На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Документирование системы качества

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Документирование  системы качества
В соответствии с п.5.3 стандарта  ИСО 9004-1 " Управление качеством и  элементы системы качества - часть 1: Руководящие указания" "Все элементы, требования и положения, принятые организацией для своей системы качества, должны быть документированы в форме политики и процедур и должны быть систематизированы, упорядочены и доступны для понимания.
Доказать соответствие системы  качества установленным требованиям  можно тогда, когда система представлена в документированном виде. Документированная система должна разрабатываться так, чтобы быть прослеживаемой и понятной как для проверяющих ее, так и для пользователей. При этом объем документации ограничивается областью практического применения.
Соответствующая документация необходима для выполнения таких важных задач, как:
    достижение требуемого качества;
    оценивание систем качества;
    улучшение качества;
    поддержание улучшений.
При проверке систем качества документальное оформление методик является объективным  доказательством того, что процесс* был определен, методики одобрены и  находятся под управлением.
По внедренным, развернутым и  документально оформленным методикам, можно с уверенностью установить насколько правильно производятся операции, и измерить текущие рабочие  характеристики. Кроме того, документированные  процедуры, применяемые в соответствии со стандартом, необходимы для поддержания  выгод от деятельности по улучшению  качества [ст. ИСО 9000-1].
Под документированием системы качества понимается деятельность по установлению структуры и состава документации и управлению ею [1].
Таким образом, документирование включает разработку документации и управление документацией в ходе функционирования системы качества.
Цель документирования системы  качества заключается в создании организационно-методической и нормативной  основы для построения и функционирования СК, соответствующей рекомендациям  и требованиям стандартов ИСО  серии 9000.
Основными задачами документирования являются:
    установление и нормирование требований к выполнению работ в системе качества;
    обеспечение воспроизводимости процессов административного управления качеством;
    регулярная регистрация фактических данных о качестве продукции и состоянии системы качества в ходе ее функционирования и совершенствования;
    обеспечение идентификации и прослеживаемости продукции и измерительного оборудования;
    закрепление лучших традиций и накопленного опыта по организации и проведению работ в системе качества;
    разрешение и предупреждение спорных вопросов в процессе деятельности в системе качества; обеспечение проверяемости и оценки качества продукции и системы качества.
Документация системы  качества - это комплект документов, необходимых для надлежащего функционирования системы качества и обеспечения качества продукции.
Документ системы качества - это любой материальный носитель информации с реквизитами, позволяющий идентифицировать данную информацию.
Документ создает механизм действия на всех уровнях управления.
Исходя из цели и задач документирования, создаваемая на предприятии документация системы качества, должна отвечать целому ряду строгих требований. Документация должна быть:
    Системной, т. е. определенным образом структурированной, с четкими внутренними связями между элементами системы качества. Она должна давать представление как о системе качества в целом, так и о каждом отдельном ее элементе. Документация является в полной мере системной, если отсутствие хотя бы одного ее документа, приводит к сбою функционирования системы качества. Системность документации выражается в том, что она выступает неотъемлемой частью документации общей системы управления предприятием.
