На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Роль церкви в истории русской культуры

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     МОСКОВСКИЙ  АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ) 
 
 
 
 

     Кафедра истории и культурологи
     Роль  церкви в истории  русской культуры
     РЕФЕРАТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнила:
       студентка 2УП1 Дубровская А.Д.
     Приняла:
     К.И.Н. Доц. Матвеева А.М. 
 
 

     Москва 2011 г. 

    Содержание 

    Введение…………………………………………………………………..2
    1.БОРЬБА  ХРИСТИАНСТВА С РУССКИМ 
    ЯЗЫЧЕСТВОМ……………………………………………………………4
    2.МЕСТО И РОЛЬ ХРИСТИАНСТВА В РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ
    КУЛЬТУРЕ………………………………………………………………9
    2.1 Письменность и образование………………………………………9
    2.2 История, литература………………………………………………10
    2.3 Скульптура …………………………………………………………11
    2.4 Зодчество …………………………………………………………12
    2.5 Живопись ……………………………………………………………14
    2.6 Музыка ………………………………………………………………19
    3.ПРАВОСЛАВИЕ  В СОВРЕМЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ
    КУЛЬТУРЕ……………………………………………………………. 23
    Заключение……………………………………………………………..25
    Список  литературы……………………………………………………..27 
 
 
 
 
 
 

    Введение
      Веками в культуре России существовала смыслообразующая связь с христианством. Рождение и смерть, душевные и телесные страдания человека определялись христианскими ориентациями, нормами морали, непреходящими этическими ценностями. Знание о человеке, кроме биологического, всегда включало в себя нравственное измерение. Связь науки и нравственности и сегодня - важнейшее условие выживания современной цивилизации.
     Историю своей страны должен знать каждый человек. Она примиряет нас с несовершенством настоящего, как с обыкновенным явлением во всех веках. История помогает людям избегать ошибок в настоящем, опираясь на примеры прошлого. Для того чтобы понять сущность происходящего, надо заглянуть в далекое прошлое. Именно изучая его, сможем мы найти ответ на вопрос о том, что ныне происходит с православной церковью, какую роль она играет в жизни людей, государства. Эту тему необходимо рассматривать с далеких времен, когда Русь перешла к единобожию, с принятия христианства. Для нас, живущих в ХХI веке, история развития православной церкви, ее влияние на общественную жизнь людей и государства в целом становится все более актуальной. Тема христианизации представляет большой интерес ввиду того, что сейчас, с точки зрения исследователей современного общества проходит эпоха "Второго Крещения Руси", возрождения и процветания православной церкви. История неоднократно доказывала, насколько правильно была выбрана христианская религия и, может быть, поэтому она нашла достойное место в сердцах русских людей.
   Цель настоящей работы - выявить основные тенденции влияния Православной церкви на развитие русской национальной культуры, для чего необходимо рассмотреть ряд вопросов, а именно:
    а) история христианизации Древней  Руси;
    б) значение христианства в развитии русской  национальной культуры;
    в) культурологическая роль православия  в современной России.
    Статус  государственной религии христианство приобрело после массового крещения восточных славян, проведенным в 988-989 годах князем Владимиром Святославичем. С этого времени распространение христианства приобретает характер государственной акции, активно формируется церковная организация, как составная часть государства. Становление христианства как единой государственной идеологии способствовало сплочению территории и укреплению Древнерусского государства. Единство религии способствовало вхождению Древнерусское государства в мировое христианское общество, сблизило Русь с Византией. Русская церковь была частью Константинопольской патриархии, и Византия долгое время оказывала влияние на Русь. Принятие христианства привело к изменениям в культуре древнерусского общества и ее обогащению. Из Византии на Русь пришли живопись, архитектура, письменность и письменная литература. В то же время преследованиям подверглись языческое, народное в своей основе искусство: декоративное, музыкальное, хореографическое. Введение христианства, встречало сопротивление народных масс, в 11 веках волнения низов нередко приобретали форму движений против новой религии в защиту язычества. До 13 века распространение христианской религии ограничивалась в основном городами, после монголо-татарского нашествия христианство широко проникло и в деревню, хотя отдельные пережитки язычества сохранялись вплоть до 19 века.
    Старинная русская формула, что первый Рим  изменил, второй или новый (Константинополь) пал, но им наследовал третий — Москва, нашла своё отражение в становлении  русской национальной культуры.
    Типологические  особенности русской культуры существенно отличали её от культур европейских цивилизаций и определили ее дальнейшее развитие, ее будущую историю. Первой такой особенностью стала бинарность такой культуры. В древности бинарность воплотилась в феномене двоеверия в художественной культуре — в сочетании старого и нового, языческого и христианского начал, в синтезе, давшем взлет всех видов искусств. При этом полного отказа от прежних ценностей языческой культуры не произошло. С трудом расставшись с языческими капищами и восприняв идущие из Византии духовные ценности, русская культура сделала это без излишней рационалистичности, сохранив жизнеутверждающий дух народной языческой культуры. Язычество как культ, как религия постоянно изживалось, но его главные ценности — чувство единения с природой, поэтика природы и художественного творчества — сохранились и стали основой для всего последующего развития художественной культуры.
    Второй  особенностью русской культуры стала ее анонимность, соборность. Дело в том, что вместе с христианизацией на Русь пришла линеарная концепция истории и вступление Руси в осевое время мировой истории означало, что все исторические события обретают свой неповторимый смысл, ход времени получает в сознании людей определенную направленность и начинает осознаваться как история, усиливается роль рациональности и появляется философское мышление, религия наполняется этическим смыслом, вокруг нравственных оценок жизни. 

