На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


лекция Рекреационная география

Информация:

Тип работы: лекция. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?1. РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА
1.1.  Объект, предмет и методы курса. Основные задачи рекреационной географии на современном этапе
Организация рекреационной деятельности носит комплексный характер, так как в любой рекреационной системе во взаимодействие вступают: группа отдыхающих, природные комплексы, техническая ин­фраструктура, сфера обслуживания, производственная сфера, трудовые ресурсы, системы расселения. Междисциплинарные исследования рекреа­ционных проблем в современных условиях превращения интеграции науч­ных знаний из тенденции в закономерность ускорили процесс выявления специфического объекта научного познания и формирования на его основе предметной сущности новой географической дисциплины — рекреационной географии.
/ В числе первых за разработку рекреационных проблем в географии взялся коллектив отделов физической географии (заведующий отделом — B.C. Пре­ображенский) и экономической географии (заведующий отделом — А.А. Минц)|Института географии Академии наук СССР. С середины 1960 го­дов ведущее положение по развитию теории рекреационной географии зани­мает МГУ им. М.В. Ломоносова.
Первым крупным шагом на пути становления рекреационной географии явилось выдвинутое B.C. Преображенским представление о рекреационной системе как объективном и социальном по своей функциональной сущности образовании. Соответственно, предметом изучения рекреационной географии является изучение территориальных рекреационных систем (TPCW)
В рекреационной географии рассматривается деятельность человека, ко­торая носит социологический характер наряду с этим рекреационная гео­графия определяется как пограничная наука, «располагающаяся» на стыке гео­графии, экономики и культурологии. В отечественной практике принято выделять три основных подхода к определению проблемного поля ее иссле­дований:
средовой подход (изучаются физико-географические направления)
•    деятельностный подход (изучаются характер и деятельность людей)
•     субъективный подход (изучается восприятие людей и его особенности)
Точка зрения. В последние годы все чаще встречаются подходы, в кото­рых отрицается преобладающая роль ТРС как основного объекта исследова­ния науки. При определении объекта и предмета рекреационной географии Д.В. Ни-колаенко, к примеру, полагает, что изначально следует исходить из следую­щих тезисов:
•     географическое познание не универсально — оно тесно связано со своим со­циокультурным образованием. Следовательно, в рамках каждого социокуль­турного образования складывается свое, уникальное понимание того, что есть объект и предмет рекреационной географии
•     каждое социокультурное образование имеет собственную логику эволюции и рефлексии о своей эволюции. Следовательно, рекреационная география как область научного познания может иметь место далеко не во всех типах обра­зований. Это не показатель развитости или недоразвитости того или иного социокультурного образования, но только показатель его потребности в та­кой области познания как рекреационная география
Эти два тезиса очень важны для понимания относительности объекта и предмета рекреационной географии. Нужно избегать неоправданной уни­версальности определения объекта и предмета, когда они представляются едиными и неизменными для всех времен и народов. Рекреационная гео­графия — очень частный случай рефлексии, имеющей место лишь в рамках определенного социокультурного образования, и все особенности рекреа­ционной географии определяются именно этим. Факт наличия или отсут­ствия самой рекреационной географии, а также конкретные формы ее реа­лизации как области познания определяются теми внутренними и внешни­ми задачами, которые решаются социокультурными образованиями в процессе их эволюции.
На определенном уровне и этапе эволюции в социокультурном образова­нии может возникнуть потребность в такой области познания как рекреаци­онная география. Формулируются ее объект, определяющий основную область исследований, и вытекающий из него весьма изменчивый предмет исследо­вания. Все это происходит не абстрактно, а в рамках эволюции того или ино­го социокультурного образования.
Таким образом,)объектом исследования рекреационной географии, по мне­нию ученого, являются объекты и субъекты рекреации в различных социо-культурных образованиях.
Под объектами рекреации понимаются материальные предметы, системы,
процессы и явления, а также идеальные стандарты, являющиеся условиями
реализации разнообразной рекреационной деятельности человека. Это своего рода фон для непосредственной рекреационной деятельности, который активизируется в зависимости от многих факторов, но никогда не играет роли сам по себе.
Под субъектами рекреации понимаются люди, ведущие рекреационную деятельность на основании стандартов своего социокультурного образования —| системы, среды, внешней буферной зоны или региона смешанного освоения. Стандарты социокультурного характера обусловлены внутренней логикой эво­люции социокультурной системы (СКС) и диктуют использование строго оп­ределенных объектов рекреации. Так происходит выбор района для освоения в рекреационных целях, определение доминирующего типа рекреации и того, что, собственно, является рекреационными ресурсами на текущем этапе. Под рекреационной деятельностью понимается разнообразная деятельность людей, ориентированная на восстановление собственных сил в соответствии со стандартами своего социокультурного образования. Сюда включаются су­точный, недельный, квартальный, годовой и жизненный циклы рекреации. Не все они являются предметом исследования географической науки, но все они — проявления рекреационной деятельности.
Объект исследования рекреационной географии определяется независи­мо от типа социокультурного образования, но сам по себе он не определяет направлений развития рекреации в практическом плане и исследований рек­реационных процессов. Все это обретает конкретные формы только в рамках определенного социокультурного образования, т.е. в рамках одной из СКС, социокультурных сред или регионов смешанного социокультурного освоения. Помимо того, что объект реализуется в конкретных предметах исследования, он в целом может быть не актуализирован, что также зависит от типа социо­культурного образования. Рекреационные процессы и их пространственные проявления серьезно зависят от особенностей социокультурного освоения территорий.
Географическая наука занимается изучением пространства. Она не един­ственная наука, которая изучает пространство, но единственная, изучаю­щая его комплексно, и единственная, для которой пространство является основным объектом исследования. Существует большое количество разных географий — промышленности, населения, сферы обслуживания и так да­лее. Рекреационная география — только одна из областей географического познания.
Пространство социокультурных систем изменчиво. В рамках каждого этапа делается очередной шаг к его формированию. В соответствии с этим меняет­ся и предмет исследования географической науки:1 Рекреационная география также проходит соответствующую эволюцию. Ее предмет меняется в зависи­мости от изменения самого объекта (т.е. рекреации) и его состояния в различ­ных СКС.
С самого начала своего возникновения рекреационная география при не­большом и хорошо скоординированном научном сообществе специалистов имела очень четкий объект исследования_— территориальные рекреацион­ные системы. На ТРС было сконцентрировано основное внимание специалистов. Все книги и статьи недавнего прошлого с поразительным единоду­шием называют ТРС предметом исследования рекреационной географии.
Важнейшей отличительной особенностью советской рекреационной гео­графии является то, что она имела жесткую практическую ориентацию и была, вероятно, наиболее конструктивной из всех географических дисциплин. Раз­работки по рекреационной географии реально использовались на практике, что было делом не вполне тривиальным.
Почти до конца 1980 годов рекреационная география действительно мог­ла определяться как общественно – географическая занимающа­яся изучением территориальных рекреационных систем. В конце 1990 годов давать такое определение было уже немыслимо. В период «смутного време­ни» после исчезновения СССР ТРС серьезно деградировали и для восстанов­ления нуждаются в колоссальных инвестициях. В современных условиях ни одно государство, образовавшееся на месте распавшегося СССР, пойти на такие инвестиции не может.
С конца 1990 годов и на перспективу предметом исследования рекреаци­онной географии является изучение пространственных закономерностей и особенностей поведения людей в процессе рекреационной деятельности (пре­имущественно квартального и годового циклов) и размещения рекреацион­ных объектов. В определении предмета исследования рекреационной геогра­фии очень важно отказаться от узкой ориентации на ТРС. Она была приемле­ма в советский nepnogjc его целевыми инвестициями в избранные регионы, и категорически не соответствует реальности российской СКС после 1991 года.
Рекреационная география должна ориентироваться на более широкий предмет. Она изучает реальность, связанную с рекреацией в рамках различ­ных СКС. Конструктивный аспект, практические приложения играют в ней только ограниченную роль как частное приложение общего знания. Рекреа­ционная география — фундаментальная географическая дисциплина. Она не занимается только узким аспектом летнего отдыха у теплого моря: это одно из важных, но очень частных проявлений рекреационной деятельности и ее исследования в географической науке. Очень велик познавательный аспект рекреационной географии. Такую точку зрения на объект, предмет и содер­жание рекреационной географии пропагандируют Д.В. и ТВ. Николаенко.
