  возбуждение перед судом ходатайства  о производстве проц действия, избр.меры пресеч.;
6) отменять незаконные  или необоснованные постановления  нижестоящего прокурора, дознавателя;
7) рассматривать информацию  следователя о несогласии с  требованиями прокурора и принимать  по ней решение;
8) участвовать в судебных  заседаниях;
9) разрешать отводы, заявленные  дознавателю, а также его самоотводы;
10) отстранять дознавателя  от дальнейшего производства  расследования, если им допущено  нарушение;
11) изымать любое уголовное  дело у органа дознания и  передавать его следователю;
12) передавать уголовное  дело от одного органа предварительного  расследования другому;
13) утверждать постановление  дознавателя о прекращении производства  по уголовному делу;
14) утверждать обвинительное  заключение или обвинительный  акт по уголовному делу;
15) возвращать уголовное  дело дознавателю, следователю  со своими письменными указаниями;
16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК
 



    15. Надзор прокурора за законностью приема, регистрации заявления и сообщений о преступлениях.
Порядок приема заявлений и сообщений установлен примерной Инструкцией "О порядке  приема, регистрации, учета и разрешения в органах и учреждениях внутренних дел заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и  происшествиях" от 11 ноября 1990 года. В соответствии с данной инструкцией  заявитель получает отрывной талон  бланка строгой отчетности, который  позволяет проследить дальнейший ход  заявления.
Прокурор, осуществляя  проверку по жалобе граждан либо по собственной инициативе, использует рекомендованную методику выявления  сокрытий заявлений и сообщений  о преступлениях, например он прослушивает магнитные записи службы “О”; проверяет прекращенные производством уголовные дела, постановления об отказе в возбуждении уголовных дел; проверяет выдачу направлении на судебно-медицинское освидетельствование; проверяет документацию пунктов травматологии; беседует с задержанными; проверяет документы комиссии по делам несовершеннолетних; материалы службы ГИБДД по дорожно-транспортным происшествиям и угонам; извлекает необходимую информацию из справок о ведомственных проверках управлений внутренних дел работы низовых звеньев; проверяет частные определения, постановления судов (судей); получает информацию из встреч, бесед с гражданами, из материалов средств массовой информации и т.д.
При обнаружении  нарушений прокурор выносит в  отношении виновного лица постановление  о возбуждении производства о  дисциплинарной ответственности.
 
 

    16. Прокурорский надзор за законностью возбуждения уголовных дел

  Осуществляя надзор за законностью возбуждения уголовных дел, прокурор обращает внимание в первую очередь на своевременность принятия мер по предотвращению преступлений; соблюдение прав и

интересов граждан при проведении проверочных действий; соблюдение сроков рассмотрения заявлений и сообщений о совершенном либо готовящемся преступлении; рассматривает и разрешает жалобы граждан на действия и решения органов дознания и предварительного следствия; проверяет наличие поводов и оснований к возбуждению уголовного дела; осуществляет надзор за законностью проведения следственных действий, возможных в данной стадии: это осмотр места происшествия, освидетельствование и назначение

экспертизы; осуществляет надзор за правильностью составления процессуальных документов, выносимых 

этими органами; проверяет правильность направлений материалов по подследственности.

  В целях обеспечения квалифицированного расследования в соответствии с приказом № 31 от 18 июня 1997 года по делам об убийствах, террористических актах, бандитизме и массовых беспорядках, прокуроры обязательно должны выезжать на осмотр места происшествия и сами по таким делам определять  подследственность или поручать, в случае необходимости, расследование группе следователей.
 



17. Прокурорский надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности.
Оперативно-розыскная  деятельность – это вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то, в пределах их компетенции посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
  Объектами прокурорского надзора являются оперативные подразделения, находящиеся в структуре органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ, органов внешней разведки РФ, министерства юстиции РФ, федеральных органах государственной охраны.
  Предмет надзора определен в ст. 29 Закона "О прокуратуре РФ" как соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий и законность принимаемых этими органами решений.
  Задача прокурорского надзора является выявление и устранение нарушений закона при производстве ОРМ, т.е. обеспечение соразмерности степени ограничения прав и свобод человека и гражданина нуждам оперативно-розыскной деятельности.
  Полномочия прокуроров:
* знакомиться с документами, содержащими сведения об основаниях, порядке и решениях при проведении ОРМ;
* давать письменные указания о производстве ОРМ или их прекращении;
* отменять необоснованные постановления органов дознания, (следствия) о возбуждении уголовного дела;
* направлять в суд жалобы, проверка которых отнесена к компетенции суда;
* требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих ОРД и допустивших нарушения закона;
* опротестовывать противоречащие закону приказы и указания руководителей органов осуществляющих ОРД;
* вносить представления на выявленные нарушения закона.
  Исходя из указаний Генерального прокурора (приказ № 56 от 25 апреля 2000 года), данный вид надзора осуществляется при поступлении информации (жалобы, заявления) о нарушении законов при проведении оперативно-розыскной деятельности, а также в плановом порядке.

18. Участие прокурора в отдельных следственных действиях: осмотр места происшествия, допрос.

  Осуществляя надзор за законностью проведения отдельных следственных действий, следует отметить, что прокурор проверяет как обоснованность данного следственного действия, так и его законность. Данный вид надзора может проводиться двумя способами: путем контроля за действиями следователя после фактически проведенного действия по материалам уголовного дела, проверяя полноту и обоснованность расследования, и второй вариант – участвуя при проведении данного следственного действия. Участие прокурор в следственном действии так же может быть двумя способами, присутствуя при проведении следственного действия следователем и проводя следственное действие.