    Комплексной, т. е. охватывать все аспекты деятельности в системе качества (организационные, экономические, технические, правовые, социально-психологические, методические).
    Полной, т.е. содержать исчерпывающую информацию обо всех процессах и процедурах, выполняемых в системе качества, а также о способах регистрации данных о качестве. При этом, как уже упоминалось выше объем документации должен быть минимальным, но достаточным для практического применения. Опасно включать в документацию ненужные с позиции конечного результата документы. В противном случае это приведет к нерациональному использованию труда, усложнению процессов обеспечения качества и дискредитирует тем самым идею решения проблемы качества на основе стандартов семейства ИСО 9000.
    Адекватной рекомендациям и требованиям стандартов ИСО 9000. Каждый документ системы качества должен содержать положения, соответствующие конкретным рекомендациям или требованиям определенного стандарта ИСО. С этой целью целесообразно во вводной части каждого документа системы давать точную ссылку на конкретный раздел или пункт стандарта, в соответствии с которым разработан данный документ.
    Реально выполнимой, т. е. должна содержать только практически выполнимые требования. Нельзя устанавливать нереальные положения. Иное дело, когда речь идет о требованиях, которые могу быть реализованы после выполнения определенных плановых мероприятий при внедрении документа.
    Идентифицируема, т.е. каждый документ системы должен иметь соответствующее наименование, условное обозначение и код, позволяющий определить его принадлежность к определенной части системы.
    Адресной, т.е. каждый документ системы качества должен быть предназначен для определенной области применения и адресован конкретным исполнителям.
    Актуализированной. В документации систем качества и отдельных ее элементах своевременно должны отражаться изменения, в соответствии со стандартами ИСО 9000, а также изменениями условий обеспечения качества на предприятии.
    Простой для понимания всем ее пользователям (руководителям, специалистам, исполнителями аудиторам). Документ должен излагаться простым и ясным языком. Текст должен быть кратким, точным, не допускающим различных толкований, логически последовательным. Текст может иллюстрироваться схемами, диаграммами, таблицами. Положения документа не должны противоречить друг другу и положениям других документов.
    Санкционированной, т.е. каждый документ системы и документация в целом должны утверждаться или подписываться полномочными должностными лицами [3].
Несоблюдение одного из этих требований делает документацию системы качества неполноценной и уменьшает ее эффективность [1].
Важным вопросом при документировании системы качества является определение  структуры и состава документации. Обычно структуру системы качества представляют в виде пирамиды документации рис. 5.10.
Порядок разработки зависит на различных  предприятиях (организациях) от условий  этой организации. Обычно он начинается с разработки политики и целей  организации в области качества.
К уровню А относится "Руководство по качеству" для всего предприятия. Оно содержит сформулированную Политику предприятия в области качества, цели по качеству и утвержденную организационную структуру производства.
К уровню В относятся общеорганизационные и процедурные документы, регламентирующие деятельность в элементах системы качества. Документы данного уровня устанавливают распределения ответственности и полномочий в области качества и информационные потоки в системе качества. Т. е. эти документы не содержат технические требования, они носят организационный характер.
К уровню С относятся рабочие процедуры и инструкции, подробно описывающие порядок и методы выполнения отдельных работ в системе качества.
Уровень утверждения документа  определяется в зависимости от его  сферы действия (см. рис. 5.10).
Рисунок 5.28. Иерархия документов системы качества

