На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Белорусский водный путь

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 3
Августовский канал 4
Река Неман 6
Река Щара 10
Огинский канал 12
Река Ясельда 14
Река Пина 15
Днепровско-Бугский канал 16
Строительство 16
Использование 17
Современное состояние 19
Река Муховец 22
 

Введение

В Белоруссии можно совершать  путешествия по рекам с переходом  из одного водного бассейна в другой. С незапамятных времён в истории  человечества реки использовались в  хозяйственных целях, в том числе, как пути сообщений. Ещё в глубокой древности наши предки проходили  водный путь "из варяг в греки" через верховье Ловати по её притоку Усвяче в Западную Двину, а потом через её левый приток Каспию в Днепр. Ещё раньше в Белорусском Полесье по инициативе литовского гетмана Огинского был прорыт канал, соединявший реки Щару и Ясельду, что позволяло передвигаться по воде на небольших баржах из Нёмана в Припять. Теперь эти водные пути потеряли своё экономическое значение. В течение всего периода водный путь постоянно претерпевал изменения, как живой организм постоянно совершенствовал себя. Сегодня Днепровско-Бугский водный путь – это не только судоходная артерия, соединяющая бассейны двух морей. Более чем за двухсотлетний период он приобрёл стратегическое значение, стал гарантом экологической безопасности всего Полесского региона в целом. С тем связывают свою жизнедеятельность прилегающие города, колхозы и другие объекты хозяйствования. В настоящий момент проводятся исследования в восстановлении пути "из варяг в греки", на Августовском канале уже ведутся работы. Идея очень перспективная, т.к. восстановление этого пути позволит нашей стране не только восстановить частичку нашей истории, но привлечь туристов и развивать судоходство, которое в данный момент находится не в лучшем положении. В общем, путешествие по этим рекам и каналам: Августовский канал, река Нёман, река Щара, Огинский канал, река Мухавец, подарит много незабываемых впечатлений. Тот, кто осмелится поплыть, увидит необычайные красоты нашей страны, которые не увидишь даже, если постараться пойти пешком.
 

Августовский  канал

Начинается Августовский канал с озера Сервы, находящемся на территории Польши неподалеку от городка Августов. Именно в честь этого города и получил он свое название. Далее водный путь проходит по своей естественной природной части через реки Бебжу и Нетту, на которых небольшие участки зарегулированы шлюзами и обводными каналами. Затем начинается искусственный участок канала с системой шлюзов через озера, который выходит к реке Черная Ганча. Заканчивается водный путь отрезком прямого канала, упирающемся в реку Неман.
История проектирования Августовского  канала уходит в далекий 1821 год, когда  немецкое правительство ввело для  поляков непосильно большие таможенные пошлины на границе Восточной  Пруссии при выходе в Балтийское море. Министр финансов Царства Польского  Ксаверий Друцкий-Любецкий и польский общественный деятель Станислав Сташиц предложили сделать обводной канал, и под руководством генерала Игнатия Продзинского был составлен проект. Уже в 1824 году, после его рассмотрения технической комиссией, Александр I принял решение о строительстве канала. Самого факта, что началось строительство, оказалось достаточно для того, чтобы таможенная политика со стороны Восточной Пруссии изменилась в лучшую сторону, и свое стратегическое значение Августовский канал потерял, хотя даже еще не был достроен. Тем не менее, строительство продолжилось, канал был достроен и немного использовался для местной перевозки грузов. Интересный факт, что уже в 1905 году возникла идея туристического использования канала – водились пешие и конные экскурсии. Однако, в первую мировую войну часть шлюзов были искалечены, и в 1921 году на канале снова закипели строительные работы. Снова вернулись туристы, по маршруту Гродно-Августов-Гродно стали ходить два колесных парохода.
Началась Вторая мировая война, оставившая после себя практически полностью разрушенные шлюзы и технические сооружения канала.
В 60-е годы Августовский канал  был реконструирован на территории Польши, и стал успешно использоваться как значимый туристический объект. Начало 21 века стало удачным уже  и для судьбы канала на территории Республики Беларусь. Были проведены  обширные восстановительные работы, и с 2007 года Августовский канал стал снова действующим на всей своей  протяженности.
Вот так он и соединяет  бассейн польской реки Вислы и  белорусский Неман, пронося свои воды на протяжении 103 км через 18 шлюзов, 22 шлюзовые камеры и множество водопропускных плотин и мостов. 80 км водного пути проходит по территории Польши, и остальные 23 – по территории Белоруссии. На Белорусском  участке канала находится 3 шлюза  – Немново, Домбровка и Волкушек, и 5 распределительных шлюзов. По каналу ходит два теплоходика – РБ-17 "Неман", построенный специально для канала на Пинском судостроительном заводе в 2006 году, и старенькая "Ольга Соломова".
В белорусской части канала расположены три шлюза: Немново (самый большой, 3-камерный, длина трех камер 43,5 м), Домбровка и Валкушак и две плотины. По шлюзу Кужинец проходит белорусско-польская государственная граница, где с 2005 года работает упомянутый выше погранпереход.