  К факторам, определяющим необходимость участия прокурора в следственном действии, относятся:

* тяжесть совершенного преступления;

* сложность уголовного дела;

* необходимость оказания помощи следователю;

* повторность следственного действия (если это возможно) и т.д.

  Прокурор, готовясь к участию в следственном действии, обязан изучить материалы уголовного дела, побеседовать со следователем, изучить данные, характеризующие личность человека, с которым прокурору предстоит работать, он должен подготовиться к следственному действию, например, разработать его план. Успех участия прокурора в следственных действиях, во многом предопределен его авторитетом.

19. Надзор за законностью применения мер процессуального принуждения при раскрытии и расследовании...
  В процессе расследования могут применяться меры процессуального принуждения (задержание подозреваемого, заключение под стражу, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество и т.д.). Ограничение прав и свобод допускается только по основаниям и с соблюдением процедур, предусмотренных Конституцией РФ, имеющей прямое действие, уголовно-процессуальным законодательством.
Прокурор  обязан следить за тем, чтобы нормы  закона, регулирующие порядок применения мер процессуального принуждения, не нарушались, а при обнаружении  нарушений— немедленно принимались меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов.
Так, например, прокурор должен постоянно  следить за тем, чтобы задержание лица по подозрению в совершении преступления проводилось только лишь при наличии  оснований, предусмотренных ст. 91 УПК РФ и при этом был соблюден установленный законом порядок, поскольку эта мера пресечения существенно ограничивает гарантированное в Конституции РФ право на неприкосновенность личности. При оценке соответствия требованиям закона задержания таких лиц, прокурор должен учитывать также мотивы задержания: необходимость пресечения преступной деятельности подозреваемого, лишение его возможности скрыться, отсутствие у такого лица постоянного места жительства, отсутствие сведений о его личности.

20. Надзор прокурора за обеспечением права обвиняемого на защиту.
Значимость надзора прокурора  за обеспечение права обвиняемого  на защиту очевидна. Это конституционное  право.
Право на защиту – это совокупность всех прав, принадлежащих  обвиняемому, а не только право иметь  защитника. Поэтому в предмет прокурорского надзора входит право на своевременное ознакомление с обвинением; возможность им обжаловать все решения по уголовному делу; право на тот суд, который определен в законе; обязанность толковать неустранимые сомнения в пользу обвиняемого; отсутствие обязанности свидетельствовать против себя либо своих близких родственников; право защищаться любыми не запрещенными законом средствами и способами; право иметь конкретного защитника; право отказаться от защитника; иметь наряду с защитником-адвокатом, защитника-непрофессионала и т.д.

    21. Прокурорский надзор и процессуальная самостоятельность следователя. 
При производстве предварительного следствия все решения о направлении  следствия и производстве следственных действий следователь принимает  самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора или судебного решения, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.
Таким образом, закон представляет следователям широкие полномочия по производству следственных действий, по применению мер уголовно-процессуального  принуждения и по принятию различных процессуальных решений. Процессуальная самостоятельность обеспечивает следователю возможность оценивать собранные им доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и внутренним убеждением.
Конституция и УПК устанавливают, что некоторые проц. действия производятся на основании судебного решения или санкции прокурора.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР прокурор осуществляет надзор за органами предварительного следствия. При этом прокурор выполняет функции процессуального руководства предварительным следствием.  

Осуществляя надзор за производством предварительного следствия, прокурор не вправе подменять следователя, который сохраняет свою процессуальную самостоятельность.
Рассматривая жалобы участников процесса на действия следователя, прокурор обязан не только восстановить нарушенные права граждан, но и направлять следствие в правильное русло. Он может отменить или изменить принятое следователем решение, вправе принять меры к привлечению виновных и т.п.
 



    22. Координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, как одно из напр….
  Под координацией понимают согласованность, соотношение, а под координированием – установление
правильных соотношений между  участниками деятельности по достижению общих целей.
  Правоохранительная система – это органы МВД, ФСБ, таможенных и иных органов. Именно на эти органы
возложена непосредственная борьба с преступностью  и, в первую очередь, выявлять и пресекать  преступные
действия, привлекать виновных к ответственности.
  Согласованность действий этих органов, координация их деятельности помогает устранить разнобой и
параллелизм в работе, создать в необходимых  случаях концентрацию сил, осуществлять борьбу единым фронтом,
используя различные методы.
  Координация не означает подчинение одних органов, другим. Суть координации в том, чтобы каждый орган в
пределах  своих полномочий и задач, присущими  ему методами и средствами решал  общую задачу эффективной
борьбы  с преступными проявлениями.
  Взаимоотношения прокуратуры с правоохранительными органами строятся на принципах: законности; равенства
всех участников координационной  деятельности; самостоятельности каждого  правоохранительного органа;
гласности; ответственности руководителей  каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных мероприятий.
 


 



    23. Формы координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

    Основными формами координации являются:

    * проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;

    * обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;

    * совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок, оказания помощи местным п/о;

    * создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений;

    * проведение конкретных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений;

    * издание совместных приказов и оказание помощи в обеспечение совместной безопасности;

    * повышение квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций;

    * издание указаний, информационных писем и иных организационно-распорядительных документов;

    * выпуск совместных бюллетеней;

    * разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности.

      Этот перечень не исчерпывающий, могут применяться и иные формы. Наиболее распространенная форма – это

    координационные совещания. Совещания созываются не реже 4 раз в год, на них приглашаются все члены

    совещания, которые равны при обсуждении вопросов.
 