Представленная выше точка зрения отражена в их многочисленных рабо­тах, затрагивающих вопросы рекреационной географии и теории социокуль­турных систем и миров. Все работы указанных авторов можно прочитать на персональном сайте Д.В. Николаенко (www.nikolaenko.ru.) В частности, на данной интернет-странице «выставлены» избранные главы курса лекций по рекреационной географии. Особую ценность здесь представляет, по нашему мнению, солидный библиографический список, содержащий более 400 ис­точников. На порталах «Рекреационные ресурсы Острова», «Русский архипе­лаг» и «Остров Крым» представлены оригинальные учебные пособия ТВ. и
Д.В. Николаенко «Введение в рекреационную географию», «История и реги­ональные особенности мирового туризма» и некоторые другие, а также ряд научных публикаций по проблемам рекреационной географии.
Среди других порталов сети, затрагивающих проблематику рекреационной географии и туризма, следует отдельно отметить сайт Таврического националь­ного университета (представлены электронные публикации по рекреационной географии в журнале Ученые записки Таврического национального универси­тета имени В.И. Вернадского. Серия «География») и сайт www.itravel.ru. Неко­торые учебные материалы можно найти на официальном (и неофициальном) сайте МГУ им. М.В. Ломоносова. Некоторые учебные и научные работы сту­дентов представленного университета можно посмотреть на сайте Ю. Росича «Учебные материалы по экономической географии» (www.rosich.ni). В частно­сти, на данном сайте представлены работы по природно-культурным комплек­сам, а также вопросам, касающимся понятий «бюджет времени», «свободное время», «рекреационные ресурсы» и др. Достаточно показателен и информати­вен пример неофициального сайта Омского государственного университета сервиса (www.ogis.ru), на котором представлены учебные и методические рабо­ты по вопросам рекреационной географии и туризма (в частности, работа до­цента П.В. Большаника «Региональные туристические центры России»).
Отметим, что, совместно с другими науками, рекреационная география разрабатывает предложения по оптимальному функционированию систем, проектированию систем с заданными свойствами; определяет рекреационные потребности; прогнозирует последствия создания и функционирования сис­тем; разрабатывает территориально-дифференцированные нормы, а также систему методов изучения и проектирования ТРС, снабжает общественную практику информацией о региональных особенностях ТРС.
Следовательно, рекреационная география принадлежит к семейству обще­ственных специальных географических наук, в которых целевая функция объек­та и предмета изучения может быть определена как социальная. -4- Рекреационная география широко использует такие общепризнанные на­учные методы системы географических наук как исторический, сравнитель­ный, картографический, аналитико-статистический, экспедиционных иссле­дований, математического моделирования. Социальный характер предмета исследования обусловливает применение в рекреационной географии спосо­бов и приемов, сложившихся в других общественных и медико-биологичес­ких науках (балансовый, социологических исследований и другие). ; I Главной задачей рекреационной географии считается выявление объективных закономерностей формирования и развития ТРС и механизма их действия в конкретных социально-экономических и природных условиях определенных стран и районов Среди других задач рекреационной географии особую важ­ность имеет изучение отдельных ТРС различных видов и районов с целью обо­снования их специализации и уровня концентрации, установления оптимальных взаимосвязей и взаимозависимостей между их подсистемами в интересах надежного удовлетворения требований рекреантов и создания комфортных ус­ловий для рекреационной деятельности. Кроме того, немаловажная задача рек­реационной географии состоит в том, чтобы дать представление о видах и фор­мах рекреационной деятельности, о конкретных рекреационных системах и туристских центрах России и зарубежных государств. /
Задачи развития теории науки можно свести к двум направлениям:
1)   выявление закономерностей территориальной организации рекреационного обслуживания и составляющих ее таксономических уровней территориаль­но-системных образований;
2)   дальнейшая разработка рекреационной районологии: исследование условий и факторов, закономерностей и признаков районообразования, обоснование таксономической структуры рекреационных образований, составление пла­на характеристики рекреационных районов, установление существенных при­знаков их типологии.
Терминологический аспект рекреационной географии
(по Т.Д. Крысановой, Л.Ю. Горшковой, Н.В. Пичугиной, Л.А. Тарховой, О.В. Ушаковой, Ю.В. Швецовой)
Рекреация (от лат. recreation — восстановление) представляет собой восстанов­ление израсходованных человеком в процессе труда сил, а также накопление опре­деленного запаса этих сил для дальнейшей деятельности, развития физического и интеллектуального потенциала. Н.Ф. Реймерс добавляет при этом, что восстановле­ние здоровья и трудоспособности должно проходить путем отдыха вне жилища, т.е. посредством участия в организованном или неорганизованном туристском походе или проведения отпускного периода в специализированных учреждениях отдыха (са­наториях, домах отдыха и т.п.). Учитывая, видимо, подобную трактовку, И.И. Дедю рассматривает рекреацию в качестве синонима отдыха, восстановления, оздоровле­ния. Наиболее широкое распространение в настоящее время и в зарубежной, и в оте­чественной практике получило отождествление рекреации с отдыхом, в задачу кото­рого входит восстановление сил и трудоспособности отдыхающих. При этом отдых подразделяют на активный, предполагающий смену вида деятельности (спорт, ту­ризм и т.п.), и пассивный, который характеризуется резким снижением всякой дея­тельности, вплоть до состояния расслабленного покоя. Кроме того, учитывая сте­пень организации процесса отдыха, его подразделяют на организованный и неорга­низованный. Первый вид отдыха является строго дозированным, сознательно управляемым процессом использования рекреационных ресурсов, который основан на приспособлении для этого природных и культурных объектов, высокой степени обслуживания отдыхающих. Второй характеризуется отсутствием специально орга­низованных рекреационных объектов маршрутов обслуживания.
Для проведения какой-либо деятельности, в том числе рекреационной, необхо­димо наличие определенных ресурсов: В эту категорию включают природные и антропогенные объекты (или часть природных и культурных ресурсов), которые при со­временном уровне развития производственных сил могут быть использованы для удовлетворения потребностей общества и организации отрасли, специализирующей­ся на рекреационном обслуживании населения, учитывая природную и антропоген­ную составляющие рекреационных ресурсов, их подразделяют на соответствующие виды, группы, характеризующие климатические, гидроминеральные, водные, лес­ные, горные ресурсы, и ресурсы морских побережий. Антропогенная составляющая рекреационных ресурсов включает культурно-исторические памятники, города и другие населенные пункты, уникальные технические сооружения.
4- Кроме того, рекреационные ресурсы подразделяют по видам (ресурсы туризма, ресурсы лечебные и т.п.) и функциям (курортные или лечебные, оздоровительные, спортивные и экскурсионно-туристские или познавательные) рекреационной дея­тельности. Согласно классификации природных ресурсов, к категории рекреационно-антропоэкологических ресурсов, наряду с ресурсами природной среды, соответ­ствующими оптимуму повседневных жизненных условий человечества, с ресурсами отдыха и с лечебными природными ресурсами, отнесена также группа «антиресур­сов». Она включает природно-очаговые заболевания и трансмиссивные болезни, обусловленные в ряде случаев естественным физическим и химическим фоном (на­пример, нехватка йода в природе ведет к зобу, аномальное количество фтора — к ка­риесу зубов и т.п.), который, в свою очередь, может выступать в качестве лимитиру­ющего фактора для развития рекреации. Наличие подобных ограничивающих рек­реацию факторов ухудшает показатель способности природной территории оказывать на человека положительное физическое, психическое и социально-психологичес­кое воздействие, т.е. в целом понижает рекреационный потенциал территории.
В научной географической литературе используются также такие термины, как «объект рекреационный», «территория рекреационная» и «территориальная рекреа­ционная система»." Согласно существующим определениям, объект рекреационный представляет собой «любое ограниченное по площади место, обладающее особо при­влекательными для отдыха свойствами», а рекреационная территория — это «учас­ток суши или водной поверхности, предназначенный для отдыха людей, восстанов­ления их здоровья и трудоспособности». Далее в качестве примеров рекреационного объекта приводятся: «пруд, озеро, лесная поляна, памятник природы, видовая пло­щадка», а рекреационной территорией называются «рекреационные леса, рекреаци­онные водоемы (пруд, озеро, река), национальные, природные, городские и другие парки и т.п.». Учитывая подобную расшифровку данных терминов, можно провести между ними границу; поэтому представляется более оправданным считать рекреа­ционным объектом лишь такой пространственно ограниченный участок, в пределах которого вся занимаемая площадь служит для удовлетворения рекреационных по­требностей (например, родник, памятник археологии, пляж, смотровая площадка и т.п.). Подобный подход позволяет рассматривать в качестве рекреационной терри­тории пространство, имеющее в своих пределах один или несколько рекреационных объектов, территориальных рекреационных систем, расположенных компактно или рассеянно и выполняющих одну или несколько рекреационных функций.