Главный пролет шлюза

Памятная табличка на польском на уровне воды

Река  Неман

Начинается под названием  Неманец на Столбцовской равнине вблизи д. Верх-Неман Узденского района, течет по Минской и Гродненской области Беларуси. Впадает в Куршский залив Балтийского моря.
Неман — одна из наиболее крупных (после Днепра и Западной Двины) рек Беларуси. Его длина  — 937 км, по территории Беларуси — 459 км.
Свой долгий путь к Балтийскому  морю он начинает примерно в 50 км к юго-западу от Минска. Здесь, на высоте около 200 м выше уровня моря, среди заболоченных лесов берут начало его истоки — Неманец и Лоша.
Водосбор 35 тыс. кв. км (без  водосбора р. Вилия). Крупнейшие озера Выгонощанское, Рыбница, Свитязь, Берштовское. В пределах водосбора расположены заказники Выгонощанское (часть), Свитязянский, Налибокский, Сопоцкинский, Гожевский, Поречский, Барановичский, Слонимский.
Русло извилистое, много  мелей и перекатов, песчаных островов. Ширина местами достигает 640 м.
Долину Немана обычно делят  на три отрезка, называя их верхним, средним и нижним течением. В верхнем  течении река пересекает Столбцовскую равнину и Верхненеманскую низину. По Столбцовской равнине Неман протекает в неширокой, но очень живописной, нередко густо заросшей лесом долине.
В плоской Верхненеманской низине долина Немана значительно расширяется и достигает 4—7, а иногда и 10—15 км. Русло реки образует здесь крупные изгибы — меандры, оставляя среди широкой поймы множество староречий. Часто попадаются мели, косы, песчаные острова.
Среднее течение Немана расположено  между устьем реки Котра и городом Каунас. На этом участке Неман прорывается через Гродненскую возвышенность и Балтийскую конечно-моренную гряду. В местах прорыва его долина становится глубокой и узкой. Выше города Гродно ширина долины местами не превышает 300—400 м, а глубина достигает 35—45 м. Река здесь напоминает быстрый горный поток. Ее берега усеяны галькой и крупными валунами. В русле валуны нередко образуют настоящие пороги. Склоны долины изрезаны многочисленными глубокими оврагами.
В низовьях Неман течет  по Среднелитовской и Приморской низменностям. Недалеко от города Советска он разделяется на два широких рукава и впадает в Куршский залив.
Питают Неман талые  снеговые, дождевые и грунтовые воды. Во время весеннего половодья  уровень воды в реке поднимается  на 2—3 м и более. У Гродно подъем воды весной достигает 8 м. Летом и  осенью после сильных дождей бывают кратковременные паводки. Через  живое сечение реки возле Гродно каждую секунду в среднем проходит около 200 м3 воды. Когда осадков бывает особенно много, среднегодовой расход воды в Немане превышает здесь 3000 куб.м/с, в засушливые годы он иногда сокращается до 18—20 куб.м/с. Из бассейна Немана часть стока теперь перебрасывается по Вилейско-Минской водной системе в бассейн реки Днепр.
Весеннее половодье обычно проходит несколькими волнами, продолжается 30-50 дней. Средняя высота над меженным уровнем 2,5-4 м. Наибольшее половодье  за последние 150 лет наблюдалось  в 1958 г., когда уровень воды поднялся до 3,1 м возле Столбцов и до 8,1 м  возле Гродно.
Во время половодья  воды Немана выходят из берегов, откладывая на затопленном дне долины речные наносы — ил, песок, гальку. Так образуется пойма. Из-за непрерывного углубления рекой своего русла постепенно формируются  новые поймы на более низких уровнях. Поэтому склоны долины Немана напоминают ступени лестницы. Над современной  поймой располагаются террасы —  остатки прежних пойм. В пределах Столбцовской равнины у Немана только одна терраса, ниже по течению террас больше.
Замерзает во второй половине декабря, вскрывается в 3-й декаде марта. Максимальная толщина льда 65 см. Весенний ледоход длится 7—15 суток.
Водятся окунь, щука, плотва, лещ, карась, уклейка, густера, ценный вид - судак. На реке стоят города Гродно, Мосты, Столбцы. На берегах Немана находится Коласовский мемориальный заказник (д. Николаевщина), зона отдыха Столбцы, Морино, Дитва (в междуречье Немана и Дитвы), Мосты (в междуречье Немана и Щары), Скидель, Соничи.
Как считают ученые, уже  более миллиона лет назад на месте  Немана существовала древняя река. Позднее эту территорию не раз  покрывали надвигавшиеся из Скандинавии  ледники. Но когда они отступали, Неман вновь и вновь возрождался  и пробивался к морю. Люди впервые  появились на берегах реки примерно 11—12 тыс. лет назад. В X в. н. э. верхнее Понеманье заселили славяне, ниже по течению жили литовские племена.
Неман — судоходная река. Регулярная навигация связывает  Гродно с литовским городом Друскининкай, а во время высокой воды речные суда с лесом, стройматериалами и  другими грузами поднимаются  выше места впадения в Неман реки Березины. Есть на Немане и гидроэлектростанция (у города Каунас Литовская республика). Перед плотиной ГЭС раскинулось  большое водохранилище, которое  называют Каунасским морем.

