На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальные аспекты вашей будущей профессии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Социальные  аспекты вашей  будущей профессии.
Глубокие  социально-экономические перемены, произошедшие в российском обществе, нашли свое весьма негативно отражение  в системе высшего профессионального  образования, что потребовало его  известного и уже реализуемого по всей стране реформирования. Этот сложный динамический процесс уже сегодня выявил немало серьезных и до сих пор нерешенных проблем, касающихся повышения качественных требований к уровню профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений, ориентированных на работу в сфере помогающих профессий (профессии типа «человек-человек»), в которых социально-психологическая и гуманитарная составляющие представляются наиболее важными [2]. 

Согласно  Концепции модернизации российского  образования основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, а также удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования. 

Профессиональное  становление специалистов по социальной работе предполагает формирование у  них системной психологической готовности к профессии и соответствующего позитивного отношения к будущей профессиональной деятельности на базе фундаментальных человеческих ценностей, главной из которых остается гуманизм или человеколюбие. Именно эти ценности сближают психологическую составляющую профессиогенеза у специалистов по социальной работе и в сфере здравоохранения. 

Более того, значительная часть сегодняшних  студентов социальных вузов не исключают, что после своего выпуска они  будут работать в системе здравоохранения или социальной защиты, обслуживая преимущественно больных людей или лиц с ограниченными физическими возможностями.   

Однако  в настоящее время сфера деятельности специалистов по социальной работе и  социальных работников очень обширна  и не всегда четко обозначена. Имея общий социально-психологический стержень, ориентированный на социальную помощь гражданам, оказавшимся трудных жизненных ситуациях, она существенно разнится по своим функциональным составляющим, конкретным и достаточно специфическим условиям труда: чиновник в областной (краевой или городской) администрации или городском управлении социальной защиты и специалист по социальной работе в психиатрическом или наркологическом стационаре, доме-интернате для престарелых и психоневрологическом интернате или отделениях - хоспис с тяжело и безнадежно больными людьми.  

В связи  с этим, особо важную роль в подготовке будущих специалистов по социальной работе играет формирование адекватного  профессионального самосознания, как  структурного компонента профессиональной деятельности, а также формирование соответствующих индивидуально-психологических свойств личности,  всестороннее осознание и углубление их альтруистической и гуманистической составляющей, эмоциональной устойчивости и стабильности, умений и навыков установления и поддержания на глубоком позитивном уровне межличностных контактов, ведения переговоров, умений защищать интересы клиентов, бороться за их права, обеспечивать их более полноценную социальную интеграцию (реинтеграцию, ресоциализацию)[3,4]. 

В процессе обучения в высшем учебном заведении  происходит формирование образа профессии, отношения к ней, профессиональной Я – концепции, профессионального  самосознания в целом. В сравнительно небольшой промежуток своей жизни  каждый студент получает представление о выбранном пути, необходимые базовые знания, умения и навыки, находит свое место в жизни профессии. Но этот период, особенно если он приходится на смену социально-экономической формации, финансовые и духовные кризисные явления в обществе, далеко не всегда проходит гладко и эффективно.  

Помимо  этого, формирование тех или иных профессиональных качеств в значительной степени зависит от процесса обучения в вузе, от особенностей и специфики  профессионализации во время обучения, от эффективности деятельности самих преподавателей в новых быстро меняющихся условиях. Все это определяет мотивы профессионального обучения, а в дальнейшем профессиональной деятельности и в конечном итоге – формирование профессионального самосознания и отношения к будущей профессии. Образ профессии  –  есть отражение в сознании и самосознании студентов наиболее значимого содержания профессии, это целостное представление базовых компонентов профессии, которые выступают как связующие фрагменты единой структуры в профессиональном самосознании [1,5].  

Положительное отношение к будущей профессиональной деятельности формируется благодаря  объединению различных сведений о профессии воедино, установлению их взаимосвязи, а также освоению разнообразного объема знаний, касающихся  умений координации, управления, организации, диагностирования, анализа, коммуникации, коррекции и реабилитации.  Становление профессионализма всегда начинается с профессиональной подготовки и воспитания специалистов, поэтапного формирования системы практических навыков системы социальной работы и профессионального мастерства. Без профессионального мастерства невозможна организация индивидуальных социальных услуг с целью разрешения трудной жизненной ситуации клиента и обеспечения социально-психологической гармонии его функционирования. Профессионально-личностное становление и развитие специалиста по социальной работе предусматривает формирование профессионального призвания, формирования профессионального мастерства и развитие духовно-нравственных качеств, а также навыков саморегуляции и самосовершенствования. Профессиональная деятельность требует от специалиста определенного набора личностных качеств, ценностей, знаний, умений и  навыков. Становится очевидным, что адекватный выбор специальности обучения и профессии в соответствии со склонностями, способностями и особенностями мотивации человека – это комплексная проблема, которая должна решаться в контексте концепции профессиональной готовности индивида. Именно в процессе обучения в вузе происходит первичное «освоение» профессии, а также формирование отношения к выбранной профессиональной деятельности, определяются жизненная и мировоззренческая позиции, индивидуализированные способы деятельности, формы поведения и общения, детерминирующие успешность будущей профессиональной деятельности [5,6]. 

