На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Категориальный анализ психологической науки

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Категориальный  анализ психологической науки 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СООТНОШЕНИЕ  БАЗИСНЫХ И МЕТАПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  КАТЕГОРИЙ  
4
1.1 Характеристика  базисных и метапсихологических  категорий 4
      1.1.1 Категории  «Образ              Сознание» 5
      1.1.2 Категории «Мотив            Ценность» 6
      1.1.3 Категории «Переживание               Чувство» 7
      1.1.4 Категории «Действие              Деятельность» 8
      1.1.5 Категории «Взаимоотношения  (интеракция)              Общение» 9
      1.1.6 Категории «Индивид              Я» 9
1.2 Категориальная  система психологии 10
1.3 Кластеры  категорий психологии 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
ГЛОССАРИЙ 24
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 

     Формулируя  в качестве одного из принципов теоретической психологии принцип открытости категориального строя, исследователи получают возможность расширить базисные категории за счет психологического осмысления других понятий, фигурирующих в психологии, и, таким образом, могут быть построены новые диады: базисная категория — метапсихологическая категория. Так, например, к четырем базисным категориям, впервые введенным М.Г.Ярошевским при характеристике категориального строя психологии, им самим были присоединены две другие — «Переживание» и «Психосоциальное отношение».
     Метапсихологическое развитие этих категорий (на основе других, базисных) может быть найдено соответственно в таких категориях, как «Чувство» и «Общение». Ряд базисных категорий может быть обогащен и новыми.
     Целью работы является изучение категориального строя  психологической науки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 СООТНОШЕНИЕ БАЗИСНЫХ И МЕТАПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ
     1.1 Характеристика базисных и метапсихологических категорий 

     В данный момент разработки проблем теоретической психологии может быть отмечена возможность восходящего движения конкретизации базисных психологических категорий в направлении метапсихологических категорий различной степени обобщенности и конкретности. Вырисовывается следующий ряд соответствий между базисными и метапсихологическими категориями:
      Образ           Сознание
      Мотив          Ценность
      Переживание              Чувство
      Действие             Деятельность
      Взаимоотношения (интеракция, взаимодействие)              Общение
      Я                     Личность
      Ситуация                   персоносфера
Определяемое  соотношение базисных и метапсихологических категорий может быть осмыслено следующим образом: в каждой метапсихологической категории раскрывается некоторая базисная психологическая категория через соотнесение ее с другими базисными категориями (что позволяет выявить заключенное в ней «системное качество»). В то время как в каждой из базисных категорий каждая другая базисная категория существует скрыто, «свернуто», каждая метапсихологическая категория представляет собой «развертку» этих латентных образований [6].
     Каждая  из одноуровневых категорий несет на себе «отпечаток» других категорий того же уровня. Взаимоотношения между базисными категориями психологии можно сравнить со взаимоотношениями лейбницианских монад: каждая отражает каждую. Если же попытаться метафорически выразить взаимоотношения между базисными и метапсихологическими категориями, то будет уместно вспомнить о голограмме: часть голограммы (базисная категория) заключает в себе целое (метапсихологическая категория).
     В логическом отношении каждая метапсихологическая  категория определяется через слитную субъект-предикативную конструкцию, в которой положение субъекта занимает некоторая базисная категория. Один из примеров: «Образ» как базисная категория — в метапсихологической категории «Сознание», в качестве предиката выступает соотношение этой базисной категории с другими базисными категориями — «Мотивом», «Действием», «Отношением» («Взаимоотношениями», «Интеракцией»), «Переживанием» и пр. [6]. 

      1.1.1 Категории  «Образ              Сознание» 