    24. Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов по делам несовершеннолетних.
Приказ № 38 от 22 июня 2002 года "Об организации прокурорского надзора  за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи".
  Данная деятельность подразделяется на два направления: это работа по надзору за выполнением требований законов соответствующими органами и должностными лицами, учреждениями. Второе – предупреждение безнадзорности и преступности несовершеннолетних.
  Таким образом, предметом являются соблюдение прав и интересов несовершеннолетних; выявление причин и условий, которые явились нарушением законов
  Задачи органов прокуратуры - обеспечить гарантии прав и законных интересов несовершеннолетних; активизировать работу по борьбе с преступностью несовершеннолетних; выявлять и устранять причины и условия, им способствовавшие; добиваться возвращения к честной жизни каждого оступившегося подростка.
Методические правила:
* надзор за законностью возбуждения уголовных дел в отношении этих лиц;
* соблюдение требований о возрастных границах уголовной ответственности;
* возможность прекращения уголовного дела с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
* необходимость установления точного возраста несовершеннолетнего;
* постоянный надзор за соблюдением прав, предоставленных несовершеннолетнему в части защиты его интересов;
* необходимость глубокого изучения личности несовершеннолетнего, условий его жизни, воспитания, окружения
  В системе исправительных учреждений имеются:
* комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления;
* органы управления социальной защитой населения, которые создают специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации:
* социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних
* социальные приюты для детей
* центры помощи детям оставшимся без попечения родителей;        и др.
 

    25. Надзор прокурора за исполнением законов в местах лишения свободы. 

      Сущность данного направления прокурорского надзора состоит в надзоре за тем, чтобы:

    * вступившие в законную силу приговоры своевременно и правильно обращались к исполнению;

    * обращенные к исполнению приговоры приводились в исполнение в строгом соответствии с законом;

    * содержание осужденных производилось не иначе, как на основаниях и в порядке, установленном законом;

    * соблюдалось законодательство о порядке и условиях отбывания наказания, исправления и перевоспитания;

    * обеспечивалось соблюдение установленных законом прав и обязанностей осужденных;

    * исполнялось законодательство об условно-досрочном освобождении и досрочном освобождении по болезни;

    * исполнялись требования закона при исполнении приговоров, решений судебными приставами-исполнителями.

    Приказ Генерального прокурора РФ № 8 от 26 февраля 1997 года " О совершенствовании прокурорского надзора за

    соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах"

    Предмет надзора:  законность нахождения лиц в учреждениях, соблюдение прав и обязанностей задержанных,

    заключенных под стражу, осужденных.

    Прокурор вправе:

    * беспрепятственно в любое время посещать поднадзорные объекты;

    * опрашивать задержанных, заключенных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

    * знакомиться с документацией;

    * знакомиться с оперативной информацией;

    * проверять соответствие законодательству правовых актов администрации

    * отменять своим постановлением дисциплинарные взыскания, наложение в нарушение закона;

    * немедленно освобождать своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований и т.д.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    26. Сущность и задачи прокурорского надзора в стадии исполнительного производства.

    Ст. 19 ФЗ "О судебных приставах" - надзор за исполнением законов при осуществлении приставами своих функций в

    соответствии с ФЗ "О прокуратуре РФ" осуществляют Ген. прокурор и подчиненные им прокуроры.

      Предметом надзора являются законность и обоснованность исполнительного производства: гражданских и

    уголовных дел; всех процессуальных действий, совершаемых в стадии исполнения решений, определений и

постановлений судов; исполнительных надписей нотариальных органов; решений третейских судов; и др.
  Прокурор, осуществляющий надзор, вправе проверять правильность оформления исполнительного листа; наличие соответствующих документов приложенных к листу; соответствует ли содержание листа предписаниям суда; соблюдение установл. порядка взыскания; проверяет списанные в архив по признаку "безнадежности взыскания".

      Прокуроры вправе сами проводить проверки в службах судебных приставов, поручать проведение проверок

    вышестоящим службам судебных приставов, могут вызывать к себе должностное лицо для получения

    объяснений. При обнаруж. наруш. прокурор может обратиться в суд о признании недействительными или протест.

      Прокурор так же может принести предостережение о недопустимости нарушения закона, может внести
представление старшему судебному  приставу либо в службу судебных приставов  субъекта РФ об устранении

допущенных нарушений и, конечно, может возбудить уголовное дело при наличии поводов и оснований к этому.

    !Указание Ген. прок. от 6.01.99" Об организации прокурорского надзора за испол. законов судебными приставами"
 

    27. Процессуальное положение прокурора в суде при рассмотрении уголовных и гражданских дел.
Уголовное
ст. 1 "О прокуратуре" прокуроры  участ. в рассм. судами УД и опротестовывают противоречащие закону суд. решения.
Прокурор  в суде 1 инстанции – сторона  в процессе, представляющая обвинение (он государственный обвинитель, но его права аналогичны правам представителей стороны защиты). В суде кассационной инстанции процессуальное положение  прокурора меняется – он становится только стороной и не является уже  государственным обвинителем, так  как обвинять уже некого. В суде надзорной инстанции его присутствие  обязательно – прокурор дает заключение о возможности изм. либо отмены суд. решения, вступившего в закон. силу.
В суде прокурор осуществляет уголовное преследование, т.е. убеждает суд в виновности человека, поддерживая тот обвинительный  тезис, сформулированный на стадии предварительного расследования.  Полномочия прокурора  изложены в УПК РФ.
Гражданское
Процессуальное положение прокурора  в соответствии с ГПК РФ характеризуется  следующими особенностями:
* он освобождается от уплаты судебных расходов;
* он является истцом в процесс. смысле, носителем матер. прав выступает лицо, в интер. которого возбужден;
* прокурор не может заключать мировое соглашение;
* к нему не может быть предъявлен встречный иск;
* прокурор не связан жестко со своей позицией, излож. в заявл., он вправе отказ. полностью или частично от иска.
Полномочия прокурора в суде подразделяются на общие, присущие всем лицам, участвующим в деле, и специальные, присущие только прокурору.
 

