На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Теоретические аспекты конкурентоспособности продукции предприятия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?1 Теоретические аспекты конкурентоспособности продукции предприятия
 
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции
 
 
Формирование рыночной экономики связано прежде всего с переориентацией производства на удовлетворение нужд и запросов потребителей. Опыт ведущих зарубежных фирм свидетельствует о том, что для гарантии устойчивого и масштабного коммерческого успеха на внутреннем и внешних рынках наличие на предприятии только системы управления качеством недостаточно. Для этих целей необхо­дим механизм создания конкурентоспособной продукции [31, с. 11].
Проблема конкурентоспособности особенно актуальна при переходе страны к рыночной экономике. Поэтому к условиям жесткой конкуренции наши товаропроизводители должны быть готовы уже сегодня. Предприятие любой фор­мы собственности, которое не уделяет внимания вопросам конкурентоспособно­сти, будет разорено. В современных условиях конкурентоспособность производимых товаров и ус­луг становится проблемой национальной безопасности. Следовательно, должна быть поставлена и правильно решена проблема выработки государственной кон­цепции и стратегии на внутренних и на внешних рынках. В этой связи возникает актуальность разработки теоретических основ и практических рекомендаций по повышению конкурентоспособности отечественных товаров и услуг [7, с. 67].
В экономической литературе нет однозначной трактовки понятия «конкурентоспособность продукции». Так, в Большом экономическом словаре дана трактовка конкурентоспособности товара как его способности отвечать требованиям рынка данного товара. Ссылка на словарь. М.А. Татьяненко и А.Н. Литвиненко под конку­рентоспособностью понимают характеристику товара, отражающую его отличия от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной по­требности, так и по затратам на его удовлетворение. Ссылка Е.А. Горбашко понимает под конкурентоспособностью продукции «ее способность удовлетворять требова­ния конкретного потребителя в условиях определенного рынка и периода времени по показателям качества и затратам потребителя на приобретение и эксплуатацию (или потребление) данной продукции». А.Ю. Юданов определяет конкурентоспособность «как степень притягательности товара для совершающего реальную покупку по­требителя». В.Д. Андаралов так рассматривает конкурентоспособность то­вара: «комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик, опре­деляющих его успех на внутреннем и внешнем рынках» [31, с. 11]. На каждого автора должна быть ссылка на источник
Зачастую авторы определений конкурентоспособности продукции отождествляют эту категорию с конкурентоспособностью товара. Однако существует и другая точка зрения, когда эти понятия рассматриваются как близкие, но не тождественные. Напри­мер, в Словаре терминов и определений в области экономики и управления качест­ва отмечается, что конкурентоспособность продукции является «понятием более узким, чем конкурентоспособность товара, так как при этом из рассмотрения ис­ключаются факторы, непосредственно связанные с данной продукцией (напри­мер, факторы характеристик рынка и рыночной конъюнктуры)». Эта точка зрения не лишена смысла в связи с тем, что она дает возможность выделить эле­менты конкурентоспособности применительно к объекту исследования и сформи­ровать соответствующий инструментарий по ее обеспечению.
Рассмотренные определения конкурентоспособности продукции дают возмож­ность конкретизировать основные характеристики этого понятия. Во-первых, конкурентоспособность продукции можно установить только в результате ее сравнения с другой продукцией (аналогом), следовательно, это относительный показатель. Во-вто­рых, конкурентоспособность отражает отличие продукта от аналога по степени удовлетворения конкретной общественной потребности. В-третьих, она должна рассматриваться применительно к конкретному целевому сегменту рынка как с точки зрения потребительских предпочтений, так и затрат потребителя на покуп­ку и использование товара для удовлетворения своей потребности. В этой связи нельзя говорить о какой-то единой конкурентоспособности продукции для любого рынка. В-четвертых, это потенциальная характеристика. О реальной конкурен­тоспособности товара можно говорить только применительно к товару. В этом смысле товар, конкурентоспособный на одном рынке, может оказаться совершен­но неконкурентоспособным на другом. И зависит это от самых разных причин: от иной оценки каких-то свойств товара до изменений в финансовых аспектах его приобретения и т.п.
Понятие «конкурентоспособность продукции» целесообразно определять исходя из следующих положений [27, с. 113]:
Во-первых, основой конкурентоспособности выступает новизна конструкторского реше­ния и техническое совершенство, обеспечиваемое использованием изобретений и от­крытий, а также закрепление патентной защиты и патентной чистоты. Исходным моментом планирования, проектирования и производства конкурентоспособной продукции является определение количественных значений технико-экономических показателей, достижение которых необходимо для удовлетворения требований кон­кретного рынка и для обеспечения преимуществ по сравнению с аналогичной про­дукцией других поставщиков. Фактически при определенных ценах конкурентоспо­собность выступает показателем не столько равенства, сколько известных преиму­ществ данной продукции с точки зрения удовлетворения потребности [31, с. 12].
Во-вторых, принципиально новая продукция может получить признание потребителей на рынке не только благодаря высокой производительности, способности обеспе­чить необходимую точность обработки, компактности и малогабаритности, но и значительной экономичности и надежности в эксплуатации. В коммерческой пра­ктике при оценке уровня конкурентоспособности продукции в первую очередь учитывается требование эксплуатационной надежности изделия, которое рассмат­ривается во взаимосвязи с величиной необходимых на его изготовление затрат.
