На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


автореферат Формирование экологической культуры студентов в образовательном пространстве ССУЗов

Информация:

Тип работы: автореферат. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?На правах рукописи
 
 
 
 
 
 
 
 
Акулов Кирилл Игоревич
 
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ССУЗОВ
 
 
 
           13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования
 
 
 
 
 
 
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
– 201
 
 
 
 
        Работа выполнена в ГОУ ВПО «Башкирский государственный
университет»
 
 
       Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор
                                              Баймурзина Виля Искандаровна
 
       Официальные оппоненты:
 
                                                         
 
       Ведущая организация:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Защита состоится « »     201 года в     часов на заседании диссертационного совета Д
 
 
 
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО
 
Электронная версия автореферата размещена на сайте ГОУ ВПО
 
Режим доступа:
 
Автореферат разослан «  »      201 года.
 
 
Ученый секретарь
диссертационного совета                                                             
 
 
Общая характеристика работы
 
Актуальность исследования. В современном мире экологические проблемы приобрели глобальный размах. Они затрагивают основы цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества.
На конференции ООН по проблемам окружающей среды и развития (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) принята концепция устойчивого развития, положившая начало новой идеологии – идеологии выживания человечества в единстве с окружающей средой на основе гармонизации социально-экономического и экологического развития цивилизации.
Перед современной системой образования стоит задача подготовки экологически культурных студентов и школьников, способных в полной мере осознать отрицательные последствия непродуманного вмешательства человека в природные процессы и учитывать их в своей деятельности.
В Законе об экологическом образовании в Республике Башкортостан говорится: «Экологическая культура – наследуемые и постоянно формируемые знания и опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей средой, способствующие здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности каждого человека и республики в целом». «В целях формирования экологической культуры граждан в Республике Башкортостан в образовательных учреждениях, независимо от их типа и вида, обеспечивается обязательное преподавание основ экологических знаний, а также предусматривается преподавание специальных курсов по охране окружающей среды и рациональному природопользованию».
              В Рекомендательном законодательном акте «Об экологическом образовании населения», принятом на седьмом пленарном заседании  Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ было отмечено:  «Экологическая культура – отечественный и мировой опыт гармоничного взаимодействия человека и природы».
Высокий уровень экологической культуры – качественно новое свойство личности в обществе устойчивого развития, подразумевающее активную жизненную позицию, направленную на преобразование окружающей действительности, не нарушая законов устойчивости сосуществования природы и общества. Поэтому, ведущей идеей экологического образования становится формирование экологически культурной личности, обладающей развитым экологическим мировоззрением, мышлением и сознанием – категориями, во многом определяющими гражданскую позицию полноценного члена демократического общества. К сожалению, в настоящее время отмечается, что «...на общеобразовательной и профессиональной школе тягостно сказался мировоззренческий кризис, переживаемый нашим обществом, что значительная часть педагогических кадров восприняла деидеологизацию образования как освобождение образовательного процесса от обременительного долга педагога воспитывать молодежь. В результате дефицитом в образовании стали такие учебники и учебные пособия, такие формы учебных занятий и внеаудиторной работы, которые прививают гражданственность, воспитывают любовь к Родине, уважение к закону, к природе, формируют трудолюбие и нравственность» ".
Рассматривая систему «человек – общество – природа» все большее количество исследователей склоняется к мысли, что определенный исторически сложившийся тип отношений человека к природе составляет основу цивилизации, он же выражает ее специфику. Исходя из этого, можно предположить, что экологическая культура в рамках культурного целого как бы "делает срез" цивилизационного типа экологических отношений. Опираясь на труды философов русского космизма, следует отметить, что отношение к природе есть и отношение к себе, к своей внутренней природе, нравственное отношение к другим людям (В.С.Соловьев, Н.Ф.Федоров, Н.А.Бердяев). Пришло время изучения единства внешней природы и внутреннего мира человека, как открытой системы.