    28. Сущность и задачи участия прокурора в уголовном судопроизводстве.
ст. 1 "О прокуратуре" прокуроры участ. в рассм. судами УД и опротестовывают противоречащие закону суд. решения.
В судебном разбирательстве прокурор является государственным обвинителем, т.е. должностным  лицом органов прокуратуры, поддерживающим от имени государства, обвинение  в суде по уголовному делу.
За судом  и судебной деятельностью прокуратура  надзор не осуществляет. Прокурор в  суде 1 инстанции – сторона в  процессе, представляющая обвинение (он государственный обвинитель, но его  права аналогичны правам представителей стороны защиты). Присутствие прокурора  в суде первой инстанции обязательно  по всем делам без исключения. В  суде кассационной инстанции процессуальное положение прокурора меняется –  он становится только стороной и не является уже государственным обвинителем, так как обвинять уже некого. В  суде надзорной инстанции его  присутствие обязательно – прокурор дает заключение о возможности изменения  либо отмены судебного решения, вступившего  в законную силу.
В суде прокурор осуществляет уголовное преследование, т.е. убеждает суд в виновности человека, поддерживая тот обвинительный  тезис, сформулированный на стадии предварительного расследования; осуществляют надзорные  полномочия за исполнением законов  органами дознания и предварительного следствия; обжалуют в форме представления  судебные решения на его взгляд незаконные и необоснованные.
Любой прокурор любого уровня в суде является представителем Генерального прокурора, этим объясняется  возможность прокурора отказаться от обвинения, если оно не будет подтверждено в судебном заседании, либо изменить обвинение в сторону смягчения.
Полномочия  прокурора изложены в ст. 244 и 248 УПК  РФ и сводятся к следующему: прокурор вправе заявлять отводы; ходатайства; представлять доказательства; участвовать  в их исследовании; выступать в  судебных прениях; высказывать свое мнение по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам; предъявлять или поддерживать гражданский  иск; подавать замечания на протокол судебного заседания; обжаловать в форме представления судебные решения; осуществлять деятельность при возобновлении уголовных дел ввиду новых и по вновь открывшимся обстоятельствам; выявлять причины и условия, способствующие совершению преступления.
 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 



    29. Участие прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел в суде I инстанции. 
В судебном заседании в суде первой инстанции  принимает участие прокурор уровня, соответствующего суду, который рассматривает  данное дело. Возможна ситуация, когда  вышестоящий прокурор, учитывая особенности  дела, его неординарность сам принимает  участие в судебном разбирательстве  в суде нижестоящего уровня. Если же прокурор поддерживает обвинение в  суде вышестоящего уровня, он должен предъявить свои полномочия.
В судебное заседание направляются наиболее опытные, грамотные сотрудники. Явка прокурора  в суд обязательна, в случае неявки по неуважительной причине, суд вправе отреагировать частным определением (постановлением) в адрес вышестоящего прокурора, что влечет проведение служебного расследования.
Участие прокурора  в суде первой инстанции начинается с подготовки дела к судебному  разбирательству, с направления  прокурором дела в суд. Прокурор вправе ходатайствовать о проведении предварительного слушания дела в течение 7 дней после  направления дела в суд. ( ч. 3 ст. 229 УПК РФ). Прокурор участвует в процедуре предварительного слушания, он вправе заявлять ходатайства об исключении доказательств, о вызове свидетелей, об истребовании дополнительных доказательств. Судья в результате предварительного слушания может возвратить уголовное дело прокурору, если:
* обвинительное заключение или обвинительный акт составлены с нарушением закона, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения или акта;
* копия обвинительного заключения или обвинительного акта не была вручена обвиняемому;
* есть необходимость составления обвинительного заключения или обвинительного акта по уголовному делу, направленному в суд с постановлением о применении принудительных мер медицинского характера.
Для устранения всех недостатков обвинительного акта или обвинительного заключения прокурору  предоставляется 5 суток.
В судебном разбирательстве участие прокурора  проявляется в следующем: он оглашает обвинение; первым как сторона обвинения  представляет доказательства; исследует  их; допрашивает обвиняемого, после  его допроса защитником; первым задает вопросы свидетелям со стороны обвинения; высказывает свое мнение по всем возникающим  вопросам в ходе судебного заседания;
Высказывания  прокурора должны быть объективными, доказательными, всесторонними, полными, юридически обоснованными, определенными. Поведение прокурора должно отличаться активностью быстротой в принятии решении и самостоятельностью.
 

    30. Деятельность прокурора в стадии возобновления дел по новым и вновь откр. обст-вам (по уголовным и..
  Вступившие в законную силу приговор, определение и постановление суда могут быть отменены и производство по уголовному делу возобновлено ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств (ст. 413 УПК).
  Новые и вновь открывшиеся обстоятельства – такие обстоятельства, которые существовали на момент вступления приговора или иного судебного решения в законную силу, но не были известны суду.
Сроки: обвинительного приговора – не ограничен (УПК), оправдательного  – 1 год (УК)
  Право возбуждения производства ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств принадлежит прокурору. Поводами к возбуждению производства ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств могут быть сообщения граждан, должностных лиц, а также данные, полученные в ходе расследования и рассмотрения других уголов. дел.
  Прокурор выносит постановление о возбуждении производства ввиду новых обстоятельств и производит расследование этих обстоятельств или дает соответствующее поручение следователю. При отсутствии оснований для возобновления производства по уголовному делу прокурор своим постановлением прекращает возбужденное им производство.
 