    1. БОРЬБА ХРИСТИАНСТВА С РУССКИМ  ЯЗЫЧЕСТВОМ 

    В истории любой страны есть события, которые являются знаковыми. Они  становятся своеобразной точкой отсчета, важным поворотом в развитии государства. X век стал важным этапом в развитии Русского государства, определил его дальнейшую судьбу. Связано это с принятием христианства на Руси.
    Данная  тема на протяжении долгого времени является объектом пристального внимания со стороны историков. Много духовных и светских авторов писали о принятии христианства на Руси. Исследователи восстанавливали ход событий конца X века, используя при этом материалы "Повести временных лет", сведения иностранных источников, литературу житийного характера .
    На  заре государственности у восточных славян главенствующие позиции занимало язычество. Накануне крещения Руси оно достигло высшей точки своего развития. Славяне придерживались многобожества. Одним из главных языческих богов был Перун - покровитель грома и молний . Почитали славяне бога Велеса (Волоса) - покровителя скота и скотоводов, а также Стрибога - бога ветра и бури, Дажьбога - олицетворявшего собой солнце. Перуну и другим богам приносили кровавые жертвы. Так, в княжение Святослава после одной из битв "русские вышли в поле, собрали все трупы убитых к городской стене и сожгли их на кострах, заколов над ними, по языческому обычаю, много пленных и женщин. Затем, совершив эту кровавую жертву, они, также по языческому обычаю, погрузили в волны Дуная петухов и живых младенцев" . Подобные случаи были не единичны. Это было в самой природе язычества.
    Рассказывая об обычаях древлян, летописец отмечал, что они жили "звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у  них не бывало, но умыкали девиц  у воды. А Радимичи, и вятичи, и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены" . Вместе с умершими хоронили их жен. "Этого же обычая держались и кривичи и прочие язычники, не знающие закона Божия, но сами себе устанавливающие закон" .
    Таким образом, являясь безусловным злом, язычество не свяывало духовно отдельные группы общества, не объединяло народы, проживавшие на территории Русского государства, тормозило их развитие. Необходима была другая вера, которая могла бы разбудить спящую душу человека, возродить ее, вернуть к истинной Жизни.
    Следует отметить, что на Руси христиане  начали появляться еще задолго до ее официального крещения святым князем Владимиром Святославовичем. Первыми славянами-христианами были купцы. Но христианские идеи жили в умах и душах славян еще в первые века нашей эры. Летописец обращает внимание на то, что славяне имели "свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые — свой нрав... поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай" . Значит, среди нравственного опустошения, которое приносило язычество, были примеры света и добра. По преданию, крещение славян произошло во времена киевских князей Аскольда и Дира. При осаде славянами Константинополя в 866 году, город спасся чудом: когда вокруг его стен обнесли ризу Божьей Матери, "варвары - по словам патриарха Фотия - тотчас сняли осаду города. И мы избавились от ожидаемого плена и сподобились нечаянного спасения" . На русов это произвело сильное впечатление, они убедились в преимуществе христианской веры и приняли крещение. Затем в Киев прибыл назначенный Фотием епископ, но не все язычники хотели стать христианами. Произошло еще одно чудо: положенное епископом по требованию язычников в костер Евангелие не сгорело. "И сим чудом ужаси Русь и многая крести", — повествует летописец .
    Итак, первые христиане начали появляться на Руси еще в первые века нашей  эры, а к IX веку их число заметно  увеличилось. Но официальной датой  Крещения Руси принято считать 988 год  — во время правления князя  Владимира.
