На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Основные понятия таможенного права

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Т.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА
1.1. Сущность и содержание таможенного дела.
В соответствии со статьей 2 Таможенного кодекса Респуб­лики Беларусь таможенное дело представляет собой сово­купность методов и средств, обеспечивающих соблюдение таможенного законодательства. Таможенное дело включает таможенную политику, порядок и условия перемещения че­рез таможенную границу Республики Беларусь товаров и транспортных средств, таможенное оформление, взимание таможенных платежей, все виды таможенного контроля.
Таможенное дело является монополией государства. Только государство обладает правом выработки таможен­ной политики и ее осуществления. Таможенное дело отно­сится к ведению Президента Республики Беларусь, Пар­ламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь. Общее руководство таможенным делом осущест­вляет Президент Республики Беларусь. Республиканским органом государственного управления, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом, являет­ся Государственный таможенный комитет Республики Бела­русь, который обеспечивает реализацию в таможенных це­лях задач в области таможенного дела (п. 3 ст. 2 ТК РБ).
Республика Беларусь создает с другими государствами та­моженные союзы, зоны свободной торговли, заключает мно­гочисленные таможенные соглашения, признает приоритет общепризнанных принципов международного права. Можно сказать, что таможенное дело напрямую зависит от между­народных договоров и способствует их претворению в жизнь.
Таможенное дело — это отношения, складывающиеся в системе внешнеэкономических связей и являющиеся од­ним их важнейших элементов в международных отноше­ниях на мировом и национальном уровнях.
1.2. Понятие и принципы таможенной политики
Таможенная политика зародилась одновременно с госу­дарством. По мере увеличения роста торговых отношений между государствами развивалась и таможенная политика.
Таможенная политика является составной частью внутренней и внешней политики Республики Беларусь (ст.1   ТК РБ). Представляет собой выработанные государством экономические и административные меры: таможенные правила, методы и средства их применения в процессе регулирования движения товаров, капиталов, услуг, ин­теллектуальных и трудовых ресурсов на внутренний и внеш­ний рынок в интересах защиты и развития национальной экономики, наполнения государственного бюджета.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        
Механизм таможенной политики используется в интересах                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        фискальных сборов, таможенного регулирования внешнеэко­номической деятельности, защиты национальной экономики.
Субъекты таможенной политики — законодательные и исполнительные органы государства (Президент, Нацио­нальное собрание, Правительство, Государственный та­моженный комитет, различные министерства и др.).
Объекты таможенной политики — участники ВЭД, груп­пы, на которые распространяется или оказывает воздей­ствие таможенная политика.
Цели таможенной политики — обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля, участие в реализации торгово-политических за­дач по защите белорусского рынка, стимулирование разви­тия национальной экономики, содействие в проведении структурной перестройки и реализации иных задач эконо­мической политики Республики Беларусь (ст. 1 ТК РБ).
Средства реализации таможенной политики — установ­ление тарифных и нетарифных мер государственного та­моженного регулирования, участие Республики Беларусь в таможенных и иных формах интеграции экономических связей с другими государствами, осуществление государ­ственного таможенного контроля.
1.3. Таможенная территория и таможенная граница
Таможенная территория — государственная территория, в пределах которой государство осуществляет свое территориальное верховенство. На таможенной территории Республики Беларусь действует единое таможенное законодательство.
Понятия «таможенная территория» и «государственная тер­ритория» не идентичны. Из таможенной территории могут ис­ключаться участки государственной территории (свободные та­моженные зоны, свободные склады) и, наоборот, включаться участки, находящиеся за пределами государственной границы.
Составными частями таможенной территории являют­ся: сухопутная территория Республики Беларусь (вся суша, находящаяся в пределах ее границ), внутренние воды (воды озер, рек, берега которых принадлежат Республике Бела­русь), воздушное пространство над ними (все воздушное пространство, находящееся в пределах сухопутных и вод­ных границ нашей республики).
Таможенная граница — воображаемая линия, ограни­чивающая таможенную территорию. Элементами таможен­ной границы являются пределы таможенной территории Республики Беларусь, а также периметры свободных та­моженных зон и свободных складов.
Выделяют внешние и внутренние таможенные грани­цы. Внешние — разделяют таможенные территории смеж­ных государств и обычно совпадают с государственной гра­ницей. Ее охрану осуществляют пограничные войска со­вместно с таможенниками. Внутренние — проходят внутри таможенной территории страны. Образуют периметры сво­бодных таможенных зон и свободных складов, въезд в ко­торые осуществляется строго по пропускам. Охрану внут­ренних границ осуществляют таможенная служба и адми­нистрация свободной таможенной зоны.
1.4. Меры тарифного и нетарифного регулирования
Государственная внешнеторговая политика осуществ­ляется посредством таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных та­рифов) и нетарифного регулирования (путем квотирова­ния и лицензирования) внешнеторговой деятельности. Меры тарифного регулирования ограничивают поступле­ние иностранных товаров на внутренний рынок лишь кос­венно — путем удорожания импорта в результате таможен­ного обложения. Нетарифные ограничения устанавливают иные барьеры (например, паратарифные барьеры, ограничения, связанные с происхождением товара; ограничения, связанные с участием государства в импортных отношениях; дискриминация импортных товаров при внутреннем обло­жении, количественные ограничения и лицензирование.
Нетарифные методы регулирования можно разделить на следующие группы:
—валютные — любые налоги на операции с иностран­ной валютой;
—технические — их целью является контроль за качест­вом и безопасностью ввозимых товаров. Кроме таможенной службы контроль осуществляют различные государственные органы. Выделяют ветеринарный, фитосанитарный контроль, а для ввоза, например, лекарственных препаратов необхо­димо получить разрешение Министерства здравоохранения Республики Беларусь;
антидемпинговые — препятствуют появлению на рын­ке товаров по демпинговым ценам;
административные — введение определенных ограни­чений при перемещении товаров через таможенную гра­ницу (лицензирование, квотирование, эмбарго, запрет им­порта или экспорта).
Т.2. ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА
2.1 Понятие таможенного права, основные принципы
Таможенное право представляет собой совокупность зако­нов и иных нормативных актов, направленных на правовое ре­гулирование общественных отношений в области перемеще­ния через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного и валютного контроля и борьбы с таможенными правонарушениями.
Основные цели таможенного права:
1) создание условий деятельности таможенных орга­нов и иных государственных органов по осуществлению таможенного дела, его развитию и модернизации;
2)  создание эффективной организации таможенной системы;
3) обеспечение соблюдении прав и свобод физических и юридических лиц при осуществлении таможенного дела.
Принципы таможенного права — исходные норматив­но-руководящие начала таможенно-правового регулиро­вания, представляющие собой основы таможенного права. Общеправовыми принципами являются:
—принцип законности, предполагает необходимость строгого соблюдения Конституции, законов Республики Беларусь, Таможенного кодекса, различных подзаконных актов всеми субъектами таможенного права;
—принцип демократизма, включает в себя положения о защите прав граждан в области таможенного дела, ин­формирование и консультирование, обжалование дейст­вий или бездействий таможенных органов;
—принцип обеспечения эффективности таможенно-пра-вовых средств и инструментов их реализации. В данном слу­чае речь идет о расширении средств таможенного контроля;
—принцип координации и взаимодействия государст­венных органов, означает необходимость согласования та­моженных норм с нормами иных отраслей права;
—принцип гуманности. Отраслевые принципы:
—принцип охраны государственной и общественной безопасности;
—принцип защиты экономических интересов белорус­ского государства;
—принцип единства ставок таможенных пошлин;
—принцип единства таможенной территории.
Таможенное право тесно связано с другими отраслями права. Например, Уголовный Кодекс Республики Беларусь устанавливает такие составы таможенных преступлений, как контрабанда, невозвращение на территорию Республики Бе­ларусь историко-культурных ценностей, уклонение от упла­ты таможенных платежей. Аналогичная связь прослеживает­ся и с другими отраслями права, что обусловлено особенно­стью таможенного права, его комплексностью.
В то же время в данной отрасли присутствуют положе­ния и понятия, присущие только ей одной: понятие тамо­женного органа, положения о товарах, таможенной гра­нице, валютном контроле, перемещении транспортных средств через таможенную границу.