Всю документацию системы качества по ее назначению делят на две группы:
    документация, предназначенная для построения и функционирования системы качества, обеспечивающая понимание протекающих в ней процессов. Основными документами первой группы являются Руководство по качеству, стандарт предприятия, процедура качества, методика качества, инструкция по качеству и план качества;
    документация, предназначенная для подтверждения соответствию установленным требованиям по качеству, а также для проверки эффективности самой системы, т.е. данные о качестве.
5.2.1. Руководство  по качеству (Quality Manual)
Руководство по качеству - документ, излагающий политику в области качества и описывающий систему качества предприятия (ИСО 8402).
"Основным документом, используемым  для подтверждения и описания  документированной системы качества, является " Руководство по качеству"" (ИСО 9004-1).
Это основополагающий документ системы  качества, который служит "справочником" для поддержания СК в рабочем  состоянии. Для отечественной практики это новый вид документа.
"Главное назначение Руководства  по качеству состоит в том,  чтобы определить и обозначить  структуру системы качества, одновременно, выполняя роль постоянного справочного пособия по внедрению и поддержанию в рабочем состоянии данной системы" (ИСО 9004-1).
Разработан международный стандарт ИСО 10013-95 "Руководящие указания по разработке Руководств по качеству". Он содержит руководящие указания по разработке, подготовке и управлению руководством по качеству.
В результате Руководство по качеству отражает документированные процедуры  СК в соответствии с требованиями семейства МС ИСО 9000.
Руководство по качеству должно содержать  или ссылаться на документированные  процедуры системы качества, предназначенные  для общего планирования и управления деятельностью, влияющей на качество. В нем должны быть затронуты все  применяемые элементы стандарта  на систему качества, необходимые  предприятию (организации). Документированные  процедуры, не связанные с применяемым  стандартом на систему качества, но необходимые для управления деятельностью, должны дополнительно включаться в  руководство или отсылаться на них.
Руководство по качеству может применяться  для таких целей как:
    изложение политики предприятия в области качеств;
    описание и внедрение эффективной системы качества;
    обеспечение и улучшения управления процедурами и облегчение деятельности по обеспечению качества;
    обеспечение документированной базы для проведения проверки системы качества;
    обеспечение непрерывности функционирования системы качества и реализации ее требований в ходе меняющихся условий;
    подготовка персонала в области требований систем качества и методов из реализации:
    презентация системы качества;
    демонстрация соответствия системы качества требованиям к качеству в контрактных ситуациях.
В структуру руководства по качеству входят четкая политика предприятия  в области качества, цели и руководящие  документированные процедуры предприятия (организации). Структура руководства должна соответствовать структуре выбранного стандарта ИСО на систему качества.
На крупных фирмах документация на систему качества может быть подготовлена в форме "Общего руководства по качеству", описывающего систему  менеджмента качества, "Руководства  по качеству" для различных подразделений  предприятия, специализированных "Руководств по качеству" для отдельных элементов  системы (при проектировании, материально-техническом  снабжении, работе над проектом, инструкциями по эксплуатации). Каждое организационное  подразделение, включенное в систему  качества, должно иметь подробное  и специфическое для своей  области деятельности руководство  по качеству.
После принятия решения о документальном оформлении системы качества, подготовка Руководства осуществляется компетентной группой, уполномоченной руководителем  предприятия. Подготовительные действия включают:
    Определение стандарта ИСО на систему качества
    Составление перечня процедур, реализуемых в системе качества.
    Сбор сведений о системе качества от ее пользователей
    Определение структуры и формы руководства по качеству
    Классификация имеющиеся документов системы качества в соответствии с принятой структурой и формой Руководства по качеству.
Некоторые советы по написанию  Руководства по качеству:
Руководство по качеству должно быть написано кратко, четко и понятно. Следует отказаться от длинных предложений.
Политика предприятия должна быть обязательно санкционирована высшим руководством.
Там, где это целесообразно, для  избежания излишнего объема документа надо применять ссылки на существующие признанные стандарты или документы, имеющиеся в распоряжении пользователя руководства по качеству.
При несовпадении пунктов Руководства  с пунктами выбранного стандарта  необходимо составить таблицу соответствия.
Каждый элемент системы качества описывается кратко. Следует делать больше ссылок на документы второго  и третьего уровня процедуры, методики, инструкции, и др.
Обычно, в Руководстве отсутствует  терминологический раздел, т. к. определения  должны соответствовать стандарту  ИСО 8402.
Форма комплектования руководства  должна выбираться такой, чтобы было легко вносить изменения.
Перед окончательным изданием Руководство  следует подвергнуть анализу, ответственными лицами, чтобы обеспечить четкость, точность и надлежащую структуру.
Руководство по качеству - это визитная карточка предприятия, поэтому оно  должно быть составлено наилучшим образом  и быть актуальным документом, отражающим деятельность предприятия.