     Действительно ли «Сознание» является метапсихологическим эквивалентом базисной категории «Образ»? В литературе последнего времени высказываются мнения, исключающие подобную версию. Утверждается, что сознание не есть, как полагал, например, А.Н.Леонтьев, «в своей непосредственности... открывающаяся субъекту картина мира, в которую включении он сам, его действия и состояния», и не есть «отношение к действительности», а есть «отношение в самой действительности», «совокупность отношений в системе других отношений», «не имеет индивидуального существования или индивидуального представительства» [4]. Другими словами, сознание якобы не есть образ — акцент переносится на категорию «Отношение». Подобный взгляд,  вытекает из ограниченного представления о категории «Образ». Упущена связь между понятием «Образ» и имеющим многовековую традицию в истории философской и психологической мысли понятием «идея». Идея есть образ (мысль) в действии, продуктивное представление, формирующее свой объект. В идее преодолевается оппозиция субъективного и объективного (вполне резонно полагать, что «идеи творят мир»). Выявляя в образе то, что характеризует его со стороны действенности (а значит, «Мотивов», «Взаимоотношений», «Переживаний» «Я»), мы определяем его как «Сознание». Итак, «Сознание» есть целостный образ действительности (что, в свою очередь, означает область человеческого действия), реализующий мотивы и отношения индивида и включающий в себя его самопереживание, наряду с переживанием внеположности мира, в котором существует «Я» индивида. Логическим ядром определения категории «Сознание» здесь является базисная категория «Образ», а оформляющими категориями — «Действие», «Мотив», «Взаимоотношения», «Переживание», «Я». 

      1.1.2 Категории «Мотив           Ценность» 

     Проверка  на прочность идеи восхождения от абстрактных (базисных) к конкретным (метапсихологическим) категориям может  быть проведена также на примере  развития категории «Мотив». В этом случае возникает сложный вопрос о том, какая метапсихологическая категория должна быть поставлена в соответствие этой базисной категории: «значимость», «ценностность», «смысловое образование», «ценностные ориентации»? Однако при всей несомненности того, что все эти понятия находятся в перекличке друг с другом и при этом соотносятся с категорией «Мотив», они не могут по разным причинам считаться метапсихологическим эквивалентом последней. Одно из решений этой проблемы — привлечение категории «Ценность». Спрашивая, каковы ценности этого человека, мы задаемся вопросом о сокровенных мотивах его поведения, но сам по себе мотив еще не есть ценность. Например, можно испытывать влечение к чему-либо или к кому-либо и вместе с тем стыдиться этого чувства. Являются ли такие побуждения «ценностями»? Да, но только в том смысле, что это — «негативные ценности». Данное словосочетание должно быть признано производным от исходной — «позитивной» — интерпретации категории «ценность» (говорят о материальных и духовных, предметных и экзистенциальных, познавательных и нравственных ценностях и т.д. и т.п.).
     Таким образом, «ценность» - это не просто мотив, а мотив, характеризуемый определенным местом в системе самоотношений индивида. Мотив, рассматриваемый как ценность, выступает в сознании субъекта как определяющая характеристика его существования в мире. Мы сталкиваемся с подобным пониманием ценности как в обыденном, так и в научном сознании («ценность» в обычном словоупотреблении означает «явление, предмет, имеющий то или иное значение, важный, существенный в каком-нибудь отношении»; в философском плане подчеркивается нормативно-оценочный характер «ценности»). Ценностно то, что человек, по слонам Гегеля, признает своим.
     Однако  прежде чем мотив выступит перед  индивидом как ценность, должна быть произведена оценка, а порой и переоценка той роли, которую мотив играет или может играть в процессах самоосуществления индивида. Иначе говоря, для того чтобы мотив был включен индивидом в образ себя и выступил, таким образом, как ценность, индивид должен осуществить определенное действие (ценностное самоопределение). Результатом этого действия является не только образ мотива, но и переживание данного мотива индивидом в качестве важной и неотъемлемой части его «Я». Вместе с тем ценность есть то, что в глазах данного индивида ценимо и другими людьми, т. е. обладает для них побудительной силой. Посредством ценностей индивид персонализируется (обретает свою идеальную представленность и продолженность в общении).
     Мотивы-ценности, являясь сокровенными, раскрываются в общении, служа тому, чтобы «приоткрыть» общающихся друг другу. Таким образом, категория «Ценность» неотделима от базисной категории «Взаимоотношения» («Интеракция»), рассматриваемой не только во внутреннем, но и во внешнем плане. Итак, ценность — это мотив, который в процессе самоопределения рассматривается и переживается индивидом как его собственная неотчуждаемая «часть», что образует основу «самопредъявления» (персонализации) «Я» в общении. 

