На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по "Статистике"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 43. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД  СТАТИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ.
1. Статистика как наука.
2. Предмет статистической  науки, основные  понятия и характеристики.
3. Метод статистики.
4. Задачи статистики на современном этапе.
  Вопрос 1.
  Термин  статистика (от лат «status» - состояние, положение явлений в обществе, государстве) употребляется в различных значениях.
  Под статистикой понимается практическая деятельность людей по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих различные стороны общественной жизни: производство, распределение, обмен продуктов, политику, культуру, здравоохранение, образование, благосостояние народа и т.д.
  Под статистикой понимают также и особую науку, т.е. отрасль знаний, изучающую явления в жизни общества с их количественной стороны в неразрывной связи с качественной определенностью.
  Между статистической наукой и практикой  существует тесная связь и взаимозависимость. Статистическая наука использует данные практики, обобщает их и разрабатывает методы проведения статистических исследований. В свою очередь, в практической деятельности применяется теоретические положения статистической науки для решения конкретных управленческих задач
  Статистика  имеет многовековую историю. Её возникновение и развитие обусловлены общественными потребностями: подсчет населения, скота, учет земель, «имущества и т.д. Наиболее ранние сведения о таких работах в Китае относятся к 23 веку до нашей эры. В Древнем Риме проводились цензы (учеты) свободных граждан, их имущества. Каждый римлянин под клятвой смерти на Марсовом поле сообщал о своем имуществе. В 5 в. до н.э. учет численности войска персидского царя Дария осуществлялся следующим образом: перед походом каждый воин должен был положить камень в общую кучу.  
       По мере развития общественного  производства, внутренней и внешней торговли увеличивалась потребность в статистической информации. Это расширило сферу деятельности статистики, вело к совершенствованию ее приемов и методов. Многообразная практика учетно-статистических работ стала подвергаться теоретическим обобщениям. Началось формирование статистической науки.
  Считается, что основы статистической науки  были заложены англ. экономистом Уильямсом Петти. (1623-1687), последователи которого образовали научное направление, получившее название «политической арифметики».
  Основоположником  другого направления развития статистики явился Г. Конринг (1606-1681), который разработал систему описания государственного устройства. Его последователь профессор  философии и права Г. Ахенваль (1719-1772) впервые в Марбургском университете (!746 г.) начал читать новую дисциплину, названную им статистикой. Основным содержанием этого курса было описание политического состояния и достопримечательностей государств. Это направление развития статистики получили название описательного.
  Несколько позже профессор Геттенгенского университета А. Шлицер (1736-1809) опроверг взгляды, что статистика должна лишь описывать политическое устройство государств. Предметом статистики, по А. Шлицеру, является общество.
  В дальнейшем развитие статистики осуществлялось многими учеными и практиками. Среди них Ф. Гальтон, К. Пирсон, Ф. Фишер (математическое направление в статистике), И.К. Кирилов, В.И Татищев (описательная статистика), Д.П. Журавский, А.А. Чупров (он считал, что статистика выступает как метод изучения массовых явлений природы и общества), В.И. Хотимский, В.С. Немчинов и пр.
  Таким образом, история развития статистики показывает, что статистическая наука  сложилась в результате теоретического обобщения накопленного человечеством  передового опыта учетно-статистических. работ, обусловленных, прежде всего, потребностями управления  жизни общества. 

  Вопрос 2.
  Статистика  как наука имеет свой предмет  исследования. Предметом статистики является количественная сторона массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, которая отображается посредством объективных статистических показателей, то есть особых признаков. Например, при изучении объема товарооборота, товарных запасов, издержек обращения и других показателей коммерческой деятельности статистика устанавливает количественные характеристики их развития, определяет соотношение между отдельными показателями, даёт численную оценку проявившимся при этом закономерностям.
  Статистика  изучает особые признаки (или объективные  статистические показатели), которые должны отвечать следующим требованиям:
  1.  Быть качественно определенными и существенными для данного явления
  2.   Охватывать всю совокупность факторов и случаев, то есть общих признаков
    3.  Иметь определенную величину, характеризующую численность совокупности и её структуру, общий объем явления, среднюю величину признака, его колеблемость, то есть, иметь всю совокупность показателей исторически конкретных, определенных во времени и пространстве.