2.2. Предмет таможенного права
Таможенное право выделяют в самостоятельную отрасль из-за наличия своего предмета и метода правового регули­рования. Предметом таможенного права являются общест­венные отношения, связанные с таможенной деятельно­стью. Их особенность состоит в том, что все они складыва­ются в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, его оформлением и контролем, а также уплатой таможенных платежей.
В зависимости от конкретных целей возникновения и регу­лирования выделяют общественные отношения, связанные:
—с организацией таможенного дела;
—с перемещением через таможенную границу Респуб­лики Беларусь товаров и транспортных средств;
—с регулированием таможенных режимов;
—с взиманием таможенных платежей;
—с таможенным контролем;
—с ведением таможенной статистики и Товарной но­менклатуры внешнеэкономической деятельности;
—с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела;
—с нарушениями таможенных правил и ответственно­стью за них;
—с производством по делам о нарушении таможенных правил.
2.3. Методы таможенного права
Под методами таможенного права понимают средства, приемы и способы изучения соответствующих таможен­ных норм, процессов. Они отвечают на вопрос, как, ка­ким путем таможенное право изучает свой предмет.
Разрешительный метод правового регулирования, при котором участникам предоставляется свобода в реализа­ции своих прав (например, всем лицам на равных основа­ниях предоставляется право на ввоз в Республику Бела­русь и вывоз из нее товаром и транспортных средств).
Рекомендательный метод правового регулирования. Суть данного метода состоит н предоставлении права выбора ва­риантов поведения самими участниками правоотношений.
Ограничительно-запретительный метод регулирования таможенных отношений состоит в регламентации и уста­новлении обязанностей субъектов таможенно-правовых отношений. Данный метод позволяет установить рамки возможного и должного поведения участников.
Делегирующий метод способ, при котором участни­кам таможенных правоотношений предоставляются опре­деленные права и свободы.
К общим методам таможенного права можно отнести исто­рический метод, сравнительный метод, логический метод и др.
2.4. Субъекты таможенного права
Субъектом таможенного нрава признается тот, кто на­деляется правами и обязанностями в таможенной сфере. Субъекты таможенного права — физические и юридиче­ские лица, таможенные органы, государственные служа­щие таможенных органов, международные организации.
Специальным субъектом таможенного права являются лишь таможенные органы и государственные служащие тамеженных органов. Все остальные — это иные субъекты та­моженного права (предприятия, учреждения, организации, физические лица и др.).
Как физические, так и юридические лица на равных основаниях вступают в таможенные правоотношения.
Юридическое лицо — организация, которая имеет в соб­ственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные лич­ные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица для осуществления своей деятель­ности наделяются правоспособностью, которая может быть общей и специальной. При наличии специальной правоспособности юридическое лицо обладает только теми правами и несет только те обязанности, которые преду­смотрены в его учредительных документах.
К физическим лицам относятся граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства. Иностранные граждане и лица без гражданства обладают в таможенной сфере теми же правами и несут ответствен­ность, что и граждане.
В числе международных организаций — субъектов тамо­женного права — могут быть названы, например, Всемир­ная таможенная организация, Совет руководителей тамо­женных служб стран СНГ и др.
2.5. Система и источники таможенного права
Система таможенного права — совокупность правовых норм, опосредующих формирование и осуществление тамо­женной политики, формы и методы ее осуществления, по­рядок использования таможенными органами инструмен­тов таможенного регулирования. Система таможенного права представляет собой относительно систематизирован­ный порядок таможенно-правовых норм.
Таможенно-правовая норма — это юридически обяза­тельное правило, установленное и санкционированное государством в соответствующих правовых актах, которое регулирует определенный «блок» в сфере таможенного дела и нарушение которого влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством.
Нормы таможенного права являются первичным ком­понентом таможенного законодательства. Как властные предписания они регулируют не все, а лишь определен­ные виды таможенных отношений. Остальные таможенные отношения либо не урегулированы, либо регулируются другими юридическими нормами.
Институты таможенного права — группа таможенно-правовых норм, регулирующая определенные виды тамо­женных отношений. Выделяют следующие институты: ин­ститут таможенных режимов, таможенного оформления товаров, декларирования товаров, таможенных платежей, валютного контроля, таможенных тарифов и др.
Все институты взаимосвязаны между собой и составля­ют отрасль таможенного права как систему. Система тамо­женного права состоит из Общей и Особенной частей.
Общая часть включает таможенные правовые нормы, в которых выражены общие положения, касающиеся регу­лирования всей совокупности общественных отношений в сфере таможенного дела.
Общая часть включает следующие таможенно-правовые институты, объединяющие группы таможенно-правовых норм:
—закрепляющие цели, принципы и содержание тамо­женного дела;
—регулирующие правовой статус таможенных органов;
—регулирующие государственную службу в таможен­ных органах;
—определяющие, упорядочивающие таможенно-правовой статус лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу;
—определяющие формы и методы таможенной деятельности;
—регулирующие принуждение в таможенной сфере.
Особенная часть включает расположенные в определен­ных Таможенным кодексом Республики Беларусь порядке и логической последовательности институты таможенно­го права, связь между которыми объективно обусловлена самим существом таможенного дела. В ее состав входят сле­дующие институты, объединяющие группы таможенно-правовых норм, регулирующих:
—перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств;
—таможенные режимы;
—таможенные платежи;
—таможенное оформление;
—таможенный и валютный контроль;
—ведение таможенной статистики и товарной номенк­латуры внешнеэкономической деятельности.
Источники таможенного права — соответствующие внешние формы правовых норм, позволяющие выразить их действенность в определенной системе и методах пра­вового регулирования общественных отношений в сфере таможенного дела.
Источниками таможенного права являются: Конститу­ция Республики Беларусь; законы, регулирующие право­отношения в сфере таможенного дела (Таможенный ко­декс, Закон Республики Беларусь «О таможенном тари­фе»); декреты и указы Президента Республики Беларусь; постановления Правительства Республики Беларусь; нор­мативные правовые акты, издаваемые Государственным та­моженным комитетом Республики Беларусь; ведомствен­ные нормативные правовые акты.
 
Т.3. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1. Понятие и правовой статус таможенных органов
Таможенный орган — это орган исполнительной вла­сти, являющийся по своему характеру правоохранитель­ным, действующий от имени государства и наделенный властными полномочиями, выполняющий свои задачи и функции в сфере таможенного дела и в других связанных с ним областях управления с помощью присущих ему норм и методов деятельности.
Таможенные органы являются составной частью систе­мы органов исполнительной власти и осуществляют ис­полнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела.
Таможенные органы действуют под общим руководством Президента Республики Беларусь и обладают строго оп­ределенной компетенцией в сфере таможенного дела. Госу­дарство предоставляет таможенным органам определенные полномочия для выполнения возложенных на них функций.
К основным функциям таможенных органов следует отнести:
—участие в разработке таможенной политики Респуб­лики Беларусь;
—обеспечение соблюдения законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные орга­ны Республики Беларусь;
—защиту экономических интересов Республики Беларусь;
—применение средств таможенного регулирования тор­гово-экономических отношений;
—взимание таможенных платежей;
—борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу Рес­публики Беларусь;
—осуществление таможенного контроля и таможенно­го оформления;
—осуществление валютного контроля;
—ведение таможенной статистики;
—выполнение международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела.
Реализация компетенции таможенных органов осуществляется в различных правовых формах:
—путем издания нормативных правовых актов, обяза­тельных для исполнения всеми субъектами таможенных правоотношений;
—правоприменительной деятельности в точном соот­ветствии с нормами законодательства;
—правоохраны, осуществляемой таможенными орга­нами путем контроля за соблюдением субъектами тамо­женных правоотношений требований нормативных право­вых актов, входящих в систему источников таможенного права, и применением к виновным лицам в случае их на­рушения мер юридического воздействия.
3.2. Система таможенных органов
Субъектами управления в сфере таможенного дела являются таможенные органы Республики Беларусь, составляющие еди­ную систему, в которую входят Государственный таможенный комитет и подчиненные ему таможни (ст. 8 ТК РБ).