На современном этапе наукой рассматриваются два подхода к решению экологических проблем: технологический реформизм, не затрагивающий по существу социальные институты, и «глубокие социальные изменения», под которыми подразумевается «смена системы ценностей», трансформация мировоззрения, перестройка сознания (С.П.Баньковская). Второй подход разрешения экологических проблем можно рассматривать как задачу психолого-педагогическую (В.А.Ясвин, С.Д.Дерябо).
Трудность решения этого подхода заключается в том, что педагоги в своей деятельности ориентированы, прежде всего, на формирование знаний, составляющих картину мира студентов. В то же время, чувственно-образный компонент этой картины остается недооцененным ими и поэтому недостаточно включенным в учебно-образовательный процесс.
Традиционные условия образования, влияющие на процесс становления экологической культуры студентов не в состоянии обеспечить необходимый уровень ее развитости. Можно говорить лишь о единичных случаях опережения в становлении экологической культуры личности конкретных людей уровня развитости массовой экологической культуры.
В философских и педагогических исследованиях экологическая культура рассматривается как одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений, в превращении негативных проявлений, ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность (В.И. Вернадский, Э.В. Гирусов, В.Д. Иванов, Б.Г. Иоганзен, И.Д. Зверев, Ю.Г. Марков, Н.Н. Моисеев, И.Т. Суравегина, А.П. Сидельковский и др.).
В современной философской литературе, посвященной исследованию экологических проблем, можно выделить определения сущности экологической культуры: как процесса сохранения, восстановления и развития всей совокупности общественно-природных ценностей (А.Ф. Лиходиевский, Е.Н. Никонорова, Н.Н. Храменков и др.); как деятельности человека в природе, практического отношения к ней (Н.Г. Васильев, М.С. Коган, С.Н. Кравченко, А.И. Кочергин, Ю.Г. Марков и др.); как способа регуляции системы взаимоотношений человека и природы (Н.Н. Киселев, И.Д. Лаптев, К.И. Шилин и др.); как специфической характеристики способов "взаимодействия общества не только с природой, но и с социально-исторической средой" (Э.С. Маркарян и др.).
Несмотря на развитую систему экологического образования и воспитания, новые фундаментальные исследования в этой области, остаются неизменными проблемы:
– проблема изменения антропоцентрического образа природы, который был сформирован в ходе исторического развития человека;
– проблема недооценки чувственно-образного восприятия действительности как личностно значимого опыта субъекта, так как чувственно окрашенный информационный материал служит первоначальной основой для становления мировоззренческих позиций личности и способен в ходе осознания личного и общественного опыта порождать убеждения, находящие свою реализацию в деятельности.
Обзор отечественной и зарубежной литературы, а также предварительный анализ существующих программных продуктов позволили выявить противоречие, заключающееся в отсутствии систематических разработок, направленных на формирование экологической культуры студентов в образовательном пространстве ссуза.
На основании анализа психолого-педагогической литературы, изучения опыта работы ссуза была сформулирована проблема исследования, которая определяется необходимостью преодоления противоречия между  значительным потенциалом экологической культуры студентов и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения данной проблемы.
Актуальность проблемы, а также ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования «Формирование экологической культуры студентов в образовательном пространстве ссуза».
Цель исследования – построение модели формирования экологической культуры студентов в образовательном пространстве ссузов и выявление педагогических условий, обеспечивающих ее эффективность.
Объект исследования – профессиональная подготовка студентов в образовательном пространстве ссузов.
Предмет исследования – процесс формирования экологической культуры студентов в образовательном пространстве ссузов.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой модель формирования экологической культуры студентов ссузов может быть успешно реализована, если будут созданы следующие педагогические условия:
– реализация имеющихся природоохранительных мотивов на основе актуализации экологических и культурологических знаний с опорой на чувственно-образный компонент индивидуальной картины мира и актуализации в структуре личности студента образно-смысловой регуляции жизни и деятельности;
– реализация принципов становления экологической культуры:
1. Единство познания, переживания, действия.
2. Принцип свободы эмоционально-чувственного выбора.
3.Взаимосвязь глобального, регионального и локального (краеведческого) уровней экологических проблем.