    31. Участие прокурора в правотворческой деятельности.

      В соответствии с п.4 ст.1 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации»

    прокуратура принимает участие в правотворческой деятельности. Под правотворчеством принято понимать

    специализированную деятельность компетентных органов государства по изданию нормативных правовых актов, а

    также по их упорядочению, приведению их в определенную систему.
Таким образом, видами правотворчества являются: а) выработка новых правовых норм; б) изменение
действующего законодательства; в) отмена устаревших норм права; г) систематизация законодательства.

      Как вид деятельности правотворчество осуществляется в соответствии с определенными процедурами,

    установленными в законодательном порядке. Такой порядок, такая процедура именуется правотворческим

    процессом.

    Формы:

    1) внесение прокурорами предложений об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных НПА.

    2) участие прокуроров в рассмотрении представительными и исполнительными органами внесенных ими протестов,

    представлений и информации

    3) участие прокуроров в заседаниях органов, на которых обсуждаются проекты законов и других нормативных актов

    4) проведение прокурорами правовой экспертизы проектов законов и иных нормативных актов

    5) подготовка прокурорами проектов нормативных актов
 
 
 

    32. Речь государственного обвинителя. Её назначение и содержание. Реплика прокурора. 

      Выполняемая прокурором функция уголовного преследования наиболее ярко

    выражается в его обвинительной речи, которая должна быть яркой, убедительной, объективной, грамотной,

    логически последовательной. Структура обвинительной речи едина и содержит следующие позиции:

    * социально-общественную оценку уголовного дела;          * анализ доказательственной базы;

    * юридическая оценка преступления;                                    * характеристика личности преступника;

    * предложение о мере наказания;                                         * мнение прокурора о возмещении материального ущерба;

    * предложения о мерах по предупреждению преступлений.

      Последовательность этих положений неважна. Выступающий должен помнить, что в речи следует избегать

    профессиональных терминов, излишней жестикуляции. Речь должна отличаться простотой, но не упрощенчеством,

    глубиной, а не быть поверхностной, искренностью, правильной оценкой фактов, обстоятельств. К речи следует

    готовиться, особенно начинающему оратору.

      Реплика это возражение на содержание речи процессуального противника-защитника. Реплику всегда начинает

    прокурор. Реплика отличается от выступления временем, она значительно короче. При произнесении реплики не

    рекомендуется повторять то, что уже было сказано, следует приводить иные более убедительные доводы.
 



    33. Надзор прокурора за исполнением законов судебными приставами, как одно из направлений…..

      В ст. 19 ФЗ "О судебных приставах" закреплено, что надзор за исполнением законов при осуществлении

    судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре РФ" осуществляют

    Генеральный прокурор и подчиненные им прокуроры.

      Предметом надзора являются законность и обоснованность исполнительного производства: гражданских и

    уголовных дел; всех процессуальных действий, совершаемых в стадии исполнения решений, определений и

    постановлений судов; постановления суда или судьи в части имущественных взысканий по делам об
администр. правонарушениях; исполнительных надписей нотариальных органов; решений третейских судов; и др.
  Прокурор, осуществляющий надзор, вправе проверять правильность оформления исполнительного листа; наличие соответствующих документов приложенных к исполнительному листу; соответствует ли содержание исполнительного листа, предписаниям суда, изложенным в решении; соблюдение установленного порядка взыскания ущерба; проверяет списанные в архив по признаку "безнадежности взыскания".

      Прокуроры вправе сами проводить проверки в службах судебных приставов, поручать проведение проверок

    вышестоящим службам судебных приставов, могут вызывать к себе должностное лицо для получения

    объяснений. При обнаружении в исполнительном производстве каких-либо нарушений прокурор может обратиться в

    суд о признании постановлений недействительными либо принести протест вышестоящему должностному лицу.

      Прокурор так же может принести предостережение о недопустимости нарушения закона, может внести
представление старшему судебному  приставу либо в службу судебных приставов  субъекта РФ об устранении

    допущенных нарушений и, конечно, может возбудить уголовное дело при наличии поводов и оснований к этому.

      !Указание Генерального прокурора от 6 января 1999 года " Об организации прокурорского надзора

    за исполнением законов судебными приставами"

    34. Основные направления деятельности прокуратуры.
  1. Надзорные: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
2. Ненадзорные: выражаются в уголовном преследовании, при участии в рассмотрении дел судами, в координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью и в правотворческой деятельности. В рамках учебного курса "Прокурорский надзор" подробно изучаются эти направления деятельности прокуратуры.

    35. Предмет и система курса "Прокурорский надзор".

      Прокурорский надзор является также и учебной дисциплиной, которая изучается во всех высших юридических

    учебных заведениях. Предметом изучения прокурорского надзора как учебной дисциплины является деятельность

    прокуратуры, ее организация. Система курса "Прокурорский надзор" состоит из двух частей, общей, где изучаются

    цели и задачи, основные направления деятельности система и структура прокурорских органов, принципы

    деятельности прокуратуры. В особенной части учебного курса изучается предмет, задачи и полномочия прокуроров

    при осуществлении надзорной и иной деятельности.