     При изучении количественной стороны массовых общественных явлений и процессов статистика использует ряд особых понятий, которые относятся к основным категориям статистики, составляющим её специфичный язык:
  1.  признак
  2.  вариации
  3.  статистическая совокупность
  4.  показатель
  5.  система показателей
  Признаком в статистике принято называть свойство, характерную черту или иную особенность единиц объектов, явлений, которые могут быть наблюдаемы или измеряны. Например, признаком промышленного предприятия могут выступать: вид выпускаемой продукции, размеры производства, численность персонала, величина основных производственных фондов. К демографическим и социальным признакам относят пол, возраст и т.д.
  Примерная классификация признаков:
  1.  по характеру выражения;
  2.  по способу измерения;
  3.  по отношению к характеризуемому объекту;
  4. по отношению ко времени;
  5. по характеру вариации. 
  По  характеру выражения различают описательные и количественные признаки.
  Описательные  признаки выражаются словесно. Они подразделяются на номинальные и порядковые в соответствии с теорией изменений. Отличие между ними в том, что номинальные - это описательные признаки, по которым нельзя ранжировать данные, тогда как порядковые - это те признаки, по которым можно ранжировать, упорядочивать данные. Например, пользуясь оценками экспертов, можно ранжировать работников по мастерству.
  Количественными называют признаки, отдельные значения которых отличаются друг от друга по величине, выраженной числом. Например, возраст человека, доход предприятия и т.д.
  По способу измерения различают первичные и вторичные признаки.
  Первичные признаки характеризуют единицу в совокупности в целом. Это абсолютные величины. Они могут быть измеряны, посчитаны, взвешены.
  Вторичные или расчетные  признаки не измеряются непосредственно, а рассчитываются, они являются продуктами человеческого сознания, результатом познания изучаемого объекта.
  По  отношению к характеризуемому объекту выделяют: Прямые (непосредственные) и косвенные признаки.
  Прямые - это признаки, имеющие свойства, присущие тому объекту, который ими характеризуется. Например, возраст определенного человека, объем определенной продукции, численность определенной группы студентов.
  Косвенные - это признаки, имеющие свойства, присущие не самому объекту, а другим совокупностям, относящимся к объекту либо входящим в него.                                                                       Например, оплата труда работников по отношению к предприятию это косвенный признак предприятия, но важный для отдельного человека, устраивающегося на работу.
  По  отношению ко времени признаки делятся на моментальные и интервальные.
  Моментальные  признаки характеризуют изучаемый объект по состоянию на какой-либо период времени, установленный планом статистического исследования. Например, численность населения Российской Федерации на 1 января 2001 года.
  Интервальные - это признаки, характеризующие результаты процессов, явлений, событий, и  поэтому их значения могут возникать только за определенный интервал времени.
  По  характеру вариации выделяют атрибутивные, дискретные и непрерывные признаки.
  Атрибутивные (качественные) - это те признаки, отдельные значения которых отличаются друг от друга существенными (качественными) моментами. Например, пол, национальность и т.д. Эти признаки не измеряются, а описываются.
  Дискретные  - это количественные признаки, которые могут принимать только лишь отдельные значения. (Например, целые числа: число комнат в квартире, число студентов в группе).
  Непрерывные (варьирующие) признаки способны принимать любые значения в определенных границах. К ним относятся вторичные расчетные признаки, целые, дробные, иррациональные числа. На практике значения непрерывных признаков округляют до определенной степени точности.
  Вариация - это колеблемость, многообразие, изменчивость величины признака по отдельным единицам совокупности явлений.
  Вариация  атрибутивного признака одно из двух или нескольких значений. Например, пол человека.
  Вариация  количественного признака имеет  диапазон колебаний. Например, заработная плата работника.
  Отдельное значение признака называют вариантом этого признака (обозначают буквой «х»). Варианты могут принимать любые значения в пределах данных границ вариации, а также могут повторяться при переходе одних единиц в другие.
  Статистическая  совокупность – это совокупность  социально-экономических объектов или явлений общественной жизни, объединенных некоей качественной основой, общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками. Например, совокупность предприятий.