       1.1.3 Категории «Переживание               Чувство» 

     Категория «Переживание» (в широком смысле слова) может рассматриваться как  ядерная в построении метапсихологической  категории «Чувство». С. Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» различал первичное и специфическое «Переживание». В первом значении (его мы рассматриваем как определяющее для установления одной из базисных психологических категорий) «переживание» рассматривается как сущностная характеристика психики, качество «принадлежности» индивиду того, что составляет «внутреннее содержание» его жизни [8].
     С.Л.Рубинштейн, говоря о первичности такого переживания, отличал его от переживаний «в специфическом, подчеркнутом смысле слова»; последние имеют событийный характер, выражая «неповторимость» и «значительность» чего-либо во внутренней жизни личности. Такие переживания, на наш взгляд, и составляют то, что может быть названо чувством. Специальный анализ текстов С.Л.Рубинштейна мог бы показать, что путь становления событийного переживания («чувства») есть путь опосредствования: образующее его первичное переживание выступает при этом в его обусловленности со стороны «Образа», «Мотива», «Действия», «Отношений», «Я». Рассматривая, таким образом, «Переживание» (в широком смысле слова) как базисную категорию психологии, категорию «Чувство» — в логике восхождения — можно рассматривать как метапсихологическую категорию [8]. 

      1.1.4 Категории «Действие             Деятельность» 

       Метапсихологическим эквивалентом базисной категории «Действие» является категория «Деятельность». Деятельность есть целокупное (имеющее первоначально коллективно-распределенный характер) самоценное действие. Источником деятельности являются мотивы индивида, ее целью — образ возможного, в качестве прообраза того, что свершится, ее средствами — отдельные действия в направлении промежуточных целей и, наконец, ее результатом — переживание отношений, складывающихся между «Я» и ситуацией. 
 
 

      1.1.5 Категории «Взаимоотношения (интеракция)              Общение» 

       Категория «Интеракция» («Психосоциальное отношение», «Взаимоотношения», «Взаимодействие») является системообразующей (ядерной) для построения метапсихологической категории «Общение». Будучи включенным в диаду базисный — метапсихологический уровень «Интеракция» выступает как общение людей. «Общаться» — значит относиться друг к другу, содействовать или не содействовать, реализуя индивидуальные цели друг друга, закрепляя сложившиеся или формируя новые взаимоотношения. Конституирующей характеристикой отношений является принятие на себя позиции другого субъекта («проигрывание» его роли) и способность совместить в мыслях и чувствах собственное видение ситуации и точку зрения другого и таким образом действовать совместно с ним. Это возможно через совершение определенных действий. Цель этих действий — производство общего (чего-то «третьего» по отношению к общающимся). Среди этих действий выделяются: коммуникативные акты (обмен информацией), акты децентрации (постановка себя на место другого) и персонализации (достижение «Я»-отраженности индивида в другом).
     Последнее заключает в себе целостный образ-переживание другого человека, создающий у его партнера дополнительные побуждения (мотивы). 

      1.1.6 Категории «Индивид              Я»  

       В логике «восхождения от абстрактного к конкретному» категория «Индивид» может рассматриваться в качестве протопсихологической при построении базисной категории «Я». Предлагается следующее понимание «Я» (в ранге дефиниции): «Я» есть индивид в саморефлексии. Под именем «Я» индивид выступает как сложное рефлексивное образование, заключающее в себе наряду с самим индивидом как психофизической целостностью («бытийное Я») его данность себе в ощущениях («эмпирическое Я», разные по уровню сложности образы «Я»); индивид, определяемый как «Я», сосуществует с другими индивидами, являясь автономным носителем опредмеченных потребностей, целостных рефлекторных актов поведения и аффектов. 