Система таможенных органов — это обусловленная функциональной общностью совокупность самостоятель­ных звеньев, характеризующаяся едиными целями и за­дачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоя­щих звеньев вышестоящим. Каждый орган данной системы выполняет свои функции, возложенные на него государством.
Для таможенных органов характерно наличие единой государственной символики — эмблемы, включающей в себя стилизованные перекрещивающиеся изображения жезла Меркурия — бога торговли и покровителя путеше­ственников, символизирующая власть, мудрость, и гераль­дического ключа — символа власти и могущества.
Взаимоотношения в системе строятся на принципах централизации и децентрализации. Централизация определяется строгой иерархической подчиненностью и под­контрольностью нижестоящих органов вышестоящими та­моженными органами. То есть каждый нижестоящий ор­ган подчинен только вышестоящему таможенному органу по вертикали, который в свою очередь направляет и кон­тролирует нижестоящий, и решения вышестоящего обя­зательны для исполнения нижестоящими. Децентрализа­ция выражается наличием у каждого таможенного органа строго определенной компетенции по осуществлению та­моженного дела на подведомственной ему территории.
Таможенные органы тесно взаимодействуют с таможен­ными лабораториями, научно-исследовательскими учре­ждениями, учебными заведениями, вычислительными цен­трами и другими предприятиями, учреждениями и орга­низациями, подведомственными Государственному тамо­женному комитету Республики Беларусь.
Таможенная лаборатория для выполнения возложенных на нее задач обладает следующими правами:
—проводить исследование и экспертизы проб и образ­цов товаров по инициативе заинтересованных лиц. Дан­ные виды экспертиз проводятся на возмездной основе;
—на договорной основе проводить экспертизы и ис­следования товаров и других объектов в таможенных целях.
Заключения, свидетельства и справки, оформленные экспертами и специалистами таможенных лабораторий, могут служить документами для подтверждения в тамо­женных органах и судах сведений о товаре, заявленных в таможенной декларации.
3.3. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь — орган исполнительной власти, осуществляю­щий непосредственное руководство таможенным делом.
Так как общее руководство таможенным делом в Респуб­лике Беларусь осуществляет Президент Республики Беларусь, непосредственное руководство со стороны ГТК выражается во взаимоотношениях с подчиненными таможенными орга­нами. Государственный таможенный комитет возглавляет, объединяет и направляет деятельность таможенных органов.
Основные функции ГТК Республики Беларусь:
—организационные (подготовка предложений о совер­шенствовании таможенной политики; подготовка проек­тов правовых актов о таможенном деле; создание тамо­жен, таможенных лабораторий и др.);
—фискальные (участие в разработке мер экономиче­ской политики в отношении товаров, перемещаемых че­рез таможенную границу; организация взимания таможен­ных пошлин и налогов; выдача лицензий и квалификаци­онных аттестатов, их отзыв и аннулирование);
—таможенное оформление и таможенный контроль (ор­ганизация таможенного оформления товаров и транспорт­ных средств; организация осуществления таможенного кон­троля и принятие мер по его совершенствованию);
—валютный контроль (организация осуществления ва­лютного контроля; выполнение функций органа валютно­го контроля);
—правоохранительные (обеспечение участия таможенных органов в осуществлении мер по защите государственной безо­пасности, охране общественного порядка; организация борь­бы с контрабандой, иными преступлениями и администра­тивными правонарушениями, а также их рассмотрение);
—защита прав и интересов граждан, предприятий, уч­реждений и организаций при осуществлении таможенно­го дела (обеспечение своевременного и полного рассмот­рения жалоб и обращений; оказание лицам консультаций по таможенным вопросам);
—международное сотрудничество (разработка проектов международных договоров; обеспечение сотрудничества и взаимодействия с таможенными и другими компетентны­ми органами иностранных государств);
—кадровая и социальная политика (обеспечение под­готовки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов; содействие реали­зации мер правовой и социальной защиты должностных лиц таможенных органов).
ГТК Беларуси наделен Таможенным кодексом полномо­чиями на создание, реорганизацию и ликвидацию таможен (по согласованию с Президентом Республики Беларусь).
ГТК возглавляет Председатель, назначаемый на долж­ность и освобождаемый от нее Президентом Республики Беларусь. Председатель организует деятельность таможен­ных органов, таможенных лабораторий и организаций, подведомственных ГТК; утверждает нормативные акты, организует контроль их исполнения; заключает в установ­ленном порядке международные договоры; обеспечивает взаимодействие ГТК с другими государственными орга­нами; назначает на должности, освобождает от должностей должностных лиц таможенных органов, присваивает им пер­сональные звания, понижает и восстанавливает их в персо­нальных званиях, лишает персональных званий и т. п.
Заместители Председателя назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя.
Для тщательного изучения и рассмотрения наиболее важных вопросов таможенного дела образуется коллегия, возглавляемая Председателем и состоящая из руководя­щих работников таможенной системы.
Структурные подразделения ГТК организуются по функ­циональному принципу. Управления и отделы выполняют одну или несколько родственных по содержанию функций ГТК.
В структуре ГТК также имеются отделы таможенных режи­мов и таможенного оформления, таможенного контроля, та­рифного регулирования, нетарифных мер и экспортного кон­троля, информационных систем и связи, методологии и ана­лиза таможенной стоимости товаров, таможенной инспекции.
3.4. Таможня Республики Беларусь
ГТК объединяет, координирует и направляет деятель­ность нижестоящих подразделений единой таможенной системы. Базовое звено таможенных органов — таможня. Размещение таможен связано, во-первых, с маршрутны­ми передвижениями товаров, а во-вторых, с концентра­цией участников внешнеэкономической деятельности.
Таможни и их подразделения создаются по территори­альному принципу и осуществляют свою деятельность на определенной территории, т. е. осуществляют свою деятель­ность на территории подведомственного региона, которая определяется ГТК. Это означает, что потребитель таможен­ных услуг обязан произвести таможенное оформление то­варов и другие таможенные формальности в той таможне, в зоне деятельности которой зарегистрирован его юриди­ческий адрес. Это правило дает возможность таможенным органам иметь необходимую информацию об участниках ВЭД, хорошо знать друг друга и заинтересованно взаимодействовать.
Таможня решает следующие основные задачи:
—обеспечивает в зоне своей деятельности выполнение таможенного законодательства, осуществляя с этой целью таможенное оформление, таможенный контроль, в пре­делах своей компетенции — валютный контроль (таможня является агентом валютного контроля), разрешительный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
—начисляет и взимает таможенные платежи;
—организует борьбу с контрабандой и администра­тивными таможенными правонарушениями, взаимодейст­вует в этих вопросах с другими правоохранительными органами;
—ведет сбор и обработку первичных данных для веде­ния таможенной статистики внешней торговли и специ­альной таможенной статистики;
—способствует развитию внешнеэкономических свя­зей субъектов хозяйствования, находящихся в зоне дея­тельности таможни;
—обеспечивает охрану объектов таможенной инфра­структуры.
Численность сотрудников таможен зависит от объема и сложности выполняемых операций. Структура таможен отражает характер возложенных на них задач. В типовую функциональную структуру таможен входят отделы: опе­ративные; кадров и профессиональной подготовки; тех­нических средств таможенного контроля; связи и тамо­женных технологий; бухгалтерского учета и контроля; по борьбе с контрабандой и административными таможен­ными правонарушениями; таможенных расследований; организации таможенного контроля; контроля за достав­кой товаров; обеспечения таможенных операций; таможен­ных платежей; подакцизных товаров и финансовых гаран­тий; таможенной статистики; таможенной инспекции. Во всех таможнях и в аппарате ГТК функционирует служба собственной безопасности, главное назначение которой — профилактика правонарушений среди должностных лиц таможенных органов. В работе по самоочищению своих ря­дов таможенные органы руководствуются Дисциплинар­ным уставом должностных лиц таможенных органов, ут­верждаемым Президентом Республики Беларусь. Осущест­вляется также разработка Положения о прохождении служ­бы должностными лицами таможенных органов.
Таможни действуют на основании положения, утвер­ждаемого Государственным таможенным комитетом.