  Совокупности  могут быть однородными и разнородными. Совокупность называют однородной если один или несколько изучаемых существенных признаков ее объектов являются общими для всех единиц. Совокупность называется однородной именно с точки зрения этих признаков. Совокупность, в которую входят явления разного типа, считается разнородной.
  В каждом отдельном случае однородность совокупности устанавливается путем  проведения качественного анализа, выяснения содержания изучаемого явления.
  Единица совокупности – это первичный элемент статистической совокупности, являющейся носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета. Признак – это качественная особенность единицы совокупности.
  Статистический  показатель – это понятие (категория), отражающее количественные характеристики (размеры) соотношения признаков общественных явлений. Статистические показатели могут быть объемными (численность населения) и расчетными (средний размер заработной платы); плановыми, отчетными и прогностическими (т. е. выступать в качестве прогнозных оценок.).
  Статистический  показатель следует отличать от признака. Признак – это свойство, присущее единице совокупности. Признак входит в качественное содержание показателя, он существует объективно, независимо от того, отражает ли его наука с помощью тех или иных показателей. Например, возраст человека – это его признак, который можно измерить с разной степенью точности (в годах, месяцах, в сутках или охарактеризовать датой рождения). Показатель – характеристика группы единиц или совокупности в целом. Его построение зависит от цели исследования и изобретательности статистика. Например, средний возраст работников фирмы или жителей города – это статистические показатели, дающие возрастную характеристику определенных групп, совокупностей людей.
  Статистический показатель следует отличать от статистических данных. Статистические данные – это конкретные численные значения статистических показателей. Они всегда определены не только качественно, но и количественно.
  Система статистических показателей – это совокупность статистических показателей, отражающих взаимосвязи, которые объективно существуют между явлениями. Для каждой общественно-экономической формации характерна определенная система взаимосвязи общественных явлений. Поэтому образуют систему и статистические показатели.
  Вопрос 3.
  Для изучения своего предмета статистика разрабатывает и применяет разнообразные  методы, совокупность которых образует статистическую методологию. Общей  основой разработки и применения статистической методологии являются принципы диалектического подхода к изучению явлений жизни общества. Это, прежде всего, требование рассмотрения фактов, характеризующих изучаемые явления, в их связи и  взаимозависимости, что является важным при статистическом изучении причинных отношении. Кроме того, важнейшим положением диалектического подхода познания является рассмотрения изучаемого явления в развитии, движении, то есть от возникновения до исчезновения. В соответствии с этим требованием, статистика изучает динамику социально - экономических явлений в их исторической обусловленности.
  В этой связи методом статистики является совокупность (система) специфичных приемов и методов, основанных на диалектико-логических, общенаучных и формально-логических категориях, которые применяет статистика для исследования количественной стороны социально - экономических явлений и процессов.
  Категории диалектической логики непосредственно относятся к процессу познания и мышления. При этом познание развивается по тем же законам, что и математический мир. Поэтому результатом статистического познания являются статистические показатели, которые, как и явления объективного мира, находятся во взаимосвязи и развитии, будучи подчиненными законам перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей и др.
  Знания  общенаучных категорий и методов необходимо для понимания конкретных путей образования статистических показателей. Основными общенаучными категориям являются: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и сопоставление, другие.
  Основными законами формальной логики являются: закон тождества, закон исключённого третьего, закон достаточного основания. Согласно закону тождества в процессе рассуждения каждая мысль должна сохранять одно и то же определённое содержание сколько б раз она не повторялась (рентабельность, прибыль и т.д.). Закон исключённого третьего предполагает, что из двух отрицающих друг друга мыслей об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, одна мысль непременно истина, а другая - ложь, т.е. третьего не дано. Закон достаточного основания утверждает, что всякая мысль для достоверности должна быть обоснована фактами, истинность которых доказана ранее практикой человека.
  Наряду  с всеобщим методом познания статистика применяет для исследования социально экономических явлений и процессов специфические методы и приёмы, а именно: исторический метод, статистико-экономический, абстрактно-логический метод (метод абстракции), балансовый, расчётно-конструктивный, экономико-математический и другие методы материальной статистики.