4. Междисциплинарный подход.
5. Принцип прогностичности.
6. Целенаправленность общения с окружающей средой;
– интегративный характер теоретических знаний, которые выступают не как предмет усвоения, а как движущая сила, как средство осознания того, что составляет суть экологических вопросов и общечеловеческих ценностей;
– опыт формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, которое является обязательным компонентом содержания образования при подготовке будущих специалистов.
Проблема, гипотеза и цель исследования определили его задачи:
1.                  Раскрыть сущность и содержание экологической культуры студентов ссузов.
2.                  Разработать и апробировать модель формирования экологической культуры студентов в образовательном пространстве ссузов.
3.                  Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия формирования экологической культуры студентов в образовательном пространстве ссузов.
4.                  Определить основные критерии и показатели уровня сформированности экологической культуры студентов в образовательном пространстве ссузов.
5.                  Разработать программу спецкурса для студентов «Экология и Я», обогащающую знаниями о природе, новыми чувствами и отношением к природе.
Методологическую основу исследования составили теории экологического образования в педагогике (Б.Т.Лихачев – исследования в области экологической культуры, И.Т.Суравегина – экологическое образование как междисциплинарный процесс формирования ответственного отношения к природе, А.Н.Захлебный – цели, задачи и принципы экологического образования, и другие), в психологии (В.А.Ясвин, С.Д.Дерябо), в социологии (Н.Ф.Реймерс), в философии (В.С.Соловьев, Н.Ф.Федоров, Н.А.Бердяев); философские  исследования экологии общества и личности (Ф.И.Гиренок, Э.В.Гирусов, Л.Н.Коган, Н.Н.Моисеев, Н.Ф.Реймерс и другие), глубинной экологии – теории экологического «Я» (А.Наэсс, П.Флеминг и другие), теории смысловой детерминированности жизни (Б.С.Братусь), теории нравственного воспитания (Б.Т. Лихачев, Н.Е. Щуркова и другие).
Важную роль сыграли идеи персонализации личности (А. В. Петровский), диалога культур (В.С. Библер), общения, как обмена духовными ценностями (М.С. Каган), творческой установки мировосприятия "родственное внимание" (М.М. Пришвин), универсального параллелизма (Я. А. Коменский); ноосферного образования (Н.В. Маслова).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы; сравнение и обобщение различных идей, концепций, теорий; системный анализ; моделирование; изучение состояния проблемы в массовом педагогическом опыте; методы психолого-педагогической диагностики (устный и письменный опрос, тестирование, ранжирование, педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, педагогический эксперимент). Обработка данных, полученных в ходе эксперимента, проводилась с помощью методов математической статистики.
Исследование проводилось с 2007 по 2011 г. в три основных этапа.
Первый этап (2007 – 2008 г.г.) – поисковый. Изучалась философская, психолого-педагогическая литература по проблеме, разрабатывались исходные гипотезы, стратегия, цели, задачи, программа исследования. Было выявлено противоречие между реальным и требуемым подходами к процессу формирования экологической культуры студентов в образовательном пространстве ссузов. Проведен первичный сбор и анализ эмпирического материала.
Второй этап (2008 – 2010 г.г.) – опытно-экспериментальный. В ходе констатирующего и формирующего экспериментов была подвергнута проверке общая гипотеза исследования, в результате чего выявлены реальный уровень развитости экологической культуры студентов в образовательном пространстве ссузов,  определены основные способы воздействия на процесс формирования экологической культуры студентов.
Третий этап (2010 – 2011 г.г.) – заключительно-обобщающий. Систематизировались и обобщались полученные результаты опытно-экспериментальной работы, выяснялась степень эффективности предложенных методов формирования экологической культуры студентов, сформулированы выводы, проведено литературное оформление диссертации.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились ФГОУ СПО «Стерлитамакский химико-технологический техникум», ФГОУ СПО «Стерлитамакский технологический колледж», ФГОУ СПО «Стерлитамакский станкостроительный техникум».
Научная новизна исследования:
– раскрыто содержание экологической культуры студентов, которое заключается в восприятии окружающей действительности, основанном на внутренней взаимосвязи и целостности индивида и природы, степени ответственности человека по отношению к ней;
– конкретизирована и уточнена сущность понятия проблемного поля исследования «экологическая культура студентов ссузов»;
– разработана и экспериментально проверена модель формирования экологической культуры студентов в образовательном пространстве ссузов;