Примеры Руководств по качеству приведены  в Приложении 5.0
5.3. Выводы
    Под элементом системы качества понимается такая определенным образом выделенная ее часть, дальнейшее расчленение которой нецелесообразно для принятой цели рассмотрения. Такими целями могут быть построение системы, ее оценивание, совершенствование и др. Состав и содержание элементов определяются разработчиками в зависимости от задач, решаемых системой качества, особенностей продукции, производственных процессов и уже сложившейся системы качества.
    Руководители высшего звена предприятия лично должны участвовать в решении проблем качества, и кроме этого принимать на себя определенные обязательства в области обеспечения качества. Это довольно новое положение для российских руководителей, т. к. вплоть до 80-х годов функции административного руководства качеством делегировались на более низкие уровни управленческой иерархии. Высшее руководство предприятия должно принять решение о внедрении стандартов ИСО с учетом возрастающих потребностей рынка и инициировать работы в этом направлении.
    Стандарты ИСО требуют от поставщика разработать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры управления всеми документами и данными о качестве. Документы и данные могут быть на любом бумажном или электронном носителе.
    Доказать соответствие системы качества установленным требованиям можно тогда, когда система представлена в документированном виде. Документированная система должна разрабатываться так, чтобы быть прослеживаемой и понятной как для проверяющих ее, так и для пользователей. При этом объем документации ограничивается областью практического применения.
5.4. Вопросы для  самопроверки
    Какие элементы должны быть включены в систему качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000 -94 и ИСО 9000-2000?
    Какую роль играют руководители высшего звена при создании системы качества на предприятии? Какие требования к руководству предприятия определены стандартами ИСО 9000
    Что такое политика в области качества и какие требования к ней устанавливает стандарт ИСО 9001?
    Дайте определения терминам "система качества" и "петля качества".
5.5. Литература
    Управление качеством в Японии, США и Западной Европе/Б. С. Тасыбаев, Ю. В. Комлев. - Алма-Ата: КазНИИНТИ, 1998.-17 с.
    В. А, Лапидус. Доктор Джуран критикует стандарты ИСО серии 9000//Стандарты и качество, 1999, № 11. с. 71-76.
    Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО. Свиткин М. З., Мацута В. Д., Рахлин К. М. - СПб.: Изд-во СПб картфабрики ВСЕГЕИ, 1999. - 403 с.
    Менеджмент систем качества. Учеб. пособие/М. Г. Круглов и др., М., 1997.
    Харрингтон Дж. X. Управление качеством в американских корпорациях/Сокр. пер. с англ., М., 1990.
    Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник для вузов/2-ое изд. доп. и перераб. М., 1998.
    Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник для вузов/3-ое изд. доп. и перераб. М., 2000.
    Каганов М. ИСО 9000 — практическое пособие по разработке и использованию Руководства по качеству, 1999, 104 с.
    Статистический контроль качества продукции на основе принципа распределения приоритетов, 1991, 224 с.60
    Лапидус В.А., Рекшинский А.Н. Высшему руководству о всеобщем качестве (TQM) и стандартах ИСО версии 2000 года. Диалог консультанта с руководителем компании, 2000, 84 с.
Внедрение системы  качества на основе применения TQM
Создание, внедрение и сертификация системы качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000 это  один из этапов работ в области  обеспечения качества. Специалисты  и руководители российских предприятий, прошедшие этот нелегкий путь, не должны останавливаться на достигнутом. Эволюция работ в области обеспечения качества и менеджмента качества подтверждает, что данная работа не позволит вырваться в лидерство их предприятиями и радикально улучшить качество продукции (услуг).
По мнению Дж. Джурана "соблюдение требований стандартов ИСО или сертификация на соответствие им не гарантирует компании занятие лидирующих позиций в области качества". Компания "придерживающаяся требований этих стандартов, но не двигающаяся дальше, почти гарантированно не станет лидером в области качества" [9]. По словам бывшего президента ЕОК Тито Конти " стандарты ИСО не более чем разминка перед серьезной игрой" [4]. Т. е. этот этап является необходимым, но не достаточным условием для эффективного функционирования предприятия и его дальнейшего развития на современной стадии развития экономики. Полезность стандартов ИСО 9000 заключается:
    в приведении системы качества к виду, удобному для международной торговли, с тем, чтобы потребители могли легко и понятным для них образом оценить уровень качества независимо от того, какую страну или регион представляет организация;
    в упрощении и повышении эффективности методов для демонстрации возможностей компании выпускать качественную продукцию;
    в создании механизма массового давления на организации (снизу по отношению к менеджменту качества лучших компаний), чтобы сдвинуть средний уровень менеджмента и соответственно качества продукции (услуг) в лучшую сторону;
    в улучшении процедурных вопросов менеджмента качества.
Как показывают исследования специалистов в области качества, дальнейшее совершенствование  работ по менеджменту качества и  обеспечению качества может осуществляться по трем направлениям табл. 6.2 [4].
Таблица 6.2. Направления  совершенствования менеджмента  качества и обеспечения качества на предприятии
  Сертифицированная система качества
 