Третий термин рассматривается уже с точки зрения системного подхода, поэто­му под ТРС понимается геосистема, состоящая из взаимосвязанных подсистем (при­родных и культурных комплексов, технических сооружений, обслуживающего пер­сонала, органов управления и отдыхающих), при этом ТРС характеризуется функциональной и территориальной целостностью. Концепция ТРС была сформулирована в 1969 г. B.C. Преображенским; Таким образом, определение ТРС предпо­лагает не локальный или сетевой подход, как это отражено в расшифровках рекреа­ционных объекта и территории, а системный, т.е. предусматривающий функциональ­ную взаимозависимость составляющих ее подсистем.
В развитие идей B.C. Преображенского была разработана графическая «средовка» (адаптационная модель рекреационной системы). В структуре данной модели выделены три основные стадии восприятия субъектом отдыха рекреационной сре­ды: преддеятельная («образ» среды), деятельная («ситуация») и последеятельная («след»). Первая фаза восприятия (преддеятельная) отражает характер и структуру рекреационных потребностей и формируемую ими избирательность по отношению к циклам рекреационных занятий; вторая (деятельная) — процесс осуществления этих занятий как особых форм взаимодействия людей со средой отдыха; третья (пос­ледеятельная) — эффективность рекреации, включая эмоциональные аспекты (вос­поминания, передачу опыта окружающим), а также опосредованное влияние на эко­номику, культуру и экологию.
Научное направление, изучающее рекреационные ресурсы, состав, структуру и функционирование территориальных рекреационных систем, свойства рекреацион­ных территорий, сформировалось в отечественной географии в конце 60-х — начале 70-х гг. XX в. и получило название «рекреационная география»?*Во многих странах Европы и Америки частичный аналог рекреационной географии известен под на­званием «география туризма и отдыха», «география свободного времени», «геогра­фия досуга».
Объекты территории и системы, которые могут при определенных условиях участво­вать в процессе рекреационной деятельности, включают, прежде всего, памятники при­роды и культуры. Согласно типовому «Положению о государственных заповедниках, памятниках природы, ботанических садах и дендрологических парках, зоологических арках, заказниках и природных национальных парках» от 27.04.1981, памятниками при­роды «объявляются уникальные или типичные, ценные в научном, культурно-познава­тельном и оздоровительном отношении природные объекты, представляющие собой небольшие урочища (реки, озера, участки долин и побережий, достопримечательные горы) и отдельные объекты (редкие и опорные геологические обнажения, эталонные участки месторождений полезных ископаемых, водопады, пещеры, минеральные ис­точники, живописные скалы, метеоритные кратеры, отдельные редкие или историчес­ки ценные деревья и т.д.), а также природные объекты искусственного происхождения i старинные аллеи и парки, участки заброшенных каналов, карьеры, пруды и т.п.), не признанные памятниками истории или культуры или не входящие в состав единых природно-исторических памятников. Охране подлежат также метеориты». Природными па­мятниками могут быть национальные парки, заповедники и другие особо охраняемые природные территории. К памятникам культуры может быть отнесен архитектурно-стро­ительный, археологический, культовый и другой аналогичный объект, особое значение которого закреплено юридически или традиционно. В зависимости от уникальности и ценности памятники могут быть отнесены к категориям памятников всемирного насле­дия или памятников национальных (государственных).
Согласно определению, приведенному выше, памятники культуры могут быть разделены на пять групп:
1) памятники археологии (городища, курганы, древние поселения, укрепления, дороги, места захоронений, наскальные изображения, старинные предметы и т.д.);
2)   памятники истории (здания, памятные места и предметы, связанные с исто­рическими событиями, развитием общества, науки и техники, культуры и быта, с жизнью выдающихся государственных деятелей, народных героев, де­ятелей науки, литературы и искусства);
3)   памятники архитектуры (архитектурные ансамбли, остатки старой планиров­ки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения граждан­ской, промышленной, военной, культовой архитектуры; народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительно­го, декоративного искусства и др., отличающиеся особыми художественны­ми достоинствами или представляющие собой уникальное явление в исто­рии архитектуры);
4)   памятники искусства (произведения изобразительного и декоративно-при­кладного искусства, монументальной живописи, скульптуры, садово-парко­вого искусства и др.);
5)   памятники мемориальные (произведения изобразительного искусства и ар­хитектуры, созданные в память исторических событий и отдельных лиц, — монументы, пирамиды, гробницы, мавзолеи, храмы, мемориальные музеи и др.).^Таким образом, памятники природы и культуры могут являться рекреа­ционными объектами в качестве основной причины посещения отдыхающи­ми определенного ландшафта.
Вместе с тем часто, ставя знак равенства между рекреационными территория­ми и особо охраняемыми, по отношению к последним применяют такой режим использования, в том числе рекреационного, который приводит к нарушению эко­логического равновесия и даже деградации природных и природно-антропогенных комплексов. Следует помнить, что перечисленные выше группы памятников при­роды и культуры, а также «любой объект или явление природы, юридически нахо­дящиеся под охраной», относятся к категории (особо) охраняемых объектов и тре­буют такого режима эксплуатации, который обеспечивал бы их сохранность и цен­ность. Соответственно «пространство (акватория, территория), выделяющееся ценностью находящихся в его пределах объектов и происходящих явлений при­родного и антропогенного характера (ценных экосистем, гейзеров, памятников садово-паркового искусства, инженерных сооружений и т.п.) или положительно воздействующие на окружающее пространство (лесная полоса, зеленая зона)», от­носят к категории (особо) охраняемых территорий.
Наиболее строгим режимом эксплуатации выделяется такая охраняемая террито­рия, как заповедник, в пределах которого запрещается любая хозяйственная деятель­ность (в том числе посещение людьми) ради сохранения в нетронутом виде природ­ных комплексов (эталонов природы), охраны видов живого и слежения за природны­ми процессами, а также из религиозных побуждений. В зависимости от размещения заповедника в пределах одного или более государств ему присваивается статус госу­дарственного или международного. Кроме того, различают заповедники направлен­ного режима (или управляемые резерваты) и заповедники экспериментальные, в пре­делах которых проводятся опыты и наблюдения как в естественной, так и в искусст­венно нарушенной человеком среде. В особую группу выделяют биосферные заповедники, охватывающие наиболее характерные, типичные, а не уникальные при­родные комплексы. В целом можно констатировать, что в пределах заповедников рекреационная деятельность не проводится, но они могут в качестве заповедной зоны входить в состав национальных парков, предназначенных в том числе для отдыха на­селения.
Следующей территорией, имеющей статус (особо) охраняемой, является заказ­ник. Он представляет собой «участок, в пределах которого (постоянно или времен­но) запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности для обеспече­ния охраны одного или многих видов живых существ, биогеоценозов, одного или нескольких экологических компонентов или общего характера охраняемой местно­сти. При этом часто, в отличие от заповедника, заказник не бывает основным земле­пользователем занимаемой территории». В зависимости от срока функционирова­ния заказники подразделяются на краткосрочные (созданные на срок более 5 лет) и бессрочные (созданные на длительное время без указания срока функционирова­ния). С учетом объекта, вида, комплекса или территорий в целом, для охраны кото­рых организуется заказник, он может быть ландшафтным, озерным, охотничьим, ор­нитологическим, фаунистическим, флористическим и т.п.
В зарубежной литературе для обозначения природных (особо) охраняемых тер­риторий с заповедным или заказным режимом используют термин «резерват». Толь­ко заказник отличается менее строгим режимом эксплуатации и допускает возмож­ность хозяйственной деятельности в той мере, в которой она не нарушает покоя и не наносит вреда охраняемым объектам.
Большей ценностью, с точки зрения рекреационного использования, отлича­ется следующая группа (особо) охраняемых территорий, объединенная названием «национальный парк». За рубежом эта форма организации рекреационных терри­торий получила более широкое распространение (первый в мире национальный парк был создан в США в 1872 г. — Йеллоустонский), чем в России, где первые национальные парки были организованы в 1983 г. (Лосиный остров в Москве и Со­чинский). Национальные парки «образуются для сохранения природных комплек­сов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, в силу благоприятного сочетания естественных и культурных ландшафтов и исполь­зования их в рекреационных, просветительных, научных и культурных целях». Ре­жим использования территории национального парка комбинированный, так как в его пределах, как правило, проводится функциональное зонирование, предусмат­ривающее наличие заповедной, буферной, рекреационной и хозяйственной зон. При этом заповедная зона представляет собой природоохранное ядро националь­ного парка, в пределах которого рекреационная и другая хозяйственная деятель­ность не разрешается. В буферной зоне, окружающей заповедную, запрещаются любые действия, способные нарушить установленный в заповеднике режим, а хо­зяйственные мероприятия должны быть согласованы с администрацией заповед­ника. Кроме того, здесь допускается ограниченный туризм по строго определен­ным маршрутам и учебным тропам. Рекреационная зона национального парка используется для проведения туристских походов, экскурсий, санаторно-курортного лечения. В четвертой зоне, которая выделяется не во всех национальных парках, допускается строго регламентированная хозяйственная деятельность, связанная преимущественно с обслуживанием посетителей. На границе третьей и четвертой зон сосредоточены административные здания, кемпинги, рестораны, кафе, аттрак­ционы, зоологические и ботанические сады, пункты проката и т.п. Существующие в России заповедники и заказники при проведении соответствующей реорганиза­ции их функционального устройства могли бы послужить заповедными ядрами будущих национальных парков, которые составили бы сеть рекреационных терри­торий.