Таможенный пост — это линейное подразделение, с ко­торого начинается осуществление таможенного дела по всей технологической цепи. Пост осуществляет свою деятельность под руководством таможни, в состав которой он входит. Круг его задач значительно уже, чем у таможни. Основные функ­ции таможенного поста — таможенное оформление и тамо­женный контроль товаров и транспортных средств; обеспе­чение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; начисле­ние и взимание таможенных платежей, обеспечение охраны объектов таможенной инфраструктуры и некоторые другие.
Непосредственная деятельность таможен осуществляется на пунктах таможенного оформления, перечень которых определяется решениями Правительства Республики Бе­ларусь и приказами ГТК.
Пункт таможенного оформления (ПТО) — официально установленное место с комплексом зданий (сооружений) и прилегающих к ним территорий, предназначенное для про­изводства таможенного оформления товаров и транспорт­ных средств и размещения производящих такое оформление долж­ностных лиц и структурных подразделений таможенного органа.
Пункты таможенного оформления подразделяются на республиканские и ведомственные.
Республиканские учреждаются решением Совета Министров Республики Беларусь и, в свою очередь, подразделяются на:
—пограничные, которые располагаются на территории пунктов пропуска в местах пересечения товарами и транс­портными средствами таможенной границы республики на маршрутах железнодорожного и автомобильного сообщения;
—внутренние, которые располагаются на территории аэ­ропортов (аэродромов), открытых для международного воз­душного сообщения, речных портов, передаточных и узло­вых железнодорожных станций и в учреждениях междуна­родного почтового обмена.
Ведомственные пункты таможенного оформления являются внутренними, учреждаются решением ГТК и располагаются:
—на территории складов временного хранения открыто­го типа;
—в иных местах размещения товаров и транспортных средств, находящихся на временном хранении для их представления таможенному органу в целях производства таможенного оформления.
3.5. Правовое регулирование службы в таможенных органах
Служба в таможенных органах — вид государственной службы в Республике Беларусь. Государственный таможен­ный служащий — лицо, занимающее за вознаграждение долж­ность в таможенных органах, учреждениях и организациях, участвующее в осуществлении таможенного дела и обладаю­щее определенным объемом прав и обязанностей.
Должностными лицами таможенных органов Республики Беларусь могут быть только граждане Республики Беларусь, способные по уровню образования, личным деловым и мо­ральным качествам, состоянию здоровья выполнять возло­женные на таможенные органы Республики Беларусь задачи.
Правовой статус должностных лиц таможенных орга­нов регулируются законодательством о государственной службе в Республике Беларусь и законодательством о тру­де Республики Беларусь.
На службу в таможенные органы принимаются на добро­вольной основе граждане, достигшие возраста 21 года, имею­щие высшее образование, независимо от национальности, пола, социального происхождения, имущественного поло­жения, отношения к религии, способные по своим личным, моральным и деловым качествам, состоянию здоровья вы­полнять задачи, возложенные на таможенные органы.
Заключение о пригодности по состоянию здоровья к прохождению службы в таможенных органах граждан, по­ступающих на службу в таможенные органы, дается по результатам медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией.
Граждане не могут быть приняты на службу в таможен­ные органы в случаях:
—признания их недееспособными или ограниченно дее­способными решением суда, а также лишения граждани­на судом права занимать государственные должности в те­чение определенного времени;
—несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к гражданам для занятия соответствующей должности в таможенных органах;
—отказа от прохождения специального тестирования и специальной проверки;
—отказа от представления декларации о доходах и иму­ществе или указания в ней неполных либо недостоверных сведений;
—наличия подтвержденного заключением медицин­ского учреждения заболевания, препятствующего выпол­нению им должностных обязанностей;
—близкого родства или свойства с должностным ли­цом таможенного органа, если их служебная деятельность будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
—отсутствия гражданства Республики Беларусь;
—представления заведомо недостоверных сведений, не­обходимых для приема на службу в таможенных органах;
—наличие не снятой или не погашенной в установлен­ном законом порядке судимости.
Для граждан, впервые поступающих на службу в тамо­женные органы, устанавливается предварительное испы­тание. На время предварительного испытания на стажера распространяются права и обязанности, установленные для должностных лиц таможенных органов. При неудовлетво­рительном результате предварительного испытания лицо, принятое на службу, увольняется из таможенных органов.
Должностное лицо таможенного органа не вправе:
—принимать участие лично или через представителей в управлении коммерческой организацией;
—заниматься предпринимательской деятельностью;
—принимать участие в забастовках;
—выполнять связанные с таможенным делом работы по договорам гражданско-правового характера;
—выполнять работу на условиях совместительства, кро­ме работы в государственных организациях;
—использовать после прекращения службы в таможен­ных органах в интересах юридических лиц и граждан в те­чение срока, определенного законодательством, инфор­мацию по вопросам, которые являются государственной или иной охраняемой законом тайной.
Основаниями для прекращения службы в таможенных органах являются:
—увольнение;
—смерть;
—признание должностного лица безвестно отсутствующим;
—выход из гражданства;
—достижение пенсионного возраста;
—собственное желание;
—нарушение условий контракта;
—перевод в другой государственный орган;
—служебное несоответствие;
—состояние здоровья и др.
 
Т.4. ТОВАРЫ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ И ИХ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ
4.1 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
Под перемещением через таможенную границу РБ пони­маются действия по ввозу на таможенную территорию РБ или вывозу с таможенной территории товаров или транс­портных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование тру­бопроводного транспорта и линий электропередачи и т.д.
Товаром в таможенном праве признается не любое дви­жимое имущество, а только перемещаемое через таможен­ную границу РБ. Под товаром понимается любое движи­мое имущество, включая валюту, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транс­портные средства.
Не являются товаром транспортные средства, используе­мые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование.
Валюта — это денежные знаки в виде банкнот, казна­чейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответст­вующем государстве или группе государств, а также изъя­тые или изымаемые из обращения, но подлежащие обме­ну денежные знаки.
Валютные ценности — иностранная валюта, выражен­ные в иностранной валюте платежные документы (чеки, векселя), фондовые ценности (акции, облигации) и дру­гие долговые обязательства, драгоценные металлы — зо­лото, серебро, платина в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, при­родные драгоценные камни — алмазы, рубины и другие в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключе­нием ювелирных изделий из этих камней.
Под принципами перемещения через таможенную границу понимаются основные положения, которыми обязаны руководствоваться все участники отношений ввоза в Республику Беларусь и вывоза из нее товаров и транспортных средств.
Глава 6 ТК РБ содержит основные положения переме­щения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
1) Все лица на равных основаниях имеют право на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств на таможенную территорию Республики Беларусь либо за ее пределы.
2) Ввоз-вывоз отдельных товаров может быть запрещен исходя из государственной безопасности, защиты здоро­вья и нравственности населения, животных, растений, культурных ценностей либо в силу соблюдения международ­ных договоров. Товары, запрещенные к ввозу, если не под­лежат изъятию, подлежат немедленному возврату, а при не­возможности последнего — хранению не более трех суток.
3) Ввоз-вывоз отдельных категорий товаров может быть ограничен исходя из соображений экономической поли­тики, защиты внутреннего рынка, выполнения междуна­родных обязательств. Ограничение является условием пред­ставления разрешения министерством либо ведомством, объектом которого являются такие товары.
4)  Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу осуществляется в соответствии с та­моженными режимами — совокупность положений, опре­деляющих статус товара и характеризующихся направле­нием движения товара, уплатой таможенных платежей, применением мер экономической политики, соблюдени­ем установленных ограничений.
5)  Лицо вправе в любое время выбрать любой тамо­женный режим либо изменить его в порядке, установлен­ном законодательством. Применение таможенных режимов регулируется ТК РБ, Президентом либо по его поруче­нию Совмином или ГТК.
6) Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и контролю в порядке, предусмотренном законодательством.
7)   Пересечение товарами и транспортными средствами та­моженной границы допускается в местах, определяемых Пра­вительством Республики Беларусь и во время работы таможни. С согласия таможни допускается пересечение таможенной гра­ницы в иных местах и вне времени работы таможни.