Указанные выше «прописные истины», направленные на формирование базовых профессиональных навыков и профессиональной компетенции, будут иметь гораздо больше шансов для успешной реализации, если мы в  период обучения студентов в вузе сумеем развить у них высокий уровень мотивации на овладение профессией и представление о ее социальной престижности. 

В связи  с вышесказанным, на факультете социальной работы, управления и рекламы филиала  Российского государственного социального  университета (РГСУ) в г. Анапе проведено пилотажное сравнительное исследование психологического отношения к будущей профессии у студентов I и V курсов, обучающихся по специальности «социальная работа» на очной формы обучения.  

Группа  обследованных нами студентов-первокурсников состояла из 24 человек (5 юношей и 19 девушек) в возрасте от 17 до 19 (ср. возраст 17,7 лет), а группа студентов-пятикурсников была представлена 29 лицами (4 юноши и 25 девушек) в возрасте от 21 до 23 (ср. возраст 22,2 года). В результате в целом нами было обследовано 53 студента филиала РГСУ в г. Анапе.    

Целью исследования являлся сравнительный  анализ отношения к будущей профессии  студентов, начинающих обучение по специальности  «социальная работа»  и студентов, заканчивающих это обучение (выпускной курс).  

Для этой цели нами была разработана специальная  скрининговая анкета, в которой было 10 наиболее актуальных, на наш взгляд, вопросов, отражающих внутренние психологические (эмоциональные, когнитивные, поведенческие) и социально-психологические аспекты отношения к выбранной профессии.  

На вопрос анкеты «Каково ваше отношение к  выбранной профессии?» 45% студентов I курса ответили, что профессия  им очень нравится, 50% – скорее нравится, чем не нравится, 5% ответили, что  профессия не нравится. В отличии от первокурсников 29% студентов V курса ответили, что профессия им очень нравится, 45% – скорее нравится, чем не нравится, 13% сказали, что профессия скорее не нравится, а оставшиеся 13% затруднились ответить.  

Полученные  результаты позволяют сделать предварительный вывод  о том, что первокурсники более мотивированы на приобретение новых знаний, умений и навыков будущей профессии, чем студенты пятого курса, которые к моменту своего выпуска имеют признаки «разочарования» в ней. 

Следующий вопрос анкеты отражал наличие произошедших изменений в первичном представлении о профессии: «Ваше представление о профессии за период обучения в вузе изменилось?». Представление о профессии за период обучения в вузе у студентов I курса (спустя 3 месяца) изменилось в лучшую сторону – 45%, у 32% не изменилось и 23% затруднялись ответить. Студенты V курса отвечали, что их представление о профессии за пять лет обучения изменилось в лучшую сторону - 65%, в худшую сторону - 10%, не изменилось – 22%, затруднились ответить - 3%. Полученные результаты свидетельствуют о том, что студенты первого курса в первые месяцы своего обучения не выявляют кардинальных изменений в своем представлении о будущей профессии. Тогда как студенты пятого года обучения отмечают значительный разброс в мнениях, который свидетельствует о тои, что они обладают более реальной информацией о своей будущей профессиональной деятельности, что и повлияло на изменения их представления о ней. Преобладающая позитивная составляющая (65%) представлений студентов позволяет говорить о правильности и адекватности  их профессионального выбора. 

На вопрос анкеты «Поменяли бы вы выбранную  профессию, если бы представилась такая  возможность?». 63% первокурсников ответили, что нет, выбранная профессия  это их призвание, 5% поменяли бы, если условия были бы более выгодные, 18% желали бы попробовать себя в другой области, 14% ответили, что не любят перемен. Ответы студентов V курса значительно  отличались от ответов первокурсников: лишь 7% из них считают, что профессия по специальности «социальная работа» это их призвание, 30% поменяли бы специальность при более выгодных условиях, 60% желали бы проявить себя в другой деятельности, 3% не любят перемен. Эти результаты косвенно указывают на нарастающее разочарование в будущей профессии у выпускников данного социального вуза.  

Далее студентам  был задан  вопрос «Считаете  ли вы, что, выбрав именно эту профессию, поступили верно?». На него студенты I курса дали следующие ответы: 86% опрошенных сочли свой выбор правильным, а 14% сомневались в его правильности. Студенты V курса разделились во мнениях: 48% считали свой выбор правильным, а 48% сомневались в его правильности, 4% выпускников считали свой выбор ошибкой, что также указывает на нарастающее у них разочарование в выборе своей будущей профессии. 