Следующую группу территорий, полностью или частично используемых для осу­ществления рекреационной деятельности, составляют природные и культурно-ис­торические парки, лесопарки, морские парки, леса общего назначения, а также озе­лененные участки разной площади и с различной степенью рекреационного обуст­ройства в пределах населенных пунктов (газон, аллея, бульвар, сквер, сад, парк), которые посещаются во время кратковременного отдыха в течение недели и в вы­ходные дни.
В пределах рекреационных территорий наряду с объектами природы и культуры, имеющими в том числе и рекреационную ценность, находятся и ТРС, представлен­ные рекреационными учреждениями, обеспечивающими проведение многофункци­ональной рекреационной деятельности (лечебной, оздоровительной, спортивной). К числу подобных учреждений могут быть отнесены санатории, курорты, дома от­дыха, города — экскурсионные центры, туристские базы, альпинистские и горно­лыжные лагеря с разработанной системой маршрутов. Особое развитие в рамках ак­тивного отдыха получил такой вид рекреационной деятельности, как туризм.
В современной научной литературе приводится несколько точек зрения на поня­тие «туризм». Согласно одной из них, туризм рассматривается как путешествие в сво­бодное время, предпринятое с определенной целью. Существует подход, который характеризует туризм как отрасль хозяйства по обслуживанию людей, находящихся временно вне места постоянного жительства, или как сегмент рынка, удовлетворяю­щий спрос туристов на товары и услуги.
С точки зрения системного подхода, туризм определяется как система, состоя­щая из географических элементов, туристов, туристской индустрии. Географичес­кие элементы, в свою очередь, подразделяются на регион, порождающий турис­тов, транзитный регион, регион туристской дестинации. Под дестинацией пони­мается территория, предлагающая определенный набор услуг, которые отвечают потребностям туриста и удовлетворяют его спрос на перевозку, ночевку, питание, развлечения и т.д. (в отечественной литературе по туризму данный термин не упот­ребляется, а используется термин «курорт»). По главной цели путешествия туризм подразделяется на лечебно-курортный, оздоровительно-спортивный, познаватель­ный, конгрессный, религиозный, развлекательный, образовательный, приключен­ческий, космический.
С начала 90-х гг. быстрыми темпами (от 5 до 7% в год) начинает развиваться эко­логический туризм («экотуризм»). Существенными его свойствами являются: обра­щенность к природе, использование преимущественно природных ресурсов; эколо­гическая устойчивость; нацеленность на экологическое образование и просвещение, на формирование отношений равноправного партнерства с природой; забота о со­хранении местной социокультурной среды; экономическая эффективность и обес­печение устойчивого развития тех районов, где он осуществляется. В литературе встре­чается несколько терминов, относящихся к сфере экотуризма: «зеленый туризм», «природный туризм», «мягкий туризм», «экологически и социально ответственный туризм», «биотуризм», «агроэкотуризм».                                       
В зависимости от средства и места путешествия туризм подразделяется на пеше­ходный, водный, автомобильный, лыжный, велосипедный, мотоциклетный, горно­лыжный (разновидность горного), горный, спелеотуризм, альпинизм, скалолазание, а также авиа- и автобусные туры и морские круизы. Кроме того, различают туризм внутренний и международный, организованный и неорганизованный (самодеятель­ный) I К категории активного отдыха следует, видимо, отнести и работу населения на садово-дачных участках, которая сочетается со сбором грибов и ягод на примыкаю­щих к дачным массивам лесных угодьях, а также с купанием, рыбной ловлей в рас­положенных поблизости водоемах.
Однако удовлетворение рекреационных потребностей возможно и в пределах того населенного пункта, в котором человек живет и работает. В этом случае могут быть использованы возможности таких учреждений, как дома культуры, музеи, библиоте­ки, кинотеатры, театры, цирки, выставки, спортивные сооружения (бассейны, ста­дионы, ипподромы, корты и т.п.), клубы и общества и др. Кроме того, смена деятель­ности возможна и в домашних условиях, правда, в этом случае отдых чаще бывает менее активным или даже пассивным.
 
1.2. Место рекреационной географии в системе географических наук
(по Д.В. Николаенко)
При анализе места рекреационной географии в системе географи­ческих наук нужно учитывать, что сама эта система не носит универсаль­ного характера. В зависимости от того, в какой СКС развивается геогра­фическая наука и о какой СКС идет речь, структура географической науки может существенно различаться. Например, в китайской географической науке количество составляющих ее дисциплин и их характер драматичес­ки отличаются от того, что имеет место в западной или российской геогра­фической науке. В данной работе для нас важна прежде всего российская СКС, поэтому мы и определяем место рекреационной географии в систе­ме именно всероссийских географических наук. Однако важно понимать, что рассматриваемая структура географической науки не носит универсаль­ного характера.
Не стоит стремиться к предельно точному определению места рекреаци­онной географии в системе географических наук российской СКС, ведь мно­гое меняется на наших глазах. Долгое время создаваемая в СССР система наук драматически преобразилась, после того как российская СКС перешла на новый этап своей эволюции. Отдельные направления даже прекратили свое существование (в основном области, связанные с идеологией коммунисти­ческой программы), и их место заняли новые дисциплины.
Новая социокультурная программа российской СКС поставила вопрос о необходимости интенсивного развития новых дисциплин и радикального преобразования существующих. Примером дисциплины с радикально меня­ющимся предметом исследования может служить рекреационная география. В рамках коммунистической программы она была связана в основном с ис­следованием ТРС и конструктивным направлением. В рамках новой програм­мы актуальность такого рода исследований резко снизилась, и произошла существенная замена содержания рекреационной географии.
Итак, для понимания места рекреационной географии в системе геогра­фических наук важно учитывать, что эта система носит динамичный характер и по мере изменений потребностей СКС в ней могут происходить существен­ные перемены самого различного характера.
Рекреационная география — часть блока гуманитарных географических дисциплин. Она тесно связана с остальными гуманитарными географически­ми дисциплинами, а также с естественно-географическими и теоретико-ме­тодологическими географическими дисциплинами. В зависимости от иссле­довательских и практических задач, стоящих перед рекреационной геогра­фией, формируется такой альянс географических дисциплин и подходов, который в наибольшей мере способствует их корректной постановке и реше­нию.
Географическая наука в российской СКС имеет весьма сложную струк­туру и насчитывает до 20 дисциплин, находящихся на различных стадиях развитости. Кроме того, существенно различается и сообщество географов, представляющих разные дисциплины. Некоторые из дисциплин весьма ма­лочисленны по составу, но тем не менее существуют. Самое общее и распро­страненное разделение географической науки состоит в выделении блоков естественных и общественных географических дисциплин. Объединяет их то, что оба ориентированы на исследование пространственных процессов и систем. У них немало общего и в связи с исследованием географической оболочки Земли в целом.
Нам представляется наиболее корректным выделение трех блоков геогра­фических дисциплин, которые формируют систему географических наук:
1)   общественные (гуманитарные) географические дисциплины (экономическая гео­графия, социальная география, география населения и миграций, география сферы обслуживания, география культуры, рекреационная география и про­чие дисциплины);
2)   естественные географические дисциплины (физическая география, география почв, географическая климатология, геоморфология, биогеография и дру-гие дисциплины);
3)   теоретические и методологические географические дисциплины (теоретическая география; метагеография, включающая историю и методологию географи­ческой науки; картография).
Важно понимать, что географические дисциплины различных блоков — общественного, естественного, теоретико-методологического — развивают­ся в основном за счет решения частных проблем. Однако существует и блок общегеографических проблем. Их решение — дело комплексное, поэтому в случае необходимости формируются коллективы географов, представляющих самые различные дисциплины. В частности, такого рода комплексные проблемы в новых условиях связаны с географическим исследованием типов со­циокультурного освоения территорий. При исследовании подобных проблем появляется возможность проявить достоинства своих дисциплин практичес­ки всем географам, в том числе немалое количество приложений приходится и на долю рекреационной географии.
Рекреационная география имеет реальный смысл только в сочетании с многими другими научными и прикладными дисциплинами, изучающими различные аспекты рекреации. Таких дисциплин немало, хотя порой они но­сят характер не столько сформировавшегося научного направления, сколько проблемной области. Среди них можно выделить комплекс дисциплин и про­блемных областей, занимающихся изучением городов. Изучение рекреации городского населения — обширная тема. Примером другой дисциплины, свя­занной с изучением и практической организацией рекреационной деятель­ности, является районная планировка.