8)  Пользование товарами и транспортными средствами до­пускается в соответствии с установленным режимом. Пользова­ние товарами, в отношении которых были предоставлены льго­ты по уплате таможенных платежей, допускается только в тех целях, в соответствии с которыми были предоставлены льготы.
4.2. Товары, запрещенные и ограниченные к перемещению через таможенную границу
Руководствуясь национальными интересами Беларуси, а также на основании международных договоров законодатель­ные органы могут вводить запреты на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, результатов интеллектуальной деятель­ности, в том числе исключительных прав на них. Основания, по которым может быть запрещен ввоз в Республику Беларусь и вывоз из нее отдельных товаров и транспортных средств:
—соображения государственной безопасности;
—защита государственного порядка;
—защита нравственности населения;
—защита жизни и здоровья человека;
—защита животных и растений и др.
Решения об установлении запретов на перемещения товаров и транспортных средств через таможенную грани­цу принимает Правительство.
Запрещены к вывозу из страны: дикорастущее лекарст­венное сырье, растения и животные, относящиеся к ви­дам, занесенным в Красную книгу республики, культур­ные ценности, представляющие историческую, научную, художественную ценность.
К ввозу в Республику Беларусь запрещены: оружие во­енных образцов и боеприпасы к нему, наркотические и психотропные средства, отходы производства и потребле­ния, которые не могут быть переработаны или использова­ны в Беларуси, к ввозу и вывозу — печатные и аудиовизуаль­ные материалы, иные носители информации, содержащие сведения, которые могут причинить вред политическим и экономическим интересам республики, ее государственной безопасности, охране здоровья и нравственности граждан.
Товары, ввоз и/или вывоз которых запрещен, подле­жат незамедлительному вывозу или возврату. Вывоз или возврат производится лицом, перемещающим товары, либо перевозчиком за собственный счет.
Предусматривается, что в отношении ввоза в РБ и вы­воза из РБ товаров и транспортных средств могут приме­няться различные ограничения. Основания:
—соображения экономической политики;
—выполнение международных обязательств РБ;
—защита экономической основы собственного суверенитета;
—защита внутреннего потребительского рынка;
—в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы белорусских лиц акции ино­странных государств и их союзов;
—другие достаточно важные основания.
В опубликованную номенклатуру товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Бе­ларусь, входят: радиоэлектронные средства с радиоизлуче­нием и высокочастотные установки, алкогольные и табач­ные изделия, спирт — при ввозе; драгоценные металлы, ва­лютные ценности, в том числе иностранная валюта, — при вывозе; огнестрельное и холодное оружие, ядерное, хими­ческое, биологическое и другие виды оружия массового по­ражения, источники радиоактивного излучения, озоноразрушающие вещества, биотрансплантаты, животные и расте­ния, подпадающие под действие Конвенции о международ­ной торговле видами дикой фауны и флоры, находящиеся под угрозой исчезновения, — при ввозе и вывозе.
Специальным постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь от 27 июня 2000 г. утвержден список кате­горий культурных ценностей, вывоз которых с территории республики ограничен. Он включает редкие коллекции, пред­меты и образцы флоры, фауны, минералогии, анатомии и палеонтологии; предметы археологических раскопок и от­крытий; ценности, связанные с историческими событиями в жизни народов, историей науки и техники, а также отно­сящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей, созданные до 1945 года; составные части архитектурных, исторических и художественных объектов, а также произве­дений монументального искусства, созданные до 1956 года, этнографические объекты более чем 100-летней давности; художественные ценности независимо от времени создания;
предметы антиквариата; мебель, музыкальные инструмен­ты, книги уникального характера, являющиеся редкими об­разцами литературного и художественного творчества, и т.п. Условием ввоза или вывоза ограниченных к перемеще­нию товаров является наличие разрешений соответствую­щих учреждений, министерств и ведомств — уполномо­ченных банков, объединения «Белвтормет», министерств здравоохранения, внутренних дел, природных ресурсов и окружающей среды, Комитета государственной безопасно­сти, Проматомнадзора при МЧС, управления по охране историко-культурного наследия Министерства культуры Рес­публики Беларусь.
4.3. Страна происхождения товаров
Страна происхождения товара — страна, в которой то­вар был полностью произведен или подвергнут достаточ­ной обработке (переработке) в соответствии с установ­ленными критериями.
При этом под страной происхождения может понимать­ся группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товара.
Полностью произведенными в данной стране считают­ся следующие товары:
—полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальном море или на дне этого моря;
—растительная продукция, выращенная или собран­ная на ее территории;
—живые животные, родившиеся и выращенные в ней;
—продукция, полученная в этой стране от выращен­ных в ней животных;
—продукция, полученная в результате охотничьего, рыболовного промысла;
—продукция морского промысла, полученная судном данной страны и арендованным (зафрахтованным) ею;
—отходы и лом (вторичное сырье), полученные в ре­зультате производственных или иных операций по пере­работке, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;
— продукция высоких технологий, полученная в от­крытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране и арендованных (зафрахтованных) ею;
—  товары, изготовленные в данной стране исключи­тельно из продукции, указанной в предыдущих подпунктах.
Если в производстве товара участвуют две и более стра­ны, происхождение товара определяется в соответствии с критериями достаточной переработки.
Критериями достаточной переработки товара в данной стране являются:
—   изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по Товарной номенклатуре на уровне любо­го из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара;
—  выполнение производственных или иных технологи­ческих операций, достаточных для того, чтобы товар счи­тался происходящим из той страны, где эти операции имели место;
—  правило адвалорной доли — изменение стоимости то­вара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фикси­рованной доли цены поставляемого товара.
При этом считаются не отвечающими критерию доста­точной переработки:
—   операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения и транспортировки;
—  операции по подготовке товаров к продаже и транс­портировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
—   простые сборочные операции;
— смешивание товаров (компонентов), без придания полученной продукции характеристик, существенно от­личающих ее от исходных составляющих;
—   убой скота;
—  комбинация двух или большего числа указанных выше операций.
В удостоверение происхождения товара из данной стра­ны таможенный орган вправе требовать представления оригинала сертификата о происхождении товара.
Уполномоченным на выдачу сертификатов о происхо­ждении товаров органом в Республике Беларусь является Белорусская торгово-промышленная палата.
При ввозе товаров на таможенную территорию Респуб­лики Беларусь сертификат о происхождении товара пред­ставляется в обязательном порядке в следующих случаях:
—на товары, происходящие из стран, которым Рес­публика Беларусь предоставляет преференциальный или национальный режим;
—на товары, ввоз которых из данной страны регулирует­ся количественными ограничениями (квотами) или иными мерами регулирования внешнеэкономической деятельности;
—если это предусмотрено международными соглаше­ниями, участником которых является Республика Бела­русь, а также законодательством Республики Беларусь в области охраны окружающей природной среды, здоровья населения, защиты прав белорусских потребителей, об­щественного порядка, государственной безопасности и других жизненно важных интересов Республики Беларусь.
В случае возникновения сомнений относительно безу­пречности сертификата или содержащихся в нем сведе­ний, включая сведения о стране происхождения товара, таможенные органы страны ввоза могут обратиться к упол­номоченному органу, удостоверяющему сертификат, или к компетентным органам страны происхождения товара с мотивированной просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения, а также направить сертификаты для их последующей проверки.
Льготы по уплате таможенных платежей предоставля­ются только на основании оригиналов сертификатов о происхождении товара формы А (в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран) и формы СТ-1 (в отношении товаров, происходя­щих из государств СНГ), выданных уполномоченным ор­ганом страны происхождения товара.
 
 
Т.5. ТАМОЖЕННЫЕ РЕЖИМЫ И УСЛОВИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
5.1 Таможенные режимы: порядок, сущность, классификация
Таможенный режим является одним из ключевых понятий таможенного права и устанавливает правила пользования и рас­поряжения товарами и транспортными средствами, переме­щаемыми через таможенную границу Республики Беларусь.
Согласно ст. 8 Таможенного кодекса таможенный ре­жим — это совокупность положений, определяющих для таможенных целей статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу Республики Беларусь. Эти положения касаются порядка оформления товаров, взи­мания таможенных платежей и предоставления льгот, оп­ределения пределов прав физических и юридических лиц по распоряжению находящимися в их владении товарами и транспортными средствами, ввезенными на территорию РБ, следующими транзитом или вывозимыми за ее преде­лы, и ряда других вопросов.