В-третьих, для конкурентоспособности продукции обязательно соответствие ее качества требованиям пот­ребителей, уверенность в возможностях изготовителя обеспечить стабильное ка­чество всей поставляемой продукции, совершенствовать ее согласно изменившим­ся требованиям, осуществлять поставки в заданные сроки. Достижение конкурен­тоспособности продукции при ее изготовлении связано с соблюдением высоких нормативных требований, прежде всего международных стандартов, обеспечи­вающих совместимость, унификацию и взаимозаменяемость продукции одного ви­да, а также ее сертификацию [31, с. 12].
В-четвертых, уровень конкурентоспособности продукции обеспечивается не только наличием в отраслях-из­готовителях прогрессивной научно-технической и производственной базы, но и высоким уровнем организации послепродажного обслуживания, включая опера­тивное снабжение потребителей всем комплексом запасных частей.
Система послепродажного обслуживания потребителей одновременно высту­пает источником информации о товаре в процессе его использования. Получаемая информация имеет немаловажное значение для определения путей конструктив­ного и эксплуатационного совершенствования продукции, поддержания уровня ее конкурентоспособности [23, с. 119].
Следует отметить, что определения конкурентоспособности продукции можно отнести к нескольким группам:
К первой группе относятся определения конкурентоспособности, в которых совокупности признаков товара приписываются определенные сопоставимые свойства, но в которых отсутствует прямое упоминание об удовлетворяемых потребностях.
Типичная формулировка: «конкурентоспособность продукции» - сравнительная характеристика потребительских и стоимостных параметров данного товара по отношению к товару - конкуренту.
Ко второй группе можно отнести определения, в которых при сопоставлении характеристик различных товаров учитываются и потребности потребителя.
Типичная формулировка: «конкурентоспособность» - более высокое по сравнению с товарами - заменителями соотношение совокупности качественных характеристик товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или его определенного сегмента [7, с. 68].
Третью группу составляют определения, авторы которых рассматривают конкурентоспособность продукции, как относительную характеристику товара, отличающую его от аналогичного товара по степени соответствия одной и той же общественной потребности и затратам на удовлетворение этой потребности, включающим издержки покупателя, связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его эксплуатации. Типичная формулировка: «конкурентоспособность продукции» - 1) совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающая его преимущество на рынке перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности; 2) способность товара быть первым купленным на рынке товаров-конкурентов; 3) отношение полезного эффекта от потребления (использования) товара к затратам на его приобретение и эксплуатацию (цена потребления); 4) важнейший критерий целесообразности выхода на национальные и мировые товарные рынки.
К четвертой группе можно отнести определения, в которых конкурентоспособность характеризуется как способность продукции соответствовать сложившимся требованиям рынка в рассматриваемый период, то есть делается акцент на реальную реализацию товара. Типичная формулировка: «конкурентоспособность» - совокупность потребительских, стоимостных характеристик товаров, определяющих их успех на рынке, то есть способность данного товара быть обмененным на деньги в условиях широкого товарного предложения.
К пятой группе следует отнести определения, авторы которых стремятся раскрыть сущность конкурентной борьбы, подчеркивая, что конкурентоспособность товара означает способность (потенциальную и/или реальную) выдержать конкуренцию. Понятие конкурентоспособности непосредственно увязывается с возможностью экономических систем и объектов конкурировать на рынке [7, с. 68].
Таким образом, конкурентоспособность продукции в итоге - это мера ее привлекательности для потребителя, определяемая степенью удовлетворения совокупности разноплановых, иногда противоречивых требований (зависящих как от вида продукции, так и типа ее потребителя). Эта экономическая категория имеет релятивистскую природу, поскольку рассматривается по отношению к конкретному рынку и конкретному аналогу. Вместе с тем ее имеет смысл рассматривать лишь применительно к конкретному моменту времени, с учетом изменений рыночной конъюнктуры. Она зависит и от стадии жизненного цикла товара и является проблемой нестационарного недефицитного рынка, который находится в неравновесном состоянии.
Иными словами, конкурентоспособность - это совокупность потребительских и стоимостных характеристик товаров, определяющих их успех на рынке. Она не является синонимом понятия качества товара.
На основании вышеизложенного отметим, что конкурентоспособность продукции - это многоаспектное понятие, означающее соответствие продукции условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по иным условиям ее реализации [4, с. 120].
Представления о категории «конкурентоспособность продукции» можно систематизировать следующим образом (рис. 1).
По мнению Воробьева Е. В., конкурентоспособность продукции - способность продукции по сравнению с аналогичными продуктами по качественным, стоимостным, информационным, инновационным и сервисным характеристикам продукта быть востребованной рынком [4, с. 121].
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис. 1. Подходы к определению категории «конкурентоспособность продукции»
 