     1.2 Категориальная система психологии 

     Как это очевидно из вышесказанного, было бы ошибкой считать лишь приведенную двучленную категориальную сетку завершенной. Базисными и метапсихологическими категориями не исчерпывается категориальный анализ психологического познания, и его необходимо достроить, показав, что в каждой психологической категории представлено единство явления и сущности. В этом — принципиальная характеристика категориальной системы психологии.
     В свое время в поисках отграничения специфической предметной области психологии Н.Н.Ланге ввел понятие «психосфера», призванное охватить богатство и многоплановость феноменов этой науки. При соотнесении представления Н. Н. Ланге о психосфере с фундаментальными идеями В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере возникает перспектива понять и описать подлинное место психосферы в едином пространстве, образуемом природой и социумом [3]. По В.И.Вернадскому, биосфера представляет собой активную оболочку Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов (в том числе человека) проявляется как фактор планетарного масштаба и значения. Вслед за Э.Леруа и П.Тейяром де Шарденом В. И. Вернадский понимает ноосферу как новое эволюционное состояние биосферы, при которой разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления и общества. Отсюда очевидно, что психосфера (сохраняя собственную уникальную предметность) интегрирует в превращенном виде процессы, совершающиеся в биосфере и ноосфере, тяготея в одних случаях к первой, в других — ко второй. Сказанное позволяет, исследуя базисные и метапсихологические категории, обратиться и к пространству биосферы, в недрах которой сложились протопсихологические категории, сущностно проявляющиеся в базисном категориальном строе психологии. Вместе с тем уровень метапсихологических категорий содержит сущностные характеристики по отношению к социоцентрическим категориям, детерминированным специфическими характеристиками ноосферы. Отсюда следует, что, к примеру, «Потребность» (протопсихоло-гическая категория) выступает, что было уже показано в предыдущем разделе, как сущность, а «Мотив» (базисная категория) — как явление, в котором эта сущность обнаруживается. В свою очередь, «Ценность» (метапсихологическая категория) проявляется в «Идеале» — категории социоцентрической. Итак, мы можем представить себе категориальную систему психологического познания как своего рода сетку, образующую пять уровней категорий (из которых первая не является собственно психологической, но остается сущностной по отношению к вышележащим психологическим категориям): биоцентрические, протопсихологические, базисные психологические, метапсихологические и социоцентрические, охватывающие в целом всю психосферу и порождающие весь понятийный аппарат психологической науки. Например, условная вертикаль «нужда — потребность — мотив — ценность — идеал» включает величайшее множество психологических понятий (влечения, желания, интерес, склонность, ценностные ориентации и т.д.).
     Ниже  приведена таблица 1, достаточно полно характеризующая категориальную систему психологии.
     Могут быть специфицированы как «параллели» (плеяды), так и «меридианы» (кластеры) категорий, которые упорядочены в таблице 1. Характеризуя плеяды категорий, выскажем здесь всего два суждения, обоснование которых требует специальной работы.
     1) Каждая из категорий любой из строк при всей своей специфичности неотделима от каждой другой категории той же строки. Например, категория «Личность» из плеяды метапсихологических категорий немыслима вне соотношения с категориями «Ценность», «Деятельность», «Сознание», «Чувство», «Общение», «Персоно-сфера», а категория «Образ» (плеяда базисных психологических категорий) неотделима от категорий «Я», «Мотив», «Действие», «Переживание», «Интеракция», «Ситуация».
Таблица 1 Категориальная система психологии
  НООСФЕРА  
 
Категории
Субстан-циональ- ность
Направ- ленность
Актив-ность Когни-тив-ность Субъектив-ность Событий-ность Действии-тельность П С
И
Х
О
С
Ф
Е
Р
А
Социоцен- трические
Человек Идеал Свобода Разум Экзистен-ция Соучаствование Эйкумена
Метапсихо- логические 
Личность Ценность Деятель-ность Созна- ние
Чувство Общение Персоно-сфера
Базисные  психологические Я Мотив Действие Образ Пережива-ние Интеракция Ситуация
Протопси-хологи-ческие Индивид Потреб-ность Рефлекс Ощу-щение Аффектив-ность Сосущес-твование Предмет-ность
Биоцентрические Организм Нужда Метабо-лизм Сигнал  Избира-тельсноть Синергия  Среда
  БИОСФЕРА
 