Лицо, перемещающее товары, вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой независимо от характера, количества, страны про­исхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено актами законода­тельства Республики Беларусь по таможенному делу. Окон­чательный вывод о допустимости помещения товаров под тот или иной таможенный режим делает таможенный ор­ган, который и выдает соответствующее разрешение.
Классификация таможенных режимов
К первой группе следует отнести режимы, применяе­мые при совершении основного объема внешнеторговых операций, связанных с продажей белорусскими организа­циями товаров в другие страны и приобретением товаров для нужд белорусских потребителей. Сюда относятся тамо­женные режимы выпуска для свободного обращения, реим­порта, экспорта, реэкспорта, временного ввоза / вывоза.
Вторая группа включает таможенные режимы, при ко­торых перемещению товаров через границу сопутствует осуществление таможенными органами конкретных опе­раций в интересах соответствующих организаций (лиц), оказание им определенных услуг. В данную группу входят режимы таможенного склада, беспошлинной торговли.
Третья группа объединяет таможенные режимы, под которые помещаются товары, перевозимые через границу в связи с их переработкой в другой стране. В эту группу входят режимы переработки на таможенной территории, переработки под таможенным контролем, переработки вне таможенной территории.
Четвертую группу составляют таможенные режимы, в соответствии с которыми осуществляется обеспечение бе­лорусских организаций, находящихся за рубежом (дипло­матических, консульских и др.) необходимыми матери­альными ресурсами. Это режимы вывоза товаров для пред­ставительств Республики Беларусь за рубежом.
Пятую группу можно определить как режимы, приме­няемые при прекращении внешнеэкономических опера­ций, в частности в связи с невозможностью или неэффек­тивностью реализации товаров на белорусском рынке. Сюда относятся таможенные режимы уничтожения товаров и отказа от товаров в пользу государства.
В качестве самостоятельного нужно выделить таможенный режим транзита товаров. В данном случае товары не приобре­таются и не реализуются белорусскими организациями, а пересекают таможенную границу Республики Беларусь в це­лях доставки из одного иностранного государства в другое.
5.2. Порядок помещения товаров под таможенные режимы
Выпуск товаров для свободного обращения — таможенный режим, при котором ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь товары остаются постоянно на этой тер­ритории без обязательства об их вывозе с этой территории.
Данный режим применяется только для товаров, ввозимых на таможенную территорию республики из-за рубежа, причем страна происхождения товаров при этом роли не играет.
При помещении товаров под таможенный режим вы­пуска для свободного обращения требуется единовременно уплатить все таможенные платежи: таможенные сборы за таможенное оформление, таможенные пошлины, ак­цизы (перечень подакцизных товаров достаточно ограни­чен: это спирт, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, нефть сырая, автомобильные бензины, дизтопливо, ювелирные изделия, микроавтобусы и автомо­били легковые) и налог на добавленную стоимость.
Размер таможенной пошлины, подлежащей уплате при таможенном оформлении товаров, различен и зависит от ввозимого товара и страны его происхождения.
Законодательством Республики Беларусь предусмотре­ны две ставки НДС — 10 и 18 %. Если ввозятся продоволь­ственные товары или товары для детей, то при таможен­ном оформлении будет применена ставка в размере 10 %, если ввозятся иные товары — 18 %.
Экспорт товаров — это таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Рес­публики Беларусь без обязательства об их ввозе на эту территорию.
Условиями помещения товаров под таможенный режим экспорта является уплата вывозных таможенных пошлин и внесение иных таможенных платежей, а также соблюде­ние мер экономической политики.
При экспорте товары освобождаются от налогов либо уплаченные суммы налогов подлежат возврату в соответ­ствии с налоговым законодательством Республики Бела­русь. Следовательно, при таможенном оформлении в ре­жиме экспорта ни НДС, ни акцизы уплачивать не надо.
Вывозными таможенными пошлинами облагается огра­ниченный перечень товаров: некоторые виды рыб и семян, некоторые готовые продукты из рыбы, отдельные виды ал­когольной продукции, минеральные продукты, продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности, пластмассы и изделия из них, необработанные шкуры, древесина и изделия из нее, бумага и картон, медь, ни­кель, алюминий, свинец, цинк, олово и изделия из них.
Среди мер экономической политики, которые приме­няются при этом таможенном режиме, основными явля­ются квотирование и лицензирование экспорта. Советом Министров определены:
— перечень товаров, экспорт которых осуществляется по специальным лицензиям образца Европейского союза для торговли текстильными изделиями;
— перечень товаров, экспорт которых осуществляется по лицензиям Министерства торговли ( минеральные удоб­рения, крупа, мука, спирт и др.);
—  перечень товаров, экспорт которых осуществляется не­производителями этих товаров при условии регистрации кон­трактов в Министерстве торговли. Эта форма нетарифного регулирования применяется при экспорте нефтепродуктов и подлежит лицензированию.
Таможенный режим экспорта может быть установлен в отношении товаров:
1)  находящихся в свободном обращении на таможенной территории Республики Беларусь при их вывозе за границу;
2) временно размещенных за пределами таможенной территории в течение срока действия соответствующего таможенного режима, дающего право на их временное размещение за границей.
Таможенные режимы переработки на (вне) таможенной территории.
Данные режимы позволяют осуществлять переработку товаров, т.е. производить определенные операции с това­ром: ремонт, обработку и т.д.
Общими являются следующие условия:
— переработка товаров производится при наличии ли­цензии таможенного органа;
—сроки переработки товаров устанавливаются таможен­ными органами на основании экономически оправданной продолжительности процесса переработки;
—переработка допускается в том случае, если тамо­женные органы могут осуществить идентификацию това­ров, помещаемых под данные режимы.
К операциям по переработке относят:
—изготовление товара, включая монтаж, сборку и под­гонку под другие товары (сохраняются основные черты то­варов);
—собственно переработка и обработка товаров (теря­ются индивидуальные характеристики товара);
—ремонт товаров, включая их восстановление и приве­дение в порядок (восстановление или замена поврежден­ных или изношенных товаров);
—использование иностранных товаров, содействующих или облегчающих производство (для ускорения и облегче­ния процесса переработки).
К операциям по переработке товаров не относятся: упа­ковка, расфасовка, сортировка товаров, транспортиров­ка, получение приплода, выращивание и откорм живот­ных, птиц, рыб, выращивание деревьев и растений, сбор растений, нанесение маркировки, прикрепление этикеток, копирование и размножение информации, аудио- и видео­записей на любые виды носителей информации и др.
Переработка товаров на таможенной территории — та­моженный режим, при котором иностранные товары ис­пользуются в установленном порядке для переработки на таможенной территории без применения мер экономиче­ской политики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки (ввоз — переработка — вывоз).
Переработка товаров на таможенной территории может производиться только при наличии лицензии таможенного органа на срок не более 12 месяцев. При невозможности про­ведения операций по переработке в установленные сроки по письменному обращению заинтересованного лица срок дей­ствия лицензии может быть продлен таможней. В этом случае общий срок действия лицензии не может превышать пре­дельный, который равен 24 месяцам. В исключительных слу­чаях решение по установлению иного срока действия лицен­зии принимается Государственным таможенным комитетом по обращению заинтересованного лица.
Переработка товаров вне таможенной территории — та­моженный режим, при котором отечественные товары вывозятся без применения к ним мер экономической по­литики и используются вне таможенной территории Рес­публики Беларусь в целях их переработки и последующего выпуска продуктов переработки в свободное обращение на таможенной территории Республики Беларусь с пол­ным или частичным освобождением от таможенных по­шлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики (вывоз — переработка — ввоз).
Для помещения товаров под данный режим должны выполняться следующие условия:
—заявителем является резидент Республики Беларусь;
—имеется лицензия;
—вывозимые для переработки товары имеют статус оте­чественных;
—уплачены все таможенные платежи.
Временный ввоз (вывоз) товаров — таможенный режим, при котором пользование товарами на таможенной террито­рии Республики Беларусь или за ее пределами допускается с полным или частичным Освобождением от таможенных по­шлин, налогов и без применения мер экономической политики.