    36. Формы прокурорского реагирования на нарушения закона в местах лишения свободы. 
Одним из основных средств реагирования прокурора  на выявленные нарушения законов  является протест. Протест приносится во всех случаях выявления противоречащих закону приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 Закона о прокуратуре.
Важным  средством реагирования прокурора  на устранение выявленных нарушений  законов является представление прокурора. В представлении указываются также причины выявленных нарушений законности и условия, им способствующие, и высказывается требование прокурора об их устранении. В представлении прокурор может поставить вопрос о необходимости привлечения к дисциплинарной, материальной ответственности.
Законом о прокуратуре прокурору предоставлено право отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу и осужденных, немедленно освобождать и путем вынесения прокурором постановления.

    37. Надзор прокурора за досрочным освобождением осужденных от отбывания наказания. 
79 УК - Лицо, отбывающее содержание в дисциплинарной  воинской части или лишение  свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания.
Приказ Генерального прокурора РФ № 8 от 26 февраля 1997 года "О совершенствовании прокурорского  надзора за соблюдением законов  при исполнении уголовных наказаний  и в следственных изоляторах"
  8. Регулярно проверять законность  досрочного  освобождения  от отбывания наказания, а также установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

    38. Особенности прокурорского надзора в воспитательных колониях для несовершеннолетних.
В системе  исправительных учреждений имеются  специальные воспитательные колонии, в которых отбывают наказание  несовершеннолетние. Надзор за исполнением  законов в этих воспитательных учреждениях  является одном из важных участков прокурорского надзора.
В первую очередь  надзирающий прокурор должен проверять  условия содержания несовершеннолетних, их трудовое устройство, организацию  воспитательной работы и образовательную  деятельность в колонии, что, несомненно, требует от прокурора знаний основ  психологии и педагогики, как общей, так и специальной.
В предмет надзора должен быть включен весь комплекс мероприятий, направленных на исправление несовершеннолетнего. Особенно важно обращать внимание на то, чтобы не ущемлялись права на неограниченность переписки с родными и близкими людьми; на свидания; на телефонные переговоры; на краткосрочный отпуск; на своевременное и обоснованное представление на условно-досрочное освобождение. Прокурор следит, чтобы по достижении возраста 18 лет, осужденные переводились во взрослые колонии соответствующего режима. Он присутствует при рассмотрении данного вопроса судом. Активно участвует в решении вопроса об оставлении в восп. колонии лица, достигшего 18-летнего возраста для закрепления результатов воспитания, окончания обучения.
 

    39. Надзор за применением принудительных мер медицинского характера.

    Предварительное следствие может быть окончено постановлением о передаче дела в суд

    для рассмотрения вопроса о применении мер медицинского характера.
Принудительные  меры медицинского характера в отношении  лиц, страдающих психическими расстройствами, совершивших общественно опасные  деяния, применяются по определению  суда.
Права лиц, помещенных в психиатрический  стационар по решению суда о применении принудительных мер медицинского характера, записаны в ст. 37 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

    Прокурор должен следить за:

    - наличием оснований применения мер      - соответствие вида применяемых мер

    - законность продления, изменения и прекращения применения мер
 



    40. Сущность и задачи прокурорского надзора в гражданском судопроизводстве.
  Участие прокурора в суде при рассмотрении гражданских дел – это одна из форм реализации этого направления деятельности. Прокурор, участвуя в суде, осуществляет только правозащитную функцию, надзор за судом в гражданском судопроизводстве он не осуществляет. Общие положения об участии прокурора в гражданском судопроизводстве закреплены в ст. 45 ГПК РФ.
  Правовой статус прокурора определяется ГПК РФ 2002 года и Федеральным законом " О прокуратуре РФ", в соответствии со ст. 35 Закона "О прокуратуре"
  Прокурор вправе участвовать в гражданском судопроизводстве во всех стадиях процесса и во всех видах судопроизводства. Формы участия:
* инициирование возбуждения производства путем подачи иска или заявления;
* вступление в процесс, возбужденный по инициативе других лиц, в случаях, предусмотренных законом.
  Процессуальный статус прокурора определяется тем, что он вместе со сторонами, третьими лицами и государственными органами включается в круг лиц, участвующих в деле.
  Полномочия прокурора в суде подразделяются на общие, присущие всем лицам, участвующим в деле, и специальные, присущие только прокурору.

    41. Сущность участия и задачи прокурора в арбитражном судопроизводстве.

      Правовой статус - прокурор, согласно ст. 40 АПК РФ признается лицом, участвующим в деле, и на него

    распространяются все права и обязанности участвующих в деле лиц. Эта деятельность прокурора является

    продолжением возложенной на него функции надзора за исполнением законов.

      Закон (ст. 52 АПК РФ) выделяет две формы участия прокурора в арбитражном процессе. Во-первых, это

    инициирование возбуждения производства по делу путем подачи иска или заявления в защиту прав граждан и

    организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Во-вторых, вступление в дело,

    рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса.

    Приказ от 24 окт 1996 № 59 " О задачах органов прокуратуры по реализации полномочий в арбитр процессе"

    Новый АПК РФ определяет круг дел, по которым прокурор вправе участвовать в арбитражном процессе:

    а) с оспариванием нормативных и ненормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы

    организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

    б) признанием недействительными сделок, совершенных органами государственной власти РФ, субъектов РФ,

    местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, учреждениями

    в) применением последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами

    I инстанция - Право на предъявление исков в арбитражные суды имеют только представители прокуратур

    субъектов. К исковому заявлению – общие требования АПК.