Существенные  отличия в ответах у студентам I и V курсов были и на вопрос «Ваши  планы после окончания вуза?». 64% студентов I курса ответили, что  будут работать по специальности, 14% - будут работать по смежной специальности, 5% не будут работать по специальности, 17% желают получить второе высшее образование. Стремление работать по специальности обнаружили 29%  студентов V курса, а 39% опрошенных желали бы работать по смежной (родственной) специальности, 13% не желают работать по специальности вообще и 19% желают получить второе высшее образование.  

Данные  результаты отражают нарастающее нежелание  выпускников работать по выбранной  ими специальности, в отличие  от первокурсников, считающих, что выбранная  ими профессия это их призвание, и они хотели бы  посветить ей свою жизнь социальной работе с людьми.  

На вопрос «Интересуетесь ли вы последними тенденциями  науки и практики в области  вашей будущей профессиональной деятельности?» были получены следующие  результаты: 14% студентов I курса постоянно интересуются последними тенденциями науки и практики, 77%  – иногда,  9% – не интересуются. Студенты V курса 16% интересуются постоянно, 46% – иногда, 32% – редко и 6% не интересуются вообще. Это указывает на достаточно низкий уровень заинтересованности студентов социального вуза инновационными научными разработками в области социальной работы.  

На вопрос анкеты «Хотели бы вы продолжить свое образование по вашей специальности» студенты I курса дали следующие  ответы: 41%, желают продолжить свое образование в аспирантуре, не хотели бы продолжать свое образование 23%, а 36% - затруднились ответить.  19% студентов V курса  желают продолжить обучение в аспирантуре, 13% - желают продолжить свое образование по более узкой специализации, 55% - не желают продолжать свое образование, 13% - затруднились ответить на данный вопрос. 

В сравнительном  аспекте у пятикурсников также  просматривается угасание их интереса к своей будущей специальности  и своему дальнейшему профессиональному  росту. 

Одним из вопросов анкеты был «Что является для Вас главным условием при трудоустройстве?». Для 18% студентов I курса работа по специальности  являлось главным условием независимо от размера оплаты, 41% считают таким условием любую высокооплачиваемую работу, 36% – работу по специальности, но только высокооплачиваемою и 5% считают любую работу при условии быстрого трудоустройства. Студенты V курса имеют несколько другое, но достаточно близкое мнение: 19% студентов таким условием считают  работу по специальности независимо от размера ее оплаты, 29% – любую высокооплачиваемою работу, 39% считают, что это работа по специальности, но только высокооплачиваемая, 13% согласны на любую работу при возможности быстрого трудоустройства. Последнее указывает на более широкий диапазон и компромиссную готовность выпускников социальных вузов к любой работе при условии быстрого трудоустройства, что может быть связано с повышенным уровнем тревожности по поводу своей трудовой занятости в ближайшее будущем.    

Следующим, интересующим нас вопросом, было: «Интересно ли вам общаться с более опытными в вашей профессии специалистами?». Ответы студентов первого курса были следующими: 86% ответили «да», 14% ответили, что у них не было такой возможности. Студенты V курса были более избирательными в своих ответах: 55% ответили «да», 3% ответили «нет», у 32% не было такой возможности, 10% - затруднились ответить. Полученные данные в отношении студентов пятого – выпускного курса настораживают в плане прямого или косвенного нежелания (или отсутствия возможности) общения с более опытными коллегами – авторитетами и профессионалами в сфере социальной работы (до 45%), что может указывать на наличие проблемы профессиональной идентификации, вытекающей из искаженного уровня представлений о своей будущей профессии или даже более глубоких психологических нарушений в формировании личностного феномена «Я-идентичности».  

На вопрос «При знакомстве с новыми людьми, стремитесь ли Вы рассказать какую именно профессию  Вы осваиваете?». Студенты I  курса  дали следующие ответы: 18% гордятся тем, что учатся именно этой профессии, 64% с удовольствием рассказывают о своей профессии окружающим, 5% стесняются признаваться, что выбрали эту профессию, 8% стараются не рассказывать о ней  и 5% говорят о профессии, если другие их спрашивают об этом. Студенты V курса ответили следующим образом: 20% гордятся тем, что осваивают профессию по специальности «социальная работа», 57% с удовольствием рассказывают о ней, 10% иногда стесняются говорить о своей будущей профессии, 10% не желают говорить о ней, 3% рассказывают, только когда их об этом спрашивают. По данному вопросу расхождения во мнениях у первокурсников и выпускников социального вуза незначительны, однако низкий уровень (18-20%) студентов, которые «гордятся своей профессией» также свидетельствует не в пользу ее социальной престижности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.