Заявителем таможенного режима временного ввоза мо­жет быть как резидент, так и нерезидент Республики Бе­ларусь. При этом нерезидент может заявить режим вре­менного ввоза только в отношении товаров, ввозимых с целью временного размещения на выставках либо для экс­понирования, обеспечения проводимых подрядных работ, оказания различных видов помощи, для обеспечения своей деятельности на таможенной территории Республики Бела­русь, для обеспечения международных перевозок грузов и пассажиров. В то же время режим временного вывоза может быть заявлен только резидентом Республики Беларусь.
Условие помещения товаров под режим
—Представление обязательства о возврате товаров. Не могут быть помещены под режим временного ввоза:
а)   расходные материалы и образцы;
б) продукты питания; напитки, включая алкогольные; табачные изделия (кроме ввоза единичных экземпляров для демонстрации и в рекламных целях;
в) промышленные отходы.
Условиями установления таможенного режима времен­ного ввоза являются:
—представление письменного обязательства заявителя об обратном вывозе за границу временно ввезенных товаров;
—уплата таможенных платежей в случаях, предусмот­ренных законодательством Республики Беларусь.
Товары, в отношении которых установлен таможенный режим временного ввоза (вывоза), не могут быть подвергну­ты процессам промышленной переработки и должны быть вывезены за границу либо возвращены на таможенную тер­риторию Республики Беларусь в неизменном состоянии.
Сроки временного ввоза (вывоза) товаров устанавли­ваются таможенным органом Республики Беларусь исходя из цели и обстоятельств такого ввоза (вывоза) и, как пра­вило, не могут превышать двух лет.
Лицо, временно вывезшее товары и не возвратившее их в установленные сроки, не несет ответственности пе­ред таможенными органами Республики Беларусь лишь в случае, если факт уничтожения или безвозвратной утраты товаров подтвержден консульскими учреждениями Респуб­лики Беларусь за границей или уполномоченными орга­нами страны ввоза, если консульские учреждения Респуб­лики Беларусь отсутствуют.
Таможенный склад — таможенный режим, при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без приме­нения мер экономической политики в период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответствии с та­моженным режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлением льгот.
Заявителем режима таможенного склада может быть только резидент Республики Беларусь, являющийся субъектом лю­бой из внешнеэкономических операций. Нерезидент Респуб­лики Беларусь может быть заявителем режима таможенного склада при помещении под указанный режим отходов, об­разовавшихся в результате уничтожения товаров.
При хранении товаров на таможенном складе с ними раз­решается производить следующие операции:
—обеспечение сохранности товаров (чистка, аэрация, сушка, окраска и т.д.);
—подготовку к продаже и транспортировке (сортиров­ка, упаковка, маркировка, дробление партий), выполняе­мую с разрешения таможенного органа при условии со­хранения характеристик товара.
Срок хранения
—Товары могут храниться на таможенном складе в те­чение двух лет, но не менее двух месяцев.
—Срок хранения может быть ограничен ГТК РБ для отдельных категорий товаров.
—По истечении установленного срока товар должен быть заявлен к помещению под иной таможенный режим либо помещен на склад временного хранения, владельцем которого является таможенный орган.
Виды таможенных складов
Таможенный склад может быть открытого типа (тип А), то есть доступным для использования любыми лицами, и закрытого типа (тип Б), то есть предназначенным для хра­нения товаров определенных лиц. Таможенные склады, учреждаемые таможенными органами Республики Беларусь, являются таможенными складами открытого типа. Та­моженные склады закрытого типа могут учреждаться, толь­ко если имеются достаточные основания нецелесообраз­ности учреждения склада открытого типа.
Для учреждения таможенного склада требуется лицен­зия Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, за выдачу которой взимается сбор в размерах, определяемых Правительством Республики Беларусь. Ли­цензия не требуется, если учредителем таможенного склада является таможенный орган Республики Беларусь.
Лицензия на учреждение таможенного склада может быть аннулирована или отозвана либо ее действие может быть при­остановлено таможенными органами Республики Беларусь.
Лицензия аннулируется, если она не могла быть выда­на на основании установленного порядка заявителю либо если она была выдана на основе неполных или недосто­верных сведений, имевших существенное значение для принятия решения о ее выдаче.
Помещение или иное место, предназначенные для та­моженного склада, должны быть обустроены надлежащим образом в целях обеспечения таможенного контроля, а при необходимости — оборудованы двойными запорными уст­ройствами, одно из которых должно находиться в ведении таможенного органа Республики Беларусь.
Владелец таможенного склада обязан:
—исключить возможность изъятия, помимо таможенно­го контроля, с таможенного склада товаров, находящихся на хранении;
—не затруднять осуществление таможенного контроля;
—соблюдать условия лицензии на учреждение таможен­ного склада и выполнять требования таможенных органов Республики Беларусь, включая обеспечение доступа долж­ностных лиц таможенных органов Республики Беларусь к товарам, хранящимся на таможенном складе, предостав­ление этим лицам безвозмездно помещений, оборудова­ния и средств связи на таможенном складе для осуществ­ления таможенного контроля и таможенного оформления;
—вести учет хранящихся товаров и представлять тамо­женным органам Республики Беларусь отчетность об этих товарах в порядке, определяемом Государственным тамо­женным комитетом Республики Беларусь.
Ответственность за уплату таможенных пошлин, нало­гов и внесение иных таможенных платежей несет владелец таможенного склада. Если таможенный склад учреждается таможенным органом Республики Беларусь, ответствен­ность за уплату таможенных платежей несет лицо, помес­тившее товары на хранение на таможенный склад. Ответ­ственность за уплату таможенных платежей с согласия та­моженного органа Республики Беларусь может быть воз­ложена на лицо, поместившее товары на хранение на та­моженный склад открытого типа.
Реимпорт товаров — это таможенный режим, при кото­ром отечественные товары, вывезенные в режиме экспор­та, ввозятся обратно в установленные сроки.
Для помещения товаров под таможенный режим реим­порта должны быть соблюдены следующие условия:
—ввозимые товары должны иметь статус отечественных;
—товары должны быть вывезены с территории Респуб­лики Беларусь в соответствии с ранее заявленными тамо­женными режимами экспорта или таможенного склада;
—товары должны быть ввезены на таможенную террито­рию Республики Беларусь в течение 3 лет с момента вывоза;
—лицо, перемещающее реимпортируемые товары, должно возвратить суммы, полученные в качестве выплат или иных льгот, предоставленных при вывозе товаров;
—товары должны находиться в том же состоянии, в котором они были в момент вывоза (с учетом естествен­ного износа и убыли).
Реимпортируемые товары при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь не облагаются ввозны­ми таможенными пошлинами и налогами. Однако при им­порте товаров в бюджет должны быть возвращены суммы, полученные в качестве выплат или в результате иных льгот, предоставленных в связи с вывозом товаров.
Реэкспорт товаров — таможенный режим, при котором иностранные товары вывозятся с таможенной территории Республики Беларусь без взимания или с возвратом ввоз­ных пошлин и налогов (в случае уплаты пошлин и налогов при ввозе осуществляется их возврат).
Фактический вывоз таких товаров должен быть осуще­ствлен не позднее 6 месяцев со дня принятия таможенной декларации. При неосуществлении фактического вывоза в течение установленного срока уплачиваются таможенные пошлины и налоги, а также проценты с них в размере учетной ставки Национального банка.
При таможенном оформлении товаров в таможенном режиме реэкспорта уплачиваются таможенные сборы за таможенное оформление. Таможенные пошлины и налоги при заявлении товаров в таможенном режиме реэкспорта не уплачиваются. Вместе с тем при вывозе реэкспортируе­мых товаров производится возврат таможенных пошлин и налогов, уплаченных при их ввозе. Такой возврат может быть осуществлен только при одновременном выполне­нии следующих условий:
—реэкспортируемые товары находятся в том же состоя­нии, в котором они были на момент ввоза;
—реэкспортируемые товары не использовались в целях извлечения дохода;
—реэкспорт товаров происходит в течение двух лет с момента ввоза;
—имеется информация о вывозе товаров за пределы таможенной территории Республики Беларусь.