    Решение арбитражного суда первой инстанции могут обжаловаться в апелляционную, кассационную инстанции, в

    порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
 



    42. Участие прокурора в судебном рассмотрении гражданских дел в судах I инстанции. 
В суде 1 инстанции прокурор может  участвовать либо путем предъявления иска, либо путем вступления в процесс.
Закон требует, чтобы в исковом заявлении, предъявляемом  прокурором, было указано, в чем конкретно  заключаются эти интересы, какое  право нарушено. Если прокурор обращается за защитой прав граждан, должно быть указано, почему гражданин сам не может защищать свои права. Исковое  заявление составляется с учетом требований ст. 131 ГПК РФ и представляется в суд с копиями по числу  ответчиков и третьих лиц. Прокурор определяет подведомственность гражданского дела и его подсудность. Прокурор обеспечивает как полноту и аргументацию при подготовке и оформлении исков  и заявлений в суд, представляет необходимые доказательства, на которые  ссылается.
Основанием  участия прокурора в суде первой инстанции путем вступления в  начавшийся процесс для дачи заключения по существу спора является прямое указание закона, например дела о признании  гражданина безвестно отсутствующим  или об объявлении гражданина умершим; о признании ограниченно дееспособным или недееспособным; лишении родительских прав; восстановлении в родительских правах; об ограничении родительских прав; принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и т.д.
Несмотря  на то, что неявка прокурора, извещенного  о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству  дела, прокуроры участвуют при  рассмотрении третьей части всех гражданских дел.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    43. Кассационный протест прокурора по гражданским делам. Участие прокурора в суде касс.инстанции по гражданским делам.

      Производство в проверочных стадиях гражданского процесса возбуждается по соответствующим жалобам лиц,

    участвующих в деле, в том числе и прокурора. Если прокурор не участвовал в суде первой инстанции, он такими

    правомочиями не обладает. Соответствующие представления подаются через суд, который рассматривал дело по

    существу в установленный законом 10-дневный срок. Пропущенный по уважительным причинам срок может быть по

    ходатайству прокурора судьей восстановлен. Уважительными причинами признаются: болезнь, командировка,

    стихийные бедствия, военные действия и пр.

      В представлении прокурор должен юридически и фактически подтвердить свою позицию, изложив доводы, в

    силу которых он считает судебное решение незаконным и необоснованным. Отозвать представление до начала его

    рассмотрения в суде кассационной, надзорной инстанции может только прокурор, автор представления.

      Дело в суде кассационной инстанции субъекта должно быть рассмотрено в течение одного месяца, в Верховном

    Суде РФ – в течение двух месяцев, некоторые дела должны быть рассмотрены в сокращенные сроки. Если дело

    рассматривается по представлению прокурора, то он выступает первым, затем выступают представители сторон. В

    своем выступлении прокурор должен оценить законность и обоснованность проверяемого судебного решения с

    учетом доводов представления и жалоб и высказать свое мнение о необходимости изменения, отмены решения или

    об оставлении его без изменения, учитывая полномочия апелляционной либо кассационной инстанции.
 
 

    44. Деятельность прокурора по гражданским делам в стадии надзора

    Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в течение одного года в

    порядке судебного надзора. В соответствии со ст. 376 ГПК РФ принести представление на вступившее в законную

    силу судебное решение в течение 1 года со дня его вступления в законную силу.

      На основании ч. 3 ст. 377 ГПК РФ надзорное представление и надзорная жалоба должны отвечать

    определенным требованиям, и эти требования идентичны. Надзорное представление должно быть подписано

    прокурором,указанным в ч. 4 ст. 377 ГПК РФ. К нему прилагаются заверенные копии судебных постановлений,

    принятых по делу.

      В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие

    надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и законные интересы затрагиваются обжалуемым

    судебным постановлением.

      Участвовать в рассмотрении могут все прокурорские работники, однако в целях оперативного руководства

    деятельностью прокуроров в этой сфере в генеральной прокуратуре создано Управление по надзору за законностью

    постановлений судов по гражданским делам, а в прокуратурах субъектов РФ –одноименные отделы (управления),

    прокуроры которых и выполняют весь объем работы в этом направлении.
 

    45. Особенности поддержания государственного обвинения в суде присяжных.

      По делам данной категории прокурор утверждая обвинительное заключение проверяет, высказал ли

    обвиняемый свое мнение относительно состава суда. Далее прокурор обязательно участвует на предварительном

    слушании дела.

      Участие прокурора в судебном заседании в суде с участием присяжных заседателей начинается с его активного

    участия в отборе присяжных.

      Участие в судебном следствии проявляется в том, что прокурор зачитывает резолютивную часть обвинительного

    заключения, при этом он не должен упоминать о фактах судимости подсудимого, о фактах признания его

    хроническим алкоголиком, наркоманом, если эти факты не имеют значения для установления признаков состава

    преступления. Вся деятельность прокурора в процессе осуществляется в одной целью, убедить присяжных

    заседателей в виновности обвиняемого.

      Особенностью участия прокурора в разбирательстве дела судом присяжных является его участие в постановке и

    формулировании вопросов, подлежащих разрешению коллегией присяжных заседателей.

      После провозглашения вердикта государственный обвинитель с участием представителей сторон, но уже в
отсутствии присяжных, может исследовать доказательства, не подлежащие исследованию с участием присяжных заседателей, выступать по вопросам, связанным с юридическими последствиями вердикта. Прокурор не вправе критиковать, ставить под сомнение вынесенный вердикт.
 



    46. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина - как одно из направл. деятельности прокуратуры.