  Определение стратегических целей в области качества
   
  Оценка состояния менеджмента  качества
   
  Достигнуты ли цели в области  качества
   
да
нет
нет
 
1
2
3
 
1.1 Совершенствование менеджмента  качества на основе сертифицированной  СК
2.1 Совершенствование менеджмента  качества на основе дополнения  СК новыми элементами
3.1 Совершенствование менеджмента  качества на основе TQM
 
1.2 Выявление потенциальных  несоответствий
2.2 Определение состава  новых элементов СК
3.2 Самооценка предприятия  на основе критериев Российской  премии по качеству
 
1.3 Разработка и реализация  корректирующих и предупреждающих  действий
2.3 Разработка и реализация  мер по внедрению новых элементов  СК
3.3 Разработка и реализация  мер по устранению выявленных "узких мест"
 
  2.4 Информирование потребителей  и общества о новых возможностях  СК
3.4 Участие в конкурсе  на Российскую премию по качеству
 
    3.5 Премия качества
 
    да
нет
    3.6 Самооценка предприятия  на основе Европейской премии  по качеству
3.1
    3.7 Участие в конкурсе  на Европейскую премию по качеству
 

Первое направление предусматривает  работы по совершенствованию менеджмента  качества и обеспечения качества в рамках установленных стандартами  ИСО элементов системы качества. Другими словами поддержание  системы качества в заданном режиме функционирования при минимизации  изменчивости процессов и обеспечении  стабильного положения предприятия (на относительно коротком промежутке времени). Целесообразно это направление  выбирать при выпуске серийной продукции, требования к качеству, безопасности и экологичности которой невысоки
Второе направление заключается  в расширении действующей системы  качества на основе новых обязательных требований, приведенных в соответствие с потребностями потребителей и  общества. Дополнительными элементами, например, могут быть обеспечение  менеджмента качества охраны окружающей среды (МС ИСО серии 14000) или концепции  стандартов QS-9000 (для автомобильной  промышленности) и QА-9000 (для аэрокосмической  промышленности).
Третье направление является наиболее эффективным, т. к. внедряемая концепция TQM ориентирована на постоянное улучшение  качества, минимизацию производственных затрат и увеличение доходов.
TQM (всеобщий менеджмент  качества) - концепция, предусматривающая всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней и при рациональном использовании технических возможностей.
В МС ИСО 8402 TQM переводится как "всеобще руководство качеством" и определяется как подход к менеджменту предприятия, нацеленный на качество, основан на участии всех работников и направлен на достижение долговременного успеха путем удовлетворения потребителей и выгоды всех работников предприятия и общества.
Как видно из определения, всеобщее управление качеством включает не только руководство деятельностью, но и  многоплановое управление процессами, ресурсами, персоналом и т. д. на всех уровнях управления (государственном, отраслевом, фирменном). TQM позволяет  представить широкое понимание  качества в экономическом и социально-психологическом  смысле. Взаимосвязь всех составляющих TQM приведена на рис. 6.6.
Основными принципами, на которых  базируется данная концепция, служат:
    ориентация всей деятельности предприятия на потребителей;