Вид на Неман в районе литовского местечка Лишкява.
Основные притоки: Уса, Сула, Березина, Гавья, Дитва, Лебеда, Котра, Мяркис, Вилия (Нярис), Нявежис, Дубиса (справа), Молчадь, Уша, Щара, Зальвянка, Рось, Свислочь, Шашупе (слева).
Русло от истока на протяжении 26,4 км канализовано, дальше – извилистое, много мелей, перекатов, кос, песчаных островов. Ширина реки в межень в  верховьях 35-40 м, ниже по течению до 90 м, между устьями Щары и Черной Ганчи 120-150 м. Дно песчаное, на перекатах песчано-каменистое и галечное. Течение спокойное с средней скоростью 0,6-0,8 м/с и колебаниями от 0,2 до 2 м/с в половодье.
Вода в реке по гидробиологическим показателям умеренно загрязненная, используется для бытового и промышленного  обеспечения. Регулярное судоходство  и лесосплав не осуществляются. Через  Огинский канал Нёман соединен с  бассейном Днепра, через Августовский – с бассейном Вислы. С построением Вилейско-Минской водной системы часть стока с бассейна Немана перебрасывается в бассейн Днепра.

Закат на Немане
 
 
 

Река Щара

Щара очень интересная и привлекательная река. Ее длинна - 325 км. Начинается на Новогрудской возвышенности из оз. Колдычевское. Протекает по Барановичской равнине, Припятскому полессью, Волковыской возвышенности и на Верхненеманской низине перемешивает свои воды с Неманом, являясь его левым притоком. Наш маршрут начался в чудесный солнечный летний день от ж. д. моста через р. Ведьму, что в километре от ж. д. станции Ляховичи. До этой станции мы добирались электричкой до Барановичей, далее дизелем на Ганцевичи. Первые 300 метров проплыли по узкому руслу среди камышей, и вскоре река разлилась вытянутым шестикилометровым водохранилищем, образованным на реке Щаре. Вдоль правого голого берега находится большое количество немецких дотов, хорошо сохранившихся со времен первой мировой войны. Они стоят на берегу и в воде. Левый невысокий берег красив, с сосновым бором и песчаными пляжами. Участок от дамбы до д. Волька поражает своей первозданностью. Мимо проплывают берега с притопленным лесом, наполненным разноголосием птиц, белеют старицы от бесконечного множества водяных нимф - белых лилий, нередко щука вывернет серебряный бок, нарушая водную гладь. И только иногда железобетонные остатки шлюзов, грустно торчащие из воды, напоминают о где-то существующей цивилизации.
Длина 325 км. Основные притоки: Липнянка, Мышанка (28,2 км), Лохозва, Исса (62 км), Подъяворка (справа) и Ведьма (23,7 км), Липнянка (25,8 км), Гривда, Луконица, Сипа (слева). Долина от истока до впадения Гривды шириной 1,5 км, далее до устья 3 — 5 км. После впадения Гривды ширина поймы в начале участка 1,5 — 2,5 км, в средней части 0,5 — 0,8 км, в нижней 50 — 300 м.
Русло извилистое, до впадения реки Ведьма узкое, ниже шириной 15 — 30 м, местами до 60 м, около Слонима  канализировано. Берега низкие, торфянистые, от впадения Гривды крутые. Пойма низкая, изрезанная осушительными каналами, по которым в весеннее половодье происходит перелив воды из Щары по Огинскому каналу в озеро Выгонощанское. Средний расход воды — 31 куб.м/сек, в устье 37,7 куб.м/с.
Ледостав с конца декабря  по начало марта. Преобладает снеговое питание. С конца февраля по май  — половодье. Наивысший уровень  половодья в марте, среднее превышение уровня воды над меженным в г. Слоним порядка 2 м. Река судоходна от деревни Бытень (в 155 км от устья) только в полноводный период.