    Предмет надзора: соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами,

    государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти,

    органами субъектов Российского Федерации, органами местного самоуправления, должностными лицами, а также

    органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

    Задачи состоят в своевременном выявлении, устранении и предупреждении нарушений

    Особенности (отличие от общего надзора):

    * для проведения проверки необходимо наличие жалобы или заявления пострадавшего лица

    * прокурор вправе передать сообщения о нарушенном праве в орган, которые правомочны рассматривать дела

    * у прокурора возникает обязанность разъяснения пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

    Полномочия:

    * рассматривать сообщения о нарушении прав и свобод, проводить необходимые проверки;

    * разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод

    * при наличии оснований вправе принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод;

      Органы прокуратуры при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина не

    могут подменять иные государственные органы и должностных лиц.

      Актами реагирования на выявленные нарушения закона в этой сфере деятельности прокуратуры выступают

    только протест, представление, постановление и заявление, если прокурор намерен обратиться в суд.
 
 
 

    47. Классные чины и порядок их присвоения. Аттестация прокурорских работников.
Классные  чины работникам прокуратуры присваиваются  в соответствии со ст. 41 Закона "О  прокуратуре РФ" в соответствии с занимаемыми ими должностями  и стажем работы. В системе прокуратуры  установлены следующие классные чины: младший юрист, юрист 3,2,1-го классов, младший советник юстиции, советник юстиции, старший советник юстиции, государственный советник юстиции 3,2,1-го классов и действительный государственный советник юстиции. Первоначальный классный чин и классные чины, кроме чина государственного советника юстиции, присваиваются  Генеральным прокурором, чины государственный  советник юстиции и действительный государственный советник юстиции  – Президентом РФ. Первоначально  чин устанавливается через 6 мес., далее – младший юрист 1 год  или до получения высш.образ., 3класса-2года, 2класса-2года, 1класса-3года,мл.совет.-3года,советник-4года. М.б. досрочно.
Прокурорские  работники, которым присвоены классные чины, состоят в них пожизненно.
Аттестации  подлежат работники органов прокуратуры, занимающие должности, по которым предусмотрено  присвоение классных чинов. Проведение аттестации направлено на улучшение  подбора и расстановки кадров в соответствии с профессиональными, деловыми и нравственными качествами, воспитание их в духе безупречного выполнения служебного долга по укреплению законности и правопорядка. К первоначальной аттестации прокуроры и следователи представляются при стаже работы в занимаемой должности не менее 6 месяцев. Очередная аттестация производится один раз в пять лет. При решении вопросов о понижении в должности, увольнении, аттестация проводится досрочно. Выдвижению на вышестоящую должность, как правило, предшествует аттестация. Создаётся аттестационная комиссия. Сроки и порядок устанавливаются Ген.Прокурором и Председателем След.Комитета.
 

    48. Социальная и правовая защита работников прокуратуры. 
Прокуроры и следователи, являясь представителями государственной  власти, находятся под особой защитой  государства. Под такой же защитой  находятся их близкие родственники, а в исключительных случаях также  иные лица. Под такой же защитой находится имущество указанных лиц.
Порядок и условия осуществления  государственной защиты прокуроров и следователей определяются ФЗ "О  государственной защите судей, должностных  лиц правоохранительных и контролирующих органов".
Прокуратура имеет службу обеспечения собственной безопасности и физической защиты работников.
Погребение прокуроров и  следователей, погибших (умерших) в  связи с исполнением служебных  обязанностей, осуществляется за счет средств, выделяемых на финансирование органов прокуратуры.
Прокуроры и следователи  имеют право на постоянное ношение  и хранение предназначенного для  личной защиты боевого ручного стрелкового  оружия и специальных средств.
Прокуроры и следователи  подлежат обязательному государственному личному страхованию на сумму, равную 180-кратному размеру их среднемесячного  денежного содержания. Органы государственного страхования выплачивают страховые  суммы в установленных случаях.
 

    49. Кадры органов прокуратуры. Требования, предъявляемые к кадрам работников прокуратуры.
  Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы. Согласно
ст.40?  Закона "О прокуратуре РФ" прокурорами  и следователями могут быть граждане Российской Федерации,
имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего
профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профес. и морал. качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
  Лицо не может быть принято на службу в органы прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:
* имеет гражданство иностранного государства;
* признано судом недееспособным или ограничено дееспособным; имело или имеет судимость; в соответствии с заключением медицинской комиссии имеет заболевание, которое препятствует исполнению им служебных обязанностей; лишено решением суда права занимать должности государственной службы;
* состоит в близком родстве или свойстве с должностным лицом органа прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью ими подконтрольностью одного из них другому.
* отказывается от прохождения процедуры оформления на него допуска к сведениям, составляющим госуд тайну.
  В целях выяснения у кандидата на должность прокурора или следователя необходимых деловых, моральных и
профессиональных  качеств с ним проводится собеседование  руководителем соответствующего органа прокуратуры,
а по его  поручению и иными работниками. Кандидат на должность проходит так  же медицинское
освидетельствование.
  Граждане принимаются на службу в органы прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на
неопределенный  срок либо на срок не более 5 лет. Назначение работника на должность оформляется  приказом,
который объявляется работнику под роспись. Лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры может
устанавливаться испытание.
Лицо, впервые  принимаемое на работу в органы прокуратуры, принимает присягу. Работники прокуратуры 
обеспечиваются форменным обмундированием. За примерное исполнение работниками  своих служебных обязанностей, продолжительную  и безупречную работу применяют  поощрения. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей – дисциплинар. взыскания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    50. Деятельность прокуроров в суде кассационной инстанции по уголовным делам.

      Являясь в процессе стороной, представляющей сторону обвинения, прокурор, не согласившись полностью либо

    частично с принятым судом решением по данному уголовному делу, вправе, как и другая сторона, принести свои

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.