    Великим князем Владимир Святославович стал в 980 году. Младший сын князя Святослава Игоревича и ключницы Малуши был отправлен отцом на княжение в Новгород. У Владимира было два брата: Олег, княживший в Чернигове, и Ярополк, правивший в Киеве. В годы правления Ярополка в Киеве было уже достаточно много христиан. Сам князь воспитывался бабкой великой княгиней Ольгой — в традициях христианской веры. Его жена также была христианкой. Таким образом, семья Ярополка жила в христианских традициях. После гибели Олега и убийства Ярополка Владимир стал полноправным великим князем. Как же человек, поднявший руку на брата, стал крестителем земли Русской?
    Чтобы понять это, обратимся к первым годам  княжения Владимира. В первые годы его правления язычество на Руси преобладало, известны даже случаи расправ с христианами. Так, однажды, во время очередного жертвоприношения, жребий пал на юношу из семьи купца-варяга, который оказался христианином. Купец по имени Феодор не пустил дружинников в дом и не выдал им своего сына Иоанна, а лишь ответил: "Не боги это, а простое дерево... Бог же один, ему служат греки и поклоняются; сотворил Он небо и землю, и звезды, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле" . Язычники уничтожили дом купца и укрывшихся в доме. В данном случае жертвоприношения не состоялось, но погибли два христианина. (Их память празднуется Церковью 12/25 июля). Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры.
    Выбор новой веры явился для Владимира поистине продуманным шагом: князь принимал послов из разных стран, чтобы узнать, чья вера лучше. Были среди них представители мусульман, иудеев, католиков и православные греки. Князь выслушал послов и отправил десять избранных мужей в эти страны. Вернулись послы с однозначным решением: "Когда же пришли мы к Грекам, и они повели нас туда, где служат своему Богу, то мы в изумлении не ведали, на небе ли мы или на земле" . Послы нашли в Православии то, чего нет ни в одной другой религии, — радость духовную, истинную Жизнь. Владимир также остановил свой выбор на православной вере, ведь еще великая княгиня Ольга приняла Крещение. "Если бы дурен был закон греческий, то и Ольга, бабка твоя, мудрейшая из всех людей, не приняла бы его", — сказали ему старейшины .
    Вскоре  князь, по соглашению с правителями Византии, отправился в Корсунь — для подавления бунта воеводы Фоки. Дважды давал он обещание, что примет крещение. Первый раз — когда осаждал город, второй раз — когда потребовал себе в жены греческую принцессу Анну, на что получил отказ, потому что был язычником. И только на третий раз — крестился. Незадолго до Таинства Владимир начал колебаться в своевременности крещения и внезапно ослеп.
    Прозрел князь только в купели, во время  Крещения.
    Надо  полагать, решение Владимира креститься не было внезапным. Перемена в душе бывшего язычника произошла тайно, сверхъестественным образом, действием Божественной благодати. Недаром митрополит Иларион в своем "Похвальном слове..." отмечал: "Переворот в душе Владимира объясняется духовной талантливостью и благодатным озарением от Духа Божия" .
    Вернувшись  в Киев, Владимир начал менять свою жизнь. Сначала он крестил своих  детей, освободил языческих жен от супружеских обязанностей. Так, одна из его жен — Рогнеда — долго не соглашалась оставить князя, а потом постриглась и в иночестве получила имя Анастасия. С 988 года совершенно изменилась нравственная жизнь Святого Владимира. Будучи язычником, он имел много жен, около 800 наложниц, проводил время в веселье и забавах. Польский летописец Титмар Межиборский называл Владимира "блудником безмерным и жестоким" . После крещения князь следует евангельским истинам. Милосердие и великодушие Владимира были беспредельными. Он раздавал милостыню, подарки нищим и бродягам, а для тех, кто был болен, приказывал снарядить возы с хлебом . Князь совершил беспрецедентный акт: на некоторое время во имя Христа милующего и прощающего отменил казни и телесные наказания.