Водосбор 6990 кв.км в Припятском Полесье, на Барановичской равнине, Новогрудской возвышенности и Верхненеманской низине, под лесом 38 %, распахано 40 %. Крупнейшие озера на водосборе — Выгоновское и Бобровичское. Через озеро Выгоновское Щара соединена с рекой Ясельда (бассейн Днепра) Огинским каналом.
На реке расположена зона отдыха Щара, Домановское и Чемелынское водохранилище. Перед устьем — место впадения реки в Неман — Щара делится на два рукава, образуя большой остров. Правый рукав уже и короче, течение в нем сильнее.
В верховьях Немана, на месте  впадения в Щару реки Исса расположен город Слоним. На правом берегу в деревнях Добрый Бор, Набережная, Тальковщина, Чепелево и на левом в деревнях Бердовичи, Великая Воля, Баруки, Гостино, Рудня археологические памятники — поселения древнего человека.
В деревне Великая Воля находится архитектурный памятник — Георгиевская церковь XIX в, а также могила 364 жертв фашизма, расстрелянных немецко-фашистскими захватчиками.

Огинский канал

Кана?л Оги?нского (Днепровско-Неманский канал) построен в 1767—1783 гг., соединяет реки Ясельда (бассейн Припяти) и Щара (бассейн Немана), частью канала является озеро Выгонощанское. Разрушен во время Второй мировой войны, после чего не реконструировался. Использовался для сплава леса, а также пассажирских перевозок. В настоящее время не используется.
Канал назван в честь Михаила  Казимира Огинского, инициатора строительства. Строительство обошлось в 12 миллионов  злотых, большую часть которых  выделил Матей Бутримович, пинскому мечнику и городскому судье. Именно Матей Бутримович выполнял всю организационную работу: приглашал специалистов, нанимал рабочих.
Пилы, топоры, лопаты — основные инструменты строителей. В качестве транспорта использовались подводы, запряжённые  лошадьми и волами.
В 1783 году канал был сдан в эксплуатацию. Ежедневно курсировали  теплоходы: Пинск — Телеханы, Пинск — Слоним (раз в два дня). Благодаря каналу начался активный рост прилегающих деревень и селений.
Канал сильно пострадал в Первую мировую войну. Все гидротехнические сооружения были взорваны и сожжены. Канал использовался до 1941 года. Во время Второй мировой войны шлюзы были полностью разрушены и их больше не восстанавливали. Канал превратился в туристический объект.
Современное состояние  и перспективы
По состоянию на 2007 год  канал Огинского не эксплуатируется. Во многих местах ширина канала не превышает 10 метров, глубина - 50 сантиметров. Возведенные после второй мировой войны коммуникации и мосты не позволяют использовать канал для судоходства.
Неоднократно предлагались проекты по восстановлению канала, однако было принято решение о  неэффективности данных мероприятий. По предварительным расчётам, реконструкция  Огинского канала потребует свыше 40 млрд. рублей.

Канал в районе автодороги Р6
 
 
 
 
 

Река Ясельда

Я?сельда (Ясольда) — река в Брестской области Белоруссии, левый приток Припяти (бассейн Днепра). Длина — 242 км, площадь бассейна — 5430 км?. Исток восточнее Беловежской пущи, проходит через озеро Споровское. Ледостав обычно с конца ноября по конец марта. Ясельда соединена Огинским каналом со Щарой (бассейн Немана), а через Пину Днепровско-Бугским каналом с рекой Мухавец (бассейн Западного Буга). Ясельда и притоки канализованы. На Ясельде расположен город Берёза.
У истока является административной границей Брестской и Гродненской областей.