    производственные отношения между работниками строятся как отношения потребителя с поставщиком;
    непрерывное совершенствование производства и деятельности в области качества;
    обеспечение качеств - непрерывный процесс (качество объекта на конечном этапе должно стать следствием достижения качества на всех предыдущих);
    комплексное и системное решение задач обеспечения качества на всех стадиях жизненного цикла продукции;
    смещение усилий в области качества в сторону человеческих ресурсов (упор на отношение работников к делу, культуру производства, на стиль руководства);
    участие всех работников в решении проблем обеспечения качества;
    непрерывное повышение компетентности сотрудников предприятия;
    концентрация внимания не на выявлении, а на предупреждении несоответствий;
    оптимизация соотношения "качество - затраты - время";
    применение статистических методов.
Концепция всеобщего управления качеством  отличается от стандартов ИСО по установленным  целям. Стандарты ИСО предназначены, прежде всего, для регулирования  отношений между производителем и потребителем продукции или  услуг на основе предварительной  оценки способности производителя  гарантировать необходимое потребителю  качество. Концепция TQM реализовывается, главным образом, для повышения  конкурентоспособности предприятия  путем непрерывного улучшения и  совершенствования менеджмента  качества. В отличие от стандартов ИСО в концепции TQM достижение качества рассматривается как текущий  процесс, а не как конечная цель. Несмотря на различия, они базируются на ряде общих принципов, что попытались отразить разработчики стандартов в  новой версии ИСО 9000-2000 года
Всеобщее управление качеством  реализуется на предприятиях (организациях) благодаря применению определенного  набора методов и средств. В мировой  практике выработано множество универсальных  методов и средств, рекомендуемых  для использования при внедрении  на предприятиях (организациях или  фирмах) принципов TQM. К ним относятся:
    круг Деминга;
    семь простых статистических методов;
    концепция "Точно во время" (Just -in Time);
    развертывание функции качества;
    методы экспериментального проектирования Тагути;
    программа ноль дефектов;
    группы качества;
    формирование корпоративной культуры;
    реинжиниринг процессов;
    поддержка жизненного цикла продукции (Cals);
    бенчмаркинг;
    модели делового совершенства и сотрудничества и др.
В табл. 6.3 представлены набор методов  и средств по четырем сферам управления.
Критерии, заложенные в моделях  делового совершенствования и основанные на концепции TQM, распространяются на всю  систему менеджмента предприятия, а значит, что данная концепция  выходит за пределы менеджмента  качества. Многие специалисты утверждают, что сегодня на предприятиях должны создаваться единые (интегрирующие) системы менеджмента, основывающиеся на принципах менеджмента качества. Создание моделей, базирующихся на концепции  всеобщего управления качеством, может  означать переход от менеджмента  качества к качеству менеджмента  предприятий, определяемого как  совокупность характеристик, относящихся  к способности менеджмента предприятия  достигать поставленные цели.
Рисунок 6.15. Широкое  понимание всеобщего управления качеством [5]