– обоснованы принципы реализации осознанного отношения к природе: единство познания, переживания, действия; принцип свободы эмоционально-чувственного выбора; взаимосвязь глобального, регионального и локального (краеведческого) уровней экологических проблем; целеполагание как взаимосвязь сверхцели с конкретной целью; междисциплинарный подход; прогностичности; целенаправленность общения с окружающей средой;
– выделены и охарактеризованы уровни сформированности экологической культуры студентов: антропоцентрический, натуроцентрический, гуманистический;
– раскрыты педагогические условия становления субъективного образа природы с позиций чувственно-образного восприятия: реализация имеющихся природоохранительных мотивов; принципов становления экологической культуры; интегративный характер теоретических знаний, которые выступают не как предмет усвоения, а как движущая сила, как средство осознания того, что составляет суть экологических вопросов и общечеловеческих ценностей; опыт формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, которое является обязательным компонентом содержания образования при подготовке будущих специалистов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
– разработана и апробирована образовательная модель процесса формирования экологической культуры студентов ссузов;
– определены наиболее эффективные способы изменения стереотипа отношения человека к природе;
– расширены представления об экологической культуре;
– получено экспериментальное подтверждение гипотезы исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
– результаты исследования могут быть использованы в практике учебно-воспитательного процесса ссузов;
– разработана программа спецкурса для студентов «Экология и Я»;
– материалы диссертационного исследования могут быть использованы специалистами в области подготовки и усовершенствования педагогических кадров.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается теоретико-методологическими основами, обоснованностью исходных посылок, комплексом методов, адекватных природе изучаемого явления и задачам исследования, сочетанием количественного и качественного анализа данных.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Понятие экологической культуры, которое мы рассматриваем как сложное образование с системно-иерархическим строением, основанное на единстве когнитивного и чувственно-образного компонентов экологической картины мира. Чувственно-образный компонент является основой избирательной направленности на экологические ценности в процессе построения собственного образа природы, а когнитивный составляет его информативную базу.
2. Модель формирования экологической культуры студентов в образовательном пространстве ссузов, идущая от чувственного восприятия экологической картины мира, первичного анализа через накопление знаний, ее осмыслению, ведущему к появлению личностно-значимого опыта, появлению экологических ценностей, обновление образа природы, его интерпретация и применение полученного опыта субъекта в практической жизни.
3. Уровни сформированности экологической культуры студентов: антропоцентрический, натуроцентрический, гуманистический.
4. Педагогические условия становления экологической культуры личности будущего специалиста, которыми являются:
– реализация имеющихся природоохранительных мотивов на основе актуализации экологических и культурологических знаний с опорой на чувственно-образный компонент индивидуальной картины мира и актуализации в структуре личности студента образно-смысловой регуляции жизни и деятельности;
– реализация принципов становления экологической культуры:
1. Единство познания, переживания, действия.
2. Принцип свободы эмоционально-чувственного выбора.
3.Взаимосвязь глобального, регионального и локального (краеведческого) уровней экологических проблем.
4. Междисциплинарный подход.
5. Принцип прогностичности.
6. Целенаправленность общения с окружающей средой;
– интегративный характер теоретических знаний, которые выступают не как предмет усвоения, а как движущая сила, как средство осознания того, что составляет суть экологических вопросов и общечеловеческих ценностей;
– опыт формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, которое является обязательным компонентом содержания образования при подготовке будущих специалистов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные  результаты исследования обсуждались и получили одобрение на Международных («Педагогика и жизнь» (г. Воронеж, 2010), «Формирование профессиональной компетентности студентов в системе вузовской подготовки: проблемы, поиски, решения» (г. Стерлитамак, 2010), «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (г. Челябинск, 2011)), Всероссийских («Актуальные психолого-педагогические проблемы подготовки специалистов» (г. Стерлитамак, 2010)), региональных («Шаг в науку» (г. Мелеуз, 2011)), заседаниях кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет».
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
 