Мост через Ясельду
 

Река Пина

Пина (белор. Піна) — река в Пинском районе Брестской области, левый приток Припяти (бассейн Днепра).
Длина — 40 км, площадь бассейна — 2460 км?. Берёт начало у деревни Переруб Ивановского района. Некоторые исследователи считают, что исток Пины находится у деревни Дубой (белор. Дубай) Пинского района. Русло слабоизвилистое, шириной 35—45 м. Пина является частью Днепровско-Бугского канала. На реке расположен город Пинск.
Притоки реки Пины: правобережные — канал Завищанский; левобережные — река Неслуха. Водосбор в пределах Полесской низменности. Озёра занимают 1% (наибольшие — Песчаное, Скорень, Завищанское). Скорость течения незначительная. В черте Пинска в период межени наблюдается обратное течение. Берега низкие, местами заболоченные. В черте города Пинска река загрязнена сбросами промышленных вод.
Русло Пины претерпело значительные изменения во время строительства и реконструкции Днепро-Бугского канала. В результате русло было пересечено в верхнем течении реки, отрезаны участки старого русла, которые превратились в старицы с незначительным стоком.
В городе Пинске — речной порт. Гидрологические наблюдения на реке ведутся с 1922 года на гидрологическом посту Пинск.

Вид на Пинск с моста через Пину

Днепровско-Бугский канал

Днепро?вско-Бу?гский кана?л (ранее — Короле?вский канал) — судоходный канал на территории Полесья в Белоруссии, построенный в период с 1775 по 1783 год. Соединяет реки Пина (приток Припяти; бассейн Днепра) и Мухавец (приток Западного Буга; бассейн Вислы). Общая длина 244 км, при этом протяжённость канала от Бреста до Пинска составляет 196 км (в том числе канализованная часть реки Пина — 74 км, водораздельная часть канала — 58 км; канализованная часть реки Мухавец — 64 км). Находится на балансе предприятия РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь»
Строительство
Впервые идея строительства  судоходного канала, соединяющего бассейны Припяти и Буга, впервые была озвучена на сейме в 1655 году коронным канцлером Речи Посполитой Юрием Оссолинским. Активными сторонниками прокладки канала были гетман Великого княжества Литовского Михаил Казимир Огинский и пинский судья и мечник Матеуш Бутримович.
Работы по сооружению канала начались в 1775 году в годы правления последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. Для питания канала были построены Белоозёрская и Ореховская водопитательные системы. Весной 1784 года по инициативе Матеуша Бутримовича суда, гружёные копченой рыбой, мёдом, воском и другими местными товарами, впервые отправились по каналу из Пинска в Варшаву и далее в Гданьск. В сентябре того же года строительство канала посетил король, который официально открыл судоходство на канале, проплыв по нему со свитой в 40 человек на выдолбленном из одного дубового ствола судне. Король четыре дня провёл в местечке Городец под Кобрином — с тех пор канал стал называться не иначе как Королевский. В 1786 году в честь оказания королём денежной помощи на строительство канала была отлита специальная медаль (медальер И.Ф. Гольцгаузер). Содержание канала обходилось в 100 тысяч злотых, однако из государственной казны выделялось только 60 тысяч.
В конце столетия общий  кризис Речи Посполитой фактически погубил дело строительства канала, которое было возобновлено только в 1837 году уже российскими властями. Основные работы осуществлялись в период с 1846 по 1848 год. Были построены (разборные) деревянные плотины, позволявшие поддерживать необходимый для стабильного судоходства уровень воды в любое время навигации. Всего к 1867 году от Пинска до Бреста были построены и эксплуатировались 22 плотины. Ширина по дну пути была доведена до 14 м, а максимальная осадка судов составляла 70 см.
Использование
В XIX и начале XX века канал имел для Российской империи стратегическое значение, так как был единственным судоходным каналом — внутренним водным путем, соединяющим Балтийское и Черное моря. В частности, в 1886 и 1890 гг. на буксире колесного парохода и силами бурлаков по нему от места постройки в Эльбинге в Севастополь были переведены пять миноносцев водоизмещением от 89 до 164 т, одних из первых в составе Черноморского флота.