В целом феномен рекреации представляет интерес для различных дисцип­лин. Рекреационная география имеет очень тесные связи и с негеографичес­кими науками — социологией, экологией, природопользованием, политоло­гией, туристикой, экономикой, психологией, медициной и др. Географичес­кое исследование рекреации — лишь один из существующих подходов, из чего следует ряд выводов:
•     в географическом исследовании рекреации не следует придерживаться толь­ко узкой практической ориентации. Такую ориентацию имеют направления типа градостроительства и районной планировки, находящиеся на самом пике практики, так что с ними сложно конкурировать в этом отношении. Геогра­фы, как правило, не в состоянии создавать прикладные работы лучше градо­строителей. Важно и то, что географы не вполне связаны с теми структурами, которые принимают практические решения. В этом нет ни плохого, ни хоро­шего — это отражение естественного разделения труда
•     нужно принимать во внимание работы, посвященные исследованию рекреации,
из других областей познания. При чтении конкретной работы, в особенности по частным вопросам рекреационной тематики, часто нет никакой возможности определить, какой области научного познания или практических приложений принадлежит данная работа
•     нужно ориентироваться на изучение именно географической специфики рекреационной деятельности, т.е. ее пространственных аспектов и разме­щения рекреационных объектов. Это касается квартального и годичного циклов рекреации. Описанием пространственных аспектов проявлений рекреационной деятельности профессионально не занимается никто, кро­ме географов. В этом специфика и непреходящая значимость географичес­кой науки
 
1.3. Картографический метод исследования в рекреационной географии
(по Д.В. Николаенко)
 
В современных условиях все большее число студентов изучает рекреа­ционную географию вне географических факультетов. В итоге некоторые стан­дартные разделы географического образования (в частности картография), на которые опирается рекреационная география, напрочь отсутствуют.
Описание классических карт и особенностей их применения в рекреацион­ной географии составлено на основании многочисленных учебных пособий и монографий А.М. Берлянта. Для более глубокого знакомства с данным разде­лом студенты могут воспользоваться также другими работами, например, мо­нографиями К.А. Салищева, которые являются своего рода классикой отече­ственной картографии. В целом студентам следует знать, что основной массив теоретических и методических положений картографии достаточно стабилен, поэтому для изучения предмета на студенческом уровне вполне подойдут капи­тальные монографии и учебники, изданные в СССР в 1970—1980 годы.
В курсе рекреационной географии имеет смысл выделить два уровня кар­тографических знаний. Первый — это умение читать карты и знание возмож­ностей картографии в отображении различных явлений, представляющих интерес для рекреационной географии. Второй — это непосредственное уме­ние составлять карты для целей рекреационной географии. Этот уровень в реальности достижим только при систематической подготовке.
Карта является давним методом географических исследований. Часто со­ставление карты — еще и итог географического исследования. В различные периоды и в различных культурах накоплен гигантский опыт картографичес­ких исследований. Карта — одно из важнейших средств познания и описания мира. Они широко используются в таких науках, как география, геология, экономика, история и многих других. Карты служат как для научного и прак­тического отображения явлений и объектов глобального и регионального масштабов, так и для чисто иллюстративных, а также учебных целей. В зави­симости от задач карта может быть как итогом многолетнего исследования и содержать в себе кодировку определенной информации, в том числе и зако­номерностей, так и служить вспомогательным средством в исследовании или учебном изучении материала — все определяется особенностями и задачами дисциплины.
Под картой понимается математически определенное, уменьшенное, генера­лизованное изображение поверхности Земли, другого небесного тела или космического пространства, показывающее расположенные или спроециро­ванные на них объекты в принятой системе условных знаков. При этом под объектами понимаются любые предметы, явления или процессы, изображен­ные на картах.
 
 
На карте может отображаться любая поверхность. Как правило, говоря о картах, имеют в виду изображение сухопутной поверхности Земли: на уровне массового сознания это почти синонимы. Однако существуют кар­ты иных планет и поверхностей, например, карты океанического дна пла­неты Земля.
Под элементами карты понимается само картографическое изображение, математическая основа карты, ее легенда, вспомогательное оснащение и до­полнительные данные. Основным элементом карты является картографичес­кое изображение, передающее содержание карты, т. е. совокупность сведений об объектах, нанесенных на карту, их размещении, свойствах, взаимосвязях и динамике. В зависимости от тематики карты основное изображение может быть совершенно различным.
Карта всегда сопровождается легендой. Под этим термином понимается система используемых на карте условных знаков и пояснений, раскрываю­щих ее содержание. Составление легенды — непростая задача. Это высокий уровень генерализации отражаемого материала. При составлении легенды нужно учитывать особенности восприятия карт и многое другое.
Основное отличие карты от других изображений пространства состоит в использовании математической основы. Карта — это уменьшенное изображе­ние реальности, и такое уменьшение возможно лишь при использовании стро­гой математической основы. Математическая основа карты находит выражение в сетке меридианов и параллелей. В случае топографических карт — это прямо­угольная координатная сеть, масштаб и геодезическая основа.
Карта является моделью действительности. Она точно передает размеры площадей и положение в пространстве определенных, важных для решения конкретной задачи объектов. Итогом является теоретическое обобщение ре­альности. Карта — не фотография, фиксирующая все без исключения объек­ты. Она отражает распределение в пространстве только отдельных избранных явлений и объектов, создавая таким образом основу для анализа и понима­ния реальности.
Выделяются следующие свойства карт:
•     Пространственно-временное подобие картографического изображения и объек­та: строгое соответствие реальных поверхностей и того, что отражается на карте
•     Содержательное соответствие карты и реальности. На карте находит место научно обоснованное отражение определенных особенностей действитель­ности
•     Свойство абстрактности позволяет вычленить самое главное в отражаемом на карте явлении. Все малосущественные для решения задачи детали игно­рируются. Карта не ориентирована на копирование абсолютно всего, что при­сутствует в реальности; она не является фотоснимком. Субъектная установка проявляется в отборе наиболее важных объектов, которые затем наносятся на карту
 
Свойства избирательности и синтетичности карты позволяют вычленить и отразить факторы, процессы и явления, которые в реальной действительности проявляются совместно. На картах они могут отражаться раздельно. С другой стороны, совместно могут изображаться явления и процессы, которые в реаль­ной действительности существуют и проявляются раздельно Метричность — свойство карты, обеспечиваемое математическими правила­ми построения карты. Наличие на карте масштаба, шкал, градаций позволя­ет производить многочисленные измерения количественных показателей и определять характеристики описываемых явлений. При этом количествен­ные величины могут выступать в виде абсолютных или относительных пока­зателей, балльных оценок и т.д. •     Однозначность — свойство карты как модели иметь лишь единственное зна­чение в каждой точке и в пределах принятой системы условных обозначений. Однозначность проявляется в виде пространственной и знаковой однознач­ности. Смысл пространственной однозначности заключается в том, что каж­дой точке карты с координатами X и Y поставлено в соответствие только одно значение Z картографируемого параметра. Знаковая однозначность проявляется в том, что каждый условный знак на карте имеет единственное, одно­значно зафиксированное в легенде значение
•     Непрерывность означает, что на карте нет пустот и разрывов и картографи­ческое изображение присутствует во всех точках карты
•     Наглядность — возможность удобного зрительного восприятия простран­ственных форм, размеров, размещения, связей объектов. Это свойство обес­печивается строгим отбором элементов содержания карты. С наглядностью связана читаемость карты. Ее смысл — в визуальной различимости элемен­тов и деталей картографического изображения
•     Обзорность карты — способность представить единому взору читателя сколько угодно обширные пространства, главные закономерности размещения и вза­имосвязи объектов, основные элементы их структуры
Рекреационная география имеет дело с очень сложным объектом, который характеризуется массой различных параметров. В этой связи часто наиболее эффективным является не столько использование отдельных карт, сколько ат­ласов, дающих систематическое картографическое представление о террито­рии и ее освоении. Атлас является собранием карт, выполненных по единой программе. Характерно методическое и техническое единство исполнения карт. Самое важное в атласе — изначальная ориентация на системное отражение оп­ределенных пространств. На картах атласа используются общие приемы ото­бражения явлений на картах, что позволяет проводить сравнительный анализ карт более эффективно. Это особенно важно при работе непрофессиональных картографов с картографической информацией.
В идеале исследования по рекреационной географии должны ориентиро­ваться на составление атласов определенных территорий. Это могут быть и небольшие по площади территории, играющие важную роль в рекреацион­ной деятельности. Например, разумным было бы составление рекреацион­ного атласа южного берега Крыма — территории хотя и небольшой, но зани­мающей важное место в рекреации, или же атлас Черноморского побережья Кавказа.