Словосочетание «способность продукции» означает словообразующую характеристику категории конкурентоспособность продукции, поскольку это слово состоит из двух слов конкурент и способность. Словосочетание «по сравнению с аналогичными продуктами» отражает сравнительный характер этой категории, а также определяет объект, с которым собственно надо сравнивать. «По качественным, стоимостным, информационным, инновационным и сервисным характеристикам» подчеркивает критерии оценки конкурентоспособности. Словосочетание «способность быть востребованной рынком» означает функциональную направленность категории конкурентоспособность, то есть соответствовать требованиям рынка, его определенного сегмента или конкретного потребителя.
Данное определение категории «конкурентоспособность продукции» отличается от подходов Минько Э.В., Кричевского М.А., Горбашко Э.А. привнесением в нее критериев, по которым оценивается конкурентоспособность продукции (качественные, стоимостные, информационные, инновационные и сервисные характеристики) [4, с. 122].
Конкурентоспособности присущ элемент непостоянства. То, что сегодня находит потребителя и приносит прибыль, завтра уже может оказаться неконкуренто­способным из-за снижения цен и появления новых, более совершенных моделей продукции. Поэтому при обеспечении конкурентоспособности следует в полной мере учитывать остроту торгового соперничества и неустойчивость рыночной конъюнктуры. Наряду с ожесточенной ценовой конкуренцией на рынке сталки­ваются возможности производителей выпускать самую передовую в техническом отношении и высококачественную продукцию, что проявляется в более высоких показателях основных потребительских свойств [31, с. 13].
Следовательно, достижение конкурентоспособности продукции связано с обязательным соответ­ствием ее качества требованиям потребителей, с их уверенностью в возможностях изготовителя обеспечить стабильное качество всей поставляемой продукции, со­вершенствовать ее согласно изменившимся требованиям, осуществлять поставки в заданные сроки.
Эффективность работы любого предприятия зависит в первую очередь от степени рыночной востребованности его продукции, работ, услуг по сравнению с конкурентными аналогами. Поддержание конкурентоспособности продукции на должном уровне осуществляется посредством высоко организованной и методически обеспеченной аналитической и контрольной работы [4, с. 122].
Конкурентоспособность любого товара определяется совокупностью только тех его свойств, которые представляют интерес для покупателя и обеспечивают удовлетворение конкретной потребности. Показатели продукции, характеризующие ее эффект для изготовителя, часто не представляют интерес для потребителя. Потребителя в общем не интересуют условия проектирования, производства и транспортировки товара до поступления его на рынок. Непосредственную ценность для него представляют лишь потребительские его свойства, каким бы путем они ни были достигнуты. Для оценки конкурентоспособности товара необходимо сравнить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента с уровнем, заданным запросами и предпочтениями покупателя, а затем сопоставить полученные показатели.
Со стороны качества товара можно сравнивать лишь однородные товары не только по назначению и области применения, но и по основным конструктивным и технологическим их параметрам. С точки зрения конкурентоспособности, когда имеется в виду удовлетворение конкретной потребности, возможно сопоставление и неоднородных объектов, различающихся характером функционирования, технологии изготовления, но обеспечивающих удовлетворение одной и той же потребности.
Как показывает практика, более конкурентоспособной может быть продукция, находящаяся на более низком уровне технического совершенства, но выигрывающая за счет других своих характеристик.
 