 
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
 
Во введении обоснованы актуальность проблемы, объект, предмет, цель, определены задачи, методологические основы, база, этапы, методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе «Теоретико-методологические основы формирования экологической культуры студентов ссузов» раскрыты методологические основы и исходные теоретические позиции проблемы формирования экологической культуры студентов в образовательном пространстве ссузов., проведен анализ психолого-педагогических исследований, что показывает разнообразие подходов к определению понятий «культура», «экологическая культура».
Как отмечает Э.В. Гирусов, культуру принято определять через противопоставление ее природным явлениям, поскольку одним из важнейших проявлений культуры является отпечаток сознательной деятельности субъекта в отличие от естественного бытия природных тел. Культура в качестве социального явления может быть определена в самом общем виде как «образ жизни» человека и общества. И в этом своем статусе культура представляет собой важнейший компонент и показатель уровня развития человеческой цивилизации. На наш взгляд, наиболее правомерна позиция ученых (В.Ж.Килле, М.Я.Ковальзон, Л.Н.Коган, В.М.Межуев и др.), которые под культурой понимают "специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе". Этот подход к культуре ценен тем, что в ее содержание включается совокупность отношений людей к природе.
Важнейшим показателем уровня культуры общества следует полагать не только степень его духовного развития, но и то, насколько нравственно население, насколько внедрены экологические принципы в деятельности людей по сохранению и воспроизводству природных богатств.
Сущность экологической культуры, по мнению Б.Т. Лихачева, может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами. Большой вклад в данный вопрос внесли наши отечественные философы (Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев) в силу того, что им присущ в значительной степени, ставший традиционным интерес к взаимоотношениям человека как с его социальной, так и с природной средой.  Специфику экологической культуры позволяет понять концепция Н.Н.Храменкова. С точки зрения исследователя, экологическая культура представляет собой часть общей культуры, единство разумных экологических потребностей и способностей человека, включенного в систему экологических отношений и активно осуществляющего экологическую деятельность. Иначе говоря, это некое качество личности, которая, реализуя свою индивидуальность, содействует раскрытию жизненных сил природы, её многообразных свойств и потенциальных возможностей.
Многие авторы (Ю.П.Ожегов, Е.В.Никанорова, В.В.Евламов, В.И.Иванов, И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина, Л.П.Симонова и др.), во-первых, экологическую культуру рассматривают как культурное образование, способствующее преодолению отчуждения человека от его естественных основ, оптимизации социоприродных отношений; во-вторых, связывают понятие экологической культуры со способом, мерой и результатом деятельности, направленной на формирование целостной системы общество – природа; в-третьих, выделяют главные функции экологической культуры: качественное формирование личности студента и сохранение природной среды.
Обобщая и взаимодополняя наиболее значимые характеристики содержания понятия экологической культуры, можно констатировать следующее: экологическая культура – составная часть духовной и материальной культуры, тесно связана с нравственной и эстетической культурой. Экологическая культура студентов в образовательном пространстве ссузов отражает мировоззрение, представления, взгляды, убеждения человека в области экологии. Экологическая культура студентов в образовательном пространстве ссузов – видоизменяющаяся категория, она формируется в процессе жизнедеятельности человека независимо от его желаний и стремлений. Наибольшей организации в данном вопросе можно достичь в процессе обучения, когда осуществляется постоянное освоение специальных знаний о жизни на Земле; раскрываются всевозможные данные о системе отношений, поведении и действиях; ставятся определенные цели, решаются специальные дидактические и воспитательные задачи. Экологическая культура в условиях учебно-воспитательного процесса создается посредством освоения знаний, умений, воплощаемых в системе отношений, поведения личности, ее взаимодействия с природой.
О росте в общественном сознании приоритета экологических ценностей свидетельствует тот факт, что XXI в. наречен мировым сообществом Столетием окружающей среды – в отличие от XX в., приоритетом которого была экономика. Завтра экологический диктат будет определять и экономику, и образование, и культуру. В этом процессе воспитанию принадлежит главная роль, поскольку тот или иной уровень культуры человека, общей или экологической, есть результат воспитания, показатель человеческого в человеке, мерило его развития как существа разумного. Экологическое воспитание – неотъемлемая составная часть общеобразовательной и профессиональной подготовки детей и молодежи. Статья 74 п. 1 Закона Российской Федерации об охране окружающей среды гласит: «Для того, чтобы овладеть минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, необходимо обеспечить обязательное преподавание основ экологических знаний».