Любые географические карты оформляются с помощью картографичес­ких проекций. Картографическая проекция — способ перехода от реальной, геометрически сложной земной поверхности к плоскости карты.
Процедура создания картографической проекции сложна: вначале дела­ется переход к математически правильной фигуре эллипсоида или шара, за­тем полученное изображение проецируется на плоскость. Все этапы такого «перенесения» реальной поверхности на карту совершаются в соответствии со строгими математическими правилами.
Существует несколько основных видов картографических проекций — цилиндрическая, коническая, азимутальная, но в специальных целях исполь­зуются и многие другие. Читателям важно понять, что карта может строиться на основании различных принципов, и соответственно одна и та же террито­рия на разных картах может внешне выглядеть весьма различно.
Картографические проекции выбираются в зависимости от того, какая часть реальной поверхности должна найти отражение на карте. Существуют устоявшиеся предпочтения. Например, косая азимутальная проекция обыч­но используется на картах Азии. Эта проекция не дает искажений площадей и наиболее наглядно отражает объект на карте. Косая перспективно-цилинд­рическая проекция часто используется для отображения СССР или России. Она отличается высокой наглядностью и хорошо передает сферичность зем­ной поверхности. В зависимости от выбора картографической проекции изоб­ражение на карте может выглядеть существенно различно.
Масштаб карты — отношение длины линии на карте к длине соответству­ющей линии на земной поверхности.
Масштаб показывает, во сколько раз уменьшено картографическое изоб­ражение и сколько сантиметров местности содержится в одном сантиметре на карте. Например, масштаб 1:1 000 000 означает, что 1 сантиметр на карте соответствует 1 000 000 сантиметров (т.е. 10 километрам) на местности.
По тематике выделяются общегеографические и тематические карты. Су­ществуют карты, отражающие природные и общественные явления. Каждый тип делится на большое количество различных видов карт. Например, карты общественных явлений могут подразделяться на карты населения, экономи­ческие карты, исторические, политические и многие другие.
По масштабу карты делятся на следующие категории:
•     планы — 1:5000 и крупнее
•     крупномасштабные карты — 1:10 000-1:200 000
•     среднемасштабные карты — 1:200 000—1:1 000 000
•     мелкомасштабные карты — мельче 1:1 000 000
Деление карт по масштабу не является общепринятым. В зависимости от размеров страны могут использоваться иные стандарты. Определенную роль играют и национальные традиции классификации карт по масштабу.
По пространственному охвату выделяются карты Солнечной системы и звез­дного неба, карты планет, карты материков и океанов и т.д. Возможны клас­сификации карт по территориальным административным единицам различ­ной площади, экономическим и природным районам.
Также используется разделение карт по назначению. Особую группу состав­ляют технические карты, куда входят космические навигационные, морские навигационные, автодорожные карты и т.д. К числу специальных относятся учебные карты; они обычно используются в качестве наглядных пособий при изучении различных курсов. Отдельный тип составляют туристские карты. В соответствии с назначением на них могут быть нанесены объекты, представ­ляющие интерес для туристов и/или предназначенные для обслуживания ту­ристов (гостиницы и проч.). Туристские карты обычно отличаются красочным оформлением и особым стандартом дизайна. Особенность туристских карт со­стоит и в том, что они довольно часто загружены рекламной информацией.
Выделяются следующие группы приемов использования карт:
1)   описания по картам — словесная (письменная или устная) интерпретация ин­формации карты для определенных целей;
-
2)   графические приемы — построение на основании карт различного рода про­филей, графиков, диаграмм и проч.;
3)   графоаналитические приемы — измерения по картам координат, длин, высот, площадей, различных показателей форм и размеров объектов и т.п.;
4)   приемы математико-картографического моделирования — построение и анализ моделей на основании данных, снятых с карты.
Указанные группы приемов чаще всего используются в сочетании. У каж­дого из них — свои особенности и наиболее предпочтительные области при­ложения. В рекреационной географии наиболее применимы графические приемы и описания по картам. В зависимости от уровня профессиональной подготовки исследователя и стоящих перед ним задач, более или менее ши­роко могут использоваться графические и математико-картографические при­емы.
По уровню автоматизации и механизации работ с картой выделяются следу­ющие виды:
1)   визуальный анализ — чтение карт, зрительное сопоставление и оценка объек­тов;
2)   инструментальный анализ — с применением измерительных приборов и ме­ханических устройств (циркулей, курвиметров, планиметров);
3)   полуавтоматические (автоматизированные) исследования — применение ав­томатических устройств и компьютеров для снятия данных с карт, их обра­ботки, анализа и преобразования;
4)   автоматические исследования — полная автоматизация всего процесса исполь­зования карт. Столь высокий уровень автоматизации реализуется на базе «ав­томатических картографических систем». В реальности это — в высшей степе­ни элитарные разработки, не выходящие пока за пределы научных лаборато­рий.
Использование карт в рекреационной географии наталкивается на не­которые принципиальные ограничения, связанные с тем, что картография в ее современном виде ориентирована на работу с физическим простран­ством. Оно является как бы фоном для реализации различных явлений. Однако пространство не анонимно: физическое пространство реально, но есть и иные виды пространства, например, социокультурное. В рекреаци­онной географии часто имеют место и взаимодействуют такие процессы, явления и системы, которые невозможно отобразить в символах и поня­тиях физического пространства.
Не станем более детально останавливаться на описании классических карт. Рассмотрим несколько подробнее картоиды и мысленные карты.
Картоид — пространственная теоретическая модель, применение которой разумно в тех случаях, когда речь идет о генерализированном анализе и отра­жении масштабных пространственных явлений.
В особенности важно использование картоидов при осмыслении слож­ных и многообразных в конкретных формах проявления рекреационных, историко-географических и тому подобных процессов, когда нужно выхо­дить на высокий уровень генерализации и искать все возможные формы отображения социальной и культурной реальности. Использование кар­тоидов в рекреационной географии ни в коей мере не отрицает значимос­ти классических картографических изображений. В идеале, серии рекреа­ционных карт и картоидов должны взаимодополняться и совместно рас­крывать суть процессов использования территорий в рекреационных целях.
Свойства и возможности картоидов
1.   Пространственное подобие картоида. Нет той точности отражения реальнос­ти, как на классической карте; нет математического преобразования метрики реальности в ее отражение на поверхности карты в строго определенном масштабе, однако имеет место пространственное подобие на уровне мыслен­ного образа определенной территории.
Сопоставимость картоида как модели с картой как более точным отраже­нием реальности при соблюдении масштаба помогает при аналитической работе.
Возможность отражения динамики явлений в ее наиболее существенных и гене­рализированных чертах, эволюция явления может быть отражена более четко и характерно, чем в случае использования карт.
Содержательное соответствие картоида отображаемым явлениям. Картоид узнаваем при анализе соответствующей информации об отображаемом явле­нии. Он не является фантазией и исключает спекулятивные добавления ин­формации.
Абстрактность картоида позволяет отобрать наиболее типичные и важные характеристики явления. Итогом становится пространственная динамичес­кая модель, в которой отметается все несущественное.
Избирательность информации для отображения на картоиде. Из гигантского массива информации можно отбирать только ту, что реально необходима для конкретного исследования.
Синтетичность информации, содержащейся на картоиде. То, что в природе не существует вместе, может быть сопоставлено на картоиде.
Возможность последовательного отображения идеальных явлений. Идеальные явления плохо привязываются к физическому пространству: они детермини­руют множество значимых материальных явлений, но с трудом поддаются отображению. В случае использования картоидов проблема их пространствен­ного отображения решается наиболее адекватно.
Возможность отображения теоретических объектов. Теоретические объекты моделируются из различных компонентов реальности. Они являются резуль­татом научного абстрагирования, как, например, понятие социокультурной системы. На классической карте такого рода объекты отразить чрезвычайно сложно, а картоид позволяет это сделать.
Однозначность пространственная. Существует жесткая корреляция между тем, что изображается на картоиде, и тем, что можно увидеть в реальности и на карте. По факту сопоставление осуществляется не столько с реальностью, сколько с картой.
Однозначность знаковая. В этом отношении картоид ничем не отличается от карты. Для составления картоида вводится определенная система знаков (ус­ловных обозначений), на основе которой и ведется отражение описываемой реальности. Отличие заключается лишь в более широких возможностях ис­пользования знаковых символов при составлении картоидов.
12.  Непрерывность как свойство отчасти относится и к картоиду, однако за счет драматического неиспользования этого свойства возможно достижение боль­ших визуальных эффектов и принципиально новых результатов. Картоид от­ражает разделение реального физического пространства на социокультурные пространства.
13.  Обзорность — неотъемлемое свойство картоида. Суть его заключается в том, что одна модель, один лист картоида может вмещать пространства колоссаль­ной площади.