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции
 
Фактор конкурентоспособности — непосредственная причина,  наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. Анализ   причин снижения  значения отдельных критериев конкурентоспособности продукции и  установления факторов, повышающих конкурентоспособность, называемый  факторным анализом, — важный аспект деятельности субъектов оценки конкурентоспособности: страны, отрасли, предприятия [1, с. 35].
Факторный анализ является частью общей схемы оценки конкурентоспособности, которая  проводится  при  освоении новой продукции [19, с. 32].
Как не следует смешивать причину и следствие, так не следует смешивать и понятия «фактор конкурентоспособности» и «критерий конкурентоспособности» (табл. 1).
Таблица 1 — Взаимосвязь между факторами и критериями конкурентоспособности
Фактор (причина)
Критерий (следствие)
Производственный:
1. Имидж товара
имидж предприятия;
2. Уровень качества.
сертифицированная
2.1. Стабильность уровня
система качества;
3. Подлинность товара
применение защитных мер
 
по предупреждению фальсификации
 
Сбытовой:
4. Цена потребления товара
количество посредников
4.1. Цена товара
Сервисный:
 
продолжительность гарантийного срока
4.2. Текущие затраты
Рыночный:
5. Потребительская новизна
рыночная новизна
 
 
Примечание. Критерии 1, 2, 3, 4, 5 являются групповыми, 2.1, 4.1, 4.2 — единичными.
Примечание: [19, 32]
 