  В свою очередь статистико-экономический метод использует следующие приемы: абсолютные и относительные величины; средние величины; показатели вариации, динамики; индексы; группировки; дисперсионный анализ; корреляционно-регрессионный анализ; графический приём; выборочный метод и другие приёмы.
  Все многообразие статистических методов  изучения общественных явлений систематизируется по их целевому применению в последовательно выполняемых при этом трех основных стадиях экономического исследования: 1) сбор первичной статистической информации (на этой стадии применяются методы массового наблюдения); 2) статистическая сводка и обработка первичной информации (здесь важнейшим является метод группировок); 3) анализ статистической информации (здесь широкое применение имеют абсолютные, относительные и средние величины, статистические коэффициенты и прочие показатели, табличный и графический методы).  

   Вопрос 4.
   В настоящее время переход от административно-командных  форм управления к экономическим ставит перед статистикой как составной частью системы управления народным хозяйством новые задачи. К основным задачам статистики на современном этапе ее развития являются:
   1. Подготовка информации на основе  первичного статистического материала, полученного в процессе статистического наблюдения.
   2. Всестороннее исследование происходящих в обществе преобразований экономических и социальных процессов на основе научно обоснованной системы показателей.
   3. Обобщение и прогнозирование тенденций развития отраслей народного хозяйства.
   4. Выявление имеющихся резервов, повышение эффективности общественного производства.
   5. Своевременное обеспечение надёжной информацией законодательной власти, управленческих и хозяйственных органов, а также широкой общественности. 
 
 

ТЕМА 2. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ. 

1. Статистические показатели - количественная характеристика социально-экоиомических явлений.
2. Классификация показателей (система показателей).
3. Абсолютные величины, их виды.
    4. Относительные величины, способы их расчёта, способа применения.  

     Вопрос 1.
     Как и всякая наука, статистика познаёт  существенное в явлениях, раскрывает определённые закономерности. Статистическое проявление закономерностей становится возможным лишь через систему показателей, которые соответствуют закономерностям развития изучаемых явлений и рассматриваются в существующих взаимосвязях на основе статистических показателей. Статистика познаёт массовые явления и процессы в управлении производством, в различных сферах деятельности, в жизни общества в целом. Статистические показатели - это мера, т. е. единство качественного и количественного отражения свойств объективных явлений и процессов в научном познании. Поэтому статистический показатель - это общая характеристика какого-то свойства совокупности или группы. Этим он отличается от индивидуальных признаков, которые называются признаками. Статистические показатели, отображая экономические категории, имеют взаимосвязанные между собой количественную и качественную стороны. Качественная сторона отражается в его содержании без относительно к конкретному размеру признака. Количественная сторона показателя - его числовое значение.                   
     Статистические  показатели выполняют функции: познавательную и управленческую (контрольно-организационную). Познавательная функция заключается в том, что показатели характеризуют состояние и развитие изучаемых явлений, направление и интенсивность процессов, происходящих в обществе. Суть управленческой функции состоит в том, что показатели являются важным элементом процесса управления на всех его уровнях и особенно в связи с переходом на рыночные отношения, при этом усиливается контроль за ходом выполнения договорных обязательств, других сторон деятельности предприятия, связанных с качеством обслуживания, производственным процессом и экономическими результатами самих предприятий. 

     Вопрос 2.
     Статистические  показатели подразделяются на группы по следующим классификационным признакам:
1. По сущности изучаемых явлений.
2. По степени агрегированности показателей.
3. По характеру изучаемых явлений.
4. В  зависимости от целевой функции.
5. В  зависимости от вида измерения.
   По  сущности изучаемых  явлений различают объёмные или количественные показатели, характеризующие размеры процессов, и качественные показатели, которые выражают собой типичные свойства изучаемых явлений, процессов совокупности.
   По  степени агрегированности показатели подразделяются на индивидуальные, характеризующие единичные процессы, и обобщающие, отражающие совокупность в целом или её части.
   По  характеру изучаемых явлений выделяют интервальные и моментные показатели. Интервальные показатели выражают размеры явлений за отдельные периоды времени. К моментным показателям относят такие, которые отражают состояние процесса на определённую дату или момент времени.