Исследования автора показали, что содержание экологического образования в ссузах на данном этапе не отражает всех глобальных проблем экологического цикла. Подтверждается факт, что в настоящее время нет координирующей концепции, которая определила бы социально-экологические ориентиры будущего специалиста в зависимости от его специализации.
Методика формирования экологической культуры должна содержать естественнонаучный, нравственно-эстетический, практический аспекты, а также органически взаимодействовать с учебно-воспитательным процессом, обогащая формы и методы обучения, все виды воспитания, создавая новые, более эффективные условия для специальной подготовки, становления творческого потенциала личности, ее профессионального мастерства.
На развитие личности в онтогенезе наряду с наследственностью, воспитанием, влияет пространство и деятельность самого человека. С этих позиций развитие культуры требует создания определенных условий, одним из которых является создание образовательного пространства, – пространства, позволяющего студенту осознать ответственность за выбор содержания и форм деятельности. Именно оно имеет бесконечные возможности трансляции опыта  профессиональной деятельности, освоения мира в целом и построения ценностных отношений во всех сферах человеческого бытия.
Образовательное пространство определяется как специально структурированная среда, в которую включаются элементы процесса образования, основные виды деятельности обучающих и обучаемых. Такое определение указывает на то, что предусмотренные элементы должны быть личностно значимыми, включенными в индивидуальную культуру каждого.
Образовательное пространство предстает в нашем понимании как интегрирующее в себе природную сущность культуры с социокультурными возможностями образования.
Тенденции современного образования таковы, что перед студентом стоит возможность выбора из огромного многообразия возможностей освоения различных знаний и элементов культур, отталкиваясь от собственных смысложизненных ориентаций, не только в период студенчества в процессе обучения, но также на протяжении всей жизни. Именно учет временной компоненты позволяет оказать помощь студенту в самоопределении в образовательном процессе, наметить контуры дальнейшего образовательного маршрута, обеспечивая тем самым его непрерывность. Все компоненты образовательного пространства служат цели развития личности студента и уровня его культуры.
На основе выделенных содержательных показателей была создана модель экологической культуры студента ссуза.
Экологическая культура студентов ссуза, которая формируется в контексте экологического образования, является подсистемой профессиональной культуры и определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и социоприродной средой.
Предметом нашего исследования выступает формирование экологической культуры студентов в образовательном пространстве ссузов, представляющее собой относительно самостоятельную подсистему по отношению к системе образовательного процесса в целом. Эта подсистема ориентирована на цели воспитания, развития и обучения, организована для их осуществления, и результатами ее функционирования должны стать новообразования в знаниях, умениях и отношениях, в уровне сформированности экологической культуры студентов: антропоцентрический, натуроцентрический, гуманистический. В целях изучения этой подсистемы, выявления ее основных элементов и сторон мы считаем целесообразным использовать метод моделирования.
Разработанная нами модель формирования экологической культуры студентов в образовательном пространстве ссузов является с одной стороны является идеальной мысленной моделью, отражающей наше представление о данной системе на теоретическом уровне, с другой стороны – это структурно-функциональная (смешанная) модель.
Системный подход, составивший общенаучную основу нашего исследования, является одним из наиболее эффективных современных методов научного познания, так как предполагает междисциплинарный анализ любой проблемы с точки зрения общих закономерностей развития, адекватно конкретизируемых применительно к специфике данной задачи.
Модель формирования экологической культуры студентов в образовательном пространстве ссузов с позиций системного подхода рассматривается нами как совокупность закономерных функционально связанных, относительно однородных элементов, составляющих определенную целостность. Системность позволяет выделить и обеспечить полноту компонентов, причастных к достижению цели, выявить связь и зависимости между компонентами, поскольку именно они преобразуют совокупность компонентов в систему, определить системообразующий признак (или основание), необходимый для объединения компонентов в систему. Как известно, у системы появляется новое качественное состояние, в нашем случае это сформированное эмоционально-ценностное отношение студентов к окружающему миру.
В представленной нами модели формирования экологической культуры студентов в образовательном пространстве ссузов в качестве системообразующих факторов выступает цель формирования экологической культуры как носитель потребности в новой личности, которая способна
 

и т.д.................


Экологическая культура
 

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.