Уничтожение товаров — таможенный режим, при кото­ром иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без взимания пошлин и налогов.
Уничтожение должно производиться за счет средств заявителя с последующим помещением отходов, образо­вавшихся в результате уничтожения, и не должно причи­нять существенный вред окружающей природной среде. Разрешение на помещение товаров под режим уничтожения не выдается, если уничтожение товаров может причинить существенный вред окружающей природной среде.
Таможенный режим уничтожения может быть заявлен в отношении товаров, находящихся под таможенным надзо­ром или ввезенных из-за границы и превратившихся в отхо­ды на таможенной территории республики вследствие:
—аварии (в том числе дорожно-транспортного проис­шествия, технической или технологической аварии, по­жара и тому подобного явления);
—воздействия природных сил (в том числе наводнения, засу­хи, заморозков, атмосферных осадков и тому подобных явлений);
—утраты потребительских свойств в связи с истечени­ем срока годности, физическим или моральным износом;
—промышленной переработки или выполнения строи­тельных, монтажных и иных подрядных работ.
Таможенный орган вправе отказать в предоставлении разре­шения на установление этого таможенного режима в случаях:
—если уничтожение товаров может повлечь расходы для государства;
—если такие товары могут быть заявлены в ином тамо­женном режиме, предполагающим их размещение за пре­делами таможенной территории республики;
—если таможенный орган лишен возможности осуще­ствить контроль за фактическим уничтожением товаров;
—если отсутствует разрешение Министерства природ­ных ресурсов и охраны окружающей среды на уничтоже­ние таких товаров на территории Республики Беларусь.
Непосредственно процесс уничтожения может произ­водиться:
а) путем термического, химического, механического либо иного воздействия, в результате которого товары пол­ностью уничтожаются, при условиях, исключающих за­грязнение окружающей среды;
б) путем демонтажа, разборки, механического повреж­дения, включая пробивание дыр, разрывы, нанесение по­вреждений иными способами при условии, что такие по­вреждения исключают последующее восстановление товаров и возможность их использования в первоначальном виде.
Отходы, образовавшиеся в результате уничтожения то­варов, должны быть помещены под соответствующий та­моженный режим как иностранные товары, находящиеся под таможенным контролем.
Отказ от товара в пользу государства — таможенный ре­жим, при котором лицо отказывается от товара без взима­ния таможенных пошлин и налогов.
Отказ от товара в пользу государства допускается с раз­решения таможенного органа Республики Беларусь и не влечет каких-либо расходов для государства.
Таможенные органы не удовлетворяют каких-либо иму­щественных требований третьих лиц в отношении това­ров, которые были помещены под таможенный режим отказа от товара в собственность государства.
Не допускается установление таможенного режима от­каза от товара в пользу государства в отношении товаров:
—запрещенных к ввозу на таможенную территорию Рес­публики Беларусь либо к перемещению через такую тер­риторию;
—находящихся в свободном обращении на таможен­ной территории Республики Беларусь, за исключением ус­ловно выпущенных товаров.
Таможенный орган вправе отказать в выдаче разреше­ния на помещение товаров под этот таможенный режим в случаях, если:
—использование товаров в настоящем режиме может повлечь расходы для государства;
—стоимость таких товаров не покрывает расходов, свя­занных с их хранением и реализацией;
—заявителем не представлены соответствующие серти­фикаты и разрешения в случае, когда декларируемые то­вары являются объектом ветеринарного, фитосанитарного и других видов контроля.
Режим свободной таможенной зоны. Заявителем режима сво­бодной таможенной зоны может быть только субъект хозяйст­вования, зарегистрированный в качестве резидента свободной экономической зоны. Наряду с таможенным режимом свобод­ной таможенной зоны резидент свободной экономической зоны вправе заявлять в отношении товаров, ввезенных на террито­рию свободной таможенной зоны, иные таможенные режимы в соответствии с действующим законодательством.
Свободная таможенная зона (СТЗ) создается по реше­нию Президента Республики Беларусь и может учреждаться только при наличии лицензии ГТК РБ. За выдачу лицензии взимается сбор в размерах, определяемых Правительством РБ.
Товары, которые помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны, могут размещаться и исполь­зоваться только в пределах этой территории. Срок нахож­дения товаров в СТЗ не ограничивается.
Режим свободного склада. Свободный склад использует­ся для размещения на нем владельцем склада товаров, за­явленных им в таможенном режиме свободного склада, либо размещения на нем владельцем склада товаров, пред­назначенных для вывоза за пределы Республики Беларусь в соответствии с таможенным режимом экспорта и заяв­ленных в таможенном режиме экспорта иными лицами.
Для учреждения свободного склада требуется лицензия Государственного таможенного комитета Республики Бе­ларусь, за выдачу которой взимается сбор в размерах, оп­ределяемых Правительством Республики Беларусь.
Помещение или иное место, предназначенные для учреж­дения свободного склада, должны быть обустроены надлежа­щим образом в целях обеспечения таможенного контроля.
Владельцами свободных складов могут быть только юри­дические лица — резиденты Республики Беларусь.
Владелец свободного склада обязан:
—исключить возможность изъятие, помимо таможен­ного контроля, товаров, находящихся на складе;
—не затруднять осуществление таможенного контроля;
—соблюдать условия лицензии на учреждение свобод­ного склада и выполнять требования таможенных органов Республики Беларусь, включая обеспечение доступа долж­ностных лиц таможенных органов Республики Беларусь к товарам, находящимся на свободном складе, предостав­ление этим лицам безвозмездно помещений, оборудова­ния и средств связи на свободном складе для осуществле­ния таможенного контроля и таможенного оформления.
В свободных таможенных зонах и на свободных складах допускается совершение производственных и иных ком­мерческих операций с товарами, исключая их розничную продажу, при условии соблюдения положений таможен­ного законодательства.
Правительство Республики Беларусь вправе устанавли­вать ограничения или запрещения на ввоз отдельных кате­горий товаров в свободные таможенные зоны либо поме­щение их на свободные склады.
Лица, осуществляющие операции с товарами в свободных таможенных зонах, и владельцы свободных складов ведут учет ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых, пере­рабатываемых, приобретаемых и реализуемых товаров и пред­ставляют таможенным органам отчетность об этих товарах.
Любые изменения, происходящие с товарами в преде­лах свободных таможенных зон и свободных складов, долж­ны отражаться в учетных документах.
Режим беспошлинной торговли — таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным кон­тролем на таможенной территории Республики Беларусь (в аэропортах, портах и иных местах, определяемых тамо­женными органами Республики Беларусь) без взимания таможенных пошлин и налогов. Магазины беспошлинной торговли предназначены для обслуживания физических лиц, покидающих РБ. Физические лица, прибывшие в РБ, в магазинах беспошлинной торговли не обслуживаются.
Условия помещения товаров под режим Помещаются любые товары, кроме запрещенных к ввозу (вывозу), запрещенных к реализации на территории РБ, а также иных товаров, перечень которых определяется ГТК РБ.
Лицензия на учреждение магазина беспошлинной тор­говли может быть аннулирована или отозвана либо ее дей­ствие может быть приостановлено таможенными органа­ми Республики Беларусь.
В таможенном режиме магазина беспошлинной торгов­ли могут реализовываться любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу в Республику Беларусь и вывозу из Республики Беларусь, запрещенных к реализа­ции на территории Республики Беларусь, а также иных товаров, перечень которых определяется Правительством Республики Беларусь.
Владелец магазина беспошлинной торговли обязан:
—исключить возможность изъятия, помимо таможен­ного контроля, товаров, поступающих в магазин беспо­шлинной торговли и реализуемых им;
—соблюдать условия лицензии на учреждение магази­на беспошлинной торговли и выполнять требования тамо­женных органов Республики Беларусь;
—вести учет поступающих и реализуемых товаров и представлять таможенным органам Республики Беларусь отчетность об этих товарах в порядке, определяемом Госу­дарственным таможенным комитетом Республики Беларусь.
Ответственность за уплату таможенных платежей несет владелец магазина беспошлинной торговли.
Транзит товаров — это таможенный режим
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.