Таблица 6.3. Приемы и свойства, используемые для всеобщего  управления качеством [5]
Качество
Процесс
Персонал
Ресурсы
Управление качеством
Управление процессами
Управление персоналом
Управление ресурсами
    Определение понятия качества
    Политика качества
    Всеобщее обучение качеству
    Отношения с внутренними потребителями
    Системы качества
    Кружки качества
    Методы Тагучи
    Устойчивость (стабильность) процесса
    Статические методы контроля
    Возможность процессов
    Решение технологических проблем
    Совершенствование (улучшение) процесса
    Анализ характера и последствий
    отказов на стадии проекта (FMEA)
    То же на стадии производства
    Команда управляющих
    Всеобщее обучение качеству
    Организация рабочих групп
    Методы и средства мотивации
    Связующие звенья
    Теории интенсификации
    Повышение квалификации
    Программа расходов на качество
    Показатели для контроля исполнения
    Стоимостные показатели
    Консервация ресурсов
    Улучшение окружающей среды
    Работа по принципу: "Точно в срок" (JIT или "канбан")

6.6. Выводы
    Необходимость внедрения стандартов ИСО может мотивироваться руководством предприятия или внешними заинтересованными лицами. В первом случае руководство инициирует внедрение стандартов ИСО с учетом возрастающих потребностей рынка и общества. Во втором случае, т.е. при мотивации внешними заинтересованными лицами, предприятие внедряет один из стандартов ИСО 9001, 9002, 9003. Это позволяет добиться существенных результатов в обеспечении качества продукции, в снижении ее цены, а также во внутренней деятельности предприятия.
    Внедрение стандартов ИСО на предприятие - это процесс, требующий времени (1,5 -2 года) и больших затрат.
    Система качества применяется в следующих ситуациях:
      оказание методической помощь при общем руководстве качеством;
      заключения контракта между первой и второй сторонами;
      одобрения системы качества второй стороной или для проведения регистрации;
      осуществления сертификации третьей стороной или регистрации.
Надо помнить, что построение и практическое применение системы  качества определяется задачами, продукцией, процессами и индивидуальными подходами  конкретного предприятия (организации).
    Полный процесс внедрения стандартов ИСО на предприятии условно делится на три этапа:
      организация разработки системы качества;
      создание и документирование системы качества;
      подготовка системы качества к сертификации.
На первом этапе создаются  организационные условия для  системы качества соответствующие  ИСО 9004-1, разрабатываются стратегия  и методология работ. На втором этапе  определяется структура и состав необходимой документации системы  качества. Целью третьего этапа является подготовка системы качества к сертификации.
    Постановлением Госстандарта России №66А от 01.11.96 в Государственном Реестре была зарегистрирована Система Обязательной сертификации по экологическим требованиям. Приказом Госкомэкологии от 01.11.96 № 459 введена Система Обязательной сертификации по экологическим требованиям. Сертификация в системе производится в обязательной и добровольной форме. Система строится на принципах независимости, объективности, компетентности, открытости, отсутствия коммерческих интересов. Создание и внедрение системы менеджмента качества окружающей среды способствуют улучшению общей системы менеджмента предприятия. Как и в системе качества, все процедуры в системе менеджмента качества окружающей среды документируются.
    Сертификация включает следующие действия:
      получение органом Системы экологической сертификации заявки на проведение сертификации.
      экспертизу материалов и направление их в лабораторию Системы.
      идентификацию объекта сертификации, выполнение испытаний, измерений, анализов лабораторией Системы и направление протоколов испытаний в орган Системы по сертификации.
      выдачу или отказ в выдаче заявителю экологического сертификата и разрешения на право маркировки объекта сертификации знаком соответствия Системы.
      регистрацию экологического сертификата и разрешения на право маркировки знаком соответствия Системы.
      проведение органом Системы по сертификации инспекционного контроля за деятельностью держателя экологического сертификата.
    Создание, внедрение и сертификация системы качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000 это один из этапов работ в области обеспечения качества. Выделяют несколько направлений совершенствования деятельности предприятия в области обеспечения качества. Одно из направлений это TQM (всеобщий менеджмент качества) - концепция, предусматривающая всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней и при рациональном использовании технических возможностей. В МС ИСО 8402 TQM переводится как "всеобще руководство качеством" и определяется как подход к менеджменту предприятия, нацеленный на качество, основан на участии всех работников и направлен на достижение долговременного успеха путем удовлетворения потребителей и выгоды всех работников предприятия и общества.