14. Наглядность также является свойством картоида. Изображение должно быть таким, чтобы оно воспринималось корректно и работало на максимальную читаемость картоида. В психологии восприятия, практическом изучении вос­приятия карт накоплен блоки реальности в ее отражение на поверхности карты в строго определенном масштабе, однако имеет место пространственное подобие на уровне мыслен­ного образа определенной территории.
15. Информативность картоида очень велика. Он содержит в закодированном виде определенное количество информации. Важно, что эта информация часто носит ключевой характер: она дает ключ к пониманию массы конкретики.
Основные отличия картоидов от классических картографических изображе­ний состоят в следующем:
¦    нет масштаба и точного следования физическим территориальным пропор­циям отражаемого на модели пространства
¦    не учитывается классическая система географических координат в виде сет­ки параллелей и меридианов
¦    вводится система условных обозначений генерализированного типа, которые могут не встречаться в физическом пространстве и отражать сложные, иде­альные по своей сути явления
¦    игнорируются те элементы реального пространства, которые не важны для теоретического анализа, проводимого с помощью картоидов
¦    существуют строго определенный уровень и стандарт генерализации, задавае­мые изначально
Вводится соответствующая система теоретических терминов и понятий, которые и используются как основа отражения реальности. Классическое кар­тографическое отображение достаточно нейтрально относительно исходных теоретических построений. Картоид, напротив, изначально теоретически за­гружен, предопределен. В основание построения картоидов закладывается чет­кая система теоретических понятий и терминов, и корректное понимание кар­тоидов возможно только на их основании. Из этого следует, что использование картоидов должно сопровождаться созданием специфических систем ус­ловных обозначений. В силу своей теоретической загруженности картоид может вызывать согласие или несогласие. При этом согласие или несогласие с ним — не обязательно функция прочтения его как графической модели. Картоид должен базироваться на системе понятных условных обозначений, читаемых совершенно однозначно независимо от того, как оцениваются тео­ретические установки, заложенные в его основание.
Таким образом, можно видеть, что картоид обладает многими свойствами классической карты, хотя имеет и принципиальные отличия, заключающие­ся в отсутствии строгой математической основы и точной передачи физичес­кого пространства. Картоид передает поверхность как образ реальности, от­ражаемый в узнаваемом виде.
Карта метрична. Наличие в ней масштаба и математической основы по­зволяет восстановить пространство реальности на основании пространства карты. В картоиде метричность в строгом математическом смысле отсутству­ет, однако имеет место сопоставимость с образом того или иного простран­ства.
Картоиды, в особенности атласы картоидов, обладают большим количе­ством преимуществ по сравнению с классическими картами и атласами.
Эти преимущества таковы:
1.   Драматически снижается техническая сложность составления атласа.
2.   Нет резкого разделения технических задач и содержания атласа. Содержа­тельный аспект отступает на второй план.
3.   В рамках классических картографических атласов нет реальной возможнос­ти отразить многие явления. Карта обладает свойствами генерализации, из­бирательности и так далее, но для нее не существует свойства размытости пространственной локализации отражаемого явления. Картоид решает дан­ную проблему, поскольку это — пространственно-подобная модель, в кото­рую спокойно вписываются и не имеющие четкой локализации явления.
Выбор между картоидом и картой часто номинален. Это выбор между тем, что может быть сделано в реальности, и неким идеальным вариантом. Клас­сические карта и атлас — это чаще всего идеальный вариант (по причине до­роговизны такого рода работ). Картоид, безусловно, несколько ущербный вариант отображения пространственных процессов и явлений: он не переда­ет строгого соответствия модели и реальности. Однако это наиболее реалис­тический вариант.
Для рекреационной географии картоиды могут иметь очень важное зна­чение и по познавательным причинам. Рекреационная география, как ника­кая иная область географического познания, связана с чувственными и нема­териальными аспектами человеческого восприятия. Предпочтения рекреантов, сложившиеся у них образы реальности — не нечто второстепенное и малозначащее. Все это крайне важно для формирования рекреационных по­токов и их воспроизводимости, реальной географии рекреационных районов.
Использование картоидов в рекреационной географии очень перспектив­но. Карта следует строгой математической основе и исключает субъективность образов рекреантов. Однако дело в том, что для рекреационной географии са­мое главное — именно эта образность мира, а не математическая основа карты. И сколь бы причудливыми ни были образы тех или иных территорий, сложив­шиеся у рекреантов, именно они, а не реальные физические характеристики пространства и возможности ТРС определяют конкретное поведение отдыха­ющих в пространстве и во времени.
Относительной новинкой современной географической науки можно счи­тать мысленные карты (mental maps). Развитие этой методики — достижение западной «гуманистической» географии (Humanistic geography) как особого направления, развивающегося со второй половины 1960 годов. Методики со­ставления и области применения мысленных карт описаны во множестве за­падных географических работ, но лишь изредка упоминаются в работах на русском языке. Возможности этого метода исследования явно недоиспользо­ваны. Между тем он исключительно важен и интересен для рекреационной географии.
Мысленные карты — фиксированные образы пространства, сохраняемые в сознании людей. Мысленная карта — это мысленный образ, а не карта в буквальном смысле. Она реальна в той же степени, как и все остальные иде­альные проявления в человеке.
Для исследования мысленных карт применяются различные методики, наиболее традиционными из которых являются следующие:
•    углубленное интервью с респондентом, во время которого выясняются пред­ставления человека об определенном месте. Итогом может быть словесное описание, которое затем переводится в графическую или картографическую форму самим исследователем
•     составление респондентом планов-образов определенного пространства. В та­ком варианте очень мало слов, но есть персонифицированное графическое отражение образа определенного пространства
•    опрос методом семантического дифференциала, т. е. изучение ассоциаций того или иного места с соответствующими словами, чувствами, эмоциями
Это три основных метода выявления мысленных карт, которые могут при­меняться с некоторыми вариациями. Детали определяются конкретной исследовательской задачей. Вероятно, идеальный вариант — это применение всех трех отмеченных методов в комплексе. Однако часто это сложно сделать по причине утомляемости респондента: далеко не все люди и не всегда гото­вы на длительные беседы в научных целях. Фактор времени обычно весьма значим.
Приведем примеры применения отмеченных методик исследования мыс­ленных карт.
Углубленное интервью с респондентом проводится по заранее составлен­ной программе, включающей вопросы, на которые респондент дает ответы. Они фиксируются самим респондентом или интервьюером и впоследствии анализируются исследователем. Основанием для корректного проведения интервью являются соответствующие социологические и социально-психо­логические методики.
Исследование мысленных карт посредством черчения планов-образов в основном сводится к просьбе отразить на листе бумаги определенную часть пространства, например, начертить карту Крыма. Как правило, Южный бе­рег Крыма занимает непропорционально большое место, что связано с ин­формационной наполненностью представлений о Крыме. Важны вопросы, связанные с мысленным определением расстояний от одного места до друго­го. Очень часто люди неадекватно приближают или удаляют на существен­ные расстояния от своего места жительства различные пространственные объекты: приятные для человека места могут мысленно приближаться, скра­дывая физические километры; неприятные же, напротив, отодвигаются. Мысленные искажения физического пространства при этом могут быть ре­ально значимыми.
Исследование мысленных карт посредством метода семантического диф­ференциала связано с выявлением и описанием ассоциаций. Например, зада­ется вопрос: «С какими словами у Вас ассоциируется Крым?» Нужно назвать 3, 5, 10 или неограниченное количество слов. На основании массива ассоци­аций, собранного при опросе различных респондентов, и осуществляется ана­лиз образа определенного места.
Итогом всех перечисленных методов является определение образов про­странства опрошенных. Так может быть определена степень конкретности представлений человека о месте, эмоциональная загрузка, ассоциации и мно­гое другое в восприятии места. Сколь бы ни было неопределенным и расплыв­чатым представление человека о том или ином месте, именно оно — пред­ставление, а не место как таковое — является основным фактором, определя­ющим пространственное поведение данного человека, в том числе и при выборе мест отдыха. Коль скоро встает вопрос о месте проведения очередно­го ежегодного отпуска, неосознанно всплывают мысленные карты различных мест, однозначно определяя выбор следующей поездки. Люди «просто зна­ют», куда им нужно ехать. В основании выбора лежит мысленная карта рек­реационного пространства с набором различных предпочтений.
При исследовании мысленных карт достаточно четко выделяются два под­хода. Структурный подход акцентирует внимание на том, какая информация об определенных местах содержится в сознании людей: действительно важно знать, какой информацией пользуются люди при принятии решений в по­вседневной жизни. Оценочный подход акцентирует внимание на том, какие факторы влияют на формирование определенных образов пространства. Эти два подхода тесно связаны.