    Но  крещение князя не означало крещения Руси. Необходимо было крестить народ, распространить новую веру на всю территорию государства. Вначале рассекали идолов, жгли и бросали в воду. После их разрушения приступили к проповеди народу веры Христовой. Прибывший из Греции митрополит со священниками ходили и проповедовали по Киеву слово Божие, Владимир также принимал участие в проповеди. Таким образом, народ готовили к принятию Святого Крещения. В августе 988 года киевлян крестили в водах Днепра. "Кто стоял по шею в воде, кто до плеч; малые теснились поближе к берегу, а младенцев взрослые держали на руках" . Князь стоял здесь же, "умилившись духом при виде этого радостного зрелища, как крестится его родной народ" и молился за него . Крещение в Киеве проходило мирно, а в Новгороде, оплоте язычества, введение христианства проходило нелегко. Новгородцы с оружием встретили дядю князя, Добрыню. Несколько сот человек были мирно крещены епископом Иоакимом и священниками, с мятежниками Добрыня и тысяцкий Путята расправились силой оружия. Добрыня распорядился сжечь идолов. Новгородский посадник Воробей пошел на торг и стал уговаривать народ креститься. После этого многие новгородцы сами пошли к реке — принимать Крещение.
    Дальше  предстояло распространить новую веру на периферию государства. Естественными  каналами ее распространения были водные пути – по Днепру и Волхову и их притокам. Особые трудности вызывала христианизация неславянских племен и народностей, насеявших Киевское княжество,– угро-финских и тюркских. Ведь помимо географических и этнических факторов имели значение и признаки социальной принадлежности. Историк литературы Е. В. Аничков говорит в этой связи о распространении «от сословия к сословию, вниз и вширь по шкале социальных отношений». Он утверждает, что «крестилась знать, сначала киевская, потом новгородская; только позднее христианство захватывает более широкие слои населения и все более отдаленные от Киева области» . Формально, может быть, и простой народ в Киеве под страом наказаний от князя и его дружины крестился сразу, но по существу заинтересованной в христианизации была именно знать, которая многое выигрывала в результате того политико-идеологического переворота, с которым было связано установление христианства на Руси. Что же касается социальных низов, то христианство завоевывало их постепенно, подавляя их временами упорное сопротивление, в основе которого лежали не только и даже не столько религиозные факторы, сколько причины социально-политического порядка.
    Сопротивление христианизации на севере государства было упорнее и ожесточеннее, чем на юге, ибо север больше тяготел к Новгороду, чем к Киеву. В 1024г., как свидетельствует «Повесть временных лет», вспыхнуло восстание в Суздале. В 1071 г. произошло крупное восстание и в Новгороде. Через 80 лет после того, как Добрыня окрестил новгородцев, они не испытывали симпатий к христианству и все стали на сторону апологета старой, языческой веры!
    Со  сменой веры Русь стала наравне с другими государствами, такими как Византия, Болгария, Чехия. Принятие христианства способствовало единству и укреплению Древнерусского государства, отныне повысился его международный авторитет. Принятие новой веры способствовало развитию торговли с другими европейскими странами. Основывались монастыри, которые играли важную роль не только в духовном развитии, но и в хозяйственном отношении: монахи и послушники работали на земле, возделывали ее.
    Таким образом, с Крещения Руси началась ее подлинная культурная и государственная жизнь. Под влиянием христианства жестокие нравы смягчились, потому что Церковь принесла с собой учение о .любви и милости. Принятие Православия стало определяющей чертой духовного облика русского человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. МЕСТО  И РОЛЬ ХРИСТИАНСТВА В РУССКОЙ  НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ 