    Концепция всеобщего управления качеством отличается от стандартов ИСО по установленным целям. Стандарты ИСО предназначены, прежде всего, для регулирования отношений между производителем и потребителем продукции или услуг на основе предварительной оценки способности производителя гарантировать необходимое потребителю качество. Концепция TQM реализовывается, главным образом, для повышения конкурентоспособности предприятия путем непрерывного улучшения и совершенствования менеджмента качества. В отличие от стандартов ИСО в концепции TQM достижение качества рассматривается как текущий процесс, а не как конечная цель. Несмотря на различия, они базируются на ряде общих принципов, что попытались отразить разработчики стандартов в новой версии ИСО 9000-2000 года
6.7. Вопросы для  самопроверки
    Назначение и краткая характеристика основных этапов работ по внедрению системы качества на предприятие.
    Основные руководящие документы для создания системы качества
    Назначение и роль сертификации продукции и систем качества
    Порядок сертификации продукции и систем качества. Различия в процедурах сертификации продукции и систем качества.
    Какой, по Вашему мнению, этап в процессе сертификации системы качества наиболее важный и почему?
    Что такое экологический менеджмент?
    Система Обязательной сертификации по экологическим требованиям. Структура, цели, объекты сертификации.
    Отличия концепции всеобщего управления качеством от стандартов ИСО 9000?
    Что такое корпоративные системы управления качеством?
6.8. Литература
    Охрана Окружающей среды (модели управления чистой природной средой). Под. ред. К. Г. Гофмана и А. А. Гусева. М., "Экономика", 1977. 231с.
    Литовка О. П. и др. Теоретический аспект экологизации экономики природопользования в условиях построения рыночных отношений. Санкт- Петербург: 1997. 104с.
    Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учеьник для вузов. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. - 497 с.
    Менеджмент качества и обеспечение качества на основе международных стандартов ИСО. Свиткин М З., Мацута В. Д., Рахлин К. М. - СПб.: ИЗД-во СПб картфабрики ВСГЕИ, 1999. - 403 с.
    Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник для ву-зов/2-ое изд. доп. и перераб. М., 1998.
    Экологическая сертификация. А. А. Соловьянов, А. С. Пешков//Стандарты и качество, 1998 № 5. с 33-36.
    Пашков ., Фомин Г. С., Красный Д. В. Международные стандарты ИСО 14000 — основа экологического управления. М.: ИПК Изд-во стандартов, 1997. - 464 с.
    Экономическая и финансовая политика в сфере охраны окружающей среды. Сборник аналитических материалов, нормативных правовых актов и ведомственных документов/ Под общей ред. В. И. Данилова-Данильяна//"Сертификация по экологическим требованиям" 19-23 июня 2000г. М.:
    Лапидус В. Доктор Джуран критикует стандарты ИСО серии 9000// Стандарты и качество, 1999 № 11. с 70-78.
    Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник для ву-зов/3-ое изд. доп. и перераб. М., 2000.
    Огвоздин Ю. В. Управление качеством. Основы теории и практики: Учебное пособие. - М.: Издательство "Дело и сервис", 1999 г. - 160 с.
    Все о качестве. Зарубежный опыт. Выпуски за 1999 - 2000, 230 с.
    Конти Т. Самооценка в организациях, 2000, 300 с.
    Крайер Э. Успешная сертификация на соответствие нормам ИСО серии 9000, 1999, 551 с.350
    Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях, 2000, 432 с.500
    Оправдывают ли себя стандарты ИСО серии 9000? Отчет Манчестерской школы бизнеса (SGA), 1997, 13 с. Перевод с англ.- Н.Новгород: СМЦ "Приоритет" 40
    Путь к совершенству: премия Правительства Российской Федерации в области качества, 1999, 152 с.
    Работа по обеспечению качества продукции осуществляется в рамках действующей на предприятии системы качества. В большинстве случаев при заключении внешнеэкономических контрактов оговариваются требования наличия и документированного оформления положений системы качества у поставщика, а также право ее контроля в любое время потребителем или третьей стороной.
    Наличие у поставщика сертификационной системы качества, основанной на применении международных стандартов, — залог обеспечения качества на всех этапах жизненного цикла товара и успеха в конкурентной борьбе.
    Система качества представляет собой совокупность организационной структуры, ответственности, методов, процессов и ресурсов, обеспечивающих проведение определенной политики в области качества.
    Система качества должна:
    · обеспечивать управление качеством на всех этапах жизненного цикла продукции;
    · обеспечивать участие в управлении качеством всех работников предприятия;
    · устанавливать ответственность на всех этапах управления;
    · обеспечивать непрерывность деятельности по качеству с деятельностью снижения затрат;
    · обеспечивать проведение профилактических проверок по предупреждению несоответствий и дефектов;
    · обеспечивать обязательность выявления дефектов и препятствовать их допуску в производство и к потребителю;
    · устанавливать порядок проведения периодических проверок, анализа и совершенствования системы;
    · устанавливать и обеспечивать порядок документального оформления всех процедур системы.
    В соответствии с ГОСТом управление качеством продукции — это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве, обращении или эксплуатации или потреблении путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.
    Управление качеством продукции на отечественных предприятиях осуществлялось в рамках Комплексной системы управления качеством продукции (КСУКП). КСУКП имела ряд особенностей:
    · система являлась объектом организационного проектирования;
    · в своей основе она базировалась на раз
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.