 
     2) Содержание категорий внутри каждой из пяти плеяд в строках таблицы характеризуется особым познавательным статусом. Нижняя первая строка таблицы, т. е. плеяда биоцентрических категорий, указывает на явления, которые могут быть изучены объективными методами, «извне», подобно тому как физики изучают объекты «подведомственной» им области знания. Интерпретация накапливаемых фактов при этом осуществляется на основе схем естественной причинности.
     Вторая  нижняя строка таблицы — плеяда протопсихологических категорий —  заключает в себе то, что на языке  философии обозначается как ноумены  — умопостигаемые сущности. Действительно, каждый из соответствующих объектов не дан наблюдателю непосредственно ни в показаниях датчиков, ни тем более путем прямого наблюдения извне. Например, даже такая, казалось бы, вполне наблюдаемая форма проявления активности, как реф леке, не может быть осмыслена без введения особых конструктов, природа которых исключает возможность их «созерцания» (например, понятия о «промежуточных переменных» у Э.Толмена, «настроения» у М.Я.Басова и т.п.). Кроме того, и в интроспекции категории этой плеяды непосредственно не выступают (например, «потребность» приоткрывается нам исключительно в виде мотивов — переживаемых побуждений к действию).
     В отличие от плеяды протопсихологических категорий следующая плеяда — базисные психологические категории — заключает в себе явления, в той или иной мере доступные интроспекции. Это — плеяда феноменов. Чтобы убедиться в этом, достаточно «вглядеться» в любое из содержаний, вырисовывающихся за терминами «Я». «Мотив», «Действие» и т.д.
     Метапсихологические категории — это плеяда идей. Каждая идея — это не просто мысль о чем-либо; это — единство мысли и мыслимого, мысль, заряженная импульсом самоосуществления. Вот почему, например, невозможно изучать личность подобно тому, как мы изучаем физические тела. С каким наслаждением признал свое «поражение» в попытках «понять» личность один из выдающихся ее исследователей, Р. Кеттелл, говоря, что личность подобна любви, все знают, что она есть, но никто не знает, что она есть! «Личность», «Ценность», «Деятельность», «Чувство», «Сознание», «Общение», «Персоносфера» — все это идеи, творящие свой объект. И наконец, плеяда экстрапсихологических категорий. Познавательный статус этих категорий парадоксален. Они будто играют в прятки с исследователем. Любой шаг познания здесь как бы отталкивает от себя познаваемое содержание; объект исследования вступает в конкурентные отношения с самим исследователем, доказывая свою несводимость к чему-либо, что могло бы быть известно заранее. 