    2.1 Письменность и образование 

    После принятия христианства остро ощущалась  необходимость в священнослужителях. Для этого были организованы школы, в которых обучались дети представителей разных социальных групп. Равноапостольный князь, как говорит летописец, повелел "поимати у нарочитое чади дети и даяти на ученье книжное" . В школах обучали славянской грамоте и письму. При потомках Святого князя Владимира распространение грамотности сопровождалось созданием библиотек. Так, князь Ярослав Мудрый собрал множество книгописцев, которые переводили с греческого на славянский язык . Ими было написано множество книг, положивших начало библиотеки Киевского собора.
    Навсегда  в русской культуре останутся  Кирилл и Мефодий (братья Солунские), славянские просветители, православные проповедники, создатели славянского алфавита. Кирилл (ок. 827-869; до принятия в 869 монашества — Константин Философ) и Мефодий (ок. 815-885) в 863 были приглашены из Византии князем Ростиславом в Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке. Перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги. Святые Православной (память 11/24 мая, Кирилла также 14/27 февраля, Мефодия – 6/19 апреля) и Католической (память 14 февраля и 7 июля) церквей.
    Собрания  книг при храмах были и в других древнерусских городах. В Новгороде книги собирали и хранили в Софийском соборе. Сначала богослужебные книги привозили на Русь из Византии, затем их стали создавать на Руси. С принятием христианства появилось большое количество переводной литературы. Первыми проникли на Русь книги, переведенные с греческого языка на старославянский. Среди них были собрания служб на весь год, тексты праздничных служб до и после Пасхи, различные служебники. Появились Евангелие, тексты апостольских деяний, жития, в которых ставились и разрешались вопросы христианской морали, монашеской жизни, описывались жизнь и подвиги деятелей Церкви . Книги носили, главным образом, поучительный характер. 
 

    2.2 История, литература 

    Христианизация  Руси, кроме распространению письменности, во многом способствовала и появлению первых литературных произведений. Потребность в которых испытывала прежде всего церковь для изложения христианского вероучения. С конца X и до начала XII в. в культуре Киевской Руси появляется несколько литературных жанров. Здесь были и проповеди, и эпические произведения — летописи, жития святых, апокрифы.
    Из  первых литературных сочинений того времени следует назвать прежде всего «Речь философа», составленную в форме обращения к князю Владимиру, «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. В первом сочинении излагается всемирная история — от сотворения мира до выбора Владимиром новой веры. Летописцы утверждают, что под воздействием этой речи Владимир и принял христианство.
    Выдающимся  литературным памятником того периода, относящимся к летописному жанру, является «Повесть временных лет» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Главная цель этой летописи состояла в том, чтобы показать место Русской земли среди других держав, доказать, что русский народ имеет свою историю. Вводная часть начинается с описания всемирной истории, но на сей раз от «всемирного потопа» и распределения земли между сыновьями Ноя. Нестор передает библейскую историю о Вавилонском столпотворении, во время которого люди разделились на народы и заговорили на разных языках, и отмечает образование славян от Иафета. «Повесть временных лет» определяет место русского народа среди народов мира, описывает происхождение славянской письменности, образование Русского государства.
    В литературе этого периода отчетливо просматриваются такие характеристики национальной психологии, как жертвенность и стремление к страданию. Лучше всего это видно на агиографической литературе — житиях святых — любимом чтении наших предков. Не случайно первыми русскими святыми стали Борис и Глеб, младшие сыновья великого князя Владимира Святославовича, отказавшиеся сопротивляться своему старшему брату и принявшие от него добровольную мученическую смерть. 
 
 