Одна и та же характеристика с точки зрения разных субъектов рынка может выступать или как фактор, или как критерий. Например, «доставка товара в магазин в срок» является сбытовым критерием для оптового продавца или товаропроизводителя. Но в то же время она выступает фактором, который определяет такой критерий конкурентоспособности услуги розничной торговли, как «устойчивость ассортимента». «Наличие системы качества» — важный комплексный критерий конкурентоспособности предприятия. Но в то же время оно является фактором, влияющим на такой критерий конкурентоспособности товаров, как «стабильность уровня качества товаров». В практике фирмы «А. С. Нильсен» в качестве критериев конкурентоспособности предприятия рассматриваются товарные, сбытовые, рыночные и производственные критерии. В то же время при оценке конкурентоспособности продукции с  позиции потребителя производственные, сбытовые, рыночные возможности предприятия должны рассматриваться как факторы конкурентоспособности [19, с. 32].
Конкурентоспособность товара формируется в условиях внутренней среды (предприятия-изготовителя и предприятия-продавца) и внешней среды — отрасли, страны, мирового рынка.
Факторы, воздействующие на уровне предприятия, можно назвать микрофакторами, факторы, воздействующие на уровне отрасли (региона), —  мезофакторами, факторы, воздействующие на уровне страны, мирового рынка, — макрофакторами [11, с. 137].
В работе  указывается на существование трех подходов к выделению уровней конкурентоспособности: территориального, отраслевого и комплексного. С точки зрения территориального подхода выделяют конкурентоспособность страны (макроуровень), конкурентоспособность региона (мезоуровень) и конкурентоспособность фирмы (микроуровень).
При отраслевом подходе выделяют национальную конкурентоспособность (макроуровень), конкурентоспособность отрасли (мезоуровень) и конкурентоспособность товара (микроуровень). При  комплексном подходе используют территориально-отраслевой принцип.  
Многие авторы выделяют свои факторы конкурентоспособности. Например, для оценки конкурентоспособности продукции Голубков Е.П. предлагает собранную информацию представлять по следующим основным направлениям: продукт и его критерии качества, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта [2, с. 40].
Фатхутдинов Р.А., ссылаясь на Ламбер Жан – Жака, приводит следующие индикаторы конкурентоспособности товара: относительная доля рынка, издержки, отличительные свойства, степень освоения технологии, метод продаж, имидж (известность) [2, с. 40].
Фомин В.Н. считает, что конкурентоспособность продукции определяют следующие факторы: цена, затраты на эксплуатацию или потребление, предоставляемый сервис, реклама, имидж и авторитет фирмы, соотношение между спросом и предложением. Однако итоговым критерием оценки конкурентоспособности продукции он считает долю рынка, занимаемую данной продукцией [2, с. 41].
Отметим, что при первоначальной оценке конкурентоспособности продукции достаточно принять во внимание следующие три основные фактора: соответствие назначе­нию, уровень качества, цену.
Назначение определяет круг работ, для выполнения которых предназначе­но изделие, т.е. его функциональные возможности, а следовательно, и круг по­тенциальных покупателей для удовлетворения потребностей которых оно предназначено.
Качество можно рассматривать как комплексный показатель конкурентоспособности продукции. Высокое качество играет главную роль в неценовой конкуренции товаропроизво­дителей. На нем отражаются такие аспекты, как требование рынка, стандартов и технических условий; безопасность для жизни, здоровья людей и охрана окружа­ющей среды; высокий технический уровень; надежность; современный дизайн и эстетико-эргономические характеристики изделия; безотказность; ремонтопри­годность; долговечность; уровень стандартизации и унификации; патентно-право­вая защита и т.п.
Цена совпадает со стоимостью при одновременном спросе на продукцию и пред­ложении. Недостаточное предложение товара относительно общественного спроса на него вызывает рост цен выше стоимости, и наоборот, переполнение рынка товара­ми ведет к падению цены. В условиях рыночной экономики цена устанавливается в процессе конкуренции под воздействием объективных экономических законов, и прежде всего закона стоимости. При ценовой конкуренции низкая цена является га­рантом конкурентоспособности продукции [19, с. 33].
Указанные факторы конкурентоспособности товара необходимо рассматривать в совокупности. Многофункциональное назначение, высокое качество и низкая цена выступают как привлекательные характеристики товара и обусловливают его высо­кую конкурентоспособность.
Категории конкурентоспособности:
— философская — выступает фактором развития общества, определяет направления и характер развития, ее движущая сила проявляется в виде противоречий между уровнем общественного развития и предлагаемым уровнем товара, уровнем конкурентоспособности и конкуренции и отображает действие всех философских законов развития;
— экономическая определяет целесообразность и эффективность затрат по производству товара у производителя и использования у потребителя;
— рыночная раскрывает степень полезности товара по удовлетворению потреб­ностей покупателя, является рыночным измерителем эффективности товара и за­трат, произведенных в процессе производства, продвижения и распространения товара на рынке;
— юридическая подтверждает соответствие понятия и атрибута конкурентоспо­собности действительному содержанию и составу показателей;
— социальная определяет соответствие конкурентоспособности товара требованиям и принципам со­циального развития и процветания общества, морали и благоденствия, подтверж­дающих соответствие социальных ориентиров и целей, заложенных в образе товара;
— психологическая обеспечивает соответствие ожидаемых благ от использования товара действительному их уровню, исключает дисгармонию и дискомфорт как для личности, так и для общества при использовании конкурентоспособного товара [31, с. 14].
Категории конкурентоспособности позволяют полнее интерпретировать и про­водить для конкретного образца продукции адекватную политику конкурентоспособности товара.
Учет данных категорий конкурентоспособности товара необходим для всесторонних характеристик и границ проявления концепции конкурентоспособности.
Формируя концепцию повышения конкурентоспособности  продукции, необходимо учитывать, что она должна основываться на следующих принципах.
1. Точность назначения. Каждая продукция должна соответствовать своему назначению и той потребности, которую должна удовлетворять.
2. Функциональная эффективность и безопасность. Любая продукция пред­назначается для выполнения определенных функций. С одной стороны, данный принцип определяет степень полноты удовлетворения потребности изделием, до­полняя принцип назначения, с другой — он определяет необходимые затраты на выполнение данных функций, чем обусловливается цена потребления товара.
3. Адекватность. Конкурентоспособность как совокупность показателей качес­тва и цены по всем параметрам должна быть адекватной тем условиям рынка, на которых продукция предлагается. Существуют разнообразные аномалии, когда товар, объективно низкий по конкурентоспособности, имеет большой спрос на рынке благодаря действию факторов конкурентоспособности товара [29, с. 53].
4. Достаточность. Регламентирует нижний уровень конкурентоспособности продукции и определяет, что ее компоненты должны быть достаточными для обеспечения соответствующего уров­ня. Эти компоненты должны быть строго ранжированы и иметь в процентном от­ношении разный удельный вес (100 % порога конкурентоспособности). Размещение по ранжиру согласуется с факторами, влияющими на процесс обеспечения конкурентоспособ­ности продукции на микро- и макроуровне.
Недостаточность необходимого уровня, а также дисбаланс приводят к измене­нию общего показателя конкурентоспособности.
5. Оптимальность. Определяет верхний уровень конкурентоспособности товара и показывает верхнюю границу значений ее показателей с необходимым интервалом, превышение кото­рого не приведет к дальнейшему увеличению конкурентоспособности, адекватно воспринимается рынком в силу его несоответствующего развития, но приведет к неоправданно высоким затратам. Значительное превышение объективного уровня конкурентоспособности товара не всегда обеспечивает ее долговременность, так как с течением времени мо­гут измениться рыночные приоритеты, и затраты на увеличение уровня конкурен­тоспособности могут быть неоправданны.
6. Экономичность. Определяет эффективность затрат по обеспечению КСП, соизмеряя затраты с результатами достижения заданного уровня конкурентоспособности продук­ции. Этот принцип лежит в основе выбора товарной стратегии предприятия, а так­же диверсификации процесса обеспечения конкурентоспособности (смена дея­тельности, смежные области, новые товары), связанной с конкурентоспособностью предприятия [29, с. 30].
7. Прогрессивность. Выдвигает требования к процессу обеспечения конкурентоспособности товара как открытому, динамичному, поступательно развивающемуся на макроуровне и скачкообразно по спирали (в соответствии с законом перехода количества в ка­чество и законом развития по спирали) на микроуровне.
Тем самым определяется направление обеспечения конкурентоспособности, ее прогрессивный рост на основе новейших достижений НТП при одновременно по­зитивной научно обоснованной эволюции общественных и личных потребностей.
 