     1.3 Кластеры категорий психологии 

     Обсудим теперь подробнее кластеры категорий, образующие столбцы приведенной матрицы.
     1) Кластеры категорий психосферы («меридианы», вертикали, столбцы матрицы).
     Каждый  из столбцов матрицы содержит в себе вполне определенный кластер категорий.  Каждая из вертикалей символизирует, и притом вполне отчетливо, то или иное фундаментальное психологическое измерение бытия человека.
     2) Кластер субстанциональности.
     Объединяет в себе такие категории, как «Организм» (нулевой уровень), «Индивид», «Я», «Личности», «Человек» (высший уровень). Действительно, если под субстанциональностью понимать то, что соответствует этому термину в истории человеческой мысли, а именно свойство быть первоосновой чего-либо, то можно убедиться в том, что именно такова суть всех категорий означенной вертикали. Свойство субстанциональности при этом все более полно раскрывает себя при переходе с нижней на все более высокие ступени в этом ряду. Первоначально, применительно к организму, субстанциональность раскрывается весьма ограничено, означая «не более чем» жизнеспособность органического тела живого существа при взаимодействии с окружающей средой (воспроизводство собственной телесной целостности), но применительно к человеку данное качество означает также превращение окружающей природы в органическое тело самого человека (что предполагает уже не просто приспособление к природной среде, но и ее подчинение своей собственной воле). Точно такое же «нарастание» полноты самораскрытия по мере продвижения вверх каждой из родовых категорий, охватывающих каждую из вертикалей, мы можем зафиксировать во всех других рассматриваемых случаях. Конспективно рассмотрим каждый из них.
     3) Кластер направленности.
     Синонимы: «телеология», «устремленность». Род категорий, включающий в себя «Нужду» (нулевой уровень), «Потребность», «Мотив», «Ценность», «Идеал» (высший уровень). Категория «Нужда», характеризуя то, что насущно необходимо, не означает, что необходимое для существования организма изначально уже «записано» в нем, — речь может идти лишь о том, в чем совершенно объективно нуждается организм; иными словами, последний может, так сказать, «и не догадываться» о своих подлинных интересах, и даже более того — никоим образом не обнаруживать их вовне. Что же касается потребности, то она как бы сама заявляет о себе активностью (потребность есть «зависимость как источник активности»). Далее — категория «Мотив»; в отличие от потребности вообще мотив есть не что иное, как субъективированная устремленность — феноменальная данность потребности. Продолжая подъем «вверх» по вертикали, мы застаем такую форму интенциональности, как «Ценность», — здесь перед нами признанный самим индивидом, ставший целью его собственных действий мотив. И наконец, «Идеал»: осознанная личностью ценность, направляющая его деятельность и, более того, предъявляемая в общении как образец для всех.
     4) Кластер активности.
     Этот  кластер обобщает в себе такие  категории, как «Метаболизм» (нулевой уровень), «Рефлекс», «Действие», «Деятельность», «Свобода» (высший уровень). Здесь сохраняется та же логика все более глубокого и существенного раскрытия родового определения бытия человека, что и в других случаях. Каждый шаг продвижения вверх внутри кластера раскрывает категорию активности все более полно. Предлагаемая трактовка «активности» объединяет в себе две эпохи философии причинности: кантианско-гегелевскую и античную. В определении «активности» вообще мы следуем наиболее емкому из всех мыслимых определений, принадлежащему И.Канту: «активность есть причинность причины». Высший уровень активности — «первопричинность» или, что то же самое, — «свободная причинность». В развитие взглядов Гегеля, свободная причина может быть осмыслена как causa sui («причина себя»), что и задает нам общее представление о высшей категории кластера активности («Свобода»). Такое понимание применительно к категориям психосферы конкретизируется в соответствии с учением Аристотеля о четырех причинах («материальной» — имеется в виду то, из чего строится что-либо, «формальной» — то, по форме чего строится, «действующей» — то, что или кто строит, и «целевой» — то, ради чего строится) и гегелевским пониманием «свободной причины».
     Первый  уровень кластера активности — «Метаболизм». Живое существо воспроизводит свою собственную телесность, а именно то, из чего он состоит, «материю» своего бытия; в этом случае мы говорим о  материальной самопричинности; формальная, действенная и целевая причинности здесь еще не выступают самостоятельно: внутри самого тела не «записано», в каком направлении, кто и зачем будет действовать. Чтобы представить происходящее, можно воспользоваться аналогией «круговорота воды в природе»: здесь нет ни формальной, ни действующей, ни целевой причинности, между тем как материальная самопричинность, сохранение водной массы, налицо.
     Второй  уровень кластера — «Рефлекс» (целостный  рефлекторный акт поведения). Рефлекторная активность образует условие осуществления метаболизма, когда он невозможен в настоящем или, если ничего не менять, — в будущем. В этих случаях индивид осуществляет «опережающее отражение действительности» (П.К.Анохин), восстанавливающее или подготавливающее протекание метаболизма. Перед нами проявления формальной причинности, выступающие самостоятельно в качестве условия существования индивида (однако здесь еще рано говорить об автономизации действующей и целевой причинности). Любопытно, что метаболизм обеспечивает превращение как бы случайного, пробного, разового акта опережающего отражения собственно в рефлекс, играя роль «подкрепления»; в результате воспроизводится не просто материальный состав организма, а целостность более высокого порядка — тело, наделенное рефлексом. На языке концепции причинности перед нами в рефлексе формальная самопричинность, что означает проявление свободы.
     Третий  уровень кластера — «Действие». Действие («произвольная активность») выступает на передний план тогда, когда свободное протекание рефлекторного акта без дополнительных преобразований обстоятельств невозможно сейчас или потом, и для его обеспечения живое существо должно строить помимо образа среды еще и образ себя во взаимодействии с нею. В этом случае рождается собственно «Я» — действующая самопричинность (еще одно, более высокое проявление свободы).
     Четвертый уровень — «Деятельность». Здесь обеспечивается само существование деятельной способности субъекта, что и составляет конечный ориентир активности, — ее целевую причинность. Заметим, что деятельность объединяет в себе множество действий, субъекты которых могут не быть идентичны. Иными словами, тот, «ради кого» осуществляется деятельность, и тот, «кто» действует, не обязательно одно целое. Таким образом, «целевая причинность» может выступать здесь обособленно от «действующей» и соответственно «формальной» и «материальной» причинности. И наконец, об успешности деятельности говорят лишь в том случае, когда она воспроизводима, а это, в свою очередь, свидетельствует о целевой самопричинности деятельности, — свободе субъекта в ее осуществлении.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.