    2.3 Скульптура 

    Русское Православие, выступившее преемником традиций христианской Византии, поддерживало общепризнанную православную идею об изображении исключительно святых образов в плоск5ом измерении. Главным  образом, это выражалось в иконописи  и фресках. Скульптурное же искусство  осталось в стороне.
    Со  вступлением России в эпоху Возрождения, во второй половине XVIII в. в русском  искусстве формируется стиль классицизм. Своеобразие русского классицизма заключалось в том, что его мастера обращались не только к античности, но и к родной истории, что они стремились к простоте, естественности и человечности. В классицизме нашли свое художественное воплощение идеи абсолютистского государства, пришедшего на смену феодальной раздробленности. Абсолютизм выражал идею твердой власти, пропагандировалась вечность абсолютистского строя.
    Большую роль в украшении новой столицы  — Петербурга — играла скульптура. Видное место в истории скульптуры в начале XVIII в. принадлежит Карло Бартоломео Растрелли (1675—1744). Особенно полно раскрылся талант Растрелли в жанре портрета. Об этом свидетельствует знаменитый бюст Петра I (1723). Парадный и вместе с тем глубоко правдивый, исполненный внутреннего порыва, этот портрет был новым словом в скульптуре. Весьма значительны и другие сохранившиеся работы скульптора — скульптурный портрет Анны Ивановны («Императрица Анна Ивановна с арапчонком», 1733—1741) и т. д.
    Величайшим  завоеванием русского классицизма  второй половины XVIII в. был скульптурный портрет, который своими наиболее высокими достижениями обязан творчеству Федота Ивановича Шубина (1740—1805). Сын помора, земляк Ломоносова, Шубин с детства пристрастился к искусству резьбы, широко развитому на Севере. Получив образование в Академии художеств, он сохранил духовную связь с народным творчеством. Глубина характеристик, психологического проникновения в образ, высокое техническое совершенство — все это было свойственно скульптурным портретам Шубина, моделями для которых служили современники мастера.
    Яркий пример зрелого мастерства скульптора - портрет А. М. Голицына (1775), в сложном  и многогранном образе которого передан  характерный тип русского вельможи. Шубин был вынужден работать над портретами феодальной знати, но он неизменно давал правдивую и глубокую оценку человека, убедительно раскрывая душевный строй и подлинную сущность изображенного. В этом смысле весьма показательны портреты А. Г. Орлова (1771) и В. Г. Орлова (1778), П. Б. Шереметева (1783), Г. А. Потемкина (1791), А, А. Безбородко (1789) и др. Многие портреты скульптора пронизаны удивительной теплотой чувства, глубоким уважением к модели. Среди такого рода работ прежде всего выделяется портрет М. В. Ломоносова (1792).
    Крупнейшее  событие истории скульптуры XVIII в. - создание Этьеном Морисом Фалъконе (1716—1791) памятника Петру I (1768-1778). «Медный всадник» (так этот памятник стали называть после одноименной поэмы Пушкина) превратился в эмблему Петербурга. Вздыбленный конь и смелый жест Петра стали символом новой России. Монумент Петру динамичен, он выдержан в ритме стремительных линий, в единстве порыва.
    Наиболее  значительной фигурой в области монументальной скульптуры классицизма конца XVIII в. стал Михаил Иванович Козловский (1753—1802). Ему удалось создать произведения, исполненные большого гражданского звучания, насыщенные идеями патриотизма. «Геркулес на коне» (1799), «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ» (1797), «Бдение Александра Македонского» (1780-е) и другие композиции скульптора стали примером глубокой содержательности русской пластики. Особенно значительны две последние работы скульптора: статуя «Самсон, раздирающий пасть льва» (1800—1802), украшающая знаменитый Большой каскад фонтанов в Петродворце, и памятник А. В. Суворову в Петербурге (1799—1801). 

    2.4 Зодчество 

    После крещения киевлян великий князь  велел рубить храмы и ставить  их на местах, где раньше стояли идолы. Первым из них стал храм святого  Василия, чье имя получил Владимир при Крещении. Другой великолепный каменный храм князь воздвиг во имя Пресвятой Богородицы. Для храма он выбрал место, где были убиты первые христианские мученики — варяги Федор и Иоанн . В Суздале, Переяславле, Ростове, Белгороде и других городах Руси стали возводиться храмы во времена княжения Владимира и после него.
    Все эти храмы — одноглавые на четырех либо шести столбах, с одной апсидой, притвором и позакомарным покрытием. Псковские церкви отличало наличие подклета — специального подвала, предназначенного для хранения церковного имущества, товаров и даже оружия.
    Характерным признаком церковного зодчества  является асимметрия, создававшаяся  наличием придела и звонницы. Придел — это небольшая церковка, имеющая  главу и апсиду на восточной стороне  и посвященная какому-либо святому, пристраивался к основному храму  с южной либо северной стороны. Входили  в него через главный храм, но часто он имел свой притвор. Звонницы, появившиеся впервые в псковском зодчестве, либо возвышались над западным притвором, или над папертью придела, будучи неотъемлемой частью храма либо представляя собой отдельно расположенное столпообразное сооружение — колокольню с проемами для колоколов и двускатной крышей, увенчанной главкой.
    В эпоху после монголотатарского нашествия строительство сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Новгород и Псков) и во Владимирской земле (Москва и Тверь). В основном это были небольшие четырехстолпные одноглавые храмы без притворов. В них уже заметен отход от крестообразной композиции домонгольского образца, влечение к более классическим кубическим формам. Эти постройки очень гармоничны, производят впечатление уравновешенной пирамиды. Излюбленным строительным материалом стал белый камень (известняк) — наследие владимиро-суздальской традиции. Так строятся первые каменные постройки в Московском Кремле (сам белокаменный Московский Кремль был построен в середине XIV в.) — храм Успения Богородицы, Рождественский храм, Благовещенская церковь.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.