1.3 Методы определения конкурентоспособности продукции
 
Абсолютно конкурентоспособными, исходя из этой посылки, являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.
Практика определения конкурентоспособности товара основывается на сравнительном анализе его совокупных характеристик с товарами-конкурентами по степени удовлетворения конкретных потребностей и по цене потребления.
Конкурентоспособность продукции может быть выражена количественно через показатель конкурентоспособности.
Известно несколько методов определения этого важнейшего показателя. Остановимся на более распространенных  [15, с. 43].
Первый метод. Критерием для определения конкурентоспособности техники является цена потребления этого товара, которая определяется из выражения
Цп = Цпр + Ип,                                          (1.1)
где Цп — цена потребления;
Цпр — цена продажная;
Ип — издержки у потребителя этой продукции за весь нормативный срок ее службы.
 
Для покупателя все расходы делятся на две основные категории. Во-первых, это постоянные затраты, которые осуществляются единовременно и в дальнейшем не изменяют своей величины, т.е. покупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр. Во-вторых, это переменные затраты, осуществляющиеся в процессе пользования изделием; они включают эксплуатационные расходы (энергия, сырье, рабочая сила и т.п.), текущий ремонт и обслуживание и др.
Величину переменных затрат (Ип) для юридических лиц можно определить по формуле
                                                        (1.2)
где ЗП — годовой фонд заработной платы обслуживающего персонала с отчислениями на социальные нужды;
Ирем — годовые затраты на текущий ремонт и обслуживание;
Имр — годовые расходы на топливо, энергию, горюче-смазочные и другие материалы, связанные с эксплуатацией техники;
А — годовая величина амортизации;
Ипр — прочие годовые издержки, связанные с эксплуатацией техники;
Тн — нормативный срок службы.
 
По мере старения изделия сумма переменных затрат возрастает, и соответственно увеличивается их доля в цене потребления.
На основе этих противоположных тенденций формируется удельная цена потребления, которая в определенный момент достигает своего минимума, т.е. становится оптимальной. Период, за который достигается оптимальный уровень цены потребления при нормальной интенсивности эксплуатации, называется экономическим ресурсом изделия [2, с. 43].
С выработкой этого ресурса потребитель должен прекратить пользоваться данным изделием и заменить его новым или провести его капитальный ремонт, т.е. восстановить в той или иной степени экономический ресурс, который должен находиться в непосредственной близости к установленным срокам полного амортизационного списания.
Таким образом, для покупателя цена потребления товара (техники) означает очень многое, в первую очередь как этот товар проявит себя при его эксплуатации. Поэтому чем ниже цена потребления товара, тем выше его конкурентоспособность.
Рассматриваемый метод применяется, если сравниваемая техника одинакова по производительности и сроку службы. Если эти параметры разнятся, то необходимо привести варианты в сопоставимый вид.
Технические параметры при этом методе определения конкурентоспособности как бы явно не участвуют, но косвенно они все же учитываются в стоимостных параметрах (в продажной цене и цене потребления) [15, с. 45].
Второй метод. При определении конкурентоспособности товара по этому методу учитываются два критерия: себестоимость производства и реализации товара и уровень его качества.
Явно более конкурентоспособным является тот товар, у которого издержки на производство и реализацию являются минимальными, а уров
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.