 
Плотина на канале, 1940 год
 

 
Канал около деревни Глина, 1941 год

 
Днепровско-Бугский канал в 1941 году
В 1919 году территория канала оказалась в составе второй Речи Посполитой. Польские власти, осознавая значимость канала, начали его планомерную реконструкцию. В период с 1929 по 1939 год построено два ближайших к Пинску шлюза (Дубой и Переруб), реконструированы сооружения Белоозерской ВПС, сооружен 7-километровый канал по новой трассе Кобрин — Выгода.
Канал входил в тыловую  зону польской Речной (Пинской) военной флотилии, которая имела в своем составе 6 речных мониторов, 3 речные канонерские лодки и 19 бронекатеров. Эти суда были переведены в Пинск по Днепровско-Бугскому каналу. В ходе операции по присоединению Западной Белоруссии к СССР польская флотилия предприняла попытку отступить по каналу, но из-за преждевременного подрыва шлюза не смогла уйти на Буг и была затоплена. В 1940 году большая часть этих судов была поднята, отремонтирована и включена в состав советской Пинской военной флотилии, в оперативную зону которой отошёл канал.
Советское правительство  отвело каналу ещё большую роль. Восстановление Днепровско-Бугского водного пути было поручено Народному комиссариату речного флота СССР. За 7 месяцев (с декабря 1939 по июль 1940 года) проведено проектирование и основное строительство восьми гидроузлов, проложена сократившая протяженность водного пути на 12 км новая трасса канала Выгода — Кобрин. В августе 1940 года судоходство по каналу было возобновлено.
В июне 1941 года канал был захвачен частями вермахта. Началось активное использование канала оккупационной властью. Так, по данным Главного управления Красной Армии, за 1942 год по каналу было перевезено 200 тыс. тонн грузов. Однако весной 1943 года партизанами были взорваны шлюзы, и тем самым канал был выведен из строя.
После освобождения Белоруссии началось активное восстановлению канала Днепро-Двинским строительно-монтажным управлением Наркомречфлота СССР. По приказу Народного Комиссара Речного флота № 226 с 1 августа 1944 года возобновлялась деятельность «Днепробугстроя», в составе которого создавались Военно-восстановительные отряды (ВВО-2-4-6-7-8). Основные ремонтные работы проходили в период с сентября 1944 по июль 1945 года. Уже в 1945 году судоходство было восстановлено, хотя окончательные работы растянулись до июля 1946 года.
В советское время развитие канала не прекращалось. В связи  с ростом перевозок и эксплуатацией  более крупных судов в период с 1952 по 1956 год шлюзованный участок канала продлён на 50 км. На нём были построены железобетонные гидроузлы № 11 «Качановичи» Пинского района и № 12 «Стахово» Столинского района. В 1976 году начались работы по капитальному улучшению габаритов русла канала (ширина по дну — 40 м, глубина — 240 см, радиус закругления — 400 м). В период с 1978 по 1991 год было извлечено 17,58 млн м3 грунта и реконструировано 244 км водного пути. За период с 1973 по 1992 годы было построено вместо деревянных 7 водопропускных плотин и 8 водоспусков из железобетона.
Современное состояние
Согласно Европейскому соглашению о важнейших внутренних водных путях  международного значения от 19 января 1996 года канал является частью магистрального Днепровско-Вислянского водного пути Е-40 (Гданьск — Варшава — Брест — Пинск — Мозырь — Киев — Херсон). С помощью канала теоретически возможна водная связь бассейнов Балтийского и Чёрного морей. Тем не менее, сквозное судоходство по этому водному пути пока невозможно из-за того, что участок от Бреста до Варшавы по реке Западный Буг не судоходен, а также из-за того, что река Мухавец перегорожена в Бресте глухой плотиной. Пропуск речных судов, проданных Беларусью Польше в последние годы, осуществлялся по временной схеме: в акватории Брестского речного порта вырывали искусственные шлюзовые каналы-камеры, запускали туда суда, за ними проход засыпался, а впереди открывалась земляная перемычка — и суда выходили на воду.
В 1997 Советом Министров Республики Беларусь принята программа развития речных и морских перевозок до 2010 года, включающая план реконструкции гидротехнических сооружений Днепровско-Бугского канала. В ходе выполнения программы осуществлена реконструкция шлюзов с учётом требований европейского судоходного стандарта внутренних водных путей класса Vа, замена устаревших гидротехнических сооружений и другие виды работ. В 1998 году была начата реконструкция гидроузла № 9 «Новосады», завершившаяся в октябре 2003 года. В 2004 году началась реконструкция гидроузла № 1 «Дубой», которая закончилась в 2006 году. В 2006—2010 годах в районе Кобрина на гидроузлах № 6 и 7, возведенных еще до войны, вместо двух старых деревянных низконапорных шлюзов построен средненапорный комплексный гидроузел с транспортной развязкой. Имея перепад воды 5,40 м, гидроузел «Кобрин» стал самым большим в Беларуси. В его состав вошли верхний подходной канал, судоходный шлюз, нижний подходной канал и водосбросное сооружение. Возведение одного средненапорного шлюза создало благоприятные водно-энергетические условия для строительства малой ГЭС с напором 5,35 метра. Планируется, что выработка электроэнергии здесь составит 710 тыс. кВт в год. В июле 2011 года после реконструкции на гидроузле «Залузье» заработала еще одна малая ГЭС мощностью 180 кВ/ч, ее годовая выработка электроэнергии составит около 1,1 млн кВт.
В годы существования СССР основной объём перевозок по каналу приходился на железную руду с криворожских месторождений, поставлявшуюся на металлургические комбинаты ГДР (в порту Бреста осуществлялась перегрузка на железнодорожный транспорт). После объединения Германии немецкие металлурги переориентировались на руду, добываемую в Германии, и грузооборот по каналу катастрофически снизился (с 7 млн т в 1991 до 420 тыс. т в 2004). В 2008 году объем перевезенных грузов по Днепровско-Бугскому каналу составил 1 млн 400 тыс. тонн.
 