Исследование мысленных карт, по сути, решает вопрос о том, каким об­разом восприятие влияет на реальное поведение. В этой связи применение мысленных карт особенно важно при анализе пространственного поведения людей и выбора ими предпочтений в процессе своей деятельности. Очень важ­но исследование мысленных карт и при изучении спроса на рекреационный сервис иностранных туристов.
К числу реальных и очень важных достижений метода составления и изу­чения мысленных карт можно отнести следующее:
•     выявление фиксированных образов мест и возможность их достаточно стро­гого отображения
•     определение групповых и индивидуальных различий в восприятии образов мест и возможность использования этого знания в практических целях
•     выявление и изучение несомненных связей между существующими образа­ми реальности и поведением людей
Мысленные карты позволяют выявлять и исследовать реально существу­ющие образы пространства, что крайне важно для рекреационной географии, связанной с анализом пространственного поведения людей.
Ключевые понятия и термины: рекреационная география, объекты рекреации, субъекты рекреации, рекреационная деятельность, территориальная рекреацион­ная система, социокультурная система, карта, атлас, масштаб карты, картографи­ческая проекция, картографическая генерализация, картоид, мысленная карта.
Контрольные вопросы
Определите объекты и субъекты рекреации, сущность рекреационной деятельности.
Назовите основные подходы к определению предмета рекреационной географии.
Назовите предмет, объект и методы исследований рекреационной географии.
Какова сущность предметного содержания рекреационной географии?
Каково место рекреационной географии в системе географических наук?
Какое вклад отечественных ученых в разработку проблем рекреационной географии?
Перечислите основные задачи теории и практики рекреационной географии.
Какие основные задачи решает рекреационная география на современном этапе своего развития?
Источниковая база рекреационной географии. Основные источники рекреационно-географической информации.
Какие методы исследований применяются в рекреационной географии? Кратко оха­рактеризуйте сущность и содержание картографического метода.
 
 
2. ПОНЯТИЕ О РЕКРЕАЦИИ. РЕКРЕАЦИЯ И ОТДЫХ
2.1. Рекреация как социокультурный феномен современности
 
Из Российского Энциклопедического Словаря (т. 2, 2000) — самого крупного и современного энциклопедического издания в нашей стране, следует:
I Рекреация (в переводе с польского языка rekreacja — отдых, с латыни recreation — восстановление) — это: 1) праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее); 2) помещение для отдыха в учебных заведениях; 3) отдых, вос­становление сил человека, израсходованных в процессе труда
Исследованием данного явления занимаются специалисты различных от­раслей знания — географы, биологи, психологи, экологи, медики, социоло­ги, экономисты. В связи с этим следует отметить большую трудность в опре­делении круга понятий, относящихся к рекреационной деятельности. Рекре­ация как таковая является одним из основных объектов исследования таких наук, как рекреационная география, рекреалогия, рекреационное природо­пользование и других.
Рекреационная география — 1) наука, изучающая географические закономер­ности функционирования и развития территориальных систем организации деятельности людей вне рабочего времени;|2) географическая дисциплина, изучающая и моделирующая собственный объект исследования — террито­риальные рекреационные системы.
Рекреалогия — 1) междисциплинарная наука о рекреационных системах/ос-нованная на парадигмах экологии человека; 2) наука о процессах и методах восстановления живых сил человека.
В нашей стране своими исследованиями в этих областях научного зна­ния особенно известны ученые РМАТ (Российской международной ака­демии туризма), Сочинского университета курортного дела и туризма, Бал­тийского международного института туризма, Московского и Санкт-Пе­тербургского государственных университетов, Смоленского гуманитарного университета, Института географии РАН и других. Отметим деятельность наиболее выдающихся специалистов: И.В. Зорина, В.А. Квартальнова, B.C. Преображенского, Т.В. и Д.В. Николаенко, Ю.А. Веденина, Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебова, В.Б. Нефедовой, Г.П. Долженко, В.М. Кри-вошеева, В.В. Храбовченко, Ю.Д. Дмитревского, А.В. Даринского, А.А. Ро­манова, А.Ю. Александровой, Н.С. Фальковича, Е.В. Колотовой, Ю.С. Путрика, Т.А. Ирисовой, П.В. Болыпаника, A.M. Сазыкина, Е.А. Ок­ладниковой, А.В. Дроздова, И.И. Пирожника и многих других.
В отечественной и зарубежной литературе до сих пор нет единого мнения по поводу определения понятия «рекреация»./В рамках данного параграфа мы попытаемся провести обзор основных понятий, связанных с рекреационной деятельностью, и выяснить, что же такое рекреация. Для этого нам необходи­мо проанализировать и сопоставить основные точки зрения и взгляды специ­алистов на рекреацию как уникальный социокультурный и экономический феномен.
Определение основных понятий, связанных с явлением рекреации, ока­зывается в высшей степени сложным. Это объясняется рядом причин. Во-первых, тем, что не существует единого международного терминологичес­кого стандарта по данной тематике. В разных странах господствует суще­ственно различное официальное понимание (и соответственно толкование) понятий и терминов, связанных с рекреацией и сферой досуга. Во-вторых, в нашей стране не существует единой законодательной базы, в которой был бы точно определен круг основных понятий, связанных с рекреацией и ин­дустрией досуга. В данных условиях наблюдается полный плюрализм мне­ний. Всегда найдется такой специалист, который докажет некорректность приведенного строгого определения и скажет, что «все не так, а наоборот». В-третьих, в силу различных причин такие понятия, как рекреация, туризм, отдых, экскурсия, свободное и рекреационное время, досуг и другие, в ре­альных условиях зачастую не так-то просто различимы. Поэтому не станем ориентироваться на предельно точные и сложные определения (да в этом и нет необходимости) — опишем лишь основные понятия, наиболее часто встречающиеся в современной отечественной и зарубежной литературе, их содержание и соотношение лишь в самом общем виде, не вдаваясь в под­робности и детали.
Начнем мы свое исследование с понятия «рекреация».{В научной лите­ратуре термин рекреация появился в США в конце 90-х годов XIX века. Он появился только с введением нормированного рабочего дня, второго выходного дня, летних отпусков.]Рекреация это одновременно восстанов-ление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды дея­тельности. Как уже было сказано выше, рекреация в переводе с латыни означает восстановление, отдых. Именно эта точка зрения бытовала в оте­чественной (в основном советской) литературе. В современной литерату­ре, изданной в последние годы, наблюдается переход к новому видению рекреации.
В частности, В.А. Квартальное в одной из своих последних работ (Эн­циклопедия туризма, 2000) приводит следующие определения данного по­нятия.
Рекреация — это:
¦    расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоци­ональных сил человека
¦    любая игра, развлечение и т.п., используемые для восстановления физи­ческих и умственных сил
¦    наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходя­щийся преимущественно на уик-энд
¦    перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая воз­можность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды
¦    цивилизованный отдых, обеспечиваемый различными видами профи­лактики заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно-турист-скими мероприятиями, а также в процессе занятий физическими уп­ражнениями
I Рекреация и туризм пересекаются: к рекреации относятся все виды дея­тельности, не связанные с переменой места жительства; туризм же — это уче­ба, деловой туризм, лечебная рекреация, шоп-туры, политический туризм^ Следовательно, зоной их пересечения являются все виды туризма, которые на­правлены на восстановление, оздоровление, релаксацию, дачный отдых, па­ломничество, экотуризм.
Согласно приведенной точке зрения выделяют три последовательные фазы рекреации:
•     «образ» — отражает характер и структуру рекреационных потребностей и фор­мируемой ими избирательности времени, мест и форм отдыха
•     «ситуация» — характеризует систему рекреационных занятий
•     «след» — определяет эффективность рекреации, включая эмоциональные ас­пекты — воспоминания
 
Опыт
Полемические заметки географа о проблемах терминологии в рекреационной географии и туризме
(по A.M. Сазыкину)
В последнее десятилетие идет интенсивное развитие коммерческого туризма, в отличие от советского времени, когда он был преимущественно социальным. Не­обеспеченность правовой, экономической и управленческой базы коммерческого ту­ризма привела к многочисленным перекосам в индустрии туризма России (чрезмер­ное количество турфирм, преобладание выездного туризма над въездным и пр.). Бурное развитие туризма в России сопровождалось внедрением западных технологий и привнесением в туризм новой терминологии, преимущественно англоязычной. Это нередко противоречит устоявшейся и хорошо разработанной туристской термино­логии, принятой в СССР и России.
В конце 1960 годов в географии появилось новое научное направление — рекре­ационная география, которая занималась изучением территориальных особеннос­тей объектов, процессов и явлений, связанных с восстановлением духовных и физи­ческих сил людей. Под рекреацией (в упрощенном изложении) подразумевались от­дых и тур
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.