   В зависимости от целевой  функции статистические показатели подразделяются на учётно-оценочные и аналитические.
   Учётно-оценочные  показатели - это статистические характеристики размера качественно определённых социально-экономических явлений в конкретных условиях места и времени. В зависимости  от специфики изучаемого явления учетно-оценочные показатели могут отражать объемы их распространенности в пространстве, или достигнутые на определенные моменты (даты) уровни развития.
   Аналитические показатели - применяются для анализа статистической информации и характеризуют особенности развития изначального явления: типичность признака, соотношение его отдельных частей, меру распространённости в пространстве, особенность развития во времени, и т. д.
   В зависимости от вида измерения различают так же показатели, отражающие натурально-вещественную форму, стоимостную, условно-натуральную форму и соответствующие им при этом единицы измерения.
     К статистическим показателям  предъявляются следующие требования:
    1.   При их построении необходимо опираться на положения экономической теории, а так же статистическую методологию и опыт статистических работ в управлении предприятием, отраслью и т. д., и стремиться к тому, чтобы показатели выражали сущность изучаемых явлений и давали им точную количественную оценку.
2. Добиваться полноты информации как по охвату единиц изучаемых объектов, так и по комплексному отображению всех сторон протекающего процесса.
3. Обеспечивать сравнимость статистических показателей посредством единообразия исходных данных в пространстве и во времени, а так же применение одинаковых единиц измерения.
    Повышать степень точности исходной информации на основе, которой исчисляются показатели, т. к. данные считаются достоверными в том случае, если они в точности совпадают с действительными размерами процессов, правильно характеризуют их содержание.
    Следует отметить, что для отображения  различных характеристик сложных  социально-экономических явлений нежелательно пользоваться одним показателем, здесь необходима система связанных между собой статистических показателей. Для характеристики многообразия взаимодействий социально-экономических процессов используется система показателей как инструмент, без которого невозможно установить важнейшие народнохозяйственные пропорции между производством, потреблением и накоплением, между отраслями народного хозяйства и т. д. При этом общая схема системы показателей должна включать:
      1.   Объединённые показатели, всесторонне характеризующие общественные явления и процессы.
      Частные показатели, отражающие единичную сторону явления, процесса.
Система показателей социально-экономических явлений и процессов включает в себя следующие основные группы показателей:
     1. Показатели ресурсов экономического потенциала, характеризуют наличие необходимых условий предпосылок процесса воспроизводства: объём, структура, динамика трудовых и материальных ресурсов.
     2. Показатели факторов общественного производства: состав, структура, динамика производственных сил, уровня и динамики производительности труда.
     3. Показатели конечных результатов общественного производства в объёмном измерении: объём, структура, динамика общественного продукта на всех фазах его воспроизводства.             
     4. Показатели затрат на производство и обращение общественного продукта, цен и ценообразования.
     5. Показатели финансовой деятельности на народнохозяйственном уровне.
     6. Показатели связи и пропорций расширенного воспроизводства, предполагают построение баланса народного хозяйства с учётом всех взаимосвязей между отраслями.
     7. Показатели эффективности общественного производства, качества работы. Даётся количественная оценка важнейших качественных аспектов развития народного хозяйства.
     8. Показатели международных сопоставлений.
     9. Показатели жизненного уровня населения.
     Методология исчисления групп показателей в  целом по стране и по отдельным  регионам в основном одинакова.  

Вопрос 3.
   Статистика, изучая свой предмет, использует показатели, которые характеризуют совокупность единиц в целом или по группам. Такие показатели называются обобщающими ( в отличие от первичных, получаемых в процессе наблюдения и относящихся к каждой единице совокупности). Метод обобщающих показателей – один из основных специфических методов статистики. Обобщающие показатели могут быть абсолютными, относительными и средними величинами.
      Абсолютными величинами называются показатели, выражающие размер или объем того или иного общественного явления в определенное время и на определенной территории. Например, в 2000 году производство проката черных металлов составило 120 млн. т. Абсолютные величины или показатели получают непосредственно в результате сводки (подсчёта) первичного статистического материала. На основе этих абсолютных величин исчисляют относительные и средние величины.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.