Река  Муховец

Река в Брестской области  Беларуси. Правый приток Западного  Буга. Протекает преимущественно  по Полесью, пересекает территории Кобринского, Жабинковского и Брестского районов.
Начинается от слияния  ручья Муха и канала Вец около г.Пружаны.
Длина 113 км. Основные притоки: Дахловка и Жабинка справа, Днепро-Бугский канал (соединяет Мухавец с рекой Припять), Трастяница, Осиповка и Рыта слева.
Водосбор 6600 кв.км в Брестском Полесье и на Прибугской равнине.
Ширина долины Мухавца в среднем течении 400—600 м, ниже 1,5—2 км. Максимальная ширина достигает 2 км. Пойма двусторонняя, низкая, местами заболочена. Русло канализовано. Берега низкие, высотой 0,5—2 м, обрывистые. Наивысший уровень воды наблюдается в марте, во время половодья. Средний расход воды 33,6 куб.м/сек.
 

Место впадения Мухавца (слева) в Западный Буг
 

Мухавец в Бресте, на территории Брестской крепости
 
Наивысший уровень половодья  в середине марта, среднее превышение уровня воды над меженным 2,4 м. На реке расположен город Брест (при впадении реки Мухавец в Западный Буг). Река протекает по южной окраине города, её длина в пределах городской черты 9,4 км (4 острова).
Пружаны (в истоке), Жабинка (при впадении р. Жабинка), Кобрин. В устье Мухавца — Брестская крепость. Река Мухавец входит в систему Днепровско-Бугского водного пути. В устье реки создана плотина для поддержания уровня воды в Днепровско-Бугском канале. Река судоходна (от Кобрина до Брестского речного порта, ниже которого расположена плотина). В летнее время организовано катание на теплоходе по реке Муховец. На берегу реки находятся Оздоровительный центр "Сосновый бор" (Брестский чулочный комбинат), санаторий "Надзея" и один из крупнейших круглогодичных санаториев в Беларуси ? "Буг".
 

Список литературы
 
1. Плечко Л.А. Старинные водные пути."Физкультура и спорт", 1985
2. Авдеев А. Из Балтики  в Черное море. "Физкультура  и спорт", 1959, No 5
3. Брим В.А. Путь из варяг в греки. Известия АН СССР за 1931. Серия VII
4. Загоскин Н.П. Русские  водные пути и судовое дело  в допетровской России. Казань, 1910.
5. http://www.referat.ru/pub/item/29843.
6. http://akadaha-z.livejournal.com/25971.html. (Часть  1, 2, 3).

7. http://vobler.mylivepage.ru.

 

 



и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.